Докажите что верещагин первый удмуртский ученый
Докажите что верещагин первый удмуртский ученый
Литературный музей-квартира Г.Д. Красильникова запись закреплена
Григорий Верещагин – автор литературно-этнографических трудов «Вотяки Сосновского края» (1884, 1886) и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» (1889). Обе монографии были отмечены серебряными медалями ИРГО, сам автор в декабре 1888 года был избран в члены-сотрудники этого общества.
В очерк «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» включено стихотворение «Чагыр, чагыр, дыдыке…» («Сизый, сизый, голубок…»), которое считается первым оригинальным печатным художественным произведением на удмуртском языке.
Многочисленные литературно-этнографические очерки и труды по народной словесности удмуртов и русских Вотско-Камского края Верещагина были опубликованы в научной периодике городов Сарапула, Вятки, Казани, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга. Наиболее известные: «Остатки язычества у вотяков» (1895), «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда» (1895), «Образцы произведений устной словесности вотяков» (1896), «О народных средствах врачевания в связи с поверьями» (1898), «Старые обычаи и верования вотяков» (1909), «К этнографии вотяков Прикамского края» (части 1-3 – 1912, 1913, 1914).
В 1896 году в Вятке Григорий Верещагин выпустил небольшую брошюру под названием «О книгах на вотском языке». В ней автор подверг анализу удмуртские переводы русских текстов, преимущественно религиозных, и фактически положил начало зарождению удмуртской литературно-художественной критики и литературоведения.
В 1924 году учёный опубликовал ряд поэтических произведений в газете «Гудыри». Наиболее значимые из них стали достоянием читателя в 1970-1980 гг. в публикациях журнала «Молот» и коллективных сборниках материалов Удмуртского НИИ. В их числе – поэмы-сказки «Батыр дӥсь» (Одежда батыра») и «Зарни чорыг» («Золотая рыбка», созданная на основе «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина), «Скоробогат-Кащей» (на русском языке).
Плодотворными оказались лингвистические изыскания Г. Е. Верещагина. Он составил удмуртско-русский и русско-удмуртский словари, которые остались неизданными, выпустил книгу «Руководство к изучению вотского языка» (1924) – «первый оригинальный исследовательский труд в области наблюдения над вотским языком», как сказано в предисловии к книге.
Григория Верещагина как общественного деятеля характеризует его участие в просвещении соплеменников путём проведения воскресных чтений (в период учительства) и во Всероссийской переписи населения (1897) в качестве переписчика по Глазовскому уезду. [3] В качестве эксперта-этнографа со стороны защиты Григорий Верещагин выступал на двух сессиях окружного суда по Мултанскому делу (в 1895 и в 1896 гг.). Сам факт привлечения его на эту роль свидетельствует о его компетентности в области этнографии удмуртов [4]. Верещагин принимал участие в работе 1-го Всероссийского съезда работников просвещения и социалистической культуры в Сарапуле (1920), выступал с докладом на 1-ом съезде писателей Удмуртии (1921).
Стихотворные произведения Г. Е. Верещагина переведены на русский, татарский, венгерский, финский и эстонский языки.
Г.Е. Верещагин – писатель, ученый, просветитель…
Григорий Егорович (Георгиевич) Верещагин (1851-1930 гг.) – удмуртский ученый, писатель, просветитель, православный миссионер и священнослужитель, оставивший заметный след в истории края.
Еще при жизни он получил известность не только в России, но и за ее пределами (в частности, в Венгрии, Финляндии) как этнограф и фольклорист, занимавшийся сбором, исследованием и публикацией материалов, касающихся истории, языка, обычаев, традиций, верований и религиозных обрядов, а также художественной культуры (песен, легенд, преданий, сказок, загадок, пословиц и поговорок и т.д.) удмуртского и русского народов, проживавших в Удмуртии. Кроме того, он писал стихотворения, поэмы, пьесы на русском и удмуртском языках.
В 2012 году отмечался 160-летний юбилей со дня его рождения.
Г.Е. Верещагин родился в с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии (ныне – Кезского района Удмуртской Республики). Долгое время датой рождения Верещагина считалось 30 сентября 1851 г. Возможно, это не случайно, поскольку именно эту дату он сам указывал в своей автобиографии. Однако, в 2001 году, в год празднования 150-летия со дня рождения Григория Егоровича, в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики в фонде Христорождественской церкви с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии, архивисты обнаружили актовую запись № 99 о рождении 22 сентября (крещении 23 сентября) 1851 г. близнецов Григория и Михаила у новокрещена из вотяков Егора Иванова сына Верещагина и законной его жены Евдокии Ивановой, православного вероисповедания. Так была установлена точная дата рождения Г.Е. Верещагина. Возможно, что сам Григорий Егорович не знал ее, соответственно, в литературе указывалась иная дата.
В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики хранится семейный фонд Верещагиных-Беренгартен, переданный на государственное хранение правнуком Г.Е. Верещагина – Сергеем Георгиевичем Беренгартен-Верещагиным, переехавшим на постоянное место жительства в Германию. Документы этого фонда знакомят с автобиографией, семейными фотографиями, письмами, рисунками Григория Егоровича.
Вот, например, что он пишет в своей автобиографии:
Занимался этнографией вотяков и русских. За труды от Казанской промышленной выставки получил серебряную медаль, за предоставление материала о воспитании детей у вотяков Министерством земледелия и государственных имуществ награжден серебряным именным знаком для ношения на груди. За сочинения «Вотяки Сосновского края» награжден серебряной медалью. За труд «Вотяки Сарапульского уезда» награжден серебряной медалью. Учительское жалование получал 25 рублей в месяц.
Получил от Ижевской кустарно-промышленной выставки в 1923 году 3 пуда крупы, 4/5 пуда сахару…[1]
Необходимость заставила меня поступить в духовное звание, где послужил до 1927 года.
В настоящее время нахожусь на иждивении сына, … который как семейный, сам получает средств мало. Я никаких средств не получаю…
Наряду с упомянутыми изданиями в печати обнародованы следующие работы:
1. Остатки язычества у вотяков. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 год. Вятка, 1895.
2. Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 год. Вятка, 1895.
3. Образцы произведений устной словестности у вотяков. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. Вятка, 1896.
4. Вотяки и их произведения устной словестности. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1911 год. Вятка, 1910.
5. Старые обычаи и верования вотяков. – Этнографическое обозрение. Вып.93. М., 1910.
6. К этнографии вотяков Прикамского края. Известия Сарапульского земского музея. Сарапул, 1912, 1913, 1914.
7. Руководство к изучению вотского языка. Ижевск, 1924 (напечатано под псевдонимом Удморт).
1. Вотско-русский словарь (представлен в Академию наук).
2. Русско-вотский словарь (представлен в издательство «Удкнига»)»[2].
Велико участие Верещагина в нашумевшем деле о человеческом жертвоприношении удмуртов с.Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии, где Григорий Егорович выступал в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты. Его экспертные заключения высоко оценил В.Г. Короленко – русский прозаик, публицист.
Г.Е. Верещагин был также незаурядным поэтом. Стихотворение «Чагыр, чагыр дыдыке…» («Сизый, сизый голубок…»), включенное в этнографический очерк «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» под видом народной колыбельной песни, сегодня признано первым оригинальным печатным художественным произведением на удмуртском языке.
Значительная часть творческого наследия Г.Е. Верещагина долгое время оставалась неизвестной читателю и стала публиковаться лишь после его смерти. В 1960-х годах в рукописном фонде библиотеки Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы были найдены некоторые его стихотворения, поэмы. Проведена работа по подготовке и изданию собрания сочинений Г.Е. Верещагина.
Многие ученые пишут о Григории Егоровиче как о талантливом ученом, просветителе, но мало кто упоминает о нем как о способном художнике. Небольшая часть его рисунков бережно хранится в Центральном государственном архиве. Среди них есть иллюстрации к басням, карикатуры, имеются и записи на латинском языке, что еще раз подтверждает его глубокие знания и талант.
Известный ученый-этнограф, профессор В.Е. Владыкин в своей статье о Г.Е.Верещагине называет его первым профессиональным удмуртским ученым (хотя по профессии он никогда им не был, но его труды были высоконаучными), причем ученым-энциклопедистом наряду с видными учеными своего времени. Если Ломоносова называют русским университетом, то Верещагин – это целый НИИ при своем народе.
ГРИГОРИЙ ЕГОРОВИЧ ВЕРЕЩАГИН –ПРОСВЕТИТЕЛЬ УДМУРТСКОГО НАРОДА
Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист»
Исследовательская работа на тему:
Григорий Егорович Верещагин –Просветитель удмуртского народа
Выполнил: Воронцов Владимир Владимирович, 17 лет,
ученик 10 «В» класса Ижевского естественно-
гуманитарного лицея «Школа-30»
Адрес школы: 426034, г.Ижевск, ул. Красногеройская, 35
Руководитель: Васильева Ольга Ивановна,
заместитель директора ГКУ «ЦГА УР»
В истории Удмуртии известно немало имен выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в просвещение жителей нашего края – это Н.И. Ильминский, К.А. Андреев, И.С. Михеев, И.В. Яковлев, И.В. Васильев и др. Имя Г.Е. Верещагина выделяется в ряду удмуртских просветителей. Православный миссионер и учитель, воспитавший множество учеников, первый удмуртский ученый (этнограф, фольклорист, лингвист), еще при жизни получивший известность не только в России, но и за ее пределами, писатель, оставивший богатое творческое наследие – все это грани личности Верещагина, которая не может не привлекать внимания исследователей.
Цель исследования – изучение роли просветителей нашего края на примере деятельности Г.Е. Верещагина.
1. Изучить биографию Г.Е. Верещагина.
2. Познакомиться с научным и литературным творчеством Г.Е. Верещагина.
3. Проанализировать вклад Г.Е. Верещагина в просвещение удмуртов. Доказать, что Г.Е. Верещагин является просветителем удмуртского народа.
Гипотеза исследования: Г.Е. Верещагин, являясь просветителем удмуртского народа, внес значительный вклад в развитие образования, науки и культуры Удмуртии.
Исследовательская работа состоит из следующих разделов: введения, основной части, в которой изложены результаты исследования, заключения, списка использованных источников и литературы. В конце работы помещены приложения (ксерокопии документов, фотографии).
Обзор литературы. Изучение жизни и творчества Г.Е. Верещагина в Удмуртии началось только в 60–70-е гг. ХХ в. Венгерский ученый П. Домокош в 1975 г. писал: «Григорий Егорович Верещагин… является выдающимся, но почти забытым и недостаточно признанным (если иметь в виду значительные до сегодняшнего дня заслуги) деятелем удмуртской культуры, науки и литературы»[1].
В 1980-е гг. изучение Г.Е. Верещагина активизировалось. Этнографы, историки и литературоведы Л.С. Христолюбова, В.Е. Майер, Т.Г. Владыкина, Ф.К. Ермаков и др. опубликовали статьи, в которых анализировали отдельные стороны его жизни и творчества[2]. Тогда же началась публикация его литературно-художественных произведений[3]. Наиболее глубокое осмысление наследие Г.Е. Верещагина в этот период получило в первом томе «Истории удмуртской советской литературы» (Ижевск, 1987).
В последние десятилетия большой вклад в изучение и пропаганду многогранного творчества Г.Е. Верещагина вносит литературовед, доктор филологических наук В.М. Ванюшев. Им написаны книги «Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья» (Ижевск,1995), «Поэтическая дилогия Г.Е. Верещагина» (Ижевск, 2002) и многочисленные статьи.
Однако труды Г.Е. Верещагина, научные работы о нем мало известны школьникам. Знакомство с выдающейся личностью расширяет наши знания по истории Удмуртии, внушает гордость за замечательных земляков, формирует патриотические чувства, поэтому избранная тема является актуальной.
Организация исследования. Начальным этапом исследования являлось изучение справочных и энциклопедических изданий для выяснения, кто такие просветители. В словарях русского языка Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова и др. говорится, что просветитель – это распространитель знаний, просвещения. Синонимы понятия – цивилизатор, учитель, наставитель.
Следующий этап исследования – изучение жизни и деятельности Г.Е. Верещагина. Оно осуществлялось несколькими методами:
1. Изучение исторических и литературоведческих работ о Верещагине.
2. Изучение архивных документов. В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики имеется семейный фонд личного происхождения Верещагиных – Беренгартен (Р-1710). Его документы поступили на хранение в архив в 2001 г. от родственников Г.Е. Верещагина. В фонде имеется 311 дел за 1851–2001 гг., куда вошли автобиография Верещагина, его письма, рисунки, фотографии семьи, статьи о нем и документы его родственников. Так же документы о Верещагине есть в других фондах архива. Много документов хранится в архиве Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (д. 304 б) – это, прежде всего, рукописи его произведений – стихотворений, поэм и пьес, этнографических материалов.
3. Ознакомление с трудами Г.Е. Верещагина по собранию его сочинений.
Заключительный этап работы – оформление результатов исследования.
1 . Роль Г.Е. Верещагина в обучении и нравственном воспитании удмуртов
Григорий Егорович (Георгиевич) Верещагин родился в семье крестьянина-удмурта с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии (ныне Кезского района Удмуртской Республики) 22 сентября 1851 г. С этой датой связана интересная история. Приступив к изучению биографии Верещагина, я столкнулся с тем, что дата его рождения в разных книгах различна – 11 октября[4], 13 октября[5]. Сам Г.Е. Верещагин в своей автобиографии указал дату 30 сентября (13 октября по новому стилю) 1851 г.[6] Только придя в ЦГА УР, я узнал, что во время празднования 150-летнего юбилея ученого в 2001 г. архивисты составили его родословную и выяснили точную дату его рождения.
Основными источниками для составления родословных являются метрические книги церквей с записями о родившихся, бракосочетавшихся, умерших, духовные (исповедные) росписи, брачные обыски. Внимательно просматривая каждую запись сентября в метрической книге Христорождественской церкви с. Полом, архивисты обнаружили за №99 запись о рождении 22 сентября (крещение 23 сентября) близнецов Григория и Михаила у новокрещена из вотяков[7] Егора Иванова сына Верещагина и законной его жены Евдокии Ивановны, православного вероисповедания, оба первым браком[8]. Так стала известна точная дата рождения Г. Верещагина. Завершает его восходящее родословие, по документам ЦГА УР, прапрадед Косма Осипов Верещагин 1727 года рождения, крестьянин с. Полом и законная его жена – Акилина, дочь Максима Козмина, 1733 года рождения, оба из новокрещенных вотяков[9].
Гриша с детства тянулся к знаниям, наравне с родным языком хорошо знал русский язык, интересовался народным творчеством, литературой, увлекался живописью, ремеслами, пением, искусно играл на гармошке, гитаре. Родители постарались дать ему полноценное образование. В 1870 г. он окончил Сарапульское реальное училище, получил звание учителя народного училища и затем в течение 27 лет служил сельским учителем.
Грамотность удмуртских детей в к. XIX – н. XX вв. была значительно ниже, чем у русских, к тому же обучение в немногочисленных школах велось на русском языке, котором они плохо владели. Обучение удмуртских детей, формирование национальной школы у удмуртов стало настоящим призванием Верещагина. Кроме того, он занимался просвещением среди взрослых: проводил воскресные чтения, внедрял в быт деревни правила санитарии и гигиены, пропагандировал достижения сельскохозяйственной науки[10].
В жизненном пути Г.Е. Верещагина можно выделить два взаимосвязанных направления: первое посвящено делу просвещения, учительству; второе – его духовной миссии. Духовный путь Верещагина начался в 1895 г., когда он принял духовный сан. В 1900 г. он стал священником Свято-Троицкой церкви в удмуртском селе Бураново Сарапульского уезда (ныне Марапургинский район УР)[11].
Проповедуя христианское вероучение, Г. Верещагин много усилий прилагал для нравственного воспитания народа, в том числе резко выступал против пьянства. В декабре 1903 г. он был избран участковым попечителем Попечительства о народной трезвости. В 1913 г. по представлению Сарапульского уездного комитета Попечительства о народной трезвости епископом Сарапульским Мефодием ему была выражена благодарность за плодотворную деятельность в деле попечительства о народной трезвости[12]. В то же время Г.Е. Верещагин не прерывал учительского труда и вел занятия в местных школах. Обучая детей грамоте и закону Божьему, он стремился привить им идеалы христианского просвещения.
Продолжая дело распространения просвещения среди удмуртского народа, он принял участие в работе I Всероссийского съезда удмуртов в Елабуге (1918 г.), I Всероссийского съезда удмуртских работников просвещения и социалистической культуры (1920 г.), I съезде удмуртских писателей (1921 г.), подготовил удмуртско-русский и русско-удмуртский словари, грамматику удмуртского языка, выпустил научно-методическую работу «Руководство к изучению вотского языка» (1924)[13].
В 1927 г. после снятия сана священника Г.Е. Верещагин вместе с женой переехал в г. Ижевск. Он умер 27 августа 1930 г.[14] У него было два сына. Старший окончил Казанский университет, младший – Вятскую духовную семинарию. В Ижевске проживали и проживают потомки Г.Е. Верещагина, среди них учителя, врачи, юристы, журналисты и др.
2. Вклад Г.Е. Верещагина в развитие этнографии и фольклористики удмуртов
Все годы, прожитые среди удмуртов, Г.Е. Верещагин вел большую исследовательскую и собирательскую работу, занимался изучением народной жизни и быта. Не случайно, что одним из крупнейших научных сочинений Верещагина стала монография «Вотяки Сосновского края», вышедшая в свет в 1884 г. Через три года издано продолжение, названное «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии». Обе монографии отмечены серебряными медалями Императорского Русского географического общества, а их автор избран в члены-сотрудники этого общества. Современные исследователи отмечают, что эти две книги стали как бы единой этнографической повестью, всесторонне отражающей быт, верования, художественное творчество, словом, всю материальную и духовную культуру удмуртов того времени[15].
Знакомство с жизнью удмуртов, изучение их обычаев помогло Верещагину в 1895 и 1896 гг. выступить в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты в судебном разбирательстве нашумевшего дела о человеческом жертвоприношении удмуртов с.Старый Мултан и способствовать справедливому оправдательному приговору[16]. Позиции ученого отражены в очерках «Остатки язычества у вотяков» (1895), «О былом каннибализме у инородцев» (1907), «Человеческие жертвоприношения вотяков» (1911).
Большой интерес проявлял он к изучению народных знаний удмуртов и народной медицины. Эти исследования обобщены им в работах «О народных средствах врачевания в связи с поверьями» (1898), «Знахарство в Вятской губернии» (1909), «Коновальство и знахарство в Прикамском крае» (1914).
Большое внимание Г.Е. Верещагин уделял собиранию удмуртского фольклора, изучению традиций воспитания детей у удмуртов и их религиозных воззрений, исследованиям древних способов охоты и другим вопросам. Следует выделить «Очерки воспитания детей у вотяков Вятской губернии» (1892), «Образцы произведений устной словесности вотяков» (1896), «К этнографии вотяков Прикамского края» (1912–1914), «К вопросу о происхождении вотяков и их верований» (1926), «Остатки первобытных приемов охоты у удмуртов Вотской области» (1930).
Г.Е. Верещагин стал первым удмуртом, профессионально занявшимся этнографическим изучением своего народа и первым ученым–удмуртом вообще. Сосредоточив всвоих руках богатый фольклорно-этнографический материал он сделал его достоянием широкого круга исследователей. Труды ученого составили новый этап в изучении жизненного уклада и творческого наследия удмуртского народа, а самого автора поставили в один ряд с известными этнографами своего времени.
3. Значение художественного творчества Г.Е. Верещагина
Г.Е. Верещагин – не только первый удмуртский ученый, но и первый удмуртский литератор. Стихотворение «Чагыр, чагыр дыдыке…» («Сизый, сизый голубочек…»), включенное в этнографический очерк «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» под видом народной колыбельной песни, признано в наше время первым оригинальным печатным художественным произведением на удмуртском языке.
В последние годы некоторые исследователи отрицают авторство Верещагина этого стихотворения на том основании, что он «по крайней мере ещё в конце 80-х годов XIX века практически не владел удмуртским языком»[17]. Это утверждение выглядит сомнительным хотя бы по тому, что Верещагин родился в удмуртском селе Полом (удмуртское название Ойыл) – одном из старинных селений, в котором жили и живут потомки воршудно-родовых групп удмуртов Кушъя, Сюра, Пурга, Вортча, Чабъя, Зумъя, и с детства общался с удмуртами, а потом всю жизнь учил и изучал их. Сам он писал: «Хотя мой древний род и не вотский[18], и вырос я среди неязычествующих вотяков, притом вотяков даже лучших, чем современные русские, но, живя среди вотяков, говорю с ними по-вотски и по-русски, называю себя вотяком, что прихожанам очень нравится»[19]. А в автобиографии, написанной в 1927 г., указал: «…происхожу из вотяков села Полома Поломской волости Глазовского уезда…»[20].
По мнению современных литературоведов, стихи Верещагина относятся к жемчужинам удмуртской поэзии. Они отмечают, что дарование Верещагина сложилось под влиянием народной песни, в деревенской среде и отражает его любовь к удмуртской природе, народу и его языку[21].
Одним из первых среди удмуртов, он сделал попытки создания поэмы и драмы, расширяя таким образом возможности зарождавшейся удмуртской литературы. До нас дошло около 30 литературно-художественных произведений Г. Верещагина на удмуртском языке, а также поэмы «Скоробогат-Кощей» и «Загубленная жизнь» на русском языке. В них он создал образы идеальных крестьян, живущих честным трудом, пропагандировал положительные черты: скромность, трудолюбие, миролюбие, уважение предков, взаимопомощь, почитание Бога, критиковал отрицательные черты: пьянство, лень, корыстолюбие. Изучая фонд Верещагиных–Беренгартен в ЦГА УР, я узнал, что Верещагин еще обладал и талантом художника. В фонде хранятся его рисунки, в том числе и иллюстрации к различным произведениям[22].
Таким образом, Верещагин стоял у истоков формирования молодой национальной литературы. Главная ценность его литературных произведений
заключается в их народном характере, гуманистической направленности, просветительских идеях. В них он выступил против нравственных пороков, за самоусовершенствование человека.
Г.Е. Верещагин был выдающейся личностью. Талантливый представитель удмуртской национальной творческой интеллигенции проложил первые, самые трудные участки путей развития просвещения, науки и литературы родного народа. Изучение биографии Г.Е. Верещагина и его деятельности в качестве учителя, миссионера, ученого и литератора доказывает, что он внес большой вклад в распространение народной грамотности и идеалов христианского просвещения, развитие удмуртской литературы и науки и является просветителем удмуртского народа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Центральный государственный архив Удмуртской Республики
ОАФ 71 «Христорождественская и Свято-Троицкая церкви с. Полом Глазовского уезда Вятской губернии», д. 3, 55.
Ф. 218 «Коллекция копий документов по делу об обвинении удмуртов с. Старый Мултан Сарапульского уезда в человеческом жертвоприношении (Мултанское дело)», д. 1, 3.
Ф. 245 «Сарапульское духовное правление», д. 4109.
Ф.Р-1710 «Семейный фонд Верещагиных–Беренгартен»: предисловие к описи, д. 1, 2, 3, 13, 14, 17, 18, 20, 22.
Фотофонд ЦГА УР, д. 07310.
К родословной Г.Е. Верещагина. 1727–1999 гг. – Ижевск: ЦГА УР, 2001.
Ванюшев В.М. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. – Ижевск,1995.
Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. – Ижевск, 1995–2004.
Верещагин Григорий Егорович // Удмуртская Республика. Энциклопедия – Ижевск, 2000. С.226.
Домокош П. История удмуртской литературы. – Ижевск, 1993.
История удмуртской советской литературы. Т.1.– Ижевск, 1987.
Сахарных Д.М. Был ли Григорий Верещагин автором стихотворения «Чагыр, чагыр дыдыке»? // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой научной конференции УдГУ. – Ижевск, 2005. – С. 97–99.
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1] Домокош П. История удмуртской литературы. – Ижевск, 1993. С. 180.
[2] Внутренние и межнациональные связи удмуртской литературы и фольклора: Сб. ст. – Ижевск, 1978; Об истоках удмуртской литературы: Сб. ст. – Ижевск, 1982 и др.
[3] Верещагин Г.Е. Чагыр, чагыр дыдыке… – Ижевск, 1984; Верещагин Г.Е. Скоробогат-Кащей. Поэма // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора. – Ижевск, 1983.
[4] Верещагин Григорий Егорович // Ученые-удмурты. Биобиблиографический справочник. – Ижевск, 1997. С. 42.
[5] Ванюшев. В. Слово к читателю // Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края. – Собр. соч. в 6 т. Т. 1. – Ижевск, 1995. – С. 8.
[6] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
[7] Вотяки – старое название удмуртов, среди них были распространены самобытные формы дохристианских религиозных воззрений, которые принято называть язычеством. Новокрещен – удмурт, принявший христианство. Христианизация удмуртов проходила на протяжении XVI–XIX вв.
[8] ЦГА УР. Ф. 71. Оп. 1. Д. 55. Л. 149об–150.
[9] Там же. Д. 3. Л. 133; К родословной Г.Е. Верещагина. 1727–1999 гг. – Ижевск: ЦГА УР, 2001.
[10] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.
[11] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
[12] ЦГА УР. Предисловие к описи ф.Р-1710. С. 4.
[13] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 4, 5; Д. 2. Л. 3.
[14] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 8. Л. 1.
[15] Ванюшев В.М. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. – Ижевск, 1995. – С. 46–48.
[16] ЦГА УР. Ф. 218. Оп. 1. Д. 3; В.М. Ванюшев. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. – С. 46.
[17] Сахарных Д.М. Был ли Григорий Верещагин автором стихотворения “Чагыр, чагыр дыдыке”? // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой научной конференции УдГУ. – Ижевск, 2005. – С. 97–99.
[18] Вероятно, он имеет в виду род по матери, которая была русской.
[19] ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 1. Д. 4109. Л. 14об.
[20] Там же. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
[21] Домокош П. История удмуртской литературы. – С. 181.
[22] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 13–17.