Долго ждем дпс что делать
Ждал ГИБДД 5 часов — что делать, если гаишники не едут на ДТП?
Автомобилисты жалуются, что стражи дорог не хотят приезжать на аварии, приходится ждать часами. Как показывает практика, если нет пострадавших и жертв, инспекторы не будут спешить на ваш звонок. Когда погода ухудшилась, и ДТП стало в разы больше, дороги крупных городов встали в пробки. Что делать, если аварию нельзя оформить по европротооклу, как это настоятельно рекомендуют делать в полиции?
Некоторым водителям, чтобы ускорить процесс, предлагают самим приехать в Госавтоинспекцию для оформления аварии, но там их ждут огромные очереди, стояние в которых растягивается на те же 4-5 часов. А столичные водители рассказывают, что попали в ДТП утром, а дождались ГИБДД только под вечер, причем аварии были мелкие. А один житель Костромы рассказал, что ждал дорожных полицейских 10 часов!
Как сообщили порталу Autonews.ru в МВД России, если участник аварии отказался оформлять ДТП по упрощенной схеме — европротоколу, тогда вас по телефону дежурный сотрудник обязан уведомить, что вы можете оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в отделении ГИБДД. Также вам по телефону должны объяснить, что нужно все тщательно сфотографировать и снять на видео место ДТП и все детали, положение автомобилей, объекты дорожной инфраструктуры, следы торможения, все предметы, которые лежат на дороге и имеют отношение к аварии. И после этого можно покидать место происшествия и ехать в ГИБДД.
Ехать или не ехать на ДТП, это решает должностное лицо в зависимости от того, есть или нет возможности у водителей оформить все самостоятельно, на посту ДПС или в отделении дорожной полиции. В МВД констатируют, что сроки прибытия на место дорожной полиции должны быть минимальным, но это зависит от многих факторов — числа поступивших обращений, насколько серьезные ДТП произошли одновременно в разных частях города, насколько загружен личный состав, какова обстановка на дорогах, далеко ли произошло ДТП от места расположения наряда ДПС или подразделения полиции, и какая нынче погода.
«Стоял пять часов». Водители жалуются на долгое ожидание ГИБДД
Российские автомобилисты стали чаще жаловаться на долгое ожидание инспекторов ГИБДД, вызванных для оформления ДТП, в которых нет пострадавших. Ситуация особенно усложнилась из-за резкого ухудшения погодных условий и заморозков, которые привели к росту числа аварий. Водителям приходится часами ждать сотрудников полиции, если оформление по европротоколу им по каким-то причинам не подходит. Например, если машины серьезно разбиты, а между участниками ДТП нет согласия в том, кто виноват в произошедшем.
Чтобы ускорить процесс, автомобилистам в полиции зачастую предлагают самим приехать в отделение ГИБДД для оформления. Но и там их ожидают очереди, которые растягиваются на четыре-пять часов. Несколько столичных автомобилистов рассказали, что, попав в мелкие ДТП утром, дождались инспекторов только под вечер. А водитель из Костромы рассказал о девятичасовом ожидании этим летом.
При этом в ряде районов Москвы ждать инспекторов, наоборот, практически не приходится — о быстрой реакции местных сотрудников ГИБДД рассказали жители Преображенского района и Нового Арбата. Autonews.ru обратился с запросом в МВД России с просьбой разъяснить, существуют ли нормативы при оформлении ДТП и насколько законно отказывать водителям в выезде.
Как объяснили в МВД России, в случае отказа кого-либо из участников ДТП без пострадавших оформить документы по европротоколу сотрудник дежурной группы подразделения Госавтоинспекции, в которое поступило сообщение об аварии, должен проинформировать водителей о возможности оформить документы на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении ОВД.
Также дежурный должен сообщить о необходимости зафиксировать при помощи фото- и видеосъемки положение транспортных средств по отношению друг к другу, объекты дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Только после этого участники аварии могут уехать с места события.
Согласно ответу из ведомства, решение о направлении уполномоченных сотрудников полиции для оформления документов на месте ДТП принимается должностным лицом в зависимости от наличия обстоятельств, влекущих невозможность оформления документов на посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, а также от близости указанных сотрудников полиции к месту происшествия.
«Однозначно, что сроки прибытия на место происшествия должны быть минимальными, — заверили Autonews.ru в МВД России. — Вместе с тем время прибытия наряда ДПС к месту ДТП зависит от многих динамичных и недостаточно прогнозируемых факторов. К ним относятся: количество поступающих сообщений о других происшествиях на текущий момент, тяжесть их последствий, удаленность места «имущественного» ДТП от места дислокации наряда ДПС или расположения подразделения полиции, загруженность личного состава, степень сложности дорожно-транспортной обстановки, а также ряд других сопутствующих факторов, связанных со спецификой местных дорожных и погодных условий».
Автомобилисты, у которых оформлены полисы каско, стараются не оформлять аварии без присутствия ГИБДД. Многих водителей об этом предупреждают сами страховые компании. Однако в МВД России заявили, что это совсем необязательно.
«При наличии страхового полиса каско помимо страхового полиса ОСАГО участники незначительного ДТП также могут обойтись без вызова сотрудников Госавтоинспекции на место происшествия. В таких случаях задокументировать аварию можно самостоятельно, но не по процедуре европротокола, а по обращению к своим компаниям-страховщикам», — объяснили в ведомстве.
Страховщики согласны с позицией ГИБДД, но с рядом оговорок. При этом мнения представителей отрасли заметно разнятся. Так, руководитель по связям с общественностью компании «АльфаCтрахование» Мария Карцева заявила Autonews.ru, что по полисам каско урегулировать убыток действительно можно в рамках европротокола при условии отсутствия разногласий у участников ДТП, а также пострадавших и погибших.
«В таком случае водители, как обычно, заполняют европротокол и заявляют убыток по каско в свою страховую компанию. Но при таком порядке урегулирования страхового события в каско действует лимит возмещения ущерба в 100 тыс. рублей. Если владелец полиса каско не уверен, что данного лимита хватит на ремонт его автомобиля, рекомендуем все-таки вызвать сотрудника ГИБДД», — пояснила Карцева.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) с такой позицией не совсем согласны. Там уточнили, что правила по выплате страховых премий по каско у всех страховщиков должны соответствовать положениям закона об ОСАГО в части европротокола, в том числе — по набору требуемых от страхователя документов и лимиту выплат. Там уточнили, что если фиксация аварии происходит при помощи специального приложения или системы ГЛОНАСС, а оба участника аварии пришли к согласию друг с другом, то лимит выплат в таком случае ограничен уже не 100 тыс. руб., а 400 тыс. рублей.
Адвокат Александр Леманн выступил категорически против рекомендации ГИБДД для водителей с полисами каско. Эксперт заявил, что пока ему не известно ни об одном случае, когда при оформлении документов по принципу европротокола страховые компании выплачивали премии по каско.
«Страховая компания будет искать любой повод, чтобы отказать виновнику ДТП в компенсации ущерба, — считает Леманн. — Я не рекомендую следовать таким советам, потому что в случае отказа страховой оспорить такое решение в суде будет крайне трудно. Кроме того, страховые компании должны защищать себя от мошенников: если они будут так легко принимать все документы, их просто завалят такими обращениями».
Адвокат полагает, что новое приложение для оформления ДТП сможет стать разумным компромиссом, но нужно дать ему год-два, чтобы к такой практике привыкли сами страховые компании и суды. «Поэтому если водитель хочет гарантированно получить страховку по каско, я рекомендую оформляться только с ГИБДД», — подытожил Леманн. В случае когда инспекторы ГИБДД долго не приезжают на место аварии, адвокат советует жаловаться по телефону дежурной части управления ГИБДД по городу.
В свою очередь юрист Сергей Смирнов предполагает, что страховые компании могут принять от застрахованного по каско водителя бланк извещения, оформленный без участия ГИБДД. «Но нужно понимать, что такая схема все-таки предназначена для владельцев полисов ОСАГО, — пояснил эксперт. — Если в договоре каско указано, что нужны документы из компетентных органов, включая ГИБДД, пренебрегать этим нельзя».
С 1 октября стало возможным самостоятельно оформить ДТП по европротоколу с ущербом до 400 тыс. руб. без вызова полиции. Раньше участники аварии могли обойтись своими силами, только если стоимость повреждений не превышала 100 тыс. рублей. Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участники аварии должны достичь полного согласия в том, кто виноват.
Оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг. Если договориться не получилось, европротокол оформить тоже можно, но только в электронном виде и при ущербе до 100 тыс. рублей.
Важно помнить, что данные об аварии должны быть переданы в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после ДТП. Оформление онлайн не отменяет обязанности водителя в пятидневный срок известить об аварии свою страховую компанию при помощи бумажного документа.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Сколько можно ждать приезда сотрудников ГИБДД
Попадая в ДТП, автомобилист испытывает сильный стресс, который мешает ему принимать трезвые, взвешенные решения. Нередко водители поддаются импульсу и покидают место аварии. Однако в большинстве случаев подобные действия не только не позволяют виновнику избежать наказания, но и существенно усугубляют его положение.
Если же водитель является законопослушным гражданином, то после попадания в аварию он должен заглушить мотор, включить аварийную сигнализацию и вызвать инспекторов ГИБДД на место происшествия. Далее виновник должен дождаться приезда сотрудников дорожной полиции. И здесь у многих автомобилистов возникает вопрос: «Сколько следует ждать инспекторов ГИБДД?» Ответ на него будет дан в этой статье.
Процедура оформления ДТП
Оформить дорожно-транспортное происшествие можно двумя способами:
Вне зависимости от ситуации, автомобилист обязан инициировать процедуру оформления ДТП. В противном случае его привлекут к дополнительной ответственности за оставление места аварии. За подобные действия виновника могут оштрафовать или же лишить ВУ на срок до двух лет.
Оформление аварии важно не только для виновника, но и для потерпевшего. Без соответствующих документов пострадавший не сможет получить компенсацию от страховщика. В этом случае он может потребовать возмещения от виновника ДТП.
Оформляем аварию самостоятельно
Составление европротокола возможно при соблюдении следующих условий:
Если у виновника или потерпевшего оформлен полис КАСКО, то вызов на место происшествия сотрудников дорожной полиции является обязательным условием. В противном случае пострадавшая сторона не получит выплат по страховке.
Вызов сотрудников ГИБДД
Если хотя бы одно из вышеперечисленных требований не может быть соблюдено, то составить европротокол не получится. Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД придется в таких случаях:
Нередко участникам аварии приходиться часами ждать приезда сотрудников ГИБДД. В подобных ситуациях страдают не только владельцы столкнувшихся машин, но и другие автомобилисты, ведь из-за ДТП могут образовываться значительные пробки.
Что делать после вызова сотрудников ГИБДД
Ожидая приезда сотрудников дорожной полиции, автомобилисты могут провести время с пользой. Речь идет о помощи пострадавшим, фиксации места ДТП на фото и видео, заполнение извещения и т. д.
Заполняем извещение
Бланк извещения об аварии выдается водителю при покупке полиса ОСАГО. Этот документ состоит из двух листов, скрепленных между собой. Попав в аварию, автомобилист должен заполнить лицевую часть документа обычной шариковой ручкой. При этом получится два экземпляра документа, ведь второй лист является самокопирующимся.
Важно заполнять извещение разборчивым почерком, указывая актуальные данные. В противном случае потерпевший не получит компенсации. Также следует заполнить все пункты документа.
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Прибыв на место аварии, инспектор ГИБДД не будет заполнять извещение о ДТП. Поэтому участникам аварии нужно составить этот документ самостоятельно. В обязанности инспектора входит заполнение следующих бумаг:
Требуются ли свидетели
Дорожно-транспортные происшествия редко происходят без свидетелей. Чтобы расставить все точки над «и», участники аварии должны привлечь к делу свидетелей. Показания очевидцев позволят составить общую картину о произошедшем и ускорят рассмотрение дела.
В Европе свидетель может самостоятельно позвонить в полицию, заявив об аварии. В РФ настолько небезразличных граждан практически не встречается. Поэтому в большинстве случаев свидетелей приходится уговаривать на дачу показаний. Нередко решающим аргументом в таких ситуациях становится вознаграждение.
Во время поиска свидетелей нелишним будет обратить внимание на автомобили, припаркованные поблизости. Наверняка в каком-то из них имеется видеорегистратор, зафиксировавший ДТП. Подобные видеозаписи будут полезны в том случае, если дело дойдет до суда.
Фотографирование места аварии
Ожидая приезда сотрудников дорожной полиции, автомобилист может сфотографировать место происшествия. Желательно сделать детальные фото, используя различные ракурсы. Кроме того, важно заснять повреждения, полученные автомобилем в результате аварии.
Делая фото, необходимо придерживаться таких правил:
Помощь пострадавшим
Став виновником аварии, водитель обязан немедленно покинуть транспортное средство и убедиться в том, что в ДТП никто не пострадал. Если же потерпевшие имеются, необходимо сделать следующее:
Если один из потерпевших находится в тяжелом состоянии, виновник может покинуть место ДТП, чтобы отвезти его в больницу на собственном авто. Подобное возможно лишь в экстренных случаях. Освободившись, автомобилист должен немедленно вернуться на место аварии.
При наличии пострадавших участники аварии не могут оформить европротокол.
Почему инспекторы не спешат на вызов
Долгое ожидание инспекторов ГИБДД – распространенная практика. Однако в большинстве случаев сотрудники дорожной полиции поздно приезжают на вызов ввиду объективных причин. Рассмотрим их подробнее:
Что требует регламент
Участники аварии должны дождаться сотрудников ГИБДД вне зависимости от наличия свободного времени. По регламенту инспектор должен выехать на место аварии сразу же после получения вызова. Однако соблюдать это требования удается не всегда ввиду загруженности.
Если в аварии пострадали люди, то инспекторы обязаны приехать по вызову в течение 25 минут. Такие ДТП всегда оказываются в приоритете. И если по району произошло несколько серьезных аварий, то участникам мелких происшествий придется подождать.
Можно ли решить проблему иными способами
Если в аварии никто не пострадал, автомобилисты могут оформить европротокол и разъехаться по своим делам. Также они вправе составить извещение о ДТП, после чего посетить ближайшее отделение ГИБДД для оформления протокола.
Еще один вариант – вызвать на место аварии аварийного комиссара. Услуги этого специалиста не бесплатны. Нередко они включены в стоимость полиса КАСКО. Преимущество военных комиссаров в том, что они прибывают на место происшествия раньше сотрудников полиции. Среднее время ожидания составляет менее получаса.