Доклад что такое полифония
Выразительные средства музыки: Полифония
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Полифония
Сущность полифонии именно в том,
что голоса здесь остаются самостоятельными
и сочетаются в единстве высшего порядка.
М. Бахтин
Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово «полифония», в переводе с греческого означающее «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.
Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией». Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.
С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.
Точно так же свет и покой изначально излучает полифоническая музыка. Ее воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Независимость от мирской суеты, от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в лучших своих образцах полифонические композиции несли печать неземной красоты.
А если учесть, что исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, полным торжественности и мощи, в храме, где высота колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то впечатление красоты многократно усиливалось. Может быть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения.
При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.
Бах. Месса си минор
Токката и фуга Ре минор BWV 565
Это короткое произведение, написанное молодым Бахом, значит в истории музыки гораздо больше, чем многие «большие концерты» маститых композиторов.
Органная музыка в Германии до И. С. Баха имела давние традиции. Опыт целой плеяды замечательных мастеров органного искусства служил Баху опорой. Он был лично знаком со многими представителями старшего поколения немецких органистов и мог в живом звучании воспринимать национальное своеобразие немецкой органной музыки.
Именно орган стал для Баха родной стихией. Здесь его гений раскрылся во всем своем великолепии и необъятности. Орган стал для него своего рода оркестром, который мог выдержать грандиозный размах его импровизаций.
Для этого инструмента Бахом создано огромное количество произведений. Это были и большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одночастные хоральные прелюдии. Основу органных миниатюр у Баха составляли мелодии протестантских хоралов.
Вершиной органного творчества Баха стали его знаменитые Токката и фуга ре минор.
Токкату и фугу ре минор композитор написал, вероятно, еще в юности – во всяком случае, до переезда в Веймар. Виртуозное, исполненное молодой страстности и высокого религиозного чувства, это сочинение требует от исполнителя не только блестящей техники, но и способности к импровизации.
Вся пьеса длится не более десяти минут. Но за это время она успевает захватить слушателя, подчинить его себе, она заставляет его пережить целую жизнь, полную восторга и смятения.
Презентация
Доклад на тему «Рождение полифонии»
Чем больше мы слышим музыкальных произведений, тем больше мы в состоянии оценить красоту и своеобразие каждого отдельного произведения. Как и все искусства, музыка помогает людям увидеть и понять богатый и многообразный мир. Она может поведать о правдивых и фантастических событиях, нарисовать картину природы, передать движение поезда или весёлый шум толпы. Но музыке особенно свойственно выражать настроения людей, их чувства и переживания.
Музыкальные произведения существуют в разных видах и жанрах.
Сегодня мы поговорим с вами об одном из этих видов-полифоний. Возникло это слово от греческого «поли»-много, «фон»-звук. Итак «полифония» означает на русском языке- «многоголосие». В человеческой речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый своё, и чтобы из этого выходила не путаница, непонятная чепуха, а напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чувство возможно. Полифония- это вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучит несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом его главное отличие от другого вида- гомофонии (от греческого «гомо»- равный), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают ( как, например, в романсе, песне, танце ). Коснёмся истории возникновения полифонии. Полифонический склад свойственней музыке различных стран и эпох. В многовековом историческом развитии полифонии выделяются 2-а этапа:
Полифония свободного стиля (18-20 вв.). Она внесла огромное разнообразие и свободу в ладо- интонационное строение мелодии, обогатила гармонию и музыкальные жанры. Полифоническое искусство свободного стиля нашло своё воплощение в творчестве зарубежных композиторов: Баха, Генделя, Бетховена, Моцарта; русских: Глинки, Чайковского, Шостаковича.
Примерно 1000 лет назад Григорианский хорал обрёл своего спутника- второй голос. Сначала этот голос просто двигался параллельно первому в кварту, квинту или октаву в том же ритме. Такие формы назывались органумы (слуш. №8). Музыка звучала не только в средневековой церкви, светские песни пели и странствующие рыцари, и актёры, танцоры, пели феодалы, ремесленники и школяры-студенты. И вот в 12- ом веке появляются первые музыканты- профессионалы. К 15-му веку (а это уже эпоха возрождения) распространяется домашнее хоровое пение.
Полифония так называемого строгого письма со сложными контрапунктами, имитациями становится всё более свободной, разнообразной и выразительной. И вот, в полифоническом произведении 16-го века, которое мы сейчас послушаем, слышится, как кукует кукушка, поют птицы. Так возникает программная музыка (слуш.№16).
А в это время в католической церкви продолжает господствовать месса. Мы сейчас услышим фрагмент 6-го раздела мессы «Ангус Деи»- мессы Папы Марчелло, знаменитого итальянского композитора Палестрины (слуш. №18).
Теперь перейдём к следующему стилю полифонии – свободному.
В полифоническом творчестве выделяются 2-а вида полифонии- имитационная и неимитационные. Имитация от латинского слова «подражание»- означает проведение одной и той же темы в разных голосах и на разной высоте. В неимитационной полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии. Высший расцвет полифонии связан с именем И.С.Баха, великого немецкого композитора первой половины 18-го века. Прошло более 200 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё более возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравилась глубина и серьёзность произведений Баха. Его называли «учёным», т. е. скучным музыкантом. А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей; ведь церковная музыка должна была подавлять мысли и чувства человека, уводить его в иной, «неземной мир». Творчество И.С.Баха- это полностью полифоническое творчество. Он писал и органные произведения, и мессы, концерты, клавирные произведения, куда входят инвенции, прелюдии и фуги.
Наверное, самым известным органным произведением является токката и фуга ре минор. Токката начинается тревожным, но мужественным кличем, трижды раздаётся он, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату. Токката строится свободно и импровизационно, противопоставление стремительного и медленного движения, напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией (слуш. №38).
Следующая за токкатой фуга сосредоточенна на имитационном развитии темы, в которой волевое начало как-бы обуздывает стихийные силы (слуш. №40).
Первая двухголосная инвенция С dur И.С.Баха рождается из краткой плавной и неторопливой темы спокойного, рассудительного характера. Её запевает верхний голос и тотчас имитирует, повторяет в другой октаве нижний (слуш. №44).
И.С.Бах. Прелюдия и фуга с гло11 ( I том ХТК).
Сказанное о тематизме и полифонии Баха в полной мере относится и к полифонии Генделя. Основа её лежала в оперном жанре, которого Бах совсем не коснулся. В произведениях Гайдна, и особенно Моцарта часто встречаются полифонические формы- фуги, каноны, подвижной контрапункт.
В произведениях Бетховена тяготение к полифонии проявилось очень рано, и в зрелом творчестве привело к замене сонатной разработки фугой.
В эпоху романтизма полифония получила новую трактовку в творчестве Шуберта, Шумана, Берлиоза, Лиса, Вагнера.
Существенный вклад в искусство полифонии внесли русские классики 19-20 вв. Русская профессиональная музыка позднее западно-европейской вступила на путь развитого многоголосия.
В советской музыке полифония и полифонические формы занимают исключительно важное место. Произведения Мясковского, Прокофьева, Шостаковича дают образцы великолепного владения полифоническим искусством.
«Обращение к полифонии можно только приветствовать, потому, что возможности многоголосия практически безграничны – подчёркивал Д.Д.Шостакович – Полифония может передать всё; и размах времени, и размах мысли, и размах мечты, творчества».
Полифония
Напоминалка:
Полифония — многоголосие, основанное на одновременном звучании двух и более мелодических линий, “ансамбль мелоди”. В чистом виде это — гомофоническая структура, но на практике чаще присутствует смесь — гомофонно-полифонический или аккордово-полифонический.
При анализе полифонического произведения рассматривают:
Из истории
Ранний период — Ars antiqua относятся к произведениям Западной христианской церкви (первые упоминания в седьмом веке, сохранившиеся манускрипты от девятого века). Особенность этого периода — отсутствие ритмической нотации. Из-за необходимости регулировать вертикальное сочетание голосов были сформированы ритмические модусы.
Органум — одно из явлений этой эпохи. Основан на хоралах и является его многоголосной интерпретацией. Ладовая система органумов основана на восьми григорианских ладах одноголосного пения. Голоса строго параллельны (в поздних версиях есть мелизматика), интервалы квинта и кварта.
Пример позднего органума — Perotin — Organum quadruplum «Sederunt principes
Мотет — жанр полифонии тринадцатого века. Проиходит от корня mot, в переводе означающего “слово”. В этом жанре сочетаются напевы, с сохранением слов (в том числе языка, на котором они написаны). Это — прообраз многотемной полифонии. Изначально в качестве кантусов (сочетающихся тем) использовались григореанские хоралы. Позже — светские напевы. С точки зрения духовной философии “многоярусность” композиции было метафорой Вселенной.
Montpellier Codex — Motet : Puisque bele dame m’eime
В связи с усложнением музыкального языка начало формироваться и понятие композиции (от латинского составной, сложенный, искусно построенный).
Рондель — трехголосная форма полифонии, появившаяся в тринадцатом веке и основанная на “обмене” голосов.
Название происходит от французского слова круглый. Голоса в форма меняются “колесообразно” по одной из двух схем:
ПРи этом высота звучания голосов не меняются.
Рота — разновидность ронделя.ю где голоса вступают поочередно.
“Летний канон” — разновидность ронделя. “Летний канон” — шестиголосная пьеса, сочетающая принцип ронделя в двух нижних голосах, а в верхних — принцип роты.
Запись летнего канона весьма специфическая: нижние голоса выписаны отдельно, верхние же одной линией мелодии, где обозначены места для вступления других голосов.
Расшифровка летнего канона
Полифония строгого стиля
Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).
Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.
Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).
Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).
Диссонанс должен отвечать следующим правилам:
быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.
Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.
Полифония свободного стиля
Свободный стиль повился в семнадцатом века и просуществовал до первой половины восемнадцатого. Он развивался в эпоху барокко и эстетика этой эпохи: во главе угла концепция — musica poetica с опорой на ораторское слово. Музыкальная форма развивается — характерна трехчастность или многочастность. Появляются формы с разделом экспонирования.
С развитием оперы появляется гомофонно-гармонический склад фактуры. Устанавливается система генерал-баса. Развивается инструментальная форма и появляется виртуозный концертирующий стиль: в контексте стиля появляются новые ритмические и мелодические фигуры — мелкие длительности и скачки.
В вертикали образуется мажорно-минорная ладовая система (включающая в себя хроматизмы). Появилась форма — хроматические фантазии, ричеркары и объединенные жанры.
Гармоническая вертикаль допускает свободное введение диссонансов (септим и секунд) с их последующим плавным разрешением. Диссонанс может быть неподготовленным.
Полифония в новейшей музыке
Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).
Авангард, серийная музыка, пространственные представления
Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского
(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)
У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна
Схема распределения двойного канона по партиям:
Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).
Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).
Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.
Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.
Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).
Также у него встречается “светывание” линий канона
Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.
Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)
Сложный контрапункт
Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.
Принципы контрапунктирования
Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.
Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах. Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали.
Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).
Контраст в мелодике:
направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);
типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);
звукорядный состав (диатоника — хроматика);
контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);
неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.
Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов.
Простой и сложный контрапункт
Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..
Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.
Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.
Виды сложного контрапункта
Прямые и противоположные перестановки
Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами.
Пример противоположного контрапункта:
Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)
При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот.
В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).
Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)
Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.
Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)
Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта.
Горизонтально-подвижной контрапункт
Это контрапункт с изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий
В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.
Контрапункты, допускающие удвоение
Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.
Обратимый контрапункт
Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.
Виды преобразований мелодии:
Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.
Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу
Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.
В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:
основанные на инверсии (или зеркальный);
сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.
Зеркальный контрапункт
Это самый распространенный вид обратимого контрапункта. Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).
Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.
Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха
Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.
Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).
Контрапункт с ритмическим преобразованием
К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.
Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.
Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.
Имитационная полифония. Канон.
Имитация — проведение одной и той же мелодии разными голосами:
Виды имитаций
Канон как вид имитации бывает строгим и свободным (с переменными показателями имитирования).
Выразительные средства музыки: Полифония
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Полифония
Сущность полифонии именно в том,
что голоса здесь остаются самостоятельными
и сочетаются в единстве высшего порядка.
М. Бахтин
Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово «полифония», в переводе с греческого означающее «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.
Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией». Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.
С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.
Точно так же свет и покой изначально излучает полифоническая музыка. Ее воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Независимость от мирской суеты, от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в лучших своих образцах полифонические композиции несли печать неземной красоты.
А если учесть, что исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, полным торжественности и мощи, в храме, где высота колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то впечатление красоты многократно усиливалось. Может быть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения.
При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.
Бах. Месса си минор
Токката и фуга Ре минор BWV 565
Это короткое произведение, написанное молодым Бахом, значит в истории музыки гораздо больше, чем многие «большие концерты» маститых композиторов.
Органная музыка в Германии до И. С. Баха имела давние традиции. Опыт целой плеяды замечательных мастеров органного искусства служил Баху опорой. Он был лично знаком со многими представителями старшего поколения немецких органистов и мог в живом звучании воспринимать национальное своеобразие немецкой органной музыки.
Именно орган стал для Баха родной стихией. Здесь его гений раскрылся во всем своем великолепии и необъятности. Орган стал для него своего рода оркестром, который мог выдержать грандиозный размах его импровизаций.
Для этого инструмента Бахом создано огромное количество произведений. Это были и большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одночастные хоральные прелюдии. Основу органных миниатюр у Баха составляли мелодии протестантских хоралов.
Вершиной органного творчества Баха стали его знаменитые Токката и фуга ре минор.
Токкату и фугу ре минор композитор написал, вероятно, еще в юности – во всяком случае, до переезда в Веймар. Виртуозное, исполненное молодой страстности и высокого религиозного чувства, это сочинение требует от исполнителя не только блестящей техники, но и способности к импровизации.
Вся пьеса длится не более десяти минут. Но за это время она успевает захватить слушателя, подчинить его себе, она заставляет его пережить целую жизнь, полную восторга и смятения.
Презентация