Докажите что внешняя политика ссср в 1964 1985 гг носила агрессивный характер
Основные проблемы внешней политики СССР в 1964—1985 годах
Брежневское правление обычно именуют эпохой застоя, но на международной арене в этот исторический период происходили важнейшие события. Основными задачами внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были укрепление позиций в социалистическом лагере, усиление влияния в странах третьего мира и выработка рационального курса в отношениях с капиталистическими государствами.
Основные тенденции
К началу 1970-х гг. общие подходы к решению мировых проблем сводились к признанию либерализации отношений и военно-стратегического паритета между сверхдержавами. Чтобы понять, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, нужно осознавать, что новое ви́дение международных отношений с приходом к власти Леонида Ильича складывалось в условиях холодной войны, длившейся с 1946 года.
В ситуации острого политического противостояния между коммунистической системой Советского Союза и демократической идеологией Запада социалистический лагерь и капиталистический мир были вовлечены в гонку вооружения.
Временами обстановка накалялась настолько, что возникали столкновения, грозившие развязыванием боевых действий и ядерной войны. К 1964 году позади уже были Берлинские блокады (первая в 1948—1949 и вторая в 1961), Корейская война 1950—1953 гг., где СССР и США принимали опосредованное участие в рамках поддержки противоборствующих сторон, Венгерские выступления 1956 г., Карибский кризис 1962 г. Все эти события заставили советское руководство заняться стабилизацией внешней политики.
С момента установления так называемого железного занавеса появилась европейская буферная зона, которая существовала в условиях противостояния Советского Союза и Америки. Западная часть развивалась согласно «плану Маршала», подразумевавшего послевоенное восстановление и борьбу с коммунизмом. На эти задачи США тратили колоссальные экономические ресурсы. А Восточная Европа существовала в рамках «доктрины Брежнева», заключавшейся в ограничении суверенитета стран с целью стабилизации социалистического курса и тесного международного сотрудничества с Москвой.
Военное вмешательство во внутренние дела ЧССР, по мнению Брежнева, заново сплотило содружество социалистических государств, но, как показали дальнейшие исторические события, Пражская весна, наоборот, лишь ускорила раскол. ОВД стала постепенно распадаться, противоречия между лидерами, руководящими коммунистическими партиями, стремительно увеличивались. Структурный кризис был неизбежен.
Военный конфликт с КНР
Раскол в коммунистическом лагере поставил под угрозу дружеские отношения с Китайской Народной Республикой. Между лидерами государств возникли непримиримые разногласия, повлекшие за собой Даманский вооруженный конфликт 1969 года.
Причиной кровавой бойни были идеологические проблемы, на которые Л. И. Брежнев и Мао Цзэдун смотрели по-разному. Сначала из Советского Союза были высланы китайские студенты.
КНР ответила симметричной мерой. Затем возникли территориальные претензии к СССР, встал вопрос о землях Приамурья, Приморья, Забайкалья и части Средней Азии.
У советского руководства не было выхода, кроме как защищать границы собственного государства. Во время Даманской военной операции впервые использовался «Град» — система залпового огня. Китайские потери составили примерно три тысячи человек убитыми. Уже 20 октября 1969 г. между КНР и СССР было подписано соглашение о пересмотре советско-китайской границы.
Разрядка 1968—1975 годов
К концу 1960-х внешнюю политику СССР кратко можно охарактеризовать как примирительную. Добившись ракетно-ядерного паритета, США и Советский Союз получили хороший шанс для ослабления напряженности в международных отношениях. В течение десяти лет были достигнуты важнейшие договоренности, которые обеспечили стабильную безопасность в мире. Неслучайно этот период в историографии принято называть эпохой разрядки.
Прямое противостояние между ядерными сверхдержавами было невозможным, поэтому соперничество перешло на региональный уровень. Советское государство оказывало широкомасштабную прямую военную и стратегическую помощь коммунистическому Вьетнаму, который, защищая суверенитет, боролся с американскими войсками. Неудивительно, что победа вьетнамского народа в 1975 году была воспринята брежневским обществом как собственная.
Ключевыми внешнеполитическими событиями для СССР во времена разрядки стали:
Таким образом, климат взаимоотношений с капиталистическими странами Запада впервые за долгие годы холодной войны стал меняться в сторону конструктивного диалога. Эпоха разрядки первой половины 1970-х подготовила почву для подписания Хельсинских мирных соглашений 1975 г., фактически являвшихся заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти документы, обеспечивающие принципы мира и суверенного равенства, подписали 35 государств.
Поддержка третьего мира
После Саурской революции 1979 года, направленной на борьбу с коммунистическим режимом, в Афганистане была провозглашена демократическая республика. Политбюро ЦК КПСС во главе с Брежневым решило подавить мятеж и оказать военную помощь коммунистическому правительству. Так началась кровопролитная Афганская война, затянувшаяся на десять лет.
Колоссальные средства и силы были потрачены на поддержку режимов и программ социализма. Внешняя политика СССР в 1965—1985 гг. была ориентирована на военную помощь государствам, пытавшимся противостоять американской экспансии. Среди крупнейших конфликтов с участием Советского Союза можно отметить:
С 1982 года возник новый виток гонки ядерного вооружения и одновременно наметился глубокий кризис коммунистического лагеря. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева не отличался последовательностью. СССР в международных отношениях периода 1964—1984 гг. прошел сложный путь от обострения и конфронтации с Западом к разрядке напряженности и стратегическому паритету, а затем к новому этапу противостояния, за которым последовал распад Организации Варшавского договора. В дальнейшем это привело к краху всего социалистического содружества.
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Историческое сочинение
Внешнеполитический курс СССР в 1964-1985 гг. можно охарактеризовать как стабильный и консервативный. Отношения с Западом строились на принципе паритета, «мирного сосуществования» и поиска компромиссов. Вместе с тем, Советский Союз был последователен в укреплении своего присутствия в традиционных зонах своего влияния и противодействовал интервенции США в другие страны (прежде всего – во Вьетнам).
Весь этот период пост министра иностранных дел СССР занимал Андрей Андреевич Громыко. Он был верным соратником и другом Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, Громыко был лучшим дипломатом ХХ века – исключительно компетентным, гибким, но – очень неуступчивым везде, где дело касалось интересов Советского Союза.
Во многом благодаря сильной и последовательной внешней политике кабинета Громыко, авторитет СССР на международной арене во второй половине 60-х – первой половине 70-х достиг своего пика. США, наоборот, сдавали позиции. Поражение во Вьетнаме нанесло колоссальный урон престижу страны.
Следствиями этого стало то, что ориентироваться на СССР стали даже лидеры ведущих капиталистических стран. В частности, президент Франции Шарль де Голль в 1966 году, после визита в Москву, вывел свою страну из НАТО. Канцлер ФРГ Вилли Брандт (1969-1974) провозгласил «новую восточную политику», заключил серию экономических и политических соглашений с СССР и социалистическими странами.
В 1968 году СССР подавил антикоммунистические выступления в Чехословакии, а в 1969-м – решительно пресёк претензии Китая на приграничные территории. Отношения с Китаем надолго охладились, зато в русле советской политики следовали Индия, Ирак, Сирия, Вьетнам, Палестина. Сильными оставались позиции СССР в Центральной Америке, где тон задавали глава Кубы Фидель Кастро и лидер революционного движения Никарагуа Даниэль Ортега.
Крупнейшим внешнеполитическим просчётом руководства СССР стал ввод советских войск в Афганистан (1979). Он привёл к резкому обострению антисоветских настроений в мире, новому витку гонки вооружений и к фактической международной изоляции Советского Союза. Кроме того, в данный период СССР напрасно поддерживал многие развивающиеся страны Азии и Африки, заявившие о своём выборе в пользу социализма. На это были потрачены огромные средства, которые не принесли никаких дивидендов.
Направления внешней политики
Восточная Европа
Страны социалистического лагеря старались ослабить влияние СССР на свою внутреннюю политику. Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек активно развивал дипломатические отношения с Америкой и ограничивал вмешательство Советского союза. Власти государства приняли ряд демократических реформ, расширяющих права граждан. Брежнев опасался выхода Чехословакии из состава Восточного блока, поэтому принял решение о введении войск.
В августе 1968 года произошло вторжение союзных войск в Чехословакию. В результате операции государство осталось в составе восточноевропейского социалистического блока, а в 1970 году был подписан договор о сотрудничестве. Но это событие повлияло на взаимоотношения между союзными странами.
В Польше, Югославии и Румынии наблюдались регулярные антисоветские выступления. Политическая позиция США в Европе, напротив, укреплялась.
Диалог с Западом
Изменение внешнеполитического курса страны происходило поэтапно:
Правительству страны удалось добиться «разрядки» внешнеполитических отношений, но идеологические противоречия между Америкой и Советским Союзом сохранились. Условия договоров выполнялись лишь формально.
Поддержка развивающихся стран
В развивающихся странах Африки и Южной Америки назревал политический кризис. Они стремились избавиться от влияния капиталистического мира, поэтому обратились за помощью к Советскому Союзу. СССР оказывал материальную и военную помощь на безвозмездной основе. Ведь усиление влияния позволяло заключать договоры сотрудничества и размещать на территориях дружественных стран военные базы.
Власти СССР поддерживали национально-освободительные движения в развивающихся государствах и поощряли развитие социализма. Л. И. Брежнев часто проводил встречи с международными лидерами. Например, в 1982 г. Москву посетила И. Ганди.
За время правления Л. И. Брежнева было подписано более 50 договоров со странами Третьего мира, среди которых были:
Проблемы назревали в дипломатических отношениях с Китаем. КНР выдвигала территориальные претензии и открыто провоцировала Советский Союз. Кульминацией конфликта было вооружённое столкновение войск вокруг острова Даманский.
Война в Афганистане
В 1978 году в Афганистане произошла революция, к власти пришла Народно-демократическая партия. Переворот поддержало не всё население государства. Это явилось причиной начала Гражданской войны.
Для противостояния исламской оппозиции новые власти обратились за помощью к СССР. Решение о введении войск в Афганистан было принято не сразу. Л. И. Брежнев не хотел разворачивать боевые действия, а предпочитал оказывать лишь материальную поддержку. Но к 1979 году возникло несколько серьёзных обстоятельств:
В декабре 1979 года советские войска вошли на территорию Афганистана. Брежнев не планировал затягивать военную операцию. Существовал план вывода боевых подразделений в 1980 г.
Но Советские власти недооценили обстановку в регионе. Число оппозиционных формирований постоянно росло. В 1986 г. моджахеды контролировали 70% территории страны.
Вывод войск состоялся только в 1989 году. СССР потеряли около 13 тыс. человек. Ещё более 30 тыс. были ранены или искалечены. Несколько сотен человек попали в плен или пропали без вести. Материальные убытки государства оцениваются в 8 млрд долларов США.
Из-за войны в Афганистане снова ухудшились отношения с США. Новый президент Америки Рейган называл СССР «империей зла». В 1984 г. США разместили ракетные установки на территории нескольких европейских государств. В ответ СССР сформировали военные базы в государствах Северной Америки. Начался новый виток холодной войны.
Тенденции и итоги внешней политики СССР кратко формируются в учебниках истории. Все специалисты приходят к мнению, что они не были однозначными. На некоторое время Брежневу удалось поднять авторитет СССР на международной арене. Он приостановил процесс развала Советского Союза и способствовал развитию социализма в странах Третьего мира. Но наряду с этим, Первый секретарь ЦК КПСС использовал жёсткие меры урегулирования конфликтов, из-за которых погибло несколько тысяч человек.
Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. — основные события, цели и итоги
Политика Л. И Брежнева во второй половине XX века характеризовалась противоречивостью. С одной стороны, первый секретарь ЦК КПСС стремился наладить отношения с Западом и увеличить влияние на страны Третьего мира. С другой стороны, Брежнев вёл агрессивную политику в отношении государств Восточной Европы. Важные достижения внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были перечёркнуты введением войск в Афганистан.
Направления внешней политики
Восточная Европа
Страны социалистического лагеря старались ослабить влияние СССР на свою внутреннюю политику. Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек активно развивал дипломатические отношения с Америкой и ограничивал вмешательство Советского союза. Власти государства приняли ряд демократических реформ, расширяющих права граждан. Брежнев опасался выхода Чехословакии из состава Восточного блока, поэтому принял решение о введении войск.
В августе 1968 года произошло вторжение союзных войск в Чехословакию. В результате операции государство осталось в составе восточноевропейского социалистического блока, а в 1970 году был подписан договор о сотрудничестве. Но это событие повлияло на взаимоотношения между союзными странами.
В Польше, Югославии и Румынии наблюдались регулярные антисоветские выступления. Политическая позиция США в Европе, напротив, укреплялась.
Диалог с Западом
Изменение внешнеполитического курса страны происходило поэтапно:
Правительству страны удалось добиться «разрядки» внешнеполитических отношений, но идеологические противоречия между Америкой и Советским Союзом сохранились. Условия договоров выполнялись лишь формально.
Поддержка развивающихся стран
В развивающихся странах Африки и Южной Америки назревал политический кризис. Они стремились избавиться от влияния капиталистического мира, поэтому обратились за помощью к Советскому Союзу. СССР оказывал материальную и военную помощь на безвозмездной основе. Ведь усиление влияния позволяло заключать договоры сотрудничества и размещать на территориях дружественных стран военные базы.
Власти СССР поддерживали национально-освободительные движения в развивающихся государствах и поощряли развитие социализма. Л. И. Брежнев часто проводил встречи с международными лидерами. Например, в 1982 г. Москву посетила И. Ганди.
За время правления Л. И. Брежнева было подписано более 50 договоров со странами Третьего мира, среди которых были:
Проблемы назревали в дипломатических отношениях с Китаем. КНР выдвигала территориальные претензии и открыто провоцировала Советский Союз. Кульминацией конфликта было вооружённое столкновение войск вокруг острова Даманский.
Война в Афганистане
В 1978 году в Афганистане произошла революция, к власти пришла Народно-демократическая партия. Переворот поддержало не всё население государства. Это явилось причиной начала Гражданской войны.
Для противостояния исламской оппозиции новые власти обратились за помощью к СССР. Решение о введении войск в Афганистан было принято не сразу. Л. И. Брежнев не хотел разворачивать боевые действия, а предпочитал оказывать лишь материальную поддержку. Но к 1979 году возникло несколько серьёзных обстоятельств:
В декабре 1979 года советские войска вошли на территорию Афганистана. Брежнев не планировал затягивать военную операцию. Существовал план вывода боевых подразделений в 1980 г.
Но Советские власти недооценили обстановку в регионе. Число оппозиционных формирований постоянно росло. В 1986 г. моджахеды контролировали 70% территории страны.
Вывод войск состоялся только в 1989 году. СССР потеряли около 13 тыс. человек. Ещё более 30 тыс. были ранены или искалечены. Несколько сотен человек попали в плен или пропали без вести. Материальные убытки государства оцениваются в 8 млрд долларов США.
Из-за войны в Афганистане снова ухудшились отношения с США. Новый президент Америки Рейган называл СССР «империей зла». В 1984 г. США разместили ракетные установки на территории нескольких европейских государств. В ответ СССР сформировали военные базы в государствах Северной Америки. Начался новый виток холодной войны.
Тенденции и итоги внешней политики СССР кратко формируются в учебниках истории. Все специалисты приходят к мнению, что они не были однозначными. На некоторое время Брежневу удалось поднять авторитет СССР на международной арене. Он приостановил процесс развала Советского Союза и способствовал развитию социализма в странах Третьего мира. Но наряду с этим, Первый секретарь ЦК КПСС использовал жёсткие меры урегулирования конфликтов, из-за которых погибло несколько тысяч человек.
Период застоя — правление Брежнева (1964-1982 гг.)
Введение
Внешнюю политику СССР в 1964–1985 гг. определяли: во-первых, А.А. Громыко (Рис. 1) – министр иностранных дел СССР; во-вторых, Л.И. Брежнев (Рис. 2) – Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР. Эти люди были не единственными, кто определял внешнюю политику государства, но от них зависело очень многое.
Рис. 1. А.А. Громыко – министр иностранных дел СССР (
)
Рис. 2. Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР ()
Основные направления внешней политики СССР:
1. Отношения со странами Запада (холодная война, которая определяла взаимоотношения СССР с другими странами).
2. Отношения со странами Восточной Европы.
3. Отношения со странами Востока и странами третьего мира.
Цели и задачи внешней политики СССР:
1. Защита государственных границ и суверенитета СССР.
2. Повышение международного авторитета СССР.
Великое время
Виктор Анпилов, председатель исполкома движения «Трудовая Россия»:
— Времена, которые теперь именуются застоем, запомнились мне как счастливые. Моя страна делала великие дела: осваивала пространства Сибири, строила БАМ, газопровод Уренгой — Помары — Ужгород… Этим с огромным и неподдельным энтузиазмом занимались сотни тысяч молодых людей, которые и зарабатывали неплохо, и свою причастность к делам страны чувствовали. В те времена люди знали, что их труд вливается в труд их республики, что при их помощи народ-гигант творит великую историю. Или взять героя «застойных» анекдотов Брежнева. Что у него было, кроме полной груди орденов? Хорошая квартира на Кутузовском проспекте, «Кадиллак», подаренный Никсоном, — сущие пустяки по понятиям нынешних олигархов! Конечно, людей раздражало сползание партийной элиты в барство, обрастание привилегиями, но и против них не было того озлобления, которое встречается ныне на каждом шагу по гораздо менее значительным поводам.
Отношения со странами Запада
Холодную войну в период правления Л.И. Брежнева можно разделить на три периода.
1. Вторая половина 1960-х гг.
В это время у СССР были достаточно сложные отношения с Америкой. США продолжали неудачную для себя войну во Вьетнаме. Советский Союз в этой войне поддерживал вьетнамцев, которые сражались против американской агрессии. Эта борьба завершилась победой вьетнамского народа, но не без помощи СССР и других социалистических стран.
2. Разрядка международной напряжённости в конце 1960-х – конце 1970-х гг.
Эпоху разрядки символизирует ряд международных договоров. Это договоры по ограничению стратегических вооружений между СССР и США – ОСВ-1 (Рис. 3) (1972 г.) и ОСВ-2 (Рис. 4) (1979 г.). Также это договор СССР и США 1973 г. о необходимости предотвращения ядерной войны. Было осуществлено несколько встреч между Л.И. Брежневым и главами американского государства (Л. Джонсон, Р. Никсон, Дж. Форд, Дж. Картер), причём эти встречи проходили как в Советском Союзе, так и за его пределами.
Рис. 3. Подписание ОСВ-1 Л.И. Брежневым и Р. Никсоном (
)
Рис. 4. Подписание ОСВ-2 Л.И. Брежневым и Дж. Картером (
)
Главным документов времени разрядки стал Заключительный акт совещания о безопасности и сотрудничестве в Европе, подписанный в г. Хельсинки в 1975 г. всеми европейскими странами, СССР, США и Канадой (Хельсинские соглашения) (Рис. 5). В этом договоре впервые после окончания Второй мировой войны были заложены международные принципы, по которым жила и сейчас живёт Европа: нерушимость государственных границ, неприменение силы стран в отношении друг друга, решение конфликтов мирным дипломатическим путём, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, суверенность государств, соблюдение и уважение прав своих граждан, а также граждан других государств, уважение и соблюдение прав человека. Значение Хельсинских соглашений было в том, что мировая общественность перестала беспокоиться и переживать по поводу возможной ядерной войны, и в мире установился порядок.
Рис. 5. Обсуждение Хельсинских соглашений (
)
Основных причин международной разрядки было несколько. Во-первых, Советскому Союзу удалось догнать США по объёму ядерных вооружений, то есть установить т.н. паритет стратегических ядерных вооружений. Америка понимала, что, если она запустит свои ядерные ракеты в СССР, он может сделать то же самое, и тогда это грозило бы разрушением мира и всей человеческой цивилизации. Поэтому США пошли на урегулирование конфликта и разрядку отношений. Во-вторых, это взаимные экономические интересы и выгоды стран, которые были необходимы после кризиса начала 1970-х гг.
Во время правления Л.И. Брежнева руководство СССР говорило, что Советский Союз борется за мир. В 1971 г. была принята «Программа мира», которая во многом легла в основу Хельсинских соглашений. Но несмотря на это, холодная война продолжалась: также было налицо идеологическое соперничество СССР и стран Запада, наращивание (хотя и в более медленных темпах) ядерного и обычного вооружения и т.д. Таким образом, с одной стороны, в мире в 1960-е – 1970-е гг. наступила разрядка международной напряжённости, были подписаны документы, регулирующие мировой порядок, но, с другой стороны, проблемы соперничества и противостояния оставались.
3. Конец 1970-х – начало 1980-х гг. – новый виток международной напряжённости
Считается, что поводом для нового витка международной напряжённости стало решение Советского Союза в 1979 г. ввести войска в Афганистан. Ответом на это стала массовая международная антисоветская кампания. Америка и её союзники бойкотировали Олимпиаду 1980 г. (Рис. 6), проходившую в СССР. В ответ советская олимпийская сборная бойкотировала летнюю Олимпиаду 1984 г., проходившую в Лос-Анджелесе. Также сюда можно отнести катастрофу с южнокорейским пассажирским самолётом над о. Сахалин. Кроме того, американцы стали наращивать вооружения и размещать ракеты средней дальности в Европе. СССР также начал перевооружение в социалистических странах и установил в них ракеты. Все эти действия привели к тому, что в середине 1980-х гг. в отношениях Советского Союза и западных стран наступил кризис. Данный кризис не решался в рамках прежней внешней политики СССР, поэтому требовалось срочное изменение внешнеполитического курса страны, так как мировые отношения капиталистического и социалистического блоков шли к полному охлаждению отношений.
Рис. 6. Открытие Олимпиады 1980 г. в Москве (
)
Предвоенный период[ | ]
Молотов В.М. Нарком иностранных дел СССР
Отношения со странами Восточной Европы
В отношениях СССР и стран Восточной Европы в эпоху правления Л.И. Брежнева было несколько знаковых событий. С одной стороны, дружба, сотрудничество и взаимопомощь стран друг другу через Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи продолжались. Главы государств этих стран и СССР хорошо друг друга понимали, так как были приблизительно одного возраста и с одинаковым мировоззрением. Но с другой стороны, желание стран Восточной Европы ослабить свою зависимость от СССР, а также влияние стран Запада и ошибки советского руководства приводили к некоторым кризисным моментам.
Первым значимым внешнеполитическим событием стала т.н. Пражская весна 1968 г. (Рис. 7), когда руководство Чешской коммунистической партии во главе с А. Дубчеком (Рис. начало демократические реформы. Они проходили под лозунгом «Давайте построим социализм с человеческим лицом». Эти реформы заключались в том, что народу давалось больше свобод, меньше стало давление партии и т.д., но ничего радикального в стране не происходило. Но опасение СССР потерять Чехословакию как союзника и социалистическую страну присутствовало. В августе 1968 г. войска стран Организации Варшавского Договора были введены в Чехословакию. Со стороны Чехословакии эти действия были восприняты как агрессия против независимого государства. Эти события отрицательно сказались на международном авторитете СССР. Ему перестали во многом доверять союзники.
Рис. 7. Пражская весна 1968 г. (
)
Рис. 8. Александр Дубчек – лидер Чешской коммунистической партии ()
Также Пражская весна привела к кризису в Польше в конце 1970-х гг., с которым поляки справились самостоятельно. В середине 1980-х гг. в отношениях СССР и Румынии, Югославии возникают кризисные моменты. Не все страны социалистического лагеря были готовы следовать в русле советской внутренней и внешней политики, что было основной причиной кризисов.
Ранний период[ | ]
С образованием молодого советского государства перед правительством стояла задача по подписанию мирных договоров с Германией и другими странами; получение международного дипломатического признания.
Чичерин Г.В. советский дипломат, Нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—30 гг.)
К моменту создания СССР были заключены Московский договор (1921) и Рапалльский договор (1922) — прорыв дипломатической изоляции, завершены военные действия с добившимися независимости западными соседями: Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией. Сохранялся территориальный спор с Румынией из-за Бессарабии.
В феврале 1922 года советское правительство поддерживало официальные отношения с 11 государствами – Германией, Великобританией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей [1].
Отношения со странами Востока и странами третьего мира
Наиболее сложными во времена правления Л.И. Брежнева были отношения у СССР с Китаем. Все попытки двух стран наладить отношения в 1960-х гг. ни к чему не привели. Более того, Китай выставил территориальные претензии к Советскому Союзу по острову Даманский в 1969 г. (Рис. 9). В этом вооружённом конфликте с обеих сторон погибло по несколько десятков, а по некоторым данным сот человек. Таким образом, отношения Советского Союза и Китая были испорчены.
Рис. 9. Конфликт между СССР и Китаем из-за острова Даманский 1969 г. ()
Несмотря на все конфликты и международные столкновения, СССР обладал в мире большим авторитетом, и страны третьего мира (например, страны Африки и Латинской Америки), в которых шла внутренняя вооружённая борьба, обращались за помощью к СССР. У этих развивающихся стран было более уважительное отношение к Советскому Союзу в 1960-х – 1970-х гг., чем к странам Европы, так как они помнили европейские государства как завоевателей и колонизаторов в недавнем историческом прошлом.
Что касается стран, которые пытались следовать социалистическим путём, то это были Вьетнам, Ливия, Конго, Мадагаскар, Лаос, Кампучия. Также это были страны Латинской Америки: Никарагуа, Чили, где С. Альенде (Рис. 10) начал демократические реформы, но потом власть захватил диктатор А. Пиночет (Рис. 11) при прямой поддержке США, и страна ушла из социалистического лагеря в капиталистический.
Рис. 10. С. Альенде – социалистический руководитель Чили (
)
Рис. 11. А. Пиночет – диктатор Чили (
)
Большая часть авторитета СССР в странах третьего мира рухнула в декабре 1979 г., когда СССР ввёл войска в Афганистан. Причиной этого шага советского государства являлось то, что руководство страны опасалось, что на южных границах СССР в условиях холодной войны окажутся американцы. Дипломатически ввод советских войск в Афганистан не был оформлен. Х. Амин (Рис. 11), афганский диктатор, был свергнут и убит в первые же часы советского вторжения, и в столице утвердился у власти советский ставленник Кармаль. Установить контроль над большей частью территории страны не удалось ни ему, ни советским интервентам, но Афганистан всё же остался социалистическим государством. Таким образом, афганский кризис стал симптомом того, что внешняя политика СССР 1980-х гг. претерпевала тяжёлое и кризисное состояние.
Рис. 11. Х. Амин – афганский диктатор (
)
Культура
Плюсы
Кроме балета, в области которого СССР был тогда «впереди планеты всей», лучшие фильмы Гайдая, Данелия, Рязанова, Тарковского были сняты именно в застойные годы. Тогда же написаны лучшие книги Гранина, Аксёнова, Шукшина, Распутина, Войновича, Айтматова, Астафьева, братьев Стругацких…
Минусы
Четверть из перечисленных выше творцов была вынуждена эмигрировать. Такие понятия, как «самиздат», «магнитофонная культура», «полочное кино», появились тогда же. Притом что СССР был «самой читающей страной в мире», за хорошими советскими книгами приходилось ехать… в соцстраны.
Выводы
В 1964–1985 гг. отношения СССР со странами Запада претерпевали противостояние, затем разрядку, а затем новый виток холодной войны. Со странами Восточной Европы в это время были в общем неплохие отношения, но внутри этих стран зрело недовольство политикой СССР и его влиянием на них. С остальными странами мира у Советского Союза были хорошие отношения, не считая некоторых кризисных явлений и афганского кризиса. Таким образом, несмотря на все успехи во внешней политике СССР, в середине 1980-х гг. в ней наметились серьёзные проблемы.
Домашнее задание
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Список рекомендованной литературы
Социальная политика
Плюсы
Реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население увеличилось на 12 млн человек.
Бесплатным жильём было обеспечено 162 млн человек, а квартплата не превышала 3% дохода средней семьи.
Всеобщее бесплатное здравоохранение. Введена поголовная диспансеризация всего населения, включая детей.
В 70-х годах в вузах СССР бесплатно обучались 4,6 млн студентов. Для сравнения: в современной России их 4,7 млн, а в США — 17,5 млн.
Отсутствие безработицы и довольно слабое социальное расслоение общества.
Минусы
Уравниловка — зарплатная политика, при которой доходы не зависят от результатов труда. Ни уволить плохого работника, ни достойно поощрить хорошего было невозможно. Молодой специалист независимо от способностей начинал карьеру со 120 руб. в месяц.
Очереди в магазинах за самым необходимым. Дефицит и блат — как норма жизни простого советского потребителя. Даже всезнающий Госплан не мог сказать, что исчезнет с прилавков завтра: туалетная бумага, варёная колбаса по 2,20, растворимый кофе, носки, кафельная плитка, мыло или стиральный порошок.