Докажите что садко это былина
Помните Садко? Открылось его языческое происхождение
Содержание:
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко. До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите доказательства того, что это не новгородская былина, написанная не в 10 веке. Вы узнаете, какие древние, архаичные времена древнего северного края подарили нам эти истории о странном человеке, путешествующим между мирами.
«Это один из перлов народной поэзии», — так отозвался о былине В.Г.Белинский, русский писатель 19 века. Любители классической оперы хорошо знают эту былину по опере Римского-Корсакова, который прекрасно понял и почувствовал сказочную красоту этой великолепной сказки, творчески преобразив ее.
↑ Апофеоз новгородской былины – совсем не в Новгороде!
Былина о Садко слагается из трех частей.
Вторая – разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.
↑ Это очень старая история …и не совсем новгородская
Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.
↑ Вспомним историю
Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты.
Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.
Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.
И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди! Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».
↑ Где на самом деле записана эта былина?
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение.
Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.
↑ В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.
Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани. Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву.
Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают.
Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок. Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка.
Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
↑ Что же получается?
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
↑ Хотите узнать, что до сих пор рассказывают о Садко в других северных сказках?
Северная сказка «О приключениях старшего сына Вана и Мери» начинается так:
Но выделялся из всех старший сын. Ростом он пошел в деда Святогора, а умом, не иначе, как в отца. Но озорник и заводила в играх и забавах, уж точно в родню по матери. Родня-то эта была особенная: что ни дядька, то бог, а что ни тетка, то богиня.
Долгими зимними вечерами, когда дома оставалась только мать с детьми, а отец, как обычно, со своей командой в море на промысел тюленей да моржей уходил, дети собирались в кружок вокруг матери, да поближе к печке, и начинались материнские рассказы о том, как жила она в небесном тереме у отца, который своими плечами подпирал свод небесный, как гостила с сестрами у Даждьбога, да как приглядели они друг друга с Ваном, да как Ван посватался к ней и выиграл состязание, которое было назначено.
Эта история рассказывалась матерью много раз, но дети снова и снова требовали повторения и новых подробностей. Старшему же больше нравились истории про дядьку Велеса, про его путешествия, про его победы, где Велес побеждал не только силой, но и умом.
— Конечно, будешь, расти только!
К 7 годам грамоту знал, даже до Звездной книги Коляды, что у матери хранилась, добрался, да мать запретила до поры до времени, пока окончательно в ум не войдет, ее читать.
Что было потом…..а также другие северные сказки Вы можете узнать в книге «Боги и люди» издательства «Северная сказка».
Садко (былина)
Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два.
По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.
Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.
Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.
По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.
В одной былине о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырём.
Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Съдке Сытинець (или Сотко Сытиничь), упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».
Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.
Очевидное сходство эпизодов французског романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя Садко, Садок — еврейского происхождения (евр. Садок, Цадок — справедливый), что указывает на возможное влияние еврейской народной литературы.
Всеводод Миллер находит объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).
Былина «Садко»: образ и характеристика главного героя
Садко – главный герой былины, он великолепно играет на гуслях. В начале произведения Садко был беден, единственное его богатство — гусли яровчатые. Его музыкой все восхищаются, людям хочется пританцовывать и петь, слушая, как он играет. Садко – личность чрезвычайно творческая, он трудолюбивый, храбрый, отзывчивый, добродушный и высоконравственный человек. На жизнь часто себе зарабатывал, тем, что, часто играл на гуслях, на званых пирах у богатых горожан.
Однажды во время сильнейшего шторма корабль, на котором находилась дружина, чуть было не затонул в море, а Садко, чтоб их спасти опустился на дно. Морской властитель попросил гусляра поиграть, тем временем опять начался сильный шторм. Ради спасения людей Садко пожертвовал любимым инструментом.
Хоть образ гусляра представлен, как положительный герой, но в некоторых сюжетах, читатель наблюдает в его характере и нотки алчности, легкомыслия, не желание принимать решения, которые могут кардинально поменять жизнь.
Садко своей прекрасной, талантливой игрой на гуслях пленил морского владыку, но все, же не впал в искушение, чтоб остаться навсегда в подводном замке владыки, лишь благодаря своей безграничной любви к своей родине, земле на которой родился и вырос.
Морской царь – очень сильный и могущественный, его сила способна также погубить все, что встречается на его пути. Царю сильно понравилась музыка Садко. Морской царь так и не смог понять, почему гусляр, так хочет обратно вернуться домой, на землю. Ведь на морском дне несчетное количество богатств. Царь вначале обогатил гусляра, а затем пленил его.
Морскому хозяину было не капельки не жалко людей, которые оказались на морском дне и могли все умереть.
Морской владыка, безусловно, в былине является отрицательным персонажем. Царь чрезвычайно непредсказуем, он с одной стороны вроде, как и считается злодеем, а с другой стороны вроде бы, как и ничего дурного ни кому он не делает.
Микола Можайский – в былине играет роль второстепенного персонажа. Микола спас гусляра Садко, ему удалось достать его с самого бездонного дна. Когда гусляр, отчаявшись, читал молитву, обращаясь к Святому Николаю угоднику, к нему и явился в видении образ Миколи Можайского. В видении Микола рассказал Садко, как можно победить царя.
Садко своему спасителю в качестве безграничной благодарности выстроил для него церковь, как святой его и просил.
Чернавушка – дочка морского хозяина. Девушка Садко оказала помощь в возращении домой.
Жена Садко – после возращения домой гусляр повстречался с девушкой, которую сильно полюбил. Долгие счастливые годы прожил Садко со своей супругой.
История
По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
Анализ
Описание произведения
Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.
Подробнее: «Садко»: краткое содержание и сюжет былины
Остальные персонажи
Но в былине есть и самый противоречивый герой — это Морской царь. Владыка бездонного царства олицетворяет могущественную и беспощадную силу, которая карает всех провинившихся. Но при этот он является ценителем музыки и добродушен к тем, кто ему нравится. Царь морских глубин вначале помогает гусляру, а потом берет в плен. Ему так и не удается понять, почему Садко не захотел променять жизнь в Новгороде на принадлежащие правителю ценные сокровища.
Владыка морского мира слишком могущественен и в его силах погубить всё, что встает у него на пути. Но ему до безумия понравилась музыка гусляра, поэтому он не понимал, почему тот так мечтает попасть назад домой, если здесь его ждёт лучшая жизнь.
Морской владыка не испытывал жалости к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно даже считать злодеем, но с другой — царь не делает чего-то чересчур ужасного.
Также в былине есть второстепенный персонаж — Микола Можайский. Он играет роль спасителя Садко, когда достаёт его со дна морского. В тот момент гусляр уже не надеялся на спасение и просто читал молитву к святому Николаю Угоднику, как вдруг перед ним появилось видение с Миколой. Можайский раскрыл ему тайну, как победить морского владыку.
Микола Можайский — образ бескорыстного человека, который является защитником обездоленных. Когда Садко спасается из морского царства, решает построить храм в Новгороде и призывает всех людей молиться во славу спасителя. Храм он решает возвести потому, что Можайский попросил его об этом.
Ещё есть молодая героиня — Чернавушка, дочь морского царя. Девушка помогает Садко в возвращении назад на родину. Также из женских персонажей ещё есть жена героя. Он встречает её уже после возвращения в Новгород. Персонаж понимает, что полюбил ее. Герои живут счастливо долгие годы.
Главные герои
Садко
Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.
Подробнее: Садко: характеристика и образ героя
Морской царь
Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.
Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя
Сочинения
Садко – персонаж одноименной былины. Его образ весьма неоднозначный и нередко вызывает споры. Тем не менее, все критики сходятся в том, что характеристика Садко позволяет раскрыть все особенности характера простых русских людей. По этой причине с ней следует ознакомиться более детально.
Характеристика Садко
Дать характеристику Садко довольно просто. Это талантливейший гусляр, который не только хорошо играет на данном инструменте, но и обладает рядом других положительных качеств. Это щедрый и доброжелательный молодой человек, но он нередко хвастается и весьма азартен.
Гусляр явно удачлив, смог выиграть у Морского царя в споре богатство. Правда, спасением и отрадой для него становится именно игра на музыкальном инструменте. Именно благодаря своему таланту он умудряется приумножить свои деньги и женится на прекрасной девушке. Ему удается добиться уважения среди окружающих.
Садко — человек слова. Он сдерживает свои обещания, довольно простодушный, но справедливый и искренний. В благодарность за спасение он возводит храм. Это явно указывает на его добропорядочность и ответственность.
Так выглядит характеристика Садко кратко. Правда, нелишним будет более детально рассмотреть особенности данного персонажа.
Образ Садко в былине Садко
Образ Садко является весьма нехарактерным для данного жанра. У него нет столь большой силы, как у богатырей. Он не обладает какими-то особыми способностями. Кроме того, гусляр не защищает родную землю в прямом смысле. Образ былинного героя Садко – это простой гусляр, который благодаря удачному стечению обстоятельств смог стать купцом. По сути, как раз это и делает его особенным.
Образ Садко в опере Римского Корсакова, как и в былине, прославляет все купечество. Простой гусляр становится настоящим героем. Если изначально торговцы выступали лишь фоновыми персонажами, то после того, как их возглавил Садко, они выходят на первый план. Как раз такие русские люди и становились уважаемыми среди русского народа.
Образ героя Садко доказывает, что персонажами былин могут быть не только лишь богатыри, совершающие многочисленные подвиги. Героем может стать даже простой человек, способный прославить родную землю собственным талантом и везением. Как раз таким и является Садко. Кроме того, он без раздумий способен пожертвовать собой во благо других. В нем нет ни доли лукавства. Он живет открытой, справедливой, честной и достойной жизнью.
Характеристика образа Садко – это пример того, что каждый человек может сделать себя счастливым. Даже если у него нет особого выбора и все, на что он способен, это просто лишь игра на гуслях. Даже не имея могущественной силы можно стать героем нации и обрести всеобщее признание.
Внешность и характер главного героя былины
Составить характеристику Садко без рассмотрения особенностей его характера невозможно. Это невероятно талантливый молодой человек приятной наружности. Его нередко приглашают играть на всевозможных торжествах. Купцы восхищаются его игрой и поэтому практически все пиры проходят с его участием. Он явно расстраивается, когда работа отсутствует.
Образ Садко – это добрый и отзывчивый персонаж. Он беседует с владыкой морей и покоряется ему. Парень не заставляет моряков кидаться в воду, лишь бы успокоить своего собеседника. Напротив, он сам решает идти на дно. За счет этого ему удается спасти и дружину, и судна.
Садко невероятно трудолюбив и очень терпелив. Он не тратит деньги на развлечения и стремится к тому, чтобы его окружала небесная красота. В его палатах видны звезды, луна и солнце. Создается впечатление, что он находится на природе.
Кроме того, в характеристике главного героя Садко отмечается, что он очень щедр. Кроме того, если он дает слово, то обязательно его сдерживает. Например, проиграв спор, он отдает тот выигрыш, который был обещан.
Образ Садко в опере – это образ настоящего патриота и христианина. Когда он возвращается в город, то благодарит святого Миколу и возводит храм.
Правда, у данного персонажа также отмечаются и отрицательные черты. Именно по этой причине он и представляется обычным человеком, со своими преимуществами и недостатками. Например, он любит похвастаться. Кроме того, ему присуща алчность. Он решается заняться торговлей, чтобы приумножить собственное богатство. Правда, данный недостаток можно рассмотреть и с несколько иной стороны. Ведь алчность в данном случае может являться предприимчивостью. Ему удалось увеличить собственное достояние, а не просто плыть по течению.
Гусляр сочувственно относится к обычным людям, с удовольствие играет для них. Его образ, по сути, является положительным. Присутствующие в нем отрицательные черты характера не отталкивают. Былина учит тому, что нужно быть честным и благородным, идти к своей цели. От любого дела можно получить не только удовлетворение, но и доход.
Прочие эпические персонажи
Характеристика героев Садко будет не полной, если не упомянуть других персонажей, которые также имеются в былине. Например, к таким относится Морской царь. Изначально читатель видит его в момент выхода из озера. Морской владыка увлекся игрой гусляра. Он благодарит его и Садко обретает богатство.
Вторая встреча состоялась уже в море. Тогда Морской царь своей силой останавливает многочисленные судна и вынуждает гусляра к нему прийти. Повелитель морей не желает его отпускать, но на помощь приходит Микола Можайский, который поведал гусляру, как тот может выбраться на сушу.
Также немаловажное значение имеет в былине Микола Можайский. Именно на него начали молиться люди, испугавшиеся морского владыки. Этот седовласый старик оказал помощь и главному герою, попросив возвести церковь за собственные труды. По сути, как раз это Садко и сделал после возвращения в город.
Разобравшись в основных особенностях главного персонажа, каждый школьник сможет написать сочинение на данную тему.
Структура произведения
Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера.
Уникальность произведения — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
Цитаты былины
«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь» (Садко)
«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках» (Морской царь)
«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)
Подробнее: «Садко»: цитаты героев былины
История создания
Доподлинно не известно кто является автором произведения. Из-за огромного количества рукописей тексты былины отличаются. Точным осталось только описание жителей Новгорода. Сегодня насчитывается более 9 разных вариантов. Два наиболее полных написали:
По одной из версий, произведение было записано Андреем Сорокиным, который жил в деревне Новика. Ещё в юношеском возрасте во время работы на мельнице он часто слышал старинные былины, переходившие от крестьянина к крестьянину.
Другая версия говорит о Кирше Данилове, сумевшем собрать народные сказания, былины и песни воедино.
Последний вариант указывает на жителей Олонецкой губернии, благодаря которым рассказ дошёл до наших дней. Согласно легенде, Василий Щеголенок поведал о приключениях Садко сказителям в XIX веке, записавшим их. Сегодня произведение входит в Киевский и Новгородский цикл былин.
Многие исследователи убеждены, что портрет главного героя был списан с купца Садко Сытинца, построившего церковь Бориса и Глеба. Мужчина также проживал в Новгороде, любил путешествовать по морю и добился больших успехов в торговле.