Докажите что общество является системой
Общество как сложная система
Общество как сложная система
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
1) дать научное представление об обществе как о социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей;
2) раскрыть понятие социального института как устойчивой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
3) формировать целостное понимание общества и процесса его развития.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уроками. Её основой стал системный подход к изучению общества. Такой взгляд на рассматриваемый объект представляет собой существенное продвижение в его понимании.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».
Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социо- логия / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».
Литература для учащихся
Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголю- бова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».
Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.
Размноженный текст документа «Социальная система и её сре- да» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).
Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18)
1. Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
2. Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?
В философской литературе общество определяется как – динамическая система, поскольку:
— состоит из элементов (сферы жизнедеятельности, социальные институты, группы и тд);
— имеются связи и взаимодействия между элементами, а также с другой системой – природой;
— обладает целостностью и качественной определенностью, т.е. обладает признаками и функциями, которые отличают ее от других систем;
— проявляется динамизм, состоящий в возможности изменений как всего общества, так и отдельных его элементов (могут возникнуть, измениться или исчезнуть элементы и связи между ними).
Разберем смысл понятия система – в переводе с греческого это слово означает – целое, составленное из частей.
Системами являются и наша вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека.
Каждая из них включает взаимодействующие части – подсистемы и элементы.
Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Особенности социальной системы
Задание: найдите в параграфе характерные черты общества как системы (стр.19-20):
1) Общество имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
Макроструктура общества состоит из 4-х подсистем, которыми являются основные сферы человеческой сферы – социальная, экономическая, духовная, политическая. В свою очередь каждая из данных подсистем имеет свое собственное сложное строение и является сложной системой. Например, экономическая подсистема является системой для таких компонентов как производство, распределение, обмен и потребление. Социальная сфера включает в себя – классы, соц.слои, нации и тд., духовная сфера включает различные формы и уровни общественного сознания, образование, науку, религию, мораль. А политическая сфера включает в себя – гос-во, партии и тд., но и гос-во тоже является системой с множеством составляющих. поэтому, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Допустим, в условиях экономического кризиса президент страны вынужден назначить досрочные парламентские выборы (это пример связи экономической и политической сфер жизни общества)
2) Общество включает в себя разнокачественные элементы, как материальные, так и идеальные.
Например: материальными элементами экономической сферы являются – предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары, а духовными элементами – экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения.
3) Основным элементом общества как системы является человек, который ставит перед собой цели, выбирает средства и способы осуществления своей деятельности – это и делает общество динамичным, т.е. изменчивым и подвижным.
Задание: найдите качества общества(стр.20-21)
1 качество – это динамичность общества
2 качество – интегративность – компоненты общества не находятся в беспорядке, а напротив занимают внутри системы определенное положение.
Многообразные связи между компонентами общества делают его единым целым
3 качество – самодостаточность – как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.
4 качество – самоуправляемость – согласованность компонентов образующих социальную целостность обеспечивается управленческой функцией политической подсистемы общества.
Теперь давайте проверим насколько вы поняли смысл каждого положения.
Этому поможет беседа по следующим вопросам :
почему социальную систему называют суперсистемой? (макроструктура общества как системы состоит из 4-х подсистем: экономическая, социальная, духовная, политическая. Каждая из этих сфер имеет свое собственное сложное строение, и сама является сложной системой. Любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. СТР 19)
Почему непременным элементом любой социальной системы является человек? (человек- универсальный элемент всех социальных систем (: образовательные, политические, экономические, медицинские, правовые), поскольку он непременно включен в каждую из них)
Чем объясняется динамичность социальной системы? (человек обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности, что делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные)
Чем отличается качество системы от качеств её элементов? (система обладает интегративным (объединяющим) качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов (ЭЛЕМЕНТОВ) системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Пример: отдельные органы человека (сердце, желудок и тд) не обладают свойствами человека, так и система здравоохранения, гос-во и др. элементы общества не имеют тех качеств, которые присуще обществу в целом).
Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой? (Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность).
Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? (изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которое общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям).
В чём заключается каждая из функций общества как системы?
Функции системы: адаптация, целедостижение – способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду, поддержание образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру, интеграция – способности интегрировать, т.е. включать новые части, новые общественные образования в единое целое.
Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.
Обратите внимание на то, как употребляются слова «институт» в бытовой речи и в науке.
1. Институт в переводе с латинского означает «установление».
2. В русском языке часто используется для обозначения высших учебных заведений.
3. В области права институт – совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом.
В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Иными словами, социальный институт – это совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной, значимой для общества потребности.
Важнейшими социальными институтами являются:
— семья, гос-во, школа и производство
Основные функции соц. институтов:
1) Служат удовлетворению общественных потребностей
2) Действуют в соответствии с определенными правилами и нормами
3) Организуют совместную деятельность людей
4) Обеспечивают социализацию индивидов
Обратите внимание на таблицу в учебнике – стр.23
Задание: найдите характерные черты социального института
Соц. институт закреплен системой норм, регулирующих соответствующие типы поведения (соц.нормы (правила) регулируют поведение людей в семье, школе и тд);
Еще одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.
Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
Так, образование как социальный институт — это и совокупность лиц, занятых образовательной деятельностью (учителей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами образовательные организации (школы, учреждения профессионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев
Рассмотрим основные признаки соц. института на примере семьи.
Прежде всего каждая семья – это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака и кровного родства.
Семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и тд…
Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, которое предполагает соответствующее поведение: родители обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети – учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами – моралью и правом.
Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших.
Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям.
Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.
Задание : найдите в учебнике значение социальных институтов.
Наличие соц институтов:
1) Делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым;
2) Обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей;
3) Делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, устойчивыми и надежными.
Институциональные взаимодействия – это хорошо отлаженный порядок соц жизни. Чем больше соц нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.
Общество изменчиво. Возникают новые потребности, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи – общество заинтересованно в придании им нормативного характера, т.е. в их институционализации. (пример посмотреть в учебнике, стр.25)
Итоги урока – практические выводы.
Выполнить задание №4, стр. 28
Домашнее задание: при работе с текстом параграфа дома учащимся рекомендуется продумать возможные ответы на вопросы для самопроверки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Общество является системой общения.
Выберете правильный ответ?
Выберете правильный ответ.
В отличие от природы, общество 1) развивается по собственным законам 2) находится в развитии 3) создает культуру 4) является системой.
Написать сообщение Общество как система?
Написать сообщение Общество как система.
Чертами постиндустриального общества является?
Чертами постиндустриального общества является.
Определите место человека в политической системе общества?
Определите место человека в политической системе общества.
Признаки аграрного общества является?
Признаки аграрного общества является.
Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга?
Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга.
Какова роль экономической системы в жизни общества?
Какова роль экономической системы в жизни общества?
Выберите верные суждения о политической системе?
Выберите верные суждения о политической системе.
А)Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества.
Б)На развитие политической системы общества среди прочих факторов влияют традиции политических отношений.
Общество как совокупность частей и элементов является :1 системой2 подсисткмой3 искусственной Конструкцмей4субконтинентом?
Общество как совокупность частей и элементов является :
3 искусственной Конструкцмей
Эта отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм гражданское право.
Гражданское право. Нормы этого права закреплены в Гражданском кодексе.
Жанр эпоса : небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в..
Создание рабочиз мест, добавочной стоимости.
А ты спроси в гуголе там есть ответ я только этот вопрос задавала для тебя и нашла его он просто очень большой поэтому не смогла написать прости.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 2. Общество как сложная система
Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление
Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Особенности социальной системы
Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.
Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно, человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.
Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства — Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.
Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.
Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
Социальные институты
Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.
Слово «институт» в переводе с латинского institutum означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).
В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. § 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Соответственно потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, вызвали необходимость организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты. Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.
Итак, социальный институт — это прежде всего совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).
Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье.)
Ещё одна характерная черта социального института — наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.
Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.
Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)
Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего каждая семья — это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи — одна из фундаментальных, т.е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней своё особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.
Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.
Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными — институт судебной власти и т.п.
Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.
Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.
Так, в России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.
В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.
Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.
Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Например, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых произошла институциализация Единого государственного экзамена, новых образовательных стандартов.
Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чём заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?
Словарь
Социальная система — определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.
Социальные институты — устойчивые формы организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
Практические выводы
1. Общество — сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
2. Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.
3. В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
4. В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.
Документ
Из работы американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».
Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти — родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. — осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу, — общины, деревни, округа, города, районы, причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества — социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.
Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.
Вопросы и задания к документу