А) Докажите, что клетка, как система обладает новыми качествами по сравнению с составляющими ее структурными элементами.
Б) Приведите несколько доводов в пользу единства строения клеток всех живых организмов.
В) какими особенностями клеток объясняются различия в их функциях?
ЗАДАНИЕ №3. Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ.
Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:
А) Р. Гук и А. Левенгук;
В) Т. Шлейден и М. Шванн;
2) Клеточное строение всех организмов свидетельствует:
А) о единстве живой и неживой природы;
Б) о единстве химического состава клеток;
В) о единстве происхождения живых систем;
Г) о сложности строения живых систем.
3) В чем проявляется общность между выводами клеточной и атомно-молекулярной теорий?
А) в установлении единицы строения объекта;
Б) в сходстве строения объектов исследования;
В) в сходстве свойств объектов исследования.
4) Какой из признаков клетки указывает на ее видовую принадлежность?
А) наличие ядра и цитоплазмы;
Б) количество хромосом;
В) количество митохондрий;
Г) наличие хромосом.
5) Живые системы считаются открытыми потому, что:
А) они построены из тех же химических элементов, что и неживые объекты;
Б) они обладают способностью к адаптации;
А) они способны к размножению;
Г) они обмениваются веществом, энергией, информацией со внешней средой.
6) В разработку клеточной теории внесли вклад:
А) ; Б) ; В) Т. Шванн и Т. Шлейден; Г) Г. Мендель.
7) Почему клеточная теория стала одним из выдающихся обобщений биологии?
А) вскрыла механизмы появления различного вида мутаций; Б) объяснила закономерности наследственности и изменчивости; В) установила взаимосвязь онтогенеза и филогенеза; Г) обосновала единство происхождения всего живого.
8) Стволовая клетка является:
А) родоначальницей клеточного дифферона;
В) высокоспециализированной клеткой;
Г) клеткой в состоянии митоза.
9) Впервые термин «СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА» предложил:
10) Впервые термин «СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА» упоминается:
12 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ «ЦИТОТЕХНОЛОГИИ – ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ».
Накопленный к настоящему времени научно-методический потенциал в сфере клеточной биологии, генетики и молекулярной биологии является основой для разработки современных, патогенетически и этиологически ориентированных методов и средств профилактики, диагностики и лечения широкого спектра заболеваний человека.
Клеточные технологии могут иметь огромное значение для многих отраслей.
Биомедицинская технология — комплексная процедура, направленная на создание новых биологических объектов и их продуктов, способных вызывать определенный диагностический, лечебный или профилактический эффект при применении в медицинской практике. Биомедицинские технологии включены в список новых перспективных технологий, в которых заинтересовано современное человечество.
Виды биомедицинских технологий:
Клеточная терапия — биомедицинская технология, основанная на использовании стволовых клеток или их продуктов; Генетическая диагностика — биомедицинская технология, позволяющая определить наличие наследственных заболеваний, вероятность их носительства; осуществлять предиктивную диагностику и определять предрасположенность к некоторым заболеваниям; осуществлять генетически обоснованный выбор средств лекарственной терапии; Генная терапия — биомедицинская технология, использующая методы генной инженерии в медицинской практике; Биоинформатика — биомедицинская технология, позволяющая изучать биологические процессы in silico; Биоинженерия — биомедицинская технология, направленная изменение, усовершенствование и создание новых биообъектов в целях медицинского применения.
При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:
Проблемы, стоящие перед клеточными технологиями; Фамилии ученых, занимающихся разработкой клеточных технологий; Способы выделения клеток; Оборудование для исследований; Основные технологии; Перспективы.
13 Теоретическая часть и методические указания
при изучении темы «Ткани растений и животных»
Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями называется тканью.
Выделяют растительные и животные ткани.
Растительные ткани:
Элементы и их местоположение
а) Эпидермис (кожица)
б) Пробка, вторичная покровная ткань (стебли и корни многолетников)
в) Кора (старые ветки и стволы деревьев)
Устьица (эпидермис листьев и стеблей травянистых растений), восковой налет, волоски
Многослойная ткань, чечевички
Комплекс отмерших тканей (основная ткань, старая пробка)
Клетки живые, тонкостенные, со всеми органоидами, часто с хлоропластами; плотно прилегают друг к другу
Клетки мертвые, с плотными оболочками, пропитанными жироподобными веществами
Мертвые клетки, заполненные воздухом, с толстыми оболочками
Защитная, испарение воды,
Защитная, газообмен (через чечевички)
Защитная, газообмен (через трещины коры)
а) Ксилема (древесина)
А) Ситовидные трубки
Клетки вытянутые, живые, с цитоплазмой, без ядра.
Поперечные перегородки с отверстиями, расположены параллельно трахеям.
Типичное для растительных клеток строение; прилегают к ситовидным трубкам
Восходящий ток воды с минеральными веществами
Нисходящий ток продуктов ассимиляции (органических веществ) от листьев в стебель и корень
3. Основная (паренхима)
А) ассимиляционная (мякоть листа, некоторые клетки коры стебля)
Б) запасающая (эндосперм, видоизменения корня и стебля, паренхима лубяная и древесная)
В) воздухоносная (водные и болотные растения)
Клетки имеют тонкие стенки и много хлоропластов
Клетки округлые или многоугольные, живые; тонкая оболочка часто утолщается и одревесневает; много межклетников
Клетки округлые или звездчатые, расположены рыхло; много крупных межклетников
Хранилище запасных питательных веществ (сахара, белки, крахмал); накопление влаги
Накопление воздуха в межклетниках
4. Образовательная (меристема)
Клетки многогранные, тонкостенные, без вакуолей и хлоропластов, постоянно делятся
Рост растения и начало другим тканям
Эластичная ткань первичной коры молодых стеблей двудольных растений, листьев
Лубяные и древесные волокна волокна
Встречаются группами в корке хвойных и некоторых лиственных пород, в твердых оболочках семян и плодов
Живые клетки с неравномерно утолщёнными не одревесневшими первичными оболочками, вытянутые вдоль оси органа
Прочная ткань из быстро отмирающих клеток с одревесневшими и равномерно утолщенными оболочками
Мертвые паренхимные клетки с толстыми одревесневшими оболочками.
Обеспечивают упругость и прочность растений
Выделительные ткани
А) Внешние выделительные структуры
Б) Внутренние выделительные структуры
Г) Железистые волоски
Д) Солевые желёзки
Ж) Пищеварительные желёзки
А) Схизогенные вместилища на примере смоляных ходов
Г) Лизигенные вместилища
Связаны с проводящими пучками, так как сахара, выделяемые нектарниками, поступают из флоэмы.
Осуществляют выделение капельно жидкой воды (гуттацию) при низкой транспирации и высокой влажности почвы
Особые железы у растений, издающие аромат.
Структура ножки и шаровидной головки, клетки которой вырабатывают эфирные масла.
Встречаются у галофитов, не связаны с проводящей системой, располагаются в углублениях листьев иногда выступают над их поверхностью
А) Докажите, что клетка, как система обладает новыми качествами по сравнению с составляющими ее структурными элементами.
Б) Приведите несколько доводов в пользу единства строения клеток всех живых организмов.
В) какими особенностями клеток объясняются различия в их функциях?
ЗАДАНИЕ №3. Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ.
Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:
А) Р. Гук и А. Левенгук;
В) Т. Шлейден и М. Шванн;
2) Клеточное строение всех организмов свидетельствует:
А) о единстве живой и неживой природы;
Б) о единстве химического состава клеток;
В) о единстве происхождения живых систем;
Г) о сложности строения живых систем.
3) В чем проявляется общность между выводами клеточной и атомно-молекулярной теорий?
А) в установлении единицы строения объекта;
Б) в сходстве строения объектов исследования;
В) в сходстве свойств объектов исследования.
4) Какой из признаков клетки указывает на ее видовую принадлежность?
А) наличие ядра и цитоплазмы;
Б) количество хромосом;
В) количество митохондрий;
Г) наличие хромосом.
5) Живые системы считаются открытыми потому, что:
А) они построены из тех же химических элементов, что и неживые объекты;
Б) они обладают способностью к адаптации;
А) они способны к размножению;
Г) они обмениваются веществом, энергией, информацией со внешней средой.
6) В разработку клеточной теории внесли вклад:
А) ; Б) ; В) Т. Шванн и Т. Шлейден; Г) Г. Мендель.
7) Почему клеточная теория стала одним из выдающихся обобщений биологии?
А) вскрыла механизмы появления различного вида мутаций; Б) объяснила закономерности наследственности и изменчивости; В) установила взаимосвязь онтогенеза и филогенеза; Г) обосновала единство происхождения всего живого.
8) Стволовая клетка является:
А) родоначальницей клеточного дифферона;
В) высокоспециализированной клеткой;
Г) клеткой в состоянии митоза.
9) Впервые термин «СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА» предложил:
10) Впервые термин «СТВОЛОВАЯ КЛЕТКА» упоминается:
12 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ «ЦИТОТЕХНОЛОГИИ – ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ».
Накопленный к настоящему времени научно-методический потенциал в сфере клеточной биологии, генетики и молекулярной биологии является основой для разработки современных, патогенетически и этиологически ориентированных методов и средств профилактики, диагностики и лечения широкого спектра заболеваний человека.
Клеточные технологии могут иметь огромное значение для многих отраслей.
Биомедицинская технология — комплексная процедура, направленная на создание новых биологических объектов и их продуктов, способных вызывать определенный диагностический, лечебный или профилактический эффект при применении в медицинской практике. Биомедицинские технологии включены в список новых перспективных технологий, в которых заинтересовано современное человечество.
Виды биомедицинских технологий:
Клеточная терапия — биомедицинская технология, основанная на использовании стволовых клеток или их продуктов; Генетическая диагностика — биомедицинская технология, позволяющая определить наличие наследственных заболеваний, вероятность их носительства; осуществлять предиктивную диагностику и определять предрасположенность к некоторым заболеваниям; осуществлять генетически обоснованный выбор средств лекарственной терапии; Генная терапия — биомедицинская технология, использующая методы генной инженерии в медицинской практике; Биоинформатика — биомедицинская технология, позволяющая изучать биологические процессы in silico; Биоинженерия — биомедицинская технология, направленная изменение, усовершенствование и создание новых биообъектов в целях медицинского применения.
При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:
Проблемы, стоящие перед клеточными технологиями; Фамилии ученых, занимающихся разработкой клеточных технологий; Способы выделения клеток; Оборудование для исследований; Основные технологии; Перспективы.
13 Теоретическая часть и методические указания
при изучении темы «Ткани растений и животных»
Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями называется тканью.
Выделяют растительные и животные ткани.
Растительные ткани:
Элементы и их местоположение
а) Эпидермис (кожица)
б) Пробка, вторичная покровная ткань (стебли и корни многолетников)
в) Кора (старые ветки и стволы деревьев)
Устьица (эпидермис листьев и стеблей травянистых растений), восковой налет, волоски
Многослойная ткань, чечевички
Комплекс отмерших тканей (основная ткань, старая пробка)
Клетки живые, тонкостенные, со всеми органоидами, часто с хлоропластами; плотно прилегают друг к другу
Клетки мертвые, с плотными оболочками, пропитанными жироподобными веществами
Мертвые клетки, заполненные воздухом, с толстыми оболочками
Защитная, испарение воды,
Защитная, газообмен (через чечевички)
Защитная, газообмен (через трещины коры)
а) Ксилема (древесина)
А) Ситовидные трубки
Клетки вытянутые, живые, с цитоплазмой, без ядра.
Поперечные перегородки с отверстиями, расположены параллельно трахеям.
Типичное для растительных клеток строение; прилегают к ситовидным трубкам
Восходящий ток воды с минеральными веществами
Нисходящий ток продуктов ассимиляции (органических веществ) от листьев в стебель и корень
3. Основная (паренхима)
А) ассимиляционная (мякоть листа, некоторые клетки коры стебля)
Б) запасающая (эндосперм, видоизменения корня и стебля, паренхима лубяная и древесная)
В) воздухоносная (водные и болотные растения)
Клетки имеют тонкие стенки и много хлоропластов
Клетки округлые или многоугольные, живые; тонкая оболочка часто утолщается и одревесневает; много межклетников
Клетки округлые или звездчатые, расположены рыхло; много крупных межклетников
Хранилище запасных питательных веществ (сахара, белки, крахмал); накопление влаги
Накопление воздуха в межклетниках
4. Образовательная (меристема)
Клетки многогранные, тонкостенные, без вакуолей и хлоропластов, постоянно делятся
Рост растения и начало другим тканям
Эластичная ткань первичной коры молодых стеблей двудольных растений, листьев
Лубяные и древесные волокна волокна
Встречаются группами в корке хвойных и некоторых лиственных пород, в твердых оболочках семян и плодов
Живые клетки с неравномерно утолщёнными не одревесневшими первичными оболочками, вытянутые вдоль оси органа
Прочная ткань из быстро отмирающих клеток с одревесневшими и равномерно утолщенными оболочками
Мертвые паренхимные клетки с толстыми одревесневшими оболочками.
Обеспечивают упругость и прочность растений
Выделительные ткани
А) Внешние выделительные структуры
Б) Внутренние выделительные структуры
Г) Железистые волоски
Д) Солевые желёзки
Ж) Пищеварительные желёзки
А) Схизогенные вместилища на примере смоляных ходов
Г) Лизигенные вместилища
Связаны с проводящими пучками, так как сахара, выделяемые нектарниками, поступают из флоэмы.
Осуществляют выделение капельно жидкой воды (гуттацию) при низкой транспирации и высокой влажности почвы
Особые железы у растений, издающие аромат.
Структура ножки и шаровидной головки, клетки которой вырабатывают эфирные масла.
Встречаются у галофитов, не связаны с проводящей системой, располагаются в углублениях листьев иногда выступают над их поверхностью
-актуализировать личностный смысл учащихся к теме урока
-создать содержательные организационные условия для развития у школьников умения анализировать учебный текст модулей и текст учебника
-обеспечить развития у школьников умений сравнивать, выделять главное и классифицировать познавательные объекты ( растительную, животную клетку и т, д )
-содействовать развитию у школьников умений использовать научный метод наблюдения
-обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.
1. Актуализация знаний учащихся.
В начале урока учитель ставит задачи перед учащимися:
1. Обобщить знания о животной и растительной клетки.
2. Познакомится с историей изучения клетки и историей создания клеточной теории.
3. Научится использовать полученные знания для доказательства материалистического единства органического мира.
На основе имеющихся у учащихся знаний учитель предлагает заполнить таблицу I колонку приложение 1.
После окончания работы с таблицей и выяснения знания учащихся учитель объявляет тему и цель урока.
-Тема урока: «Клеточная теория строения организмов». Цель урока : познакомится с историей создания клеточной теории, ее основными положениями и значением.
2. Изучение нового материала
1. Учитель предоставляет слово учащемуся с докладом по теме «История изучения клетки».
2. Учитель предлагает учащимся приступить к выполнению задания модуля №1 (приложения №2)
3. После окончания работы с модулем двое учащихся разыгрывают сценку результатами которой является выдвижение гипотезы: «Ткани животного и растений состоят из клеток».
4. Для подтверждения гипотезы проводят лабораторный эксперимент (приложение №3).
6. Прежде чем преступить к работе с модулем №6 (Приложения №2) учащимся предлагается ответить на вопрос : Что находится в черном ящике, если известно, что это предположительно прибор позволивший открыть клетку?
Ребята отвечают, что это микроскоп и приступают к знакомству современными методами изучения клеток.
7. Для завершения работы по изучению нового материала учитель предлагает учащимся вернуться к приложению №1 и заполнить вторую часть таблицы: «Что я узнал нового о клетке?». Затем учащиеся зачитывают вслух вторую колонку таблицы.
3. Закрепление изученного материала
Закрепление изученной темы и оценка результатов проводится с помощью листа контроля знаний (приложение №4).
Чтобы оценить свой уровень знаний, полученный на уроке, психологическое состояние и работу на уроке, учащимся прилагается
Выполнить задание модуль №2 и №3 (см приложение №4). После выполнения задания ученики осуществляют самоконтроль (пр. №5) и оценивают себя.
5. Домашнее задание
Модуль №4 приложение №4
Памятка для учителя
1. Работа с модулями осуществляется согласно методическим рекомендациям
для учащихся (приложение №2).
2. Все письменные задания учащиеся выполняют в рабочих тетрадях.
3. На самостоятельную работу с модулями (прил. №2) отводится 4-5 мин.
4. По окончанию работы с каждым модулем учитель проводит фронтальную беседу по содержанию пройденного учебного материала.
5. Завершающей частью каждого этапа урока может служить рефлексия по принципу “Светофора”.
6. При работе с листом контроля (прил. №4), модуль 1, учащимся заранее раздают чистые карточки.
7. Для контроля знаний учащимся на выбор предлагается 2а теста разного уровня сложности (модуль №2, прил. №4).I уровень сложности, оцененный в 8 баллов – более простой и максимальная оценка за решение этого теста может быть “хорошо”; второй тест более сложный, требует больших знаний и максимальна оценка за правильное решение этого теста “отлично”. На работу с тестом отводится 10 минут. Затем учащиеся самостоятельно проверяют свои ответы, пользуясь образцом правильных ответов (приложение №5) и выставляют количество набранных балов.
8. Общая оценка учащегося складывается из оценок полученных во время фронтальных бесед, оценки за карточку, поставленной одноклассником, и оценки по результатам теста.
9. В завершении урока учащимся предлагается зарисовать один из трех рисунков модуль 3 (приложение №4), который наглядно демонстрирует их психологическое состояние на уроке.
10. Домашнее задание учащиеся записывают в рабочую тетрадь (или дневник), пользуясь модулем №4 (приложение №4)
Методическое руководство по
Выслушайте выступление докладчиков об истории изучения клетки. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о вкладе ученых в изучении этого вопроса запишите, его в тетрадь.
Антонии ван Левингук рассмотрел строение многих микроскопически малых объектов (эритроциты, водоросли, бактерии и сперматозоиды).
Роберт Броун в 1831 году обнаружил в клетках ядро.
Эм Шлейден в 1838 году пришёл к выводу, что ткани растений
Теодор Шванн в 1839 году обнаружил, что ткани животных состоят
Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь
— клетка рассматривается как элементарная структурная единица всех живых существ;
— клетки растений и животных самостоятельны, гомологичные друг другу по происхождению и структуре.
Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь.
Существенным дополнением основных положений клеточной теории стали открытия:
1827 г. академик Российской АН открыл яйцеклетки млекопитающих, он установил, что все организмы начинают своё существование с одной клетки (оплодотворенного яйца).
Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.
1855 г. немецкий врач Р. Вихров сделал обобщение: клетка можетвозникнуть только из предшествующей клетки, и следовательно, рост и размножение организмов связанный с делением клеток и их дифференцировкой (образование тканей и органов)..
Прочитайте текст правой колонки и учебника стр. 180 (пар 5.5). Выпишите в тетрадь основные положения клеточной теории
Таким образом» к началу XX в. благодаря созданию клеточной теории, сформировалось представление об общностипроисхождения и единстве всего живого. Клеточная теория предпосылкой возникновения теории Ч. Дарвина.
Прочитайте текст правой колонки. Запишите себе в тетрадь основные функции клетки.
Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляя всю полноту процессов жизнедеятельности (прокариоты и одноклеточные эукариоты ). Все многоклеточные организмы состоят из клеток. В результате выполнения клетками различных функций происходит их специализация, клетки приобретают различное строение, формируют ткани.
ФУНКЦИИ КЛЕТОК
Из сообщений учащихся выяснить, какие современные методы изучения клеток существуют
1. Изучение с помощью микроскопа.
2. Центрифугирование, с целью разделения органоидов, имеющих разную массу и скорость осаждения.
Что я знал о клетке.
Что я узнал нового о клетке.
Цель работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.
1. Рассмотрим микропрепарат кожицы чешуи лука, сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки под микроскопом и на таблице, впишите
название органоидов в тетрадь.
2. Рассмотрите микропрепарат живой ткани, сопоставьте увиденное с изображением на таблице, сравните с клеткой растений и выпишите в тетрадь основные органоиды клетки животного.
3. На основе анализа записей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных? Каковы их различия, о чём они свидетельствуют?
Лист контроля знаний.
Методическое руководство к контролю
Просмотрите текст параграфа 5.5 и текст учебных модулей, составьте вопрос и запишите его
на карточке. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Кратко ответе на вопрос в
Выберете удобный для себя уровень сложности и ответе на вопросы.
1. Какой из названных свойств принадлежит каждой клетки?
а) способность к образованию гамет;
б) способность проводить нервные импульс;
в) способность сокращаться;
г) способность к обмену веществ;
а) с развития микроскопии;
б) с развитием философии;
в) с развитием химии;
г) с развитием всех указанных направлений
3. Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории?
а) все растительные организмы состоят из клеток;
б) все животные организмы состоят из клеток;
в) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток;
г) клетки всех организмов одинаковы по строению.
4. На чём основан метод центрифугирования?
а) на различные скорости осаждения органоидов;
б) на окрашивании органоидов различными красителями;
в) на выделении из клеток различных химических соединений;
5. Какой из признаков клетки указывает на её видовую принадлежность?
а) наличие ядра и цитоплазмы;
б) количество хромосом;
в) количество митохондрий;
г) наличие хромосом.
1. Дайте определение следующих понятий:
2. Докажите, что клетка, как система обладает новыми качествами, по сравнению с
составляющими её структурными элементами.
3. Приведите несколько доводов в пользу единства строения всех живых организмов.
4. Какими особенностями клеток объясняются различия в их функциях?
Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.
Д. з: п. 5.5, записи в тетради. Дополнительно: сообщение о жизни Т. Шванна, современные методы изучения клеток
Методы изучения клеток
Правильные ответы на тесты.
2. Клетка способна выполнять все функции, характерные для целого организма, и может быть самостоятельным организмом.
3. Клетка имеет оболочку, ядро, хромосомы, основные органоиды и способны делиться путём митоза и мейоза.
4. Особенности строения (реснички, ворсинки, много митохондрий или пластид и т. д.), заложенные в генетическом аппарате ядра.