Докажите что приведенный ниже отрывок статьи пескова относится к публицистическому стилю

Задания для практической работы. Докажите, что приведенный отрывок статьи В

Докажите, что приведенный отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю.

Все туристы, вооруженные кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Все же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было.

Официально-деловой стиль

Функция, стилевые черты, языковые особенности, жанры

Стиль употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Его основные стилевые черты:

— точность, не допускающая иного толкования;

— неличный характер (отсутствуют формы 1 и 2 лица);

— стандартизованность построения текста (по истечении срока, вступить в законную силу, в установленном порядке);

— предписывающий характер (использование инфинитива, наречий, например: необходимо устранить).

В официальных документах почти отсутствуют повествование и описание, однако в протоколах и договорах наблюдается повествовательная манера изложения.

Документы лишены эмоциональности, в них нет изобразительных средств.

Назовем основные жанры официально-делового стиля речи: характеристика, заявление, автобиография, деловое письмо, объяснительная записка, доверенность, расписка, указ, статья закона и т.д.

Источник

5.4. Газетно-публицистический стиль. Экспрессивные средства языка

Упражнение 83. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов). 11. Пуще всего береги копейку (Гоголь). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 13. В сто сорок тонн закат пылал (Маяковский). 14. Туч вечерних червонный ковёр самоцветными нёсся шелками (Луговской). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребёнка, рыдающего на спине (Евтушенко). 16. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (Чехов). 17. И руки обессиленно повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (Евтушенко). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (Маяковский). 19. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (Грибоедов).

Упражнение 84. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война. 2. При ближайшем рассмотрении «неизвестная женщина» оказалась знаменитой Мариной Францевой, одним из организаторов и руководителей многомиллиардной пирамиды, рухнувшей на головы восьмидесяти миллионов вкладчиков. 3. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм. 4. Канал РТР разбух, как старая советская контора, в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол, а остальные тянули воз. 5. Не нужен нам заграничный ручной царёк, которого вы нам намылились дергать за ниточки, как марионетку. 6. Лавина войны, которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несется, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину. 7. Рубль по отношению к доллару заскакал, запрыгал. 8. Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. 9. Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру – всем нужна «Российская газета»! 10. И вновь, и вновь вселенная на кончике пера. 11. Очки по осени сшибают. Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 12. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак». 13. Батареи просят тепла. Власти дали «добро» на начало отопительного сезона. 14. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник». 15. Коммунисты вынесут Кремлю благодарность. 16. «Серебро» русского богатыря Карелина золотого стоит. 17. Новый русский любит быструю езду! 18. Белые мухи долетели до Москвы, но уже через день вновь ожидается потепление. 19. В морозном обличье, как полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришёл Новый год. 20. Телефонный звонок показался взрывом многотонной бомбы. 21. Актёрам Таганки не привыкать к жарким сражениям. 22. Россия и Европа – братья навек? 23. Телефон, измученный сотнями звонков, похрипел, похрипел – и умер. 24. Теперь до Марса – рукой подать! 25. Денег в казне – кот наплакал. 26. Страна восходящего солнца пока не стремится дружить с нами. Сроки заключения мирного договора опять не названы. 27. Я приехала в Суйду поклониться праху африканского предка «солнца русской поэзии». Но могилу Ганнибала найти было не так просто. 28. Многие привычные представления о состоянии российской авиации под Парижем перевернулись вверх тормашками. Главное же – в тени скандалов вокруг дурацкой выходки швейцарской компании «Нога» остались как-то незамеченными главные итоги работы знаменитого авиасалона.

Упражнение 85. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (Бродский). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8. Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок). 9. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова). 12. Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать. Как страшно всё! Как дико! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (Блок). 13. О тебе вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (Ахматова). 14. Ты, Азия, – родина родин! Вместилище гор и пустынь. Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь (Ахматова). 15. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Упражнение 86. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

Упражнение 87. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.
Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат. »

Упражнение 88. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Источник

Задание 10. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем. Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат. »

Задание 11. Запомните!

ПРИНЦИП ПЕРЕВЕРНУТОЙ ПИРАМИДЫ

Наиболее популярной структурой, которая сформировалась в практике газетной деятельности еще в 19 веке, является принцип перевёрнутой пирамиды. Этот принцип основан на изложении материала от наиболее значимых аспектов к менее значимым деталям. Графически изображение пирамиды выглядит так:

Докажите что приведенный ниже отрывок статьи пескова относится к публицистическому стилю. Смотреть фото Докажите что приведенный ниже отрывок статьи пескова относится к публицистическому стилю. Смотреть картинку Докажите что приведенный ниже отрывок статьи пескова относится к публицистическому стилю. Картинка про Докажите что приведенный ниже отрывок статьи пескова относится к публицистическому стилю. Фото Докажите что приведенный ниже отрывок статьи пескова относится к публицистическому стилю

ТЕМА 10. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

План

Виды публичных выступлений. Часть 1.

Основные виды аргументов.

Структура текста публичного выступления. Часть 2.

Языковое оформление текста публичного выступления.

Составление письменного текста публичного выступления.

Литература:

Блох М.Я., Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодический строй: Монография. М., 2011. –340с.

3. Stephen E. Lucas, Public Speaking. Encyclopedia of Rhetoric, ed. by Thomas O. Sloane. Oxford University pss, 2001

Сфера использования устной литературной речи сегодня чрезвычайно широка: она используется в производственной, научно-образовательной, военной, культурно-художественной и других областях деятельности человека. Возникают новые функциональные разновидности, жанры и формы устной речи, совершенствуются средства и технические возможности устноязычного общения.

Устный монолог – это бестекстовая или зафиксированная форма, рассчитанная на устное воспроизведение. Учитывая функциональные особенности, характер контакта говорящего со слушателями, формы монологической речи систематизируют:

по функциональному критерию, например, монолог публицистический, производственно-служебный, научный, учебный;

по ситуативным признакам выделяют два общих вида – прямо контактный и косвенно контактный (различные формы монологической речи по радио и телевидению).

Устная монологическая речь во всех своих функциональных разновидностях характеризуется спецификой словесной организации, которая подчиняется внеязыковым факторам и согласуется с общими этическими требованиями общения.

Публичная монологическая речь является особой разновидностью речевой деятельности, своеобразной по своей природе, месту среди других видов речи, а также качественным признакам. В ней полно реализуется система мыслительно-речевых действий – умелое использование форм человеческого мышления (логического, образного) и языковых средств их выражения. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, докладов, чтением лекций, требует приобретения определенной сноровки в выборе соответствующего жанра, формулировке темы, отбора фактического материала и последовательности его изложения, а также высокой культуры речи и общения в целом.

В зависимости от формы реализации содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют такие виды публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа, речь.

Доклад – это развернутое изложение информации, которая раскрывает важную проблему. Доклад может быть политический, деловой, отчетный, научный. По времени он протекает от 10-15 мин. до 2-3-х часов (доклад правительства).

Выступление – это озвучивание подготовленной информации при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3-5 мин., тема может быть выбрана заранее ( в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизированное выступление).

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Типичная реализация – вузовская лекция.

Речь – публичное выступление, посвященное злободневной, общественно значимой теме. Существуют различные классификации видов ораторской речи. Однако по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике, вида публичных выступлений: информационная речь, которая в зависимости от задач подразделяется на такие виды:

-представление (сообщение информации о себе, т.е. самопрезентация),

-объяснение (информация о причинах и следствиях происшедшего, мотивации принятых решений, перспективах и задачах),

-инструкция (информация о порядке и способах действия),

-сообщение (о событиях или фактах),

-изложение своей точки зрения;

убеждающая речь, которая призвана показать правильность занимаемой автором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по обсуждаемому вопросу. Типичные ситуации убеждающих выступлений: выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные или агитационные и рекламные выступления.

Развлекательная речь (многие неофициальные тосты, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и т. д.).

Существуют различные типы речей по своей внутренней структуре и внешней форме, то есть по своему знаковому оформлению речи:

Речи, которые читаются по конспекту. Например: официальная политическая речь, завещание, научный доклад на конференции, студенческий реферат.

Речи, которые готовят заранее, но не учат наизусть (тезисы, короткий, сжатый план выступления, возможно, с определенным фактическим материалом).

Речи, которые готовят заранее и учат наизусть.

Импровизированные речи (экспромты).

Каждый тип речей имеет как преимущества, так и недостатки.

2.Основные виды аргументов Использование аргументов в устном выступлении необходимо. Они выполняют функции убеждения слуша­телей и доказательства мысли оратора.

Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения. Аргументация — это совокупность таких доводов.

Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена.

Существует два вида аргументов:

1)аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;

2)аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей. Приведем наиболее ис­пользуемые из них:

• аргумент к авторитету — ссылка на мнения, высказывания зна­чимых общественных деятелей, известных ученых, писателей, великих людей. Используется в научной речи;

• аргумент к публике используется в виде ссылок на мнения, чув­ства и настроение аудитории. С их помощью оратор стремится при­влечь слушателей на свою сторону, склонить к своей точке зрения. Наиболее показательно это для митинговых и судебных речей;

• аргумент к личности — использование личностных особенно­стей оппонентов, ссылка на их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет обсуждения — личность оппонента. Аргумент к личности ча­ще всего используется в политических предвыборных речах;

• аргумент к тщеславию — преднамеренное использование ком­плиментов, похвал оппонентам;

• аргумент к жалости — доводы, возбуждающие сочувствие и жалость.

Использование аргументов к человеку должно применяться с уче­том существующих в обществе этических норм и правил. К сожале­нию, эти правила соблюдаются не всегда, и не все из перечисленных аргументов в результате являются корректными.

Упражнения

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 377 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Стилт Речи. Особенности публицистического стиля

Просмотр содержимого документа
«Стилт Речи. Особенности публицистического стиля»

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров – информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют – наряду с информационной – воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность, что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.

Терминология науки, производства и других социальных средств.

Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли. На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности. За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы.

Книжная лексика абстрактного значения.

Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.

Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде. После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.

Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова.

Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения.

Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.

Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог.

Полные предложения с прямым порядком слов.

Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.

Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п.

Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Уровень языка: Лексика и фразеология

Лексика различной стилистической окрашенности.

Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину – дело не для слабых.

Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах.

Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.

Тропы, то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.

а) Метафора, то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.

б) Метонимия, то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями.

Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).

в) Синекдоха, то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот.

На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо – состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо – защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.

г) Эпитет, то есть художественное, образное определение.

Грязная война; бандитские цены; варварские методы.

д) Сравнение, то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака.

Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник.

е) Перифраза, то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).

ж) Аллегория, то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.п.

з) Гипербола, то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления.

Широкая, как море, магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки; готов задушить в объятьях.

и) Литота, то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику – капля в море.

к) Олицетворение, то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку.

Клише экспрессивно-воздействующего характера.

Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.

Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные.

Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками. Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса. Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком. Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!

Уровень языка: Морфология

Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.).

Как помочь фермеру? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.

Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки.

Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.

Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.).

Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все – на борьбу с наводнением!

Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий.

Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю – Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит. Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является, конечно, ограбленный, и винится.

Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры*

Антитеза, то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Градация, то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение.

Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку!

Инверсия, то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов.

С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.

Параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора, то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора, то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда.

Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал – делили полученные на новый заказ деньги. Во вторник тоже не работал – делили деньги. И сейчас, через месяц, тоже не до работы – делят ещё не заработанные деньги!

Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.).

Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили. У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?

Присоединительные конструкции, то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения.

Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.

Риторический вопрос, то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи.

Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!

Именительный представления, то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания.

11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.

Эллипсис, то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.

В ваших письмах – правда жизни. Россия – в финале чемпионата мира 2002 года!

Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях.

Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться – в лес не ходить.

Упражнение 1. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов). 11. Пуще всего береги копейку (Гоголь). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 13. В сто сорок тонн закат пылал (Маяковский). 14. Туч вечерних червонный ковёр самоцветными нёсся шелками (Луговской). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребёнка, рыдающего на спине (Евтушенко). 16. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (Чехов). 17. И руки обессиленно повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (Евтушенко). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (Маяковский). 19. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (Грибоедов).

Упражнение 2. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война. 2. При ближайшем рассмотрении «неизвестная женщина» оказалась знаменитой Мариной Францевой, одним из организаторов и руководителей многомиллиардной пирамиды, рухнувшей на головы восьмидесяти миллионов вкладчиков. 3. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм. 4. Канал РТР разбух, как старая советская контора, в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол, а остальные тянули воз. 5. Не нужен нам заграничный ручной царёк, которого вы нам намылились дергать за ниточки, как марионетку. 6. Лавина войны, которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несется, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину. 7. Рубль по отношению к доллару заскакал, запрыгал. 8. Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. 9. Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру – всем нужна «Российская газета»! 10. И вновь, и вновь вселенная на кончике пера. 11. Очки по осени сшибают. Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 12. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак». 13. Батареи просят тепла. Власти дали «добро» на начало отопительного сезона. 14. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник». 15. Коммунисты вынесут Кремлю благодарность. 16. «Серебро» русского богатыря Карелина золотого стоит. 17. Новый русский любит быструю езду! 18. Белые мухи долетели до Москвы, но уже через день вновь ожидается потепление. 19. В морозном обличье, как полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришёл Новый год. 20. Телефонный звонок показался взрывом многотонной бомбы. 21. Актёрам Таганки не привыкать к жарким сражениям. 22. Россия и Европа – братья навек? 23. Телефон, измученный сотнями звонков, похрипел, похрипел – и умер. 24. Теперь до Марса – рукой подать! 25. Денег в казне – кот наплакал. 26. Страна восходящего солнца пока не стремится дружить с нами. Сроки заключения мирного договора опять не названы. 27. Я приехала в Суйду поклониться праху африканского предка «солнца русской поэзии». Но могилу Ганнибала найти было не так просто. 28. Многие привычные представления о состоянии российской авиации под Парижем перевернулись вверх тормашками. Главное же – в тени скандалов вокруг дурацкой выходки швейцарской компании «Нога» остались как-то незамеченными главные итоги работы знаменитого авиасалона.

Упражнение 3. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (Бродский). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8. Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок). 9. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова). 12. Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать. Как страшно всё! Как дико! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (Блок). 13. О тебе вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (Ахматова). 14. Ты, Азия, – родина родин! Вместилище гор и пустынь. Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь (Ахматова). 15. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Упражнение 4. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

Упражнение 5. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат. »

Упражнение 6. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

1. Плыл (метафора) туман, как фимиамы тысячи кадил (сравнение, гипербола). Спутник песенкою странной сердце бередил (метафора). 2. Уснули, спят (метафора, олицетворение) стихи. Сильных, слабых (метафора) найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи (метафора), лежат в своих силлабах (метафора, олицетворение). И каждый стих с другим как близкий брат (сравнение, олицетворение), хоть шепчет (метафора, олицетворение) другу друг: чуть-чуть подвинься (метафора, олицетворение). 3. О, это был прохладный день в чудесном (эпитет) городе Петровом (перифраза)! Лежал (метафора) закат костром багровым (сравнение, эпитет), и медленно густела (метафора) тень. 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, аллегория), все сердца туманит (метафора). 5. Эй, борода (синекдоха), а как проехать отсюда к Плюшкину? 6. Прощай, свободная стихия (эпитет, перифраза)! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые (эпитет) и блещешь (метафора) гордою (эпитет) красой (аллегория)! 7. Люблю тебя, Петра творенье (перифраза)! 8. Природа постановила (олицетворение), чтобы человек (синекдоха) в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (изменённый фразеологизм; гипербола). 9. Перо (синекдоха, метонимия) его местию дышит (метафора, олицетворение). 10. Не то на серебре – на золоте (метонимия) едал. 11. Пуще всего береги копейку (синекдоха; литота). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (синекдоха). 13. В сто сорок тонн (гипербола) закат пылал (метафора). 14. Туч вечерних червонный (эпитет) ковёр (метафора) самоцветными (эпитет) нёсся (метафора) шелками (сравнение). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребёнка, рыдающего на спине (развёрнутая метафора, сравнение, аллегория). 16. Контрабас (синекдоха) пил чай вприкуску, а флейта (синекдоха) внакладку. 17. И руки обессиленно повисли (аллегория). Сломала зубы молодость (аллегория; изменённый фразеологизм), и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (аллегория, олицетворение, метафора, эпитеты). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища (эпитет, гипербола), чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф (сравнение)! 19. Ваш шпиц, прелестный (эпитет) шпиц, не более напёрстка (литота)!

1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война (изменённые крылатые слова – текст песни). 2. При ближайшем рассмотрении «неизвестная женщина» оказалась знаменитой (эпитет) Мариной Францевой, одним из организаторов и руководителей многомиллиардной (эпитет, гипербола) пирамиды (метафора), рухнувшей на головы восьмидесяти миллионов вкладчиков (аллегория). 3. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм (изменённый фразеологизм). 4. Канал РТР разбух (метонимия, метафора), как старая советская контора (сравнение), в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол (аллегория), а остальные тянули воз (фразеологизм). 5. Не нужен нам заграничный ручной (эпитет) царёк (метафора), которого вы нам намылились (жаргонизм) дёргать за ниточки (фразеологизм), как марионетку (сравнение). 6. Лавина войны (метафора, гипербола), которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несётся, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину (развёрнутая метафора, аллегория). 7. Рубль (синекдоха, метонимия) по отношению к доллару (синекдоха, метонимия) заскакал, запрыгал (метафора, олицетворение). 8. Чистое сердце (эпитет, метафора, аллегория) – это наше богатство, наша слава, наша красота. 9. Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру (синекдоха) – всем нужна «Российская газета»! 10. И вновь, и вновь вселенная на кончике пера (гипербола, литота, метонимия, синекдоха). 11. Очки по осени сшибают (изменённая поговорка). Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер (метонимия) на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 12. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак» (изменённая крылатая фраза – цитата из песни). 13. Батареи (синекдоха) просят тепла (олицетворение, изменённая крылатая фраза). Власти (синекдоха) дали «добро» (фразеологизм) на начало отопительного сезона. 14. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник» (метафора). 15. Коммунисты вынесут Кремлю благодарность (изменённый фразеологизм). 16. «Серебро» (метонимия) русского богатыря Карелина золотого стоит (фразеологизм). 17. Новый русский (синекдоха) любит быструю езду (изменённая крылатая фраза)! 18. Белые мухи (перифраза, метафора) долетели до Москвы, но уже через день вновь ожидается потепление. 19. В морозном (эпитет) обличье, как полагается, набросив на плечи елей пышные (эпитет) шапки, пришёл Новый год (аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха). 20. Телефонный звонок показался взрывом многотонной бомбы (сравнение, гипербола). 21. Актёрам Таганки (метонимия, синекдоха) не привыкать к жарким (эпитет, метафора) сражениям (метафора). 22. Россия и Европа (синекдоха) – братья навек (олицетворение, гипербола, изменённая крылатая фраза)? 23. Телефон, измученный (олицетворение) сотнями звонков (гипербола), похрипел, похрипел – и умер (метафора, олицетворение). 24. Теперь до Марса – рукой подать (изменённый фразеологизм, литота)! 25. Денег в казне (метонимия) – кот наплакал (фразеологизм, литота). 26. Страна восходящего cолнца (перифраза) пока не стремится дружить (олицетворение) с нами. Сроки заключения мирного договора опять не названы. 27. Я приехала в Суйду поклониться праху африканского предка «солнца русской поэзии!» (перифраза, метафора). Но могилу Ганнибала найти было не так просто. 28. Многие привычные представления о состоянии российской авиации под Парижем (синекдоха) перевернулись вверх тормашками (метафора, фразеологизм). Главное же – в тени (метафора) скандалов вокруг дурацкой (эпитет) выходки швейцарской компании «Нога» остались как-то незамеченными главные итоги работы знаменитого (эпитет) авиасалона.

1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (параллелизм, анафора). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (антитеза, инверсия). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (градация, бессоюзие). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (параллелизм, анафора, антитеза). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (эллипсис, антитеза, параллелизм). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (присоединительные конструкции). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (эллипсис, антитеза, параллелизм). 8. Чёрный вечер. Белый снег (антитеза, бессоюзие). Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете (анафора, эллипсис)! 9. Не жалею, не зову, не плачу (градация, параллелизм). Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (многосоюзие, параллелизм, анафора). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (параллелизм, эпифора, градация). 12. Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души. Когда ж конец (риторические вопросы)? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать (инверсия). Как страшно всё! Как дико (параллелизм, анафора)! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (смещение синтаксических конструкций). 13. О тебе вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (параллелизм, анафора, инверсия). 14. Ты, Азия (риторическое обращение), – родина родин! Вместилище гор и пустынь (присоединительные конструкция, именительный представления). Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь (смещение синтаксических конструкций, инверсия). 15. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник (риторические вопросы)?

Данный текст относится к газетно-публицистическому стилю, доминантой которого является социальная оценочность. Тексту присуще чередование экспрессии и стандарта.

Лексика различной стилистической окрашенности: жаждут (книж.); тоже, мол, ищем (разг.); неважные (разг.) и др.

Газетизмы: вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть и др.

Тропы: вооружённые (метафора); жаждут (метафора); царя зверей (перифраза); напоминая шкуры, вывешенные для просушки (сравнение); громадных акаций (эпитет) и др.

Клише экспрессивно-воздействующего характера: жаждут увидеть и др.

Фразеологизмы: разводят руками.

Подчёркнутая роль собирательности: все туристы.

Риторические фигуры: Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны (смещение синтаксических конструкций); встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем (имитация диалога); Увы, напрасно пообещал (эллипсис) и др.

Данный текст относится к газетно-публицистическому стилю, доминантой которого является социальная оценочность. Тексту присуще чередование экспрессии и стандарта.

Лексика различной стилистической окрашенности: сочетание терминологической (антитеррористическая операция, сухопутные войска, налогоплательщики и др.) и разговорной (потянули на 12–15 млн. долларов). В данном тексте воздействующуюроль играет обилие конкретных цифр.

Газетизмы: значительная часть, в общей сложности.

Тропы: потянули (метафора), налогоплательщики США (перифраза), Конгресс (метонимия), американцы (синекдоха) и др.

Клише экспрессивно-воздействующего характера: значительная часть, в общей сложности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *