Докажите что организм открытая система
Почему организм — открытая система
Живой организм — это сложная система, состоящая из взаимосвязанных органов и тканей. Но почему говорят, что организм — это открытая система? Для открытых систем характерен обмен чем-либо с внешней для них средой. Это может быть обмен веществом, энергией, информацией. И всем этим живые организмы обмениваются с внешним для них миром. Хотя слово «обмен» более уместно заменить на слово «поток», так как в организм входят одни вещества и энергия, а выходят другие.
У гетеротрофных организмов энергия поглощается вместе с веществами (в которых она заключена) в результате питания. Далее в процессе метаболизма (обмена веществ внутри организма) одни вещества расщепляются, а другие синтезируются. При химических реакциях выделяется энергия (идущая на различные процессы жизнедеятельности) и поглощается энергия (идущая на синтез необходимых органических веществ). Ненужные организму вещества и образовавшаяся тепловая энергия (которую уже нельзя использовать) выделяются в окружающую среду.
Автотрофы (в основном растения) поглощают в качестве энергии световые лучи в определенном диапазоне, а в качестве исходных веществ ими поглощается вода, углекислый газ, различные минеральные соли, кислород. Используя энергию и эти минеральные вещества, растения в результате процесса фотосинтеза осуществляют первичный синтез органических веществ. При этом лучистая энергия сохраняется в химических связях. У растений нет выделительной системы. Однако они выделяют вещества своей поверхностью (газы), сбрасывая листву (удаляются вредные органические и минеральные вещества) и др. Таким образом, растения как живые организмы тоже являются открытыми системами. Они выделяют и поглощают вещества.
Живые организмы живут в характерной для них среде обитания. При этом, чтобы выжить, они должны приспосабливаться к среде, реагировать не ее изменения, искать пищу и избегать угрозу. В результате в процессе эволюции у животных выработались специальные рецепторы, органы чувств, нервная система, которые позволяют получать из внешней среды информацию, обрабатывать ее и реагировать, т. е. воздействовать на среду. Таким образом, можно сказать, что у организмов происходит обмен информацией с внешней обитания. То есть организм — открытая информационная система.
Растения тоже реагируют на воздействия внешней среды (например, закрывают устьица на солнце, поворачивают листья к свету и др.). У растений, примитивных животных и грибов регуляция осуществляется только химическим путем (гуморальным). У животных, имеющих нервную систему, есть оба способа саморегуляции (нервный и с помощью гормонов).
Одноклеточные организмы также являются открытыми системами. Они питаются и выделяют вещества, реагируют на внешние воздействия. Однако в их организме-системе функции органов по-сути выполняют клеточные органеллы.
3 урок (19.11)
Добрый день ребята. Записываем в тетрадь тему урока и дату.
Не забываем что у вас по четвергам урока биологии два, поэтому смотрим оба урока и выполняем задания по каждому уроку.
И так те учащиеся, которые не прислали мне фото выполненного биологического диктанта (первый урок 12.11), заполненной таблицы и схемы двойного оплодотворения покрытосеменных растений (2 урок 12.11) получают неудовлетворительные отметки.
Организм – элементарная структурная единица жизни.
Организм – это совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных друг с другом.
Организм – биосистема открытого типа.
Из внешней среды поступает кислород, пищи, энергия и во внешнюю среду удаляются ненужные продукты жизнедеятельности.
Организм — живое существо. Любой организм — это отдельное живое существо (особь), реализующее жизнь на нашей планете. Поэтому организмы называют элементарными структурными единицами жизни.
Все живые организмы независимо от их формы и размеров (от нескольких микрон у некоторых бактерий до десятков метров у растений) служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого. Они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, расти, развиваться, размножаться, взаимодействовать с окружающей средой и приспосабливаться к её изменениям. При этом все живые организмы обладают сходными потребностями — в пище как источнике веществ и энергии и в комплексе условий среды как определённом жизненном пространстве с пищевыми ресурсами, используемом для укрытия, размножения и расселения по земной поверхности.
Важнейшие свойства организма:
1) самоподдержание – способность сохранять свое существование в течение определенного срока, свойственного данному организму.
2) саморегуляция физиологических процессов.
У одноклеточных – это обмен химическими веществами между внешней и внутренней средой
У многоклеточных – это гуморальная и нервная регуляция
У растений – фитогормоны и продукты обмена веществ.
3) Гомеостаз – постоянство внутренней среды, позволяет противостоять изменениям процессов под воздействием факторов среды.
Каждый организм представляет собой совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных между собой.
Важным признаком любого организма (даже неклеточного — вируса) служит строгая взаимозависимость всех его отдельных частей (органов, тканей, клеток). Нарушение работы одного из органов может привести к нарушению деятельности остальных. Например, если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворёнными в ней минеральными солями, то всё растение вскоре погибнет. Животное, если у него не будут работать пищеварительные органы, или органы дыхания, или другие органы, погибнет.
Взаимосвязанная работа органов обеспечивает целостность организма, функционирующего как живая система — биосистема.
Биосистема «организм» представляет собой систему открытого типа, поскольку из внешней среды организм потребляет необходимые ему вещества и энергию, а в среду удаляет ненужные продукты обмена веществ.
Регуляция процессов жизнедеятельности осуществляет в организме согласованное взаимодействие всех его органов, тканей и клеток.
Презентация по биологии «Организм как биосистема»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Организм как биосистема
Задачи урока Сформировать понятие об организме, как о биосистеме Сформировать умение характеризовать организм как биосистему, выявлять структурные элементы системы Понимать роль организмов в структуре и устойчивости биосферы
Понятие об организме Организм- это реальный носитель жизни,индивид (особь) и целостная живая система (биосистема) Организм входит в состав популяции и выполняет свою роль в популяционно-видовых процессах Организм – это живое существо со своими индивидуальными процессами жизнедеятельности Организм – это открытая биологическая система тесно связанная с внешней средой и биосистемами других уровней
Свойства организма Обмен веществ и энергии Рост Индивидуальное развитие Размножение с передачей наследственных свойств Раздражимость Восприимчивость условий внешней среды
«организм –это в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, востанавливающаяся, поправляющая и совершенствующаяся система» И.П. Павлов Биосистема — единое целое, состоящее из частей, связанных строением и выполняемыми функциями. Организм является биосистемой, так как состоит из органов, которые постоянно взаимодействуют и вместе представляют единую саморегулируемую и саморазвивающуюся систему.
Разнообразие по добыванию пищи :
Каждый организм обладает общими свойствами живого : Химический состав Обмен веществ Клеточное строение Размножение Рост и развитие Раздражимость Саморегуляция
Докажите, что данный растительный организм является биосистемой Product A Feature 1 Назовите части растения Какова роль каждого органа в жизни растения? Возможна ли жизнедеятельность этих частей отдельно, независимо друг от друга
Гуморальная регуляция У растений процессами роста и развития осуществляют биологически активные вещества ( стимуляторы ) Ауксины, Гибберилины Цитокинины
Орган управления у высших организмов Нервная регуляция Более быстрая Адресована строго определённому органу
Нервно –гуморальная регуляция У позвоночных животных и человека Гуморальная подчиняется нервной Нормальное функционирование в изменяющихся условиях
Нервная система обеспечивает целостность организма и является одним из основных механизмов поддержания гомеостаза
Значение организма как биосистемы Сформулировать вывод
Значение организма как биосистемы Организмы участники круговорота веществ и энергии в биосфере, и тем самым поддерживают ее структуру и устойчивость
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-014171
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Chemistry48.Ru
Сайт учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой обл. Радиной М.В.
Общебиологические вопросы_уровень «С»
Кратко опишите особенности клеточного и организменного уровня организации жизни.
На клеточном уровне организации жизни клетка рассматривается как самостоятельная, открытая, саморегулирующаяся система. Она представлена целостным организмом, у которого проявляются все свойства жизни. На организменном уровне самостоятельной системой является одноклеточный или многоклеточный организм. В случае многоклеточного организма можно говорить о клетке как о части системы. В зависимости от сложности многоклеточного организма в нем различают либо отдельные, специализированные по функциям клетки, либо системы органов.
Докажите, что клетка является открытой системой?
Клетка открыта для обмена веществами с внешней средой, энергией и информацией. В клетку поступают и из клетки выходят различные вещества; клетка реагирует на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде; клетка использует в качестве источника энергии свет, органические или неорганические вещества, а также синтезирует их или получает готовыми. Следовательно, клетка — это открытая система.
Назовите любые 2 открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Объясните ответ.
1. Открытие законов наследственности Г. Менделем в 1865 г.
2. Открытие структуры молекулы ДНК Дж. Уотсоном и Ф. Криком в 1953 г.
Оба открытия сыграли определяющую роль в биологии XX и XXI веков. Большинство биологических исследований на современном этапе связаны с выявлением природы и функций конкретных генов, с биотехнологией и селекцией.
Примечание. Можно указать и любые другие открытия и их авторов, например И. Мечников и иммунитет, И. Павлов и теория рефлексов и высшей нервной деятельности, Л. Пастер и вакцинация от инфекционных и вирусных заболеваний и т.д.
По каким признакам живые организмы отличаются от теп неживой природы?
1) обмен веществ и превращение энергии;
3) наследственность и изменчивость;
В чем сущность сравнительного метода биологических исследований?
Заключается в анализе сходства и различий изучаемых объектов.
На каком уровне организации живой материи протекают процессы взаимодействия между особями одного вида?
Назовите основные гипотезы возникновения жизни.
2) гипотеза стационарного состояния;
3) гипотеза панспермии;
4) гипотеза абиогенеза (самозарождения живого из неживого и последующей биохимической эволюции).
Какие основные методы используют в биологических исследованиях?
1) метод наблюдения и описания;
2) сравнительный метод;
3) метод эксперимента;
4) метод моделирования.
Почему живые организмы представляют собой открытые системы?
Открытой называется такая система, которая способна существовать лишь при условии постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой. Этот обмен обеспечивает устойчивость системы.
Например, человек и животные получают из внешней среды кислород, воду и другие неорганические соединения, а также органические вещества и заключенную в них химическую энергию. В то же время они выделяют углекислый газ, мочевину и другие продукты внутриклеточного обмена, а также энергию в виде тепла. Растения поглощают воду, минеральные соли, углекислый газ и используют для фотосинтеза солнечную энергию. В окружающую среду они отдают кислород и тепло. Если живые организмы будут лишены возможности потреблять или выделять в окружающую среду вещество и энергию, они погибнут.
Организм действительно является открытой системой.
В каких условиях на Земле мог осуществляться абиогенный синтез органических веществ из неорганических?
Он мог происходить в условиях древней Земли, атмосфера которой, вероятно, была насыщена углекислым газом, сероводородом, аммиаком, метаном. Эти газы растворялись в горячей воде первобытного океана, где под воздействием ультрафиолетовых лучей, проникающего излучения и электрических разрядов осуществлялись разнообразные химические реакции. Синтезированные в ходе них вещества накапливались в воде. Возможность абиогенного синтеза была доказана в опытах ряда ученых.
Тема урока: Организм – открытая биологическая система.
Цель урока: Сформировать понятие об организме, органе, органоиде; раскрыть свойства организмов; показать разнообразие организмов, эволюцию механизма управления процессами жизнедеятельности организма, познакомиться с процессами жизнедеятельности одноклеточных организмов, доказать, что организм является биосистемой.
Задачи урока:
Обучающие:
• сформировать знания о процессах жизнедеятельности организмов как биологических систем;
Развивающие:
• развивать стремление к познанию закономерностей биологии; сформировать вывод о связи клеток, тканей, органов в целостный организм.
Воспитательные:
• воспитывать навыки самостоятельного поиска информации.
· Оценивать собственный вклад в работу класса, группы.
· Умение определять понятия темы.
· Овладение логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия.
· Определение цели и задач урока.
· Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
· Предметные: знать и уметь объяснять основные термины и понятия: система, открытая система, клетка, органоиды клетки, ткань, органы, организм – единое целое, открытая биологическая система.
· Методы: Основной: практический
Дополнительные: словесный, наглядный
Ø Учебник Пономарёвой И.Н. “Общая биология”, 11 класс.
Ø Компьютер, проектор
Ø Печатные пособия
· Ход урока (см. технологическую карту).
Тема урока: Организм – открытая биологическая система.
Используемые методы, приемы, формы
Актуализация имеющихся знаний учащихся
Провести устный опрос учащихся:
Отвечают на вопросы учителя.
Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.
Тема урока: Организм – открытая биологическая система.
Цель урока: Сформировать понятие о биосистемах, организме, органе, органоиде; раскрыть свойства организмов; показать разнообразие организмов, эволюцию механизма управления процессами жизнедеятельности организма, познакомиться с процессами жизнедеятельности одноклеточных организмов, доказать, что организм является биосистемой.
Задачи (по КИМ ФИПИ): определить понятия «биологические системы»; изучить общие признаки биологических систем: обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение.
Записать на доске или показать на слайде тему урока и основные понятия темы: биосистема, организм, орган, органоид.
Создать условия для формулировки целей и задач урока.
Записывают тему урока в тетради.
Определяют цели и задачи урока.
Объяснение нового материала
Работа с учебником, составление схем, заполнение таблиц.
Направляет работу учащихся:
Прочитай учебник Пономарёвой И.Н. “Общая биология”, 11 класс, стр. 7
Пользуясь текстом учебника, составь схему “Свойства организма”.
Сравни свою схему с презентацией. Если есть ошибки, исправь.
Пользуясь текстом учебника, составь схему “Тип регуляции”.
Сравни типы регуляции по следующим признакам:
Пользуясь текстом учебника, составь таблицу “Сравнительная характеристика фагоцитоза и питоцитоза”.
Сравни свою схему с презентацией. Если есть ошибки, исправь.
У каких одноклеточных наблюдается
Обеспечивает захват из окружающей среды
Проследите, как двигаются одноклеточные организмы
Приведите примеры раздражимости одноклеточных организмов
Работают с учебником.
При необходимости исправляют ошибки.
Работают с учебником, составляют схему «Тип регуляции», осуществляют сравнение.
Работают с учебником, составляют и заполняют таблицу.
При необходимости исправляют ошибки.
Рассматривают движение одноклеточных организмов.
Приводят примеры раздражимости одноклеточных организмов.
Работа с учебником, самостоятельная работа
Закрепление изученного материала
Решение тестовых заданий на сайте:
Выполнение заданий, аналогичных ЕГЭ.
Организует работу с печатными пособиями.
П. 2, учить основные определения. Выполнить тестовые задания на сайте ФИПИ.
Описать домашнее задание, при необходимости пояснить.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Технологическая карта урока «Направления эволюции и пути достижения биологического прогресса»
Технологическая карта урока 11 класса «Многообразие организмов и процессы их жизнедеятельности»
Технологическая карта урока 10 класса «Нуклеиновые кислоты»
СРАВНЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ УЧАЩИМИСЯ МОДЕЛЕЙ ДНК
Рабочая программа внеурочной деятельности Лабораторно-химическое исследование жизни растений Кемеровской области
Рабочая программа внеурочной деятельности Экология. Дом. Здоровье.
Исследовательская работа «Правильное питание»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5359430 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.