Докажите что государство является социальным институтом
Признаки государства как социального института
Государство как социальный институт — основные понятия, характеристика
Изучение государства как социального института занимало и занимает умы философов, социологов, политиков, филологов, политологов, других мыслителей и деятелей науки, поскольку требует глубоких знаний в разных отраслях научных знаний.
По мнению основателя социологии, французского философа Огюста Конта, это конструкция, способная обеспечить согласие и единство в социуме, представляющая для ученого интерес, как работающая функция в ходе социальной интеграции.
Как характеризуют социальные институты?
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Доктор филологических наук профессор И. М. Дзялошинский считает, что «именно совокупность базовых институтов, определяющих основные формальные и неформальные нормы и правила жизнедеятельности людей, формирует институциональную матрицу, которая определяет спектр возможных траекторий развития общества».
Выделяют несколько основных социальных институтов, играющих существенную роль. Ученые обращают внимание на формальные институты, в которых урегулированы предписаниями (законами, уставами, правилами и тому подобными нормами) и объем функций, и средства, и методы функционирования. К формальным относится и государство.
Признаки государства, как социального института, примеры
Институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: идеологическую, социальную, экономическую. Рассматривая государство как социальный институт, советский и российский социолог, доктор социологических наук, Ф. И. Шарков отмечает характерные признаки:
Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский, также упоминает функцию организации власти, которая невозможна без применения принуждения (ряда ограничений действий граждан) в границах принимаемых законов и норм морали и нравственности.
Ученые акцентируют внимание на осуществлении функций власти, поскольку это однозначный критерий отделения института государства в исторически сформировавшейся системе базовых институтов — регуляторов основных общественных сфер.
А. А. Галкин (советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук, профессор), Ф. М. Бурлацкий (советский и российский политолог, журналист, кандидат юридических наук, доктор философских наук, профессор) и другие ученые называли следующие признаки:
Известен и несколько иной перечень основных признаков:
Примеры признаков государства: институт гражданство, издание нормативно-правовых актов, охрана государственной границы, денежная эмиссия, главенство власти над всеми физическими и юридическими лицами в пределах территории, взимание налогов.
Функции института государства, основные роли, кратко
Социальный институт государства уникален, так как, в отличие от всех других социальных институтов, обладает инструментами не только для добровольного и осознанного сотрудничества людей во имя достижения социально значимых целей, но и принуждения к признаваемой целесообразной и общественно полезной деятельности.
Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский указывает, что государство как социально-политический институт обладает монополией:
Государство любой страны осуществляет множество необходимых функций:
Социальные функции государства:
Структура социального института государства
Социальный институт государства, занимая основное положение в социальной системе, отвечает общим признакам социальных институтов, несмотря на их многообразие.
Социальный институт государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «социальный институт»
Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.
Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.
Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:
Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.
Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство как социальный институт
Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.
Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.
Основная цель государства как социального института – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.
Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.
Признаки государства как социального института
Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.
Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.
Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.
В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.
В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.
Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:
Государство как социальный институт
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Государство как социальный институт
Государство как социальный институт обладает целым рядом признаков (по Ф.И. Шарикову). Среди них:
Государство как социальный институт:
Сегодня социальный институт государства развивается весьма противоречиво, но обладает устойчивыми основами и некоторой степенью прогресса в индивидуальном становлении.
Причины возникновения государства
Как социальный институт государство имеет четкую цель деятельности и конкретный перечень функций, набор статусов и ролей, типичных для конкретного государства. Государство появилось по целому ряду различных причин. Среди них:
Поэтому при характеристике государства как социального института всегда необходимо различать причины, условия, формы образования государства. Считается, что основной причиной возникновения государства является саморазвитие общества, имеющего собственные уникальные внутренние механизмы и стимулы развития при наличии скоординированного направляющего воздействия из единого центра.
Функции государства
Среди важнейших функций любого государства можно выделить:
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме того, государство имеет ряд социальных функций. Оно призвано обеспечивать целостность общества и создавать комплекс факторов для его безопасного развития. При этом важно обеспечивать реализацию прав и свобод каждого конкретного гражданина. Также важно создавать условия для быстрого экономического роста и формировать безопасность народа внутри мирового сообщества.
Если конкретизировать экономическую функцию государства, то можно обозначить государственное управленческое влияние на экономическую сферу, объекты внутри этой деятельности в государственном и негосударственном секторе.
Социальный институт – это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи).
Финансовая функция государства заключается в осуществлении управленческой деятельности по распределению денежных средств на необходимые цели. Одной из основных функций государства также называют социальную функцию.
Социальная функция государства заключается в развитии сферы оказания услуг населению, которые необходимы для повышения уровня его благосостояния. Кроме того, в рамках реализации социальной функции государство оказывает поддержку малообеспеченным семьям, отдельным личностям, предоставляет им материальную и другие виды помощи.
Государство как социальный институт выполняет политическую функцию и определяет деятельность по формированию направлений работы всех органов государственной власти.
Одной из значимых функций государства также называют развитие культурного фона жизни. В современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимо наличие духовно развитых и интеллектуально подкованных людей, которые бы обладали высокой степенью квалификации в своей области.
Социальный институт государства должен обеспечивать охрану правопорядка и свобод граждан. При этом государство борется с правонарушениями и создает благоприятные условия для реализации всех прав и свобод человека, объединений людей.
Общественная безопасность – это составляющая национальной безопасности, выраженная в уровне защищённости личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общественно опасного характера, характеризуемая удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности.
Общественная безопасность поддерживается государством путем ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений, таких как стихийные бедствия, организованная преступность, катастрофы и аварии.
Также государство, как социальный институт обладает рядом внешних функций или тех принципов деятельности, которые реализуются за пределами собственной территории. Внешние функции не менее важны, чем внутренние, поскольку укрепляют социальное пространство внутри территории государства.
Среди внешних функций государства можно выделить:
Внешние функции государства могут быть военными или коммуникативными (при сотрудничестве с другими государствами). Государства сотрудничают друг с другом в сфере экономики, природоохранной деятельности, в процессе борьбы с организованной международной преступностью.
Государство как социальный институт
Тема 1. Государство как социальный институт
1. Происхождение государства
2. Типология государств
3. Признаки, функции государства и формы их осуществления
4. Форма государства
1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы.
Специфические формы возникновения государства
Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др.
Афины — классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.
Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями — членами патрицианского рода и пришельцами — плебеями.
Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т. к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:
государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);
государства долин Инда и Ганга (территория Индии);
государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.
Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:
• возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;
• данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;
• влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);
К основным теориям возникновения государства принято относить:
♦теологическую (религиозная, божественная);
♦ насилия (внутреннего и внешнего);
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (н. э.), Фома Аквинский (1христианские философы и богословы.
В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристодо н. э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Договорная теория возникновения государства
Гуго Гроций (1голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1, Томас Гоббс (1английские философы;
(1русский философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.
Смысл идеи «общественного договора» в следующем:
= первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
= каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;
= в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
= чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
Теория общественного договора имела прогрессивное значение:
сделан шаг к созданию гражданского общества;
государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1, а также учеными Вормсом и Прейсом.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог (1Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека:
— желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
— желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1немецкий философ; Людвиг Гумплович (1австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1По их мнению, государство возникло путем насилия:
*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
*одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
= сбор дани дружинниками;
= =расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
= огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
= иные формы насилия.
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).
Экономическая (классовая) теория возникновения государства
Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
— произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
— возник прибавочный продукт;
— появились частная собственность и публичная власть;
Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.
К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А. Августин, Ф. Аквинский).
Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т. Гоббс). Другие философы () считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.
Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т. п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту образования государства относится:
» организационные изменения: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.
Пути возникновения государства
Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.
Для азиатского пути характерно:
› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;
› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;
› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;
Для европейского пути характерно следующее:
» государство возникло до появления классов.
» насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
» основой государства является частная собственность;
» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
» определение политическое господство через богатство;
» административная структура складывается после появления частной собственности;
» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.
Основными причинами появления государства были следующие:
1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.
3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;
4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;
5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
2. Типология государств
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Можно выделить два подхода к сущности государства:
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.
Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:
1) по социальным признакам (характеру государственной власти);
2) по форме (способам организации власти);
3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);
4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);
5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;
6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);
7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.
Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит.
Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.
Исторические типы государства,
типы общественно-экономической формации
Шумер, Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Урарту, Колхида
СССР, Куба, Вьетнам, Монголия, Китай и др.
Франкское государство, Франция до конца XVIII века, Англия до начала XVIII века, Киевская Русь, Россия до конца XIX века
США, ФРГ, Великобритания, Мексика, Япония, Италия и др.
ФРГ, США, Великобритания и др.
Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX—VIII вв. до н. э., т. е. на 20 и более веков позднее Египта.
По сравнению с восточным обществом европейское рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствующее ему государство.
Государства этого типа возникли в Европе в VI—IX вв. н. э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.
Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.
Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.
Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятельство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Новгород, Псков, Венеция, Генуя, и др.).
Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).
Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.
В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.
На первой стадии (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство.
Второй этап развития буржуазного общества — период монополистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в. В руках не многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.).
На третьем этапе, в начале прошлого столетия хотя государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества. Государство активнее вмешивается в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования, осуществляются много миллиардные социальные программы.
Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, — как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.
Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застойный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.
Эта типология связана с понятием «цивилизация». В самом общем виде понятие «цивилизации» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.
3. Признаки, функции государства и формы их осуществления
Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации.
Признаками государства являются:
» наличие публичной власти;
» территория и административно-территориальное деление;
1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.
Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.
армия, полиция (милиция), органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).
отделена от общества;
не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за властью в догосударственный период);
осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности;
опирается на писаное формализованное право;
подкреплена принудительной силой государства.
Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.
В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.
Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.
Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.
Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.
Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.
Все функции государства условно можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы.
Одна из основных функций государства политическая, заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса.
Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. Вместе с тем история показывает, что юридическое закрепление прав и свобод не всегда гарантирует их реальное осуществление в повседневной жизни.
Важным для развития общества и государства является создание необходимой экономической базы. Решение задач политического и социального характера не возможно без надлежащего материального обеспечения. Поэтому государство не может ослаблять свою роль в экономическом секторе задач и должно постоянно держать в центре внимания выполнение своей экономической функции.
Экологические кризисы, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, духовная деградация людей все больше выдвигают сегодня на первый план экологическую функцию. Без участия государства и использования его властной силы сохранить нормальную среду обитания люди не в состоянии, несмотря на активное экологическое движение в мире.
В современных условиях на успехи в осуществлении внутренних функций государства все большее влияние оказывает развитие связей между народами разных стран. Эти связи носят разнообразный характер: мирное сотрудничество в сфере науки, образования и т. п., взаимная оборона, борьба с терроризмом, решение продовольственных и экологических проблем и др.
Поэтому внешние функции также имеют постоянное место в деятельности государства.
Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.
Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.
Существует много классификаций функций государства.
В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.
В зависимости от направленности на: внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся экономическая, социальная, идеологическая, экологическая и функция охраны правопорядка,
Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования и создании благоприятной среды обитания.
Охрана правопорядка. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод граждан.
К внешним функциям относятся: оборона страны, сотрудничество с другими государствами, поддержание мира и др.
Сотрудничество с другими государствами направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений.
Формы и методы осуществления функций государства
Государство выполняет свои функции в присущих ему формах и применяет в своей деятельности различные методы.
Формы осуществления (реализации) функций государства делятся на: правовые и организационные.
К организационным формам относятся:
› организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);
› организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
› организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).
К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.
Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.
Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).
Правоохранительная форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны.
При выполнении какой либо функции государство использует методы соответствующие этой функции. Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т. д.
Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.
Из числа неправовых свойственных для развитого правового государства следует выделить:
— экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),
— политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.),
— идеологические (обращения к населению, призывы и т. п.),
— собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.).
Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т. п.).
4. Форма государства
Понятие и значение формы государства
От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме.
Форма государства, т. е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается:
› в форме правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);
› в форме государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);
› в виде политического режима – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический.
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
Еще Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).
В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.
Виды монархий могут быть рассмотрены применительно к историческим параметрам или с позиций принадлежности власти.
Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная.
Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.
При парламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т. д. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.
Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:
Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.
В парламентской республике верховенство власти находится у парламента. Роль президент в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т. д.
Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.
В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам, в частности, относится Франция, а также Россия.
Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.
Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.
Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Признаки унитарного государства
1. Один Основной Закон.
2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, система законодательства, гражданство, денежная единица, налоговая и кредитная политика.
3. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
Унитарное государство может быть многонациональным (Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и др.) и однонациональным (Япония, Египет и др.).
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями.
2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международ-ных отношениях.
3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза.
4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ)
1. Субъекты национально-государственные образования.
2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.
3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.
4. Формирование высших государственных органов в определенной части из представителей субъектов федерации,
5. Утверждение права наций на самоопреде-ление. (Индия, Российская Федерация)
Конфедерация — это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.
Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).
При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.
Исторические факты подтверждают что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д.
Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века.
Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Суть всего этого сосредоточена в понятии «государственный режим».
Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.
Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.
На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.
Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.
Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т. д.
Демократия, т. е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.
Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.
Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т. д.
Антидемократические политические режимы также разнообразны, однако их содержание во многом схоже: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.
Они различаются степенью применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.
Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.
Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь.
Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.