Докажите что отечественная историография является неотъемлемой составляющей всемирной историографии
Отечественная историография. Основные этапы
Историография-это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
Историография изучает :1. процесс накопления знаний о развитии общества и
превращении их в науку. 2. характеристики различных взглядов на исторические
явления; 3. процесс совершенствования методов исторического
исследования. В 18 столетии в России начинается процесс превращения
исторических знаний в науку. Об этом свидетельствовало стремление русских
историков подвести под исторические факты теоретическую основу,
способствовавшую их критическому осмыслению. В это время история в России,
отделяясь от других гуманитарных знаний приобретает собственный предмет
изучения. Периодизация курса историографии должна учитывать закономерности
источников и методов исторического исследования. Выделяются три основных
этапа развития отечественной историографии :
Первые попытки создания специальных трудов по историографии в России относятся
к первой половине 19 века. В это время были изданы работы А.Зиновьева
«О начале, ходе и успехах критической российской истории» и А.Федотова
«О главнейших трудах по части критической русской истории». Придерживая
монархии позиций, авторы ограничились сжатой оценкой важнейших трудов по
истории России. Следует отметить диссертацию Н.Г.Устрялова » О системе
прагматической русской истории.» Историографический очерк посвящен критической
промышленности «.Настаивая на необходимости «прагматической истории», Н.Г.
Устрялова полагал, что в исторических трудах следует показывать переходы
«гражданского общества из одного состояния в другое «.В этом выразилось
своеобразное восприятие дворянским историком принципов буржуазной
историографии. Эти принципы нашли отражение в статье Н.Надеждина
«Об исторических трудах в России.» Надеждин критикует Н.М.Карамзина за
стремление ограничиться описанием политических событий, вместо изображения
народа» Н А. Полевого. Таким образом, в первой половине 19 века готовились
условия для выделения историографии в отдельную научную дисциплину. Завершение
историографической работе С М Соловьева «Писатели русской истории 18века»
в историографическом плане. Этот недостаток становится традиционным для
буржуазной историографической литературы. В 1884 году была издана книга
М О Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и
область объективных истин весьма невелика, а все остальное субъективно,
нередко даже в области простейших, голых фактов».В центре внимания Кояловича
были исторические взгляды славянофилов и представителей официально-
монархической историографии, что определило его критическое отношение к
буржуазной историографии. В 1897 году увидела свет книга П Н Милюкова
начиная с 18 века, П Н Милюков видит два основных направления:
представители которого развивали русскую историческую науку, опираясь на
западноевропейские идеи. В 1908 году был издан труд В С Иконникова
«Опыт русской историографии».Первый том автор посвятил истории учреждений
и организаций. Второй том характеристики развитие исторических знаний в
России до 18 века. Более высоки по своему научному уровню историографические
работы В О Ключевского. Он стремился проследить становление национальных
традиций в историографии, и подчеркнуть их ведущее значение в развитии
исторической науки в России.
Первым советским историком, уделившим внимание вопросам русской историографии
литература». Для автора характерно нигилистическое отношение к
Его учебное пособие «Русская историография»(1941 г) представляло собой
Крупным вкладом в советскую историографическую литературу явились «Очерки
истории исторической науки в СССР «. В 1957 году вышла книга Л Н Черепнина
«Русская историография до 19 века «.В работе освещаются теоретические основы
Отечественная историография в прошлом и настоящем
1. изучение закономерной системы и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны;
2. анализ, теоретика методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы;
3. исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе;
4. изучение объективных условий развития исторической науки.
История исторической науки в нашей стране начинается в период существования Древней Руси (вплоть до конца XVI в. Основным типом исторических сочинений были летописи). Основой для большинства летописных сводов служила «Повесть временных лет» (1-я четверть XII века).
В период феодальной раздробленности летописание велось в большинстве крупных княжеств и центров, а с созданием единого государства на рубеже XV – XVI вв. летописание приобретает официальный государственный характер.
В XVII в. Появляются новые виды историописания (повести, хронографы, степенные книги).
В 1672 г. была издана первая русская книга по русской истории «Синопсис»
В 1692 г. вышла в свет «Скифская история»
Отцом русской исторической науки является Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). В течение 30-ти лет Татищев занимался созданием труда по истории России и итогом его усилий стало создание «Истории Российской с самых древнейших времен» (в 5-ти книгах 1768 – 1848 гг.)
Татищев считал, что историческую науку нужно писать прагматически. Он являлся сторонником самодержавной власти.
В 1725 г. была открыта Академия Наук (открыта Петром I).
Значительный вклад в развитие исторической науки внесли такие ученые, как Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, Г. А. Шлецер. Они стали создателями норманнской теории возникновения государственности на Руси. С резкой критикой норманнской теории выступил М. В. Ломоносов.
В 1-й четверти XIX в. Крупным событием стало издание «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Он так же являлся сторонником самодержавия.
Шлецер 40 лет изучал историю России. За труды был награжден.
Во 2-й половине XIX в. Выдающимся историком стал Сергей Михайлович Соловьев. Он написал 29 томов «Истории России с древнейших времен» Являлся ректором Московского университета. До смерти публиковал свои труды. Впервые комплексно рассмотрел роль природно-географических, демографически-этнических и внешнеполитических факторов в истории развития России.
Учеником Соловьева был Ключевский Василий Осипович (автор труда «Курс русской истории» в 5-ти частях). Ключевский подошел к изучению истории с позиции взаимосвязи и влияния 3-х главных факторов: личности, природы и общества.
В октябре 1917 г. к власти пришли большевики и условия развития исторической науки резко изменились. Тематика исследований определялась государственной идеологией, основными направлениями стали история классовой борьбы, рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и т.д.
Первый историк-марксист – Михаил Николаевич Покровский (в 1920 г. опубликовал «Русскую историю в самом сжатом очерке»).
После распада СССР начался новый этап в развитии исторической науки: расширился доступ в архивы, исчезли цензура, идеологический диктат.
4. Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры.
Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием «этническая революция». Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было «сведено» немалое число «старых» прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни «молодые» народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки.
В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций.
Современные историки не слишком расходятся в определении состава участников великого переселения народов (гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе. А вот в 20-30-х годах задававший тон в советской историографии школе М.Н.Покровского было свойственно главную роль отводить германским племенам.
В советской исторической литературе 20-30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для истории нашей страны.
В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскими исследователями. Стало очевидным, что в начале первого тысячелетия н.э. размах славянской цивилизации был не менее значительным, чем у германских племен. Согласно теории А.А.Шахматова, Л.Н.Гумилева и др., первоначальный ареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в Южной Прибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянской миграции в 1-2 вв. нашей эры. По мнению академика Б.А.Рыбакова, прародиной славян была область от Эльбы до Днепра.
К последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские завоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Северную Африку. С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры с связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в. относятся первые экспедиции норманов как в Западную, так и в Восточную Европу. В конце 9 века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же время далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Панонии, где они ассимилировали местных славян.
В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определении хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий связывала с движением германцев и относила к 4 веку. Такой специалист по данной тематике, как Л.Н.Гумилев, первые толчки массовых миграций уверенно относил к 1-2 векам н.э.
Налицо и расхождение в объяснении побудительных причин великого переселения народов. школа М.Н. Покровского главным двигателем племенных перемещений называла потребность в больших пространствах земли, необходимом при тогдашнем примитивном ведении хозяйства Кроме того выдвигались такие причины, как разложение у варварских племен первобытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти
По логике христианских богословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения с наглядностью проявилось Божье Провидение: «старые» народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству.
Эта позиция не лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность церкви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе после мощной этнической и политической quot;перетряски». Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированию западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса.
Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известный памятник славянской протоцивилизации — Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.
В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).
Во II в. н.э. в Северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.
Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.
Билет 3.1 Отечественная историография в прошлом и настоящем
Историография — это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности.
Предметом историографииявляется история исторической науки.
Историография решает следующие задачи:
1) изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны;
2) анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы;
3) исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе:
4) изучение объективных условий развития исторической науки.
История исторической науки в нашей стране начинается в период существования Древней Руси. Вплоть до конца XVI в. основным типом исторических сочинений являлись летописи.
Основой для большинства летописных сводов служила «Повесть временных лет» (I четверть XII в.). Наиболее ценными списками являются Лаврентьевский, Ипатьевский и Первая Новгородская летопись. Начиная с XVIII в., авторство «Повести временных лет» приписывается монаху Нестору, но в настоящее время эта точка зрения не является единственной и подвергается сомнению.
В период феодальной раздробленности летописание велось в большинстве крупных княжеств и центров.
В XVII в. утверждаются исторические повести, хронографы и степенные книги. В 1672 г. была издана первая учебная книга по русской истории «Синопсис» И. Гизеля. Слово «синопсис» означает «общий взгляд». В 1692 г. завершил свой труд «Скифская история» И. Лызлов.
М.В. Ломоносов считал, что занятие историей является патриотическим делом, а история народа тесно сливается с историей правителей, причиной могущества народов являются заслуги просвещенных монархов.
В 1749 г. Ломоносов выступил с замечаниями на диссертацию Миллера «Происхождение имени и народа российского». Основным историческим произведением Ломоносова является «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года», над которой ученый работал с 1751 по 1758гг.
Ученый считал, что всемирно-исторический процесс свидетельствует о прогрессивном движении человечества. Он оценивал исторические события с позиций просвещенного абсолютизма, широко привлекал источники, первым поставил вопрос об уровне развития восточных славян до образования государства.
Во II половине XVIII в. крупнейшими представителями дворянской историографии были М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.
Крупным событием в развитии исторической науки в / четверти XIX в. стало издание «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
Труд С.М. Соловьева не утратил своего значения и по сей день.
В. О. Ключевский был ярким представителем национальной психо лого-экономической школы, формировавшейся в России в последней четверти XIX в. Историю он рассматривал как поступательный процесс, а развитие связывал с накоплением опыта, знаний, житейских удобств. Задачу историка Ключевский видел в познании причинных связей явлений.
Историк уделял пристальное внимание особенностям русской истории, формированию крепостного права, классов. Народу как понятию этническому и этическому он отводил роль основной силы в истории образования и развития государства.
Научную задачу историка он видел в уяснении происхождения и развития человеческих обществ, в изучение генезиса и механизма людского общежития.
Ключевский сочетал исторический и социологический подходы, конкретный анализ с исследованием явления как феномена мировой истории.
В.О. Ключевский оставил глубокий след в истории отечественной науки и культуры. Его учениками были П.Н. Милюков, М.Н. Покровский, М.К. Любавский и др. Он оказал глубокое влияние на современников и потомков.
В октябре 1917 г. к власти пришли большевики. Условия развития исторической науки в стране резко изменились. Единой методологической основой гуманитарных наук стал марксизм, тематика исследований определялась государственной идеологией, приоритетными направлениями стали история классовой борьбы, история рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и т.п.
Несмотря на репрессии и жесткий идеологический диктат советская историческая наука продолжала развиваться. Среди советских историков следует отметить академика Б.А. Рыбакова, академика Л.В. Черепнина, академика М.В. Нечкину, академика Б.Д. Грекова, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной исторической науки.
После распада СССР (1991 г.) начался новый этап в развитии исторической науки: расширился доступ к архивам, исчезли цензура, идеологический диктат, но значительно уменьшилось государственное финансирование научных исследований. Отечественная историческая наука стала частью мировой науки, расширились связи с учеными всего мира. Но о результатах этих позитивных изменений говорить пока еще рано.
Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Сущность, формы и функции исторического знания
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. Существуют вспомогательные исторические дисциплины.
хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; сфрагистика – печати; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. История тесно связана с другими науками. В то же время каждая из существующих за время развития человеческого общества прошла свою историю и сейчас существует история каждой науки в отдельности.
Функции исторического познания.
Первая – познавательная; состоит в изучении путей развития различных стран и народов. Позволяет объективно отражать ход явлений и процессов, которые в свою очередь составляют историю человечества.
Третья функция – мировоззренческая. История дает человечеству документальные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которые внесли весомый вклад в развитие общества. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются исторические факты.
2. Понятие исторического источника. Типы источников. Виды письменных источников по истории России.
Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом.
Источники: Письменные, Вещественные, Этнографические (пережитки обычаев и традиций),Лингвистические (географические названия, имена, фамилии),Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни),Кино и фотодокументы.
Первый вид письменных источников в Российской Федерации это летопись. (Нестерова летопись)
Летопись— это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой по годовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Третий вид письменных источников это актовые материалы. Важной составной частью источникового комплекса по истории России являются акты. К актам в широком смысле слова относятся все тексты, выполняющие функции документов.
Методология и методы исторической науки
Метод – это способ исследования, который показывает как происходит познание.
Более 2 тыс. лет назад возникли 2 основных подхода в истории мысли:
1) Идеалистический – сознание и дух первичны, а материи вторичны.
2) Материалистический – экономику, быт, политику, потом в дух. виду развития.
Методы:
• Хронологический – изложение исторического материала в хронологическом порядке (по порядку)
• Синхронный – одновременное изучение событий происходящих в обществе
• Дихронный (периодизации) – изучение чего-то одного
• Историческое моделирование (ролевая)
Периодизация и хронология мировой и российской истории.
1. Древний мир.
Эпоха Средневековья
В средневековой Руси в начале XII в. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве». Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
3 Эпоха Нового времени.
В XIX веке утвердился исторический метод познания.
Начало этому методу положили представители немецкой классической философии. Последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895).
В России в XVIII в. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826).
4 Новейшее время (конец XIX – XX в.).
В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов
и определенную необъективность оценок исторических событий. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.
Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает узкую область истории. В историографии России выделяют несколько периодов:
Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в ХVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был категорически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.
Вторая половина ХVIII в., эпоха «просвещенного абсолютизма». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а попытки сломать существующий порядок это зло для страны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803-1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах.
В первой половине ХІХ в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. Она способствовала развитию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю.
В начале ХІХ в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский.
В ХХ в. в науке появилось новое направление — евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на тесное взаимодействие и взаимосуществование
Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода.
Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна.