Доклад на тему что такое характер
Доклад на тему Характер человека. Характер человека что же это
«Сколько людей – столько и характеров», – часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет и даже близнецы, столь неотличимые на первый взгляд, на второй оказываются совершенно разными людьми. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь. МирСоветов предлагает вам вместе проследить, из чего складывается характер и можно ли изменить его.
Характер человека – что же это?
Ученые психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде.
В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.
Характер тесно связан с темпераментом человека и его способностями. В какой-то мере он является одной из составляющих частей характера, т.к. обуславливает форму проявления реакций человека, динамику его психических процессов. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты. Понятие способностей тоже входит в определение характера. Например, развивая способность к труду, мы одновременно развиваем трудолюбие, как черту характера.
Типы темперамента, как правило, наследуются ребенком от одного из родителей. Но темперамент это только база для воспитания различных черт характера. Например, можно воспитать настойчивость и у холерика, и у флегматика, но проявляться он будет в кипучей активности у одного и методичной работе у другого. Характер не является врожденным и неизменяемым свойством, он формируется под влиянием жизненного опыта, воспитания, окружающей среды.
Есть отрасль психологии, посвященная изучению характера человека. Она называется характерология. В отдельную дисциплину характерология выделилась не так давно, но уже в давние времена предпринимались попытки изучения и прогнозирования характера человека. Так, например, изучение влияния имени человека на его характер, подбор благоприятных сочетаний имени и отчества. Физиогномика – учение о связи внешности человека и его характера. Даже графологию, науку, которая устанавливает связь почерка человека и его характера, тоже можно отнести к одной из предтеч характерологии.
В характере каждого человека можно выделить общие группы черт. Разные ученые предлагают разное деление черт характера на группы. Классификаций множество, от узкоспециальных до научно-популярных. Одним из самых наглядных способов деления на группы является система Б.М. Теплова.
В первую группу этот ученый выделил общие черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это такие качества как принципиальность, честность, мужество и, естественно, их антиподы: малодушие, неискренность.
Во вторую группу входят те черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям. Т.е. общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.
Третью группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, адекватная гордость.
Четвертая большая группа черт отражает отношение человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безынициативность входят в эту группу.
В типологиях черт характера других ученых стоит выделить две очень важные группы черт характера, нормальные и аномальные. К нормальным относятся те черты, которые присущи психически здоровым людям, а к аномальным – черты людей с заболеваниями психики.
Интересно то, что одинаковые черты характера могут относиться и к нормальным, и к аномальным. Все дело в том, каком объеме она выражена в характере того или иного человека. Например, подозрительность может быть абсолютно здоровой, но при ее доминировании можно говорить о паранойе.
Классификация характеров человека
Разобравшись с основными выделяемыми группами черт характера, резонно было бы перейти к типологии характеров. Но здесь в современной психологии нет общей классификации. Да и как можно классифицировать характеры при том богатстве сочетаемости их черт у разных людей? Тем не менее, такие попытки предпринимались учеными очень давно.
Например, есть разделение характеров по их доминирующим волевым и эмоциональным качествам. В результате выделяют волевой тип характера (действенный, с доминирующей волей), эмоциональный (руководствующийся эмоциональным фоном) и рассудочный (трезвомыслящий, опирающийся на доводы разума).
Характер человека несколько изменяется на протяжении всей его жизни. Эти изменения протекают чаще всего неосознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты. Но основные, базисные черты, закладываются еще в далеком детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5-6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. Уже ко второму году жизни ребенок демонстрирует волевые черты характера, а к 3-4 годам формируются деловые черты. Явные признаки коммуникативных черт характера проявляются к 4-5 годам, когда ребенок начинает принимать активное участие в групповых ролевых играх.
В этот возрастной период на характер ребенка сильнейшее влияние оказывают взрослые, то, как родители обращаются с малышом. Если родители уделяют внимание ребенку, разговаривают с ним и интересуются его желаниями, то у такого ребенка вероятнее всего разовьется доверие к людям, общительность и жизнерадостность. В противном случае вероятно появление таких черт как замкнутость, закрытость.
В школьные годы продолжается формирование характера ребенка, но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большее влияние на характер оказывают ровесники. В старших классах картина опять меняется: мнение взрослых вновь становится более весомым. Но влияние старших становится более опосредованным, уважением человека как личность и самооценкой молодого человека. Также в этот период большее влияние на характер человека приобретают средства массовой информации.
В дальнейшем изменения характера будут складываться из событий личной жизни, встреч с яркими харизматическими личностями, а также под влиянием возрастных изменений. Самыми заметными из последних являются изменения характера личности в старшем возрасте. В 50 лет человек оказывается как бы на стыке прошлого и будущего. Ему уже не присуща привычка строить планы и жить будущим, но еще рано предаваться воспоминаниям. После 60 лет начинается новый этап в жизни человека, когда прошлое и настоящее приобретают необыкновенную ценность. Проявляются такие черты характера как неторопливость, размеренность. Также несколько меняет характер и начинающиеся проблемы со здоровьем.
Как изменить свой характер
Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят крайне редко. И все же меняться никогда не поздно.
Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся. Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном: желание измениться должно быть внутренним и осознанным.
Хорошим помощником в изменении характера станет системный подход. Выпишите на отдельный листик черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. Зная это, вам будет легче контролировать себя и не допускать неприятных вам действий. Характер человека создается долго, избывать неприятные черты сложно, это требует кропотливого и длительного труда. Но это не невозможно и особую трудность представляет буквально первая неделя. Когда контроль над проявлением «темной» стороны вашего характера перейдет в привычку, следить за своим поведением станет значительно легче. И очень скоро то, что вам не нравилось в вашем характере, перестанет осложнять вам жизнь и общение с близкими.
Например, вашей отрицательной чертой является гневливость. Она проявляется в том, что вы, не дослушав собеседника, успеваете нагрубить ему. Вам стоит начать контролировать свои действия: попытайтесь дослушать собеседника до конца, посчитайте до пяти или десяти, прежде чем сказать резкость.
Также хорошие результаты в изменении своего характера дает образец для подражания. Выбрав какой-то образец (им может быть как реальное, так и вымышленное лицо), вы начинаете равняться на него. И спрашиваете себя, как бы он поступил на вашем месте. Копируя желаемую манеру поведения, вы также будете вырабатывать у себя правильные привычки и минимизируете проявления отрицательных черт характера. Здесь МирСоветов сделает лишь такое замечание: не старайтесь скопировать чье-либо поведение в точности, как оно есть, поверхностно. Да и вряд ли у вас это выйдет. Нужно понимать, что вы по-своему индивидуальны, а потому некоторая черта будет проявляться со своим свойственным только вам оттенком.
Что такое «характер»: понятие, 7 главных составляющих
Каждый человек – это уникальная личность со своими взглядами на жизнь, своим отношением к окружающим и к себе самому. Такими уникальными нас делает, прежде всего, характер – сложный набор личностных характеристик, который формируется, развивается и меняется в течение всей жизни. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, как проявляется, из чего состоит и как формируется.
Что такое характер?
Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, паттернов поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Термин «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ (читается как «характэр»), которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак».
У характера есть две ключевых особенности:
Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.
В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.
Как проявляется характер?
Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.
В отношении к себе это может быть:
В отношении к окружающим:
В отношении к работе:
В отношении к материальным ценностям:
Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.
7 главных составляющих характера
Структура характера всё ещё остаётся предметом споров, поскольку это слишком сложное понятие для того, чтобы можно было так просто найти консенсус. Однако все сходятся на том, что в него входит большое количество в разной степени независимых характеристик личности. В качестве наиболее значимых психологи называют 7 составляющих.
1. Направленность
Это важнейший элемент характера, проявляющийся в положительной или отрицательной оценке различных явлений и поступков, в том числе собственных. Направленность характера определяет доминирующие потребности личности и её ценностные установки. От неё зависит, какие люди нравятся этому человеку, какие виды деятельности вызывают у него интерес, какие вещи кажутся важными и ценными.
Есть люди, для которых важно заниматься полезной деятельностью. Им приятно видеть и осознавать, что плодами их трудов пользуется большое количество других людей. И это даёт им мотивацию для продуктивной работы. Другим же людям свойственно преследовать лишь собственные интересы. Они могут работать эффективно и качественно, чтобы больше заработать для своего блага. Но для них не имеет большого значения, принесли ли их труды кому-то реальную пользу.
2. Убеждения
Это система личных знаний и установок человека, в соответствии с которыми он формирует своё отношение к действительности, принимает решения и действует, оценивает различные события и чужие поступки. На убеждениях основываются такие черты личности как неподкупность, ответственность, честность, принципиальность, требовательность к себе, моральные и нравственные принципы.
3. Эмоции
Чрезмерная эмоциональность может быть причиной таких особенностей как горячность, несдержанность и импульсивность. В некоторых случаях эмоции заставляют человека изображать чрезмерное сочувствие, которое может быть вполне искренним, но со стороны при этом выглядеть наигранным. Менее эмоциональные люди, наоборот, могут выглядеть «чёрствыми» и «толстокожими», неспособными к эмпатии и сопереживанию.
4. Умственные черты
Некоторые особенности интеллекта и мышления также считаются частью характера. К таковым относятся рассудительность и наблюдательность, способность быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и умение рассчитывать свои силы. Человек, у которого развиты эти способности, обычно ведёт себя более спокойно, сдержанно и уверенно.
В то же время нерассудительные личности обычно ведут себя импульсивно и поспешно хватаются за любые дела, не осознавая их важности и делая всё поверхностно. В других ситуациях они могут проявлять излишнюю медлительность, паниковать, вести себя растерянно. Если такой человек не видит варианта решения, он может вести себя пассивно и даже прибегать к эскапизму, делая вид, что проблемы не существует или она его не касается.
5. Темперамент
Темперамент влияет на характер и его развитие. Он создаёт предпосылки, определяющие то, как человек воспринимает окружающую действительность и на какое место в ней претендует. Люди, выросшие в одинаковых условиях, обладающие одинаковыми знаниями и жизненным опытом, часто ведут себя совершенно по-разному, и это определяется именно темпераментом.
6. Воля
Наверное, большинство людей, если спросить у них, что такое характер, в первую очередь думает именно об этой составляющей. Воля – это способность человека поступать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не базовыми инстинктами и эмоциями.
Волевой человек способен действовать целеустремлённо, упорно двигаясь к цели и доводя дела до конца, не боясь трудностей и не обращая внимания на препятствия. Воля позволяет принимать решения и действовать, а безволие способствует потаканию желаниям и слабостям.
7. Сила характера
Несмотря на некоторую схожесть, сила характера отличается от воли, поэтому их не следует путать или отождествлять. Сила характера – это нечто вроде «внутреннего стержня», позволяющего человеку доводить дела до конца, отстаивать свою позицию и придерживаться своих убеждений.
Стоит отметить, что такой подход не всегда продуктивен. И всё же именно сила характера делает человека по-настоящему целеустремлённым, тогда как слабохарактерные люди обычно менее успешны, даже если они обладают способностью принимать рациональные волевые решения.
Как формируется характер?
Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.
В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.
Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:
К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:
В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.
Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.
Типы характера
Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.
1. Классификация по темпераменту
Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.
Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:
Классификация К. Юнга
Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:
Теория характера Кречмера
Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:
Заключение
Характер – это сложный комплекс свойств личности, влияющий на все аспекты её жизни. Он формируется и развивается на протяжении всей жизни, при этом у каждого из нас есть возможность повлиять на свой характер. Мы можем самостоятельно формировать свои убеждения, определять для себя систему ценностей и развивать силу воли. Для этого необходимо хорошо понимать, что такое характер и из каких составляющих он состоит. Целенаправленно работая над правильным развитием каждой составляющей, можно радикально поменять всю свою жизнь.
Реферат на тему: Характер человека
Содержание:
Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
Каждый человек отличается друг от друга своей индивидуальной психологической особенностью. В этом смысле, на обычном языке и говорить о качествах, характерных для конкретного человека.
В психологии понятие характера понимается как совокупность индивидуальных и своеобразных психологических качеств, которые проявляются в типичных формах личностной деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением индивида к этим обстоятельствам.
Характер не унаследован и не является врожденным качеством личности, а также не является постоянным и неизменным качеством. Характер формируется и развивается под воздействием окружающей среды, жизненного опыта, образования человека. Эти влияния являются, во-первых, социальными и историческими (каждый человек живет в условиях определенной исторической системы, определенной социальной среды и формируется как личность под их влиянием), а во-вторых, индивидуально отличительными (условия жизни и труда каждого человека, его жизненный путь уникален и неповторим). Поэтому характер каждого человека определяется как его социальной, так и индивидуальной природой.
В результате, существует бесконечное разнообразие отдельных персонажей. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одних и тех же условиях, есть много общего, поэтому в их характере также будут присутствовать некоторые общие стороны и особенности, отражающие общие, типичные аспекты их жизни.
Понятие о характере
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и убеждений, стремясь к общим целям в жизни, люди могут находить в своем социальном поведении, действиях и поступках не одни и те же, иногда противоположные индивидуальные особенности.
Можно испытывать те же трудности вместе с другими людьми, одинаково успешно выполнять свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть мягким, податливым или жестким, нетерпимым человеком, счастливым или грустным, уверенным или застенчивым, веселым или отказывающимся от сотрудничества.
Критика учеников всегда выражается одними учителями в мягкой, вежливой, дружелюбной манере, в то время как другие выражаются жестоко и безжалостно. Различия в ценностях, интересах, культуре и нравственности между учащимися, как правило, еще более выражены.
Эти индивидуальные черты, составляющие характер человека, относятся прежде всего к воле (например, решимость или неопределенность, робость) и эмоциям (например, жизнерадостность или подавленность), но также и частично к разуму (например, легкомыслие или вдумчивость).
Характер раскрывает зависимость от социальных установок, определяющих ориентацию человеческой личности. Например, в обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, социальная позиция представителей правящих классов помогает закрепить в их характере высокомерие, тщеславие, лицемерие, эгоизм и так далее.
Группа с высоким уровнем развития обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития и закрепления лучших качеств характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллектив и дальнейшему развитию самого коллектива.
Зная характер человека, мы можем предсказать, как он будет себя вести при определенных обстоятельствах, и таким образом контролировать поведение человека. Начиная с ценных качеств характера ученика, учитель старается развивать и укреплять их и ослаблять негативные или, по крайней мере, компенсировать их другими социально значимыми качествами.
Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека обеспечиваются не его паспортными данными, не его внешними признаками, не его непроизвольными действиями, а сознательным поведением. То есть, какие возможные действия человек выбирает в данной ситуации, судит о его характере. Характер человека очень сложный.
Это уже видно в процессе деятельности:
Однако черты характера не могут быть удалены из типичных ситуаций, в которых они происходят; в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому каждая черта характера является устойчивой формой поведения, связанной с определенными ситуациями, характерными для данного типа поведения.
Мотивы поведения, которые реализуются в действии, фиксируются в нем, фиксируются в характере. Любой мотив действия, обретающий стабильность, по мнению С.Л. Рубинштейна, является по своей потенциальной возможности будущей чертой характера в его становлении и развитии, в мотивах черты характера впервые появляются еще в виде тенденций, действие затем приводит их к стабильным характеристикам. Таким образом, путь к формированию черт характера лежит через формирование соответствующих поведенческих и организационных мотивов, направленных на их закрепление в действии.
На оси расположены наиболее распространенные черты характера:
Если под силой характера понимается энергия, с которой человек преследует поставленные цели, его способность быть страстным и развивать большие силы при столкновении с трудностями, способность преодолевать их, слабость характера ассоциируется с проявлением трусости, нерешительности, «астении» в достижении целей, неустойчивости настроений и т.д.
Твердость характера означает строгую последовательность, настойчивость в достижении целей, сохранение взглядов и т.д., в то время как мягкость характера выражается в гибкой адаптации к изменяющимся условиям, достижении цели за счет определенных уступок, нахождении разумного компромисса.
Целостность или непоследовательность характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных признаков характера. Если ведущие и второстепенные черты гармоничны, если нет противоречий в стремлениях и интересах, то такой характер называется интегральным, а если они резко контрастируют, то непоследовательным.
В этом случае единство, многогранность природы не исключает того факта, что в разных ситуациях с одним и тем же человеком различаются и даже противоположные качества. Человек может быть одновременно и очень нежным, и очень требовательным, нежным, податливым и в то же время трудноуступчивым. И единство его характера может еще не только остаться, но и проявиться.
Тем не менее, то, как человек использует свои умственные способности, во многом зависит от его характера. Нередко можно встретить людей, которые высокоинтеллектуальны, но не имеют ничего ценного именно в силу своих черт характера.
Реальные достижения человека зависят не только от интеллектуальных способностей, взятых в абстрактной форме, но и от специфического сочетания его идиосинкразии и черт характера.
Однако большинство индивидуальных проявлений, составляющих характер человека, сложны и вряд ли могут быть классифицированы по отдельным качествам и состояниям (например, мстительность, недоверие, щедрость и т.д.). В то же время индивидуальные качества из волевой сферы (детерминированность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной сферы (глубина ума, критические способности и т.д.) могут рассматриваться как составные черты характера человека и использоваться для их анализа. Все черты характера регулярно связаны друг с другом.
В наиболее общем виде черты характера можно разделить на основные ведущие, которые дают общее направление развития всего комплекса их проявлений, и второстепенные, которые определяются основными.
Знание основных черт позволяет нам отразить существенную природу характера и показать его основные проявления. Хотя каждая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к реальности, это не означает, что каждое отношение является чертой характера. Только некоторые установки, в зависимости от условий, становятся чертами характера.
Из всей совокупности отношений человека к окружающей действительности необходимо выделить отношения, формирующие характер, которые приобретают решающее, первостепенное и в целом жизненно важное значение для объектов, с которыми человек связан. Эти связи также служат основой для классификации наиболее важных черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:
Несмотря на то, что эти отношения являются наиболее важными с точки зрения формирования характера, они не становятся чертами характера одновременно и не сразу. Существует определенная последовательность в переходе этих отношений к чертам характера, и в этом смысле, например, отношение к другим людям и отношение к собственности нельзя ставить в один ряд, потому что содержание этих отношений занимает иную роль в реальном существовании человека. Решающую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу и людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят за пределами коллектива без учета его связей в форме общения, дружбы, любви и т.д.
Отношения человека с другими людьми действуют как определяющий фактор в плане активности и приводят к повышению активности, напряженности, рационализации или, наоборот, к самоуспокоенности, недостатку инициативы. В свою очередь, отношение к другим людям и к деятельности определяет отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, ценимое отношение к другому человеку является основным условием самоуважения.
Отношение к другим людям является не только важной частью характера, но и формирует основу формирования сознания человека, которое обязательно включает в себя отношение к себе как к актеру, которое зависит, прежде всего, от формы самой деятельности. При изменении деятельности меняется не только объект, методы и процедуры этой деятельности, но и отношение к себе как к актеру.
Вывод:
Наиболее распространенные черты характера расположены вдоль осей силы и слабости, твердости и мягкости, целостности и непоследовательности, широты и узости.
Природа и проявление характера
Характер и темперамент
Черты темперамента включают в себя силу или слабость испытываемых чувств и желаний, их глубину или поверхность, силу или изменчивость настроения, ускоренный или медленный темп действий и ход психических процессов, легкость или трудность перехода от стимулов к действиям, большую активность или пассивность, которые человек проявляет при столкновении с препятствиями.
Учение о темпераменте зародилось в древности, в древние времена. Даже тогда он различал четыре типа темперамента. Эти типы:
Характер, как и темперамент, показывает зависимость от физиологических характеристик человека. Темпераментные черты накладывают свой отпечаток на явления природы и определяют динамические особенности их формирования и течения. Темпераментные черты могут противодействовать или способствовать развитию определенных аспектов характера.
Естественные и социальные предпосылки характера
Происхождение черт характера, их природа, возможность или невозможность их изменения являются предметом давних дискуссий психологов и часто поводом для категорических суждений, свойственных обычному сознанию.
На самом деле, два брата в одной семье воспитываются при одинаковых обстоятельствах. Разница между ними всего два-три года, и в одной и той же школе, и родители к ним, в общем, относятся одинаково, но мальчики во всем разные, характер друг друга совсем не похожи. Поэтому резонно заключить, что природа человека от рождения.
Как объяснить, что жизнь «формирует» личность человека по разным закономерностям даже в сходных условиях? Прежде всего, мы должны признать, что «исходный материал» у разных людей действительно разный.
Человек рождается с различными характеристиками функции мозга, эндокринной системы. Эти особенности не являются психологическими, а физиологическими, но они являются первыми причинами, по которым одно и то же воздействие на детей может оказывать разное психологическое воздействие. Они определяют условия, при которых будет развиваться психика человека.
Характер во многом является результатом самообразования. Характер накапливает привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но формируется он таким же образом. Если молодой человек хочет приобрести самокритичность как черту характера, он должен действовать самокритично.
Отказ от шаблонов в воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования характера. На этом пути можно ошибиться, но серьезное, вдумчивое нетрадиционное решение будет более плодотворным, чем педагогические клише, если судить не по результатам отдельных действий («это то, чего вы достигли в ребенке»), а по конечному результату всего процесса формирования характера.
Человеческий характер и внешний вид. Из истории психологических учений
В истории психологии существовало много теорий, которые связывали характер с формой черепа, строением лица, конституцией (телосложением, строением тела и т.д.), пытаясь очертить способ расшифровки характера, то есть диагностировать некоторые внешние особенности человека. Различные системы определения характера возникали из практических потребностей и отражали потребности общества еще в древние времена.
Например, рабовладелец, купивший раба на рынке, мог точно судить о его физической силе, чувствуя его мышцы, его возраст, глядя на его зубы, его ловкость, заставляя его бегать или прыгать. Но что он мог сказать о характере своего будущего раба? Будет ли он послушным или упрямым, простодушным или умным, трудолюбивым или ленивым? Останется ли он верен своему хозяину, или через несколько недель восстанет и сбежит? Все это было немаловажными проблемами для покупателя в условиях рабовладельческого общества.
В настоящее время ни в антропологии, ни в анатомии, ни в психологии нет достоверных данных о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос и кожи, длины конечностей и так далее.
Неужели из этого следует, что такая манящая возможность определения характера человека на основе изучения его внешности совершенно не нужна? Определенно можно только сделать вывод, что персонаж не должен быть связан с конституцией тела. Но, возможно, характер можно судить по некоторым внешним признакам?
Ч. Дарвин в своей книге «О выражении эмоций у мужчин и животных» написал, что для физионома важно знать, «что каждый человек в основном укорачивает только определенные мышцы лица, следуя своим личным наклонностям, эти мышцы могут стать более развитыми, и, следовательно, линии лица и морщины, образующиеся при их обычном укорачивании, могут стать более глубокими и заметными».
Эти идеи Дарвина стали основой для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические доктрины на описании и интерпретации выражений лица и состояния их мягких частей. Были созданы специфические физиогномические инвентаризации с психологической интерпретацией выражений лица.
Тщательное изучение внешнего вида, в том числе знакомых выражений лица, сыграло важную роль в определении характера. Однако сама по себе внешность человека не может дать исчерпывающей информации о его характере.
Поведение и формирование характера.
Впечатляя на внешний вид человека, персонаж получает самое яркое его выражение в своих поступках, поведении, деятельности. Характер следует судить прежде всего по действиям людей, которые наилучшим образом отражают их сущность.
Человек активен по природе. Таким образом, структура человеческой деятельности включает в себя различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, жесты, походка и т.д.) и сознательные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых при определенных условиях становится необходимостью для человека, известны как привычки. Лучший портрет не столько рассказывает о характере человека, сколько о его привычном поведении и движениях.
И все же решительные и неопровержимые данные о характере человека даются не этими непроизвольными действиями и движениями человека, и не особенностями его внешности, а его сознательными и преднамеренными действиями и поступками. Что такое человек, мы судим по его поступкам.
Вывод:
Значит, характер не присущ человеку. Нет такого персонажа, который нельзя исправить. Ссылки на «у меня такой характер и я ничего не могу с собой поделать» психологически совершенно непостоянны. Каждый человек несет ответственность за все проявления своего характера и может воспитать себя.
Если нет оснований делать выводы о чертах характера из физиологической, естественной предрасположенности к их появлению (хотя при этом следует учитывать естественные условия формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать их наследственное происхождение.
Характер, таким образом, является пожизненным приобретением личности, которая вовлечена в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым приобретает свою индивидуальность.
Заключение
Характер человека выражает определенный набор его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, которые проявляются в селективности его реальности и поведения, отношения и поведение. Характер характеризуется следующими основными качествами: нравственное воспитание, полнота, целостность, уверенность, сила, равновесие.
Целостность характеризуется внутренним единством душевного лагеря человека, последовательностью его отношений с различными сторонами реальности, отсутствием противоречий в стремлениях и интересах, единством речи и действия. Детерминированность характеризует стойкость и непоколебимость поведения, которое всегда соответствует преобладающим убеждениям, нравственно-политическим идеям и понятиям, выработало основную направленность, придающую смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с которой человек преследует свои цели, способность страстно преследовать и развивать большие силы, чтобы противостоять и преодолевать трудности и препятствия.
Баланс характеризует оптимальное или благоприятное соотношение сдержанности и активности для деятельности и общения с людьми. Эти основные характеристики имеют сложные, иногда противоречивые отношения. Полнота, целостность, определенность и сила характера определяются жизненными воздействиями и воспитанием.
Характер формируется в результате постоянного взаимодействия человека и окружающих его людей, в процессе размышлений о возникающих жизненных и воспитательных обстоятельствах. Полнота и сила характера человека зависит от диапазона впечатлений и разнообразия деятельности.
Список литературы
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.