Докажите что устная словесность это творчество не только фольклорной и ваши высказывания
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Ответы
одна из лучших новелл грина.
«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)
реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.
— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».
Ответы
одна из лучших новелл грина.
«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)
реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.
— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».
Докажите что устная словесность это творчество не только фольклор
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемart.ioso.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Язык устной народной словесности Проект 5 «В» класса ГОУ СОШ 1173 Учитель Гвоздева И.А.» — Транскрипт:
1 Язык устной народной словесности Проект 5 «В» класса ГОУ СОШ 1173 Учитель Гвоздева И.А.
3 Сказка СКАЗКА – произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных невероятных событиях. Существуют три разновидности сказок: сказки о животных, волшебные и бытовые. Особенности языка сказок: зачин и концовка, повторы и созвучия, троекратные повторения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы, устойчивые выражения.
4 АЛОЦВЕТИК Сказка Ануфриевой Анжелики Жила-была одна бедная вдова. Она жила в своей избушке, и перед той избушкой был сад, в котором росли разные деревья, а посередине – большой куст алых роз. У вдовы была дочь. Звали её Алоцветик. Она очень любила гулять в саду, собирать спелые ягоды. Зайчики ели у неё с рук капустные листья, птицы пели и танцевали воздушный вальс. Помогала она маме по хозяйству, работящая была. А в свободное время сказки читала.
5 АЛОЦВЕТИК Сказка Ануфриевой Анжелики Вот однажды пошла она в лес, да и заблудилась. Долго ли, коротко ль бродила она по лесу, но дорогу так и не нашла, только дальше забрела. Видит: дом стоит. А в доме том ведьма злая жила. Вошла в дом Алоцветик, видит: кровать тесовая стоит, в углу свеча горит, на столе – еды мерено-немерено. Легла она на кровать и уснула. Мама её горюет, плачет, места себе не находит. А тем временем пришла злая ведьма, перевернулась, ногою топнула, стала по виду доброй, а метлу свою в волшебную палочку превратила, ею девочку и разбудила. Так и стала у неё жить Алоцветик, долго ли, коротко ли, неизвестно. Вот раз весной пошла девочка на поляну цветы собирать, набрала букет нежных роз. Увидела вдалеке дом родной и вспомнила про маму. Побежала к ней с букетом, мама её обрадовалась. Своим счастьем и радостью погубили они ведьму злую, змею лютую, проказницу заклятую. И жили они долго и счастливо.
6 Анализ особенностей языка сказки Зачин (Жила – была одна бедная вдова) и концовка (И жили они долго и счастливо). Сказочные обороты речи(долго ли, коротко ли). Постоянные эпитеты(ведьма злая). Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчики). Это волшебная сказка, в ней побеждает добро.
7 Карик и его друзья Сказка Горшкова Дмитрия В волшебном лесу, в тёплом домике, жили-были три друга: Карик, Рома и Кеша. Они были попугаями. Вот однажды возвращается Карик поздно вечером с прогулки, а лететь надо через лес. Пролетает Карик мимо дупла Совы и слышит, что Сова с Филином о чём-то говорят. Сел Карик на ближайшую ветку и стал слушать. Оказывается, Сова и Филин собирались захватить дом попугаев. Так как приближалась зима, им нужен был домик понадёжнее, а они не любили работать и не хотели строить новый дом.
8 Карик и его друзья Сказка Горшкова Дмитрия Карик выслушал всё это и полетел домой. Дома он рассказал всё Роме и Кеше. Филин и Сова собирались напасть на дом попугаев ночью, так как все совы и филины видят только ночью. И наши друзья стали думать, как отстоять свой домик. И придумали вот что: замаскировать свой дом сухими листьями. Так друзья и сделали. И вот настала ночь. Летят Сова и Филин к дому попугаев, прилетают к тому месту, глядь, а там и дома нет, просто гора листьев. Они решали, что попугаи просто переехали. Тогда сели они на сыру землю и стали горько плакать. А нашим друзьям стало очень их жаль, и они приютили Сову и Филина. А потом они сдружились и стали жить-поживать и добра наживать.
9 Анализ художественных особенностей сказки Встречается число 3 (3 друга). Есть эпитет (сыра земля). Есть концовка (стали жить-поживать и добра наживать). Сказка заканчивается добром (все герои сдружились).
11 Пословица – произведение устной народной словесности. Это краткое изречение с нравоучительным смыслом. Пословицы и иллюстрации подобраны Ивановой Людмилой Верный друг лучше сотни слуг. Авось и рыбака толкает под бока. Больному и золотая кровать не поможет. Бабушке один только дедушка не внук.
15 Рисунок Ивановой Людмилы
16 Загадка – произведение устной народной словесности. Загадка – поэтическое замысловатое описание какого-нибудь предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. В загадках часто бывают ритм и рифма. Загадки строятся на сопоставлении предметов, перечислении их признаков, действий. В них встречаются эпитеты, олицетворения, звукоподражания.
17 Отгадайте загадки, придуманные нами Бекетов Максим Есть крылья, а не птица, Можно писать, а не тетрадь, Чёрного цвета( иногда зелёного), а не карандаш. Что это?
18 Отгадайте загадки, придуманные нами Мехдиев Тимур Сладкий лёд так и просится в рот
19 Отгадайте загадки, придуманные нами Летят они с неба, кружатся, Да с нами никак не подружатся. Ралдугина Арина Без ног, а ходит, Без рук, а бьёт, Немой, а кричит.
20 Отгадай загадки, придуманные нами Иванова Людмила Я бываю алая, А бываю белая, И бываю чёрная. Но трогать меня не спеши, Ведь на стебле моём колючие шипы.
21 Отгадай загадки, придуманные нами Свиридова Анна Холодит, морозит И продукты сохранит Маленький, удаленький, Дверь открывает, В дом пускает.
22 Отгадай загадки, придуманные нами Туманов Дмитрий Он грязи не боится, В бой идти стремится! Тюрин Артём Мал, да удал, Всю деревню пропахал. Лисовая Даша Летит, молчит, Когда прилетит, Чужим голосом заговорит
23 Отгадай загадки, придуманные нами Горшков Дмитрий Жёлтый круг в небе засиял вдруг. Ануфриева Анжелика Золотое полотно На небе высоко.
24 Народный кукольный театр Петрушка – любимый народный герой, весельчак и забияка. Комедия «Петрушка Уксусов» сочинялась в народе и долгое время существовала как произведение устного народного творчества.
25 Петрушка остёр на язык, не зря его прозвали Уксусов. Петрушка. Ого-го! Вот так лошадь! А какой масти? Цыган. Лошадь не простая: пегая с пятнами, золотая… Петрушка. Такую-то мне и надо. А дорого ли стоит? Цыган. Триста. Петрушка. Бери два с полтиной да в придачу дубину с горбиной.
26 Весёлые шутки- прибаутки из школьной жизни Сверчкова Дарья Я – Петрушка хоть куда, Не грущу я никогда! Развлекать я вас люблю, Счастье, радость вам дарю. Вам желаю я успехов, Всё, что нужно, изучать, Заниматься лишь на «пять». Эй, девчонки и мальчишки, Подготовьте ваши книжки, В школу с радостью ходите И «пятёрки» приносите. *** Вы, ребята-активисты, Пятиклашки-гимназисты! Вы английский изучали, Много слов уже узнали! А теперь немецким вы овладеваете, Много-много новых слов запоминаете.
27 Артисты спектакля «Петрушка Уксусов»: Мохова Анна, Ануфриева Анжелика, Сверчкова Дарья и Окунев Андрей
28 Весёлые шутки- прибаутки из школьной жизни Свиридова Анна Шутки, шутки-прибаутки, Песенки, припевочки. У нас в классе хороши И мальчики, и девочки. *** Быстро ушки на макушки, Слушай объяснение. Очень важно нам решать Задачи- уравнения. Окунев Андрей Кто уроки учит – «пятёрку» получит. Башилова Анастасия У Горшкова снял обложку И надел на свой дневник. Все «пятёрки» у Горшкова Поселились в мой дневник. *** Учитель задал мне вопрос, Чтоб показал на Канин нос. А я не знал, который Канин, И показал на свой и Анин.
29 Артисты спектакля «Петрушка Уксусов»: Павлова Екатерина, Бекетов Максим, Башилова Анастасия и Тюрин Артём.
Устная словесность
Смотреть что такое «Устная словесность» в других словарях:
СЛОВЕСНОСТЬ — СЛОВЕСНОСТЬ, словесности, мн. нет, жен. 1. Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теория словесности. || Совокупность произведений такого творчества какого нибудь народа. Народная словесность. Устная … Толковый словарь Ушакова
Словесность — совокупность произведений какого либо народа, устных и письменных; это творчество народа; как безымянное, так и авторское. Словесность объединяет все жанры: сказы и сказки, былины и летописи, комедии и трагедии, научные работы и учебники и т.д. В … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Словесность — устаревший, ныне редко употребляемый термин, означавший объект науки о литературе. Содержание понятия «С.» было довольно расплывчато и неустойчиво. При наиболее широком толковании С. определялась как совокупность всех произведений человеческого… … Литературная энциклопедия
СЛОВЕСНОСТЬ — СЛОВЕСНОСТЬ, и, жен. 1. Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн.). Изящная с. (устарелое название художественной литературы). Устная народная с. 2. Слова, разговоры, подменяющие дело (неод.). Все его обещания пустая с.… … Толковый словарь Ожегова
Народная словесность — (устная нар. словесность, нар. поэзия) термин, широко распространенный в рус. науке, культуре, преподавательской практике для обозначения словесного худож. творчества внелит. типа. Характеризуется принадлежностью к нар. среде (преим крест ву и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
ФОЛЬКЛОР — (в культурологическом аспекте) в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). Фольклор это совокупность… … Энциклопедия культурологии
Сказка — I.Понятие II.С. как жанр 1. Происхождение С. 2. Виды С. 3. Сказочные мотивы и сюжеты 4. Сказочные образы 5. Композиция С. 6. Бытование С. III.Литературная С. Библиография … Литературная энциклопедия
Казанская история — – историко публицистическое сочинение второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско татарских отношении со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном Грозным… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия
Устное народное творчество — источник вековой мудрости
Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.
Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.
Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.
Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.
Жанры фольклора
Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.
Пословицы и поговорки
Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.
Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.
Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.
Пример русских пословиц:
«Береженого Бог бережет»
«Мал золотник, да дорог»
«Копейка рубль бережет»
Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.
Пример русских поговорок:
«Остаться с носом» (быть обманутым)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Когда рак на горе свистнет» (никогда)
Приметы
Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.
Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.
Некоторые примеры погодных примет:
Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Воробьи купаются в песке — к дождю.
Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.
Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:
«Дома свистишь — деньги проглядишь»
«Одежда наизнанку — к перебранке»
«На себе шьешь — память зашьешь»
Поверье
В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.
Сказки
С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.
Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.
Былины
К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.
Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.
Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:
«Рано затает — долго не растает»
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.
Семейный фольклор
Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.
Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.
Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».
Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».
Колыбельные песни
Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.
Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.
Скороговорки
Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:
Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»
В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».
Свадебные песни
Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.
Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.
Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.
Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).
Окказиональный фольклор
Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.
Заклички
Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Считалки
Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.
Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.
Заговор
И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.
Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.
Конспект урока литературы для 5 класса на тему: «Понятие о словесности. Фольклор и литература»
Подойдёт и взрослым и детям
Тема. Понятие о словесностию Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.
Цель: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.
Приветствие. Объяснение темы и целей урока.
Читаем с. 3 учебника. Записывам:
Словесность — это творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество.
Найти в тексте два вида словесности (с. 4), записать определения устной и письменной словесности.
? Что такое мифология? (записать опред. Со стр. 5).
Представления первобытн ого человек а об окружающ ей сред е.
А нтропоморфизм, а нимизм, табу.
II Работа по основной теме урока.
— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?
— Как вы понимаете термин «фольклор»?
Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.
— Есть ли между фольклором и литературой сходство?
Конечно, ведь они ветви единого дерева.
— Чем они отличаются друг от друга?
2. Построение таблицы «Фольклор и литература».
1. Создают художественные словесные образы.
1. Стадиальное (время появления)
Возник с появлением речи на земле.
Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).
2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.
2. Функциональное (для чего существует)
Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.
Воспитывает в человеке чувство прекрасного.
3. Различие в характере творчества
Автор – народ, выражающий коллективные переживания.
Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.
4. Различие в условиях бытования
(в какой форме существуют)
Передавался из уст в уста
— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?
Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.
И фольклора и у литературы общая родовая система.
Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.
Пример
Жанр и его функция
Под лежачий камень и вода не течет.
Пословица. Воспитывает любовь к труду.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.
Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!
Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.
Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.
Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.
Примета. Учит определять погоду.
Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.
Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.
3. Различие в характере творчества.
Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).
Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?
Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.
Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.
— Вспомните, что такое эпитет?
Эпитет – образное определение.
Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Задание №3. Творческая работа.
1. Закончите определение.
2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.
Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.
3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:
4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.
Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.
Работа с раздаточным материалом.
Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».
«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».
Русская народная сказка
«Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз – и пришел в дремучий бор».
Русская народная сказка
«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим».
«Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришел к реке».
Русская народная сказка
«Финист – ясный сокол»
«Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком».
«Сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!».
Русская народная сказка
5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».
Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».
Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.
Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.
1. Представление о пространстве.
— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?
Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.
— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?
Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.
В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.
2. Представления о времени.
— Как в сказках представлено время?
Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.
3. Фольклорные персонажи.
— На какие два типа можно разделить героев сказок?
Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.
— Как описываются герои?
Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.