Докажите на примерах что человек обладает широкими возможностями к адаптации
Докажите на примерах что человек обладает широкими возможностями к адаптации?
Докажите на примерах что человек обладает широкими возможностями к адаптации.
Люди населяют практически всю нашу планету.
Ярким примером адаптации человека есть внешность каждой расы.
Например негроидная раса обладает черной кожей, которая защищает их от палящего Солнца.
Монголоидная раса обладает узкими глазами и плоским лицом, что защищало их от песчаных бурь.
Европеоидная раса тоже имеет ряд внешних особенностей, например узкий нос.
Морфологические адаптации у черепах?
Морфологические адаптации у черепах.
10 примеров физиологических адаптаций?
10 примеров физиологических адаптаций.
Примеры морфологических адаптаций у земноводных и ракообразных?
Примеры морфологических адаптаций у земноводных и ракообразных.
Примеры физиологический адаптаций живых организмов к окружающей среде?
Примеры физиологический адаптаций живых организмов к окружающей среде.
Приведите примеры, иллюстрирующие результиаты приспособления организмов к среде обитания(адаптации)?
Приведите примеры, иллюстрирующие результиаты приспособления организмов к среде обитания(адаптации).
Физиологические адаптации млекопитающих?
Физиологические адаптации млекопитающих.
Нужен доклад или хотя бы хорошие примеры.
По 5 примеров физиологических адаптаций у растений и у животных?
По 5 примеров физиологических адаптаций у растений и у животных.
Ответ отмечу как лучший.
Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях?
Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях.
Возможна ли регуляция без обратной связи?
Возможна ли регуляция без обратной связи?
Докажите это на примере регуляции любого устойчивого процесса.
4 примера физиологической адаптации у человека?
4 примера физиологической адаптации у человека.
Вообще это Астробиология но из этого списка это Ботаника или Биология.
Конечно же биология ))))).
Ответ : Радиолярии являются показателем частоты речных вод.
Естественный отбор— основной фактор эволюции, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Искусственный отбор(селекция) — выбор человек..
Адаптация человека к окружающей среде. Механизмы адаптации человека к окружающей среде
Физиологическая адаптация подразумевает постепенное приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды, например, жаре или холоду. Это происходит, поскольку каждое живое существо в значительной степени зависит от окружающих условий. А чтобы организм мог полноценно функционировать, ему необходимо восстанавливать равновесие между протекающими процессами. Изменение условий вносит в них дисбаланс, что может привести к проблемам со здоровьем. Это и привело к появлению физиологической адаптации, которая является единственным способом регулирования внутренних процессов организма под воздействием различных факторов, оказывающих на него раздражающий эффект.
Еще Чарльз Дарвин был заинтересован механизмами физиологической адаптации. Работа Волтеар Бредфорда Кеннона позволила открыть, каким именно образом работает симпато-адреналовая система при сильном стрессе. Также в изучении механизма адаптации ученым помогли работы Павлова и его учеников, которые смогли доказать общность внутренних нарушений у живых организмов при долгом воздействии раздражителей.
Фактически, физиологическую адаптацию можно считать синонимом гомеостаза — способности организмов сохранять постоянство внутренней среды.
Физиологическая адаптация в примерах
Человек способен приспособиться практически ко всему. В качестве примера можно привести световую адаптацию — находясь длительное время на ярком свету, глаза снижают чувствительность к источникам света, тогда как если долго пробыть в темноте, то эффект будет обратным.
Наибольшую роль в исследовании механизма адаптации человека сыграли эксперименты с высотой. Подъем на большую высоту вызывает комплексные изменения, однако наиболее заметной становится гипоксия с пониженным барометрическим давлением. Постепенно начинает проявляться головокружение, одышка, различные зрительные и слуховые нарушения, обычные для больных высотной болезнью. Однако, из-за физиологической адаптации, данные симптомы постепенно идут на спад.
Человек адаптируется к таким условиям:
Изменения затрагивают абсолютно все, начиная от субклеточного уровня, закачивая целостным организмом.
Физиологическая адаптация человека может быть натренирована. В этом случае она протекает гораздо быстрее.
К примеру, закаливание позволяет организму быстрее приспосабливаться к световым и температурным раздражителям. Фактически, при регулярном и длительном воздействии экстремальных раздражителей, можно раздвинуть возможностей человеческого организма.
Живой организм представляет собой чрезвычайно сложную систему, которая функционирует как единое целое, приспосабливаясь к постоянно меняющейся внешней среде и изменяя ее в результате своей деятельности.
Приспособления, которые выработались в организме в процессе эволюции в ответ на воздействия внешней среды, или вырабатываются в процессе жизни каждого индивидуума, называются адаптациями. «Способность к приспособлению является, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни»,
— писал канадский физиолог, лауреат Нобелевской премии Г. Селье.
Эта способность неразрывно связана с другой физиологической закономерностью — способностью организма сохранять постоянство внутренней среды, т.е. гомеостаз. В единстве и гармонии двух этих принципов существования живых организмов и лежит основа развития и безопасности человека (рис. 5.3).
Все адаптации делятся на фенотипические (индивидуальные),
развивающиеся в течение онтогенеза каждого индивидуума, и
генотипические,
или
наследуемые.
Кроме того, выделяют адаптации:
происходящие с затратой энергии за счет перестройки деятельности органов и систем при сохранении гомеостаза организма; например, при возникновении экстремальной ситуации человек перестраивает свою деятельность так, чтобы сохранить жизнь и здоровье в этих условиях;
Основные принципы безопасного существования организма
, которые протекают по принципу
подчинения
организма условиям среды (например, смена окраски шерсти у зайцев в зимний период года; принятие правил того сообщества, в которое человек попадает) или
избегания
их (залегание медведя в берлогу на зимнюю спячку; отъезд человека из зоны ЧС, где идут спасательные работы). Человек, в отличие от животных, кроме биологических механизмов может использовать социальные достижения для адаптации, такие как одежду, кондиционеры, транспорт, защитные приспособления и т.д. В процессе эволюции это привело к уменьшению функциональных биологических резервов адаптации, что потребовало развития социальных средств повышения безопасности существования человека (рис. 5.4).
В процессе индивидуальной адаптации выделяются два этапа: срочный и долговременный.
этапа адаптации является то, что организм использует для приспособления имеющиеся в его распоряжении ресурсы, и поэтому сообразно действию фактора внешней среды формируется ответ, обусловленный напряжением функций всех органов и систем. Такое функционирование на пределе физиологических возможностей представляет прямую опасность для организма, поскольку высока вероятность возникновения срыва. С другой стороны, срочная адаптация не обеспечивает реализацию всех потенциальных адаптивных возможностей организма, а только включает «оперативные», имеющиеся в данный период, возможности.
Долговременный этап адаптации развивается постепенно в процессе длительного, хронического воздействия на организм нагрузок или факторов среды. Повышение интенсивности функционирования структур является первым шагом, запускающим долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит образование новых структур (например, увеличение количества клеток) или увеличение размеров уже имеющихся структур. Эти новые структуры могут в дальнейшем обеспечить выполнение возросших задач. Так, например, адаптация мышечной системы к повышенным нагрузкам выражается в увеличении мышечной массы. Новые структуры формируются по следующей схеме. Усиление работы органа (сердца, скелетных мышц, легких и т.д.) мобилизует синтез нуклеиновых кислот и белков в работающих клетках благодаря экспрессии гена, ответственного за синтез того или иного конкретного белка. Это приводит к наработке РНК или увеличению скорости ее транскрипции на структурных генах ДНК. Увеличение количества информационной РНК вызывает рост количества рибосом, в которых и происходит синтез белковых молекул. В результате масса работающей структуры нарастает и увеличиваются ее функциональные возможности. Возникшие новые структуры называются системным структурным следом (ССС) (рис. 5.5).
Процесс адаптации связан с формированием общего адаптационного синдрома (ОАС), описанного канадским физиологом Г. Селье. «Общий адаптационный синдром — это комплекс реакций, возникающий в целостном организме под действием различных повреждающих факторов и обеспечивающий приспособление организма к данным условиям» (Г. Селье. «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», 1936). Общий адаптационный синдром — неспецифическая реакция организма на самые разнообразные сильнодействующие факторы, в том числе и на факторы среды. Интенсивность ОАС зависит от силы действующего фактора. Общий адаптационный сидром нередко обозначают как стресс-реакцию. Стресс
(англ.
stress
— напряжение) У. Кэннон (1927) определил как физиологические реакции, возникающие в организме человека и животных под действием стимула, несущего угрозу, — стрессора. Стрессоры могут быть разной природы: физические, химические, биологические, психические;
Этапы формирования срочной и долговременной
адаптации (по Ф. 3. Меерсону)
СССР — системный структурный след; Г Ф — генетический аппарат – функция
однако реакция организма, независимо от этого, протекает по одному сценарию.
Проявления стресса (триада Селье) заключаются в следующем: 1) увеличение массы надпочечников; 2) инволюция (обратное развитие) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических узлов; 3) появление кровоточащих язв в желудке и двенадцатиперстной кишке.
Общий адаптационный синдром в своем развитии проходит ряд стадий. Первая из них — реакция тревоги (alarm reaction); вторая — стадия резистентности (устойчивости); третья — стадия восстановления (если раздражитель прекращает свое действие) или истощения (если стрессор значительной силы или действует в течение продолжительного времени), после которой организм, как правило, погибает.
Во время стресса в качестве наиболее ранней реакции происходит активация симпатической нервной системы (системы стресса), которая вызывает усиление деятельности сердца, повышение кровяного давления, повышение обмена веществ во всех органах и системах, т.е. адаптационно-трофический эффект (по JI. А. Ор- бели); стимуляцию выброса в кровь из мозговой зоны надпочечников катехоламинов, к которым относятся такие гормоны, как адреналин и норадреналин (рис. 5.6). Под влиянием катехоламинов идет распад гликогена в печени и в крови повышается концентрация глюкозы. Кроме того, адреналин является сильным липолитическим фактором, стимулирующим распад жира с образованием свободных жирных кислот и энергии. Основной же эффект катехоламинов состоит в мобилизации энергетических и структурных резервов организма, что обеспечивает активацию нервной (психической) и мышечной деятельности. Параллельно активируется гипоталамо-,
Механизм формирования стресса
(общего адаптационного синдрома— ОАС)
гипофизарно-надпочечниковая система и в кровь секретируются огромные количества глюкокортикоидов (важнейший из них у человека — кортизол). Один из основных эффектов кортизола состоит в том, что он повышает уровень сахара в крови, причем делает он это за счет стимуляции глюконеогенеза — синтеза глюкозы из неуглеводных источников, в частности из аминокислот. Концентрация глюкокортикоидов в крови во время стресса может вырасти в десятки раз. Совокупность этих нейрогормональных перестроек в организме в условиях стресса обеспечивает органы питательным и энергетическим материалом, что необходимо для активации деятельности человека в стрессовой ситуации.
Стрессовая реакция, если завершается восстановлением, повышает устойчивость организма к самым разнообразным факторам и, с одной стороны, является положительной, поскольку лежит в основе закаливания, тренировок; с другой стороны, нередко после перенесенного стресса, если вовремя не оказана психологическая помощь, развивается так называемое посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое является тяжелой болезнью.
В организме для уменьшения воздействия стрессирующих факторов существуют и антистрессовые системы, которые включают следующие внутренние и внешние компоненты:
— образование эндогенных морфиноподобных веществ (опиатов), вызывающих уменьшение боли, улучшение настроения, повышение порога чувствительности;
— наличие антиоксидантных систем, нейтрализующих недоокисленные продукты обмена веществ, которые укрепляют клеточные мембраны (витамины Е, С, ферменты и т.д.);
— активация парасимпатической нервной системы за счет умеренной физической нагрузки, глубокого диафрагмального дыхания, медитаций, мышечной и психической релаксации (расслабления), аутотренинга;
— рациональное питание с повышенным содержанием овощей и фруктов, обладающих антиоксидантными свойствами;
— в трудных ситуациях, когда естественные антистрессовые системы не справляются, используется фармакотерапия (прием седативных препаратов).
Таким образом, в любых ситуациях жизнедеятельности в организме устанавливается баланс между стрессовыми и антистрессовыми механизмами, благодаря чему сохраняется жизнь в экстремальных ситуациях и формируются срочные или долговременные адаптивные реакции к внешним воздействиям. Это помогает человеку повышать свой уровень защищенности (безопасности) в любой новой ситуации, а также при действии различных факторов, угрожающих жизни и здоровью.
Психофизиологическая адаптация — как человек приспосабливается к обществу
Данный тип адаптации отличается от прочих тем, что процесс здесь двусторонний. Внешняя среда влияет на человека, однако и его личность привносит в общество свой вклад с учетом различных психологических особенностей.
Всего есть три типа такой адаптации:
Данный процесс адаптации, как правило, сопровождает человека с самого рождения. Каждый новый этап жизни требует проявления адаптивности — способности приспособления к меняющимся обстоятельствам.
При этом процесс далеко не всегда безболезненный. Если он затягивается, могут возникнуть различные расстройства сна, раздражительность и навязчивые состояния.
Урок » Возможности человечества к адаптации»
Разработка урока по экологии в соответствии с ФГОС, использованием разных форм работы
Просмотр содержимого документа
«Урок » Возможности человечества к адаптации»»
МБОУ Хвощевская СОШ Богородского района Нижегородской области
Курсы по экологии при НГПУ им. К. Минина
Разработка урока по экологии
«Возможности человечества к адаптации
Зуева Елена Николаевна
Адрес: 607623Нижегородская обл.,
Богородский р-н, с. Хвощевка,
ул. Центральная, д.83,кв.29
телефон мобильный: (904) 781-0463
Расширить знания учащихся о возможностях человека к адаптации
Образовательный аспект цели
Сформировать понятия адаптивных типов
( арктического, тропического, аридного, высокогорного, континентального), «спринтерах» и «стайерах»,активной адаптации, влиянии современного ритма жизни на здоровье человека Закрепить знания о стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, здоровье человека.
Развивающий аспект цели
Развивать умение устанавливать межпредметные связи, использовать знания, полученные на уроках ОБЖ и биологии и личный опыта.
Воспитательный аспект цели
Развивать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Владеет понятиями: адаптация, акклиматизация, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, здоровье. Познакомится с понятиями адаптивные типы( арктический, тропический, аридный, континентальный, высокогорный), «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация.
Формулировать цели урока, определять плана изучения темы, уметь находить ответы на вопросы, анализируя различные источники, выполнять схему, сравнивать определения, изучать и излагать материал учебника и свою точку зрения
Уметь работать в группах, доброжелательно выслушать ответы одноклассников, задавать дополнительные вопросы оценивать свою работу и работу одноклассников.
Понимать важность здоровья, необходимость поддерживать его для полноценной жизни человека в обществе, интересоваться вопросами адаптации человека.
Содержание и обоснование этапа урока
1 этап: Постановка общей дидактической цели, создание у школьников положительной мотивации к ее решению, принятие задачи учащимися
Учащимся предлагается два высказывания. И предлагается выбрать одно из них, правильное и привести в доказательство аргументы. Могут ли учащиеся сделать это сейчас? Предлагается определить, что нужно повторить, чтобы ответ был осознанным и обоснованным.
Выясняется актуальность темы в современных условиях
Знакомство с темой урока.
Определение плана изучения темы урока.
Возможности адаптации человека безграничны
Возможности адаптации человека небезграничны.
Можете ли вы ответить на этот вопрос сейчас? Какие понятие вам нужно вспомнить, для того чтобы ваш ответ был обоснованным?
Насколько актуальна сейчас эта тема? Почем
Учитель предлагает вспомнить, что знают учащиеся по данным вопросам, для каждому ряду в парах ответить на вопросы?
1.Что такое адаптация у животных, как она проявляется, какую роль в жизни животных она играет? Чем адаптация животных отличается от адаптации человека?
2.В каких климатических условиях, в каких природных зонах живет человек?
Есть ли млекопитающие, которые могут жить во всех этих климатических условиях?
3. Что такое стресс? Это благо или зло для человека? Какие изменения окружающей среды могут вызвать стресс?
Тема сегодняшнего урока «Возможности человека к адаптации»
Какие вопросы мы с вами должны рассмотреть?
По ключевым словам, выделенным в параграфе, учитель предлагает составить план урока.
Учащиеся предполагают адаптации, адаптация человека к климатическим условиям, стресс, экологические факторы
Человек осваивает разные уголки территории земли, путешествует, работает, отдыхает, находится при этом в климатических зонах, к которым он не приспособлен,
изменяет окружающую среду, не всегда положительно, и сам человек должен приспособиться к этой неблагополучной среде. Современная жизнь вызывает стрессы у человека, так как ритм жизни ускорился, жизнь в крупных городах требует быстро реагировать менять распорядок дня образ жизни.
Учащиеся в паре обсуждают вопросы и один из группы отвечает на данные вопросы. Другие учащиеся могут дополнить ответ.
Учитель и учащиеся приходят к выводам:
1.Адаптация— приспособление организмов к условиям среды. Организм животных и растений приспосабливается к различным климатическим условиям, высокой или низкой температуре, разной влажности, наличию или отсутствию воды, смене времен года, разному количеству кислорода и т.д. Животное приспосабливается, но оно не может изменить условия, а человек может изменять среду, чтобы выжить в ней.
2.Человек может жить практически во всех климатических поясах и природных зонах. Ни одно млекопитающее не способно на это.
Учащиеся выделят вопросы:
2. «Стайеры» и «спринтеры»
3. Поведение людей во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
4. Активная адаптация
5. Здоровье человека и адаптация.
2 этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения
учитель инструктирует каждую группу.
Учащиеся изучают предложенный материал : учебник, материал данные на карточках и выполняют задание
Задание первой группе:
Как называется приспособление к климатическим условиям? Чем отличаются феноакклиматизация и генноакклиматизация, приведите примеры
Задание второй группе:
Изучите, какие бывают адаптивные типы.(стр.14-15)
Сопоставьте расы с адаптивными типами: и сделайте выводы. Почему для характеристики акклиматизации недостаточно знания рас?
Задание третьей группе: Дайте определение «стайеров» и «спринтеров»
Определите, о ком идет речь в «Книге рекордов Гиннеса» и песне В.Высоцкого
« Песня бегуна на короткую дистанцию» стр. 16
Задание четвертой группе: Что такое стихийное бедствие? Какие стихийные бедствия вы можете назвать?
Составьте схему, в которой будут представлены различные стихийные бедствия.
Стихийных бедствий, подчеркните наиболее опасные, выделите цветом те, которые встречающиеся в нашей местности.
Задание пятой группе: Что такое активная адаптация? Как она проявляется?
Задание шестой группе: Дайте понятие чрезвычайной ситуации. Приведите примеры. Укажите, в чем сходство и отличие чрезвычайной ситуации от стихийного бедствия. Что нужно делать, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций? Как минимизировать урон от них.(стр.18)
Задание седьмой группе: Дайте понятие здоровья человека.
Правила поведения человека, стремящегося сохранить здоровье.
Восьмая группа- группа экспертов изучает весь материал §2 продумывает доводы безграничности и ограниченности адаптационных возможностей человека.
Акклиматизация- приспособление к климатическим условиям.
Геноакклиматизация — это глубокие сдвиги в морфологии и физиологии, передающиеся по наследству, закрепленные в качестве новых наследственных характеристик географических рас и видов.
( монголоидная, европеоидная, негроидная расы, их особенности)
Представители одной расы проживают в разных условиях и наоборот представители разных рас в сходных, поэтому правильнее говорить не о расах, а о адаптивных типах— людях приспособленных к проживанию в различных климатических условиях. Существуют следующие адаптивные типы:
арктический( житель Заполярья), аридный( обитатель пустынь), высокогорный( жители гор),континентальный ( население умеренного пояса )
В тетради и на доске выполняется схема:
Расы Адаптивные типы
Люди одной расы могут проживать в разных климатических поясах, следовательно, приспособлены к разным условиям. И люди, принадлежащие разным расам в одном климатическом поясе, значит, у них будут общие признаки.
Во втором примере «стайеры», он сумели около шести месяцев прожить в открытом море.
Дети составляют схему:
Активная адаптация –преобразование окружающей среды, технические изобретения, которые позволяют смягчить внешние воздействия.
Примеры: строительство домов, оборудованных системой отопления, водоснабжения, электричеством и газом, система орошения в засушливых районах, теплицы за Полярным кругом.
Человек не может предотвратить стихийное бедствие, но может его предсказать(прогнозировать), может возводить сооружения, защищающие город от селей, цунами, оползней, наводнений и т. д. организует службы спасения, учит людей вести себя в такой ситуации.
Они также как стихийные бедствия несут урон, приводят к гибели людей. Но в отличие от стихийных бедствий они бывают на технических объектах. Они в большей степени несут загрязнения окружающей среде. Они могут быть связаны со стихийными бедствиями, а могут быть связаны с человеческим фактором, преступной халатностью, научными просчетами.)
Необходимо просчитывать все возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, чтобы исключить их.
Проводить учения, чтобы люди знали как себя вести в такой ситуации. Строго соблюдать технологическую дисциплину.
Здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней (Определение Всемирной организации Здравоохранения).
Здоровье – это не только отсутствие болезней, нормальное функционирование всех систем организма, но и состояние физического, психического, социального благополучия, способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Причины болезней человека:
1. Неблагоприятные условия окружающей среды. ( экологическая обстановка)
2. Ускорившийся ритм жизни.
3. Поведение человека, отношение его к своему здоровью( вредные привычки, гиподинамия, несоблюдение гигиены, отказ от профилактики)
1. Укреплять организм
2. Заботиться о чистоте окружающей среды
3. Правильно питаться
4. Иметь достаточную физическую нагрузку.
5. Соблюдать режим труда и отдых.
6. Делать профилактические прививки.
3-й. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня
Заслушивается выступление каждой группы. Группа экспертов задает дополнительные вопросы
Учитель предоставляет слово группам, может задать наводящие вопросы.
От каждой группы выступает ученик, раскрывая вопросы, предложенные группе.
Все учащиеся записывают основные положения.
III. Рефлексивно-оценочная часть
4-й этап. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль.
Возвращение к высказываниям, предложенным в начале урока.
Взаимная оценка и самооценка
Вернемся к началу урока. Как вы сейчас ответите на этот вопрос?
Ограничены ли адаптивные возможности человека или они безграничны. Приведите не менее трех аргументов, чтобы доказать выбранное вами суждение.
Учитель подводит итог, обобщает сказанное.
Учитель оценивает работу экспертов.
Учащиеся в группах выбирают утверждение, с которым они согласны и обсуждают совместно доводы, которые они могут привести в защиту данного утверждения.
Группы приводят доводы, подтверждающие данное положение.
записываются в тетрадь
Адаптивные возможности человека безграничны:
1.Человек живет в различных климатических поясах и природных зонах
2.Человек может изменять природную среду изменяя ее (активная адаптация)
3. Человек может выжить во время стихийных бедствий в экстремальных ситуациях, чрезвычайных ситуациях
4. Человек может предвидеть стихийные бедствия и избежать их.
5. Человека с детства учат поведению в экстремальной ситуации.
Адаптивные возможности человека небезграничны:
1.Человек не может справиться со стихийными бедствиями, которые несут гибель людей(землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов).
2. Человек сам изменяет планету и его деятельность приводит к разрушительным последствиям для него самого: загрязнение воды, воздуха, почвы)
3. Невозможно всегда предвидеть или избежать чрезвычайных ситуаций на предприятиях, в результате которых происходит гибель людей.
3. Адаптивные возможности человека ограничены его физиологическими особенностями, как биологического вида
(не может жить в воде, без воздуха, без воды, без пищи, находиться долго в холоде или при высокой температуре, кожа, слизистые оболочки чувствительны к химическим веществам химическим веществам)
Эксперты могут дополнить работу групп, оценивает работу каждой группы. Членам групп предлагаются оценочные листы, в которых каждый оценивает работу каждого члена группы по пятибалльной системе.
5-й этап. Подготовка учащихся к работе вне школы
Д/З §2, повторить определения основных понятий.
1. Найдите в печати или интернете информацию и преодолении последствий стихийного бедствия. Сформулируйте этапы его преодоления.
2. Докажите на примерах, что человек обладает широкими возможностями к адаптации.
3. Кто вы, по-вашему «спринтер» или «стайер»? ответ обоснуйте
4.Какое влияние оказывает на биосферу стратегия активной адаптации человека- положительное или отрицательное?»
Приложение №1. Определения феноакклиматизации и геноакклиматизации.
Феноакклиматизация — это непосредственная реакция организма на новую среду, выражающаяся в фенотипических (внешних), физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа.
Приложение№ 2. Человек в стрессовой ситуации (из книги рекордов Гиннеса)
Попадание молнии в человека.
Длительное пребывание в открытом море.
-Табвай Микайе и Арента Табейтабу с о. Никунау (Кирибати) вместе еще с одним рыбаком 17 ноября 1991 г. попали в циклон вскоре после того, как вышли в море в своей 4-метровой открытой лодке. Всех троих обнаружили 11 мая 1992 г. унесенными на 1800 км к берегам Западного Самоа, где их и выбросило море. Третий из них скончался за несколько дней до этого.
В.Высоцкий. Песня бегуна на короткую дистанцию
Десять тысяч и всего один забег
В это время наш Бескудников Олег
Вот тогда наш тренер мне и предложил,
Я ж на длинной на дистанции помру,
Пробегу всего от силы первый круг
Но сурово эдак тренер мне
Главное дело, чтоб воля, говорит, была
Воля волей, если сил невпроворот,
Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот,
Подвела меня (ведь я предупреждал)
Пробежал всего два круга и упал,
А наш тренер, экс- и вице-чемпион
Не пускать меня велел на стадион,
Ведь вчера еще мы брали с ним с тоски
А сегодня он кричит: меняй коньки
Он парень неплохой, ну и бог с ним,
Я теперь ведь занимаюсь и борьбой
Не имею я теперь на счет на свой
Все вдруг стали очень вежливы со мной.
Соотнесение рас и адаптивных типов
Негроид
монголоид