Должник ликвидируется что делать кредитору
Должник ликвидируется, как получить деньги?
Объясняем на пальцах, как можно вернуть долг с ликвидирующейся компании. Инструкция описывает общий порядок и не подходит для случаев ликвидации банков, страховых компаний и т.п., а также компаний-банкротов.
Ликвидация юридического лица — это совершенно легальный способ прекращения деятельности компании, однако никто не застрахован от недобросовестных действий учредителей и ликвидаторов. Они часто заинтересованы в быстрой и тихой ликвидации — без претензий кредиторов и с минимумом погашенных долгов. В идеальных условиях — без расчетов с кредиторами и выездной налоговой проверки — провести всю ликвидацию от принятия решения до исключения из ЕГРЮЛ можно примерно за 3-4 месяца.
Что происходит с исполнительным производством при ликвидации?
По ФЗ об исполнительном производстве начало процедуры ликвидации является поводом для окончания исполнительного производства. В течение 3 дней с даты окончания производства приставы направляют исполнительный лист в ликвидационную комиссию, которая и должна в дальнейшем разбираться с погашением такого долга.
Для взыскателей это, конечно же, очень неудобно. Во-первых, окончание исполнительного производства означает отмену всех мер принудительного исполнения, наложенных приставами (запреты регистрационных действий, аресты имущества и счетов и т.п.). Во-вторых, взаимодействовать с ликвидатором обычно гораздо сложнее, чем с приставами. Все действия судебных приставов детально отрегулированы ФЗ об исполнительном производстве, при любых нарушениях вы можете жаловаться на пристава его руководству или в суд. Ликвидаторы же зачастую просто отмалчиваются в ответ на письма взыскателей и не спешат исполнять свои прямые обязанности.
При ликвидации приставы продолжают вести следующие исполнительные производства:
— о признании права собственности;
— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
— о применении последствий недействительности сделок;
— о взыскании задолженности по текущим платежам.
Тем не менее, приставы все-таки могут помочь вам с ликвидируемым должником:
Когда ликвидируемую компанию исключат из ЕГРЮЛ, возбужденное исполнительное производство прекращается судебными приставами на основании пп.7) п.2 ст.43 ФЗ об исполнительном производстве. Прекращение производства означает, что вы уже не сможете повторно предъявить свой исполнительный лист к исполнению, а все установленные приставами аресты и ограничения будут отменены. Теперь уже окончательно.
Заявляем требования кредиторов к ликвидируемому должнику
Самое главное, что должен сделать взыскатель — вовремя заявить требования кредитора своему ликвидируемому должнику. По закону ликвидационная комиссия должна принимать меры по выявлению кредиторов и обязана высылать им уведомления о ликвидации, но полагаться на добросовестность ликвидаторов не стоит. Вот краткий план действий для тех, чей должник ликвидируется:
Заявлять требования кредитора нужно, даже если по условиям вашего договора с ликвидируемой компанией срок возврата денег еще не наступил. По закону после принятия решения о ликвидации срок исполнения всех обязательств ликвидируемой компании считается наступившим. Если вы не заявите требования, и они не будут включены в промежуточный баланс самим ликвидатором, по окончании ликвидации требование будет считаться погашенным.
Если вы уже увидели в ЕГРЮЛ, что должник собрался уведомить налоговую о промежуточном ликвидационном балансе, но информации о попадании в перечень кредиторов и денег до сих пор нет, нужно действовать быстро.
Ликвидатор отказался признать требования или просто их проигнорировал
Отсутствие информации о признании ликвидационной комиссией ваших требований — плохой знак. Скорее всего, ликвидатор предпочел отмолчаться и не указывать заявленные требования в промежуточном ликвидационном балансе, чтобы ничего не платить и по-быстрому завершить ликвидацию. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и заявление о ликвидации — две финальные стадии ликвидации. При отсутствии кредиторов в промежуточном балансе ничего не мешает ликвидатору подать эти два пакета документов одновременно или с минимальной разницей во времени. Ваши действия:
Если с обеспечительными мерами не вышло, попросите судью в порядке п.5 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направить в налоговую инспекцию по месту регистрации ответчика определение о принятии к производству вашего искового заявления. Договоритесь с судьей о том, что лично доставите это определение в налоговую и вручите под отметку.
По ФЗ о государственной регистрации юрлиц основаниями для отказа в регистрации ликвидации могут быть неисполнение компанией обязанности по уведомлению кредиторов в процессе ликвидации и несоблюдение установленного порядка ликвидации (пп.т, х п.1 ст.23).
Как кредитору защитить свои интересы, если его должник ликвидирован
Когда кредитору становится известно о том, что организация-должник находится в процессе ликвидации, ему нужно совершить ряд действий , направленных на защиту своих интересов. Однако бывают ситуации, когда должник не уведомляет контрагента о ликвидации и (или) не включает его требования в ликвидационный баланс. В итоге деятельность должника прекращается, в то время как требования кредитора остаются неудовлетворенными.
Вместе с тем, завершение процедуры ликвидации не означает, что кредитор полностью утратил возможность получить удовлетворение своих требований. Ему имеет смысл оспорить решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника и добиться тем самым восстановления деятельности ликвидированной организации. Если это сделать не удастся, можно попытаться взыскать убытки с физических лиц, входивших в состав ликвидационной комиссии должника. Кроме того, если выяснится, что имущество ликвидированной организации не распределено, у кредитора появится шанс добиться его распределения .
Как оспорить решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации
Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации). Органом, который вносит эти сведения (т. е. делает запись о ликвидации), является налоговая инспекция по месту нахождения организации-должника.
Обжаловать решение инспекции о государственной регистрации ликвидации можно любым из следующих способов (п. 1 ст. 25.2 Закона о государственной регистрации):
При выборе судебного порядка обжалования необходимо обратиться в суд с заявлением о признании решения налогового органа о государственной регистрации ликвидации юридического лица недействительным (незаконным). Можно использовать и другие формулировки:
Заявление подается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Можно ли обратиться в суд с требованием о признании записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица недействительной?
Такое требование лучше предъявить только вместе с требованием признать решение инспекции недействительным (незаконным). Дело в том, что кредитор оспаривает не саму запись в ЕГРЮЛ как таковую, а решение налогового (регистрирующего) органа, выразившееся во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации компании (п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ).
Поэтому достаточно предъявить только одно требование – о признании решения недействительным. Если суд его удовлетворит, он самостоятельно укажет на обязанность инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ). В частности, суд обяжет инспекцию исключить запись о том, что юридическое лицо прекратило деятельность (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2010 г. по делу № А56-92454/2009, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2011 г. оставлено без изменения).
Однако лучше предъявить оба требования вместо одного либо объединить два требования, использовав в заявлении следующую формулировку: «Прошу признать недействительным решение налогового органа о регистрации ликвидации ООО «Восток», выразившееся во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Восток»».
Впрочем, не возникнет существенного риска даже в том случае, если заявитель обратится в суд только с требованием о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ (т. е. не потребует признать незаконным решение инспекции). Как правило, суды не отказывают в удовлетворении такого требования лишь на основании того, что заявитель не сослался на неправомерность решения регистрирующего органа (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15 января 2013 г. № 11925/12; далее – постановление № 11925/12). Однако целесообразнее все-таки строго следовать правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ и требовать признания недействительным именно решения инспекции, а не записи в ЕГРЮЛ как таковой. А еще лучше – соединить оба требования в одном заявлении, что только увеличит шансы кредитора.
Внимание! Срок, в течение которого можно обратиться в суд с заявлением о признании решения инспекции о регистрации ликвидации недействительным, начинает течь с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.
По общему правилу (т. е. если иное не установлено законом) заявление о признании решения государственного органа незаконным можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Причем срок, пропущенный по уважительным причинам, суд может восстановить (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании решений инспекции суды обычно считают, что трехмесячный срок начинает течь не с того момента, как кредитор фактически узнал о ликвидации должника (например, при получении выписки из ЕГРЮЛ о должнике), а именно с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 г. по делу № А56-2640/2011). Получается, что риск пропустить срок для обжалования очень велик. Если кредитор подаст заявление позднее такого срока, суд не рассмотрит его и возвратит заявителю (ч. 2 ст. 115 АПК РФ). Даже если кредитор попытается восстановить пропущенный срок, суд вряд ли признает причины пропуска уважительными (ч. 2 ст. 117 АПК РФ).
Специальное разъяснение этого вопроса применительно к ликвидации юридических лиц отсутствует. Однако при банкротстве начало течения давностного срока определяется датой обязательного опубликования установленных законом сведений в открытом и общедоступном реестре, в силу чего любое лицо должно знать о том, что введена соответствующая процедура банкротства (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»»).
Совет: Если кредитор пропустил трехмесячный срок для подачи заявления о признании решения инспекции о регистрации ликвидации недействительным, стоит попытаться обратиться в суд со следующими требованиями: «Прошу признать незаконными действия (бездействие) председателя ликвидационной комиссии ООО «Восток», а также обязать ИФНС России восстановить в ЕГРЮЛ запись об ООО «Восток», указав на то, что это юридическое лицо находится в процессе ликвидации».
Указание на возможность предъявить такие требования (в частности, обжаловать действия ликвидационной комиссии либо ликвидатора) содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 14449/12.
Требование о признании незаконными действий ликвидационной комиссии рассматривается по общим правилам искового производства. Это означает, что кредитор может обратиться в суд и защитить свои права в течение трех лет (а не трех месяцев) со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196 ГК РФ). Cрок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, определенных Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (п. 2 ст. 196 ГК РФ).
Однако если трехмесячный срок не пропущен, кредитору все-таки имеет смысл обратиться в суд с заявлением о признании решения налогового органа о государственной регистрации ликвидации юридического лица недействительным (незаконным), поскольку по рассмотрению именно таких заявлений сложилась достаточно обширная судебная практика.
В заявлении нужно привести следующие доводы:
Кроме того, заявителю (истцу – в случае обжалования действий ликвидационной комиссии ) необходимо доказать, что он действительно являлся кредитором компании на момент ее ликвидации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2011 г. по делу № А27-13363/2010). Для этого нужно представить документы, подтверждающие, что у ликвидированной организации имелась задолженность перед заявителем и что должник не мог не знать о требованиях кредитора. Такими документами могут быть, например:
Зачастую этих доводов и доказательств достаточно для того, чтобы суд признал решение инспекции недействительным. В частности, суды приходят к следующим выводам.
1. Поскольку достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого невозможно зарегистрировать ликвидацию, отсутствие в ликвидационном балансе сведений об имеющейся у должника задолженности свидетельствует о нарушении норм статей 61–64 Гражданского кодекса РФ, а также статей 21, 23 Закона о государственной регистрации (постановление № 11925/12).
2. Поскольку при ликвидации должника нарушен порядок, установленный статьей 63 Гражданского кодекса РФ, и так как документы, необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности должника, в регистрирующий орган не представлены, инспекция не вправе регистрировать ликвидацию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 сентября 2012 г. по делу № А33-11932/2011).
Пример из практики: поскольку организация не уведомила кредитора о своей ликвидации и не отразила в ликвидационном балансе информацию об имеющейся задолженности, суд признал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации ликвидации должника
ОАО «Банк С.» (кредитор) заключило с ООО «А.» (заемщик) кредитный договор, по которому заемщик обязался погасить кредит в соответствии с установленным графиком.
Заемщик нарушил порядок погашения кредита, в связи с чем кредитор обратился в суд с иском о взыскании задолженности. В судебном заседании выяснилось, что единственный участник ООО «А.» принял решение о ликвидации общества и что налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности этого общества.
Посчитав, что порядок ликвидации был нарушен, кредитор подал в суд заявление о признании недействительным решения инспекции о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Заявитель привел следующие доводы:
Суд посчитал, что при ликвидации ООО «А.» не были исполнены требования абзаца 2 пункта 1, пунктов 2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ. В частности, ликвидационный баланс не отражал информацию об имеющейся перед заявителем задолженности. Заемщик не мог не знать о существовании такой задолженности, поскольку до того момента, как ООО «А.» прекратило деятельность, оно получило копию искового заявления от кредитора. Поскольку заемщик не уведомил кредитора о ликвидации и не рассчитался с ним по долгам, исключение ООО «А.» из ЕГРЮЛ нарушает права и законные интересы заявителя. По этим причинам суд признал решение инспекции недействительным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2011 г. по делу № А56-92454/2009, определением ВАС РФ от 1 августа 2011 г. № ВАС-9728/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Вместе с тем, в настоящее время практика судов по вопросу о том, должна ли инспекция проверять достоверность сведений в представленных документах, неоднозначна. Так, иногда суды приходят к выводу о том, что инспекция вправе проверять представленные документы только на соответствие их формам, установленным в законе. Достоверность сведений, указанных в документах, не проверяется (постановления ФАС Центрального округа от 6 сентября 2012 г. по делу № А48-231/2012, ФАС Поволжского округа от 12 июля 2012 г. по делу № А65-32295/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. по делу № А19-4752/2011). Следовательно, организации достаточно опубликовать сообщение о своей ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ), а затем представить в инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации. При этом суды исходят из того, что если сообщение о ликвидации было опубликовано, то кредитор не был лишен права обратиться в ликвидационную комиссию со своими требованиями, а в случае отказа в удовлетворении – в суд (определение ВАС РФ от 26 мая 2011 г. № ВАС-3511/11).
Таким образом, при подаче заявления о признании недействительным решения инспекции о регистрации ликвидации всегда есть риск того, что суд не согласится с аргументацией заявителя. Однако если заявитель приведет все доводы, рассмотренные выше, и представит необходимые доказательства, вероятность такого риска будет невелика.
Как взыскать убытки с членов ликвидационной комиссии
Если суд посчитал решение налоговой инспекции о регистрации ликвидации законным, кредитор может защитить свои интересы путем предъявления требования о возмещении убытков к членам ликвидационной комиссии (ликвидатору) организации-должника (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).
Кредитору необходимо доказать наличие совокупности следующих условий (ст. 15, 53.1, 393 ГК РФ):
Пример из практики: Президиум ВАС РФ указал на возможность предъявить к членам ликвидационной комиссии требование о возмещении убытков и перечислил условия, при которых такое требование должно быть удовлетворено
ООО «Л.» (арендатор) предъявило к ЗАО «Р.» (арендодатель) требование о взыскании убытков, связанных с ненадлежащим исполнением договора аренды. Суд первой инстанции иск удовлетворил, суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения. Однако суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что ЗАО «Р.» было ликвидировано.
После этого ООО «Л.» решило предъявить требование о взыскании убытков к гражданину Т., действующему в качестве ликвидатора ЗАО «Р.». Суды первой, апелляционной, кассационной инстанций не нашли оснований для удовлетворения иска. По мнению судов, ликвидатор не был обязан учитывать в промежуточном и ликвидационном балансах сумму убытков, которую арендатор попытался взыскать с арендодателя.
Президиум ВАС РФ не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций. Он указал, что убытки возникли до того момента, как арендодатель принял решение о своей ликвидации (ст. 15, 393 ГК РФ). Ликвидатор должен был принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Однако ликвидатор не направил уведомление в адрес ООО «Л.» и исказил данные в промежуточном и ликвидационном балансах. Следовательно, имеет место совокупность условий для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков:
В результате Президиум ВАС РФ отменил акты судов нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления размера убытков. Кроме того, Президиум ВАС РФ указал на возможность пересмотра по новым обстоятельствам решений арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 4 декабря 2012 г. № 9632/12).
Как распределить имущество, обнаруженное после ликвидации
С 1 сентября 2014 года закон регулирует отношения на случай, если кредитору ликвидируемой организации станет известно о том, что имущество этой организации не распределено (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).
Теперь такое имущество можно распределить между кредиторами и (или) участниками ликвидированного лица по правилам статьи 64 Гражданского кодекса РФ. Причем к данному имуществу относятся требования ликвидированного лица к третьим лицам (в т. ч. те, которые возникли из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, в связи с чем заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме).
Чтобы добиться распределения такого имущества, кредитору нужно обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
Срок для подачи заявления составляет пять лет с момента, когда в ЕГРЮЛ внесли сведения о прекращении юридического лица.
Суд сможет назначить процедуру распределения обнаруженного имущества, если будут выполняться следующие условия:
Должник ликвидируется что делать кредитору
Главным залогом успешного и реального взыскания дебиторской задолженности является оперативное ее взыскание. Вместе с тем, ни один из кредиторов не застрахован от того, что его должник может «уйти в ликвидацию», что усложняет для кредитора процесс получения реального исполнения и погашения задолженности.
Что в этих случаях делать кредитору, и какие способы защиты предоставляет ему законодательство, рассмотрим в данной статье.
Порядок ликвидации регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение), а также нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).
Вместе с тем, на наш взгляд, действующих положений недостаточно для решения большинства вопросов и проблемных ситуаций, возникающих на практике, что нередко создает поле для злоупотреблений и нарушений прав кредиторов.
Исходя из субъекта, инициирующего процедуру ликвидации, она разделяется на основные виды:
Более распространенной является добровольная ликвидация организации, т.е. по решению органа юридического лица.
Исходя из вида ликвидации немного различаются и способы защиты прав кредиторов.
Последствия ликвидации для взыскания задолженности в судебном порядке
Законодательством определено, что взыскание задолженности с ликвидируемого должника в порядке искового, приказного, исполнительного производства не допускается. Поэтому предусмотрен ряд последствий ликвидации для процедуры взыскания задолженности и некоторые исключения из нее:
2) Приказное производство
В зависимости от того, в какой момент должник ушел в ликвидацию, суд вынесет либо определение об отказе в возбуждении приказного производства (на стадии до возбуждения приказного производства), либо определение об отказе в выдаче определения о судебном приказе (после возбуждения приказного производства, но до вынесения определения о судебном приказе), либо определение о судебном приказе (уже после вынесения определения о судебном приказе).
В случае отказа в возбуждении приказного производства и отказа в вынесении определения о судебном приказе взыскателю будет возвращена уплаченная им государственная пошлина.
3) Исполнительное производство
Если в органы принудительного исполнения документы на возбуждение исполнительного производства поступили уже после решения о ликвидации, то взыскателю будет отказано в возбуждении исполнительного производства, все документы будут возвращены обратно.
Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (вступит в законную силу с 16 мая 2017 г.) предусматривает продолжение исполнительного производства до завершения процедуры реализации арестованного имущества. Если же данная процедура не была начата, то судисполнитель вынесет определение об окончании исполнительного производства и возвратит исполнительный документ.
Шаг 1-ый: предъявление требования кредитора в адрес ликвидатора
Вместе с принятием собственником (общим собранием участников, акционеров, учредителем) решения о ликвидации, назначается и ликвидатор (ликвидационная комиссия) как орган юридического лица на период ликвидации.
Ликвидатор обязан письменно и адресно уведомить кредиторов должника о процедуре ликвидации. Неполучение кредитором такого извещения свидетельствует о нарушении порядка ликвидации.
Сведения о ликвидации подаются ликвидатором в регистрирующий орган вместе с заявлением о ликвидации организации. Регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в ЕГР и они отображаются на официальном сайте http://egr.gov.by/egrn/.
Кредиторы предъявляют свои требования, направляя в письменном виде в адрес ликвидатора. Жестких или обязательных требований к содержанию, объему требования кредитора, направляемому в адрес ликвидатора нет. Оно оформляется в свободной форме по аналогии с претензией, к требованию прилагаются копии документов, подтверждающих задолженность.
Требование кредитора должно быть направлено ликвидатору по адресу, указанному в извещении о ликвидации, заказным письмом, при необходимости с описью вложения.
Аналогичны действия кредитора и при судебной ликвидации.
Если в отношении должника проводится ликвидация в упрощенном порядке, т.е. по решению регистрирующего органа, то в этом случае ликвидатор не назначается, соответственно, требования кредитора предъявлять – некому, соответственно, в данном случае защита интересов кредитора – является усеченной, возможным способом защиты может быть инициирование банкротства должника по ст. 12 Закона о банкротстве.
Требования кредитора должно быть рассмотрено, признано / не признано ликвидатором, о чем в адрес кредитора направляется соответствующий ответ.
Срок для такого ответа не установлен, в связи с чем некоторые ликвидаторы злоупотребляют этим и не предоставляют никакого ответа, по телефону же обещая со дня на день его предоставить.
Соответственно, после направления кредитором требования возможны следующее ситуации:
Если ликвидатор не признал требование, то кредитор обращается в суд с иском о признании незаконным отказа ликвидатора признать требование кредитора.
Если ликвидатор длительное время не отвечает на требование, кредитору следует позаботиться о том, чтобы получить от него письменное признание / непризнание требования. Устные (телефонные) утверждения о признании задолженности не влекут юридически значимых последствий, и могут быть оспорены в суде.
В качестве меры, препятствующей исключению должника из ЕГР без удовлетворения требований, любой кредитор вправе направить в регистрирующий орган письмо о наличии у должника непогашенной кредиторской задолженности (абз. 6 п. 16 Положения о ликвидации).
В этом случае должник не будет исключен из ЕГР, однако, данное ограничение действует только в течение 2-х месяцев со дня получения регистрирующим органом данного письма.
Эффективной мерой будет принятие судом меры обеспечения в виде запрета на исключение должника из ЕГР до расчета с кредитором.
Шаг 2-ой: мониторинг деятельности ликвидатора
Данные действия кредитора не урегулированы Положением о ликвидации, ГК, но сводится к коммуникации с ликвидатором посредством личных встреч, телефонных разговоров, переписки по почте, и др. Цель данного шага – получить информацию о состоянии ликвидируемого должника (имуществе, задолженности, и др.), планах ликвидатора, и по возможности документы.
Вместе с тем, кредиторам не стоит верить и опираться на неформально полученную от ликвидатора информацию.
В случае, если у кредитора возникли сомнения в добросовестности должника, например, связанные с реализацией имущества, затягиванием процедуры ликвидации, выходом-входом в процедуру ликвидацию, или др., кредитор может приступить к другим способам защиты.
Шаг 3-ий: судебная ликвидация
В соответствии с абз. 6 пп. 3.2 Положения о ликвидации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению экономического суда в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации.
Согласно п. 6 Положения срок ликвидации не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации, однако, может быть продлен, но не более чем до двенадцати месяцев.
Вместе с тем, какой-либо ответственности за превышение срока ликвидации (гражданской, административной, уголовной) законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. №18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление №18) наличие решения о ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в экономический суд с иском о его ликвидации, если принятое решение не выполняется и в соответствии с законодательством имеются основания к ликвидации юридического лица в судебном порядке.
Таким образом, если в рамках ликвидации допущены нарушения порядка данной процедуры (например, сведения не размещены на сайте «Юстыцыя Беларусi», кредиторам не направлены письменные уведомления, и др.), сроков (срок процедуры превышает нормативно установленный, не продлевался), то любой кредитор (вне зависимости от размера задолженности) вправе подать в экономический суд исковое заявление о ликвидации должника в соответствии с абз. 6 пп. 3.2 Положения о ликвидации.
Согласно п. 11 Постановления №18 при рассмотрении иска экономическим судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица, меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела.
Во многих случаях, после представления ликвидатором доказательств устранения допущенных нарушений и исходя из характера нарушений, суд отказывает в удовлетворении заявления кредитора.
Согласно п. 15 Постановления №18 если экономический суд придет к выводу о невозможности возложения обязанностей по ликвидации юридического лица на собственника его имущества (учредителей, участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию его учредительными документами, при принятии решения о ликвидации в резолютивной его части экономический суд указывает:
Таким образом, можно выделить основное преимущество судебной ликвидации – она проходит под контролем суда. Среди главных недостатков – небольшое количество удовлетворения исков о ликвидации.
Шаг 4-ый: возбуждаем дело о банкротстве
В большинстве случаев, когда срок ликвидации превышает 3 месяца, кредиторы прибегают к такому способу защиты как инициирование по заявлению кредитора в отношении должника дела о банкротстве.
Ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержит самостоятельное основание для подачи кредитором заявления о признании банкротом ликвидируемого должника, которое связано со следующими условиями:
Госпошлина за подачу кредитором заявления о признании должника банкротом составляет 10 базовых величин согласно п. 8 Приложения №16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Соответственно, кредитор (заявитель) должен также представить доказательства подтверждающие неплатежеспособность должника.
Очень многое также зависит и от реакции ликвидатора на заявление кредитора: ликвидатор может подтвердить наличие оснований для возбуждения дела о банкротстве, представив соответствующие документы (бухгалтерские балансы, в том числе промежуточный баланс, составленный реестр требований, список имущества, акт инвентаризации, и др.), отрицать наличие оснований для банкротства должника, либо проигнорировать заявление кредитора, не явившись в заседание.
Суд вынесет соответствующее определение (открытии конкурсного производства либо возвращении заявления кредитора) на основании представленных доказательств.
Вместе с тем, даже в случае возвращения заявления кредитору данный способ защиты следует рассматривать, как возможность получить в судебном порядке от ликвидатора дополнительные документы и информацию.
Но даже и в этом случае кредитор вправе спустя время заново подать заявление в соответствии со ст. 233 Закона о банкротстве, в том числе вместе с иными кредиторами, либо инициировать судебную ликвидацию должника.
Шаг 5-ый: привлекаем к субсидиарной ответственности виновных лиц, если должник был исключен из ЕГР без погашения задолженности
Согласно п. 25 Положения о ликвидации собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Не следует смешивать субсидиарную ответственность, предусмотренную ст. 11 Закона о банкротстве, наступающую в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов в рамках дела о банкротстве, субсидиарную ответственность по п. 25 Положения о ликвидации. Оба указанных основания являются самостоятельными, применяются в разных случаях.
Для привлечения к субсидиарной ответственности по п. 25 Положения о ликвидации требуются следующие условия (в совокупности):
1) совершение лицом нарушений требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица.
Кредитору необходимо доказать, какие действия (бездействие) были совершены ответчиком (если ответчиков несколько, то конкретно в отношении каждого из них), какие именно требования законодательства о ликвидации юридических лиц (правовые нормы) при этом были нарушены.
К таким нарушениям могут относиться, в частности, утверждение участниками (учредителем) ликвидационного баланса, содержащего недостоверные (ложные) сведения (например, об отсутствии кредиторской задолженности) (п. 5 ст. 79 ГК), ненаправление ликвидатором кредиторам уведомления о том, что организация находится в процессе ликвидации (абз. 3 п. 1 ст. 59 ГК), уклонение ликвидатора от получения требований кредиторов, и др.
Конкретные нарушения, обстоятельства их совершения устанавливаются при рассмотрении каждого дела.
2) должник был исключен из ЕГР по результатам ликвидации без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
3) между допущенными указанными лицами нарушениями и наступившими последствиями в виде исключения из ЕГР (без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства)) имеется причинно-следственная связь.
4) задолженность ликвидированного должника перед кредитором не погашена в полном объеме.
С иском вправе обратиться любой кредитор вне зависимости от размера требования, его признания / не признания ликвидатором.
Размер исковых требований составляет размер требований истца как кредитора к основному должнику, неудовлетворенных вплоть до исключения должника из ЕГР.
Ответчиками могут являться участники (учредитель), ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии).
Срок исковой давности – 3 года со дня исключения должника из ЕГР.
Суд по результатам рассмотрения дела может как отказать в удовлетворении исковых требований ко всем ответчикам либо в отношении одного из них, так и удовлетворить исковые требования, взыскав солидарно с ответчиков задолженность в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.
Шаг 6-ой: списываем дебиторскую задолженность
В соответствии с пп. 3.23 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания. Такие расходы отражаются на дату исключения дебитора из ЕГР.
Таким образом, если кредитор не успел и должник был исключен из ЕГР без погашения кредиторской задолженности, то организация-кредитор вправе «списать» задолженность.