Докажите что восточнославянские племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя
История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Возникновение государства у восточных славян
Образование государства у восточных славян совпало с разложением первобытно-общинного строя, который постепенно сменялся территориальными, политическими и военными связями. В VI–VIII вв. восточнославянские племена составляли значительную часть населения Восточной Европы. Восточные славяне вели оседлый образ жизни. Быт — соседская община, которая является характерной чертой для времени разложения первобытно-общинного строя, образования классов, развития имущественной дифференциации. Основным занятием восточных славян было земледелие.
С VI в. в основных восточнославянских племенах начался процесс разложения первобытно-общинного строя.
В это время у восточных славян появляются:
1) частная собственность на землевладельческие орудия, хозяйство, продукт труда;
2) частной пользование и владение участком пахотной земли, но только до очередного передела земли в общине.
С появлением частной собственности, частного пользования и владения у восточных славян родовая община сменяется территориальной соседской общиной.
Возникает разделение труда, в связи с чем появилась возможность эксплуатации чужого труда. В соседской общине начался процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки, которая обогащалась за счет военной добычи, эксплуатации соседей, торговли, а в последующем и за счет рабского труда. Причиной появления рабского труда у восточных славян явилось попадание разорившихся крестьян в зависимость к богатым землевладельцам (боярам). В рабство попадали и крестьяне, которые не смогли заплатить подать захватившим общинные земли родоплеменным вождям, военно-начальникам, дружинникам.
В VII–VIII вв. формой общественных отношений была военная демократия.
Признаками общественных отношений славян являлись:
1) участие всех мужчин в решении важнейших проблем;
2) особая роль народного собрания, являющегося высшим органом власти в то время;
3) всеобщее вооружение населения.
Обогащение родоплеменной верхушки (вождей, жрецов, старейшин), военноначальников и членов общины путем захвата добычи и пленных, в последующем становившихся рабами, в многочисленных войнах способствовало разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества. Родоплеменная знать и богатые общинники становились господствующим классом, который эксплуатировал как рабов, так и крестьян-общинников.
При зарождении классов у восточных славян родовая власть, военноначальники, дружинники уже стремились присвоить землю, при этом они не сгоняли крестьян с их земель, а превращали в зависимое население, заставляя платить подати.
Возникающие у восточных славян социально-экономические процессы и подготовили общество к возникновению государственности.
Большое значение в это время имели следующие факторы:
1) необходимость ликвидации конфликтов, которые возникали между восточными славянами и соседними племенами;
3) организация торговли и торговых отношений;
4) решение проблем, связанных с усложнением условий жизни.
Власть вождей восточнославянских племен постепенно увеличивалась, усиливалась и видоизменялась, получая формы для его осуществления. Постепенно у восточных славян создавался специальный аппарат политической власти. Во главе восточнославянских племен стояли князья, которые опирались на дружинников и представителей прежней родоплеменной знати. В IX в. образовался территориальный союз с центром в г. Киеве. В 882 г. 2 крупных политических центра древних славян (Киевский и Новгородский) образовали Древнерусское государство, объединившись под властью Киева.
Контрольная работа: Восточные славяне на исходе первобытной эпохи эпохи (VI- середина IX вв.)
Тема: Восточные славяне на исходе первобытной эпохи эпохи (VI- середина IX вв.)
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.91K | Скачано: 133 | Добавлен 05.10.09 в 17:01 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы
Год и город: Барнаул 2008
Введение
Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники.
Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также многие народы мира (германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские, армянские, таджикские и др.) являются народами, родственными славянам, и вместе с ними составляют индоевропейскую группу народов.
По вопросу о происхождении и о древнейшей истории восточных славян существует много различных представлений
Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.
б) Синопсис: славяне и русы
Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в.. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.
В. О. Ключевский следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны.
г) А. А. Шахматов и Л. Гумилев
Б. А. Рыбаков, отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов.
В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения. По-видимому, выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию.
К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активны миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло мощное государство – Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453г.).
В VI в. славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балтийский полуостров; на запад – в среднее Подунавье и междуречья Одера и Эльбы; на восток и север – по Восточно-Европейской равнине. В то время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. [1, с. 26-27]
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Расселение восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы. В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи.
Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.
Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.
Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.
Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.
Хозяйственная деятельность. Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.
В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже – деревянный плуг с железным наконечником – лемехом.
В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Общественный строй. Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».
Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры».
С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь» – на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.
Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.
Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину – группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).
Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.
В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.
Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.
Торговля, города. Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использовали великие водные пути – «из варяг в греки» и по Волге к Каспийскому морю – «из варяг в персы».
Путем «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.
Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Волге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину. По Волге купцы спускаются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологам клады арабских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII-VIII вв.
С развитием торговли связано у славян появлении городов (Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др.). Большинство городов возникало по водному пути Днепр – Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.
Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.
Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали такие княжества: Куявия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
Обычаи, нравы и верования. Между селами устраивали игрища – религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой – привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.
Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной – пиршеством и воинскими играми.
Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны.
В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.
Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни – Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски – «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.
У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря – колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай. [3, с. 25-31]
Заключение
Итак, рассмотрев отобранную литературу, по данной теме, мы можем подвести итог под теми точками зрения, теориями, которые были выше изложены.
Славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив родственных племен, выделяющихся прежде всего в языковом отношении. Но нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов, развивался сам по себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее.
Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и контактировали с населениями разных культур, смешивались с разными племенами.
Некоторые исследователи уже в этом склонные видеть будущее, то что славяне с самого начала были отнюдь неоднородны, с глубокой древности шли чуть-ли не разными путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный процесс завершился образованием племенных групп или союзов племен. Действительно в VI-IX вв. у славян было несколько больших группировок и множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории.
С одной стороны – это вело к смешиванию славян различных регионов и усиления сознания единства во всем славянском мире. Но с другой, именно в это время славяне начинают продвигаться на новые территории и смешиваться с разными иноязычными группами.
Это привело к дальнейшему (VIII-IX вв.) разделению славянской общности на три ветви: западную, восточную и южную.
Но несмотря на противоречивость изложенных точек зрения на начало формирования славянской общности и этническую принадлежность отдельных культур, почти все исследователи единодушно сходятся в том, что в первой половине I тыс. н.э. территория между средним Днепром и Бугом были заняты славянскими племенами. С ними отождествляют населения зарубинецкой, киевской, отчасти пшеворской и северной лесостепной части черняховской культуры. Этнические процессы происходят непрерывно, и все археологические культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели больше или меньше отношения к сложению славянских раннесредневековых общностей, внеся при этом свой определенных вклад в создание физического типа славян, в развитие их материальной, духовной и производственной деятельности.
И в заключении хочется отметить факт, что эта тема- происхождение славян, остается еще не до конца раскрытой в мире науки. Еще сохраняется масса “белых пятен”, противоречий и несоответствий.
Будем надеяться, что в скором будущем, мы будем знать – “Откуда есть пошла Русская земля?”.
Тест.
Разложение первобытного строя у восточных славян сопровождалось:
1/ Переходом от кровно-родственной общины к соседской территориальной.
2/ Ростом имущественной дифференциации соплеменников.
3/ Выделением из общинной среды «лучших» людей и дружинной знати.
Список литературы
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Разложение первобытнообщинных отношений у восточных славян складывание племенных союзов
Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».
Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры».
Вече существовало почти во всех древнерусских городах. На вече народ созывали особые колокола. «Заседало» вече до тех пор, пока не принималось общее решение, но как правило не больше двух недель. В большинстве русских городов после прихода монголо-татарских завоевателей вече постепенно утрачивает свое значение и исчезает.
С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
Главную роль стал играть уже не старейшина, а старший мужчина в каждой отдельной семье, в собственности которой находились дом, приусадебная земля, скот, инвентарь. А вот земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья оставались общинной собственностью. Соответственно, появилось и разделение общины на свободных общинников и рабов, которыми обычно становились захваченные пленники.
В мирное же время сохранялась княжеская дружина профессиональных воинов. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, и младшую. Сильному и опытному князю соплеменники безропотно подчинялись, признавали его верховную власть и мирились с тем, что ему достается большая часть захваченных богатств и военных трофеев. Князь же приближал к себе и щедро одаривал самых отборных воинов.
Нужно сказать, что уже к середине I тысячелетия н.э. процесс разложения общинно родового строя зашел достаточно далеко, спорадически возникали военно-политические племенные и межплеменные союзы, существование которых стимулировалось потребностями защиты от нападения извне.
Норманская теория-один из важнейших дискуссионных аспектов истории
Русского государства.Сама по себе эта теория является варварской по
отношению к нашей истории и к ее истокам в частности.Практически на
основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепен-
ность,вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась
страшная несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах.Обид-
но,что на протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхож-
дения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно точ-
ной и непогрешимой теории.Причем среди ярых сторонников норманнской
теории,кроме зарубежных историков,этнографов,было множество и отечест-
венных ученых.Этот обидный для России космополитизм вполне наглядно
демонстрирует,что долгое время позиции норманнской теории в науке во-
обще были прочны и непоколебимы.Лишь со второй половины нашего века
норманизм утратил свои позиции в науке. В данное время эталоном явля-
ется утверждение,что норманская теория не имеет под собой почвы и в
подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и
антинорманистов первые и занимались поиском этих самых доказатель-
ств,зачастую сфабриковывая их, адругие старались доказать беспочвен-
ность догадок и теорий,выводящихся норманистами.
Уже зная правильное разрешение спора,все же небезынтересно взве-
сить все «за» и «против» и прийти к собственному мнению по поводу это-
Согласно норманской теории,основанной не неправильном толковании
русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами,под-
чинив восточнославянские племена и составившими господствующий класс
древнерусского общества,во главе с князьями-Рюриковичами.На протяжении
двух веков русско-скандинавские отношения IX-XI вв. были предметом
острой дискуссии между норманистами и антинорманистами.
ти временных лет,датированная 6370-м годом, что в переводе на общепри-
въста родъ на родъ, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в се-
бе:»поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша
за морк к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Руь, яко се
дркзии зовутся Свие,друзии же Урмане,Анъгляне,друзии Гъте,тако и си.
Реша Руси Чудь,и Словени,и Кривичи вси:» земля наша велика и обильна,
а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3
братья со роды своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном
первое,и срубиша городъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а дру-
рягъ прозвася Руская земля. «
Этот отрывок из статьи в ПВЛ,принятый на веру рядом историков, и
положил начало построению норманнской концепции происхождения Русского
государства.Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пунк-
та: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически
создали государство,что местному населению было не под силу; и,
во-вторых,варяги оказали огромное культурное влияние на восточных сла-
вян.Общий смысл норманнской теории совершенно ясен:скандинавы создали
русский народ,подарили ему государственность,культуру,вместе с тем
Хотя данное построение было впервые упомянуто составителем лето-
писи и с тех пор на протяжении шести веков обычно включалось во все
сочинения по истории России,общеизвестно,что официальное распростране-
ние норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена
«бироновщины», когда многие высшие должности при дворе были заняты не-
мецкими дворянами.Естественно,что и весь первый состав Академии Наук
был укомплектован немецкими учеными.Считается, что создали эту теорию
немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической обстанов-
ки.Чуть позже эту теорию развил Шлетцер.На опубликование теории мгно-
венно среагировали некоторые русские ученые, в особенности М. В. Ломо-
носов. Надо полагать,что эта реакция была вызвана естественным чувс-
твом ущемленного достоинства.Действительно,любой русский человек дол-
жен был воспринять эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление
русской нации, в особенности такие люди, как Ломоносов.Именно тогда
начался спор по норманнской проблеме.Загвоздка в том,что противники
норманнской концепции не могли опровергнуть постулаты данной теории
из-за того,что изначально стояли на неверных позициях, признавая дос-
товерность летописного рассказа-первоисточника, и спорили лишь об эт-
нической принадлежности славян.
Норманисты упирали на то,что термином «русь» обозначались именно
скандинавы,а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы
не дать норманистам фору.Антинорманисты готовы были говорить о литов-
цах,готах,хазарах и многих других народах.Понятно,что с таким подходом
к решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать на победу в
данном споре.Как следствие, к концу XIX века явно затянувшийся спор
привел к заметному перевесу норманистов.Количество сторонников нор-
маннской теории выросло,а полемика со стороны их противников стала ос-
лабевать.На ведущую роль в рассмотрении этого вопроса выдвинулся нор-
манист Вильгельм Томсен. После того,как в России в 1891г.была опубли-
кована его работа «Начало Русского государства», где были с наибольшей
полнотой и ясностью сформулированы основные аргументы в пользу нор-
маннской теории,многие русские историки пришли к мнению,что норманн-
ское происхождение Руси можно считать доказанным. И хотя антинорманис-
ты(Иловайский, Гедеонов) продолжали свою полемику,большинство предста-
вителей официальной науки встало на норманистские позиции. В ученой
среде установилось представление о произошедшей в результате опублико-
вания работы Томсена победе норманистической концепции истории Древней
Руси.Прямая полемика против норманизма почти прекратилась. Так,
А.Е.Пресняков полагал,что «норманистическая теория происхождения Русс-
кого государства вошла прочно в инвентарь научной русской исто-
рии»(Пресняков А.Е.Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской исто-
рии.- В кн:Памяти Вильгельма Томсена. Л.,1928,с. 46.).
Также основные положения норманнской теории, т. е. норманнское
завоевание,ведущую роль скандинавов в создании Древнерусского госу-
дарства признавало подавляющее большинство советских ученых,в частнос-
ти М.Н.Покровский и И.А.Рожков.По мнению последнего на Руси «государс-
тво образовалось путем завоеваний, сделанных Рюриком и особенно Оле-
гом».Это высказывание как нельзя лучше иллюстрирует положение, сложив-
шееся в русской науке в то время-на самом деле хуже не придумаешь.
Надо отметить, что в XVIII- начале XX века западноевропейские ис-
торники признавали тезис об основании скандинавами Древней Руси,но
специально этой проблемой не занимались.На протяжении почти двух сто-
летий на Западе было всего несколько ученых- норманистов, кроме уже
указанного В.Томсена можно назвать Т. Арне. Положение изменилось лишь
в двадцатых годах нашего столетия. Тогда к России,уже успевшей стать
советской,резко возрос интерес.Это отразилось и на трактовании русской
истории.Стало публиковаться множество работ по истории России. Прежде
всего должна быть названа книга крупнейшего ученого А.А. Шахматова,
посвященная проблемам происхождения славянства,русского народа и Русс-
кого государства. Отношение Шахматова к норманской проблеме всегда бы-
ло сложным. Объективно его труды по истории летописания сыграли важную
роль в критике норманизма и подорвали одну из основ норманнской тео-
рии. На основании текстологического анализа летописи,им установлен
поздний и недостоверный характер рассказа о призвании варяжских кня-
зей. Но вместе с тем он, как и подавляющее большинство русских ученых
того времени,стоял на норманистских позициях! Он пытался в рамках сво-
его построения согласовать противоречивые показания Начальной летописи
и нерусских источников о древнейшем периоде истории Руси.Возникновение
государственности на Руси представлялось Шахматову последовательным
появлением в Восточной Европе трех скандинавских государств и как ре-
зультат борьбы между ними. Здесь мы переходим к некой концепции,четко
определенной и несколько более частной,чем ранее описанные. Итак,по
Шахматову,первое государство скандинавов было создано пришедшими из-за
моря норманнами-русью в начале IX века в Приильменье, в районе будущей
839 года в Бертинских анналах. Отсюда в 840-е годы норманнская русь
двинулась на юг, в Поднепровье, и создала там второе норманнское госу-
дарство с центром в Киеве.В 860-е годы северные восточнославянские
племена восстали и изгнали норманнов и русь,а затем пригласили к себе
из Швеции новое варяжское войско,создавшее третье норманско-варяжское
государство во главе с Рюриком.Таким образом, мы видим,что варяги-вто-
рая волна скандинавских пришельцев-начали борьбу с ранее пришедшей в
Восточную Европу норманнской русью;победило варяжское войско,объеди-
нившее Новгородскую и Киевскую землю в одно варяжское государство,при-
нявшее от побежденных киевских норманнов имя «Русь».Само название
«Русь» Шахматов производил от финнского слова «руотси»-обозначения
шведов и Швеции (Пархоменко В.А. Из древнейшей истории восточного сла-
вянства.-ИОРЯС,1922,т.23.).C другой стороны,В.А.Пархоменко показал,что
высказанная Шахматовым гипотеза слишком сложна,надуманна и далека от
фактической основы письменных источников.
Также крупным норманистским сочинением,появившимся в нашей исто-
риографии в 20-е годы,была книга П.П.Смирнова «Волжский путь и древние
руссы».Широко используя известия арабских писателей IX-XI вв.,Смирнов
стал искать место возникновения Древнерусского государства не на пу-
ти»из варяг в греки»,как это делалось всеми предшествующими историка-
ми,а на волжском пути из Балтики по Волге к Каспийскому морю.Согласно
концепции Смирнова,на Средней Волге в первой половине IX в.cложилось
первое государство,созданное русью-«русский каганат». На Средней Волге
Смирнов искал «три центра Руси»,упоминаемые в арабских источниках IX-X
вв.В середине IX века, не выдержав натиска угров,норманны-русы из По-
волжья ушли в Швецию и уже оттуда после » призвания варягов» вновь пе-
реселились в Восточную Европу, на этот раз в Новгородскую землю(Смир-
нов П.П. Волжский путь и древние руссы.Киев,1928).Новое построение по-
лучилось оригинальным,но не убедительным и не было поддержано даже
сторонниками норманской школы.
Далее в развитии спора между сторонниками норманнской теории и
антинорманистами произошли кардинальные изменения.Это было вызвано не-
которым всплеском активности антинорманистского учения,который произо-
шел на рубеже 30-х годов.На смену ученым старой школы приходили ученые
молодого поколения.Но вплоть до середины 30-х годов у основной массы
историков сохранялось представление о том,что норманский вопрос уже
давно решен в норманистском духе.Первыми с антинорманистическими идея-
ми выступили археологи,направившие свою критику против положений кон-
цепции шведского археолога Т. Арне,опубликовавшего свою работу «Швеция
и Восток».Археологичские исследования русских археологов 30-х годов
дали свои материалы,противоречащие концепции Арне. Важную роль при
этом сыграл выработанный советскими археологами критерий решения воп-
роса об этнической приенадлежности погребальных памятников.Было уста-
новлено,что решающим моментом является не наличие в погребении тех или
иных вещей,а весь погребальный комплекс в целом.Такой подход позволил
В И Равдоникасу на основании произведенных в конец 20-х годов раскопок
курганных могильников Юго-Восточнго Приладожья подвергнуть критике
утаерждения Арне о существовании в этой местности номанских колоний и
установить,что могильники принадлежали местному прибалтийско-финскому
племени(Равдоникас В.И. О возникновении феодализма в лесной полосе
Восточной Европы по археологическим данным.М.:ИГА-
ИМК,1934,вып.103,с.125).А.В.Арциховский подверг критике утверждение
норманистов о существовании норманнских колоний в Суздальской и Смо-
ленской землях,показав,что и здесь большинство скандинавских вещей
найдено в погребальных памятниках,в которых захоронение произведено не
по скандинавскому,а по местному обычаю(Арциховский А.В. Археологичес-
кие данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской зем-
Обосновывавшаяся Арне на археологическом материале теория нор-
маннской колонизации русских земель получила,как ни странно,в последу-
ющие десятилетия поддержку со стороны языковедов.Была сделана попытка
при помощи анализа топонимики Новгородской земли подтвердить существо-
вание в этих местах значительного числа норманнских колоний.Это новей-
шее норманистское построение было подвергнуто критическому разбору
Е.А. Рыдзевской,которой было высказано мнение о важности при изучении
этой проблемы учитывать не только межнациональные,но и социальные от-
ношения на Руси(Рыдзевская Е.А. К варяжскому вопросу.Местные названия
скандинавского происхождения в связи с вопросом о варягах на Ру-
си.М.:ИАН СССР,1934,#7-8).Однако эти критические выступления еще не
меняли общей картины.Названный ученый,как,впрочем,и другие русские
иисследователи,выступали против отдельных норманистских положений,а не
против всей теории в целом.
В середине 30-х годов учеными была впервые разработана «марксист-
ская концепция» возникновения классового общества и государства в вос-
точнославянских землях.Было установлено,что возникновение Древнерусс-
кого государства явилось результатом многовекового процесса социаль-
но-экономического развития восточного славянства и следствием глубоких
внутренних изменений,происшедших в восточнославянском обществе в IX-X
вв.В рамках этой концепции не находилось место для варягов-создателей
русской государственности.Как указывал Б.Д.Греков,на современном уров-
не науки нельзя уже говорить старыми наивными взглядами о том,что го-
сударство могут создать отдельные люди в какой-то определенный
год.(Греков Б.Д.О роли варягов в истории Руси.//Новое вре-
мя,1947,#30,с.12).». государство никоим образом не представляет из
себя силы,извне навязанной обществу,а является только продуктом дли-
тельного внутреннего процесса развития общества.»-эта цитата из клас-
сика марксизма Ф.Энгельса совершенно точно отражает точку зрения марк-
Классики марксизма установили,что государство-«. это машина для
поддержания господства одного класса над другим»,создается лишь тог-
да,когда внутри данной страны в результате разложения первобытнообщин-
ного строя происходит распад общества на классы и формируется экономи-
чески сильный класс,стремящийся к подчинения основной массы населе-
ния,к установлению своего классового господства.Поэтому речь могла ид-
ти лишь о какой-то степени участия норманнов в грандиозных сдви-
гах,происходивших на Руси в IX-X вв.
Положения классиков марксизма явились необходимой основой для
разработки советской концепции происхождения Древнерусского государс-
даже сами ученые,разрабатывавшие ее,не сразу осознали,что эта концеп-
ция подрывает основы,на которых базируется учение норманистов.
После завершения коренных сдвигов в русской историрграфии первым
с прямой критикой основных положений норманской теории выступил
В.А.Пархоменко.Он разобрал основные доводы норманистской школы и пока-
зал,что эти доводы не основываются на серьезном анализе всей совокуп-
ности источников,и поэтому совершенно не убедительны(Пархоменко В.А. К
вопросу о «норманском завоевании» и происхождении Руси.//ИМ,1938,#4).
Уже к сороковым годам позиции русских ученых по норманнскому воп-
росу сформулировал М.И.Артамонов:варяги рано проникли на Русь,но они
стояли на той же стадии общественного и культурного развития,что и
восточные славяне, и поэтому не могли принести на Русь ни более высо-
кой культуры,ни государственности;они лишь влились в местный процесс
образования государства.Да,марксистския наука признает,что в IX-X
вв.,как об этом свидетельствуют достоверные источники,в русских землях
неоднократно появлялись наемные отряды норманнских воинов,служившие
русским князьям,а также норманские купцы,ездившие с торговыми целями
по водным путям Восточной Европы.Однако,основываясь на всей совокуп-
ности письменных,археологических и фольклерных и некоторых других ис-
точников,марксистская наука утверждает,что формирование классового об-
щества,образование древнерусского государства,начало развития феодаль-
ных отношений,формирование русской народности и ее материальной и ду-
ховной культуры-результат глубоких и длительных процессов внутреннего
развития восточнославянского общества,без значительного воздействия
норманнов.Процесс возникновения государственности на Руси был также
исследован в сороковых годах В.В.Мавродиным,в частности был рассмотрен
вопрос об участии норманнов в формировании государства на Руси.Хотя
автор признавал зафиксированное многими источниками участие норманнов
в этом процессе,но в то же время показал достаточно ограниченный ха-
рактер этого участия.В книге признавалось норманнское происхождение
княжеской династии,но вместе с тем указывалось,что династия «потому
удержалась на Руси. быстро слилась с русской,славянской правящей вер-
хушкой» и стала бороться за ее интересы(Мавродин В.В. Образование
древнерусского государства.Л.,1945).В то же время следует отметить,что
в тексте монографии имелось несколько формулировок,которые преувеличи-
вали роль норманнов в процессе образования Древнерусского государс-
В послевоенные годы антинорманистское течение получило свое раз-
витие.Прежде всего это-статьи Б.Д.Грекова с критикой норманистских ра-
бот Т.Арне и финского филолога В.Кипарского:»О роли варягов в истории
Руси» и «Антинаучные измышления финского «профессора»,последняя из ко-
торых вышла в 1950 году.
Еще более детальная критика норманской теории содержалась в рабо-
тах С.В.Юшкова(Юшков С.В.Общественно-политический строй и право Киевс-
В то же время в нашей историографии в первое послевоенное десяти-
летие имелись некоторые недостатки.Некоторые ученые,полемизируя с нор-
манистами,вообще отрицали все,что связано с деятельностью норманнов на
Руси в IX-XI вв.(См напр.Коган С.Путь из варяг в греки.//Вопросы геог-
рафии,1950,#20).Дело дошло до другой крайности:некоторые историки во-
обще отрицали научность норманнской теории.Например,по мнению В.П.Шу-
шарина,в настоящее время норманнская теория «. превратилась в средс-
тво фальсификации истории,то есть стала концепцией,лежащей вне нау-
ки»(Шушарин В.П. Современная буржуазная историография Древней Ру-
си,с.236).К счастью,существовала и иная точка зрения,представленная,в
частностности,Шаскольским:норманская теория- «. научная теория,опира-
ющаяся на длительную. научную традицию,и критика этой теории должна
носить характер серьезной,глубоко обоснованной научной полемики.»При-
нимать норманнскую теорию только как чей-то злой умысел и не имеющее
под собой никаких оснований явленеие,тогда,когда наука уже начала не-
минуемый процесс ее разоблачения,было бы по крайней мере неумно-ведь
были реальные письмеенные источники,на которые опирались сторонники
Общее изложение норманской проблемы с позиций советской науки да-
но в книге В.В.Мавродина.Автор заново подверг критическому анализу ар-
гументацию норманистов,отметил все основные сведения источников,свиде-
тельствующих о различных формах участия норманнов в формировании госу-
дарства на Руси,но в то же время показал ограниченный характер этого
участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной
Европе,явившимся результатом многовекового общественного развития вос-
Вообще,в науке произошло то,что и должно было произойти:полемика
советской науки с норманизмом стала перестраиваться,от борьбы с учены-
ми построениями прошлого века начали переходить к конкретной критике
ныне существующих и развивающихся норманистских концепций,к критике
современного норманизма как одного из главных течений зарубежной науки
К тому времени в норманистской историографии существовало четыре
1).Теория завоевания:Древнерусское государство было,согласно этой
теории,создано норманнами,завоевавшими восточнославянские земли и ус-
тановившими свое господство над местным населением.Это самая старая и
наиболее выгодная для норманистов точка зрения,так как именно она до-
казывает «второсортность» русской нации.
2).Теория норманнской колонизации,принадлежащая Т.Арне.Именно он
доказывал существование в Древней Руси скандинавских колоний.Норманис-
ты утверждают,что варяжские колонии были реальной основой для установ-
ления господства норманнов над восточными славянами.
3).Теория политической связи Шведского королевства с Русским го-
сударством.Из всех теорий эта теория стоит особняком из-за ее фантас-
тичности,не подкрепленной никакими фактами.Эта теория принадлежит так-
же Т.Арне и может претендовать лишь на роль не очень удачной шутки,так
как является просто выдуманной из головы.
4).Теория,признававшая классовую структуру Древней Руси IX-XI вв.
и господствующий класс как созданные варягами.Согласно ей,высший класс
на Руси Был создан варягами и состоял из них.Создание норманнами го-
подствующего класса большинством авторов рассматривается как прямой
результат норманского завоевания Руси.Сторонником этой идеи был
А.Стендер-Петерсен.Он утверждал,что появление норманнов на Руси дало
толчок к развитию государственности. Норманны-необходимый внешний «им-
пульс»,без которого государство на Руси никогда бы не возникло.
Чтобы доказать или,наоборот, опровергнуть ту или иную теорию из
представленных,несомненно,нужны доказательства.Попробуем рассмотреть
некоторые аспекты проблемы более подробно.Любой из приведенных ниже
фактов,так или иначе связанный с темой варягов на Руси,играет на руку
антинорманистам и каждый из них доказывает несостоятельность норманс-
Например,происхождение и значение термина «русь».Филологи из Ев-
ропы-Экблом,Стендер-Петерсен,Фальк,Экбу,Мягисте,а также историки Паш-
кевич и Дрейер пытались утвердить и укрепить построение,согласно кото-
рому «русь» происходит от «руотси»-слова,котором финны называют шведов
племена южных степей середины I тысячелетия нашей эры.Слово»русь»
обозначало существовавшее задолго до появления варягов сильное полити-
ческое объединение Русь,совершавшее военные походы на побережье Черно-
го моря.Если обратиться к письменным источникам того времени-визан-
тийским,арабским,то можно увидеть,что они считают русь одним из мест-
ных народов юго-восточной Европы.Также некоторые источники называют
«норманны» в летописи,на которое упирали норманисты,оказалось поздней-
Похожее положение и у другого основного пункта норманнской тео-
рии-происхождения слова «варяги».Среди разнообразных гипотез есть и
такая,которая предполагает не скандинавское происхождение этого терми-
на,а русское.Еще в XVII в. С.Герберштейн проводил параллели между име-
нем «варяги» и названием одного из балтийских славянских племен-вар-
гов.Эта идея была развита Ломоносовым,позже-Свистуном.Общий смысл их
гипотез сводится к тому,что «варяги»-это пришельцы из балтийских зе-
мель,которые нанимались на службу к восточнославянским князья.Если ис-
ходить из правильности этих гипотез,становится непонятным,откуда в ле-
тописи взялось слово «варяги».Понятно,что искать его в скандинавских
сагах совершенно бессмысленно.
Более пятидесяти ученых на протяжении двух веков занималсь проб-
лемой скандинавских заимствований в русском языке.Норманисты хотели
показать,что многие предметы и понятий в русском языке имеют сканди-
навское происхождение.Специально для этого шведский филолог К.Терн-
квист проела огромную работу по поиску и отсеивания из русского языка
скандинавских заимствований.Результат был совершенно неутешителен.Все-
го было найдено 115 слов,абсолютное большинство из которых-диалекты
XIX века,в наше время не употребляемые.Лишь тридцать-очевидные заимс-
вования,из которых только десять можно привести в доказательство нор-
маннской теории.Это такие слова,как «гридин»,»тиун»,»ябетник»,»брь-
ковск»,»пуд».Такие слова,как»наров»,»сяга»,»шьгла»-употребляются в ис-
точниках по одному разу.Вывод очевиден.Точно с таким же успехом иссле-
дователь А.Беклунд пытался доказать наличие на территории русского го-
сударства скандинавских имен.
Еще одна основа норманистского учения-скандинавская топонимика на
территории Руси.Такие топонимы исследованы в работах М.Фарсмера и
Е.Рыдзевской.На двоих они выявили 370 топонимов и гидронимов.Много?Но
в то время на исследованной территории было 60.000 населенных пунк-
тов.Несложные подсчеты показывают,что на 1000 названий населенных
пунктов приходится 7 скандинавских.Слишком смешная цифра,чтобы гово-
рить о варяжской экспансии.Скандинавские названия населенных пунктов и
рек скорее говорят о торговых связях.
Сторонники норманнской теории также упирали на обилие скандинавс-
ких слов в русском языке Это касалось области гидронимики:понятия
некоторые другие казались варяжскими.Однако было доказано,что эти сло-
ва местного,финского происхождения.
Вообще,если внимательно разобрать все данные,вроде бы поддержива-
ющие норманнскую теорию,они непременно повернуться против нее.К тому
же норманисты используют иные источники,чем антинорманисты,и в боль-
шинстве своем эти источники западные,например, три жития Оттона Бам-
бергского.Такие источники часто фальсифицированны и предвзяты.Источни-
ки же,которые можно брать на веру-византийские,например,совершенно
четко указывают на то,что нельзя смешивать русь с варягами;Русь упоми-
нается раньше,чем варяги;русские князья и дружины молились либо Перу-
ну,либо Христу,но никак не скандинавским богам.Также заслуживают дове-
рия труды Фотия,Константина Багрянородного,в которых ничего не гово-
рится о призвании варягов на Русь.
То же самое можно говорить и об арабских источиках,хотя вначале
норманисты сумели повернуть их в свою пользу.Эти источники говорят о
руссах как о народе высоком,светловолосом.Действительно,можно подумать
о россах как о скандинавах,но эти этнографические выводы весьма шат-
ки.Некоторые же черты в обычаях указывают на славян.
Совокупность всех источников смело позволяет говорить о несостоя-
тельности норманнской теории.Кроме этих неопровержимых доказатель-
ств,существует множество других-таких,как доказательство славянского
происхождения названий днепровских порогов,некоторые археологические
данные.Все эти факты развенчивают норманнскую теорию.Вывод из всего
вышесказанного следующий:можно предположить,что роль норманнов на Руси
в первый период их появления на территории восточных славян( до треть-
ей четверти X в.)- иная,чем в последующий период.Вначале это роль куп-
цов,хорошо знающих чужие страны,затем-воинов,навигаторов,мореходов.
На престол была призвана ославяненная скандинавская династия,ос-
лавяненная,видимо,во второй половине IX века или к моменту прибытия в
Киев Олега.Мнение,что норманны сыграли на Руси ту же роль что и кон-
кистадоры в Америке- в корне ошибочна.Норманны дали толчок экономичес-
не имеет под собой почвы.
Таким образом,роль варягов в развитии государства минимальна,а
норманнская теория в корне неверна.
До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода:
В этой работе я рассмотрю факторы, обусловившие образование Древнерусского государства, предпосылки и этапы его развития; различные теории о возникновении Древнерусского государства и его историческое значение.