Докажите что пунктуация интонация взаимосвязаны выполняет смыслоразличительную функцию
Роль интонации в обучении пунктуации
РФ Кировская область Омутнинский район город Омутнинск
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования Омутнинского района
Учитель русского языка и литературы
Контактный телефон – 89127049416
РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать смысловое и синтаксическое членение предложения и текста.
Выделяют функцию завершения предложения, функцию разделения ( однородные члены предложения, главное и придаточное предложения), функцию выделения (.вводность, обособление)
Интонации – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Интонация создаётся повышением и понижением голоса. (Повышение голоса отмечаем стрелкой, указывающей вверх, а понижение –стрелкой_ указывающей вниз.) Смысл зависит от тог, о,где вы сделаете паузу.
В предложении: ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ – если сделать паузу после первого слова, значит, надо идти. А если паузу сделать после слова нельзя, значит, надо останавливаться. Небольшие паузы обозначаются одной вертикальной чертой, паузы более длител ьные – двумя. Смысл зависит от того, на каком слове сделаем ударение (его называют логическим ударением)
В письменной речи на паузы указывают знаки препинания: точка, тире, запятая и другие.
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса.
Предложения с однородными членами.
Сложносочиненное предложение(с соединительными и разделительными союзами)
Бессоюзное сложное предложение (запятая)
Заволнуется в поле по-девичьи рожь/, и колосья уронит/, и тихо заплачет.
2. Интонация подчинения, или обособления
Обособленные члены предложения.
Лес/, виднеющийся вдали/,манил тишиной и прохладой.
3. Интонация противопоставления
Сложносочиненные предложения (с противительными союзами)
Бессоюзное сложное предложение (тире)
Интонация резко делит предложение на две части длительной паузой //.В первой части голос повышается, пауза, вторая часть начинается с высокой ноты.
Лес рубят – щепки летят.
Молвит слово – соловей поёт.
4. Интонация предупреждения, или
Обобщающие слова при однородных членах.
Знаки препинания при прямой речи. (после слов автора)
Бессоюзное сложное предложение (двоеточие)
Перед двоеточием голос понижается, делается длительная пауза, а следующая часть начинается с той же или более низкой ноты.
Зеленеет всё// : лес, поля, даже дорога.
А за окном шелестят тополя //: нет на земле твоего короля.
5. Интонация вводности
Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Вводные слова и предложения читаются быстрым темпом, пониженным тоном, выделяются паузами.
Ср.: Он может возвратиться.
Работа выполнена,\по-вашему,/ хорошо?
Ср.: Работа выполнена по вашему совету.
6. Интонация звательная
Знаки препинания при обращениях.
Логическое ударение на обращении, после него – длительная пауза.
Как хорошо ты//, о море ночное!
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса. Тема находит отражение и в учебниках.
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения, делая паузы между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащие и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым.
Предложения с однородными членами
Прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления. Обратите внимание на знак паузы между словами и на то, что слова, отмеченные знаком произносятся одним тоном.
Предложения с обращениями
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышаете, затем – понижаете. После обращения делайте паузу. /
Пунктуационный разбор предложения
Знаки завершения (в конце предложения)
Разделительные знаки (однородные члены предложения)
Знаки выделения ( обращение)
Сложное предложение. Запятая в сложных предложениях.
Выпишите, расставляя пропущенные знаки разделения: сначала простые предложения, затем сложные.
Интонация. Интонационные средства
Прочитайте предложения в соответствии с ремарками
Упр.82 Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения, выделяя тоном голоса подлежащие и делая паузы между подлежащим и сказуемым
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части.
Хорошо отработанные интонации не только способствуют лучшему пониманию текста, но и служат основой пунктуационных умений и навыков.
Паузная речевая пунктуация.
Когда люди говорят, произносят вслух фразу, в речи возникают паузы.
Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком – запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых).
Предложение с однородными членами.
Прочти вслух фразу и посчитай, сколько здесь пауз. Перечисления подтверждаем запятыми.
Ленивые,/ толстые,/ полосатые,/ объевшиеся рыбой коты валяются поперёк дивана.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Алгоритм: 1. Ищем слово 2.Смотрим вправо 3.Задаём вопрос какой? 4.Отвечаем всей фразой 5.Убираем фразу из предложения и смотрим остаток( «голова»- «хвост»)
Попугай /, довольно прилично говорящий по-турецки,/ задумчиво сидит на лампе.
— Сколько здесь пауз? *(Две)
Далее по алгоритму.
Самолётик задымился и,/ пригибаемый лучом,/ пошёл на запад.
3.Отвечаем всей фразой: пригибаемый лучом. Ответ в рамки. Запятые на рамках! Пауза-союз-рамка. Рамка важнее паузы: она для этого иставится, чтобы на ней ставить запятые. А паузу мы сейчас легко проверим («голова»- «хвост») Самолётик задымился и пошёл…
По такому алгоритму можно работать при изучении тем: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным», «Обособленное согласованное определение», «Обособленное распространённое приложение» и т. д.
2. Идеальная грамотность. СПб.-Питер,2011, 208 с.
Докажите что пунктуация и интонация взаимосвязанным выполняют смыслоразличительную функцию. Приведите примеры
Ответ:
Пунктуацией называются все знаки препинания, которые ставятся в предложении и в конце предложения. Запятые при повторяющихся союзах и однородных членах требуют интонации перечисления. Вопросительный знак требует произнести предложения с вопросительной интонацией. Предложения или слова с восклицательным знаком произносятся с особым эмоциональным подъемом, с чувством, с призывом. Точка в конце предложения говорит о завершении мысли и интонация нужна спокойная, понижающая тон.
из гнезда, свитого ласточками под крышей сарая, выпал неоперившийся птенец.
Не хватает. Не покладая. Не прополоты. Не редкость.
Нас набралось всего пол-аудитории, и преподаватель, чтобы всем было хорошо слышно, попросил занимать только первые ряды.
В след за тем. в виде, поначалу. В конец, по двое. На вынос, покрепче
Школа, пожалуй, одно из немногих мест, где мы проводим большую часть дня. Здесь ученики получают знания, открывают для себя новые горизонты в изучении окружающего мира. Но уроки отнюдь не всё, что прельщает школьников.
Большая перемена всегда вызывает восторг у детей. Почему, спросите вы? Во-первых, можно отдохнуть и немного расслабится после напряженной умственной работы, восполнить свои силы. Мне хотелось бы подробнее рассказать о том, как проводят свободное от уроков время учащиеся нашей школы.
Безусловно, всё зависит от возраста и эмоционального состояния школьников. Разницу нетрудно заметить. Первоклассники обычно не сидят на месте, они бегают, прыгают, суетятся, напоминая шумный, беспорядочный рой. Ребята постарше ведут себя гораздо спокойнее, некоторых из них можно увидеть с книгой в руках. Многие смотрят новости в интернете, сразу же после звонка погружаются с головой в виртуальный мир. Особое внимание хотелось бы обратить на учащихся 9-11 классов. Ученики данного возраста в большинстве случаев общаются с друзьями и одноклассниками. Раздаётся весёлый, звонкий смех, который не умолкает на протяжении двадцати свободных минут. Некоторые школьники посещают в это время буфет, подкрепляются пирожками и конфетами. Но вот опять звонок на урок. Надо сказать, что время пролетело незаметно. Все нехотя расходятся по своим кабинетам, вновь открывая учебники и тетради.
Именно таким образом проходит большая перемена в моей родной школе. Если понаблюдать за окружающими людьми, можно заметить некоторые особенности каждого из них. В заключение хочу сказать, что перемена вносит разнообразие в школьную жизнь.
Докажите что пунктуация и интонация взаимносвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию?
Докажите что пунктуация и интонация взаимносвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию.
Взаимосвязаны они тем, что интонация помогает лучше на слух, не видя текста, понять речь.
Ведь без интонации она не связана никак.
Попробуйте прочитать предложение, учитывая знаки препинания и нет :
я люблю груши яблоки абрикосы апельсины вчера вечером ходил в зоопарк смотрел на животных
Или например поставил точку в середине предложения.
Зима пришла, все были.
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
Докажите что тема Союз»тесно связана с синтаксисом и пунктуацией?
Докажите что тема Союз»тесно связана с синтаксисом и пунктуацией.
Докажите что синтаксис и пунктуация взаимосвязаны?
Докажите что синтаксис и пунктуация взаимосвязаны.
Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация?
Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация?
В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную функцию?
В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную функцию?
Найти пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Найти пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
2. 3 Что не относится к разделу «Синтаксис и пунктуация»?
2. 3 Что не относится к разделу «Синтаксис и пунктуация»?
А) часть речи ; б) интонация ; в) член предложения ; г) пунктограмма.
Помогите написать сочинение на тему «функции пунктуации» желательно поподробнее)) спасибо?
Помогите написать сочинение на тему «функции пунктуации» желательно поподробнее)) спасибо.
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
Составьте с этими словами предложения.
Говорить внятно, чтобы собеседник понимал о чем вы говорите. Не перебивайте говорящего. Можно применять жесты в помощь себе. Выделять важные в предложении слова. Постараться объяснить как можно точнее мысль своего рассуждения.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Пунктуационный анализ (окончание)
II. Прочитайте текст. Какой принцип русской пунктуации предлагает А.Х. Востоков? Чем отличается эта трактовка от принципов пунктуации, предложенных М.В. Ломоносовым? Сравните знаки препинания, названные в грамматиках этих учёных. Подумайте, в чём новизна грамматики Востокова.
В произношении мы отделяем, для вразумительности, один период от другого и части периода одни от других должайшими или кратчайшими остановками, также приличными повышениями или понижениями голоса. В письме показываем сии остановки и перемены голоса знаками препинания.
Знаки препинания суть:
1. Запятая (,), показывающая кратчайшую остановку голоса.
2. Точка с запятою (;), показывающая остановку, вдвое долее запятой.
3. Двоеточие (:), втрое долее запятой.
4. Точка (.), показывающая должайшую остановку, вчетверо против запятой.
5. Знак вопросительный (?).
6. Знак удивительный (!).
7. Знак мыслеотделительный, или черта (—).
8. Знак пересекательный, или многоточие (. ).
9. Знак вместительный, или скобки () или [ ].
10. Знак вносный, или кавычки (« »).
337. Прочитайте текст из книги «Современная русская пунктуация».
Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям — смысловому членению текста; они придают речи осмысленный характер. Произнесение одних и тех же выражений с различной интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение. Ср., например: Получен второй февральский номер журнала и Получен второй, / февральский номер журнала. Ходить долго / — не мог и Ходить / — долго не мог.
Докажите, что пунктуация и интонация взаимосвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию. Подберите примеры, подобные приведённым в тексте.
338. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
Под ёлкой дыра.
Это лисья нора.
Здесь лисята живут.
Много их тут.
Можно их сосчитать?
1. Как ещё можно расставить знаки препинания в этом стихотворении и как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
2. Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация?
Вопросы для повторения
1. Какова основная роль пунктуации в оформлении текста?
2. Какова роль пунктуации при прочтении текста?