Докажите что пунктуация и интонация взаимосвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию примеры
Роль интонации в обучении пунктуации
РФ Кировская область Омутнинский район город Омутнинск
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования Омутнинского района
Учитель русского языка и литературы
Контактный телефон – 89127049416
РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать смысловое и синтаксическое членение предложения и текста.
Выделяют функцию завершения предложения, функцию разделения ( однородные члены предложения, главное и придаточное предложения), функцию выделения (.вводность, обособление)
Интонации – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Интонация создаётся повышением и понижением голоса. (Повышение голоса отмечаем стрелкой, указывающей вверх, а понижение –стрелкой_ указывающей вниз.) Смысл зависит от тог, о,где вы сделаете паузу.
В предложении: ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ – если сделать паузу после первого слова, значит, надо идти. А если паузу сделать после слова нельзя, значит, надо останавливаться. Небольшие паузы обозначаются одной вертикальной чертой, паузы более длител ьные – двумя. Смысл зависит от того, на каком слове сделаем ударение (его называют логическим ударением)
В письменной речи на паузы указывают знаки препинания: точка, тире, запятая и другие.
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса.
Предложения с однородными членами.
Сложносочиненное предложение(с соединительными и разделительными союзами)
Бессоюзное сложное предложение (запятая)
Заволнуется в поле по-девичьи рожь/, и колосья уронит/, и тихо заплачет.
2. Интонация подчинения, или обособления
Обособленные члены предложения.
Лес/, виднеющийся вдали/,манил тишиной и прохладой.
3. Интонация противопоставления
Сложносочиненные предложения (с противительными союзами)
Бессоюзное сложное предложение (тире)
Интонация резко делит предложение на две части длительной паузой //.В первой части голос повышается, пауза, вторая часть начинается с высокой ноты.
Лес рубят – щепки летят.
Молвит слово – соловей поёт.
4. Интонация предупреждения, или
Обобщающие слова при однородных членах.
Знаки препинания при прямой речи. (после слов автора)
Бессоюзное сложное предложение (двоеточие)
Перед двоеточием голос понижается, делается длительная пауза, а следующая часть начинается с той же или более низкой ноты.
Зеленеет всё// : лес, поля, даже дорога.
А за окном шелестят тополя //: нет на земле твоего короля.
5. Интонация вводности
Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Вводные слова и предложения читаются быстрым темпом, пониженным тоном, выделяются паузами.
Ср.: Он может возвратиться.
Работа выполнена,\по-вашему,/ хорошо?
Ср.: Работа выполнена по вашему совету.
6. Интонация звательная
Знаки препинания при обращениях.
Логическое ударение на обращении, после него – длительная пауза.
Как хорошо ты//, о море ночное!
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса. Тема находит отражение и в учебниках.
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения, делая паузы между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащие и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым.
Предложения с однородными членами
Прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления. Обратите внимание на знак паузы между словами и на то, что слова, отмеченные знаком произносятся одним тоном.
Предложения с обращениями
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышаете, затем – понижаете. После обращения делайте паузу. /
Пунктуационный разбор предложения
Знаки завершения (в конце предложения)
Разделительные знаки (однородные члены предложения)
Знаки выделения ( обращение)
Сложное предложение. Запятая в сложных предложениях.
Выпишите, расставляя пропущенные знаки разделения: сначала простые предложения, затем сложные.
Интонация. Интонационные средства
Прочитайте предложения в соответствии с ремарками
Упр.82 Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения, выделяя тоном голоса подлежащие и делая паузы между подлежащим и сказуемым
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части.
Хорошо отработанные интонации не только способствуют лучшему пониманию текста, но и служат основой пунктуационных умений и навыков.
Паузная речевая пунктуация.
Когда люди говорят, произносят вслух фразу, в речи возникают паузы.
Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком – запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых).
Предложение с однородными членами.
Прочти вслух фразу и посчитай, сколько здесь пауз. Перечисления подтверждаем запятыми.
Ленивые,/ толстые,/ полосатые,/ объевшиеся рыбой коты валяются поперёк дивана.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Алгоритм: 1. Ищем слово 2.Смотрим вправо 3.Задаём вопрос какой? 4.Отвечаем всей фразой 5.Убираем фразу из предложения и смотрим остаток( «голова»- «хвост»)
Попугай /, довольно прилично говорящий по-турецки,/ задумчиво сидит на лампе.
— Сколько здесь пауз? *(Две)
Далее по алгоритму.
Самолётик задымился и,/ пригибаемый лучом,/ пошёл на запад.
3.Отвечаем всей фразой: пригибаемый лучом. Ответ в рамки. Запятые на рамках! Пауза-союз-рамка. Рамка важнее паузы: она для этого иставится, чтобы на ней ставить запятые. А паузу мы сейчас легко проверим («голова»- «хвост») Самолётик задымился и пошёл…
По такому алгоритму можно работать при изучении тем: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным», «Обособленное согласованное определение», «Обособленное распространённое приложение» и т. д.
2. Идеальная грамотность. СПб.-Питер,2011, 208 с.
Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания в письменной
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи. ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
Интонация – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания. Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать.
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлены: выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.
Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Например: 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет. Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Н. Гумилев Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось … Я попробую… Мне захотелось…
Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-359545
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ИНТОНАЦИЯ
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т. е. особая выделительная интонация диктует и другой знак — восклицательный. Ср. примеры: — Это я, маменька, — сказал он (М. Салтыков-Щедрин); — Ну, бог милостив, маменька! — продолжал Иудушка (М. Салтыков-Щедрин). Выбор знака может зависеть целиком от интонации. Ср. примеры: Придут дети, пойдем в парк; Придут дети — пойдем в парк. В первом случае перечислительная интонация, во втором — интонация обусловленности; ср.: Когда (если) придут дети, пойдем в парк.
Вот еще пример: Он быстро сунулся в какой-то темный и узкий переулок и исчез — навсегда (М. Горький). Перед тире голос резко понизился, как если бы предложение окончилось, и дальше присоединительный член предложения произносится после длительной паузы как нечто непредвиденное и вместе с тем закономерное. Ср. без паузы (и, следовательно, без знака): Он быстро сунулся в какой-то темный и узкий переулок и исчез в нем навсегда.
В подобных примерах, на первый взгляд, кажется, что знак ставится исключительно благодаря особой интонации. На самом деле интонационный принцип здесь действует лишь как второстепенный. Интонация задается определенным смыслом и передает именно его: пауза дает возможность сделать логическое ударение на впереди стоящем сказуемом и тем самым подчеркнуть его значимость.
То, что интонационный принцип действует в русской пунктуации как второстепенный, особенно отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда интонационный принцип нарушается в пользу грамматического. Например: Башкирец с трудом шагнул через порог и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей (А. Пушкин); Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (А. Фадеев); Олень раскапывает
передней ногой снег а, если есть корм, начинает пастись (В. Арсеньев); Мужик вышел. Потом он стал у двери и, поправляя кушак, вопросительно уставился на барина (М. Горький). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо интонационная пауза находится перед союзом. Еще пример: Пора перестать метаться, Аночка (К. Федин). Паузы после глагола нет, а запятая стоит, так как необходимо выделить обращение. В каком-то частном случае интонационный и грамматический принципы могут совпасть. Ср., например, то же предложение с иным местом обращения: Аночка, пора перестать метаться (пауза после обращения, и здесь же стоит запятая).
Можно было бы отметить и множество других случаев, когда принципы интонационный и грамматический не совпадают и когда в итоге интонационный принцип уступает место грамматическому. Например, на стыке подчинительных союзов, при вводных словах, стоящих после союзов, при деепричастном обороте и придаточной части предложения, относящейся к причастию и т. д.1. Все они объединяются в две группы: а) знак стоит там, где нет паузы, и б) пауза есть там, где нет знака.
Интонационный принцип, даже если он и действует, то в большинстве случаев не в чистом виде. Это значит, что какой-либо интонационный штрих (например, пауза) хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете сам является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения.
1 См. подробное описание таких случаев в работе В.Ф. Ивановой «История и принципы русской пунктуации». Л., 1962. С. 43—50.
2 См.: Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1971. С. 78.
смыслу, заданному членению предложения. В первом варианте предложения (без знака и, следовательно, паузы) словоформы с мешками, с узлами мыслятся как определения при имени существительномпешеходы, и смысл всего предложения дает возможность предположить, что вначале шли пешеходы и без мешков, и без узлов. Во втором варианте предложения (с логическим ударением на слове пешеходы)смысл другой: вначале шли не пешеходы.
Итак, интонация при расстановке знаков препинания безусловно учитывается, но сама она выступает как нечто зависимое, а не основополагающее.
Отмечая роль и значение интонации при расстановке знаков препинания, нельзя не остановиться на вопросе о различных функциях интонации в нашей речи. Интонация может выступать как средство передачи смысловых значений, но может передавать только эмоциональные качества речи. В том случае, когда интонация передает смысловую значимость речи, интонационный принцип в расстановке знаков используется как сопутствующий смысловому, накладывающийся на него, и тем самым отражается и на структуре текста (см. анализ примеров в этом разделе). Когда же интонация является показателем лишь эмоциональной окраски речи, тогда интонационный принцип действует, так сказать, в чистом виде. Такие интонационно обусловленные знаки передают эмоциональную напряженность, стремительность речи, т. е. отражают ее экспрессивность, особую выразительность.
Интонации, передающие смысловую значимость речи, социально закреплены, в них заключен большой процент объективности, они воспроизводимы и потому поддаются описанию и «инвентаризации» как определенные типы. Вспомним, например, «типовое» интонационное оформление бессоюзных сложных предложений с различными смысловыми отношениями между частями. Интонационным типам предложений здесь соответствует и пунктуация: перечислительная интонация — запятая, точка с запятой; интонация пояснения, разъяснения — двоеточие; интонация противопоставления, обусловленности (временной, условной, следственной) — тире. Ср.: В комнате стало душно, мы вышли на улицу.— В комнате стало душно: мы вышли на улицу.— В комнате стало душно — мы вышли на улицу.
Интонации чисто эмоционального плана в своих частных проявлениях предельно субъективны, и фиксирование их в письменном тексте с помощью знаков всецело связано с индивидуальностью пишущего (о таких знаках см. в разделе «Уточнение понятия авторской пунктуации»).