Долгая память хуже чем
Борис Гребенщиков Долгая память хуже, чем сифилис
Текст песни «Борис Гребенщиков — Долгая память хуже, чем сифилис»
Долгая память хуже, чем сифилис
Особенно в узком кругу
Такой вакханалии воспоминаний
Не пожелать и врагу
Стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пёс
И мы несём свою вахту в прокуренной кухне
В шляпах из перьев и трусах из свинца
И если кто-то издох от удушья
То отряд не заметил потери бойца
И сплочённость рядов есть свидетельство дружбы
Или страха сделать свой собственный шаг
И над кухней-замком возвышенно реет
Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг
И у каждого здесь есть излюбленный метод
Приводить в движенье сияющий прах
Гитаристы лелеют свои фотоснимки
А поэты торчат на чужих номерах
Но сами давно звонят лишь друг другу
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг
А этот пёс вгрызается в стены
В вечном поиске новых и ласковых рук
Но женщины – те, что могли быть, как сёстры
Красят ядом рабочую плоскость ногтей
И во всём, что движется, видят соперниц
Хотя уверяют, что видят блядей
И от таких проявлений любви к своим ближним
Становится страшно за рассудок и нрав
Но этот пёс не чужд парадоксов
Он влюблён в этих женщин
И с его точки зренья он прав
У этой песни нет конца и начала
Но есть эпиграф – вот несколько фраз
Мы выросли в поле такого напряга
Где любое устройство сгорает на раз
И, логически мысля, сей пёс невозможен
Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
Я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам. «
Долгая память хуже чем.
Сегодня интересных историй не будет. Сегодня не человеческие истории, а размышления про историю из «Службы забытых цитат». Сегодня бла-бла-блог.
Борис Гребенщиков однажды спел: «Долгая память хуже, чем сифилис».
Мы действительно живем в век короткой памяти, причем все более и более короткой. Это не упрек, а констатация факта. Мозг просто не справляется с растущим в геометрической прогрессии количеством информации, и век любого явления становится все короче. Почему раньше книгу увлеченно читали из поколения в поколение (того же «Мастера и Маргариту»), а сейчас пять лет в списке бестселлеров – невиданное достижение? Почему раньше музыкальные группы гремели в течение десятилетий, а сейчас пара лет в центре внимания – уже мегауспех?
Все поэтому.
Но дело не только в растущем объеме информации; куда важнее то, что мир меняется, и меняется все быстрее. Какая тут может быть история? Один из виднейших историков XX века, Эрик Хобсбаум, как-то хорошо сформулировал: «Разрушение прошлого, или, скорее, социальных механизмов, связывающих современный опыт с опытом предшествующих поколений, — одно из самых типичных и тягостных явлений конца двадцатого века. Большинство молодых мужчин и женщин в конце этого века выросли в среде, в которой отсутствовала связь с историческим прошлым».
Почему отсутствовала? Да именно потому, что обращение к исторической памяти хорошо работает в обществе, в котором внуки живут примерно так же, как деды. Вот им опыт предков интересен и, главное, полезен. Дед землю пахал — и я пашу, у него брата на войну с туркой забрили — и мово Ваську тож: что бы и не послушать про его житье?
А сейчас? Сейчас прервалась связь времен. Дед помнит, как телевизоры в мире появились, как они в сельсовет на телефон дивиться бегали, а внук пальцами в айпад тычет. О чем им говорить?
И ты вдруг пронзительно понимаешь, что не нужен им фильм «Асса». Совсем не нужен, они в нем ничего не поймут, даже если захотят. Просто потому, что мира, который в нем показан, больше нет.
Он не существует, все поменялось.
И этот исчезнувший мир существует только в твой памяти и больше нигде.
Мир вокруг нас изменился настолько, что твой личный жизненный опыт просто невозможно состыковать с историческим: операционная система принципиально другая.
Неинтересна сейчас история: это давно уже не жизненные уроки, не завещание предков, написанное кровью и потом, а красивые сказки, как в голливудских блокбастерах. Что сегодняшнему тинэйджеру рассказы дедушки про голод? Он даже теоретически не понимает, что это такое. Он ни дня в жизни не голодал и не будет. Это просто страшные сказки, примерно как Фредди Крюгер.
Вы спросите: так что же, значит все, историю на помойку за неактуальностью? А я скажу – не спешите.
Есть одна небольшая проблемка. Вернее, большая и проблема.
Разрушение тех самых социальных механизмов, связывающих твой жизненный опыт с дедовским, имеет одно поганое следствие: взамен этого отбракованного бытом опыта ты ничего не получаешь! Отсюда и чувство сосущей пустоты внутри, которую каждый забивает, чем горазд.
Надо изучать свою историю.
Когда ты добираешься до следующего уровня погружения в историю (сколько их всего – бог знает, до дна еще никто не доныривал), отрицание отваливается пластами намокшей штукатурки вслед за предшествующей ей наивной гордостью славными предками.
И приходит понимание, что предки были такими же людьми, как и ты. Ничуть не глупее и не проще. Такими же сложными, неоднозначными, желающими счастья и самореализации. Ошибающимися и прозорливыми, совершающими подлости и прорывы.
Просто жившими в других условиях.
Твоими клонами, выросшими на другой планете.
И с пониманием этого возникает неистребимое чувство родства и протянувшейся оттуда нити.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
«Дед помнит, как телевизоры в мире появились, как они в сельсовет на телефон дивиться бегали, а внук пальцами в айпад тычет»
Смешно здесь то, что внук тычет пальцами в айпад, придуманный дедом 🙂 Когда юные пишут, что мы, старперы, ничего не понимаем в компьютерах и интернетах, мне всегда хочется спросить: «Дружок, а кто, по-твоему, их сделал?» 🙂
Ну, Паш, не всегда. Даже среди нашего поколения в Сеть в свое время вылезли процентов 10. ))
Можно желать счастья и самореализации. А можно быть счастливым и самореализовываться каждый день, каждый час. Уже разница. И потому о клонах говорить некорректно.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АКВАРИУМ — «Электрический Пес» (БГ)
Входит в альбом «Синий альбом» (1981)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
БГ:
«Электрический пес» родился под впечатлением от ностальгических кухонных разговоров. Это было чудовищно: на дворе 80-й год, еще ничего толком не произошло, а меня уже тогда достали эти воспоминания на тему «как все было хорошо»… И у меня прорвалась злобная тирада в адрес всех этих людей, которые вместо того, чтобы жить настоящим, все время живут прошлым.
***
Из интервью О. Сагаревой с БГ, апрель 1992 г.:
БГ: А очень любимые всеми вещи, такие как «Электрический пес», или тот же самый «Поезд в огне» несчастный — к «Аквариуму» имеют отношение очень опосредованное, и это то, что с «Аквариумом» часто путают. Это уже band ego начинает делать самые простые и ясные вещи — то, что должно быть сделано. Подсобная работа.
— Мне кажется, без этого тоже нельзя было бы обойтись…
БГ: Нет, без этого нельзя обойтись, но если бы этого не было, то «Аквариум» был бы чище…
— Я думаю, тебе не удалось бы справиться с тем, чтобы этого не было…
БГ: Так естественно, я и не пытался никогда с этим справляться.
— Имеет ли какое-то отношение песня «Электрический пёс» к механическому/электрическому псу, персонажу из роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»?
***
Стареющий юноша… — см.:
из стихотворения А. Блока «Двойник»:
«…Вдруг вижу — из ночи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша (странно,
Не снился ли мне он во сне?),
Выходит из ночи туманной
И прямо подходит ко мне.
И шепчет: «Устал я шататься,
Промозглым туманом дышать,
В чужих зеркалах отражаться
И женщин чужих целовать…»
***
…отряд не заметил потери бойца… — строчка из знаменитого стихотворения М. Светлова «Гренада» (1926), впоследствии ставшего песней:
«Отряд не заметил потери бойца
И «Яблочко»-песню допел до конца»
***
И над кухней-замком возвышенно реет / Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг… —
Реплика БГ на акустическом концерте 1982 г. «Записки о Флоре и Фауне»:
Песня, которая по нашему долгому и печальному опыту требует комментариев… Может быть, кто-нибудь знает такую группу, как МАШИНА ВРЕМЕНИ. У них была прекрасная песня «Флаг над замком». И там была строчка: «…поднимать над башней мечты свой единственный флаг». Ну вот в следующей песне там как раз идет речь про этих людей, которые флаг когда-то подняли и про него забыли. Он там висит, а они все считают, что флаг есть, всё в порядке… А флаг висит там, пылится, превращается в неведомо что, начинает пахнуть, а они всё под знаком одной идеи…
***
Гитаристы лелеют свои фотоснимки, /А поэты торчат на чужих номерах… — См.
культура: «Гитаристы лелеют свои фотоснимки, а поэты торчат на чужих номерах». А почему? Что такого особенного делают иные представители творческих профессий, что у них порой «едет крыша»? Почему свои фотоснимки не лелеют, например, хлеборобы, учителя, шахтеры?
Гребенщиков: Еще как лелеют. Просто у них меньше возможностей красоваться на виду у всех. Ничего страшного, это естественный процесс: сначала «МОЯ жизнь в искусстве», потом «моя жизнь в ИСКУССТВЕ», потом просто жизнь, она же творчество. Настоящее же творчество замечательно лечит от гнета своего «Я».
***
Но он жив, как не снилось и нам мудрецам… — См.
В. Шекспир «Гамлет» (пер. М. Вронченко):
…»Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам»…
***
А я отвечу загадочно: «Ах если б я знал это сам»… — См.:
«Ты что потерял, моя радость, — кричу я ему,
А он отвечает: «Ах, если б я знал это сам».
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»
Как известно, слова «Ах, если б я знал это сам…» заимствованы из песни Булата Окуджавы «Ночной разговор». Но у последних двух строчек песни БГ есть и другой источник – завершающие строки песни Дилана «Ballad in Plain D» (альбом «Another Side of Bob Dylan», 1964):
Ah, my friends from the prison, they ask unto me,
«How good, how good does it feel to be free?»
And I answer them most mysteriously,
«Are birds free from the chains of the skyway?»
Стоит отметить, что «Ballad in Plain D» — одна из самых «злых» и «женоненавистнических» песен Дилана, что также отчасти делает ее похожей на «Электрического пса».
***
Наталья Чумакова (вдова Егора Летова, бас-гитаристка «Гражданской Обороны»):
В начале 2003 года мы записывали материал для «Долгой Счастливой Жизни» и «Реанимации», но думали тогда, что это будет только один альбом. В апреле пригласили из Тюмени барабанщика Сашу Андрюшкина, сделали с ним весь материал, но Егора продолжало переть, песни приходили и приходили. Так что в какой-то момент — наверное, это было уже осенью — мы стали записывать новые, уже без барабанов, только с гитаристом Саней Чеснаковым — и с драм-машиной. Мы тогда писались на агрегат, называемый портостудия «Роланд». И вот в некий момент нас спросили, не запишем ли мы что-то к намечавшемуся трибьюту Гребенщикова (или «Аквариума», не помню точно). Егор обрадовался и сказал, что как раз ему всегда нравилась одна песня и он думал ее записать. Была когда-то идея записать чужие песни – типа «Звездопада» — но уже не советские, а всяких современников. Ревякин там мог быть, например, — Егору нравилась песня «Сентябрь» — только Ревякин спеть ее не разрешил. Впрочем, речь не о том. Так вот, Егор решил, что трибьют — хороший случай записать симпатичную ему вещь. Когда спросили, что запишем, не колебался вообще ни секунды. «Электрический Пес». Мы ее где-то нашли, расписали партии и быстренько сыграли — не особо мудрствуя и под ту же драм-машину, поскольку было понятно, что Андрюшкина можно не звать — Егор уже руку на ней набил. Правда, в тот трибьют песня так и не вошла.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Электрический Пёс»:
Долгая память хуже, чем сифилис,
Особенно в узком кругу.
Такой вакханалии воспоминаний
Не пожелать и врагу.
И стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос,
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пес.
И мы несем свою вахту в прокуренной кухне,
В шляпах из перьев и трусах из свинца,
И если кто-то издох от удушья,
То отряд не заметил потери бойца.
И сплоченность рядов есть свидетельство дружбы —
Или страха сделать свой собственный шаг.
И над кухней-замком возвышенно реет
Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг.
И у каждого здесь есть излюбленный метод
Приводить в движенье сияющий прах.
Гитаристы лелеют свои фотоснимки,
А поэты торчат на чужих номерах.
Но сами давно звонят лишь друг другу,
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг.
А этот пес вгрызается в стены
В вечном поиске новых и ласковых рук.
Но женщины — те, что могли быть, как сестры, —
Красят ядом рабочую плоскость ногтей,
И во всем, что движется, видят соперниц,
Хотя уверяют, что видят блядей.
И от таких проявлений любви к своим ближним
Мне становится страшно за рассудок и нрав.
Но этот пес не чужд парадоксов:
Он влюблен в этих женщин,
И с его точки зренья он прав.
У этой песни нет конца и начала,
Но есть эпиграф — несколько фраз:
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз.
И, логически мысля, сей пес невозможен —
Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам.
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»
_______________________________________________________________________
Страница третья. Долгая память хуже чем сифилис
Ох! Друзья мои, прошу простить меня за столь неуместное лирическое отступление, но, поймите же, описывать душистый кофе без чашки оного в руках – мучение для меня. Несколько отвлекусь и приготовлю себе этот ароматный нектар. Впрочем, что это я, вы ведь и не заметите этого.
Напиток в моих руках медленно пульсирует жизнью, жизнью вкуса, аромата, утончённости. Запах, что исходит от него – дыхание, тепло – жизнь, вкус – философия маленькой жизни. Пожалуй, включу ещё и музыку. Я прокрутил несколько станций и остановился на «вечном блюзе» Гарри Мурра.
Под ненавязчивый аккомпанемент Гарри я задремал. И, когда просыпался, смахнул несколько листов со стола. Они, задержавшись на несколько секунд в воздухе и, кажется, уже успев поверить, что умеют летать, бережно опустились на пол, который принял их в крепкие объятия пыли. Вместе с листами упала старая, покомканная фотография. А ведь там все такие счастливые, беззаботные, улыбающиеся. А ведь не так давно было, двадцать лет, всего – то, протяни руку, коснись воспоминаний, стань ими! Но, нет, события тех дней незримо далеко и мы уже не можем так искренне улыбаться.
Знаете, друзья мои, это навевает ностальгию. Пожалуй, позволю себе небольшое отступление и углублюсь в ещё более древнее прошлое. Товарищ следователь, а я уверен, что эта тетрадка попадёт к вам, с уверенностью можете перелистать эти несколько страниц – вам будет не интересно. С вашего позволения( если и будет кто, кроме вас, товарищ) я начинаю.
Короткая память лучше, чем сифилис
Ученые из университета Торонто выяснили, что короткая память — это здоровая реакция мозга на перегруженность информацией. Старые и бесполезные факты специально стираются, чтобы дать место новым и нужным, пишет Science Alert.
«Долгая память хуже, чем сифилис — особенно в узком кругу» — пел когда-то БГ. Видите — он знал! Соответственно, короткая память лучше, чем сифилис. Если вы все время забываете дома телефон или ключи от машины, не переживайте и не слушайте родственников, — это не старость и не глупость, а ваш мозг пытается очистить «оперативную память». К такому выводу пришли канадские исследователи мозга Блейк Ричардз и Пол Франкланд. По их мнению, память хранит не самую точную информацию, а самую полезную, которая поможет в будущем принимать правильные решения.
Это похоже на открытие французского ученого Пьера Пика — по пять месяцев в году он проводил в лесах Амазонии, изучая племя мундуруку, которое не умело считать. Выяснилось, что как индейцам, так и западным людям, в принципе, не свойственно уметь делать сложные арифметические расчеты, так как это не нужно для выживания в дикой природе. Гораздо важнее уметь делать оценку ситуации, количества фруктов на пальме или неприятельской группы.
Ученые выяснили, что со временем нейронные связи, отвечающие за память, ослабевают, а новые нейроны перезаписывают уже имеющиеся воспоминания. Это делается для того, чтобы человек мог легче адаптироваться к новой ситуации. В частности, один из экспериментов, проведенных на мышах, показал, что животные быстрее находят выход из нового лабиринта, если им очистить воспоминания о старом. И чем быстрее происходят изменения в окружающей среде, тем быстрее необходимо забывать старые факты.
Вторая причина забывчивости — обобщение. Мозгу нет смысла помнить мельчайшие детали последнего похода в кафе. Наоборот, чтобы решить, ходить в него еще раз или нет, нужно уметь обобщать переживания в одно короткое впечатление. Набор подобных впечатлений со временем складывается в нечто более сложное — картину мира. И все для того, чтобы экономить место в «оперативной памяти» мозга. Этот же принцип лежит в основе систем искусственного интеллекта и имеет свое название — «регуляризация».
«Было бы трудно ориентироваться в мире, если бы ваш мозг постоянно воспроизводил воспоминания о мельчайших деталях, конфликтующих друг с другом, — говорит Ричардз. — Это сильно усложнило бы принятие рационального решения. Мы слишком идеализируем людей, которые хорошо играют в викторины и знают самые разные факты, но смысл памяти не в том, чтобы запомнить, кто выиграл кубок Стенли в 1972 году. Задача памяти — сделать из нас умного человека, который может принимать адекватные решения, чего сложно добиться, если не уметь забывать бесполезную информацию».