Докажите что классики русской литературы связан со значительными страницами русской истории
Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»
обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить со структурой учебника; показать неразрывную связь литературы и истории.
знакомство с понятиями литературный процесс, историзм литературы.
развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение находить взаимосвязь русской литературы с культурой и историей России и мира.
развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня обучающихся через обращение к художественным текстам интереса к истории, культурным традициям наших предков.
Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками учащихся, словарная работа, слово учителя.
Технология: критического мышления.
Оборудование: учебник, презентация.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Работа с читательскими дневниками
-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?
Откройте свои читательские дневники.
-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они?
Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.
— Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочитать, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?
-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?
-Какие авторы вам не были знакомы ранее?
-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?
Примечание : просмотреть часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Мотивация УУД. Целеполагание
Работа с афоризмами:
Афоризм (от др.-греч. «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер
( русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький
— Как вы понимаете эти строки?
Запись определения в тетрадь.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
Объявление темы урока, цели, задач.
На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.
Работа над темой урока
Сегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания
как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.
В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке.
Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Этапы мирового литературного процесса
Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)
Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности.
Периоды развития русской литературы
ДРЛ развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.
Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
Современная русская литература (конец XX века – наши дни)
Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мирового и русской литературы).
Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории.
В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.
Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы.
В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.
О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)
История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.
Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.
И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.
Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему.
В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.
Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.
Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
Кратко фиксируют лекцию.
Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.
Литература 8 класс 1 урок «Русская литература и история»
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Домашнее задание. ВСЕМ, кто не выберет индивидуальные или групповые задания: Завершить заполнение таблиц. Подготовить пересказ статьи учебника «Русская литература и история» по опорным словам, выполнив задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Письменно ответить на вопрос «Что такое историзм литературы?», приведя свои примеры (не более 5—10 предложений). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об обрядовых песнях. Составить толковый словарик историко-культурных реалий (Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов). Групповые задания. Прочитать статью «О талантливом читателе» из практикума «Читаем, думаем, спорим. » и выполнить устно задания практикума. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Основное содержание урока. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. Планируемые результата: Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа Выразительное чтение фрагментов из произведений художественной литературы на историческую тему: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (глава VII, со слов «В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости. » до слов «Государь здесь!»); Н. В. Гоголь. «Ревизор» (действие третье, явление VI со слов Хлестакова «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь проскользнуть незаметно» до слов «Я ведь тоже балы даю»); А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (глава «Бой в болоте» с начала главы до слов «Русский труженик-солдат»); В.Скотт. «Айвенго» (глава I с начала главы до слов «. в приближающихся государственных потрясениях»). Вступительная беседа: Из каких произведений взяты данные фрагменты? Кто автор этих произведений? Какие имена и названия в данных отрывках являются реальными, невыдуманными (существовали или существуют на самом деле)? Предположите, какое время описано в каждом отрывке. Как вы догадались? Обоснуйте свою позицию. Какая общая тема может объединить такие непохожие произведения? (Историческая тема.) — Подумайте, почему именно эти отрывки прозвучали в начале урока. Отрывки взяты из произведений на историческую тему, которые будут изучаться в 8 классе, потому что ведущей проблемой курса станет взаимосвязь литературы и истории. Чтение статьи учебника «Русская литература и история» с начала до слов «. всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…». Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Составление плана и тезисов первой части статьи учебника (тезисы сформулированы устно и должны быть записаны в таблицу дома): Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Вопрос Пункт плана Тезис Почему каждый человексвязанс отечественной имировойисторией? Человек и история Докажите, что произведения древнерусской литературыявляютсяодновременно иисторическими, и литературными, и публицистическими Единство истории,литературы ипублицистики в древних летописных сводах В чём проявилась близость исторической науки ихудожественнойлитературы в XVIII—XIX вв.? Близость истории илитературывXVHI—XIX вв. Чемможно объяснитьинтересрусских писателей кисторическогопрошлому своего народа? Причины интереса русских писателей к отечественной истории
Историзм творчества классиков русской литературы Чтение статьи учебника «Русская литература и история» со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи. Составление плана и тезисов второй части статьи учебника: Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Вопрос Пункт плана Тезис Каким образом русскаяисторияотразилась впроизведенияхПушкина, Гоголя, Тургенева? Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России Что такоеисторизм русской классической литературы? Историзм русскойклассическойлитературы Почему русских писателей интересовали проблемывсемирнойистории? Интерес русских писателей к проблемамвсемирной истории Докажите, что классикирусскойлитературы связаны со значительными страницами русской истории Связь творчества русскихписателейс историческимпроцессом
Обобщающая беседа: Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя». Практическая работа. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного). Заполните таблицу, вписав в неё авторов, названия и имена героев литературных произведений: Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Заполнение таблицы должно быть завершено дома. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Историческая личность Литературное произведение Автор произведения Главные герои Исторический фон Король шотландский ГрафКлейнмихель Донской казак Платов Карл XII Царь Иван Грозный Княгиня Трубецкая
Итоговые вопросы: Какие произведения на историческую тему прочитаны вами в 5—7 классах? О каких событиях и героях русской и мировой истории вы узнали? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Выявление уровня литературного развития учащихся. 1. Выполнение тестовых заданий. Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них: Вариант 1 Вариант 2 Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Авторы Названия : произведений Исторические события 1. И. А. Крылов 1. «Русские женщины» 1. Троянская война 2. Н. А. Некрасов 2. «Рассказ танкиста» 2. Отечественная война 1812 г. 3.JI.Н. Толстой 3. «Волк на псарне» 3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. 4. А. Т. Твардовский 4. «Илиада» 4. Война с горцами в XIX в. 5. Гомер 5. «Кавказский пленник» 5. Ссылка декабристов в Сибирь Авторы Названия : произведений Исторические события 1. Д. С. Самойлов 1. «ТарасБульба» 1. Северная война 1700— 1721 гг. 2. А. С. Пушкин 2. «Сороковые» 2. Отечественная война 1812 г. 3. Н. В. Гоголь 3. «Василий Шибанов» 3. ВеликаяОтечественнаявойна 1941—1945 гг. 4. М. Ю. Лермонтов 4. «Полтава» 4. Конфликт ИванаГрозногои Андрея Курбского 5. А. К. Толстой 5. «Бородино» 5. Борьба украинскогонародапротив завоевателей в конце XVI—начале XVII в.
Вариант 1 Ответы на тест: 1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41. Вариант 2 Ответы на тест: 1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
2. Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений): Вариант 1 Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны? Вариант 2 В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
3. Письменное комментирование следующих афоризмов: Вариант 1 «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький). Вариант 2 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А С. Пушкин). Учитель литературы: Муллаянова А. Р.