Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории
Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»
обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить со структурой учебника; показать неразрывную связь литературы и истории.
знакомство с понятиями литературный процесс, историзм литературы.
развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение находить взаимосвязь русской литературы с культурой и историей России и мира.
развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня обучающихся через обращение к художественным текстам интереса к истории, культурным традициям наших предков.
Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками учащихся, словарная работа, слово учителя.
Технология: критического мышления.
Оборудование: учебник, презентация.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Работа с читательскими дневниками
-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?
Откройте свои читательские дневники.
-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они?
Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.
— Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочитать, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?
-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?
-Какие авторы вам не были знакомы ранее?
-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?
Примечание : просмотреть часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Мотивация УУД. Целеполагание
Работа с афоризмами:
Афоризм (от др.-греч. «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер
( русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький
— Как вы понимаете эти строки?
Запись определения в тетрадь.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
Объявление темы урока, цели, задач.
На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.
Работа над темой урока
Сегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания
как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.
В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке.
Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Этапы мирового литературного процесса
Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)
Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности.
Периоды развития русской литературы
ДРЛ развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.
Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
Современная русская литература (конец XX века – наши дни)
Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мирового и русской литературы).
Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории.
В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.
Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы.
В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.
О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)
История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.
Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.
И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.
Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему.
В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.
Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.
Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
Кратко фиксируют лекцию.
Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.
8 класс Русская литература и история
1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.
2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.
3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.
— «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький
— «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин
—————— Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».
— Работа с учебником: чтение статьи до слов «. всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».
Подготовка первой части тезисного плана:
Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?
Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими
Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах
В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?
Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.
Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?
Причины интереса русских писателей к отечественной истории
— Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.
Подготовка второй части тезисного плана:
Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?
Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России
Что такое историзм русской классической литературы?
Историзм русской классической литературы
Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?
Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории
Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории
Связь творчества русских писателей с историческим процессом
5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.
Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:
Авторы
Названия произведений
Исторические события
2. «Рассказ танкиста»
2. Отечественная война 1812 г.
3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
4. Война с горцами в XIX в.
5. «Кавказский пленник»
5. Ссылка декабристов в Сибирь
Авторы
Названия произведений
Исторические события
1. Северная война 1700— 1721 гг.
2. Отечественная война 1812 г.
3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского
5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.
1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.
1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.
7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
Просмотр содержимого документа
«8 класс Русская литература и история»
Урок литературы в 8 классе
Связана ли литература и история?
Комментируем афоризмы писателей
Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин
Русская литература и история
Сформулируем тему урока
Интерес русских писателей
к историческому прошлому своего народа.
Историзм творчества классиков русской литературы.
Тезисный план (1 часть)
Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?
Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими
Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах
В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?
Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.
Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?
Причины интереса русских писателей к отечественной истории
Тезисный план (2 часть)
Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?
Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России
Что такое историзм русской классической литературы ?
Историзм русской классической литературы
Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?
Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории
Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории
Связь творчества русских писателей с историческим процессом
Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:
Урок 1. Русская литература и история
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тонкинская средняя школа»
Русская л итература и история.
(урок литературы, 8 класс)
подготовила и провела
учитель русского языка
Русская л итература и история
Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; познакомить с такими понятиями, как литературный процесс, историзм; выделить основные периоды в развитии литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах.
Планируемые результаты: формировать стартовую мотивацию к обучению, знать основные периоды развития литературы, уметь самостоятельно искать и находить необходимую информацию в учебнике, развивать монологическую речь учащихся, строить рассуждение, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.
I . Организационный момент.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин, на первом в этом учебном году уроке литературы.
На уроках литературы в этом году мы будем изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.
II . Работа по теме урока.
1. Работа с новыми терминами.
В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке. «Взгляд на русскую литературу 1946 года» русского критика В.Г. Белинского – одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, особенности и закономерности литературного процесса.
Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Попробуем определить основные периоды развития русской литературы:
Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.
Серебряный век – период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
Современная русская литература (конец XX века – наши дни)
3. Сообщение заранее подготовленного ученика на тему : «С вязь литературы и истории».
Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Давайте вспомним его произведения: «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В повести «Капитанская дочка» (а это произведение мы читали летом) А.С.Пушкин вновь проявляет интерес к истории, к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.
Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.
Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.
Историзм – правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
4 . Работа с учебником.
Слово учителя. Ребята, прочитайте оглавление учебника, названия произведений, рассмотрите иллюстрации на форзацах, полистайте учебник. В ходе устного ответа доказажите, что центральной темой курса литературы 8 класса действительно будет связь её с историей.
(выслушать несколько ответов учащихся)
Прочитать статью Л.В.Черепнина «Русская литература и история» в учебнике (стр.3-4). В группах обсудить ответы на следующие вопросы:
Задание для 1 группы
— Бегло прочитайте статью учебника «Русская литература и история».
— В курсе древнерусской литературы в 7 классе вам встречалась «Повесть временных лет». Расскажите, что представляет собой это литературное явление.
— Был ли у «Повести. » автор?
— Для чего она создавалась?
— Почему «Повесть временных лет» относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?
— В статье учебника написано, что история стала самостоятельной наукой лишь в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?
Задание для 2 группы
— Прочитайте статью учебника «Русская литература и история».
— Как вы поняли слово историзм?
— Какое отношение это слово имеет к литературе?
— Вспомните, в чём проявляется историзм повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, поэмы «Русские женщины» Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?
Задание для 3 группы
— Прочитайте статью «Русская литература и история» в учебнике.
— Какие качества, присущие русской литературе, называет автор статьи? ( народность, гражданственность, историзм )
— Как вы их понимаете?
— В чём, например, отражается народность «Песни. про купца Калашникова» М.Ю Лермонтова, изученной в 7 классе?
— Даёт ли эта «Песнь. » нам представление об истории русского народа?
На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.
Как мы уже подчеркивали, что к историческому прошлому своего народа, к вопросам развития гражданственности, любви к Родине, воспитанию граждан обращались все русские писатели-классики. Но делать это они могли по-разному. Вы уже знаете, что, в зависимости от того, каким образом действительность отражается в литературных произведениях, вся литература делится на три рода ( учащиеся вспоминают о разделении литературы на три рода: эпос, лирику и драму ).
Задание 3. Учащиеся получают распечатку с заданием. Выполнив его, школьники приступают к заполнению таблицы «Роды литературы», где отражают основные особенности каждого рода.
Прочитайте описание трёх родов литературы. В скобках укажите, о каком роде идёт речь. Свой ответ обоснуйте.
1) Повествовательный род литературы. Произведения отражают действительность максимально объективно. Сюжет протекает во времени, события сменяют друг друга, как и в обычной жизни. Образ автора произведения будто возвышается над всем происходящим и одновременно рисует читателю обстановку, условия действия, исторический и социальный фон событий, душевные терзания героев. Также автор иногда «выходит на первый план» и разбавляет повествование своими собственными мыслями, взглядами на жизнь, восклицаниями, риторическими вопросами. (________)
2) Род литературы, в котором действительность отражается субъективно. Событийность зачастую отсутствует, но может и присутствовать. Однако главенствующую роль здесь играет не само действие, а чувства, глубокие переживания, которые испытывает автор по отношению к нему. Могут существовать в форме прозы, но чаще оформлены в стихах. (__________)
3) Род, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для постановки на сцене. Автора произведения, его собственных мыслей, его позиции будто не заметно. Однако именно характер диалогов, монологов и полилогов (особенности речи, жесты, мимика, подсказанные в скобках) помогает читателям отделить правду от неправды, добро от зла, и таким образом понять позицию самого автора. (____________)
III . Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается подумать над вопросом, чем для них интересен курс литературы 8 класса.
Учителем оценивается работа совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.
Прочитать вступительную статью учебника «Русская литература и история», подготовить ее пересказ, сопроводив его примерами из прочитанных произведений. Использовать слова и словосочетания судьба страны, общество, летописные своды, публицистика, несомненные художественные достоинства, многие века, гордость русской литературы, страницы русской истории, большое историческое полотно.