Докажите что на первом плане стихотворения не картины природы а чувства человека
Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом» Фета
Всего получено оценок: 101.
Всего получено оценок: 101.
Стихотворение Афанасия Фета “Я пришёл к тебе с приветом” – это бессмертные строки, которые одинаково понятны читателю любого возраста. А краткий анализ “Я пришёл к тебе с приветом” по плану помогает ещё глубже проникнуть в лирический мир, созданный поэтом, узнать тонкие детали и историю создания этого произведения. Его использование на уроке литературы в 5 классе позволит лучше раскрыть тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я пришел к тебе с приветом.
История создания – написано “Я пришёл к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.
Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.
Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.
Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда”.
Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.
Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.
Сравнение – “с той же страстью, как вчера”.
История создания
Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.
Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.
Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.
Композиция
Это стихотворение состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворении “Я пришёл к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.
И именно о нём поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством: в нём уже “зреет песня”.
Фет тонко связывает пробуждение природы и чувства лирического героя, который полон нежности. Он приходит к девушке даже не на свидание – просто не может не поделиться с ней тем, как прекрасна жизнь, как удивительно весеннее утро и как всё вокруг полно счастьем. Молодой человек проявляет свои чувства очень бурно, но не испытывает по этому поводу смущения: в его возрасте естественно радоваться всему.
Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта, жанр – лирическое стихотворение. Он очень естественно передаёт все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Он не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.
Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырёхстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой, делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрёстная рифма усиливает это впечатление.
Средства выразительности
Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:
Их разнообразие также оживляет стих, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения. Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и направляет на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни.
Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом» (А.А. Фет)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 27.10.2019 · Обновлено 27.10.2019
Огромную роль в творчестве А. Фета занимает любовная лирика, основанная на реальных событиях из жизни поэта. «Я пришел к тебе с приветом» выделяется из ряда других произведений простотой фраз и легкостью изложения. Отсутствует конкретное описание женщины и ее образа. Признание в любви мы сможем услышать, уловив настроение автора.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» по плану, чтобы Вы могли в полной мере ощутить смысловое богатство лирики Фета.
История создания
О том, кому посвящено стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом», остается только догадываться. Поэту в ту пору было всего 23 года, он не был женат или помолвлен, поэтому история прикрыла его юношеские увлечения мраком неизвестности от посторонних взглядов.
Написано произведение в 1843 году и в это время нашло свое место на страницах популярного литературного издания «Отечественные записки». Фет уже сделал блистательный литературный дебют и был принят в литературный мир. Его творчество идеально вписывалось в концепцию «чистого искусства» — направления поэтического творчества, которое подразумевало обращение к красоте и чувству, а не к конфликту или сюжету. В лирике Фета читатель не найдет социальной проблематики или полемики с коллегами по цеху. Там только о любви, творчестве и красоте природы.
Жанр, направление, размер
Композиция
В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» мы наблюдаем 4 строфы. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» перекликается с образом леса, пробуждающегося ото сна «каждой веткой». Так и юноша каждым мускулом тянется к любви, как лес — к солнцу, которое его ласкает. Утро становится символом любви, которая озаряет жизнь героя и придает ей смысл. Весенняя жажда леса — та же любовная лихорадка лирического героя.
Утро наступает ежедневно, и с тем же постоянством герой является к возлюбленной «с той же страстью». Все его поступки и чувства естественны и находят отклик в природе. За окном делается то же самое, что и в его душе.
Песня, зреющая в груди поэта — отражение его счастья. Он все порывается рассказать избраннице о том, что происходит в природе и в его душе, то есть его переполняет любовь, ему необходимо поделиться ею, как лесу необходимо встрепенуться и запеть о весне голосами сотен птиц.
Конечно, современному читателю покажется, что поэт просто нанизал впечатления о весеннем утре друг на друга, но в произведении «Я пришел к тебе с приветом» нет ни одной случайной строчки. Каждая из них отражает душевное состояние лирического героя.
Темы и настроение
Основная идея
Смысл стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» заключается в том, что любовь преображает человека, как солнце — лес. Без этого чувства жить невозможно, как и без света и тепла. Оно естественно и неотделимо от всего того, что нас окружает.
Человек в природа в лирике Фета неразрывно связаны, поэтому лирический герой находит те же эмоции в каждом природном явлении. Основная идея произведения «Я пришел к тебе с приветом» в том, что нужно черпать счастье во взаимном чувстве, ведь на этом процессе строится весь мир. И лес, и птицы, и деревья, и солнце — все любят и любимы, и в этой песне любви рождается будущее.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» многообразны. Каждая деталь важна при описании яркого утра.
Выразить эмоции, передать мысли помогают следующие средства художественной выразительности:
Их многообразие наполняет яркими красками стихотворение, оживляет его, наделяет читателя возвышенным лирическим настроем. Средства выразительности, примененные Фетом, потрясающе сочетаются со стилистикой произведения. Легкое и светлое, оно позволяет снова и снова прибывать в восторге от окружающего мира, мотивировать человека на то, чтобы разделить с кем-то полученное счастье.
Стихотворение А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом» является ключом к настоящей любви. Можно бесконечно восхищаться данным произведением. Динамичность, означающая быстротечность жизни, пронизывает все строки. Мимолетное мгновение счастья, изображенное в стихотворениях автора, всегда будет являться фундаментом русской поэзии.
Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом» Фета
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я пришел к тебе с приветом.
История создания – написано “Я пришёл к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.
Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.
Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.
Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда”.
Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.
Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.
Сравнение – “с той же страстью, как вчера”.
Основная мысль
Главная мысль, которую автор вложил в стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» — это то, что любовь способна изменить и преобразить человека так же, как это делает солнце с деревьями. Оно согревает деревья, дает им силы, помогает стать лучше и крепче. Как лес не способен прожить без тепла и света, точно так же и человек не может существовать без любви. Именно вот эту незримую связь природы и человека и старается показать автор читателю.
На свои чувства лирический герой находит отклик в окружающем его мире. Оказывается все то, что его окружает, испытывают те же чувства и эмоции, что и он сам. Автор показывает, что только при вот таком вот взаимном чувстве и возникает счастье. На этом строится все вокруг. Невозможно жить без тепла и света. Точно так же невозможно жить и без любви.
История создания
Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.
Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.
Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.
Анализ стихотворения Я пришёл к тебе с приветом… по плану.
1)История создания. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» написано поэтом в 1843 году и в этом же году опубликовано в журнале «Отечественные записки» в качестве заголовка.
2)Тема. Стихотворения является обращением к возлюбленной. В нём переплетаются темы природы и любви — две неразрывные темы в творчестве Фета.
Основной идеей стихотворения является передача настроения, того душевного настроя, которое испытывает человек ясным солнечным утром.
4)Композиция. Композиционно стихотворение поделено автором на четыре строфы-четверостишие. По смысловой же составляющей стихотворение может быть поделено на две части. В первых двух строфах автор описывает изменение природы при восходе солнца:
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой…
В финальных двух строфах Фет описывает свои эмоции, свое душевное состояние:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…
5)Анализ образов. В этом шедевре пейзажной лирики есть два центральных образа: просыпающаяся природа и юноша, познавший любовь. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Природа у Фета лучезарны; она не уныла и не мрачна, она вся светится под лучами, восходящего солнца:
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Лес у Фета, словно человек, просыпается, движется. Вся природа оживляется, наполняется светом и теплом.
Юноша в то же расположении духа, что и природа. Он в восторге от этого праздника солнца. Всё это побуждает его прийти к любимой и посвятить всего себя ей:
Что душа всё также счастье
И тебе служить готов…
Юноша впечатлён девушкой, природой, и это навевает на него веселье и радость, которые он собирается выплеснуть в песне, которая уже зреет.
6)Рифма, размер, синтаксис. Рифмовка перекрестная. Стихотворный размер — четырехстопный хорей. Стихотворение очень мелодичное, и, хотя здесь и нет восклицаний, мне кажется, оно должно читаться возвышенным тоном. Автор не используют трудную лексику, так как она здесь неуместна. Данное стихотворение написано простейшими языком, что даже ребенок может понять его смысл.
Синтаксической особенностью является то, что стихотворение написано одним сложноподчинённых предложениях, что придает целостность произведению.
7)Изобразительные средства. Фет, будучи великолепным мастером слова, смог подобрать тропы, которые идеально подходят под стилистику данного стихотворения. Эпитеты «горячий свет», «весенней жаждой» придают стихотворению яркость и красоту. Олицетворения «лес проснулся», «солнце встало», «лес встрепенулся» помогают передать природу в движении. Повтор глагола «рассказать» говорит о том, что автор хочет поделиться с любимой своими чувствами, впечатлениями, передать ей то счастье, которое испытывал он.
8)Моё мнение. Это светлый стихотворение наполнено радостью жизни, детской наивностью, чистотой — все эти чувства передаются мне при чтении стихотворения. Читая эти строки, я забываю о своих проблемах и так и хочется восхищаться окружающим миром, хочется петь и любить. На мой взгляд, это одно из самых светлых, ярких и удивительных стихотворений, которое я когда-либо слышал. Благодаря этому стихотворению-рассказу я понял, почему Фета называют поэтом «чистого искусства».
Полезный материал по теме:
Композиция
Это стихотворение состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворении “Я пришёл к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.
И именно о нём поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством: в нём уже “зреет песня”.
Фет тонко связывает пробуждение природы и чувства лирического героя, который полон нежности. Он приходит к девушке даже не на свидание – просто не может не поделиться с ней тем, как прекрасна жизнь, как удивительно весеннее утро и как всё вокруг полно счастьем. Молодой человек проявляет свои чувства очень бурно, но не испытывает по этому поводу смущения: в его возрасте естественно радоваться всему.
Тема и концепция произведения
Основная тематика стихотворения близка по духу всем мечтательным и романтическим читателям. В число тем входят:
Стих описывает романтическое и красивое время года — весну, образ которой был самым волнующим для Афанасия, что отображается во многих его произведениях.
Главной темой стиха Фета «Я пришел к тебе с приветом…» является пробуждение души, очищение и воскрешение, новый чистый и нежный взгляд на окружающий мир.
Произведение обостряет чувства и придает настроение, зовя человека идти по пути к заветной мечте.
Композиция и жанр
Композиция произведения несет в себе отдельный интерес, ведь в каждой строке таится своя отдельная мини-тема. В начале говорится о наступающем рассвете, далее — о весне и возвращении птиц, пробуждении деревьев в лесу. Следующая часть раскрывает романтического героя, который открывает свое сердце весне и счастью. В заключение Любовь и Весна, как отдельные личности, вместе создают вдохновение. Фет даёт понять, что воспевание всего красивого — его кредо.
Повествование произведения несет в себе ограничения. Все строфы начинаются со слова «рассказать». Главная мысль композиции — привлечь внимание к себе. Такой приём акцентирует внимание читателя и объясняет, зачем и с какой целью поэт ворвался в литературный мир и питает желание быть услышанным.
Автор обращается к читателю со всем уважением. Такие методы общения со своей аудиторией указывают на более подходящий жанр — пейзажная лирика. Но произведение Афанасия Фета не только написано для того, чтобы донести суть его творчества. Это также можно списать на философию о сильных эмоциях, чувствах и любви, которые переполняют человека, о всеобщем счастье. Это практически гимн жизни и всеобъемлющей, которая имеет свойство постоянно обновляться.
Основные средства выразительности
Автор добивается выразительности различными способами. Расстановка словосочетаний, поэтический ритм, употребление эпитетов и метафор — всё это позволяет подвести читающих к картине, которую поэт создал в своих фантазиях. Примеров красочной передачи чувств, которые можно вставить с помощью метафоры, много:
Олицетворение также является значимым изобразительным средством, растения могли приходить к желаемому, а луна — вставать, когда выспится. Для автора связь людей и природы — неразделимое понятие:
В тексте стихотворения четко видна анафора — приём организации ритма в тексте, это показывается повторяющимся в каждой строфе словом «рассказать», что придает особую динамику. Союз «что» часто повторяется, его нельзя пропустить, он наделяет произведение напевностью и делает из него что-то музыкальное.
Стих имеет структуру четырех строф размером в четыре строчки, которые между собой связываются рифмой, что имеет название катрена, прочитать такую структуру просто. В каждой строчке используется два слога без ударения, что делает чтение легким и парящим. Проскальзывают такие приемы, как ассонанс и аллитерация, которые пробуждают в читателе уверенность в пришлых чувствах.
Все эти приемы приводят к определенному чувству и мыслям об отношении к человеческой жизни. Такие эмоции сложно суметь передать через буквы, отрывки и фрагменты, но автору это прекрасно удается.
Идея стихотворения
Произведение начинается с местоимения «я», что показывает, как поэт стремится обратиться к человеку и хочет рассказать всё, что его волнует, поделиться со всем миром, как кричит душа. Автора захлестывают эмоции и чувства, как бушующие волны, готовые превратиться в наводнение.
Есть и другая идея, где «я» — это обращение романтического героя к своей любимой женщине. Он старается выразить всю свою благодарность за полученные эмоции, чувства и страсть, живущую в душе и сердце и придающую вдохновение.
Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта, жанр – лирическое стихотворение. Он очень естественно передаёт все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Он не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.
Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырёхстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой, делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрёстная рифма усиливает это впечатление.
Средства выразительности
Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:
Их разнообразие также оживляет стих, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения. Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и направляет на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни.
Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»)
А. А. Фет снискал в литературе славу тончайшего лирика. Ни эпический, ни драматический род литературы не был его призванием. Он был одним из самых крупных поэтов так называемой школы «чистого искусства», резко противопоставившей себя представителям гражданского направления в литературе, писателям-демократам, соратникам Чернышевского и Некрасова. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые волновали его современников, Фет ограничил свое творчество тремя темами: любовь, природа, искусство.
«Стремясь от людей утаиться», поэт уходит в мир природы, чтобы обрести гармонию. Фет сумел очеловечить природу, найти в ней отзвук своим настроениям и чувствам, передать красоту родного пейзажа. «Природы тайный соглядатай», поэт обладал острым поэтическим зрением и слухом, что дало право П. И. Чайковскому указать на певучесть и музыкальность лирики Фета: «. Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант».
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом. » — одно из ранних в лирике Фета и одно из самых популярных. Темы любви и природы, затронутые здесь,— вечные темы поэзии, Однако Фет сумел сказать в своем произведении нечто новое. От его поэтического шедевра веет свежестью. Оно ни на что не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его поэтическим установкам. Фет писал: «Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».
Необычно уже само начало стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать. ». Для нас сегодя эта строка удачна с художественной точки зрения, но во времена же Фета это воспринималось как поэтическая дерзость. Сам же поэт шутливо и не без гордости называл свои произведения стихами «в растрепанном роде».
Неточные слова и как бы «растрепанные» выражения создают в стихах Фета не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова «Я пришел к тебе с приветом. » кажутся особенно органичными и естественными для живой речи, Создается впечатление, что поэт не задумывался специально над словами, а они сами сложились в его голове.
Стихотворение заканчивается строками:
…не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
Эти строки тоже о естественности поэтического слова.
Опорными, ключевыми в стихотворении являются слова: «привет», «солнце», «свет», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании: о радости, счастье, любви и весне. Они похожи на звонкий музыкальный аккорд, который нарастает, усиливается.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом. » отличается удивительной цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, оно произносится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Лирический герой видит рассвет и луч солнца, который бежит по листьям:
Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой.
Птицы начинают петь. Оживает природа — оживает и душа лирического героя. Природа и чувства героя соотносятся, и все это находится в движении: радость героя и мир, залитый солнцем, проснувшийся лес, жаждущий весны, и человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, и зреющая в душе торжественная песня.
Цельности стихотворения способствуют и повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Через равные периоды во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф повторяется слово «рассказать»: «Рассказать, что солнце встало. », «Рассказать, что лес проснулся», «Рассказать, что с той же страстью. », «Расказать, что отовсюду. » Именно это слово является скрепляющим строфы элементом, придает всему стихотворению ощущение единства. Есть и другие слова-повторы: «лес проснулся» — «весь проснулся»; «веткой каждой» — «каждой птицей». Многократное повторение союза «что» придает стихотворению плавность.
В стихотворении можно выделить яркие эпитеты, помогающие создавать радостно-приподнятое настроение, например, «горячий свет», «весенняя жажда». Фет также использует и олицетворения: «лес проснулся», «солнце встало».
Логическим ударением автор выделяет главное смысловое слово стихотворения — любовь, радость жизни и пробуждающаяся природа вызывают в душе человека песню. Это песня о весне в природе и о зарождающихся чувствах человека. Как лес «весенней полон жаждой», так и душа лирического героя открыта счастью.
Фет большое значение придавал концовке стиха, считая, что именно здесь должна сосредоточиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такова концовка данного стихотворения. Она действительно завершает лирический сюжет. Стихотворение заканчивается песней. Песня — это высший взлет, высшая точка радости. Для песни еще нет слов, но сама мелодия уже есть, она просится наружу.
Молодой поэт заявил о себе в русской литературе этим стихотворением. Он пришел рассказать о блеске солнечного утра и страстном трепете молодой, весеней жизни, о жаждущей счастья влюбленной душе и неудержимой песне. Он принес этим стихотворением романтическое дыхание весны в поэзию.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье. » темы любви и природы также слиты воедино. Здесь получила наиболее яркое отражение такая особенность фетовской лирики, которую критики назвали «безглагольность», Действительно, в стихотворении нет действия — лишь быстрая смена картин:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Картины, возникающие перед читателем, статичны — в них самих нет движения. Фет использует тот принцип, который можно было бы назвать принципом перебирания фотографий. Смена этих картин придает стиху удивительную динамичность и воздушность, помогает изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. На фоне картин природы «милое лицо» изменяется.
Читатель будто наяву видит свидание в саду. Ночной полумрак. Поют соловьи, и цветут пурпурные розы. Ничего не происходит, но поэту удается через серию картин передать напряженное лирическое переживание, эмоции героя, момент любви. «Пурпур розы» в финале плавно перетекает в цвет зари. Это символ света, любви, высшее выражение душевного подъема:
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
В основе эстетико-философской концепции Фета лежит мысль о тесной взаимосвязи человека и природы. Лирический герой его поэзии стремится стать частью природы, что позволит ему обрести радость в душе и абсолютную свободу. Он растворяется в мире природы и потому видит ее душу, ее тайну. Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, Его лирические миниатюры отличаются богатством оттенков, нежностью, душевной теплотой. Их назначение передать не столько мысли и чувства поэта, сколько его «летучее» настроение.