Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Риторика

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Риторика как наука и искусство

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Понятие ораторского искусства

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони.

Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.

Роды и виды красноречия

По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.

Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.

В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Роды и виды красноречия

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.

Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:

1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы — смысловые модели развития речи). Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.

2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.

4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.

Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики

Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Термины «этос», «пафос», «логос» — основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или нёеуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам — не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

Источник

Риторика — наука или искусство?

«Человек выше животного благодаря способности к речи; но он опускается ниже животного, если не должным образом ее употребляет»
Саади

Термин «риторика» (как, впрочем, и само искусство красноречия, и наука об этом искусстве) родился в Древней Греции. Дословно «риторика» переводится как «ораторское искусство», «умение произносить речь». К какой же области мы можем отнести риторику? К наукам, к искусствам? Или она объединяет в себе свойства и того и другого? Давайте попробуем разобраться.

А если бы.

Начнем с рассуждения: почему в наше время многим кажется, что умение грамотно, красиво и четко излагать свои мысли, общаться с аудиторией, убеждать слушателей практически никому уже не нужно?

Отчасти мы ответили на этот вопрос чуть выше: современные средства коммуникации делают часть работы за нас. Увы, общение иногда сводится к обмену коротенькими сообщениями — или даже смайликами.

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

А вот в древности, в эпоху Средневековья (да что там, даже каких-то пятьдесят лет назад!) отсутствие электронных средств связи и разнообразных мессенджеров требовало умения выступать на публике, четко формулировать свои взгляды, грамотно их представлять. Ведь не просто так через века и даже тысячелетия дошли до нас образцы речей, которые когда-то произносили политические деятели, полководцы, религиозные лидеры.

Можно бесконечно гадать, стал бы Юлий Цезарь владыкой Римской империи, если бы не умел находить общий язык и с высокородными членами Сената, и с представителями плебеев? Смог бы итальянский монах Джироламо Савонарола на протяжении многих лет практически руководить всей духовной жизнью Флоренции и реформировать церковную жизнь, если бы не его блестящие ораторские способности? Как знать, чем закончилась бы Полтавская битва, если бы Петр I перед началом сражения не нашел нужных слов, вдохновивших солдат? Примеры можно приводить бесконечно.

«Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством» (Иммануил Кант)

Больше, еще больше информации!

Конечно, ни в наши дни, ни пятьсот лет назад не каждому было суждено стать полководцем или государственным деятелем. Но роль красноречия в прошлом была существенно выше, чем сейчас. Почему? Очень просто: мы, люди XXI века, пресыщены информацией. Мы смотрим фильмы, слушаем новости в радиоэфире, читаем ленты информационных сайтов. На нас ежеминутно вываливаются гигабайты фотографий, статей, сообщений, музыкальных треков. Многие из нас сталкиваются с вербальным общением разве что за школьной партой или в университетской аудитории. Одним словом, мы можем получить огромный объем информации, не прибегая к общению с глазу на глаз. При этом качество собственно текста отходит на второй план — во многих случаях текст заменяется видеороликом, снимком, инфографикой.

А у жителя средневекового города или греческого полиса порой не было иной возможности узнать последние новости, кроме как послушать оратора или глашатая. В распоряжении этого человека не было фотографий и видеозаписей, он мог полагаться только на свое красноречие. Напомним, что грамотных людей тогда было немного, поэтому даже письменные источники информации не всегда могли в полной мере выполнять свои функции.

«Читая авторов, которые хорошо пишут, приучаешься хорошо говорить» (Вольтер)

Правильно и убедительно говорить учились адвокаты, преподаватели, религиозные деятели, политики. Кстати, именно в политической борьбе умение защищать свою точку зрения и привлекать единомышленников не теряло актуальности никогда: например, многие исследователи убеждены, что в годы Гражданской войны в России победа осталась за «красными» не в последнюю очередь благодаря грамотной, очень наглядной и великолепно организованной агитации.

«Но позвольте, — можете сказать вы, — сейчас-то уже не Средневековье и, к счастью, не времена Гражданской войны! Тем более что многие политики и общественные деятели давно уже предпочитают не выступать с трибуны, а использовать для пропаганды возможности всемирной сети!» Отчасти это верно. Но.

Умение говорить: Кому это нужно?

Несмотря на то, что личному общению мы уделяем времени все меньше и меньше, а гаджетам доверяем все больше и больше, можно назвать множество ситуаций, когда навыки красноречия необходимы.

Самый простой пример: вам нужно провести презентацию для деловых партнеров. Да, конечно, подчас никаких презентаций не требуется и при заключении сделок можно обойтись электронным письмом. Но наверняка вы можете вспомнить пару-тройку ситуаций, когда, например, необходимость публично рассказать о своей компании или выпускаемой продукции вызывала у сотрудников острый приступ паники — по той простой причине, что они были не уверены в своих риторических навыках. Или когда неуверенное, скучное, вялое выступление представителя компании отбивало у потенциальных клиентов всякую охоту иметь с ней дело.

«Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием» (Цицерон)

Наверняка, если вы вспомните свои студенческие годы, сможете назвать имена преподавателей, лекции которых с увлечением слушал и даже отъявленные лентяи. Просто потому, что профессор или доцент блестяще владел искусством слова, «видел» аудиторию, умел контактировать с ней (да-да, это необходимое умение, и о нем мы тоже обязательно поговорим!). И, к сожалению, в памяти многих из нас сохранились. нет, не лекции, а воспоминания о том, как на этих лекциях мы мучительно пытались не уснуть и запомнить хоть что-то. А лектор в это время, опустив глаза долу, невнятно бормотал, переходил с пятого на десятое и всем своим видом выражал отвращение к происходящему. Да, многие учебные заведения уже имеют в своем арсенале видеозаписи лекций, и далеко не всегда нужно посещать «живое» занятие. Но ведь аудио- или видеолекции также могут быть как удачными, так и не очень.

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Возможно, у вас созрел и еще один аргумент: «Но ведь многие уже давно отучились и, например, работают удаленно! Благодаря современным технологиям можно обеспечивать себя, вообще не выходя из дома! Какое мне дело до красноречия и умения правильно выстраивать процесс коммуникации?» Так, да не так. Вспомните, сколько раз вы возмущались, например, косноязычной инструкцией к бытовой технике, сколько раз не могли определиться с местом летнего отдыха из-за коряво составленного описания тура, сколько раз не могли добиться четких и логичных инструкций от руководителя. А ведь все это имеет прямое отношение к искусству риторики! Ведь даже если текст не предназначен для того, чтобы произносить его публично, необходимость грамотно и логично его составить никто не отменял.

Да и в обычном повседневном общении человек, умеющий красиво, увлекательно и ясно излагать свои мысли, гораздо более приятен, нежели угрюмый тип, не способный связать двух слов. (Будем все-таки исходить из того, что мы не проводим всю жизнь в четырех стенах и время от времени «выходим в свет».) Еще древнегреческий мудрец Аристотель (кстати, сделавший очень многое для развития античной риторики) говорил: «Человек. есть животное общественное». Пока на Земле существует человеческое общество, нам будут нужны и навыки общения. Право слово, этот закон справедлив со времен Аристотеля!

Ну как, удалось нам вас убедить?

Дело государственной важности

Петр I требовал от приближенных не только четкости и ясности докладов, но и владения предметом. Чего стоит хотя бы его указ 1703 года: «Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была!»

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Красивая наука, сложное искусство

Так что же все-таки риторика — искусство или наука?

Если исходить из того, что существуют определенные правила построения своего выступления, составления речи, работы с аудиторией, тогда риторику необходимо признать наукой. Конечно, существуют счастливые индивидуумы, от рождения наделенные умением держать себя на публике и складно говорить, но даже им приходится оттачивать и шлифовать свои природные способности. Существование правил, алгоритмов, определенных законов и приемов ораторского искусства заставляет нас отнести риторику в область научного знания.

Вместе с тем многим из вас наверняка доводилось слушать лекторов или презентаторов, речь которых была точна, грамотна, красива, но. что называется, не цепляла. Выступающий не вызывал желания слушать его, вступить с ним в диалог, его слова не отзывались ни в душе, ни в разуме. Значит, кроме правил нужно что-то еще? Не только в способности складывать слова в предложения заключается умение произносить речь? Значит, риторику можно рассматривать по аналогии с живописью, где помимо умения обращаться с кистями и красками нужен еще и талант? И тогда риторику можно назвать искусством, которое, вполне возможно, подвластно не каждому и требует особого склада личности?

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Еще древние греки видели в риторике, в ораторском мастерстве признаки и искусства, и науки. Античные мыслители именовали риторику (или красноречие) «искусством убеждать с помощью слов». В то же время и греки, и римляне именовали риторику «наукой о хорошей речи». Чем объяснить такую двойственность?

Да, безусловно, врожденный талант очень важен, ведь никто не будет спорить, что кому-то умение выступать на публике и вести дискуссию дается гораздо легче, а кому-то стоит огромных усилий? Но тем не менее овладение специфическим «инструментарием» риторики, упорные тренировки и практические занятия могут значительно улучшить ваши навыки красноречия. Важность практических упражнений также роднит риторику с наукой. Но для того чтобы ваша речь достигла сердца слушателей, вам недостаточно знания о правилах составления речи. Вы должны владеть такими понятиями и категориями, как «красиво» и «некрасиво», «добро» и «зло», «ложь» и «истина». А это уже скорее сфера искусства, сфера этики и морали.

Таким образом, мы можем суверенностью говорить, что риторика имеет признаки и науки, и искусства. Риторика — это искусство убеждать, наука об этом искусстве и особый «научный инструментарий», необходимый для обучения. Важны также и моральные правила, личные качества и принципы оратора.

Заметили, что мы постоянно обращаемся к теме морали? Существует так называемая черная риторика, о которой у нас тоже пойдет речь, и вот там (как, впрочем, и в искусстве риторики в целом) тема моральных рамок весьма актуальна!

Со времен Аристотеля и по сей день к основным понятиям риторики принято относить этос, пафос и логос.

Конечно же, сейчас практически никто не требует на занятиях риторикой: «А распишите-ка мне, господа студенты, каковы будут у вас этос, пафос и логос!» Но помнить об этой универсальной формуле — «содержание, эмоциональность, уместность, взаимодействие» — необходимо.

Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Смотреть картинку Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Картинка про Докажите что риторика это универсальная дисциплина. Фото Докажите что риторика это универсальная дисциплина

Наши дни

По сравнению с античным миром или средневековой Русью, сейчас понятие о риторике как таковой сильно расширилось. Это уже не просто наука об ораторском искусстве или наука о том, как убедить собеседника. В настоящее время риторика — это наука о способах построения выразительной, грамотной, вдохновляющей речи. «Речь» в данном контексте—это не только то, что мы собираемся произносить с трибуны или кафедры. Это любой текст или сообщение, предназначенное для того или иного взаимодействия — не обязательно вербального. Современная риторика включает в себя изучение искусства общения, знакомство с особенностями жанров и стилей текста, приемы работы с голосом и дыханием и многое, многое другое.

Предметом риторики как науки принято обозначать закономерности речевого поведения и их применение в разных сферах для достижения наиболее эффективного результата. Что можно назвать результатом? Мы уже приводили пример с презентацией для деловых партнеров. Заключение выгодного договора — чем не результат? Но риторика призвана не только приносить финансовые дивиденды. Ведь радость от удачно проведенной лекции или просто от приятного разговора ничуть не меньше, не правда ли?

Основной процесс, рассматриваемый в рамках риторики, — это взаимоотношения оратора и аудитории. Ведь оратор говорит не в пустоту, и взаимодействие в этой области крайне важно.

Чему учит риторика?

И так далее — возможности риторики как науки можно перечислять бесконечно!

Где обучают риторике? К сожалению, на протяжении почти всего XX века в учебных заведениях (даже в тех, где обучение навыкам публичного выступления и коммуникации жизненно необходимо!) внимание этой науке уделялось не всегда. Ныне риторика возвращается в программы многих школ, лицеев и вузов: пришло осознание того, что развитие электронных средств коммуникации вовсе не отменяет необходимости уметь общаться! Существуют разнообразные курсы, тренинги и учебники. Таким образом, улучшить свои ораторские навыки и овладеть искусством грамотного составления речи возможно всегда — было бы желание.

Конечно же, для университетского преподавателя, адвоката или видеоблогера будут актуальны разные приемы, касающиеся особенностей изложения, терминологии или эмоциональности. Но все же общие правила и закономерности будут едины — и о них мы поговорим очень скоро. А сейчас уделим внимание краткой истории риторики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *