Докажите что люди во франкском государстве были неравны в своем положении
Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода
Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода
Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он составляет 200 солидов, для королевских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состоявших на службе у короля, — 600. По-видимому, в группу королевских дружинников и должностных лиц влилась в ходе завоевания и франкская родовая знать. Жизнь полусвободных — литов — защищалась сравнительно низким вергельдом — в 100 солидов.
У франков имелись и рабы, совершенно не защищаемые вергельдом: убийца лишь возмещал ущерб, причиненный господину раба.
Развитию рабства у франков способствовали завоевание Галлии и последующие войны, дававшие обильный приток рабов. Впоследствии источником рабства стала также кабала, в которую попадали разорившиеся свободные люди, а также преступник, не заплативший судебного штрафа или вергельда: они превращались в рабов тех, кто уплачивал за них эти взносы. Однако рабский труд у франков не был основой производства, как в Римском государстве. Рабы использовались чаще всего как дворовые слуги или ремесленники — кузнецы, золотых дел мастера, иногда как пастухи и конюхи, но не как основная рабочая сила в сельском хозяйстве.
Хотя «Салическая правда» не знает никаких юридических разграничений внутри простых свободных общинников, в ней и в других источниках VI в. имеются данные о наличии в их среде имущественного расслоения. Это не только приведенные выше сведения о расслоении среди сородичей, но и указания на распространение во франкском обществе займов и долговых обязательств. Источники постоянно упоминают, с одной стороны, о богатых и влиятельных «лучших людях» (meliores), с другой — о бедных (minoflidi) и вовсе разорившихся, не способных уплатить штрафы бродягах.
Возникновение аллода стимулировало рост крупного землевладения у франков. Еще в ходе завоевания Хлодвиг присвоил себе земли бывшего императорского фиска. Его преемники постепенно захватили все свободные, не поделенные между общинами земли, которые сначала считались достоянием всего народа. Из этого фонда ставшие крупными землевладельцами франкские короли щедро раздавали земельные пожалования в полную, свободно отчуждаемую (аллодиальную) собственность своим приближенным и церкви. Так, к концу VI в. во франкском обществе уже зарождается слой крупных землевладельцев — будущих феодалов. В их владениях наряду с франкскими рабами эксплуатировались также полусвободные — литы — а зависимые люди из числа галло-римского населения — вольноотпущенники по римскому праву, рабы, галло-римляне, обязанные нести повинности («римляне-трибутарии»), возможно, из числа бывших римских колонов.
Рост крупного землевладения особенно усилился в связи с развитием аллода внутри общины. Концентрация земельных владений происходит теперь не только в результате королевских пожалований, но и путем обогащения одной части общинников за счет другой. Начинается процесс разорения части свободных общинников, причиной которого является вынужденное отчуждение их наследственных аллодов.
Рост крупного землевладения неизбежно приводит к возникновению частной власти крупных землевладельцев, которая как орудие внеэкономического принуждения была характерна для складывающегося феодального строя.
Притеснения крупных светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц, вынуждали свободных людей отказываться от личной независимости и отдаваться под «покровительство» (mundium) светских и духовных крупных землевладельцев, которые таким образом становились их сеньорами (господами). Акт вступления под личное покровительство назывался «коммендацией». На практике он нередко сопровождался вступлением в поземельную зависимость, что для безземельных людей часто означало постепенное втягивание их и в личную зависимость. Коммендация усиливала в то же время политическое влияние крупных землевладельцев и способствовала окончательному разложению родовых союзов и общинной организации.
Читайте также
Формирование Меровингского королевства
Формирование Меровингского королевства История Меровингского государства началась в 482 г. с наследования Хлодвигом (ок. 466 — 511) власти своего отца Хильперика над салическими франками вокруг Турнэ и — формально — федератских обязанностей обороны провинции Белгика II. В
Социальное расслоение
Социальное расслоение Славянское общество описываемого периода находилось на стадии племенного строя. Процессы его разложения, развития собственнических отношений и формирования государства, замедленные на время гуннским нашествием, с VI в. подходят к завершающей
2. Социальное расслоение
2. Социальное расслоение Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.С надломом задруги и
Социальное расслоение в среде англосаксов
Социальное расслоение в среде англосаксов В первые столетия после поселения в Британии наряду с керлами у англосаксов появилась и родовая знать — эрлы, люди более богатые и влиятельные, защищенные более высоким вергельдом, чем керлы.Низший слой общества составляли рабы
4. Имущественное и социальное расслоение
4. Имущественное и социальное расслоение Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую
Баланс сил на франкском Востоке
Баланс сил на франкском Востоке Если говорить о территории, государства крестоносцев были только слабой тенью себя прежних. Иерусалим и внутренние территории Палестины были в руках мусульман, и латинское Иерусалимское королевство теперь было бы правильнее называть
Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства
Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как
§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи
§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи Социальное расслоение в Корее XVII-XVIII вв. происходило путем формирования трех основных новых групп населения: крупных землевладельцев (чичжу)[190], крестьян, имеющих землю (чонхо), и безземельных
Формирование Меровингского королевства
Формирование Меровингского королевства История Меровингского государства началась в 482 г. с наследования Хлодвигом (ок. 466 — 511) власти своего отца Хильперика над салическими франками вокруг Турнэ и — формально — федератских обязанностей обороны провинции Белгика II. В
Социальное расслоение
Социальное расслоение В этот период род все более теряет силу, а кровнородственные связи — значимость. Происходит усиление власти удельного правителя, влияния сановников, а родовая аристократия утрачивает могущество. Самостоятельной хозяйственной ячейкой становится
Социальное расслоение
Социальное расслоение Какого рода социальная организация могла сформироваться на такой экономической основе, которую мы обрисовали? Явно это общество, разделенное на классы, с интересами не только различными, но и антагонистическими. Социальное расслоение ясно
3.8. Престижная экономика и социальное расслоение
3.8. Престижная экономика и социальное расслоение Как мы уже видели, появление дародачеобмена привело к возникновению своеобразного социального неравенства. Люди делились на тех, кто участвовал в этом обмене, и тех, кто в нем не принимал участия. В свою очередь участники
Социальное расслоение и образ жизни
Социальное расслоение и образ жизни Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.
Социальное расслоение
Социальное расслоение Славянское общество описываемого периода находилось на стадии племенного строя. Процессы его разложения, развития собственнических отношений и формирования государства, замедленные на время гуннским нашествием, с VI в. подходят к завершающей
2. Социальное расслоение
2. Социальное расслоение Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре. С надломом задруги и
Социальное расслоение и образ жизни
Социальное расслоение и образ жизни Происходившее, несмотря ни на что, повышение уровня жизни радикально воздействовало на образ жизни и запросы людей. В конце 50-х годов городское население численно превысило сельское. В 1972 году соотношение было, соответственно, 58% и 42%.
Методическая разработка урока по истории по теме»Возникновение и распад империи Карла Великого» 6 класс
ТЕМА: Возникновение и распад империи Карла Великого . СЛАЙД 1
Цель: сформировать представление о причинах возникновения и распада империи Карла Великого, о том, какое значение она имела в истории Европы.
1.Подвести учащихся к пониманию причин образования империи Карла Великого и скорого её распада.
2. Познакомить с личностью Карла Великого. Продолжить работу над проблемой роли личности в истории. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.
3. Развивать навыки работы с учебной литературой. Продолжить формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, уметь давать оценку исторической личности, логически мыслить, участвовать в обсуждении, умение получать информацию из различных источников
предметные: научиться показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья; объяснять причины образования и распада империи Карла Великого; выявлять закономерности исторического развития европейских государств;
метапредметные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; формировать способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; формировать умения работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории;
личностные УУД: формировать мотивацию к изучению нового материала; освоить гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Организация класса. Проверка готовности к уроку.
Игра «Узнай историческую личность»
Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. В 496 г. принял христианство. Основатель Франкского государства. (Хлодвиг)
Один из майордомов «ленивых королей». Разбил арабов в битве при Пуатье в 732 г. Провёл военную реформу. Его прозвище означает «Молот »
Основатель династии Каролингов. В своём правлении получил поддержку папы римского. Имел маленький рост . (Пипин Короткий)
Империя Карла Великого.
Как и почему распалась империя Карла Великого.
Проверка домашнего задания
Исторический диктант СЛАЙД 3-4
1.Период истории, охватывающий большой период времени с V века по XV век, называется …(средневековье)
2.Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …(государство)
3.Как называлось государство франков? (Франкское королевство)
4.Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось … (феод)
5.Управляющий королевским двором, назывался …(майордом)
6.Владелец феода …(феодал)
7.Германский народ …… (франки)
8.Правители одного рода, власть которых передаётся по наследству … (династия)
9.Мастерские по переписке рукописей … скриптории
10.Общее название служителей церкви … духовенство
11.Глава христианской церкви в Европе … Папа Римский
12.Общее название наук, которым обучали в средневековых школах… «Семь свободных искусств»
Взаимопроверка диктанта СЛАЙД 5
Работа по карточкам
Где и когда появилось христианство? 498 г.
Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей? Вера в одного Бога сплачивала людей
Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство? Церковь укрепляла авторитет правителей среди населения
Почему церковь помогала королю Хлодвигу? Короли охраняли богатства и привилегии церкви, дарили ей земли и ценные вещи
Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя. Больше территория и население
Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига. Возникло государство – 500г, разгром римлян в битве при Суассон – 486г, Салическа правда
Когда состоялась битва при Пуатье? 732г.
Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении. Были знать и крестьяне
Развернутый устный ответ по карточкам
В 742 г у Пипина Короткого родился сын Карл. В истории он известен как Великий. Это прозвище он получил ещё при жизни. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище.
Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные цели и направления политики Карла Великого? Каковы причины распада империи Карла Великого? СЛАЙД 6
Изучение нового материала
Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Прочитайте п. 1 §3 стр.27
Составьте исторический портрет Карла I . СЛАЙД 8
Беседа по прочитанному и работа по карте.
Какой исторический портрет Карла I можно составить?
Обратить внимание учащихся на бронзовую статую «Карл Великий на коне»
Как изображен Карл Великий?
Рассказ учителя, работа по карте и беседа.
Карл I ставит цель – создание прочного христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на юге с лангобардами в Италии, на юго-западе – с арабо-мусульманской Испанией.
Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.
Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные цели и направления политики Карла Великого? (Цели: стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий). СЛАЙД 10
Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах Карла I поддерживала знать и церковь.
ИХ ЦЕЛИ: Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.
захват знатью новых земель
превращение свободных общинников в зависимых крестьян
Самостоятельная работа учащихся.
Заполните таблицы «Походы Карла I и их результат», используя учебник стр.27-28 и карту. СЛАЙД 12
Италия 773-774гг. – против лангобардов
Присоединение большей части Италии, коронация в Риме
Испания 778-801гг.– против арабов
Завоевание небольшой области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро
Более 30-летняя борьба закончилась вхождением Саксонии в состав государства Карла Великого
Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.
Проверка самостоятельной работы
Причины военных успехов Карла Великого СЛАЙД 13
1.Наличие регулярной армии и конницы
2.Хорошее вооружение войска (металлические доспехи)
3.Высокая организованность армии
Рассказ учителя с элементами беседы.
Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).
Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).
В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.
Обратить внимание учащихся на средневековое изображение «Коронация императора»
Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.
Физкультминутка СЛАЙД 16
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!
Как вы думаете, как осуществлялось управление в государстве?
Объяснение с опорой на схему СЛАЙД 17
Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф , выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы » были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.
Армия состояла и пешего войска, конницы и ополченцев
Каролингское Возрождение пункт 4 стр. 30
СЛАЙД 18 Возрождение – процесс восстановления (возрождения) античных знаний и культуры
Алкуин — учёный-монах, которому было поручено создавать школы
Столица империи – город Ахен СЛАЙД 19
Карл I стремился укрепить свое господство. Чтобы повысить эффективность управления империей Карл I заботился об образовании высших советников, священников и других государственных чинов, он также уделял большое внимание христианскому воспитанию подданных. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. По его указу открывались школы при монастырях и церквях. Карл I приглашал к себе просвещенных людей из Европы.
Дави́д ( ивр. возлюбленный ) — второй царь народа Израиля 1005 — 965 год до н. э.
За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю.
СЛАЙД 22 Это произошло в ходе борьбы между внуками Карла Великого. В 843 г. в городе Вердене они заключили договор о разделе империи на три части.
Самостоятельная работа учащихся СЛАЙД 24
Прочитайте п.5 и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
непрочность государства из-за враждебного отношения покорённых племён к завоевателям
раздел империи между сыновьями Карла СЛАЙД 25
Проверка выполнения самостоятельной работы
Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).
Беседа по вопросам и работа по карте.
Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.
Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).
Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? ( Феодальная раздробленность). СЛАЙД 25
Закрепление изученного материала
Карл был сыном Пипина Короткого ( Х)
Самой длительной и тяжёлой была война с саксами. (Х)
Карл принуждал саксов принимать христианскую веру (Х)
В 800 году Карл был коронован в Риме (Х)
Высший совет знати не помогал королю управлять государством (О)
В 843 г. империя Карла Великого была поделена между его внуками (Х)
Карл приглашал к своему двору образованных людей их Испании, Италии, Англии. (Х)
Рим был столицей империи Карла Великого (О)
Междоусобная война – это война между феодалами (Х)
Учитель предлагает составить выводы о деятельности Карла Великого.
Мы считаем, что Карл Великий …
Мы можем это доказать на примере …
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Карл Великий …
Обсудите и выскажите свое коллективное мнение о том, какое из заданий на уроке вам больше всего понравилось и почему.
Какое не понравилось и почему?
Домашнее задание СЛАЙД 27
§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины начавшейся феодальной раздробленности».
Разработка урока по истории 6 класса «Возникновение и распад империи Карла Великого»»
Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Задача: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.
1. Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.
3. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.
Оборудование: карты «Франкское государство в V – начале IX вв.» и «Образование империи Карла Великого, учебник «История средних веков» (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской), тетрадь на печатной основе, карточки-даты, компьютер, экран, проектор, презентация.
Основные понятия: император, империя, усобицы, феод, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница.
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний
1. Игра «Узнай историческую личность» (Слайд 2) :
1) Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг)
2. Игра «Напиши портрет»
Учащиеся описывают исторические личности, которые узнали.
Хлодвиг – хитрый, расчетливый, жестокий. Правитель династии Меровингов. Главный правитель Франкского государства и т.д.
III. Проверка домашнего задания
1. Исторический диктант (Слайд 3)
— Период истории, охватывающий большой период времени с V века по XV век, называется …
— Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …
— Как называлось государство франков?
— Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось …
— Управляющий королевским двором, назывался …
2. Взаимопроверка диктанта (Слайд 4)
3. Работа по карточке
Подготовь ответ на вопрос
Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?
Для этого подумай и поразмысли
— Где и когда появилось христианство?
— Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей?
— Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство?
— Почему церковь помогала королю Хлодвигу?
4. Работа по вопросам
— Когда возникло государство у франков?
— Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя.
— Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига.
— Когда состоялась битва при Пуатье?
— Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении.
— Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина Короткого.
5. Развернутый устный ответ по карточке.
IV. Мотивационно-целевой этап
— Итак, союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карля Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?
— Вопросы записаны на доске: Каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?
V. Изучение нового материала
— Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (Слайд 5) .
3. Беседа по прочитанному и работа по карте.
— Какой исторический портрет Карла I можно составить?
— Как изображен Карл Великий?
4. Рассказ учителя, работа по карте и беседа.
— Карл I ставит цель – создание прочного христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.
— Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.
— Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные направления политики Карла Великого? (стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий).
— Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах Карла I поддерживала знать и церковь. Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.
— Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.
— Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.
— Саксы боролись и против воинов и против священников. А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.
— Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.
— Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.
6. Самостоятельная работа учащихся.
— Заполните схемы «Направление походов Карла I и их результат», используя опорные слова и карту.
В земли саксов
Захвачены и вошли в состав государства франков …………………………….
Захвачены и вошли в состав государства франков …………………………….
Захвачены и вошли в состав государства франков …………………………….
7. Проверка самостоятельной работы
8. Рассказ учителя с элементами беседы.
— Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
— Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).
— Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).
— В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.
— Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.
— Как вы думаете, как осуществлялось управление в государстве?
— Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.
— Свободные крестьяне не могли приобрести вооружение, так как оно стоило очень много денег. Поэтому пешее ополчение ещё сохранилось, а в регулярное войско призывались владельцы больших участков или те воины, которых направляли и вооружали крестьяне за общий счёт.
— Карл I стремился укрепить свое господство. Чтобы повысить эффективность управления империей Карл I заботился об образовании высших советников, священников и других государственных чинов, он также уделял большое внимание христианскому воспитанию подданных. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. По его указу открывались школы при монастырях и церквях. Карл I приглашал к себе просвещенных людей из Европы.
— За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю.
— Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия). (Слайд 11)
9. Самостоятельная работа учащихся
— Прочитайте п.4 и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
10. Проверка выполнения самостоятельной работы
— Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).
11. Беседа по вопросам и работа по карте.
— Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.
— Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).
— Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность).
12. Рассказ учителя и работа с учебником.
Учитель рассказывает о междоусобных войнах и их последствиях и обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике «Разорение деревни во время усобицы».
13. Рассказ учителя с элементами беседы и работа со схемой.
— Что такое феод и каковы его признаки?
Рассмотрение вопроса об организации класса феодалов.
Работа со схемой «Сеньоры и вассалы» (Слайд 12).
— Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами в награду мелким феодалам за службу и мелкие феодалы присягали ему на верность. Он считался по отношению к мелким феодалам – сеньором (страшим), а феодалы были вассалами (подчинёнными).
— Иногда вассалы выступали против своих сеньоров. Не выполняли их приказы. И только силой можно было его заставить подчиниться.
— Чьими вассалами были графы?
— Чьими вассалами были бароны?
— Для кого они были сеньорами?
— Вассал был обязан по зову сеньора: явиться на службу и привести с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать из плена.
— Сеньор обязан был давать вассалам в «держание» землю, оказывать им защиту и покровительство.
— В жизни взаимные обязанности сеньоров и вассалов часто нарушались. Случалось, что вассалы предавали своих сеньоров и шли на них войной, а сеньоры порой взыскивали с вассалов чрезмерные поборы или, вопреки договору, заставляли вассалов слишком долго служить в своем войске. Противоречия между ними приводили к столкновениям.
VI. Закрепление изученного материала
1) Карл был сыном Пипина Короткого ( Х)
2) Самой длительной и тяжёлой была война с саксами. (Х)
3) Карл принуждал саксов принимать христианскую веру (Х)
4) В 800 году Карл был коронован в Риме (Х)
5) Высший совет знати не помогал королю управлять государством (О)
6) В 843 г. империя Карла Великого была поделена между его внуками (Х)
7) В средние века говорили: « Вассал моего вассала не мой вассал» (Х)
8) Феодальная лестница – это почётное или высокое звание (О)
9) Междоусобная война – это война между феодалами (Х).
Синквейн о Карле Великом
— Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого), (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)
VIII. Домашнее задание
§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности».
Работа в контурной карте. Рабочая тетрадь – задания 3,4.
1. Арасланова О.В., Соловьева К.А. История Средних веков. 6 класс: Поурочные к учебникам Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского (М.: Просвещение), В.А. Ведюшкина (М.: Просвещение) и М.А. Шукурова (М.: Русское слово). – М.: ВАКО, 2004.
2. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колисниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.
О личности Карла Великого
«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».
Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться доПадерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806—810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил Iпреемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.
Однако сам Карл придавал немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802 г.) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (примерно: «Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»).