Доктор поликлиники выяснив что пациент материально
Этико-психологические задачи по дисциплине «Медицинская психология»
Решение этико-психологических задач по МП
У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12 недель; беременность была желанной. При проведении необходимых анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не обладала достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала, что сказать родственникам.
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?
Важно, чтобы в этот момент медсестра правильно установила с пациенткой взаимодействие, т.к. устанавливаемые взаимоотношения помогут пациентке справиться с чувствами бессилия и отчаяния, а также выполнить все лечебные рекомендации.
В данной ситуации молодой женщине требуется профессиональная помощь и поддержка со стороны медицинской сестры, т.к. сестринский уход способен оказать существенное положительное влияние на состояние пациента. Медсестра должна помочь пациентке справиться с новой информацией и негативными эмоциями.
Таким образом, медицинская сестра ставит перед собой следующие задачи:
Помочь пациентке в получении более полной информации о диагнозе и лечении;
Помочь пациентке справиться с переживаниями и адаптироваться к жизни с ВИЧ и беременности.
Основное содержание помощи – консультирование, поддержка, уход.
Пациент находился на обследовании в пульмонологическом отделении, его направили на бронхоскопию. Он обратился к дежурной медсестре с просьбой объяснить, почему его направили на данный вид исследования. Медсестра в грубой форме ответила: «Не надоедайте! У вас рак». Утром пациента обнаружили мертвым. Вскрытие показало, что он отравился.
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?
Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его потребность в информации. Адекватным сестринским вмешательством в данном случае было бы информирование пациента о процедуре бронхоскопии, проводимой с помощью специального инструмента бронхоскопа, похожего на трубку, который направляется в дыхательные пути с целью взятия на анализ и тщательного исследования образца тканей и установления точного диагноза, если пациент чем-то болен.
Вопрос о раскрытии информации особенно остро стоит перед медицинскими сестрами, поскольку в большинстве случаев медсестрам официально запрещено рассказывать пациенту то, что еще не было сказано врачом, т.к. сообщение пациенту диагноза является прерогативой врачебного персонала. Поэтому, каждый раз принимая решение о том, что сказать пациенту, медицинская сестра обязана проанализировать профессиональные и правовые последствия своих слов с точки зрения своих должностных обязанностей и полномочий.
При общении с больным медицинская сестра, помимо соблюдения этических норм, должна обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Медицинская сестра должна строго соблюдать врачебную тайну.
В кабинете онколога при очередной диспансеризации между больной А. и врачом произошел такой диалог:
— Есть ли у вас опухоли?
— Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть.
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?
При общении с пациентом врач должен соблюдать этические нормы, должен обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев достаточно внушаемы. Цель общения врача и пациента: предоставление пациенту фактической достоверной информации и уменьшение у пациента чувства тревоги и обеспокоенности.
Ребенок (5 лет) боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде инструментов. Медсестра прикрикивает на него и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной — вот посмотри, как она жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму отправят домой».
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?
Отношение к детям должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, нельзя кричать на детей, противопоказаны наказания и отчитывания.
Медсестра должна быть тонким психологом, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, уметь выслушать ребенка, поддержать его в трудных ситуациях, стремиться понять его переживания.
Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры, ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка.
Необходимо всегда помнить, что настроение медсестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, уместная требовательность медсестры оказывают благоприятное воздействие на пациентов. Основа отношения медсестры к больным детям – любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь ребенку.
Офтальмологическая клиника. После первичного обследования пациенту предлагают расширить зрачок. У пациента возникают вопросы: зачем это необходимо? почему врач не сделает им инъекцию или не припишет лекарства для глаз? (хотя они могут и не задать их вслух, но их выражение лица демонстрирует замешательство).
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?
Опытные, посвятившие себя работе, медсестры не только выполняют порученную им работу, но и осведомлены и чувствительны к нуждам пациентов. Некоторые пациенты могут не задавать вопросов, но замешательство явно читается на их лицах. Если пациент высказал вслух действительное беспокойство, медсестра должна выслушать внимательно и вежливо ответить на его вопросы. Важно говорить понимающим тоном.
Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его потребность в информации. В этой ситуации медсестра должна в очень вежливой форме объяснить пациенту необходимость этой процедуры, а именно расширения зрачка, чтобы врач смог лучше осмотреть глазное дно. Она так же должна объяснить, что капли могут раздражать глаз.
Поликлиника. Больная В. у участкового терапевта жалуется на боли в сердце. Врывается коллега и хвастается купленными сапожками. Врач активно обсуждает обувь. Пациент притих.
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?
Внимательное слушание способствует установление психологического контакта, снижает у пациента напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медработник должен слушать внимательно, глядя на собеседника, его поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. В процессе выслушивания медработник получает для себя самую необходимую информацию о больном. Во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность.
Офтальмологическая клиника. Пациент направлен на операцию. В предоперационной подготовке пациент сказал: «Что-то беспокоит меня по поводу операции, и я боюсь».
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?
Пациенты, поступающие в стационар в день запланированной операции, встревожены больше обычного. Они боятся предстоящей операции, как таковой, боятся возможных болевых ощущений, осложнений, ухудшений в общем самочувствии после операции. Медсестра должна утолить страх пациента и помочь почувствовать себя более комфортно в сложившейся ситуации. В ее силах свести к минимуму отрицательные эмоции пациента в связи с этими переживаниями и уменьшить чувства тревоги и обеспокоенности. Очень важно для медперсонала быть чувствительным к потребностям пациента и оказать помощь.
На приеме молодая женщина постеснялась сказать врачу-мужчине о регулярных запорах или об отсутствии стула в течение нескольких дней. В итоге, вместо амбулаторного лечения, она попала на стол к хирургу.
Пациент стесняется говорить о проблемах, которые ему кажутся «неприличными». Вся беда в том, что пациенты воспринимают врача как конкретных мужчину или женщину, и не понимают, что во время работы врач – существо бесполое. И пациент для медработника – человек, нуждающийся в помощи, независимо от половой принадлежности.
Если пациент не сообщает врачу или ложно информирует о своем самоощущении, он берет на себя ответственность за формирование заблуждения об эффективности врачебных мероприятий. А это ведет к ошибочным действиям врача и негативным последствиям.
Поликлиника. Из кабинета вышла медсестра. Пациент возмущенно: «Я сижу здесь 2 часа и жду пока доктор меня примет, в то время как другие пациенты, которые пришли позже уже были приглашены».
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?
Бригада скорой помощи на вызове. Молодой мужчина с острым инфарктом, и счет идет уже на минуты, Родные уже в панике и начинают отвечать на вопросы, пояснять, где и что у него болит, объяснять, как нужно лечить их родственника, а добрая тетушка сетует на то, что «это он съел что-то на работе» и требует промыть ему желудок.
Проанализируй ситуацию. Что в этой ситуации должны сделать медработники?
Эталон ответа к задаче №3.
1. Нарушены потребности: в безопасности
Ø дефицит информации о необходимости соблюдения мер противопожарной безопасности в квартире
Ø снижение остроты зрения
Ø дефицит информации о правилах пользования очками
Ø потенциальная угроза для здоровья и жизни пациентки вследствие несоблюдения мер противопожарной безопасности и снижения зрения пациентки
Потенциальные проблемы:
Ø ожоговая травма в результате пожара
Ø травма в результате падения пациентки вследствие снижения зрения
План обследования квартиры пациентки с целью оценки противопожарной безопасности жилища:
Ø выясните у пациентки, знает ли она о правилах безопасного пользования газовой плитой и электроприборами
Ø обследуйте с разрешения пациентки состояние электрической проводки, электрических розеток и электрощитка
Ø попросите показать электробытовые приборы: обогреватели, электрочайник, электроутюг, фен, торшер и исследуйте их исправность
Ø проверьте наличие свободного доступа к окнам и дверям на случай срочной необходимости их открытия
Ø выясните о наличии в квартире легковоспламеняющихся предметов и горючих жидкостей и проверьте безопасность их хранения, вдали от газовой плиты и электронагревательных приборов
Ø Информируйте пациентку о необходимости соблюдения мер противопожарной безопасности
Ø Проведите инструктаж о правилах пользования газовой плитой с целью избегания возгорания одежды и утечки газа
Ø обратите внимание на риск возгорания при пользовании неисправной электророзеткой, рекомендуйте срочно вызвать электрика для обследования и ремонта электросети в квартире пациентки
Ø помогите пациентке переставить торшер таким образом, чтобы электрический шнур лежал вдоль плинтуса, а вилка была плотно закреплена в исправной розетке
Ø информируйте пациентку о необходимости правильного ухода за очками и дайте соответствующие рекомендации (смотри манипуляцию «Уход за очками»), обработайте стекла очков в соответствие с требованиями и проверьте: улучшилось ли зрение у пациентки
Ø в случае, если проблемы со зрением не решатся, рекомендуйте пациентке обратиться за консультацией в офтальмологический кабинет поликлиники
Ø выясните у пациентки, какие у нее возникли вопросы, задайте несколько вопросов, чтобы проверить правильное понимание обсуждаемых проблем.
Задача №4
Участковая медсестра проводит патронажное посещение пациентки 74 лет.
В комнате на тумбочке медсестра обратила внимание на зубные протезы в стакане с водой. Пациентка пожаловалась, что не может привыкнуть к ношению протезов, испытывает неудобства при приеме пищи, поэтому перешла на двухразовое питание. В рацион преимущественно включает супы, хорошо разваренные каши (манную и рисовую), картофельное пюре, белый хлеб. При сборе информации медсестра выяснила, что в последнее время у пациентки появилась задержка стула до 4 дней. Пожилая женщина ведет малоподвижный образ жизни, выходит на улицу преимущественно с целью посещения магазинов.
1. Определите, какие жизненные потребности пациента нарушены.
2. Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
3. Составьте план деятельности медицинской сестры с целью удовлетворения жизненных потребностей человека пожилого возраста.
Эталон ответа к задаче № 4:
1.Нарушены потребности: в приеме пищи, адекватном движении, выделении продуктов жизнедеятельности.
2.Настоящие проблемы пациентки:
Ø дефицит информации о правилах хранения и ношения съемных зубных протезов
Ø дискомфорт при ношении зубных протезов и ограничения в приеме пищи
Ø дефицит информации по вопросам геродиетологии и нерациональное несбалансированное питание
Ø задержка стула вследствие нерационального питания и низкой двигательной активности
Потенциальные проблемы:
Ø развитие заболеваний вследствие нерационального несбалансированного питания и малоподвижного образа жизни, запоров
Ø заболевания полости рта вследствие неправильного ухода за зубными протезами
3.План действий медицинской сестры:
Ø Установить контакт с пациенткой. Провести беседу с пациенткой. Информировать о правилах хранения и ношения съемных зубных протезов (см. манипуляцию «Особенности ухода за полостью рта при использовании съемных зубных протезов»)
Ø рекомендовать повторно обратиться к протезисту за консультацией
Ø провести беседу с пациенткой о характере ее питания, объяснить пациентке последствия редкого питания с преимущественным включением в рацион легко усвояемых продуктов, дефицитом грубоволокнистой клетчатки, продуктов, содержащих животные белки и витаминизированной пищи
Ø провести беседу о геродиетологии, дать рекомендации по составлению суточного рациона с целью предупреждения задержки стула, профилактики сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний. Рекомендовать принимать пищу 4 раза в сутки в определенные часы. Ограничить продукты, способствующие задержке стула: хлебобулочные изделия из муки высшего сорта, выпечные изделия из дрожжевого и сдобного теста, макаронные изделия, рис, манную и рисовую крупу, жирные сорта мяса, рыбы, птицы, копчености. Следует исключить из рациона крепкий чай, какао, кофе, шоколад. Не рекомендуется продукты с вяжущими свойствами (черника, черноплодная рябина, хурма) и богатые эфирными маслами (чеснок, укроп). Увеличить в рационе количество продуктов с большим количеством растительных волокон (овощи, фрукты, пищевые отруби). Особенно полезны морковь, капуста, кабачки, огурцы, помидоры, свекла. Рекомендовать фрукты (яблоки, абрикосы, персики, сливы, бананы) и ягоды (крыжовник, клубника, малина, черная смородина). Очень полезны сухофрукты (чернослив, инжир, курага, изюм). Предпочитать хлеб с добавлением отрубей, зерен. Употреблять такие крупы, как гречневая, овсяная, пшеничная, пшено, ячневая. Включать ежедневно растительное масло (25 мл), которое повышает двигательную активность кишечника. Способствуют опорожнению кишечника фруктовое желе, пастила, кисломолочные продукты (бифидокефир, ацидофилин, простокваша, йогурт). Увеличить количество жидкости до 2 литров.
Ø провести беседу с пациенткой о двигательной активности, рекомендовать повысить двигательную активность: совершать ежедневные прогулки в режиме дозированной ходьбы. Проводить упражнения для укрепления брюшного пресса
Ø в случае сохранения запоров обратиться к врачу и пройти обследование
Ø выяснить у пациентки, какие у нее возникли вопросы и ответить
Ø провести через 10 дней повторный патронаж
Задача №5
Участковая медицинская сестра проводит патронажное посещение одинокоживущего пациента 72 лет. При обследовании выявлено повышение АД до 170 и 85 мм рт. ст. Пациент пожаловался, что часто забывает принять лекарственные препараты для снижения АД. Медицинская сестра выяснила, что пациент хранит лекарственные препараты в кухне, в тумбочке возле газовой духовки. При осмотре лекарственных препаратов, находившихся в полиэтиленовом мешке, медсестра обнаружила просроченные лекарственные средства, упаковки без этикеток. Находясь на кухне, медсестра обратила внимание, что над газовой духовкой натянута веревка, на которой сушится белье.
Задания:
1.Определите, какие жизненные потребности пациента нарушены.
2.Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
3. Составьте план деятельности медицинской сестры с целью удовлетворения жизненных потребностей человека пожилого возраста.
Эталон ответа к задаче № 5:
Ø повышение АД вследствие нерегулярного приема лекарственных средств (ЛС) из-за забывчивости пациента
Ø неправильное хранение ЛС вследствие дефицита информации о правилах хранения и приема лекарственных средств в домашних условиях
Ø несоблюдение противопожарной безопасности
Потенциальные проблемы пациента:
Ø угроза для здоровья вследствие нерегулярного приема и неправильного хранения лекарственных препаратов
Ø угроза для здоровья и жизни в результате возможного пожара в условиях нарушения правил противопожарной безопасности
3.План действий медицинской сестры:
Ø Установить контакт с пациентом, оказать ему психологическую поддержку. Помочь принять назначенные врачом гипотензивные препараты.
Ø Информировать пациента о последствиях неправильного хранения и несвоевременного приема ЛС
Ø Обучить пациента проводить раскладку ЛС для приема в течение суток: соответственно утреннему, дневному и вечернему приемам в маркированные емкости
Ø Дать рекомендации по правилам приема ЛС: принимать последовательно, запивая каждую таблетку одной третью стакана прохладной кипяченой воды. Определить время приема каждого препарата по отношению к приему пищи
Ø Информировать пациента о недопустимости сушки белья над газовой плитой вследствие риска возникновения пожара
Ø Дать рекомендацию приобрести сушилку для белья
Ø Провести осмотр всей квартиры с целью выяснения соблюдения правил противопожарной безопасности, дать соответствующие рекомендации
Ø Выяснить у пациента понимание обсуждаемых проблем
Ø Провести повторный контроль АД, обучить пациента вести дневник самоконтроля и через неделю посетить прием участкового терапевта
Ø Запланировать повторное посещение пациента через 10 дней
Задача №6
Участковая медицинская сестра посетила на дому пациента 79 лет, который был накануне выписан из больницы. Пациент проживает с дочерью в двухкомнатной квартире. Пациент, инвалид 2 группы, страдает несколькими хроническими заболеваниями, ослаблен, имеет значительные ограничения в самостоятельном передвижении, самообслуживании и самоуходе, большую часть времени проводит в постели. Пациент лежит на низком диване, придвинутом к стене. Возле дивана придвинута табуретка, на которой стоит чашка с чаем, печенье, очки, газеты и мобильный телефон. На полу возле дивана лежит утка. Дочь пациента пожаловалась, что много работает и не всегда успевает проводить гигиенические мероприятия. Она боится развития осложнений постельного режима и просит ее проконсультировать по вопросам ухода за отцом. При осмотре жилища: в квартире отсутствуют опорные перила.
Задания:
1.Определите, какие жизненные потребности пациента нарушены.
2.Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
3. Составьте план деятельности медицинской сестры с целью удовлетворения жизненных потребностей человека пожилого возраста.
Кто проглотит пилюлю
Что делать, если возникает конфликт между пациентом и врачом? Как добиться, чтобы больных не держали часами в очередях, чтобы записаться к нужному специалисту можно было без проблем, не прилагая массы усилий? Кто поможет обиженному пациенту? «РГ-Неделя» обратилась за разъяснениями во Всероссийский союз страховщиков (ВСС).
Право жаловаться
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» говорит, что все мы имеем право на получение качественной медицинской помощи. А задача следить за качеством работы поликлиник и больниц возложена на страховые медицинские организации.
Документы
Непосредственно работа СМО с обращениями граждан регламентирована Федеральным законом N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. (59-ФЗ), в котором перечислены все необходимые условия подачи обращения, порядок его рассмотрения и многие другие важные моменты.
1 В каких случаях нужно жаловаться
2 По каким поводам жалуются чаще всего
— обеспечение полисами ОМС,
— выбор / замена МО в сфере ОМС,
— выбор / замена врача в МО, к которому гражданин прикреплен,
— организация работы МО,
— санитарно-гигиеническое состояние МО,
— материально-техническое обеспечение МО,
— этика и деонтология медработников (то есть то, как доктор и медперсонал обращаются с пациентом),
— качество оказанной медпомощи,
— отказ в медицинской помощи по программам ОМС,
— взимание денег за медицинскую помощь, которая должна оказываться бесплатно, по полису ОМС, то есть по программам ОМС.
3 Что делать, если страховая компания не помогает
4 Пошаговая инструкция: куда обращаться в первую очередь
— первая инстанция: главный врач или его заместитель по лечебной работе,
— департамент (министерство) здравоохранения вашего города, района, региона,
— страховая компания, которая выдавала полис ОМС,
— территориальное отделение ФОМС своего региона,
Важно. Жалоба может быть подана и в устной форме, и по телефону, но лучше подать ее письменно. Так ваше мнение будет зафиксировано, его будет удобнее рассматривать, отслеживать все этапы документооборота.
5 Какие документы приложить к заявлению
Сама жалоба пишется в свободной форме. Во многих страховых компаниях, для удобства граждан, есть шаблоны, типовые бланки для обращений граждан.
В заявлении указывается, куда именно обращается гражданин (наименование госоргана или органа муниципального самоуправления, название страховой компании и т.д.). Можно обратиться к должностному лицу (указываются его фамилия, имя, отчество либо должность).
Требования к написанию обращения изложены в п.1 ст.7 59-го федерального закона.
6 Что делать, если нужные документы отсутствуют, потеряны, врач их не предоставил
Гражданину достаточно подать жалобу в страховую компанию и приложить те документы (оригиналы или копии), которые считает нужными. Чтобы провести полноценную проверку, СМО сама запросит недостающие документы.
7 Что будет в итоге проверки
Это зависит от ее результатов. Если, например, гражданин жаловался на качество оказанной медицинской помощи, страховая организация проведет так называемую целевую экспертизу качества медицинской помощи. Если выяснится, что пациент прав, и будут обнаружены какие-либо дефекты, медицинскую организацию, где он лечился, накажут. Обычно речь идет о штрафных санкциях. Кроме того, после проверки действует правило «обратной связи»: суть выявленных нарушений доводят до руководства клиники. Так что у главного врача появляется возможность сделать выводы и исправить работу своих подчиненных.
Пациент прав не всегда
Несколько дней назад в Башкирии произошло ЧП: ожидавшая приема пациентка ранила врача из-за того, что медработник приняла коллегу вне очереди. Инцидент произошел в салаватской поликлинике. 24-летняя девушка ждала свою очередь перед рентген-кабинетом, но туда прошла экономист поликлиники. Девушка ворвалась в кабинет следом, схватила ручку и несколько раз полоснула ею врача по руке. Нападавшую нашли по полису, который, убегая, та оставила в поликлинике.
В среднем процент необоснованных жалоб пациентов в страховые медицинские организации на качество оказанных медицинских услуг в зависимости от региона составляет порядка 8-10 процентов».