Докажите что переход с более низкого уровня организации на более высокий сопровождается
Докажите что переход с более низкого уровня организации на более высокий сопровождается
Подробное решение параграф §2 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Теремов А.В., Петросова Р.А. Углубленный уровень 2017
Рассмотрите рис. 6. Какие выделяют уровни организации живого? Какие биологические процессы характерны для каждого уровня?
Уровни: Биосферный, Биогеоценотический (экосистемный), Популяционно — видовой, Организменный, Органоидо — клеточный, Молекулярно — клеточный.
Процессы характерные для каждого уровня: обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение, саморегуляция.
1. Какие выделяют основные уровни организации биосистем? Докажите, что переход с более низкого уровня организации на более высокий сопровождается приобретением биосистемами новых свойств.
Уровни: Биосферный, Биогеоценотический (экосистемный), Популяционно — видовой, Организменный, Органоидо — клеточный, Молекулярно — клеточный.
Переход от одного уровня к другому сопровождается, с одной стороны, полным сохранением свойств биосистем предыдущего уровня, а с другой – появлением новых качеств, характерных для более высокого уровня организации. Например, с объединением клеток и межклеточного вещества в ткани многоклеточного организма свойства отдельных клеток не исчезают; клетки продолжают питаться, дышать, выделять продукты обмена веществ, реагировать на раздражения среды. Вместе с тем ткань приобретает в процессе развития многоклеточного организма ряд новых свойств, главным из которых является дифференциация клеток, т. е. их специализация по выполняемым функциям.
2. Какие процессы происходят в биосистемах разного уровня организации? Дайте краткую характеристику каждого из процессов.
— Обмен веществ и превращение энергии происходит на всех уровнях организации биосистем. Потенциальная энергия поглощённых клетками химических веществ превращается в кинетическую энергию и тепло, которые организмы используют для жизнедеятельности. В процессе этих превращений один вид энергии переходит в другой, исходные вещества химических реакций преобразуются в конечные продукты.
— Самовоспроизведение – один из наиболее характерных процессов, происходящих в биосистемах. Самовоспроизведение обеспечивает существование живой материи на нашей планете в пространстве и во времени, т. е. в разных средах жизни и на протяжении всей истории развития органического мира.
— Саморегуляция проявляется в способности биосистем поддерживать постоянство химического состава и интенсивность протекания биологических процессов. Главная особенность саморегуляции заключается в том, что регулирующие механизмы действуют на биосистему не извне, а формируются в ней самой.
— Биосистемы обладают способностью к саморазвитию. На организменном уровне этот процесс связан с реализацией генетической программы организма и влиянием условий окружающей среды на проявление его отдельных признаков
3. Приведите современное научное определения «жизнь». Используя представления об особенностях организации биосистем и происходящих в них процессах, предложите свое определение понятия «жизнь». Сравните это определение с научным.
— Жизнь – это активное, происходящее с затратой энергии, веществ и информации поддержание и самовоспроизведение саморегулирующихся систем, химическую основу которых составляют белки и нуклеиновые кислоты.
— Жизнь – это принцип существования сложных биологических систем, состоящих из крупных органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.
Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции)
Вопрос 1. Что такое биологический прогресс?
Для биологического прогресса характерно: повышение общего уровня организации, увеличение численности особей, увеличение числа подвидов, расширение ареала.
Вопрос 2. Какие существуют основные направления эволюции организмов?
Биологический прогресс — процветание той или иной систематической группы, отражающее высокий уровень приспособляемости организмов к среде обитания; он характеризуется:
— увеличением численности особей;
— расширением ареала обитания;
— возрастанием количества систематических групп более низкого ранга (внутри данной систематической группы).
Достижение биологического прогресса возможно на трех направлениях.
Арогенез — морфофизиологический прогресс, при котором повышается общий уровень организации (макроэволюция — возникновение новых типов и классов).
Аллогенез — эволюционное направление, связанное с приобретением частых приспособлений — идиоадаптаций (микроэволюция — возникновение новых видов).
Катагенез — морфофизиологический регресс, сопровождающийся снижением уровня организации. Катагенез, как путь достижения биологического процветания, характерен для групп организмов, переходящих от активного перемещения в среде к прикрепленному образу жизни или от свободного обитания к паразитизму.
Биологический регресс — угнетенное состояние той или иной систематической группы, которое отражает недостаточный уровень приспособленности организмов к условиям существования и характеризующийся:
— уменьшением численности особей;
— сужением ареала обитания;
— сокращением количества систематических групп более низкого ранга.
На путь биологического регресса систематическую группу могут приводить различные факторы. Среди них глобальные геологические и климатические изменения, значимые экологические преобразования, а в последние 30 000—40 000 лет антропогенные воздействия (истребление человеком, хозяйственная деятельность человека).
Вопрос 3. Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень организации?
Арогенез — направление прогрессивной биологической эволюции, сопровождающееся повышением общего уровня организации организмов — морфофизиологическим прогрессом за счет приобретения ароморфозов. Ароморфозом (морфофизиологическим прогрессом) называется эволюционное преобразование строения и функций организма, повышающее общий уровень его организации, но не имеющее приспособительного значения к условиям окружающей среды.
Вопрос 4. Приведите примеры ароморфозов.
Наиболее крупными ароморфозами были возникновение фотосинтеза, появление многоклеточных организмов и полового размножения. В числе крупных ароморфозов можно назвать также развитие гомойотермии (поддержания постоянной температуры тела) у птиц и млекопитающих, возникновение живорождения и выкармливания детенышей молоком у млекопитающих, переход к размножению семенами у семенных растений и т.п. Ароморфозы имеют широкое приспособительное значение и предоставляют широкие возможности для освоения новой среды обитания. Так, появление у пресмыкающихся яйца в яйцевых оболочках позволило им обитать далеко от воды и освоить даже засушливые места, тогда как их предки, земноводные, должны были по крайней мере на период размножения уходить в воду.
Благодаря приобретению ароморфозов возникают новые крупные систематические группы — типы, классы, отряды и т.д., таким образом идет макроэволюция.
Вопрос 5. Что такое идиоадаптация?
Идиоадаптацией называется частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды. В отличие от ароморфоза идиоадаптация существенно не сказывается на общем уровне организации данной биологической группы. Благодаря формированию различных идиоадаптации животные близких видов могут жить в самых различных географических зонах. Например, представителей семейства волчьих (Canidae) можно встретить на всей территории от Арктики до Тропиков, что значительно снижает конкуренцию между ними. Идиоадаптация обеспечила этому семейству значительное расширение ареала и увеличение числа видов, что является критерием биологического прогресса. Но при этом ни про один вид, входящий в состав этого семейства, нельзя сказать, что он находится на более высоком уровне эволюции, чем другие. Примерами идиоадаптаций могут служить различные типы клювов у птиц или различные приспособления к опылению и распространению семян у растений. В результате идиоадаптаций возникают мелкие систематические группы.
Докажите что переход с более низкого уровня организации на более высокий сопровождается
Подробное решение параграф § 4 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014
1. Какие виды природных сообществ Вы знаете?
Ответ. Живые организмы не могут существовать друг без друга. Они образуют сообщества, в которых каждый отдельный организм влияет на все остальные и одновременно испытывает на себе их влияние. Такое существование необходимо всем и позволяет выжить каждому отдельному виду. Примерами сообществ могут служить луг, болото, степь, пустыня, лес.
2. Какие уровни организации живой материи вам известны?
Ответ. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.
Вопросы после §4
1.Чем характеризуются биологические системы?
Ответ. Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация (от греч. hierarchia – порядок подчинения). Части биологических систем сами являются системами, состоящими, в свою очередь, из взаимосвязанных частей. Например, организм является частью популяции и может состоять из одной или множества клеток. На любом уровне каждая живая система уникальна и отличается от себе подобных.
Учёные на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный. Однако не всегда можно выделить именно перечисленный набор уровней. Так, у одноклеточных организмов клеточный и организменный уровни совпадают. Иногда учёные выделяют дополнительные уровни, например тканевый, органный. Всем живым системам независимо от уровня организации присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. На каждом уровне вследствие объединения систем низшего уровня возникает определённое новое качество.
2. Какие уровни организации характерны для живой материи? На основании каких критериев они выделяются?
Ответ. Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На молекулярном уровне исследуется роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.
Клеточный уровень представлен клетками. Это первый, начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функций клеточной мембраны, механизмы деления клеток. Эти проблемы имеют очень важное значение, в том числе и практическое, особенно для медицины.
Организменный уровень может быть представлен как одноклеточными, так многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм как целое, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования его органов в процессе жизнедеятельности, его адаптация и поведение в различных экологических условиях.
Популяционно-видовой уровень представлен популяциями видов и принципиально отличается от организменного. Продолжительность жизни любого организма определена генетически, популяция же при оптимальных условиях среды способна существовать неограниченно долго. На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции и т. д. Эти вопросы имеют важное хозяйственное значение, так как позволяют давать научно обоснованные рекомендации для поддержания оптимальной численности особей различных популяций в эксплуатируемых экосистемах.
Экосистемный уровень представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.
Биосферный уровень – высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. В биосфере происходят глобальные биогеохимические циклы (круговороты веществ и потоки энергии). Изучение механизмов их протекания, а также влияния на них деятельности человека в настоящее время имеет первостепенное значение для предотвращения глобального экологического кризиса.
3. Какое практическое значение имеет изучение уровней организации живой материи?
Ответ. Уровни организации живой материи – это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов на нашей планете. Живая природа Земли поистине разнообразна. Организмы могут принимать различные размеры: начиная от простейших и одноклеточных микробов, переходя к многоклеточным существам, и заканчивая самыми крупными животными на земле – китами. Эволюция на Земле происходила таким образом, что организмы развивались от простейших (в прямом смысле) к более сложным. Так, то возникая, то исчезая, новые виды совершенствовались в ходе эволюции, принимая все более причудливый облик.
Чтобы систематизировать это невероятное количество живых организмов, и были введены уровни организации живой материи. Дело в том, что, несмотря на различия во внешнем виде и в строении, все организмы живой природы имеют общие черты: они так или иначе состоят из молекул, имеют в своем составе повторяющиеся элементы, в том или ином смысле – общие функции органов; они питаются, размножаются, стареют и умирают. Иными словами, свойства живого организма, несмотря на внешние различия, схожи. Собственно, ориентируясь на эти данные, можно проследить, как проходила эволюция на нашей планете.
В зависимости от уровня организации жизни его изучает целый комплекс научных направлений, напрямую связанный с человеком и миром, которые его окружает, например биохимия, биофизика, молекулярная биология, молекулярная генетика, генная инженерия, цитология и другие.
► Докажите, что всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Покажите на примерах, что на каждом уровне организации живой материи возникает определенное новое качество.
Ответ. При всей специфичности биосистем разных уровней, для них можно выделить ряд общих свойств. Назовем некоторые из них. Определенный состав и упорядоченность. Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам. В состав всех биосистем, лежащих выше молекулярного уровня, входят определенные органические вещества, некоторые неорганические соединения, а также большое количество воды. Упорядоченность клетки проявляется в том, что для нее характерен определенный набор клеточных компонентов, а упорядоченность биогеоценоза – в том, что в его состав входят определенные функциональные группы организмов и связанная с ними неживая среда
Что касается появления новых качеств на более высоких уровней организации живой материи можно привести следующие примеры. Демографическая структура популяции отсутствует на уровне отдельного организма, а феномен человеческого сознания отсутствует на уровне отдельных структур мозга. Феномен жизни возникает на клеточном уровне, а феномен потенциального «бессмертия» – на популяционном. Специфика биогеоценотического уровня связана с составом его компонентов и круговоротом веществ (сопровождающимся потоками энергии и информации), а биосферного уровня – с замкнутостью круговоротов веществ.
Докажите что переход с более низкого уровня организации на более высокий сопровождается
Вспомните основные уровни организации жизни на Земле. Что является структурно-функциональной единицей каждого уровня организации? Какие процессы жизнедеятельности характерны для каждого из уровней?
Изучение биологических систем показывает, что все они отличаются друг от друга степенью сложности, своеобразием структур, процессов и функций. Простые биосистемы входят в состав более сложных; биохимические реакции на низших уровнях живого, служат предпосылкой для процессов, происходящих на высших уровнях биологической организации.
Уровни организации биосистем. По наличию специфических структурно-функциональных единиц и происходящих с ними процессов выделяют шесть основных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный (рис. 7).
Рис. 7. Уровни организации биосистем и происходящие на них процессы
Процессы, происходящие в биосистемах. Для биосистем любого ранга характерны определенные процессы. Несмотря на большое разнообразие химических, физиологических, онтогенетических, эволюционных и иных процессов, практически во всех биосистемах происходят обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение, саморегуляция, саморазвитие и приспособление к окружающей среде. Рассмотрим некоторые из этих процессов.
Обмен веществ и превращение энергии происходят на всех уровнях организации биосистем. На молекулярно-генетическом и органоидно-клеточном уровнях осуществляется фиксация солнечной энергии молекулами хлорофилла и ее преобразование в энергию макроэргических связей АТФ, а далее в химическую энергию углеводов. Реакции фотосинтеза вовлекают в биосистемы практически неиссякаемый источник солнечной энергии. Затем она в виде углеводов, белков, жиров и других синтезированных органических соединений передается по пищевым цепям от автотрофных организмов гетеротрофным, т.е. переходит на биогеоценотический и биосферный уровни (рис. 8). В процессе этих превращений один вид энергии переходит в другой, исходные вещества химических реакций преобразуются в конечные продукты.
Рис. 8. Обмен веществ и превращение энергии в биосистемах
Саморегуляция проявляется в способности биосистем поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность происходящих процессов. Главная особенность саморегуляции заключается в том, что регулирующие механизмы действуют на биосистему не извне, а формируются в ней самой. Примером саморегуляции на молекулярно-генетическом уровне служат ферментативные реакции. Концентрация конечных продуктов в этих реакциях поддерживается автоматически, что влияет на работу катализирующих их белков-ферментов (рис. 9).
Рис. 9. Саморегуляция на молекулярно-генетическом уровне
Биосистемы обладают способностью к саморазвитию, заложенному структурой образующих их элементов. На клеточном и организменном уровнях этот процесс связан с реализацией генетической программы и воздействием условий окружающей среды на проявление признаков. В процессе индивидуального развития организма происходит увеличение массы его тела за счет роста числа клеток, развития тканей, органов и их систем. Процесс саморазвития происходит также на популяционно-видовом и биогеоценотическом уровнях. Например, историческое развитие органического мира от простых форм к сложным привело к возникновению разнообразия видов и биоценозов на нашей планете. Изменения, вносимые в природу деятельностью организмов, в том числе и человеком, приводят к смене одних природных сообществ другими.
Определение жизни. Рассмотренные уровни организации биологических систем и происходящие процессы позволяют дать обобщенное определение жизни как основного способа существования биологических систем. Известно несколько таких определений. Например, древнегреческий ученый Аристотель определял жизнь как «питание, рост и одряхление». Французский химик А. Лавуазье называл жизнь «горением», связанным с окислением питательных веществ кислородом. Русский физиолог И.П. Павлов определял жизнь как «сложный химический процесс».
Уровни организации жизни (биосистем): молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный: процессы в биосистемах: обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение, саморегуляция, саморазвитие; жизнь.
1. Перечислите основные уровни организации биосистем. Докажите, что переход с более низкого уровня организации на более высокий сопровождается приобретением биосистемами новых свойств. 2. Какие процессы происходят в биосистемах? Дайте краткую характеристику каждого из них. 3. Приведите современное научное определение жизни. Какие существенные признаки живого отражены в этом определении? 4. На основании характерных черт организации биосистем и происходящих в них процессов, предложите свое определение жизни.
Используя окружение вашей школы, выясните, какие биологические системы можно наблюдать невооруженным глазом. Какие процессы в них происходят и на основании каких количественных и качественных данных можно сделать об этом предположение? Отчет о своих наблюдениях оформите в виде проектной работы.
Кадры в «цифре»: как преодолеть трудности перехода на новые платформы
Грамотно выстроенная система обучения поможет ускорить переход бизнеса на современные ИТ-платформы и минимизировать риски.
В России, как показало совместное исследование Минпромторга, АНО «Цифровая экономика» и ГК «Цифра», одним из барьеров на пути цифровизации предприятий стал низкий уровень цифровой зрелости трудовых коллективов. В исследовании KPMG отмечается, что в 58% российских компаний на пути цифровизации встает отсутствие у сотрудников «необходимых навыков». В опросе ГК «Цифра», Минпромторга и «Цифровой экономики» «недоверие со стороны персонала, сопротивляющегося изменениям», называется среди трех основных препятствий цифровизации промышленности (наряду с высокой стоимостью ИТ-проектов и изначально низким уровнем автоматизации). Около 34% опрошенных глав российских компаний сообщили, что решить проблему поможет переподготовка сотрудников к работе с новыми технологиями и повышение компьютерной грамотности. «Обучение кадров, формирование у людей навыков работы с цифровыми решениями, а не переоборудование производства позволит бизнесу максимально быстро адаптироваться в условиях новой реальности», — считает управляющий директор «Цифры» Павел Ростопшин. Только гибкие предприятия, способные адаптироваться к изменениям, смогут занять достойные позиции на рынке, подчеркивает эксперт.
Сложности цифровизации
В Минцифры разработали методику для расчета уровня цифровой зрелости в ключевых отраслях экономики и социальной сферы РФ. При этом в ведомстве в соответствие с национальными целями хотят довести число специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии, до 10,8 млн к 2030 году. Один из показателей Минцифры иллюстрирует уровень цифровой зрелости в десяти отраслях экономики и социальной сферы, в том числе в транспорте и логистике. Правда, пока методика расчета такой зрелости по отраслям находится в разработке.
Проблемы с персоналом, о которых говорят исследователи KPMG, характерны для транспортно-логистической индустрии. Так, хотя логистический бизнес все активнее использует цифровые платформы, процесс их внедрения на предприятиях затягивается.
Основатель и владелец ИТ-компании «Умная логистика» Ольга Попова видит несколько причин этого явления, в том числе внутренние психологические барьеры у логистов. Внедрение новых технологий она сравнивает с процессом «перехода с кнопочных телефонов на смартфоны», поясняя, что ИТ-разработчики нередко сталкиваются с инертностью и недоверчивостью сотрудников пользователей платформы ко всему новому.
Пандемия и эффективность
Вызванные пандемией изменения в бизнесе останутся в компаниях надолго, говорится в исследовании PwC (опрошено около 700 руководителей компаний из 67 стран). Так, 61% респондентов PwC сообщил, что будущая бизнес-модель их предприятий станет в большей степени, чем раньше, основана на цифровых технологиях, а 76% менеджеров сообщили об ускорении цифровизации в их компаниях. «В мире появилось четкое осознание того, что физического присутствия сотрудников для успешной работы, оказалось, зачастую не требуется», — говорит управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков.
58% опрошенных аналитиками руководителей компаний заявили, что обеспечение безопасности цепочки поставок останется одной из приоритетных тем, что будет способствовать росту инвестиций в технологии, позволяющие отслеживать продукцию от производства до доставки. Наконец, опрошенные PwC респонденты сочли, что «пандемия повысила значение темы персонала».
Начальник отдела логистики компании — производителя пенополистирола из «Мосстроя-31» Ахмед Мурзаев подтверждает, что его персонал с трудом воспринимал переход на цифровую платформу. «На каждом этапе встречали полное отрицание действий по ее внедрению и любых изменений. Налицо было столкновение интересов разных людей и отделов. Приходилось порой эмоционально и буквально на каждом уровне объяснять, что без этого нет перспектив», — рассказывает Мурзаев. Начинали с малого: по словам менеджера, сначала работа велась с десятью клиентами «Мосстроя-31» и 15 перевозчиками, но «каждый из них обладал своим характером и требованиями». «У нас уже был горький опыт внедрения программных продуктов. При затягивании сроков внедрения все это привело к постепенному отказу от решений. Но впоследствии все поняли, что без цифровых решений никуда», — рассуждает специалист. В итоге и сам Ахмед Мурзаев, по его словам, немало удивился проделанной с «Умной логистикой» совместной работе, позволившей закончить цикл внедрения новой платформы за две недели.
Правила внедрения
Ольга Попова говорит, что причиной сопротивления сотрудников предприятий может быть нежелание переходить на новые системы, так как эти решения «делают логистические процессы в компании прозрачнее, но не каждый готов эту прозрачность показывать». Неготовность меняться она объясняет также тем, что логисты боятся уменьшения своего экспертного веса в компании и дополнительной нагрузки при работе с цифровыми платформами. Бороться с инертностью персонала, по мнению Ольги Поповой, нужно с помощью демонстрации преимуществ цифровых систем и выделением на предприятии куратора цифровизации, который будет знакомить сотрудников с успешными кейсами других компаний.
Директор по логистике компании «Элекком Логистик» Геннадий Александров отметил, что переход на цифровую платформу «Умной логистики» не составил труда, поскольку сотрудники компании уже имели опыт работы с системами управления транспортом. «Структура подчиненности документов в этих системах схожая. Для моих сотрудников алгоритмы были понятными и логичными», — рассуждает Александров. Для знакомства персонала поставщиков транспорта с работой на новой платформе выделяется команда и составляется график обучения (рассчитанный в среднем на две недели) так, чтобы «не выдергивать сотрудников из бизнес-процессов».
В «Умной логистике» называют и другие причины задержки цифровизации предприятий: сложный и разветвленный процесс автоматизации у крупных компаний (например, строительных, металлургических предприятий и в FMCG-секторе) и длительные согласования между поставщиками цифровых платформ и внутренними структурами заказчика (например, бухгалтерией и службой безопасности). Сложности начинаются, если в компании не издали приказ о переходе предприятия на цифровой формат. Тогда приходится работать с возражениями, сомнениями и стрессовыми ситуациями — сотрудники «Умной логистики» доносят до работников компании-клиента мысль, что их работу хотят не переломить, а улучшить.
Действительно, поставщики транспорта с помощью «Умной логистики» получают возможность оперативно проходить аккредитацию у заказчиков и получать прямые заказы на перевозку, а грузоотправители — проще распределять заказы, следить за своевременностью разгрузки и подбирать перевозчиков по оптимальным тарифам, как в агрегаторах такси. «В итоге мотивация к аккуратности в работе вырастает у всех исполнителей перевозки: и у поставщика транспорта, и у конечного водителя, так как все их нарушения будут видны грузоотправителю», — добавляют эксперты.
Как же помочь сотрудникам освоить необходимые digital skills? В условиях непрекращающихся изменений актуально применять микс формального и неформального обучения. Подобная стратегия способствует непрерывному процессу изучения новых возможностей, описано в KPMG-Digital learning. Это значит, что, совмещая электронные курсы и конференции с семинарами, выступая наставниками и менторами, топ-менеджмент компаний может добиться успехов в переобучении персонала. Освоив возможности цифровой экосистемы, сотрудники получат возможность работать удаленно без потери эффективности, а управленцы обретут помощника в виде оперативной беспристрастной аналитики.
Для упрощения этапа адаптации клиентов к новому ИТ-решению разработчики предлагают следовать рекомендациям по эффективному запуску. Эксперты советуют вносить все рейсы в площадку, мотивировать логистов и одновременно контролировать их работу, выставлять соразмерную рыночным условиям цену заказа, а также оповещать перевозчиков о переходе на современную экосистему.
Комментируя проблему мотивации персонала к переобучению, Ольга Попова напомнила, что можно использовать не только директивные методы и приказы, но возможность поставить подобные проекты в KPI сотрудникам. «Недавно очень крупный потенциальный клиент попросил нас разработать прогноз экономической эффективности и предоставил для этого данные, чтобы ориентироваться на них в рамках года работы компании. Стало очевидно, что если всех рейсов по перевозке груза не будет в нашей системе и другие цифровые инструменты не будут запущены, то клиент не сможет корректно измерить экономический эффект бизнеса. Какое решение принял заказчик? Он поставил запуск и внедрение проекта «Умная логистика» в KPI начальника отдела транспортной логистики предприятия».