Докажите что в первой половине 11 века на руси существовало государство
Образование Древнерусского государства
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, реферат
Краткое описание
Оглавление
Введение…………………………………………………………….……………..………..…2
Глава 1. Происхождение восточных славян…. …………………………..……………. 2
Глава 2. Предпосылки образования Древнерусского государства………………..………. 4
2.1. Социально-экономические предпосылки………………………………………..….5
2.2. Социально-политические предпосылки ………………………..…………………..7
2.3. Духовные предпосылки ……………………………………………………………..8
2.4. Внешнеполитические предпосылки ………………………………………………..9
Глава 3. «Норманнская» теория……. …. …………………………………………. ……13
Заключение…………………………………………………………………………….……..19
Литература ……..……………………………………………………………………………20
Файлы: 1 файл
Образование Древнерусского гос-ва.docx
Глава 1. Происхождение восточных славян…. …………………………..………… …. 2
Глава 2. Предпосылки образования Древнерусского государства………………..………. 4
2.1. Социально-экономические предпосылки………………………………………..…. 5
2.4. Внешнеполитические предпосылки ………………………………………………..9
Глава 3. «Норманнская» теория……. …. ……………………………………… …. ……13
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика – Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили, во-первых, что отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4000-3500 лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры. Во-вторых, по данным языка лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение лингвистов: судя по общим для всех славянских народов обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор.
У ученых появилось два варианта определения прародины: одни исследователи полагали, что первичной областью праславян является лесостепь и леса Среднего Поднепровья с Киевом во главе, а другие считали, что прародина размещалась западнее, на Висле, и доходила до Одера; этот вариант условно можно назвать висло-одерским. Оба варианта полностью удовлетворяли требованиям лингвистов, и подтверждались археологами (так называемая «тшинецкая культура»).
Прародину славян в расцвет бронзового века следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.
Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят не только упоминания сколотских «царств» и «царей» Геродотом, но и всаднические черты погребенных воинов и огромные «царские» курганы на Киевщине, и импортная роскошь славянской знати.
Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привел к упадку славянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону. Именно в это время на новых местах поселения стали появляться патронимические названия племен вроде «радимичей» или «вятичей».
Новый и очень яркий период в истории славянства связан как с постепенным преодолением результатов сарматских наездов, так и с возрастающим могуществом Римской империи. Римские легионы овладели греческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынки закупки местного хлеба и рыбы. Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы при императоре Марке Ульпии Траяне (98-117 годы н. э.) Империя стала непосредственной соседкой славянских земель, где благодаря такому соседству вновь возродилось экспортное земледелие, и притом в крупных масштабах. О размахе славянского экспорта II-IV веков мы можем судить по огромному количеству кладов римских монет в земледельческой славянской лесостепи. Недаром автор «Слова о полку Игореве», упоминая далекие времена благоденствия, назвал «века Траяновы».
Одним из торговых центров на Днепре было место будущего Киева.
Вопрос происхождения восточных славян имеет далеко не последнее значение для выявления предпосылок к образованию Древнерусского государства.
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Другие историки в качестве главного фактора называют не изменения в хозяйстве и социальном делении, не необходимость удерживать с помощью государства своей власти и собственности князьями и боярами, а внешнюю опасность, давление соседей-врагов, под натиском которых объединяются восточнославянские союзы племен. Они понимают, что только в единстве сила, только в единстве можно выстоять, сохранить свой язык, традиции, стать более могущественными и изобильными. Государство, законы нужны, прежде всего, для того, чтобы защитить свои границы, создать войско, наполнить общую казну. Объединенный в государство народ может отстоять свою свободу, не платить дань соседям, даже, напротив, налагать ее на них. Объединенный в государство народ сможет основать могучие города, создать памятники архитектуры и искусства, обрести новую веру и идею.
Определенным фактором, влияющим на образование государства на Руси, являются и экспедиции к соседям, заимствование их опыта развития, внешний вызов. Таким соседом явилась для Руси Византия.
2.1. Социально-экономические предпосылки
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах. У славянских племён существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два-три года давал достаточно высокий урожай, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом. Основными орудиями в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона суковатка. Убирая урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотёрками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из-за большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы её оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем всё снова повторялось.
Эти наделы обрабатывали своими орудиями труда каждая отдельная семья, причём собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.
Помогите доказать, что в 11 веке на Руси существовало государство?
Помогите доказать, что в 11 веке на Руси существовало государство.
Основные признаки государства
а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения ;
б) разделение населения по территориальным единицам ;
Е. независимость во внешних и внутренних делах ;
г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.
д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.
Нужны доказательства того, что в первой половине XI в?
Нужны доказательства того, что в первой половине XI в.
На Руси существовало государство.
Какие государства существовали в 6 веке?
Какие государства существовали в 6 веке.
Какие государства существовали в Африке в средние века?
Какие государства существовали в Африке в средние века.
В каком веке на руси существовали веча на?
В каком веке на руси существовали веча на.
Какие государства существовали в 12 по 19 века на территории Поволжья?
Какие государства существовали в 12 по 19 века на территории Поволжья?
Право на Руси установила Ольга.
Что конкретно она предприняла по укреплению Древнерусского государства?
Право на Руси установила Ольга.
Что конкретно она предприняла по укреплению Древнерусского государства?
Шведские феодалы хотели иметь гегемонию на Балтике. Стремление Петра І до того чтоб Россия стала одной из морских держав.
Помогите доказать, что в 11 веке на Руси существовало государство.
Демократия –означает «власть народа». Первой
в мире демократией стала афинская демократия. Но афиняне не сразу пришли к
демократическому строю. Этот процесс занял много лет.
Начало демократии положил Солон. Он отменил
тем самым, почву к демократии.
Тирания Писистрата еще более ослабила
И только после реформ Клисфена Афины стали
демократическим полисом. Теперь демос (обычный народ) через народное собрание
определяли политику государства.
Наивысший расцвет афинская демократия
получила в конце греко-персидских войн при власти Перикла. Он внес большой
вклад в развитие демократии. Сделал оплачиваемыми государственные должности, а
также хорошо платил художникам, скульпторам, архитекторам, камнетесам,
землекопам и строителям.
Что и говорить, при демократии афинскому
демосу стало жить гораздо легче, хотя эта система и не была идеальной. Минусы
заключались в следующем:
Правами и свободами в Афинах владело меньшинство
населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского
гражданства) и рабы не имели право участвовать в народном собрании.
Крестьяне, жившие в поселениях на территории
Аттики, не всегда могли присутствовать на народных собраниях, которые
проводились слишком часто (каждые 8-9 дней).
Не каждый свободный гражданин мог занять важную
государственную должность, для этого необходимо было иметь образование, которое
стоило очень дорого.
Отношения с союзниками складывались не лучшим
образом. Дело в том, что Перикл стремился включить в Морскую державу как можно
больше греческих полисов, где сразу устанавливал демократический строй. Такое
усиление Афин пугало полисы, где, по-прежнему, у власти еще находились
аристократы или олигархи. Именно поэтому такие полисы и объединились в
последствии в Пелопоннесский союз во главе со Спартой, для борьбы с Афинами.
Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера.
Известными землепроходцами были Пётр Бекетов, Иван Москвитин, Семён Дежнёв, Еналей Бахтеяров, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Иван Ребров, Владимир Атласов и др.
В процессе своей деятельности землепроходцы осуществляли далёкие экспедиции в неизведанные земли, которые наносили на карты («чертежи»), собирали ясак с местных жителей и основывали поселения в виде зимовий и острогов. Наименование землепроходец не исключало того, что новые земли могли быть открыты речным, либо морским путём с использованием кочей, струговили дощаников.
Путешественников более позднего времени принято называть уже не землепроходцами, но просто путешественниками или мореплавателями. Например, если Дежнёв именуется землепроходцем, то Беринг — уже мореплавателем[1].
Докажите что в первой половине 11 века на руси существовало государство
1.Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. 4
2.Киевская Русь: конец IX – начало XII вв. 7
3.Политическая дезинтеграция Древнерусского государства. Русские княжества периода раздробленности. 12
Логические задания 16
1. Доказать, что в первой половине XI в. на Руси существовало государство. 16
2.Сравнить древнерусское традиционное общество с восточным обществом «азиатского» типа. 17
3. Заполнить таблицу «Альтернативы общественного развития в Древней Руси XII-первой половине XIII в.». 18
Список использованных источников и литературы: 24
Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.
История государственности и государственного управления на Руси IX—XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.
В дореволюционной историографии Древнерусское государство изучалось в русле или под влиянием «государственной школы», которая рассматривала Киевскую Русь как самобытное общество и государство, развивавшееся иным, чем Европа, путем (исключение составляли Н.П. Павлов-Сильванский и незначительный круг его последователей, доказывавших развитие в Киевской Руси феодализма). Советская историография была ограничена догматизированной вариацией теории общественно-экономических формаций. М.Н. Покровский первоначально развивал применительно к этой эпохе идею торгового капитализма. С конца 30-х гг. после работ Б.Д. Грекова в официальной историографии утвердились представления о Древнерусском государстве как раннефеодальной монархии. В то же время С.В. Юшков в большей степени склонялся к термину «дофеодальное государство», белорусская школа историков (А.П. Пьянков, В.И. Горемыкина) вслед за С. В. Бахрушиным отстаивала рабовладельческий характер общественных отношений. И.Я. Фроянов и его школа (С.-Петербург) обосновывают теорию патриархального характера Древней Руси. С этой точки зрения, Киевская Русь не государство, а гигантский суперсоюз племен, в составе которого складываются города-государства. Все эти концепции строятся на основе аналогий с европейским историческим процессом и искусственно подгоняют факты под теорию общественно-экономических формаций.
1.Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.
На основе Полянского союза племенных княжеств сформировалось политическое образование под названием Русь, центром которого стал Киев.
Вопрос об образовании государства связан с возникновением древнерусской народности, которая объединила все восточнославянские племена. К IX-X вв. сложилась этническая территория древнерусской народности, а также древнерусский литературный язык.
Определение времени образования древнерусского государства является спорным вопросом, но большинство историков считают, что в IX веке сформировался территориальный союз с центром в Киеве – «Русская земля». Летописец Нестор называет князей данной государственности Кия, Дира и Аскольда. Новгородская летопись повествует о том, что в IX веке племенное объединение вокруг Новгорода возглавлял Гостомысл.
Развитие производительных сил, производство прибавочного продукта, военная добыча, значительная часть которой присваивалась князьями, дружинниками, приводили к расслоению среди славян и процессу классообразования на феодальной основе.
Таким образом, экономическое, социальное и политическое развитие восточных славян привело к формированию государственности.
По мнению многих историков, в процессе образования государства определённую роль сыграл и внешний фактор, а именно «призвание варягов на Русь». Историки с XVIII века ведут споры о степени скандинавского участия в процессе складывания Древнерусского государства. Решающую роль данному фактору отводят сторонники «норманской теории». Она сложилась в XVIII веке в Петербургском университете, авторами были академики Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер.
Норманисты основываются на главном письменном источнике средневековой Руси «Повести временных лет». первая редакция которой, составленная в 1093 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, до нас не дошла. Вторая редакция, составленная в 1116 г. игуменом Сильвестром Выдубецкого монастыря (Киев), известна по Лаврентьевс6кому списку 1377 г. (список назван по имени переписчика летописи Лаврентия, дополнившего ее хроникой событий, происходивших в Северо-Восточной Руси до 1305 г.). Третья редакция (1118 г.) сохранилась в Ипатьевской летописи (список содержит события до 1292 г.). «Повесть временных лет» рассказывает о начальном периоде истории Древней Руси и содержит важнейший материал для изучения ее социального строя.
Образование Древнерусского государства
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, реферат
Краткое описание
Оглавление
Введение…………………………………………………………….……………..………..…2
Глава 1. Происхождение восточных славян…. …………………………..……………. 2
Глава 2. Предпосылки образования Древнерусского государства………………..………. 4
2.1. Социально-экономические предпосылки………………………………………..….5
2.2. Социально-политические предпосылки ………………………..…………………..7
2.3. Духовные предпосылки ……………………………………………………………..8
2.4. Внешнеполитические предпосылки ………………………………………………..9
Глава 3. «Норманнская» теория……. …. …………………………………………. ……13
Заключение…………………………………………………………………………….……..19
Литература ……..……………………………………………………………………………20
Файлы: 1 файл
Образование Древнерусского гос-ва.docx
Таким образом, развитие земледелия, ремесла и торговли приводило к классово-имущественной дифференциации. Это способствовало выделению военно-управленческого аппарата, который решал вопросы, связанные с торговлей, распределением земель, ведением военных действий. Тем самым создавались условия для образования государства.
2.2. Социально-политические предпосылки
Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными. Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.
«Союзы союзов». «Союзы союзов», объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен «Русь» перерастает еще более мощное объединение с названием «Русская земля», включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.
Усиление роли дружины в управлении над обществом связано с большим значением военных действий для Руси. В результате роль дружины возрастает и дружина выступает как орган давления и принуждения, что способствует формированию государства.
2.3. Духовные предпосылки.
Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально и поддерживаемая и охраняемая государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.
Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.
Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии новым реалиям возникают еще в начале Х в., когда среди русских появляются первые христиане, однако сам выбор православия в качестве замены язычества не был неизбежен. Перед русскими князьями оказались весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная Римская империя) и православие (Византия). Периферийное положение Волжской Болгарии и давние враждебные отношения с хазарами во многом предопределяли выбор в пользу христианства. Что касается разновидностей последнего, то здесь чаша весов не могла не склониться на сторону православия, более знакомого верхушке древнерусского общества, к тому же, признававшего приоритет светской власти над духовной. Важным являлось и то обстоятельство, что ослабевшая Византийская империя не могла претендовать на установление той или иной формы зависимости Руси от нее в случае принятия православия при ее содействии.
Правящая верхушка старалась укрепить свою власть, используя языческие представления, а затем религию. Это было необходимо для обоснования своего правления и для эффективного управления.
2.4. Внешнеполитические предпосылки
В V-VII вв. в Европе шел процесс расселения германских племен и образования «варварских» королевств (Франкского, Вестготского и других), который сопровождался грабительскими походами на соседние территории. Так сведения о славянах появляются в готских письменных источниках. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние финские и славянские.
Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа «Повести временных лет», обычно именуемого «легендой о призвании варяжских князей» (или «норманнской» теорией). В ней говорится о событиях начала 60-х гг. IX в., когда среди ряда северных славянских племен возникли острые разногласия («встал род на род»). Разрешить этот конфликт оказалось возможно лишь с помощью обращения к одному из варяжских князей (конунгов) Рюрику, представителю племени, известного летописцу как «русь», который согласился «княжить и володеть» в Новгороде. Вслед за этим два его боярина Аскольд и Дир обосновались в Киеве, что означало овладение варягами основными восточнославянскими центрами. По сообщению летописи это произошло в 862 г. Через двадцать лет новгородские и киевские земли были объединены князем Олегом. Но к этой теории мы вернемся позже, здесь, прежде всего, встает вопрос о реальных взаимоотношениях славян с их соседями.
Эти отношения были весьма напряженными. Славяне подвергались натиску с двух сторон: с севера на них оказывали давление скандинавские племена, с юга же им приходилось противостоять нападениям степных кочевников. Но если последние были для славян не просто враждебны, а еще и чужды по образу жизни, то с варягами у них обнаруживались и общие интересы: их связывало единое стремление к совершению грабительских походов на богатые владения Византии. Тем самым, создавались условия для заключения между ними своеобразного соглашения, которое бы установило определенный баланс сил в этой части Европы: славяно-варяжское объединение с целью совместного натиска на Византию и противостояния кочевникам. Конечно, «соглашение» это было весьма условным, оно, во многом было «заключено» под давлением, но все же обоюдная заинтересованность славян и варягов друг в друге была несомненной. К тому же, как видно даже из летописного рассказа, славянское общество все больше погружалось в пучину конфликтов, урегулировать которые самостоятельно становилось все более сложно. Возникла потребность во внешнем арбитре, не могущем быть заподозренным в симпатиях к той или иной конфликтующей стороне.