Долгая память хуже чем

Борис Гребенщиков Долгая память хуже, чем сифилис

Текст песни «Борис Гребенщиков — Долгая память хуже, чем сифилис»

Долгая память хуже, чем сифилис
Особенно в узком кругу
Такой вакханалии воспоминаний
Не пожелать и врагу
Стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пёс

И мы несём свою вахту в прокуренной кухне
В шляпах из перьев и трусах из свинца
И если кто-то издох от удушья
То отряд не заметил потери бойца
И сплочённость рядов есть свидетельство дружбы
Или страха сделать свой собственный шаг
И над кухней-замком возвышенно реет
Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг

И у каждого здесь есть излюбленный метод
Приводить в движенье сияющий прах
Гитаристы лелеют свои фотоснимки
А поэты торчат на чужих номерах
Но сами давно звонят лишь друг другу
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг
А этот пёс вгрызается в стены
В вечном поиске новых и ласковых рук

Но женщины – те, что могли быть, как сёстры
Красят ядом рабочую плоскость ногтей
И во всём, что движется, видят соперниц
Хотя уверяют, что видят блядей
И от таких проявлений любви к своим ближним
Становится страшно за рассудок и нрав
Но этот пёс не чужд парадоксов
Он влюблён в этих женщин
И с его точки зренья он прав

У этой песни нет конца и начала
Но есть эпиграф – вот несколько фраз
Мы выросли в поле такого напряга
Где любое устройство сгорает на раз
И, логически мысля, сей пёс невозможен
Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
Я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам. «

Источник

Долгая память хуже чем.

Сегодня интересных историй не будет. Сегодня не человеческие истории, а размышления про историю из «Службы забытых цитат». Сегодня бла-бла-блог.

Борис Гребенщиков однажды спел: «Долгая память хуже, чем сифилис».

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

Мы действительно живем в век короткой памяти, причем все более и более короткой. Это не упрек, а констатация факта. Мозг просто не справляется с растущим в геометрической прогрессии количеством информации, и век любого явления становится все короче. Почему раньше книгу увлеченно читали из поколения в поколение (того же «Мастера и Маргариту»), а сейчас пять лет в списке бестселлеров – невиданное достижение? Почему раньше музыкальные группы гремели в течение десятилетий, а сейчас пара лет в центре внимания – уже мегауспех?

Все поэтому.

Но дело не только в растущем объеме информации; куда важнее то, что мир меняется, и меняется все быстрее. Какая тут может быть история? Один из виднейших историков XX века, Эрик Хобсбаум, как-то хорошо сформулировал: «Разрушение прошлого, или, скорее, социальных механизмов, связывающих современный опыт с опытом предшествующих поколений, — одно из самых типичных и тягостных явлений конца двадцатого века. Большинство молодых мужчин и женщин в конце этого века выросли в среде, в которой отсутствовала связь с историческим прошлым».

Почему отсутствовала? Да именно потому, что обращение к исторической памяти хорошо работает в обществе, в котором внуки живут примерно так же, как деды. Вот им опыт предков интересен и, главное, полезен. Дед землю пахал — и я пашу, у него брата на войну с туркой забрили — и мово Ваську тож: что бы и не послушать про его житье?

А сейчас? Сейчас прервалась связь времен. Дед помнит, как телевизоры в мире появились, как они в сельсовет на телефон дивиться бегали, а внук пальцами в айпад тычет. О чем им говорить?

И ты вдруг пронзительно понимаешь, что не нужен им фильм «Асса». Совсем не нужен, они в нем ничего не поймут, даже если захотят. Просто потому, что мира, который в нем показан, больше нет.

Он не существует, все поменялось.

И этот исчезнувший мир существует только в твой памяти и больше нигде.

Мир вокруг нас изменился настолько, что твой личный жизненный опыт просто невозможно состыковать с историческим: операционная система принципиально другая.

Неинтересна сейчас история: это давно уже не жизненные уроки, не завещание предков, написанное кровью и потом, а красивые сказки, как в голливудских блокбастерах. Что сегодняшнему тинэйджеру рассказы дедушки про голод? Он даже теоретически не понимает, что это такое. Он ни дня в жизни не голодал и не будет. Это просто страшные сказки, примерно как Фредди Крюгер.

Вы спросите: так что же, значит все, историю на помойку за неактуальностью? А я скажу – не спешите.

Есть одна небольшая проблемка. Вернее, большая и проблема.

Разрушение тех самых социальных механизмов, связывающих твой жизненный опыт с дедовским, имеет одно поганое следствие: взамен этого отбракованного бытом опыта ты ничего не получаешь! Отсюда и чувство сосущей пустоты внутри, которую каждый забивает, чем горазд.

Надо изучать свою историю.

Когда ты добираешься до следующего уровня погружения в историю (сколько их всего – бог знает, до дна еще никто не доныривал), отрицание отваливается пластами намокшей штукатурки вслед за предшествующей ей наивной гордостью славными предками.

И приходит понимание, что предки были такими же людьми, как и ты. Ничуть не глупее и не проще. Такими же сложными, неоднозначными, желающими счастья и самореализации. Ошибающимися и прозорливыми, совершающими подлости и прорывы.

Просто жившими в других условиях.

Твоими клонами, выросшими на другой планете.

И с пониманием этого возникает неистребимое чувство родства и протянувшейся оттуда нити.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

«Дед помнит, как телевизоры в мире появились, как они в сельсовет на телефон дивиться бегали, а внук пальцами в айпад тычет»

Смешно здесь то, что внук тычет пальцами в айпад, придуманный дедом 🙂 Когда юные пишут, что мы, старперы, ничего не понимаем в компьютерах и интернетах, мне всегда хочется спросить: «Дружок, а кто, по-твоему, их сделал?» 🙂

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

Ну, Паш, не всегда. Даже среди нашего поколения в Сеть в свое время вылезли процентов 10. ))

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

Можно желать счастья и самореализации. А можно быть счастливым и самореализовываться каждый день, каждый час. Уже разница. И потому о клонах говорить некорректно.

Источник

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

АКВАРИУМ — «Электрический Пес» (БГ)

Входит в альбом «Синий альбом» (1981)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
БГ:

«Электрический пес» родился под впечатлением от ностальгических кухонных разговоров. Это было чудовищно: на дворе 80-й год, еще ничего толком не произошло, а меня уже тогда достали эти воспоминания на тему «как все было хорошо»… И у меня прорвалась злобная тирада в адрес всех этих людей, которые вместо того, чтобы жить настоящим, все время живут прошлым.

***
Из интервью О. Сагаревой с БГ, апрель 1992 г.:

БГ: А очень любимые всеми вещи, такие как «Электрический пес», или тот же самый «Поезд в огне» несчастный — к «Аквариуму» имеют отношение очень опосредованное, и это то, что с «Аквариумом» часто путают. Это уже band ego начинает делать самые простые и ясные вещи — то, что должно быть сделано. Подсобная работа.

— Мне кажется, без этого тоже нельзя было бы обойтись…

БГ: Нет, без этого нельзя обойтись, но если бы этого не было, то «Аквариум» был бы чище…

— Я думаю, тебе не удалось бы справиться с тем, чтобы этого не было…

БГ: Так естественно, я и не пытался никогда с этим справляться.

— Имеет ли какое-то отношение песня «Электрический пёс» к механическому/электрическому псу, персонажу из роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»?

***
Стареющий юноша… — см.:

из стихотворения А. Блока «Двойник»:

«…Вдруг вижу — из ночи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша (странно,
Не снился ли мне он во сне?),
Выходит из ночи туманной
И прямо подходит ко мне.

И шепчет: «Устал я шататься,
Промозглым туманом дышать,
В чужих зеркалах отражаться
И женщин чужих целовать…»

***
…отряд не заметил потери бойца… — строчка из знаменитого стихотворения М. Светлова «Гренада» (1926), впоследствии ставшего песней:

«Отряд не заметил потери бойца
И «Яблочко»-песню допел до конца»

***
И над кухней-замком возвышенно реет / Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг…

Реплика БГ на акустическом концерте 1982 г. «Записки о Флоре и Фауне»:

Песня, которая по нашему долгому и печальному опыту требует комментариев… Может быть, кто-нибудь знает такую группу, как МАШИНА ВРЕМЕНИ. У них была прекрасная песня «Флаг над замком». И там была строчка: «…поднимать над башней мечты свой единственный флаг». Ну вот в следующей песне там как раз идет речь про этих людей, которые флаг когда-то подняли и про него забыли. Он там висит, а они все считают, что флаг есть, всё в порядке… А флаг висит там, пылится, превращается в неведомо что, начинает пахнуть, а они всё под знаком одной идеи…

***
Гитаристы лелеют свои фотоснимки, /А поэты торчат на чужих номерах… — См.

культура: «Гитаристы лелеют свои фотоснимки, а поэты торчат на чужих номерах». А почему? Что такого особенного делают иные представители творческих профессий, что у них порой «едет крыша»? Почему свои фотоснимки не лелеют, например, хлеборобы, учителя, шахтеры?

Гребенщиков: Еще как лелеют. Просто у них меньше возможностей красоваться на виду у всех. Ничего страшного, это естественный процесс: сначала «МОЯ жизнь в искусстве», потом «моя жизнь в ИСКУССТВЕ», потом просто жизнь, она же творчество. Настоящее же творчество замечательно лечит от гнета своего «Я».

***
Но он жив, как не снилось и нам мудрецам… — См.

В. Шекспир «Гамлет» (пер. М. Вронченко):

…»Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам»…

***
А я отвечу загадочно: «Ах если б я знал это сам»… — См.:

«Ты что потерял, моя радость, — кричу я ему,
А он отвечает: «Ах, если б я знал это сам».

И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»

Как известно, слова «Ах, если б я знал это сам…» заимствованы из песни Булата Окуджавы «Ночной разговор». Но у последних двух строчек песни БГ есть и другой источник – завершающие строки песни Дилана «Ballad in Plain D» (альбом «Another Side of Bob Dylan», 1964):

Ah, my friends from the prison, they ask unto me,
«How good, how good does it feel to be free?»
And I answer them most mysteriously,
«Are birds free from the chains of the skyway?»

Стоит отметить, что «Ballad in Plain D» — одна из самых «злых» и «женоненавистнических» песен Дилана, что также отчасти делает ее похожей на «Электрического пса».

***
Наталья Чумакова (вдова Егора Летова, бас-гитаристка «Гражданской Обороны»):

В начале 2003 года мы записывали материал для «Долгой Счастливой Жизни» и «Реанимации», но думали тогда, что это будет только один альбом. В апреле пригласили из Тюмени барабанщика Сашу Андрюшкина, сделали с ним весь материал, но Егора продолжало переть, песни приходили и приходили. Так что в какой-то момент — наверное, это было уже осенью — мы стали записывать новые, уже без барабанов, только с гитаристом Саней Чеснаковым — и с драм-машиной. Мы тогда писались на агрегат, называемый портостудия «Роланд». И вот в некий момент нас спросили, не запишем ли мы что-то к намечавшемуся трибьюту Гребенщикова (или «Аквариума», не помню точно). Егор обрадовался и сказал, что как раз ему всегда нравилась одна песня и он думал ее записать. Была когда-то идея записать чужие песни – типа «Звездопада» — но уже не советские, а всяких современников. Ревякин там мог быть, например, — Егору нравилась песня «Сентябрь» — только Ревякин спеть ее не разрешил. Впрочем, речь не о том. Так вот, Егор решил, что трибьют — хороший случай записать симпатичную ему вещь. Когда спросили, что запишем, не колебался вообще ни секунды. «Электрический Пес». Мы ее где-то нашли, расписали партии и быстренько сыграли — не особо мудрствуя и под ту же драм-машину, поскольку было понятно, что Андрюшкина можно не звать — Егор уже руку на ней набил. Правда, в тот трибьют песня так и не вошла.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Электрический Пёс»:

Долгая память хуже, чем сифилис,
Особенно в узком кругу.
Такой вакханалии воспоминаний
Не пожелать и врагу.
И стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос,
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пес.

И мы несем свою вахту в прокуренной кухне,
В шляпах из перьев и трусах из свинца,
И если кто-то издох от удушья,
То отряд не заметил потери бойца.
И сплоченность рядов есть свидетельство дружбы —
Или страха сделать свой собственный шаг.
И над кухней-замком возвышенно реет
Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг.

И у каждого здесь есть излюбленный метод
Приводить в движенье сияющий прах.
Гитаристы лелеют свои фотоснимки,
А поэты торчат на чужих номерах.
Но сами давно звонят лишь друг другу,
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг.
А этот пес вгрызается в стены
В вечном поиске новых и ласковых рук.

Но женщины — те, что могли быть, как сестры, —
Красят ядом рабочую плоскость ногтей,
И во всем, что движется, видят соперниц,
Хотя уверяют, что видят блядей.
И от таких проявлений любви к своим ближним
Мне становится страшно за рассудок и нрав.
Но этот пес не чужд парадоксов:
Он влюблен в этих женщин,
И с его точки зренья он прав.

У этой песни нет конца и начала,
Но есть эпиграф — несколько фраз:
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз.
И, логически мысля, сей пес невозможен —
Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам.
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»

_______________________________________________________________________

Источник

Страница третья. Долгая память хуже чем сифилис

Ох! Друзья мои, прошу простить меня за столь неуместное лирическое отступление, но, поймите же, описывать душистый кофе без чашки оного в руках – мучение для меня. Несколько отвлекусь и приготовлю себе этот ароматный нектар. Впрочем, что это я, вы ведь и не заметите этого.
Напиток в моих руках медленно пульсирует жизнью, жизнью вкуса, аромата, утончённости. Запах, что исходит от него – дыхание, тепло – жизнь, вкус – философия маленькой жизни. Пожалуй, включу ещё и музыку. Я прокрутил несколько станций и остановился на «вечном блюзе» Гарри Мурра.
Под ненавязчивый аккомпанемент Гарри я задремал. И, когда просыпался, смахнул несколько листов со стола. Они, задержавшись на несколько секунд в воздухе и, кажется, уже успев поверить, что умеют летать, бережно опустились на пол, который принял их в крепкие объятия пыли. Вместе с листами упала старая, покомканная фотография. А ведь там все такие счастливые, беззаботные, улыбающиеся. А ведь не так давно было, двадцать лет, всего – то, протяни руку, коснись воспоминаний, стань ими! Но, нет, события тех дней незримо далеко и мы уже не можем так искренне улыбаться.
Знаете, друзья мои, это навевает ностальгию. Пожалуй, позволю себе небольшое отступление и углублюсь в ещё более древнее прошлое. Товарищ следователь, а я уверен, что эта тетрадка попадёт к вам, с уверенностью можете перелистать эти несколько страниц – вам будет не интересно. С вашего позволения( если и будет кто, кроме вас, товарищ) я начинаю.

Источник

Короткая память лучше, чем сифилис

Долгая память хуже чем. Смотреть фото Долгая память хуже чем. Смотреть картинку Долгая память хуже чем. Картинка про Долгая память хуже чем. Фото Долгая память хуже чем

Ученые из университета Торонто выяснили, что короткая память — это здоровая реакция мозга на перегруженность информацией. Старые и бесполезные факты специально стираются, чтобы дать место новым и нужным, пишет Science Alert.

«Долгая память хуже, чем сифилис — особенно в узком кругу» — пел когда-то БГ. Видите — он знал! Соответственно, короткая память лучше, чем сифилис. Если вы все время забываете дома телефон или ключи от машины, не переживайте и не слушайте родственников, — это не старость и не глупость, а ваш мозг пытается очистить «оперативную память». К такому выводу пришли канадские исследователи мозга Блейк Ричардз и Пол Франкланд. По их мнению, память хранит не самую точную информацию, а самую полезную, которая поможет в будущем принимать правильные решения.

Это похоже на открытие французского ученого Пьера Пика — по пять месяцев в году он проводил в лесах Амазонии, изучая племя мундуруку, которое не умело считать. Выяснилось, что как индейцам, так и западным людям, в принципе, не свойственно уметь делать сложные арифметические расчеты, так как это не нужно для выживания в дикой природе. Гораздо важнее уметь делать оценку ситуации, количества фруктов на пальме или неприятельской группы.

Ученые выяснили, что со временем нейронные связи, отвечающие за память, ослабевают, а новые нейроны перезаписывают уже имеющиеся воспоминания. Это делается для того, чтобы человек мог легче адаптироваться к новой ситуации. В частности, один из экспериментов, проведенных на мышах, показал, что животные быстрее находят выход из нового лабиринта, если им очистить воспоминания о старом. И чем быстрее происходят изменения в окружающей среде, тем быстрее необходимо забывать старые факты.

Вторая причина забывчивости — обобщение. Мозгу нет смысла помнить мельчайшие детали последнего похода в кафе. Наоборот, чтобы решить, ходить в него еще раз или нет, нужно уметь обобщать переживания в одно короткое впечатление. Набор подобных впечатлений со временем складывается в нечто более сложное — картину мира. И все для того, чтобы экономить место в «оперативной памяти» мозга. Этот же принцип лежит в основе систем искусственного интеллекта и имеет свое название — «регуляризация».

«Было бы трудно ориентироваться в мире, если бы ваш мозг постоянно воспроизводил воспоминания о мельчайших деталях, конфликтующих друг с другом, — говорит Ричардз. — Это сильно усложнило бы принятие рационального решения. Мы слишком идеализируем людей, которые хорошо играют в викторины и знают самые разные факты, но смысл памяти не в том, чтобы запомнить, кто выиграл кубок Стенли в 1972 году. Задача памяти — сделать из нас умного человека, который может принимать адекватные решения, чего сложно добиться, если не уметь забывать бесполезную информацию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *