Dolby digital или dolby atmos что лучше
Звук DTS: X или Dolby Atmos что лучше?
В последние годы технологии объемного звучания сделали огромный шаг вперед благодаря трем технологиям: DTS: X, Dolby Atmos и DTS Play-Fi. Первые две — это технологии объемного звука, которые обещают сделать фильмы и телепередачи еще более захватывающими, чем когда-либо.
DTS Play-Fi — это мультирумная платформа, которая может «связывать» устройства всех видов в разных комнатах по всему дому. Скорее всего, многим уже известно о существовании одной, двух или всех трех из этих технологий. В этой статье попробуем объяснить, как работают эти технологии и чем отличаются DTS: X и Dolby Atmos друг от друга.
Что такое DTS X
Звук DTS X — аудиоформат объемного звука нового поколения с открытым исходным кодом. Как и его конкурент Dolby Atmos, DTS: X в отличие от стандартного объемного звука может размещать звук в более определенных местах по всей комнате. Этот формат был применен впервые в 2015 году в домашних кинотеатрах. Только после этого DTS: X был внедрен в кинотеатры.
Цель создания поддержки DTS X та же самая, что и у Dolby Atmos. При воспроизведении контента DTS X звук перемещается по комнате намного реалистичнее, чтобы соответствовать действиям на экране. В результате кинематографический эффект становится более захватывающим.
Различие между Dolby Atmos и DTS X заключается в том, что DTS: X вместо потолочных динамиков работает со стандартными системами объемного звучания. В связи с этим, есть большая вероятность, что ваш домашний кинотеатр со звуком 5.1 или 7.1 будет совместим с DTS: X.
Стоит учитывать и то, что рассматриваемый формат также может поддерживать более обширные системы: до 32 колонок и до 11.2-каналов. DTS: X использует платформу многомерного аудио (MDA) с открытым исходным кодом. Так же, как и Android, любой производитель может создать систему, которая будет совместима с DTS X, без специальной лицензии.
Базовый вариант звуковых систем 5.1 и 7.1
Что такое Dolby Atmos
Предназначение поддержки Dolby Atmos очень похоже на DTS: X, но сама технология совершенно иная. Начнем с того, что если DTS:X появился сначала в домашних кинотеатрах, то Atmos начал свою жизнь в кинотеатрах, а потом только был внедрен в домашние кинотеатры, колонки и звуковые панели. Как и Atmos, DTS: X является объектно-ориентированной технологией объемного звучания.
Однако Atmos делает больший упор на высоту. В связи с этим компания Dolby рекомендует устанавливать потолочные колонки, чтобы получить максимальный звуковой эффект. Очевидно, что далеко не каждый согласится на изменение дизайна своего потолка. Но, к счастью, есть сертифицированные Dolby Atmos динамики и звуковые панели с динамиками, поднимающими звук вверх, чтобы отразить его с потолка.
В результате звуковой эффект будет звучать более реалистично, будь то вертолет, летящий над головой, или пули, проносящиеся возле уха. Каналы Atmos учитываются в названии звуковой системы. Так, например, система 5.1, состоящая из пяти каналов, одного сабвуфера, с четырьмя добавленными динамиками Dolby Atmos будет называться 5.1.4. Звук 7.1.4 считается эталонным для Dolby Atmos. Другими словами, оптимальной считается звуковая система, состоящая из семи каналов, одного сабвуфера и четырех колонок Atmos.
Звуковые системы 5.1.4 и 7.1.4 Dolby Atmos
Звук Dolby Atmos и DTS X отличия
Перед тем, как провести сравнение Dolby Atmos и DTS X сразу стоит отметить, что видеоконтент может содержать одновременно обе звуковых дорожки. Только в этом случае у пользователя появится выбор предпочтения одного формата перед другим. На бумаге DTS: X имеет преимущество с точки зрения качества звука, поскольку поддерживает более высокие скорости передачи данных.
Однако не все так просто. Dolby утверждает, что ее кодеки более эффективны, чем DTS. Следовательно, звук будет не хуже или даже лучше при более низкой скорости передачи данных. Независимо от этого, следует рассмотреть гораздо больше моментов, чем просто качество звука. DTS: X позволяет вручную настраивать звуковые объекты.
В связи с этим есть возможность увеличить, к примеру, громкость голоса. DTS: X не имеет каких-либо официальных требований к динамикам. Если динамики пользователя совместимы с DTS:X, то можно расположить их так, как нравится пользователю. Несмотря на этот плюс, многие считают требования Dolby Atmos полезным руководством о том, как извлечь максимальную пользу от расположения колонок.
Фильмы с Dolby Atmos также чаще встречаются, чем с DTS: X, несмотря на то, что около 90 процентов рынка домашних аудио-видео устройств поддерживают и DTS: X. Netflix и Amazon Prime Video поддерживают Atmos, а не DTS: X. Звуковыми дорожками Atmos и DTS: X одновременно оснащено множество Blu-ray дисков.
Таким образом, в войне форматов DTS: X против Dolby Atmos нет явного победителя. Хорошей новостью является то, что вам не обязательно выбирать между ними. Множество аудио-видео ресиверов и систем объемного звука поддерживают обе технологии. Поэтому, скорее всего, выбор зависит от акустической аппаратуры, которая имеется у пользователя.
Что такое DTS Play-Fi
DTS Play-Fi — беспроводная аудиоплатформа, лицензированная для Hi-Fi брендов. Это означает, что вместо того, чтобы покупать все аудиоустройства у одного производителя достаточно просто подключить беспроводные устройства разных производителей через DTS Play-Fi. В основном это такие «серьезные» Hi-Fi бренды, как McIntosh, Onkyo, Arcam, Klipsch, Polk и Thiel.
Совместимые устройства включают в себя беспроводные колонки, стереосистемы, AV-ресиверы, предусилители, стримеры, медиа-серверы и многое другое. Есть возможность управлять ими, используя приложение Play-Fi на своем устройстве Android или iOS или же через компьютер.
Приложение поддерживает все основные потоковые сервисы (Spotify, Tidal, Amazon Music и т.д.). Исключение составляет Apple Music, хотя есть некоторые Play-Fi-совместимые устройства, которые поддерживают технологию беспроводной связи Apple AirPlay 2.
Какие файлы поддерживает DTS Play-Fi? Это файлы MP3, M4A, AAC, FLAC, WAV и AIFF с разрешением до 16 бит / 48 кГц без сжатия. Также можно передавать потоковые файлы с более высоким разрешением через сеть Wi-Fi. Однако разработчики советуют в этом случае использовать проводное соединение, чтобы избежать «заикания» воспроизведения.
Итак, сколько устройств можно добавить в домашнюю сеть? Сколько угодно, хотя DTS рекомендует максимум 32 устройства, чтобы избежать проблем с производительностью. Одну и ту же песню могут воспроизводить одновременно до 16 устройств Play-Fi. Также можно управлять Play-Fi голосом через голосовых помощников Amazon Alexa или Apple Siri.
Современные форматы многоканального звука
Чем отличаются друг от друга Dolby Atmos, DTS:X и Auro-3D?
Кино пытались «разговорить» с конца XIX века, но активно заменяться звуковым немой кинематограф начал менее ста лет назад. К середине прошлого века начинаются эксперименты со стереофоническими и многоканальными дорожками, форматов было разработано великое множество, однако самый популярный на сегодняшний день – это Dolby Digital, за последние четверть века с его использованием было снято порядка 20 тысяч фильмов. Лет 10 назад ему на смену пришел первый многоканальный формат со сжатием без потерь (Dolby TrueHD), а в июне 2012 года открылся первый кинотеатр с системой Dolby Atmos.
ELAC A4 – дополнительные акустические системы для Dolby Atmos
В отличие от предшествующих форматов тут звуковая дорожка содержит не каналы, а так называемые «объекты» (диалоги, шумы, выстрелы, взрывы и т. д.), которые распределяются по имеющимся в тракте колонкам не звукорежиссером при записи, а процессором при воспроизведении. Объектов может быть до 128, однако же базовая конфигурация содержит уже традиционные семь основных каналов, сабвуфер и две или четыре дополнительных колонки эффектов. Они необходимы для того, чтобы задавать местоположение источников не только на плоскости, но и по высоте, то есть, скажем, вертолёт теперь будет пролетать не сквозь зрителя, а над ним. В идеале эти колонки должны находиться на потолке, но если речь не идет об инсталляции на этапе строительства или ремонта, то сделать это весьма проблематично, оттого появились модели, работающие не с потолка, а на отражение от потолка, такие например, как ELAC Debut A4.
А что же основной конкурент Dolby, DTS? Удивительно, но со своим вариантом объектно-ориентированного формата, DTS:X, компания задержалась почти на три года, представив его лишь в апреле 2015-го. Отсюда и перекос по количеству контента – если в Atmos по состоянию на конец прошлого года было снято уже более 500 фильмов, то в DTS:X на тот же момент вышло от силы пара десятков картин. С технической точки зрения, для потребителя разница между двумя эти форматами исчезающе мала, но поскольку всегда хочется подстраховаться на будущее, то желательно, чтобы ресивер или процессор понимал оба формата. В принципе, часть продукции японских мейджоров уже предоставляет такую возможность, но нужно отдавать себе отчёт, что в аппарате за несколько сотен долларов элементная база такого уровня, что вряд ли позволит отличить даже Dolby Digital от Dolby TrueHD.
Процессор Arcam AV860 уверенно обрабатывает как Dolby Atmos, так и DTS:X, демонстрируя при этом звучание аудиофильского качества
Поэтому вдвойне приятно, что новые технологии осваивают и традиционные производители Hi-Fi – даже такие консервативные, как британцы. Скажем все ресиверы и процессор компании Arcam понимают и Dolby Atmos, и DTS:X, осуществляя декодирование по схеме 7.1.4 и вдобавок имея возможность коммутации по интерфейсу HDMI 2.0a с технологией защиты HDCP2.2, то есть полноценной поддержкой 4K.
Система многоканального звучания Auro 3D
Самое забавное в этой истории то, что хронологически первым среди форматов с трёхмерным звучанием (включая высоту) был не Atmos, а детище достаточно малоизвестной бельгийской компании Auro. Формат Auro-3D, представленный ещё в 2006 году, имел колоночную формулу 9.1 и 10.1, к 2010 году «разросся» до 13.1, а первый фильм с его использованием появился в январе 2012 года. На сегодняшний день с Auro-3D существует почти полторы сотни картин, однако на дисках выходил от силы десяток и не совсем понятна ситуация с его дальнейшим развитием, так что настоятельно рекомендовать искать ресивер или процессор обязательно с наличием подобного декодера я бы не стал.
Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром
Содержание
Содержание
При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.
Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.
Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.
Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?
Мощность и помещение
Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.
Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.
Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.
Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.
Алгоритмы кодирования
Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.
В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.
Бас и сабвуфер
АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.
Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.
Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.
Уникальные функции
Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.
К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:
Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:
Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:
Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.
Заключение: ТВ или саундбар?
В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.
В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.
Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.
Dolby Atmos в вопросах и ответах — что это за формат звука? Полный гид по стандарту для домашнего кино
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про Dolby Atmos
Dolby Atmos в вопросах и ответах — что это за формат звука? Полный гид по стандарту для домашнего кино
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про Dolby Atmos
Трехмерный объектно-ориентированный формат саундтреков Dolby Atmos – звучит загадочно и пугает своей сложностью. Разработанный изначально для коммерческих кинозалов, новый стандарт активно внедряется в домашний кинотеатр. Так ли сложно обеспечить поддержку Dolby Atmos у себя дома? И что это даст в итоге? Давайте разбираться.
1. Что было до Dolby Atmos?
До внедрения в коммерческий кинопрокат действительно трехмерного изображения полностью погрузить зрителя в происходящее на экране можно через другой канал поступления информации – слух. Для этого разрабатываются различные форматы окружающего звучания, в которых готовятся саундтреки к фильмам. Бурное развитие эти технологии получили в 80-х годах прошлого века с разработкой матричных алгоритмов кодировки звуковых дорожек. До этого момента для коммерческих кинозалов базовым вариантом было стереофоническое сопровождение фильмов. Новая технология использовала те же два канала для записи саундтрека, но в стереофоническую дорожку подмешивалась информация дополнительных звуковых каналов – центрального и двух тыловых. Ещё один канал – низкочастотных эффектов, выделялся обычной фильтрацией основных каналов. В бытовой сфере этот формат получил название Dolby ProLogic. Поскольку процесс кодирования и декодирования был чисто аналоговым, этот формат не мог обеспечить удовлетворительное разделение каналов. При этом, он позволял без проблем использовать обычный стереофонический тракт, что существенно облегчало его распространение.
В конце 90-х годов на сцену выходят полностью дискретные цифровые форматы Dolby Digital и DTS, предлагающие шесть (позже – восемь) независимых каналов, что позволило реализовать системы окружающего звучания в конфигурациях 5.1 и 7.1. Именно в этих форматах записывались саундтреки на дисках DVD. С переходом на видео высокого разрешения Full HD и с появлением дисков Blu-ray компании Dolby и DTS предложили для саундтреков новые многоканальные форматы с компрессией без потерь (lossless) – Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Формат Dolby TrueHD реализует до восьми аудиоканалов с параметрами вплоть до 24 бит/192 кГц. При этом битрейт результирующего цифрового потока может достигать 18 Мбит/сек. Конкурирующий формат DTS-HD Master Audio предлагает также до восьми аудиоканалов с параметрами вплоть до 24 бит/96 кГц (при кодировании шести каналов – до 24 бит/192 кГц), но традиционно допускает использование более высокого битрейта, который может достигать 24,5 Мбит/с. При этом, оба формата обеспечивают обратную совместимость с Dolby Digital и DTS – если ваш плеер или AV-ресивер не поддерживают lossless-форматы, то они могут использовать так называемое «ядро» дорожки, получая Dolby Digital или DTS со стандартными для них битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.
2. Что такое Atmos?
Atmos это разработанная компанией Dolby технология формирования объектно-ориентированного трехмерного саунда, которая существенно отличается от алгоритмов матричного и поканального кодирования/декодирования. В данном случае звуковая информация не только фиксируется по разным каналам, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных источников звука в пространстве. Каждый такой объект характеризуется трехмерными координатами с изменениями во времени, что позволяет получить в кинозале однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Стандарт Атмос поддерживает до 128 подобных объектов, накладываемых на фоновые шумы, которые кодируются обычным образом поканально.
Для реализации Dolby Atmos в вашем домашнем кинозале, кроме замены AV-ресивера или процессора на модель, поддерживающую новые форматы саундтреков, придется существенно модернизировать систему окружающего звучания. Чтобы получить действительно трехмерную звуковую картину необходимо к обычной конфигурации окружающего звучания добавить несколько потолочных звуковых каналов, увеличивающих вертикальное разрешение звукового полотна.
3. Сколько нужно каналов в системе окружающего звучания для реализации Dolby Atmos?
Адаптированный для домашних кинозалов вариант формата Dolby Atmos допускает максимальную конфигурацию системы окружающего звучания 24.1.10 (24 акустические системы, окружающие зрительские места, один или несколько сабвуферов и 10 потолочных колонок). В реальных инсталляциях чаще всего встречаются конфигурации от 5.1.2 до 9.1.4. И здесь нужно обращать внимание на реализацию декодера Dolby Atmos в вашем AV-ресивере или процессоре. Если вы не исключаете возможности наращивания системы окружающего звучания в будущем, то лучше, чтобы ресивер или процессор был оборудован многоканальным выходом с предусилителя с максимально возможным числом каналов. У массовых моделей обычно это либо 7.2.4, либо 9.2.4. При этом, количество усилителей в ресивере может быть меньше. При необходимости вам останется лишь добавить необходимое количество колонок и внешний усилитель мощности с нужным числом каналов.
4. Какие алгоритмы сжатия звука использует Dolby Atmos? С потерями или без?
При кодировании многоканального саундтрека в бытовом варианте Dolby Atmos на транспортном уровне (для записи на диск Blu-ray и UltraHD Blu-ray, сетевого стриминга или телевизионного вещания) используется поканальный формат Dolby TrueHD, который применяет алгоритмы сжатия аудио без потерь (lossless) и обеспечивает, таким образом, максимально возможное качество звучания.
5. Нужно ли менять компоненты системы домашнего кинотеатра для реализации Dolby Atmos?
Реализация трехмерного звука Атмос в вашем кинотеатре потребует модернизации его оснащения. Прежде всего это касается многоканального ресивера или процессора, который занимается декодированием саундтреков – этот компонент должен поддерживать Dolby Atmos. При этом, источнику в системе – проигрывателю Blu-ray или мультимедийному плееру, достаточно уметь выводить «в цифре» по HDMI саундтреки в Dolby TrueHD – никакой специальной поддержки Atmos здесь не требуется.
Но самые существенные изменения затронут систему окружающего звучания. И если существующая конфигурация акустики 5.1 или 7.1 может быть использована с Атмос «как есть», то для «потолочных» каналов придется устанавливать дополнительные колонки и обеспечивать их усилением. Стандарт подразумевает использование двух или четырех верхних колонок, которые монтируются на потолке, либо под потолком, и направляются на зрительские места.
6. Нельзя ли обойтись без монтажа акустики на потолке?
Монтаж и подключение колонок на потолке – довольно сложная, а иногда и невыполнимая в конкретных условиях процедура. Альтернативой может стать применение специальных акустических систем, предназначенных для работы в домашнем кинотеатре Dolby Atmos с отдельным высотным каналом и направленными в потолок излучателями. Кроме того, крупные производители акустики выпускают дополнительные «потолочные» модули для существующих моделей акустических систем. В этом случае идея состоит в использовании отраженных от потолка звуковых волн. При выполнении рекомендаций Dolby такой вариант реализации верхних каналов практически не будет уступать инсталляции с реальной «потолочной» акустикой. Dolby рекомендует, чтобы высота потолка в кинозале была от 2,4 до 4,2 метров. Кроме того, отделка потолка должна хорошо отражать звуковые волны. К счастью, такими свойствами обладают привычные строительные материалы – гипсокартон, штукатурка, дерево твердых пород.
7. Каким образом реализована поддержка Dolby Atmos в саундбарах?
В саундбарах при реализации верхних каналов также используется отражение звуковых волн от потолка. Причем, для саундбара это изначально штатный приём – ещё до появления трехмерных звуковых форматов виртуальное окружающее звучание достигалось за счет отражений звука от стен помещения. В саундбарах, поддерживающих Долби Атмос, часть излучателей направлены вверх, повышая вертикальное разрешение звуковой картины. Наиболее эффективны в создании трехмерного звукового поля так называемые звуковые проекторы – саундбары с несколькими десятками динамиков, каждый из которых управляется отдельным усилителем, а информацию для такого массива излучателей готовит специальный аудиопроцессор. В помещении правильной конфигурации со стенами и потолком, имеющими необходимые отражающие свойства, такому саундбару вполне по силам заменить систему окружающего звучания конфигурации 7.1.2. При этом, саундбар не только намного проще в инсталляции и настройке, а также более органично впишется в жилой интерьер, но и, скорее всего, окажется ощутимо дешевле.
8. У меня в смартфоне есть режим Dolby Atmos. Это что имеется в виду?
Компания Dolby ведет, в том числе, разработки аудиоформатов для портативной техники, ориентированных на использование наушников. Одним из таких форматов стал Dolby Atmos. В реализации для портативных гаджетов верхние каналы, как и каналы окружающего звучания, формируются виртуально за счет специальных DSP-обработок, базирующихся на психоакустических эффектах. Активировав на своем планшете или смартфоне режим Dolby Atmos вы сможете получить трехмерный звук даже при прослушивании обычной стереофонической дорожки.
9. Каким образом сегодня можно получить доступ к фильмам и программам в Dolby Atmos?
Если говорить о домашнем кинотеатре, то начиналось внедрение трехмерного формата Атмос с релизов на дисках UltraHD Blu-ray. И здесь нужно сделать оговорку – строго говоря, жесткой привязки формата саундтрека к типу диска и разрешению видео на нем нет. То есть, технически ничего не мешает записать звуковую дорожку в Dolby Atmos на диск Blu-ray с видео Full HD. Более того, таких релизов немало. Но исторически так сложилось, что появление Dolby Atmos практически совпало с распространением фильмов с разрешением 4K на дисках UltraHD Blu-ray, и именно на этих дисках звуковую дорожку в новом трехмерном формате обнаружить можно чаще всего. Но основным локомотивом в продвижении Dolby Atmos (как и видео UltraHD) стали набирающие популярность стриминговые сервисы. Такие гранды стриминга, как Netflix или Apple TV+ предлагают релизы со звуком Dolby Atmos. Ощутимым толчком в распространении формата станет внедрение сотовых сетей пятого поколения 5G, предлагающих существенно более высокие скорости трансляции цифрового контента.
10. Есть ли альтернативные форматы трехмерного звука и в чем их отличие от Dolby Atmos?
Извечный конкурент Dolby – компания DTS не осталась в стороне при появлении трехмерных стандартов окружающего звучания, предложив формат DTS:X. В основе этой технологии, как и в основе Dolby Atmos, лежат не каналы, а аудиообъекты. Но, в отличие от Dolby Atmos, для DTS:X четко не определяется количество колонок в вашей системе окружающего звучания – декодер DTS:X в ресивере или процессоре оптимально распределит звуковую информацию, исходя из имеющихся в наличии каналов. То есть, в стандарте DTS:X отсутствуют рекомендации по конфигурации акустики окружающего звучания. В DTS считают, что объектно-ориентированные кодеки хороши тем, что не привязаны к определенным конфигурациям колонок. Таким образом, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X – 2.1. Понятно, что физику победить сложно, и чем более развитая у вас в кинозале система окружающего звучания, тем более выразительную звуковую картину вы получите. Нельзя не вспомнить и третий формат Auro 3D – именно компания Auro Technologies стала родоначальником трехмерных форматов саундтреков, предложив объектно-ориентированный подход построения окружающего звукового поля и использование верхних каналов в системе окружающего звучания.