Докажите что религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития
Религия в современном мире
Религия в современном мире
Цель: развить знания учащихся о сущности религии, уровнях религиозного сознания, особенностях религиозной веры.
П о н я т и я: религия, религиозное мышлений, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, нравственные заповеди, веротерпимость, свобода совести.
Тип урока – изучение нового материала.
Если бы Бога не было, его надо
I. Изучение нового материала.
1. Религия и религиозное мышление.
2. Многообразие религий.
3. Роль религии в современном мире.
Б е с е д а п о в о п р о с а м:
1. Какие религиозные верования и культы древности вам известны?
2. Какие верования и культы были в Древнем Египте? К какому времени относится возникновение религии?
3. Какие боги древней Месопотамии вам известны?
4. Каким богам поклонялись древние греки?
5. Докажите, что религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития.
6. Когда возникла религия?
7. Что такое религия? Каковы ее отличительные признаки, структура?
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества.
Религия представляет собой:
1. Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них.
2. Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения.
3. Отражение действительности.
4. Общественную подсистему.
5. Феномен культуры.
Функции религии – различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество.
1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение).
2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога.
3. Коммуникативная («богообщение» – высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).
4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций).
5. Интегрирующая (направление объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания).
6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению).
7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).
Религиозные нормы – система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей.
Задание: разделиться на 3 группы и охарактеризовать:
I гр. – основное содержание буддизма;
II гр. – христианство;
– Проанализируйте подходы к определению понятия религия.
Некоторые подходы к определению понятия религия
Ф. Вольтер,
Д. Дидро, П. Гольбах
Религия есть следствие обмана и невежества людей, ее исчезновение в результате просвещения людей
Религия как явление трансцендентное, т. е. выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление, основанное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души
Религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: 1) диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи); 2) производимые от этих идей чувства и переживания; 3) культ как синтез религиозных идей и религиозных чувств. Деление религии на три группы: религия природы (Древний Восток), религия духовной индивидуальности (иудеи, греки, римляне), абсолютная религия (христианство)
Религия как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков», как «сердце бессердечного мира», как «опиум народа». Религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Религия как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета. В коммунистическом обществе религия исчезнет сама собой
К религии относятся общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом и подчиняют его обществу.
Религия как целостная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам, это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину – церковь всех тех, кто признает эти верования и обряды
Религия как способ защиты индивида от враждебного ему социального начала. Религия как коллективный невроз навязчивости, как массовая иллюзия, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений
Религиозная вера – это вера в объективное существование сфантазированных свойств, связей, существ. Человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Религия – это человеческий продукт, следствие и форма отчуждения человеком своей сущности
Религия как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы. Религия как первичная основа ценностей, один из важнейших способов придания смысла социальному действию. Религиозное истолкование мира – средство ориентации в нем и регуляции поведения. Религия создает моральные нормы поведения человека. Религиозный фактор влияет на становление социальных отношений, но и социальный фактор влияет на формирование типа религии
Религия – вера в существование души, «вера в духовные существа» (теория анимизма, от лат. anima – душа)
Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.
Религия как стержень культуры, как основа нравственности. В будущем не может быть безрелигиозной культуры
Домашнее задание: § 28. Задания № 3, 4, 5, 7, с. 347.
Тема: Религия, её роль в обществе
ТЕМА: Религия, её роль в обществе
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
. Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.
Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью.
С1. Составьте план текста. Для этого вы делите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
С4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
С5. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
роль религии и церкви в жизни общества; ядро религии — вера; структура (состав) религиозной веры; влияние религии на духовную жизнь общества.
С2. В качестве основных функций церкви могут быть названы: объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения.
С.3 Религиозная вера включает в себя следующие элементы: веру в существование Бога; нормы морали и нравственности; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва, пост, богослужение.
Первым и основным элементом религиозной веры является вера в существование Бога как Творца всего существующего.
С4. В качестве объяснений могут быть даны следующие:
- религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества; религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи углубиться в занятия искусством, философией, наукой. Это способствует духовному развитию людей; религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т. е. к вечному, духовному, дает ему пищу для размышлений и для высоких чувств.
Могут быть даны другие объяснения.
С5. В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) — религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определенным образом помыслов, стремлений людей.
Приведены фрагменты текса, например:
— «церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения»;
— «религиозная вера включает в себя. нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом».
С6. Аргументы (объяснения), например:
В случае согласия может быть указано, что
— религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет его задуматься о смысле жизни, о «спасении души»;
— выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным и предсказуемым;
В случае несогласия может быть указано, что
— религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритет веры над разумом и знаниями;
— религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает
интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там
где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику
произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Яблоков И. Основы религиоведения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел первый
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ»
Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ
§ 2. Сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии,
«религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных
религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее
понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция
через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,
на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик
ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:
религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо-
соб практически-духовного освоения мира и область духовного
производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв-
ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста-
новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ
существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра-
жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен
культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене
культуры см. гл. IV).
Выражение
В религии обнаруживается сущность опреде-
глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы-
общества от внутренние, глубинные, скрытые от
непосредственного наблюдения уровни обще-
ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное
сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-
ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном
виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье-
го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой
интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-
Способ существования
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-
резентируя действительное отчуждение человека в экономической,
политической, государственной, правовой, нравственной и других
областях, сами объективируются, проявляются в действительных
взаимоотношениях между людьми.
Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению
отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает
в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения
от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает
последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-
ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев
общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-
ных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.
Отражение Отражение является свойством и общества в
действительности целом, и его различных сфер, реализуется как
в процессе актуальной общественной деятель-
ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.
Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение
действительности, то она содержит соответствующую информацию об
отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-
тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.
Информационно-сигнальное отражение предполагает использование
воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,
это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных
принципов религии, она «предвосхищает», предваряет результаты
взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.
В религии отражаются многообразные явления действительности.
Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-
свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего
содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и
перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-
венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-
вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых
выражаются свобода человека и возможности управления природными
и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-
рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-
жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих
действиях, нормах и структурных схемах, организационных
«матрицах».
Религия как подсистема
По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-
дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,
в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-
вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-
дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне
взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде
всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,
деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,
каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,
меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-
но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-
вает, что религия занимала в обществе следующие положения.
1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,
групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-
дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-
ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения
«налагаются» на другие социальные связи. Институты соединяют в себе
власть религиозную и светскую.
2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может
испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.
Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-
пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-
деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия
с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная
общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-
стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-
шается тождество религиозной и государственной принадлежности.
3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-
ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная
деятельность и отношения являются частным видом деятельности и
отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей
и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть
принадлежит разным институтам.
В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных
странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия
меняются.
Индивид и личность
В ранних формах религии отдельный человек
в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-
ступал как индивид, как единичный пред-
ставитель рода или племени, которые являлись носителями
этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-
стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном
Понятие религии, ее роль в жизни общества. Функции религии.
Содержание:
↑ Понятие «религия». Роль религии в жизни общества
Существует множество определений религии.
Главные принципы религии:
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
Религия является формой общественного сознания, так как существует в виде общего верования, прежде всего, в Бога (богов) и предполагает наличие норм и правил поведения, отстаивает моральные и нравственные ценности человечества и каждого отдельного народа. Религия — это и особая форма мировоззрения человека, основанная на вере и во многом определяющая образ мысли, поведение и жизнь человека в целом. Кроме верований религия включает систему ритуалов и обрядов, а также формы объединения людей, таких как церковь.
Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. Постепенно в ней выделялись следующие элементы:
Религиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера.
Религиозные институты служат для упорядочивания, организации религиозной деятельности, связей и взаимоотношений верующих как между собой, так и с представителями других исповеданий и неверующими.
Докажите что религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития
Подробное решение параграф § 14 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие черты присущи религиозному сознанию?
Религиозному сознанию присущи следующие черты:
— нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран и др., основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником;
— соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями;
— сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других знаков).
2. Какие религии и почему относятся к мировым?
3. Что характеризует религию как общественный институт?
4. Чем характеризуется современный этап государственно-церковных отношений в нашей стране?
Согласно Конституции, принятой в 1993 г., Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не устанавливается в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Граждане равны в своих правах и свободах независимо от отношения к религии. Любые формы ограничений прав по этому признаку запрещаются. Каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Запрещены агитация и пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства.
В России в последние десятилетия наблюдается рост числа религиозных объединений и организаций. Наряду с многочисленными религиозными объединениями и организациями традиционных для России вероисповеданий было зарегистрировано немало новых, нетрадиционных для нашей страны и её народов культов и религиозных движений.
5. С чем, по вашему мнению, связан резкий подъём интереса к религии в российском обществе в последние десятилетия?
Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень потянулись к ней, пытаясь найти в этом надежду и спасение.
6. Что помогает поддерживать межрелигиозный мир?
Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета выделяются средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место — монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалёку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.
Складывается система государственных органов, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.
3. Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом человечества были религиозные войны. Из курса истории вам известно, к каким трагическим последствиям они приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооружённых столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.
В первую очередь политика государства должна быть направлена на толерантность в обществе и это должно предусматриваться на законодательном уровне.