Долби пролоджик 2 что это

Хлопцы, Dolby Prologic II, ШО ето такое?

DOLBY PRO LOGIC II
Dolby Pro Logic II is an improved version of Dolby Pro Logic technology with extended matrix decoding technology that can create 5.1 channel sound from two channel sources. Dolby Pro Logic II creates basic 5 channel sound by using the innovative «steering logic» circuit. Therefore when listening to typical two-channel sources like CD, the listener can enjoy a richer spatial effect. When using software encoded with Dolby Surround, this decoding system affords the listener an improved surround experience with greater sound detail.

DTS ES
DTS launched a new surround format in November 2000. This has come to be known as DTS Extended Surround or simply DTS-ES. The technology has been advanced to include two new home formats DTS-ES Discrete 6.1 format, and DTS-ES Matrix 6.1 ch format, both are able to playback discrete, 6.1-channel content from DVDs and CDs. Both of these formats are compatible with a conventional DTS 5.1 ch decoder. In this system each channel is encoded and decoded individually, adding to the separation of the channels. Since DTS adds a third surround channel, the surround back channel, the realism and all-encompassing nature of the sound reaches levels not seen before in home theater. This unit is equipped with a DTS-ES decoder.

DTS NEO:6
This is a matrix decoding technology that transforms two-channel sources into 6.0 channel surround sound. There are two modes, «Cinema Mode» and «Music Mode».

Источник

DTS 96/24, Dolby Pro Logic II: новые звуковые форматы в действии

Даешь новый звук к Рождеству

Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека — прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда — в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).

Пятая реинкарнация DTS

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что этоС кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 — шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков — выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что этоПрием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):

Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells. But Who’s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween

Большая часть из них — совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.

До сих пор выпущен только один фильм в данном формате — это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии — звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций — их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.

Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера

В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты — и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми — полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.

При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a — завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции — Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.

Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.

Послушаем…

Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер — Pioneer 757Ai.

В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).

Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание — поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука — увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино — вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований — безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации — именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.

Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму — иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах — единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.

Плюсы и минусы

ФорматДостоинстваНедостатки
DTS 96/24— высокий потенциал для кинозвука
— хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A
— возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере
— малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате
— музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A
— поддержка не всеми современными ресиверами
Dolby Pro Logic II— идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 — как на кино, так и на музыке
— возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале
— широчайшая поддержка производителями «железа»
— качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше
— гулкость центрального канала в театральном режиме

Резюме

Источник

Dolby Prologic II, IIx, DTS Neo: 6

Dolby Prologic II, IIx, DTS Neo: 6

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Так что пища есть, и её много. А значит и декодеры эти нужны. Лично мне они точно нужны, ибо большую часть из перечисленного я им и скармливаю (в т.ч. МПЕГ4 с мр3).

Так что пища есть, и её много. А значит и декодеры эти нужны. Лично мне они точно нужны, ибо большую часть из перечисленного я им и скармливаю (в т.ч. МПЕГ4 с мр3).

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Согласен. Однако насколько я понимаю ни один из приведенных источников не содержит закодированные 6, а у же тем более 7 каналов, редко 5 а чаще всего 4. Значит для большинства случаев использвание всех этих декодеров (кроме старенького добренького Prologic) приведет к генерации несуществующих каналов.

Я в последнее время с интересом экспериментирую над прослушиванием кино в ДТС НЕО6 и ДПЛ-2 с включённым в микс тыловым центром (получается от же 6.1, только организация тыла чуть иная). И постепенно мне всё больше нравится имено ДПЛ-2. Хотя многое от фонограммы зависит.

Разрешите поинтересоваться, что являетсья источником сигнала и как Вы это делаете?
Если это DVD с DTS потоком, Вы что используете аналоговое подключение и плееровский даунмикс или цифровое подключение и конвертацию DTS > PCM?

Все так, но обычных DD или DD-EX (пусть и кодирование, но инфа то о каналах есть и она не выдумана) несопоставимо больше, чем источников аналогового сигнала, содержащего хотя бы 5 РЕАЛЬНО закодированных каналов.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Разрешите поинтересоваться, что являетсья источником сигнала и как Вы это делаете?
Если это DVD с DTS потоком, Вы что используете аналоговое подключение и плееровский даунмикс или цифровое подключение и конвертацию DTS > PCM?

Все так, но обычных DD или DD-EX (пусть и кодирование, но инфа то о каналах есть и она не выдумана) несопоставимо больше, чем источников аналогового сигнала, содержащего хотя бы 5 РЕАЛЬНО закодированных каналов.

Я в последнее время с интересом экспериментирую над прослушиванием кино в ДТС НЕО6 и ДПЛ-2 с включённым в микс тыловым центром (получается от же 6.1, только организация тыла чуть иная). И постепенно мне всё больше нравится имено ДПЛ-2.

Нравится ДПЛ-2 по сравнению с ДТС НЕО6 или по сравнению с соотвтетствующим цифровым декодером?

Конкретно задний тыл (т.е. ДПЛ-2 в 6.1 варианте) у меня получается суммированием сигнала тылов (в ресивере есть вариант включения заднего тылового канала как микс, что очень полезно, ибо позволяет избежать принудительного включения 6.1 канальных декодеров).

Так где ж его взять то этот закодированный в аналог 5.1 канальный звук, кроме как со своего-же плеера?
Или Вы хотите сказать, что спутниковый сигнал или сигнал с VSH содержит информацию о «всех 6 каналах»?

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Нравится ДПЛ-2 по сравнению с ДТС НЕО6 или по сравнению с соотвтетствующим цифровым декодером?

Кстати, не понял тезис о «принудительном включении 6.1 канальных декодеров».
Какая разница что выбирать Prologic II или Prologic IIx, выбирать то все равно приходиться?

Так где ж его взять то этот закодированный в аналог 5.1 канальный звук, кроме как со своего-же плеера?
Или Вы хотите сказать, что спутниковый сигнал или сигнал с VSH содержит информацию о «всех 6 каналах»?

Они не то чтобы мешают, они эфир засоряют. Когда я приобрел это рес (это мой первый ресивер), то потратил (и до сих пор трачу ) уйму времени, чтобы разобратья зачем и почему в него понапихона столько разной хрени, и что из этого действительно нужно для правильного воспроизведения, а что является банальным наворотом типа ACTION, CONCERT HALL и пр. Вот наткнулся на эти удивительные аналоговые кодеки аж 7-канального звука и стало очень интересно, где-ж такой звук то есть.

А не любовь к ним потому, что когда сигнала с ДВД нет, то у меня на экране большими такими буквами маячит Dolby Prologic II Movie, а как только сигнал с ДВД пошел та ксразу надпись меняется на DD, например.

Посмотрел, к сожалению походу у меня такой штуки нет (mix back surround)

В моем сознаннии словосочетание Dolby Surround ассоциируется с 4 канальным звуком. Судя по всему я не прав?

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

В моем сознаннии словосочетание Dolby Surround ассоциируется с 4 канальным звуком. Судя по всему я не прав?

Источник

Современные многоканальные системы

Dolby

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Файлы Dolby Digital 5.1 имеют расширение *.ac3 и требуют для своей расшифровки специальный декодер (программный или аппаратный). На заре своего становления технология стоила очень не дешево. Декодеры были только аппаратные и выпускались в виде специализированных устройств. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, и обычный пользователь может себе позволить приобретение звуковой карты со встроенными декодерами или скачать их программный вариант из интернета. Таким образом, современный кинозал и домашний кинотеатр полностью уравнялись по возможностям. Стоит отметить и еще один немаловажный аспект.

На сегодня Dolby Digital 5.1 является самым универсальным стандартом. Звук АС-3 может быть преобразован в зависимости от масштабов аппаратуры. Например, помимо доступного разделения на пять или шесть каналов (в зависмости от наличия/остутсвия сабвуфера), он может преобразовываться в четыре канала (Dolby Pro Logic), обычно стерео и даже моно. Поэтому, кодируя звук для компьютерных игр в Dolby Digital 5.1 можно не бояться того, что пользователь, имеющий в наличии меньшее количество колонок, будет чувствовать себя неуютно.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Одним из главных отличий DTS от Dolby Digital является то, что DTS разрабатывался для 70 мм кинопленки. Соответственно, проблема места не стояла так актуально как в варианте Dolby Digital, вопросы реализации hi-res-звука и синхронизации решались практически сразу со времени возникновения стандарта.

Сейчас, упоминая DTS, мы можем говорить о восьми и более каналах hi-res-звука, новейших технологиях сжатия информации, и их активном практическом применении.

Dolby vs DTS

Стандарты DTS распространены точно также как и Dolby. При этом, конкуренты успевают ссориться. А что им еще делать? У Dolby гораздо мощнее поддержка со стороны обычных потребителей и производителей технологий для пользовательского рынка. Так, в Dolby Surround выпускаются музыкальные альбомы звукозаписывающими лэйблами Delos, RCA Victor/BMG Classic, Concord Jazz. Документация к этому стандарту постоянно востребована разработчиками современных видеоигр. Современное спутниковое телевидение также вещает в большинстве своем со звуком в режиме Dolby Surround. На последнем 114-м съезде AES в Амстердаме имели место обучающие семинары по записи, сведению и мастерингу в Dolby 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1, и 10.2.

DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.

Другие многоканальные системы

В принципе, любой пользователей, имея в своем арсенале звуковую карту с четырьмя и более выходами и профессиональную мультитрековую программу, может почувствовать себя на заре 70-80-х. Именно тогда велись основополагающие опыты с многоканальным звуком. Многим известна квадрофония, была даже октофония. При этом, например, октофония тогда не подразумевала современных «7.1». Тогда предполагалось наличие 8 независимых каналов с полным частотным диапазоном, расставленных вокруг слушателя по кругу на равных расстояниях между собой.

В варианте surround нам сообщается только пространственный эффект присутствия. То есть локализация звука закреплена за отдельным каналом. Другие работают как сопровождающие. То есть, мы получаем эмуляцию пространственных ощущений, для чего собственно surround-системы и разработаны.

Хотя с другой точки зрения, никогда не стоит останавливать эксперименты. У вас есть к этому все возможности. Если в середине 90-х для опытов с квадрофонией мне приходилось подключать в РС две стерео-платы, то теперь даже самый дешевый звуковой интерфейс имеет как минимум четыре линейных выхода. Dolby Surround не является идеальной системой и места для экспериментов очень много.

Стандартный кодер Dolby Surround и пассивный декодер

В варианте пассивного декодера сигнал S-канала можно получить простым вычитанием Lt-Rt. На рис.2 представлена схема работы простейшего декодера Dolby Surround, на выходе которого мы имеем L, R и S.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

В таком варианте пассивного декодирования подразумевается, что центральный канал является виртуальным и соотвествует панорамному центру стереосистемы L и R. Данная система идеализирована, поскольку громкоговорители правого и левого каналов должны быть равноудалены от слушателя, что на практике практически недостижимо (в кинотеатре много слушателей).

Активные декодеры Dolby Surround. Pro Logic

Если персонажей несколько, их речь отличается от других звуков по мощности, и они локализованы в разных местах, то активный декодер Pro Logic работает в так называемом «быстром» режиме, переключая настройки с одного доминирующего образа на другой, время реакции декодирующей системы минимально. Если же звуки не имеют значительных расхождений по мощности, то декодер переходит в «медленный» режим.

На выходе адаптивной матрицы мы имеем блок анализа, который оперирует десятью сигналами, складывая и вычитая их в определенной весовой пропорции. В результате мы имеем четыре стандартных сигнала C, R, L и S.

Pro Logic II

Схема работы Pro Logic II также проста в понимании. Сигналы с обоих VCA поступают на модули амплитудных детекторов FWR (Full-Wave Rectifier). Дифференциальный усилитель сравнивает сигналы постоянного тока, которые пропорциональны амплитудам сигналов Lt и Rt. Его сигнал является управляющим для VCA. Сигнал центрального канала С получается путем сложения выровненных Lt и Rt.

Dolby Digital AC-3

Настройки многоканальной системы

С этим фрагментом данного материала вы могли столкнуться в статье «Домашняя студия на базе РС-2003. Hardware-рейтинг». Чтобы сохранить целостность раскрытия темы я позволю себе некоторое повторение. Причем оно позволит воспринять вам все наиболее полно.

На примере с Dolby Digital 5.1 мы можем рассмотреть основные вопросы по инсталляции акустических систем и аппаратного обеспечения для многоканальных систем.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это
Правильная расстановка акустических систем для Dolby 5.1

Dolby Surround 5.1 в развернутом виде для кинотеатров и больших помещений.

Источник

«Домашний кинотеатр» и технологии Dolby Laboratories

История

Двухканальный звук создавал гораздо более реальное ощущение пространства, чем монофонический, и при этом мог быть легко реализован в существующей и вновь разрабатываемой аппаратуре. Именно поэтому с тех пор и до сегодняшних дней двухканальный звук для домашней аппаратуры стал нормой. Кинематографисты же продолжали утверждать, что двух каналов недостаточно для создания эффекта реального пространства, необходимы как минимум четыре. Появившееся вскоре двухканальное радиовещание с частотной модуляцией (FM Stereo) окончательно закрепило в сознании слушателей термин stereo за двухканальным звуком, хотя на самом деле он в полной мере таковым не является.

Все последующее десятилетие технологии для домашнего стерео и для звука в кино совершенствовались разными, независимыми путями.

В середине 1970-х Dolby Laboratories разработала технологию объемного звучания для кинопленок формата 35 мм, получившую впоследствии название Dolby Stereo. В отличие от предыдущих систем звука, использующих в качестве носителей звука магнитные дорожки, новая технология предполагала использование оптических дорожек (фото-дорожек) и фотоэлементов вместо магнитных головок. Кинопленки с такими дорожками существовали еще на заре кинематографа, в 30-х годах. На пленке размещалась всего одна дорожка и традиционно она использовалась для передачи монофонического звука. Чтобы обеспечить совместимость стереофонической пленки с монофоническими проекторами, необходимо было разместить две стерео дорожки на том же пространстве, которое раньше занимала одна. Эксперименты показали, что это возможно, если звуковой сигнал перед записью обработать процессором Dolby A-type Noise Reduction. Однако разместить на этом же пространстве более двух звуковых дорожек оказалось невозможным: даже с использованием шумопонижения Dolby уровень шума увеличивался до неприемлемых значений.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

К началу революции видео обыватели уже познали вкус качественного объемного звука. К этому времени уже широко использовались магнитофоны и FM stereo тюнеры с высококачественным двухканальным звуком. В кинотеатрах зрители могли оценить звук в формате Dolby Stereo Optical.

Первые видеокассеты предполагали только монофонический звук посредственного качества, однако вскоре начали тиражироваться кассеты с двухканальным звуком. Сначала использовались просто раздельные звуковые дорожки, затем технология Hi-Fi. Лазерные диски с самого начала выпускались с двухканальным стереозвуком высокого качества.
Вскоре и большинство стандартов вещательного телевидения были адаптированы для передачи видео с двухканальным звуковым сопровождением в эфире и в кабеле. Так популярный двухканальный формат звука стал тривиальной опцией домашнего видео.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Кодер Dolby Surround

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Сигналы каналов L и R передаются на выходы Lt и Rt без каких-либо изменений. Сигнал канала С делится поровну и складывается с сигналами каналов Lt и Rt. Предварительно сигнал С ослабляется на 3 дБ (чтобы сохранить неизменной акустическую мощность сигнала после сложения его «половинок» в матрице декодера). Сигнал канала S также ослабляется на 3 дБ, но, кроме того, перед сложением с сигналами Lt и Rt он подвергается следующим преобразованиям:

Такое кодирование позволяет передать сигналы S и C с высокой степенью развязки при одном условии: если амплитудные и фазовые характеристики физических каналов, по которым передаются сигналы Lt и Rt, абсолютно идентичны. Если имеется некоторый дисбаланс между каналами, развязка уменьшается. Например, если компоненты сигнала С в каналах Rt и Lt из-за разных характеристик каналов передачи окажутся неодинаковыми, произойдет нежелательное проникновение (crosstalk) части сигнала С в канал S.

Пассивный декодер Dolby Surround

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Активный декодер Dolby Surround Pro Logic

Пассивный декодер обеспечивает высокую степень воспринимаемой развязки между фронтальными каналами, но только для слушателей, равноудаленных от акустических систем. Кроме того, несмотря на специальную обработку сигнала surround, в пассивном декодере невозможно добиться полного разделения сигналов surround и R/L. Использование пассивных декодеров ограничено, поскольку они не способны обеспечить корректное восприятие для любого положения слушателя в зале.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Другой крайний случай: два или более звуковых образа присутствуют одновременно на разных направлениях и имеют примерно одинаковую мощность. В этом случае способность слушателя к определению направления на образы притупляется, поэтому технику компенсации можно не использовать или использовать не в полной мере.

Чтобы обеспечить эффективное декодирование для обоих случаев, декодер Pro Logic автоматически выбирает один из режимов декодирования, «быстрый» или «медленный». «Быстрый» режим используется, если доминирующий звуковой образ намного мощнее других образов. Если такие образы возникают на разных направлениях последовательно во времени, декодер должен последовательно воспроизвести их на соответствующих направлениях. В любой момент времени декодер регулирует усиление выходов, исходя из наличия одного источника доминирующего звука, но в течение некоторого времени все источники последовательно воспринимаются раздельно. Для этого необходимо, чтобы время реакции управляющей цепи декодера на изменение входных сигналов было минимальным. Второй режим, «медленный», включается декодером, если мощности разных образов отличаются незначительно. В «медленном» режиме декодер отслеживает изменения входных сигналов с большей задержкой. В таких условиях маскирование проявляется слабо, поэтому, если декодер продолжит работу в «быстром» режиме, модуляция мощности не доминирующих образов станет заметной.

По определению, в каждый момент времени может существовать только один доминирующий образ, и ему соответствует единственное направление. Декодеру необходимо в любой момент времени иметь информацию о точном направлении на доминирующий образ, независимо от того, как быстро меняется пространственная звуковая картинка. Анализируя две пары электрических сигналов, соответствующих ортогональным осям декодера (левый-правый каналы, центральный канал-surround) можно однозначно идентифицировать любое направление в пространстве.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Основой декодера Pro Logic является адаптивная матрица Pro Logic. В адаптивной матрице существуют два параллельных канала: канал прохождения входных сигналов Lt и Rt к суммирующей цепи и сложный канал управления. Большая часть электронных компонентов декодера используются для анализа входных сигналов и генерации сигналов управления, и относительно небольшая их часть занята собственно в обработке сигнала.

Мгновенное значение управляющих сигналов постоянно сравнивается с пороговым значением, чтобы определить степень доминирования по той или иной оси в данный момент. Если сигнал хотя бы одной оси превышает пороговое значение, управляющая цепь переключает тракты обеих осей по принципу «ИЛИ» в «быстрый» режим.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Чтобы полностью компенсировать сигналы L и R на входах декодера surround, необходимо перед подачей на сумматор выровнять их уровни. Для этого между входами Lt и Rt и входами сумматора устанавливаются два регулируемых усилителя (VCA). Усиление VCA двух каналов изменяется одним и тем же управляющим сигналом, но в разной полярности. Если увеличивается усиление одного VCA, усиление второго уменьшается. Если такую регулировку осуществлять достаточно точно и достаточно синхронно с изменениями самого сигнала, можно полностью подавить разностный сигнал каналов Lt и Rt в канале Surround.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

В таблице приведены основные отличия декодера Pro Logic II от декодера Pro Logic.

Характеристика/режимPro LogicMovieMusic
Частотный фильтр в канале surroundФНЧ 7 кГцНет.Ступенчатый ФВЧ
Временная задержка в канале surroundДаДаНет
Режим панорамыНетНетПольз.
Регулировка глубиныНетНетПольз.
Регулировка шириныНетНетПольз.
Режим автобалансаДаДаНет

Известно, что характеристики звука на саундтреках фильмов и на музыкальных записях отличаются. Главное отличие в том, что саундтрек пишется на калиброванной аппаратуре Dolby, поэтому при прослушивании через калиброванный декодер точность воспроизведения гарантируется. При записи музыки, как правило, не используется аппаратура Dolby Surround, поэтому невозможно предугадать, как конкретная запись будет воспроизводиться декодером. Поэтому режим Movie декодера Pro Logic II имеет фиксированные параметры, а режим Music, напротив, предполагает несколько настроек пользователя. Эти настройки могут быть использованы в любой аппаратуре с декодером Pro Logic II, но особенно они актуальны в автомобильной акустике, где положение акустических систем фиксировано, а положение «основного» слушателя может изменяться.

В режиме Music предусмотрен ступенчатый фильтр высоких частот в канале surround. Он обеспечивает более верное, реалистичное восприятие звука. Благодаря фильтру устраняются искажения на высоких частотах, связанные с многократными отражениями от стен и поглощением звука в элементах интерьера. Временная задержка канала surround в режиме Music не нужна, т. к. звуковые образы не обязательно должны восприниматься слушателем преимущественно на фронтальных направлениях. И, наконец, в режиме Music отключается автоматический баланс, потому что музыканты и певцы иногда намеренно вносят дисбаланс каналов.

Цифровые технологии: Dolby Digital, Dolby Digital EX и Dolby-E.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Возможности Dolby Digital на этом не исчерпываются. Например, декодер предусматривает управляемую компрессию (сжатие динамического диапазона). Использование компрессии удобно, если слушателю по какой-либо причине необходимо ограничить общую громкость звука. Компрессор повышает уровень слабых звуков, чтобы они были отчетливо слышимы, и наоборот, ослабляет слишком сильные звуки. Пользователь может сконфигурировать цифровой декодер таким образом, чтобы низкочастотные составляющие присутствовали только в тех каналах, для которых предусмотрены subwoofer-ы или широкополосные акустические системы с отдельными низкочастотными громкоговорителями.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Виртуальный Surround

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Dolby Surround и Dolby Digital в спутниковом телевидении.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Назначение выходных каналов декодера задается пользователем. Возможные варианты подключения:

Несколько сложнее с цифровым спутниковым телевидением. Разумеется, любой цифровой спутниковый ресивер предполагает стереофонический звук с качеством CD, следовательно, может быть использован для приема программ со звуком, кодированным в аналоговой системе Dolby Surround. Один из первых стандартов информационного сжатия звука, используемый и по сей день в DVB, ISO/IEC11172-3, предполагает передачу в цифровом потоке аудио двух каналов звука, кодированных в Dolby Surround. Спецификация DVB ETSI TR-101-154 предусматривает в служебных таблицах DVB специальный признак Dolby Surround. Согласно рекомендации, цифровой ресивер DVB должен анализировать этот признак и, если звук кодирован, выводить на экран соответствующую информацию. Для воспроизведения всех четырех каналов требуется внешний аналоговый декодер. Таким образом, пользователь может прослушивать звук в Surround и на цифровых спутниковых программах, используя дополнительно к ресиверу MPEG-2/DVB, например, упомянутый Pace MSS1038G с процессором Dolby Pro Logic.Во-первых, это не совсем удобно для пользователя. Во-вторых, в этом нет принципиальной необходимости: пропускная способность цифровых спутниковых каналов DVB более не ограничивает количество каналов звука, их может быть сколько угодно. Действительно, не логично аналоговыми методами уплотнять четыре звуковых канала в два, чтобы затем передавать их в цифровом потоке, если можно сразу мультиплексировать по времени все четыре или более каналов. Увы, единого стандарта для звука surround в цифровом телевидении на сегодня не существует.

Долби пролоджик 2 что это. Смотреть фото Долби пролоджик 2 что это. Смотреть картинку Долби пролоджик 2 что это. Картинка про Долби пролоджик 2 что это. Фото Долби пролоджик 2 что это

Это стандартный цифровой спутниковый приемник MPEG-2/DVB со встроенным декодером системы условного доступа Viaccess и двумя слотами Common Interface для подключения двух модулей условного доступа любых других систем (Irdeto, Mediaguard и пр.). Он оборудован оптическим портом S/P-DIF (Sony/Philips Digital Interface) для подключения к домашнему кинотеатру Dolby Digital 5.1.

Источник программКодированиеИсточник сигналаДекодер Surround
ВидеокассетыDolby SurroundВидеомагнитофон HiFi StereoMSS1038G, вход внешнего источника
Лазерный видеодискDolby SurroundCD-Video проигрывательMSS1038, вход внешнего источника
Аналоговые спутниковые каналыDolby SurroundСпутниковая антеннаMSS1038, вход спутниковой антенны
Цифровые спутниковые каналыDolby SurroundHUMAX VACI-5300MSS1038, вход внешнего источника
Цифровые спутниковые каналыDolby DigitalHUMAX VACI-5300Внешний домашний кинотеатр Dolby Digital

Что означают логотипы на продукции Dolby Laboratories

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *