Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Каково авторское отношение к Игорю Святославичу? (По произведению «Слово о полку Игореве») (Литература XI—XII веков)

Князь Игорь, поход которого стал главным поводом для размышлений автора об объединении Русской земли, является, на мой взгляд, неоднозначным персонажем. Он совмещает в себе множество достойных характеристик, но при этом не может выражать авторской идеи, поэтому и сам автор, уважая его, сомневается в правильности его поступков.

По мере повествования и описания самого похода Игоря автор отмечает много хороших качеств в этом герое. Так, слова князя в начале похода, адресованные войску ( «Братья и дружина! / Лучше быть убиту от мечей, / Чем от рук поганых полонёну» ), говорят о его бесстрашии, отсутствии страха перед смертью и, что самое главное, нежелании терять свою доблесть. Для него плен равносилен потери чести, чему он предпочел бы гибель. Также автор подчеркивает, что та же честь для Игоря важнее всяких богатств, когда «Святославич смелый» взял в награду за победу «червленный стяг с хоругвью белой, челку и копье из серебра», не желая больше ничего. И, конечно же, эта доблесть служит примером для подражания и дружине князя, пусть в ней и нашлись беглецы, которых Игорь стремится «вернуть обратно к бою».

И автор восхищается этим, поэтому в слове можно не раз встретить уважительные обращения к князю: «…Игорь-князь и Всеволод отважный, // Святослава храбрые сыны», «Игоря отважного клянут», «..Взял в награду Святославич смелый». Он видит в князе настоящего воина.

Но и также автор не может не видеть причины его поражения. Он понимает, что всё стремление князя, полное амбиций, к проявлению своей доблести, поиски славы и попытки проверить свои силы приводят к необратимым последствиям:

Вот ведь кто с дружиною бесстрашной

Разбудил поганых для войны!»

Доказав свою силу, Игорь тем самым ослабил свою собственную Родину. Он разрушил спокойствие и мир, что его отец с таким трудом завоевал в давние годы, вновь накликав беду и злобу со стороны половцев. Автору трудно это признавать в силу своего восхищения князем. И здесь, в дальнейшем, начинает раскрывается наиболее важная деталь в отношении автора к этому герою через Святослава. Именно через Святослава, который является представителем авторской идеи, высказывая его мнение.

«О, сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?»

«Встаньте, государи, в злат-стремень

За обиду в этот черный день,

Удалого сына Святославича!»

И автор, даже как-то по-отечески, понимает Игоря, его желание проявить свою силу. И ему, возможно, даже обидно, что Игорю для достижения цели просто-напросто не хватило благоразумия. Он, как прекрасный полководец, мог бы повести за собой людей, но поступает ретиво, резко и неосмысленно. Автор, чувствуя это, защищает князя, когда говорит о слухах о походе Игоря, прошедших в другие страны.

«..И бежит молва про удалого,

Будто он, на Русь накликав зло,

Из седла, несчастный, золотого

Пересел в кащеево седло…»

Само слово «молва», используемое автором, подразумевает под собой слух, сплетни, во что верить даже и не стоит. И в конец это доказывает брошенное слово «Будто», подтверждающее, что автор не верит всем слухам иностранцев, пренебрегает ими, оставаясь на стороне князя.

Так и после побега Игоря и возвращения на родину, несмотря на его ошибки, его встречают с почестями и радостью. Народ прощает Игоря, как прощает его Святослав и как прощает его автор.

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!»

«Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!»

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

СЛОВО
О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь…
Е.Осетров

Дуброва Анна Михайловна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Изварская СОШ»
Волосовский район
Ленинградская область

Описание слайда:

Боян – как можно заключить из текста «Слова…» придворный княжеский поэт, певец, живший в середине XI века. Для его творческой манеры, видимо, было характерно соединение темы повествования с историческими и мифологическими аналогиями. Недаром «растекаться мыслию по древу» значит «беспорядочно переходить от одного к другому в мыслях, словах».
Какой принцип повествования избирает автор «Слова…»?
Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?

Описание слайда:

Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены…

Описание слайда:

Н. К. Рерих «Поход Игоря»

Описание слайда:

Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением?
Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение?

Описание слайда:

Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто –накликает беду?

Описание слайда:

Дать краткую характеристику высказыванию автора, где он дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Трояна – язычество, годы Ярослава – период расцвета русского государства, Олеговы походы – начало разделения и смут.

Описание слайда:

Расскажите о первой битве дружины князя Игоря с половецкими воинами.

Описание слайда:

Роковая битва. Расскажите, как описывает сражение автор «Слова…»?
Как вы понимаете традиционное для русского фольклора сравнение «бой – пир»?

Описание слайда:

В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

Описание слайда:

Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».
Д.С.Лихачев
Докажите или опровергните это утверждение, опираясь на текст «Слова…».

Описание слайда:

«Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живыми останемся»
Ипатьевская летопись

Описание слайда:

Заполнить самостоятельно правый столбик данной таблицы.

Описание слайда:
Описание слайда:

Определите главную мысль «Золотого слова» Святослава.
Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев?
Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать?

Описание слайда:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%
И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе.
К учебникам –хрестоматиям В.Я.Коровиной. Москва «ВАКО» 2005 год.
Используемые материалы

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Презентация по экономической теории «Финансы. Кто я?»

Методическая разработка «Расчет технико-экономических характеристик средств автоматизации»

Требования к участникам педагогического проектирования

Сценарий «Волшебный новый год 2021» для детей детского сада

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы философии»

Презентация Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию «Безработица иеё виды»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357250 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение. почему та оценка
двойственна?

в зале толпилось несколько генералов в шитых золотом мундирах. запорожцы поклонились на все стороны и стали в кучу. минуту спустя, вошел в сопровождении целой свиты величественного росту довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его. но гетьман не обратил даже и внимания, едва кивнул головою и подошел к запорожцам.запорожцы отвесили все поклон в ноги.„все ли вы здесь? “ спросил он протяжно, произнося слова немного в нос.„та вси, батьку! “ отвечали запорожцы, кланяясь снова.„не забудете говорить так, как я вас учил? “„нет, батько, не позабудем“.„это царь? “ спросил кузнец одного из запорожцев.„куда тебе царь! это сам потемкин“ночь перед рождеством николай васильевич гоголь

мои игры вкоторые я играл в детстве. в детстве мы не понимали как много у нас забот. мы играли.мы придумываем свои или где то мы их узнаём. нам было это интересно и сейчас может комуто нравится. в детстве мы знали больше игр, а сейчас просто три, две игры.

в каком произведении? можно хоть фото приложить, что-ли

Источник

Сочинение «Александр Невский как христианин, как князь, как полководец».

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Чехов в своих рассказах настолько саркастичен, что всегда с тихим ужасом и предвкушением невозможного ожидаешь, что он перейдет некую дозволенную грань и тихий ужас превратится в оторопь. Но никогда этого не случается. Вот и в этом рассказе, о несчастном коллежском асессоре, совершенно не понимающем разницы между «ославиться» и прославиться» ожидаешь какую-то его личную оценку, но ее нет. Чехов вроде бы просто описал ситуацию, такой своеобразный клип, а в результате, все, что читатель ожидает от Чехова, сам и озвучивает. Пожалуй, в этом рассказе о чиновничестве тех времен узнаешь больше, чем из многотомных аналитических талмудов, потому что о себе говорит сам асессор, господи излечи его!

Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Смотреть картинку Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Картинка про Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение. Фото Докажите что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение и восхищение

Привет вот смотри! 1. В каком году А.С.Пушкиным была написана «Сказка о золотом петушке»?
1833
1834 +
1835

2. В каком журнале впервые была опубликована «Сказка о золотом петушке»?
«Современник»
«Северные цветы»
«Библиотека для чтения» +

3. Как звали царя, жившего в тридевятом царстве, в тридесятом государстве?
Радон
Додон +
Платон

4. К кому обратился царь Додон за помощью, когда стали нападать соседи?
К знакомому колдуну
К мудрецу-звездочету +
К старому чародею
Где плюсик это правильно) Удачи))

Источник

Содержание

НазваниеСодержание
страница2/33
Дата публикации11.03.2014
Размер4.74 Mb.
ТипЛитература

1. Как характеризует князя Всеволода его ответ на предложение Игоря о походе? (Мы видим князя-воина, для которого главные ценности — семья и дружина.)

2. Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов:

Родились под трубами,

Росли под шеломами,

С конца копья вскормлены.

3. Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? (Не забывайте, что перед нами человек еще фактически языческой эпохи!)

4. Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение. Почему эта оценка столь двойственна? (Автор верит в небесные знамения, знает, к каким страшным последствиям привело решение князя («Слово. » создавалось уже после похода), но, с другой стороны, не может не восхищаться убежденностью истинного полководца, готового разделить со своими воинами и радость победы, и горечь поражения.)

5. Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто — накликает беду?

Здесь автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Траяна — язычество, годы Ярослава — период расцвета русского государства, Олеговы походы — начало разделения и смут.

Кульминация I части — роковая битва. Обратить внимание на традиционное для русского фольклора сравнение «бой—пир».

7. В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

(И нависли половцы над нами,

Дань берут по белке со двора,

И растет крамола меж князьями,

И не видно от князей добра.)
^ IV. Характеристика образа князя Игоря. Беседа по вопросам:

2. О князе Игоре и его эпохе мы знаем не только из текса « Слова. », но и из летописей. В частности, Ипатьевская летопись содержит такой эпизод: «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрём, либо все вместе живы останемся». Решено было слезть с коней и с боем пробиваться к Донцу.

Почему автор «Слова…» не упоминает об этом событии в своем произведении? (Видимо, потому, что не видит в нем ничего необычного. Князья поступили так, как должны были поступить.)

3. Святослав, князь Киевский, укоряет Игоря в том, что поход его принес лишь беды на русскую землю. Мы это понимаем, но, вслед за неизвестным автором, испытываем симпатию к князю. Почему? (Для ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно заполняют правый столбик данной таблицы.)

1. Цель похода.1. Во-первых, личная слава. Во-вторых, отвоевать исконные черниговские земли — Тмуторокань — выход к морю.
2. Поведение при солнечном затмении.2. Личное мужество.
3. Поведение перед лицом опасности,3. На равных делит судьбу со своими воинами.

V. Домашнее задание.

1. Прочитать II, III части Слова. ».

2. Задание по группам:

1-я группа — определить главную мысль «Золотого слова» Святослава. Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев? Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать на основании этого сравнения?

^ 2-я группа — каким настроением проникнут плач Ярославны? Проанализировать его композицию, раскрытие лирических тем.

3. Индивидуальные задания — подготовить сообщения на темы «К каким князьям обращается за помощью киевский князь?» и «Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава» (по карточкам 1, 2).
Карточка 1

К каким князьям обращается за помощью киевский князь? 1

Устами автора «Слова. » говорила дружинная Русь, сознававшая силу и негодовавшая по поводу родственных кровопролитий, мечтавшая о сильной державной руке, вспоминавшая Ярослава Мудрого и героические предания былых лет. Не случайно автор «Слова» первым обращается к Всеволоду Юрьевичу Владимирскому — прославленному Всеволоду Большое Гнездо, сидевшему во Владимиро-Суздальской земле. Полки князя были так велики, что в походе против волжских булгар могли всю Волгу — необъятную, глубокую, неодолимую — веслами расплескать.

Другой колоритнейший княжеский образ произведения — Галицкий Осмомысл Ярослав, отец жены князя Игоря — Ярославны.

Современники преклонялись перед могуществом князя, сидевшего в древнем Галиче на Дунае, на престоле, который — не метафорически, а буквально — был выкован из золота. Осмомысл состоял в тесных самостоятельных отношениях и с королевскими дворами Западной Европы, и с византийскими императорами. Есть несколько истолкований необычного прозвища князя — Осмомысл: думающий за восьмерых, знающий восемь языков, тревожащийся восемью заботами, действующий в восьми политических планах. Для читателей Осмомысл на веки вечные — воплощение силы и могущества.

Третий известнейший герой произведения — Всеслав Полоцкий. Этот давно живший князь среди современников и потомков слыл чародеем. Всеслав Полоцкий нападал на Псков, грабил и жег Новгород и Смоленск, был провозглашен горожанами великим князем киевским, тайно бежал в Полоцк. Словом, он брал и разорял чужие города, а в отместку другие князья громили его города и веси. Всеслав был незаурядной личностью, и, видимо, он предпринимал титанические усилия, чтобы занимать главенствующее положение между князьями. Его «скоростные» поездки не могли не казаться сказочными, отсюда всего один шаг до молвы о мифических превращениях. Автор «Слова» как бы говорил князьям — потомкам Всеслава: если дед, который был волшебником — не вам чета! — ничего не мог добиться, ибо все силы тратил на междоусобицы, то к чему раздоры приведут вас?!
Карточка 2

Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава 2

В момент похода Игоря киевский князь Святослав мирно объезжал свой старый черниговский удел, и только когда великий князь доплыл в ладьях до Чернигова, сюда добрался участник несчастливого похода Игорева, ускользнувший из окружения, — Белеволод Просович. Он и рассказал о трагедии на берегах Каялы и о том, что поражение Игоря «отвориша ворота на Русьскую землю».

После такого известия князь Святослав «посла по сыны свое и по все князи, и собрашася к нему к Кыеву, и выступиша к Каневу».

Стратегия обороны была такова: сын Святослава Олег был должен отражать удары половцев от берегов Сейма (в княжестве плененного Игоря), в Переславле уже бился с ними внук Долгорукого Владимир Глебович, а главные силы стали «постеречь земле Руское» на Днепре у Канева, охраняя Рось и стратегически важный Зарубинский брод.

Все лето 1185 г. ушло на такое противостояние половцам. Князья неохотно выступали против них. Ярослав Черниговский собрал войска, но не двигался на соединение со Святославом, за что и заслужил осуждение в «Золотом слове». Давыд Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, но стал в тылу киевских полков, у Треполя, в устье Стугны, и отказывался выступать далее.

А в это время Кончак осадил Переславль; князь Владимир едва вырвался из боя, раненный тремя копьями.

Святослав же и его соправитель Рюрик Ростиславич не могли немедленно двинуть свои силы, так как Давид Смоленский готовился к возвращению домой. Смоленские полки устроили вече и заявили, что они-де условились идти только до Киева, что сейчас боя нет, а участвовать в дальнейшем походе они не могут.

Пока шел этот недостойный торг с Давидом, Кончак напал на Римов на Суде, и половцы изрубили или полонили всех его жителей.

Святослав и Рюрик, шедшие на помощь Переяславлю и Римову, задержались из-за «коромолы» Давида. Гибель Римова летопись прямо связывает с тем, что русские силы «опоздишася, сжидающе Давида смолняны».

Когда же соединенные полки Святослава и Рюрика форсировали Днепр, чтобы отогнать Кончака, Давид ушел от Треполя и повернул вспять свои смоленские войска.

Скорее всего, автор «Слова», находясь при своем князе Святославе, провел это грозное лето 1185 г. в стане русских войск между Каневом и Треполем, между Росью и Стугной, и был свидетелем и приезда гонцов из осажденных и сожженных городов, и рассылки гонцов за новыми «помочами», и трусливого вероломства Давыда под Треполем на Стугне.

Очевидно, в эти месяцы «противостояния», когда нужно было найти особые вдохновенные слова для объединения русских сил, для привлечения к обороне князей отдаленных земель, и сложилось замечательное «Золотое слово».

^ ГЕРОИ И СОБЫТИЯ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

ИДЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОЭМЫ —

«ЗОЛОТОЕ СЛОВО» СВЯТОСЛАВА.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЯРОСЛАВНЫ.

^ РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ РОДИНЫ
Святослав – общая мысль произведения.

Ярославна — лирическая песня.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Анализ II и III частей « Слова о полку Игореве». Беседа по вопросам:

1. Объясните, почему автор предваряет «Золотое слово» Святослава рассказом о его сне и веселии готтских дев? (Здесь используется прием замедления действия перед решающей минутой повествования – идет психологическая подготовка к суровой, полной страдания и боли речи Святослава.)

2. В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? («На врага не вовремя напали», «ваше сердце. закалилось в буйстве самочинном».)

3. С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять «за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя же киевский князь сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».)

4. Почему автор идеализирует киевского князя, исторический облик которого отнюдь не был так велик? (Автор прекрасно видит необходимость объединения перед лицом военной опасности именно под началом Киева — исторической прародины всех русских княжеств.)

^ 5. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «К каким князьям обращается за помощью киевский князь?» (по карточке 1).

6. Обратимся к началу 17-й строфы:

О, стонать тебе, земля родная,

Прежние годины вспоминая

И князей давно минувших лет!

Почему? В чем видит автор трагедию современной ему Руси?

7. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава» (по карточке 2).
8. Слово учителя.

Если монолог Святослава — политическая идея «Слова. », то плач Ярославны – его лирическая тема.

Святослав — государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Ярославна — женщина, жена воина ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигурку на крепостной стене, всматривающуюся в даль, и сердце сожмется от жалости.

Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов.

Выразительно прочитайте монолог Ярославны (часть III, строфа 1) и ответьте на вопросы:

а) К каким силам природы обращается Ярославна? (К Ветру, к Солнцу, к Днепру.)

б) В чем и почему упрекает она Ветер? (В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны.)

в) Почему Ярославна обращается к Днепру? (Он силен и могуч — «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

г) Почему к великому и грозному Солнцу Ярославна обращается со словами упрека? (Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

9. Расскажите о побеге князя. Кто выступает его союзником? Кто и почему преследует князя?
II. Домашнее задание.

1. Патриот земли русской.

2. Человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением.

3. Поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко, образно, динамично рассказать о событиях, свидетелем и участником которых был.

4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние мотивы.

5. Писатель-новатор, опередивший свое время.

^ ОБРАЗ АВТОРА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС, ЭПИЧНОСТЬ И

ЛИРИЗМ ПОЭМЫ. КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.

СВЯЗЬ С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ,

^ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Бессмертие поэмы обеспечил высокий уро-

вень поэтического мастерства.

Б.А. Рыбаков
ХОД УРОКА
I. Определите главную идею «Слова о полку Игореве». Обоснуйте свой ответ. (Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава — идеологический центр поэмы, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины—одерживали славные победы; вступили в распри — принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев — Игоря и Всеволода — подчинена этой идее. Именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от распрей, когда отец шёл на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а Чернигов от напастей».)
^ II. Слово учителя.

Нам неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового искусства. Мы лишь можем предположить, что он был участником описанных событий. Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей — соколиной охоты – говорит в пользу того, что он был не простым воином, а приближенным к князю знатным человеком.

Давайте подумаем, что само творение смогло поведать о своем творце? (Проверка домашнего задания.)

^ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИКА

1. Патриотический пафос «Слова. » прежде всего в том, что главный герой его — Русская земля. Храбрые дружины для автора – русские полки, русичи, которых ждут «жены русские».

Тень тревоги впервые зарождается в поэме, когда рефреном звучат строчки: «О Русская земля! Ты уже за холмом». Святослав в своем «Золотом слове» упрекает Игоря прежде всего в том, что принес беды на «землю Русскую». И, наконец, побег Игоря из плена это радость прежде всего для «земли Русской».

2. Автор «Слова. » — историк. События Игорева похода даны в исторической ретроспективе. Автор преподносит историю смут на Руси как наглядный урок, мы понимаем историческую предопределенность поражения как следствия княжеских раздоров. И Игоря мы уже воспринимаем как типичного представителя его эпохи.

Да и обращение к князьям во II части поэмы свидетельствует о прекрасном знании автором политической карты.
3. Анализ наиболее поэтичных, с точки зрения учащихся, фрагментов «Слова. » по плану:

— каково содержание данного отрывка?

— как выражаются в нем чувства автора?

— какую роль в развитии лирической темы играют средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, риторические фигуры)?

4. Анализ психологических мотивов поведения Игоря.

Почему Игорь допускает непростительное пренебрежение явными знаками неба? (Автор понимает, что Игорь не в силах бороться со страстным желанием, которое заслоняет от него все. Он твердо решил либо голову сложить, либо «испить шеломом синего Дону» наперекор всем предначертаниям судьбы.)

5. Новаторство «Слова» проявляется в сравнении с известными памятниками древнерусского искусства. Вспомним литературные произведения Древней Руси, покажем учащимся репродукции фресок Андрея Рублева, фотографии древних киевских соборов.

Новаторство проявляется в том, что:

а) Герои показаны не только в действии и в разгар внутренней борьбы. Образы Игоря и Ярославны по-человечески притягательны.

б) Сон Святослава как развернутая метафора происходящих событий не просто явился авторской находкой, но и предвосхитил все грядущие «сны» Лермонтова, Достоевского, Лескова.

в) Впервые в русской литературе были прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *