Докажите что язык система
почему язык это система
Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением.
Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».
Проще говоря, язык – это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.
Центральным в этом определении является сочетание «особая система знаков», которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не только в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь. Услышав звук выстрела в лесу, мы делаем вывод, что кто-то охотится. Дым – зрительный знак, признак огня; звук выстрела – слуховой знак, признак выстрела. Даже два этих простейших примера показывают, что знак имеет видимую или воспринимаемую на слух форму и некое содержание, которое за этой формой стоит («топят печь», «стреляют»).
Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из четырех букв (звуков), и означаемое – «вид мебели: плита из дерева или другого материала, укрепленная на ножках».
Языковой знак условен: в данном обществе людей тот или иной предмет имеет такое-то название (например, стол), а в других национальных коллективах он может называться иначе (der Tisch– в немецком языке, la table – во французском, a table– в английском).
Слова языка действительно замещают в процессе общения другие объекты. Подобные «заместители» других объектов принято называть знаками, однако то, что обозначается с помощью словесных знаков, – это далеко не всегда предметы действительности. Слова языка могут выступать как знаки не только объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также разного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.
Кроме слов важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они связаны между собой и образуют единое целое – систему языка.
Система – объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:
– состоит из множества элементов;
– ее элементы находятся в связи друг с другом;
– эти элементы образуют единство, одно целое.
Учебное пособие для студента
Загрузить всю книгу
Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.
За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».
Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».
Что же представляет собой язык?
Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Следовательно, каждая система:
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Язык как знаковая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее представление о знаках и знаковых системах
Язык представляет собой в достаточной степени сложное и многомерное явление, сущность которого нельзя раскрыть с помощью какого-либо одного определения. Поэтому язык может быть рассмотрен с разных точек зрения, каждая из которых охватывает конкретную сущностную характеристику языка.
Так, язык можно рассмотреть как систему знаков, которая используется в целях коммуникации и познания окружающего мира.
Предназначение знаков состоит в наименовании каких-либо объектов, предметов, явлений окружающей действительности, которые упоминаются в процессе обмена информацией в коллективе. То есть знаки являются их заменой, которая нашла материальное выражение.
В современной науке принято выделять следующие знаки, которые используются в человеческой жизнедеятельности:
В науке распространён следующий взгляд на знак. Во-первых, знак обозначает некий предмет – значение звука (экстенсионал). Во-вторых, звук выражает определённую информацию об этом предмете – смысл знака (интенсионал). Таким образом, смысл непосредственно указывает на значение. Более наглядно эту взаимосвязь демонстрируют при помощи, так называемого, семантического треугольника.
Характеристика языковых знаков
Особой разновидностью знака является языковой знак. Им признаётся единица языка, которая служит для обозначения объектов, предметов, явлений окружающей действительности и существующих между ними отношений.
К полноценным языковым знакам относятся слово, словосочетание и предложение. Также языковым знаком признают морфему. Однако, поскольку морфема может выразить какое-либо значение только в сочетании с другими морфемами, она признаётся только в качестве частичного знака или полузнака.
Готовые работы на аналогичную тему
Языковые знаки характеризуются наличием совокупности нескольких свойств, которые позволяют их отличить от других средств обозначения:
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что языковой знак материален и идеален одновременно. Это проявляется в образовавшимся в языковом знаке единстве акустического образа (звуковой оболочки) – взаимосвязь материальной формы (означающего понятия) и идеального содержания (означаемого понятия).
Означающее языкового знака состоит из фонем, которые не считаются звуковыми единицами. Уровень дифференциальных признаков фонем также может быть выделен. В результате это приведёт к полноценному восприятию и различению знаков.
Отличительные черты языка как знаковой системы
Научным исследованиям знаковых систем посвящена отдельная научная дисциплина – семиотика. Если имеет место возникновение знаковой реальной системы (в том числе и в языке), то это явление называется семиотизацией. В связи с этим язык рассматривают как семиологическую систему особого рода. Это предполагает наличие у языка нескольких характерных черт, которые являются его отличием от других знаковых систем.
Во-первых, языковая знаковая система является универсальной. Основание для подобного предположения является тот факт, что язык обслуживает все сферы жизни и деятельности человека. Остальные же знаковые системы являются более специализированными: они решают узконаправленные задачи, связанные с каким-либо определёнными сферами и ситуациями человеческой жизнедеятельности.
Во-вторых, языковой знаковой системе присуща способность выражать любое содержание. Этому способствовали многозначность языковых знаков и их возможность к почти бесконечному комбинированию.
Кроме того, язык характеризуется как наиболее сложная знаковая система. Она также является единственной естественной системой в то время, как другие знаковые системы специально созданы человеком, то есть они – искусственные.
В отличие от прочих знаковых систем язык способен к самостоятельному развитию, поэтому к её характеристикам относятся динамичность и открытость.
Таким образом, на основе рассмотренных выше материалов можно сделать вывод, что язык по отношению к другим знаковым системам является первичным, поскольку именно язык выступает основой для формирования других систем. Язык – это те орудие общения и средство формирования мысли, которые являются самыми естественными и первичными для человека. Остальные же знаковые системы, как правило, служат только для «перевода» информации, которая уже выражена знаками естественного языка.
Язык кaк cиcтeмa cиcтeм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Системные отношения языка как особой системы
Язык как система систем – это языковая система, которая имеет свою собственную подсистему, реализованную в различных отношениях.
Слово система может пониматься как:
Введение понятия системы по языку связано с личностью Ф. де Соссюра, хотя приоритет в этом принадлежит И.А. Бодуэн де Куртенэ. Важную роль в обосновании системного подхода к языку сыграли труды языковеда А.А. Потебни.
Понятие системы языка основано на взаимозависимости ее элементов. Для системных отношений не характерно проявление чем-то внешним для каждого системного компонента. Они относятся к этим элементам как их качественная характеристика. Часто отличие системных отношений является единственной основой различения и самих элементов.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип системности языка позволил сформировать понятие грамматического характера – нулевая морфема (вода, воды, воде, воду, водой, воде, воды, вод, водам, воды, водами, водах).
На данный момент тезис о языке как системе всех систем в большей степени касается именно фонетической системы языка. Так как фонема в любом языке не может рассматриваться в изолированном виде, то есть вне сопоставления с другими фонемами внутри одного языка, то и речи не может быть о сопоставительном анализе фонемы этого же языка с фонемами других языков. Фонему можно определить только относительно определенного языка. Каждому языку присуща собственная фонологическая система и собственная система фонологических оппозиций (или противопоставлений фонем).
Свойства языковых единиц в контексте языковой системы
Необходимо различать следующие свойства языковых единиц:
Системообразующие свойства формируют системные связи и отношения. Языковые единицы имеют их еще до вхождения в систему.
Системоприобретённые – это те свойства, которыми система и системные отношения наделяют объект (единицу, элемент) и которые этот объект не имеет вне системы.
Для наглядного объяснения понятий системообразующих и системоприобретённых свойств можно воспользоваться примером, приведенным Т. П. Ломтевым. Если семью из двух человек рассматривать как систему, а членов семьи – как элементы этой системы, то можно констатировать следующее: для того чтобы семья могла образоваться, необходимо, чтобы два человека имели свойства быть мужчиной (лицом мужского пола) и женщиной (лицом женского пола).
Заключив брак, они приобретают свойства быть мужем и женой. Свойство быть женщиной и быть мужем (лицами разного пола) является системообразующим свойством, поскольку оно не создается семейными отношениями, но реализуется в них.
Свойство быть мужем и женой (супругами) они приобретают в системе благодаря установленным между этими элементами отношениями (брачные отношения). Эти отношения характеризуют рассмотренные элементы как члены данной системы. Такие свойства называются системоприобретёнными, или структурно обусловленными.
Для еще более прозрачного сравнения следует обратиться к примерам в языке. В частности, формы «пою, поешь, поет» являются системообразующими, поскольку формируют систему личных форм глагола настоящего времени единственного числа. Форма «пела» в выражениях «я пела, ты пела, она пела» является системоприобретённой, поскольку она представляет то первое, то второе, то третье лицо единственного числа прошедшего времени.
Если предложение «Песня исполняется детьми» рассматривать как систему, то системообразующими являются свойства слов как частей речи, системоприобритёнными являются свойства быть подлежащим, сказуемым или дополнением (определенным членом предложения).
Говоря о языке как системе систем, ученые подразумевают существование взаимообусловленных и связанных в одно целое различных компонентов. Изменение в любой из языковых систем вызывает изменения в других системах.
Так, фонетический закон открытого слога, который действовал еще в славянском языке доисторического периода, привел к интеграции различий существительных с основами на ъ; и: (rabds – рабъ; sunus – сынъ), поскольку отпал согласный, а [ъ] и [и] перешли в один звук [и] и названные формы перестали различаться, а это со временем и обусловило сближение и унификацию парадигм этих существительных.
Стимулирование в английском языке аналитических тенденций связано с тем, что редуцированные окончания оказались неспособными выражать с достаточной четкостью грамматические отношения слов. Чисто фонетический процесс обусловил новые не только морфологические, но и синтаксические явления.
Итак, языковая система – это иерархически организованная и определенным образом упорядоченная целостность взаимосвязанных внутренних систем и подсистем. Нельзя говорить о том, что языковая система механически образуется из суммы внутренних систем, она – сложное строение, природа которого отличаются от природы его компонентов. Некоторое изменение внутри одной внутренней системы может вызвать новые изменения в этой системе или в других внутренних системах.
Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система.
Урок 6. Информатика 7 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система.»
На прошлых уроках мы узнали:
· Информационным сигналом называется определённое изменение физических величин. Человек воспринимает сигналы с помощью органов чувств или специальных приборов и каким-то образом интерпретирует.
· Так же мы рассмотрели основные информационные процессы: сбор, обработку хранение и передачу информации.
· Язык с точки зрения знаковой системы.
В современном мире знаки окружают нас везде. Многие из них мы воспринимаем, не задумываясь об этом. Мы прекрасно знаем, что если зазвонил будильник, пора вставать, а кивок головой означает согласие собеседника. Так мы ежедневно получаем огромное количество информации в виде самых разных знаков.
Так что же такое знак? Знаком называется некоторый заменитель чего-либо – объекта, свойства, явления или отношения. Знаки используются для передачи информации. Когда получатель видит какой-нибудь знак или систему знаков, это должно вызывать в его сознании образ объекта-оригинала. Так, например, если человек видит рисунок лошади на скале или камне – у него в сознании должен появиться образ лошади, который хотел донести до него автор рисунка.
Что бы мы не делали – мы считываем какие-нибудь знаки. Водитель, воспринимает информацию, которую ему несут дорожные знаки. Когда мы находимся на уроке, мы воспринимаем знаковую информацию из книг и записей учителя на доске. А знак начала и окончания урока – школьный звонок.
Разные знаки воспринимаются человеком по-разному. Знаки могут быть: визуальные, звуковые, тактильные, обонятельные и вкусовые. Обычно люди используют для общения между собой только знаки первых трёх типов. Так, примеры визуального знака – это буква или цифра, жест или рисунок. Примеры звукового знака – слово или сигналы азбуки Морзе. Люди, которые плохо видят, используют азбуку Брайля, так называется шрифт, изображаемый оттисками на бумаге, чтобы его можно было воспринимать на ощупь. Это пример тактильных знаков. Многие животные используют для общения между собой обонятельные знаки, например метки территории.
Любой знак работает как соглашение. Это соглашение придаёт чему-то, что мы можем воспринять с помощью органов чувств или приборов определённый смысл. Для передачи знаков используются некоторые сигналы, например школьный звонок, сигналы регулировщика на дороге, сигнализация и другие.
Если взять человека, который никогда не видел светофора и не знает о значении его сигналов, например маленького ребёнка, он может быть и воспримет сигнал, то есть зелёный свет светофора, но он не будет знать, что он означает. То есть для него это будет просто свет зелёного цвета.
В разных группах людей могут работать разные соглашения, касательно одних и тех же знаков. Например, есть множество слов, которые в разных языках звучат похоже, но означают разные вещи. Возьмём слово «Диван». В белорусском и польском языках есть слово «Дыван», которое означает «ковёр». То же самое касается и жестов. Кивок головой в России означает согласие, а покачивание головой из стороны в сторону отрицание. В Греции, Индии и Болгарии значения этих жестов меняются местами. То есть покачивание головой у них означает согласие, а кивок – отрицание.
Визуальные знаки, изображаемые человеком на материальных носителях можно разделить на два типа, пиктограммы и символы. Пиктограммами называются знаки, соглашение об использовании которых имеет явный характер. То есть по форме знака можно догадаться, что он обозначает. Проще говоря пиктограмма – это упрощённое изображение объекта, которого она обозначает. Соглашение об использовании символов имеет уже неявный характер. То есть значение символов устанавливается по договорённости.
Символы – это, например, буквы и цифры, некоторые дорожные знаки. Большую часть информации мы получаем через символы, читая текст или числа, записанные с помощью цифр. Однако есть случаи, в которых проще применять пиктограммы. Например, иногда, некоторое сообщение с помощью пиктограммы можно передать короче или же когда сообщение с помощью текста воспринять затруднительно. Примеры пиктограмм – большинство дорожных знаков. Водителю сложно воспринимать большие объёмы текста, когда он следит за дорогой. В качестве элементов графического интерфейса в операционной системе компьютера используются многочисленные пиктограммы самого разного вида. Например изображения каталогов или корзины. Вспомним всем знакомый смайлик – это тоже пиктограмма.
Большинство знаков, которые использует человек, входят в знаковые системы. Знаковая система – это набор знаков, часто однотипных, которые обладают определёнными правилами создания, осмысления и употребления и служат для передачи некоторых сообщений. Любая знаковая система – это, как минимум два знака. Один знак не может составлять систему. Пример знаковой системы – всё тот же светофор на пешеходном переходе. Эта система содержит два знака – зелёный и красный свет. Каждый из них имеет своё значение.
Ещё один пример знаковой системы – арабские цифры. Эта система содержит десять знаков, в данном случае это цифры, за каждой из цифр закреплено определённое значение и есть правила образования и именования чисел с помощью этих цифр.
Пожалуй, самая важная система знаков – язык. С помощью языка мы можем выразить всё, что угодно. Можем передать другому человеку, который знает наш язык, любое сообщение. Люди могут передавать друг другу сообщения в устной и письменной форме, используя при этом два набора знаков визуальные и звуковые. Визуальные знаки языка называются буквами, а звуковые – не звуками, как вы могли подумать, а фонемами. Можно сказать, что фонемы – это звуки, которые имеют некоторый минимальный смысл. Они складываются в слоги, из слогов состоят слова, а из слов – целые фразы. В русском языке мы используем буквенно-звуковую письменность. Буквенно-звуковая письменность означает, что при письме каждая фонема заменяется буквой или сочетанием буков. Помимо буквенно-звуковой – есть ещё два вида письменности: слоговая и идеографическая. Слоговая письменность используется в японском языке. При такой письменности каждый символ, или иероглиф обозначает один из слогов. А идеографическая письменность используется в китайском языке. При такой письменности каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Все виды письменности начались именно с использования пиктограмм. То есть с упрощения изображений. Так, если взять раннюю письменность древних египтян – прекрасно видно, что большинство иероглифов напоминают некоторые объекты. Позже отдельные люди, чтобы не забыть некоторую информацию стали записывать её с помощью знаков, значение которых они придумывали сами. Такие знаковые системы передавались от человека к человеку и изменялись для более удобного использования.
· Для того, чтобы сохранить или передать информацию, человек кодирует её с помощью знаков.
· Знак – это объект-заменитель, который может обозначать другой объект, явление или отношение. Большинство знаков являются частью знаковых систем.
· Знаковая система – это совокупность знаков, которые обладают набором правил создания, осмысления и употребления и служат для передачи некоторых сообщений.
· Язык – это знаковая система, которую человек использует для прямого или опосредованного общения с другими людьми.