Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Личность. — продукт и субъект общественно-исторического развития

— продукт и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество.

С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обусловливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д.

Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом.

Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ.

Взаимоотношения общества и личности. Личность формируется и может развиваться лишь в обществе, коллективе. В свою очередь развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях.

Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом.

В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была как бы растворена в нем.

Источник

Личность. Личность является продуктом конкретных общественно-исторических условий

Личность является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют его значимые отношения к общественным явлениям и другим людям.

Личность– конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В отечественной психологии главным условием развития личности признаётся деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания.

К направленности личности относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью.

Способности –свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности.

Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер социален, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими людьми и в результате собственной деятельности человека.

Самосознание понимается в психологии как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознаниепозволяетличности выделить себя из окружающей среды, определить своё отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует её структура (схема 6).

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условийДокажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условийДокажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Схема 6. Структура самосознания

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Источник

Личность как продукт общественно-исторического развития

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Интересно отметить, что латинский термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках «man» производится от «manus» (рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г. М. Гурджиев, «нет индивидуальности…нет единого большого Я». Человек разделен на множество малых «я». Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: “Ты сам – последняя из всех тайн”.

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос – когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.

В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. П. в принципе личность может “умереть” в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос “какой я”.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех “благородных” истине и готовность следовать “восьмеричному” пути достижения просветления. Т. о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно – выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по слова Гегеля, истинная природа человека “есть свобода, свободная духовность”.

Свобода личности и ответственность

Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к «полезности» человека для общества. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек.

История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.

Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив.

Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты.

Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.

Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, вещний мир стал “второй природой” человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя человечество в течении тысячелетий мечтало переплавить “мечи на орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.

В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.

В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. С точки зрения Д. Милля «удовольствие является единственным добром».

Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение Ф. М. Достоевского “красота спасет мир” нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.

Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в коррекции.

Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.

Проблема личности- проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Источник

Задания для самостоятельной работы

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Задание 1. На рис. 16 изображены различные эмоциональные состояния, попробуйте их определить. Правильность ответов проверьте в приложении.

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условийРис. 16

Задание 2. Передай эмоцию. Это упражнение следует проде­лать в группе. Участники стоят в кругу с закрытыми глазами. Од­ного из участников просят передать эмоциональное состояние (например, сожаление). Он показывает выражение данной эмо­ции одному из участников, этот участник следующему, и так по цепочке передача выражения эмоции переходит от одного к дру­гому. Обсудить, почему изменился оттенок восприятия выраже­ния эмоции.

Задание 3. Условно разделиться на две группы. Первая груп­па вспоминает состояние перед экзаменом, вторая — состояния радости и любви. Группы не знают про задание партнеров. Они взаимодействуют между собой на невербальном уровне, переда­вая состояние друг друга. Обсудить, что изменилось в результате данного взаимодействия.

Контрольные вопросы

1 Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства»

2 Назовите основные функции эмоций и чувств

3 Назовите основные виды эмоций, охарактеризуйте их

4 Опишите высшие чувства человека

5 Какова роль эмоций в регуляции поведения человека?

6 Какие чувства и в каком возрасте необходимо воспитывать у чело­века?

Литература

1 Вилюнас в к Психология эмоциональных СОСТОЯНИЙ М,1976

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, экономистов, пе­дагогов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не ис­ключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее на­учное понимание личности — это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу лично­стных характеристик не принято относить особенности челове­ка, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные по­ступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных обществен­но-исторических условий. Будучи от рождения наделенным со­ответствующими биологическими предпосылками, человек ста­новится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности боль­шое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятель­ность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, ин­ститут, предприятие и т. п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют форми­рование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые оп­ределяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется ин­дивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В. Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с дру­гими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается дея­тельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой разви­ваются познавательные процессы, чувства и воля, черты харак­тера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относи­тельно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как це­лостного образования. В современной психологии имеется не­сколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 23).

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условийСхема 23. Структура личности в представлении отечественных психологов

В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относится система убежде­ний, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть оп­ределяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собст­венной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие зада­чи он перед собой ставит.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность — ведущее свойство личности, которое

определяется мировоззрением, системой потребностей и

мотивов; выражена в жизненных целях, в активной дея­тельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

• бытовая — материальные устремления, культурные и эсте­тические потребности;

• профессиональная — стремление достичь профессиональ­ных высот, привязанность к избранной профессии;

• психологическая — идейность, патриотичность, политиче­ская зрелость и т. п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида дея­тельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьют­ся задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности пока­зывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого ве­ликолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки оп­ределенных способностей. Знание их позволяет понять, кем мо­жет стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зави­сит от биологических свойств, основой его являются врожден­ные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с други­ми и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевы­вать, маскировать его природные особенности. Проявления тем­перамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологиче­ские особенности темперамента и характера нами будут рассмот­рены в следующих главах.

Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отноше­ние к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 24).

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условийСхема 24. Структура самосознания

Когнитивным компонентом самосознания является самопо­знание и как результат — система знаний о себе, своих возмож­ностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания — само­отношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когни­тивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, дей­ствий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегу­ляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соот­ветственно требованиям общества, условиям конкретной дея­тельности. Система сознательной саморегуляции целиком соци­альна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схе­матична, поэтому представляется целесообразным привести точ­ку зрения одного из современных отечественных психологов — В. В. Сталина, что «единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы плюс самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл Я, отра­жающий столкновение различных жизненных отношений субъ­екта, конфликт его мотивов и видов деятельности. Это столкно­вение осуществляется посредством поступков, которые являются пусковым моментом формирования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Следовательно, единица самосознания (конфликтный смысл Я) — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа».

Формирование личности представляет собой целенаправлен­ный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углуб­ленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности — одна из важнейших задач психологической науки.

2. Понятие «Я-образ» и проблема формирования самооценки

Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведе­ние, исходя из понимания своих ценностей, идеалов и мотива- ционных установок.

«Я-образ» — это представление личности о самой себе. Он — не статическое, а динамичное образование личности, может воз­никать как представление о себе в момент самого пережива­ния — как «Я-реальное». Это «Я» все время меняется, напри­мер «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена

и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» яв­ляется идеальным «Я» человека, желаемым образом, соответст­вующим социальным нормам и ожиданиям окружающих. Воз­можно еще существование фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя через призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» одновременно уживаются в человеке. Степень правильности образа «Я» выяс­няется при изучении одного из важнейших его аспектов — само­оценки личности.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, качеств и места среди других людей. Относясь к «ядру» личности, самооценка — важный регулятор ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его кри­тичность, требовательность к себе, отношение к успехам и не­удачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получа­ем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооцен­ки проиллюстрируем примером из притчи.

Шел как-то Лее и повстречал зайца. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка, оцепенев от страха, пропищал: «Вы, Ваше Величествоh> Лев благодушно отпустил зайца. Потом Лев по­встречал газель, и снова своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ожидал. Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.

А Лев уже вошел во вкус. Наконец он встретил носорога, с ко­торым обычно избегал общения, но сегодня Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, но сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.

А потом Лев встретил слона. С точки зрения Льва, он превосхо­дил слона размерами и силой. А потому он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и вогнал Льва по горло в песок, после чего продолжил свой путь. Лев, отчаянно пытаясь выкараб­каться из песка, крикнул вслед слону: «И спросить уже нельзя?h>

В сознании каждого из нас формируется определенное пред­ставление о самих себе. Это представление мы получаем, срав­нивая себя с другими людьми. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш со­беседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так,

как с тем партнером, которого считаем равным. При этом осно­ванием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительно­сти. Слишком значительное несоответствие между нашим пред­ставлением о самих себе и действительностью вредит взаимодей­ствию с другими людьми.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Стремление к достижению высокой самооценки может реализо- вываться двумя способами: повышением притязания, чтобы ис­пытать максимальный успех или понижением притязаний, что­бы избежать неудачи. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху и тех, кто старается избегать неудач, существенно разли­чается. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой по­ложительные цели, активно включаются в деятельность, выбира­ют средства и способы, чтобы кратчайшим путем их достигнуть. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудач. Для них характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достижения успеха, уход от критики. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что личность начинает неправильно себя оцени­вать, вследствие чего ее поведение становится неадекватным. Уровень адекватности самооценки получает объективное выра­жение в том, как личность оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

В работах отечественных психологов показано влияние само­оценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и ее место в системе межличностных отношений, определены приемы фор­мирования адекватной самооценки, а в случае деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.

«Я-концепция» — результат самопознания, воплощенного в целостном представлении личности о самой себе. Самопознание строго индивидуализировано. «Я-концепция» играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Факторы, влияю­щие на «Я-концепцию»: осознание личностью восприятия ее другими (родителями, сверстниками); самоанализ (анализ лич­ностных достоинств и недостатков); социальные ценности, ожи­дания, идеалы личности; опыт ее социального поведения; внеш­ние данные, ощущение силы и здоровья.

«Я-концепция» может выполнять функции самообвинения и самопоошрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я-образом», он часто может обойтись и без одобрения со сто­роны окружающих — он доволен собой и ему не требуется под­держки других. «Я-концепция» может иметь и самообвинитель­ные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуа­ции с тем, чтобы сохранить прежний образ.

Содержание «Я-концепция» формируется под воздействием различных социальных влияний. Особенно важны для личности контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и опре­деляют ее представления о самой себе. На первых порах практи­чески любые контакты оказывают на нее формирующее воздей­ствие, при этом с момента своего зарождения «Я-концепция» сама активно участвует в интерпретации личностного опыта. Та­ким образом, «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности лично­сти, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий.

3. Основные подходы к изучению личности

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории (схема 25), а именно: биогене­тическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно кото­рому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разрабо­танных в XX веке Э. Креймером (1925), У. Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физиче­ской конституцией. Особенно ярко биологизм выступает в трак­товке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведе-

Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Смотреть картинку Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Картинка про Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условий. Фото Докажите что личность всегда является продуктом определенных общественно исторических условийСхема 25. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

ние личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в общест­ве, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­отношений с окружающей средой. Так, согласно теории социали­зации, человек, рождаясь биологической особью, становится лич­ностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б. Скинер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окруже­нием, приводящих к вознаграждению или наказанию. Согласно теории социального научения, личность формируется в процессе межличностного взаимодействия. Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество пред­лагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают от­печаток на характер поведения личности, ее отношения с други­ми людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биоло­гии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собствен­но психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным обра­зом через эмоции, влечения и другие внерациональные компонен­ты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и другие)

Концепции, отдающие предпочтение развитию познаватель­ных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Когнитивный подход стремится показать, что форми­рование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними.

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие лич­ности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, А. Маслоу). Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к само­выражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы.

Отечественная психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию JI.C. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева.

Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культур­но-исторического развития человечества: «Личность есть поня­тие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурно­го развития, поэтому личность есть понятие историческое».

Возникновение личности как системного качества обуслов­лено тем, что индивид в совместной деятельности с другими из­меняет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

Личность — относительно поздний продукт общественно-ис- торического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отно­шений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятель­ности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности — это становление единой системы лич­ностных смыслов.

Личность как субъект межличностных отношений рассмат­ривается в единстве трех сторон:

1) как относительно устойчивая совокупность интраиндивид- ных ее качеств: индивидуальности, мотивов, направленности (Л. И. Божович), структуры характера, особенностей темперамен­та, способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С. Мерлин);

2) как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимодействия и взаимоотношения, возникающие в группе, воспринимаются через конкретного ее участника, то есть личность как носителя этих взаимоотношений. Личностное высту­пает как групповое, групповое как личностное (В. А. Петровский);

3) как «идеальная представленность» личности в жизнедея тельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых ею смы­словых преобразований интеллектуальной и аффективно-потреб- ностной сфер личности других людей (В. А. Петровский).

Современная психология считает, что личность биосоциаль­на. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют предрасположенность развития человека. Огромное влияние на личность оказывают среда, воспитание и обучение ребенка, способы социализации. Важное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, стимулиру­ет участие личности в деятельности. Таким образом, личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимо­действия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты.

4. Развитие личности

Психическое развитие является общепсихологической кате­горией. Данное понятие имеет две подсистемы: развитие психи­ки в филогенезе (развитие различных форм психического отра­жения в эволюционном процессе) и онтогенезе (развитие форм психического отражения личности, которые определяют форми­рование ее сознания и деятельности). Психическое развитие че­ловека в рамках онтогенеза (от рождения до смерти) разработано в ряде теоретических концепций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *