Докажите что прочитанное стихотворение горация ода

Оды Горация: основные мотивы, образы и тематика

Автор: Guru · Опубликовано 27.10.2016 · Обновлено 21.02.2017

Древнеримский поэт Гораций, пожалуй, самый известный автор эпохи золотого века римской литературы. Во время гражданских войн конца республики Гораций активно занимался творчеством и смог проявить себя во многих жанрах (сатиры, эподы, послания, гимны). Однако самые грандиозные его произведения, которые до сих пор вызывают споры и привлекают внимание читателей и литературоведов, — это оды. По законам жанра у них помпезный, высокий стиль с величественным и громоздким оформлением. Метафоры и эпитеты Горация придают тексту объемность, выраженную фактуру, как лепнина на классическом римском храме. Такая литература на любителя, но нельзя не признать за автором таланта, интеллекта и глубоких философских познаний, которые приобрели форму, актуальную для своего времени. Сегодня, в эпоху постмодернизма, оды кажутся читателю вычурными и натянутыми, ведь он так привык к ироническому восприятию действительности, китчевой яркости и тотальной эклектике, что пафос кажется ему наигранным и наивным. Его смешит выспренний тон. Однако чтобы понять, как строилась и на чем основана современная поэзия, проследить диковинные отсылки новых авторов и понять их в полной мере, необходимо знать первоисточники.

Поэзия Горация: песни Древнего Рима

Особенность поэзии Горация (как и всего канона од в целом) — посвящение конкретным лицам («К Меценату», «К Хлое», «К Августу-Меркурию» и т.д.). Главная особенность именно Горация в том, что он адресовал гимны богам («Гимн Вакху», «Гимн Меркурию») в то время, как в новой империи религия древних греков теряла свое значение. Образный репертуар гимнов Горация, естественно, начинается с обращений — с галереи божеств-адресатов. К обращениям примыкают прославления — статические или повествовательные.

Темы в одах Горация немногочисленны: философия и любовь. Он любил мудрость, но о самой любви писал меньше. Причем, в любовных одах Горация, по мнению многих исследователей, отсутствует страстность. Автор не изливал свои чувства, он максимально дистанцировался от них, писал абстрактно, наблюдая за чужими страстями, как будто не испытывая своих. В этом отличие поэзии Горация от современной лирики.

Героини лирических произведений Горация однотипны и многочисленны, складывается ощущение, что он перебрал все популярные женские имена (Хлоя, Пирра, Лалага, Необула), но забыл о том, что это разные люди. Хотя нельзя винить его в шаблонности мышления, так как ода сама по себе форма узкая, в ней каждое слово подчинено жесткому канону. Неслучайно классицизм, созданный по лекалам античности, был самым строгим и однообразным направлением в европейской культуре.

Среди всех стихотворений на тему любви у Горация выделяется одна ода, адресованная Лидии. Это диалог между Горацием и Лидией, где в изящной форме и шутливом тоне поэт говорит о былой любви, о счастье новых чувств и возобновлении отношений.

Анализ оды Горация «К Лидии»

Текст оды Горация «К Лидии»

ГОРАЦИЙ
Доколе милым я ещё тебе казался,
И белых плеч твоих, любовию горя,
Никто из юношей рукою не касался,
Я жил блаженнее персидского царя.

Пока любимая хранила невинность и верность Горацию, он жил безмятежно, пребывая под эгидой грез. На косвенное обвинение бывшая возлюбленная отвечает симметрично:

ЛИДИЯ
Доколь любовь твоя к другой не обратилась,
И Хлоя Лидия милей тебе была,
Счастливым именем я Лидии гордилась
И римской Илии прославленней жила.

ГОРАЦИЙ
Я Хлое уж теперь фракийской покорился:
Её искусна песнь и сладок цитры звон;
Для ней и умереть бы я не устрашился,
Лишь был бы юный век судьбами пощажён.

В ответ мужчина лишь расхваливает свою новую пассию. Цитра — это струнный щипковый музыкальный инструмент. Хлоя обладает несомненными преимуществами, она богата одарена, раз искусно поет и виртуозно играет на цитре. Чтобы продолжить эту юную пору любви – восторженной влюбленности, автор не пожалеет жизни, ведь краткий миг настоящей страсти равносилен целому веку.

ЛИДИЯ
Горю я пламенем взаимности к Калаю —
Тому, что Орнитом турийским порождён,
И дважды за него я умереть желаю,
Лишь был бы юноша судьбами пощажён.

Женщина тоже говорит о новой любви, упоминая знатность своего избранника. Она усиливает эффект своей жертвы словом «дважды», противопоставляя свою отвагу смелости Горация. Лидия поддела его, расставив приоритеты: ей важнее сам юноша, а не какой-то «юный век», который дарит любимый человек. Она более бескорыстна и предана в любви, раз любит мужчину, а не его дары.

ГОРАЦИЙ
Что, если бы любовь, как в счастливое время,
Ярмом незыблемым связала нас теперь,
И, русой Хлои я, с себя низвергнув бремя,
Забытой Лидии отверз бы снова дверь?

Видимо, мужчина задет и уязвлен словами Лидии. Он хочет удостовериться, что она блефует и по-прежнему любит его. Он говорит не искренне, ведь называет любовь к ней «ярмом незыблемым», то есть тяжестью, как и «бремя» Хлои, по идее, уже забытой им ради Лидии. Гораций обещает лишь открыть дверь, но сам не идет навстречу, как будто ему не особо нужен этот союз.

ЛИДИЯ
Хоть красотою он полночных звёзд светлее,
Ты ж споришь в лёгкости с древесною корой
И злого Адрия причудливей и злее…
С тобой хотела б жить и умереть с тобой!

Калай красив, но Лидия все равно выбирает Горация за легкость, причудливость и злость. Скорее всего, он – более интересный собеседник и харизматичный любовник, чем ее нынешний избранник. Она не уступает Горацию в дерзости, раз отвечает в таком тоне, однако по-женски отступает, когда затронута чувствительная струнка ее души. Память о былой любви сильна в ней, поэтому она готова простить обиду и повернуть время вспять.

Новаторство Горация в том, что он втиснул в оду словесную перепалку двух бывших любовников, которая по содержанию не совсем высокая, даже примитивная. Каждый кичится своими новыми связями, лишь бы задеть оппонента. Это живая беседа, в которую легко можно поверить, ведь сюжет так знаком читателю. Он изъят из самой жизни, где судьба преподносит неожиданные встречи, что оборачиваются разговорами на повышенных тонах с весьма неожиданными финалами. Эта беседа из гневных обличений перетекла в откровенный флирт, а продолжение можно смело додумать. Казалось бы, перед нами занудный жанр ода про «очи» и «длань», но как интересно написаны, как эмоционально обыграны людские взаимоотношения в данном тексте. Читается совсем нетрудно, зато как это забавно наблюдать очевидное сходство со многими современными песнями, где она и он выясняют, кто прав, кто виноват. Прошло уже не одно тысячелетие, но люди по незнанию штампуют одно и то же. А все почему? Да потому, что «книжки для долбо****, я сам писать умею. Выходит очень клево и более умнее».

Источник

Сопоставительный анализ оды Горация

оды Горация » К Мельпомене»

и переводов русских поэтов XYIII XIX в.в.

М.В. Ломоносова, Г.Р.Державина и А.С.Пушкина

Цель урока: Познакомить учащихся с одним из стихотворений Горация и его переводами, сделанными русскими поэтами М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным, А.С.Пушкиным; показать понимание поэтами разных эпох роли поэта и поэзии в жизни общества;

-совершенствовать умение делать сопоставительный анализ стихотворений;

-развивать устную и письменную речь учащихся, расширять кругозор учеников;

Оборудование урока: портреты поэтов, на столах распечатанные тексты произведений.

На доске записаны слова:

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы обращаемся к текстам стихотворений, которые стали образцами классической зарубежной и русской литературы. Всех их объединяет одна тема, важнейшая, магистральная тема не только русской поэзии. Перед вами только тексты, прочтите их, тема определяется не сложно.

7. Анализ оды, воспользуемся планом наблюдения над текстом произведения. Мы знаем автора и тему,

Настроение, как оно выражается

Слух пройдет обо мне.

Я тем известен стал.

Он поэт многонациональной страны, и обращается ко всем народам, населяющим его родину, как к равным, но и понимает всемирное значение своего творчества: «И славен буду я. «

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Вольный перевод стихотворения

Как оно построено (есть ли части)

Во всех строфах поэт говорит о себе.

Во 2 и 3-й строфах поэт утверждает значение своего творчества для народов России, но его утверждение отличается от утверждения Державина: он не только поэт многонациональной страны и обращается ко всем народам, как равным, но и понимает всемирное значение своего творчества : «И славен буду я, доколь в подлунном мире //Жив будет хоть один пиит»

4 строфы: 1-я и 4-я строфы по 12 слогов в каждой строчке, а во2-й и в 3-й есть строка из 13 слогов.

Как звучит произведение (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)

В каждой строке по 11 слогов

Ода зарифмована, рифма перекрестная, где чередуются женская и мужская.

Последняя строфа звучит торжественно, Державин славит здесь отнюдь не себя

Перед нами духовное завещание и исповедь одновременно, в этом стихотворении и великий поэт, и человек, смиренно принимающий от жизни все, знающий цену всему: хвале и клевете, глупости черни, которую он даже не презирает, но горечь звучит в стихе :». И не оспоривай глупца » Мы говорим о народности, гуманизме, вольнолюбивом содержании поэмы

«не р а зр ушит его д ождь р а з ъе д ающий»

Аллитерация в строчках об Отечестве «Отечество мое молчать не будет, (т,ч,с,т,в,м,м,ч,т, н,б,д,т)

Что мне беззнатный род препятством не был. (ш,т,м,н,б,з,й, н,т,н,р,д, п,р,т,с,м,н,б,л) указывает на чувства горечи и гордости одновременно). Много сонорных согласных, плюс «т», «ч», «п», » по мнению Ломоносова, пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий, а твердые «к», «п», «т». имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы».(«Риторика»)

2-я строфа: обилие звука л, можно говорить о лиризме строфы. А в последнем стихе «жив будет хоть один пиит» глухих согласных больше, подводится черта, звучит ассонанс и.

Каково значение последней строфы? ( в ней речь идет о принципах поэзии, о ее независимости от пристрастных мнений, от попыток подчинить ее ложным идеалам). «Мысли последней строфы вытекают не только из общего мировоззрения Пушкина, но и не менее того из строя идей самого стихотворения. Они являются самым прямым развитием того, что сказано в самом начале:»Вознесся выше он главою непокорной// Александрийского столпа»» Мысль о непокорности поэта всякой земной власти, о его высокой независимости получает в последней строфе развернутый и окончательный вид.

Народу Пушкин служил всей своей жизнью, всем своим творчеством, служил свободно- в соответствии со своим высоким пониманием истины и добра»

Необычность лексики, характерной для этого жанра

Образы богов, Образ Мельпомены преувеличен, она ведь покровительница трагедий.

Много имен собственных.

Пирамид царственных, эпитеты: «жестокий Борей», «цепь грядущих годов»,

метафора «песнь перелив»

Архаизмы : чело, возгордись, избежит похорон, песнь, жрец.

В 2 первых строках нет глаголов

Как создатель теории о «трех штилях», использует возвышенный слог, церковнославянски е слова: «сотреть не может», «едка древность», «воздвигнул»; «взгордися», «увенчай».

Эпитеты : «царствовал в простом народе «, » праведной заслугой».

Перефаза : » Отечество молчать не будет» вместо «потомки, люди; Знак бессмертия вместо памятник».

Блистательно соединяет высокую и нейтральную лексику: в последней строфе слова высокого стиля (возгордись, чело, венчай, Муза)

Сочетаются со словами

Язык мало архаичен. Устаревшие слова-«чело», церковнославянизмы: 2возгордись»,»презрит», «венчай».

Памятник чудесный- эпитет:

Как вы понимаете эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «народная тропа», «в заветной лире»,»в подлунном мире», «жестокий век»?

Синонимы (глаголы, обозначающие деяние): пробуждал, восславил, призывал;

Антонимы: хвалу и клевету.

Перифраза: «друг степей».

Первое предложение в каждой строфе- простое предложение, только в 4-й строчке оно не закончилось и перешло на 2-ю строфу, и последнее предложение в строфе не заканчивается, а подтягивает к себе следующую строфу.

«-я строфа начинается с утвердительного предложения «Так!»

5-я строфа начинается с обращения к Музе, предложения побудительные.

2-я строфа представляет сложное предложение с различными видами связи (БСС, ССП,СПП).

(это просто констатация факта, никакого возмущения, никакого пафоса, только философское осмысление жизни.

«создан памятник», «дождь разъедающий», «выше он, «в даль убегающих»,»Буду я славиться», » с девою безмолвной», «шумит АУФид стремительный», «заслугой моей».

«быстрыми шумит струями», Отечество мое», » Стихи эольски, » часть мою», «

«Памятник чудесный, вечный.», » времени полет», » памятник воздвиг»,» времени полет»

«себе воздвиг»,»памятник нерукотворный», «жив будет»,»Руси великой», «слух обо мне»,»буду тем любезен», «восславил я», «милость призывал», «веленью Божию», «обиды не страшась», «хвалу и клевету приемли».

Какими словами обозначается художественное пространство

«От Белых вод до Черных, где Волга, Дон, Нева, С Рифея льет Урал.»

«по всей Руси великой»

Как выражено художественное время

» лучшая часть избежит похорон. «,»До тех пор, пока жрец. Капитолия».

«. сотреть не может ни множество веков, ни едка древность», «пока Великий Рим владеет светом»,

«И времени полет его не сокрушит».

«И слава возрастет. доколь славянов род вселенна будет чтитьь»

«И славен буду я, доколь в подлунном мире //Жив будет хоть один пиит». («пиитом может быть не только тот, кто творит, но и тот, ради кого творит поэт, к кому обращается в надежде на понимание)

Какие образы оригинала сохраняет поэт, а что изменяет в переводе

Аквилон, Авфид. великий Рим, Давнус, «голос» эолийский, Италия

рода уже не итальянского, рода «славян».

Памятник выше Алесандрийского столпа.

Каким представляется мне автор

Гораций говорит о том, что ему принадлежит заслуга перенесения на италийскую почву греческой лирики, которую он называет «эолийским напевом», потому что главные ее представители Алкей и Сафо ( VI век до н. в.) были эолийцми. Славит себя, поэта.

Он первым в нашей литературе заговорил о высоком назначении поэта, он славен в своем Отечестве.

Смелым., он искренне, простыми, чисто разговорными словами сумел воспеть гуманизм императрицы Екатерины 2, он, один из немногих, позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы («истину царям с улыбкой говорил».. НО чувства пробуждал (в ком?), он говорит о «добродетелях Фелицы»

Мы говорим о тождественности лирического героя и поэта. Автор в «жестокий век восславил Свободу» (в каких произведениях?)

Пушкин » милость к падшим призывал»

Какие мысли и чувства он хотел донести до читателя

Заслуга будет чтиться памятью, т.к. он перенес в римскую литературу достижения и традиции древнегреческой литературы. Он упоминает Мельпомену, т.к. за его заслуги она увенчает его лавровым венком, т. е. славой.

Он понимает собственную значимость для России. Он верен себе, это перевод оды Горация, и все подчинено этому. Слог оды держит, согласно его теории «о трех штилях».

Поэт определяет свои заслуги перед Отечеством, ключевое- «памятник себе».

Державин призывает Музу «возгордиться» «заслугой справедливой», презирать тех, кто презирает ее. Его муза увенчана «зарею бессмертия».

Заслуга автора- «чувства добрые. лирой пробуждал». Призывает к христианскому смиренью, философскому осмыслению славы.

-Итак, почему три весьма значимых в истории русской литературы, в истории русского языка поэта одновременно обращаются к теме значения поэтического творчества? Почему все они: и Ломоносов, и Державин, и Пушкин, а вслед за ними и А.А.Фет,, В.Брюсов обращаются не только к этой теме, но и к оде Горацио? Что такого притягательного есть в ней?

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Создан памятник мной. Он вековечнее
Меди, и пирамид выше он царственных.
Не разрушит его дождь разъедающий,
Ни жестокий Борей, ни бесконечная

Эолийский напев в песнь италийскую
Перелив. Возгордись этою памятной
Ты заслугой моей и, благосклонная
Мельпомена, увей лавром чело мое

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе. Отечество моё молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был

Чтоб несть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Альцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротеч ный

И времени полёт его не сокрушит.

От тлена убежав, по смерти станет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черн ых

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетны х

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первым я дерзнул в забавном русском сл оге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело мое зарей бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.

Источник

«Чем различны ода Горация с одами Ломоносова и Державина?»

«Памятники» М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина являются переложениями оды «Горация». Но в отличие от Ломоносова, чья «памятниковая» ода ближе к оригиналу, Державин высказывает собственное мнение на роль поэтического творчества. По мнению поэта, предназначение его стихотворений – это распространение просвещения. Приверженец абсолютизма, он мог бесстрашно «истину царям с улыбкой говорить». Итак, «Памятники» Ломоносова, Державина и Пушкина, несмотря на созвучность поднимаемых тем, отличаются смысловыми акцентами.
2.Какие русские поэты разрабатывали тему поэта и поэзии в своем творчестве и как с ними можно соотнести стихотворение Державина?
В своей лирике к теме поэта и поэзии так же, как и Г. Р. Державин, обращались А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Авторы через свои стихи пытались ответить на вопрос: «В чём же истинное предназначение поэта?». Стихотворение «Памятник» А. С. Пушкина можно соотнести с «Памятником» Г. Р. Державина. С первой строфы эти произведения схожи по настроению и мыслям автора: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный» (Г. Р. Державин), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (А. С. Пушкин). Так же, эти стихотворения имеют общие черты со «Смертью поэта» М. Ю. Лермонтова. Все они говорят о назначении поэта и бессмертности его лирики. Это отражается в таких строках: «Угас, как светоч, дивный гений» (М. Ю. Лермонтов), «Чело моё зарёй бессмертия венчай» (Г. Р. Державин), «В мой жесткий век восславил я свободу» (А. С. Пушкин).

1.Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М. В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.
2.Как известно, традицию своеобразного осмысления пройденного литературного пути, идущую от Горация и Державина, воспринял и творчески развил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836) А. С. Пушкин. Но при этом Гораций, Державин и Пушкин, подводя итог своей творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги, по-разному формулировали свои права на бессмертие.

Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, сумел передать на латинском языке неповторимую гармонию, ритмы и стихотворные размеры древнегреческих лириков – эолийских поэтов Алкея и Сапфо: «Первым я приобщил песню Эолии к италийским стихам. »

Державин в «Памятнике» особо выделяет свою поэтическую искренность и гражданскую смелость, свое умение говорить просто, понятно и доступно о самых высоких материях. Именно в этом, а также в своеобразии своего «забавного русского слога» он видит неоспоримое достоинство своих стихотворений, свою высшую заслугу перед русской поэзией:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

Пушкин же утверждал, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Взяв за основу своего стихотворения державинский «Памятник» и специально подчеркивая это целым рядом художественных деталей, образов, мотивов, Пушкин давал тем самым понять, как тесно связан он с Державиным исторической и духовной преемственностью.

Источник

«К Мельпомене» анализ

«К Мельпомене» анализ — жанр, тема, идея

Ода Горация «К Мельпомене» анализ

Жанр — ода

Тема — восхваление искусства

Идея — слава поэта вечна, потому что его стихи будут жить в следующих поколениях

Эпитеты: дождь ядовит, Огрызко; в несдержанной произвола; лет непрерывный и др.

Мельпомена – муза трагической поэзии.

Уже с первых строк мы понимаем, что разговор пойдёт об очень важном и сокровенном для поэта, так думать позволяет первая строка, придающая стихотворению особую торжественность. Мы улавливаем мотив значимости поэта на этой земле: Я знак себе воздвиг…

Центральный образ здесь – образ памятника (метафора). Автор воздерживается от пространных рассуждений на тему предназначения поэта, он сразу ставит перед читателями определённый образ. В первой части он не раскрывает скрытого значения образа памятника, а лишь создаёт величественную атмосферу, подготавливает читателя к пониманию своей главной мысли.
Во второй части Гораций раскрывает полнее образ памятника, сообщает об исключительной важности «памятника» не только в своей жизни, для бессмертия души, но и для людей («слава моя будет расти»).
Затем мы уже окончательно можем понять, что подразумевается под словом «памятник» и почему он бессмертен. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя, автор использует антитезу (антонимы: «великим» — «незнатного»…)
На «высокой ноте» «звучит» вся 4-я часть: торжественно обращение к музе трагедии Мельпомене. Автор уверен, что муза оценил его заслуги, что они достойны того.

Источник

Конспект урока на тему: «Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина»

Разделы: Литература

Тема урока: Ода Горация “К Мельпомене” в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Цель: сопоставление стихотворений поэтов и выявление сходств и различий по содержанию и форме.

Ход урока

Учитель: Гораций Флакк Квинт (65-8 гг до н.э.) – великий римский поэт. В его оде главная мысль, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, реформатор русского языка и литературы, поэт М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.

(Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии.)

Комментарий к стихотворению М.В. Ломоносова “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”

Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Авфид – река в южной Италии.

Давнус – легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился Гораций.

Алцейская лира – символ древнегреческой поэзии. Алцей – великий лирик (VII в. до н.э.).

Дельфийский – относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.

Стихи эольски – образцовые стихи.

Комментарий к стихотворению Г.Р. Державина “Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…” (“Памятник”).

Рифей – Уральские горы.

Фелица – обращение к просвещенному монарху – Екатерине II.

Работа по сопоставлению стихотворений.

Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему (Тема назначения поэта и поэзии).

— Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы? (Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).

— Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях? Докажем текстом.

Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?

Отечество мое молчать не будет
Что мне беззнатный род препятством не был.

М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес “в Италию стихи эольски”.

Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить.

Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым нарушив законы классицизма – в этом новаторство поэта. В заслугу ставит “сердечную простоту”, искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество (“истину царям с улыбкой говорить”).

— Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди…

Творчество уподобляет знако бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.

Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движения времени).

— Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.

Державин связывает свое бессмертие с родом славян:

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Державин высказывает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных…

— Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты? Назначение поэта? (Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин видит в том, чтобы “истину царям с улыбкой говорить”. Поэт – служитель и поборник истины.

— В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии? (По мнению Державина в том, чтобы проповедовать истину и справедливость:

В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Задание 2. Обратим внимание на язык стихотворений. Какое из них труднее читать? Как по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов. Державин нарушает правила классицизма и смешивает “высокое” и “низкое”. Ломоносов писал высоким “штилем”. С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?)

— Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.

Задание 3. Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка. (Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).

— Подумаем какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?

Задание 4. Определим размер стихотворений. (У Ломоносова: четырехстопный ямб. По его мнению ямб усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли. У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость, торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы.)

Задание 5. Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?

Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова? (Державин нарушает правила классицизма: смешивает “высокое” и “низкое”, сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).

Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох? (Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел другими путями, чем Ломоносов.)

Таким образом, начиная с XVIII века, тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году – А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.

Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *