Должность bdm что это
Кто такой Business Development Manager?
В бизнес обиходе все чаще и чаще используется название должности – Business Development Manager (BDM) или по-русски — Менеджер по Развитию Бизнеса.
Данного рода позиция относится к продажам. И на практике каждый работодатель может вкладывать в нее свой смысл. В данной статье мы постараемся кратко охарактеризовать в чем отличие Business Development Менеджера от Sales Менеджера.
По нашему мнению, Business Development Manager – это специалист, обладающий большим опытом, умениями и уровнем самостоятельности по сравнению с обычным менеджером по продажам. И мы видим 2 варианта, когда позицию по сути можно назвать Business Development Manager:
Первый вариант, когда позиция относится к классическим продажам. Задача сотрудника на ней – искать новых клиентов / партнеров, выходить на них, проводить переговоры с ЛПР и продавать. Но сама позиция предполагает, что на ней будет работать опытный профессиональный сейлз, умеющий продавать и обладающий высоким уровнем понимания бизнеса как своей компании, так и бизнеса клиентов. Такой Senior Sales Manager.
При этом, на данной позиции требуется высокий уровень самостоятельности сотрудника. Когда он сам определяет круг потенциальных партнеров для проработки, сам управляет своим рабочим временем и процессом, в соответствии расставленными совместно с руководителями приоритетами по привлечению тех или иных партнеров.
Часто Business Development Manager может работать один на том или ином географическом рынке, являясь региональным представителем компании в каком-то регионе.
Специалист по продажам уровня Business Development Manager способен прийти в компанию, в которой не выстроена система продаж и, возможно, даже нет как такового отдела продаж и начать самостоятельно продавать, грамотно расставляя приоритеты и управляя своим рабочим процессом.
К нам часто обращаются небольшие компании, у которых новый интересный продукт и еще не выстроена система продаж, с просьбой найти им хорошего продавца. В таких случаях (при отсутствии руководителя отдела продаж, системы продаж и полноценного опыта основателей в этом деле) мы рекомендуем не брать молодых «необкатанных» сейлзов, а найти хорошего Business Development Менеджера. Того, кто обладает необходимым обширным опытом, но уже перерос должность рядового продавца, и при этом с определенным уровнем карьерных амбиций. Такой человек может прийти в компанию и начать самостоятельно продавать с «0». Его будет мотивировать новый интересный продукт, свобода действий и возможность сформировать и возглавить будущий отдел продаж комании, начав с того, что будет продавать самостоятельно.
Второй вариант позиции Менеджера по Развитию Бизнеса – это когда в зачади человека на ней входит выстраивание всесторонних партнерских связей с контрагентами на разных уровнях. Т.е. не просто поиск клиентов и продажи, а именно поиск различного рода партнеров (в т.ч. и клиентов), продумывание вариантов сотрудничества с ними и их осуществление. Также представление компании на различного рода конференциях, выставках, семинарах с позиционированием себя не как sales-менеджера, а нечто большего.
В конечном итоге вам самим выбирать, как называть ту или иную должность. Поступайте так, как вам кажется правильным. Но помните при этом о том, в чем будут реальные задачи сотрудника на данной должности, каким опытом и компетенциями он должен обладать и как его «завлечь» к вам. Или же вы можете обратиться к нам – мы всегда полноценно изучим ваш бизнес, посоветуем какого рода сотрудник максимально эффективно подойдет для него и затем найдем такого для вас.
Профессия «BizDev» в игровой индустрии
Интервью Хусаинова Альберта, директор по развитию бизнеса студии 3i Games в компании Mail.Ru про работу биздева в игровой индустрии. В рамках образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр».
Добрый день, Альберт. Расскажи, пожалуйста, читателям, что собой представляет профессия Business Development Manager в целом? Чем обычно занимается данный специалист.
BD Manager, как таковой – профессия уникальная. Уникальная в том смысле, что надо разбираться во всех аспектах продукта, сервиса или сферы деятельности, которой ты занимаешься. Почему. Потому, что разговор ведешь с очень разными людьми и вопросы могут коснуться любой сферы – бизнес, финансы, технические аспекты, возможно арт. Но все естественно сводится к самой главной вещи в человеческом обществе – общению и решению вопросов. Если в двух словах, чем занимается, на мой взгляд, хороший BD – он общается и решает вопросы. Все остальное это приложение. Тут очень важный момент, если утрировать, у хорошего BD общение приводит к решению вопросов, у плохого остается общением. Хотя это конечно дифференцирование – нет 100% хороших и плохих. Первые – утопия, вторые долго не выживают в профессии.
Сам ты работаешь в mail.ru, какие ключевые отличия и особенности биздева в игровой индустрии, которые не свойственны BDM в других областях? Какие профессии схожи или максимально близки к такой должности.
Давайте в начале на второй вопрос отвечу. Собственно, моя предыдущая должность – менеджер проектов, ближе всего. По сути, они очень близки. PM тоже решает вопросы и общается. Разница в том, что PM более привязан к операционной деятельности и тех. аспектам, а BD скажем так более эфирный товарищ, который больше парит в небесах, меньше знает о том, как там устроена взаимосвязь сервер-клиент, но знает правильных людей и может с ними поговорить. Многие руководители небольших компаний любят возложить на PM или даже программиста обязанности BD. Иногда получается, если персонаж, скажем так, мульти-классовый. Отчасти за счет возложения на меня таких функций я и пришел к идее идти в BD.
Если более глобально – дипломат, наверное.
Относительно других областей, я думаю главное отличие – максимальная вовлеченность в индустрию. В игровой индустрии, все по умолчанию считаются пассионарными людьми, живущими играми. Тут иначе никак, нельзя просто сидеть и считать колонки сухих цифр. И это касается не только BD – уже при приеме на работу, тебя обязательно спросят – а во что ты играешь?
Чем занимается биздев в игровой компании, как именно проходит типичный день такого сотрудника, какие задачи перед ним стоят?
Биздев в игровой компании должен следовать девизу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». BD, мне кажется, в принципе не имеет смысла без развития – он всегда ищет: новые контакты, проекты, возможности. Проблемы, такая вещь, если их решить раз – они просто так снова не появятся при плавном течении жизни, а если нырять с головой дальше – обязательно получишь ворох.
Типичный день сам по себе не сильно разнообразный – изучение новостей, аналитика, тестирование новых проектов, сервисов, переговоры с коллегами, переписка и созвоны с партнерами. Это не работа следователя – большого драйва в обычный день не будет. Все самое интересное конечно бывает на выездных мероприятиях. Там общение фейс-ту-фейс и решаются все основные задачи. На выезде красноречие и виртуозное владение имеющейся информацией даст тебе бесплатно проект на миллион долларов.
Какими еще вещами обычно приходится заниматься такому специалисту в сфере геймдева помимо своих прямых обязанностей?
Поговорим о плюсах и минусах работы биздевом. Какие ключевые достоинства и недостатки ты бы мог выделить? А также обозначь средний уровень зарплаты на такой должности в РФ.
Как стать биздевом именно в игровой индустрии? И какой путь был у тебя?
Если говорить о том, как прийти в биздев совсем с нуля – люди приходят в биздев очень разными путями. Если у вас техническое образование и первой вашей профессией будет биздев, это, наверное, будет странным, хотя ничего невероятного в этом не будет. Если у тебя правильно подвешен язык, ты хорошо понимаешь ту индустрию, в которую пришел, хочешь общаться и хочешь быть на волне и готов решать вопросы, тогда конечно, невзирая на свой бэкграуд, ты можешь сделать биздев своей даже самой первой профессией в жизни. Только здесь необходимо понимать, что биздев – это отдельная своего рода гуманитарное и элитное направление и если ты туда пришел, то перейти в другую сферу именно внутри геймдева тебе будет сложно. То есть если отработал один-два года и решил, что тебе в геймдеве нравится друга стезя, здесь у тебя будут проблемы, потому что биздев как это уже было писано выше – сфера где ты занимаешься коммуникациями. Если это твоя первая профессия и ты ничем кроме биздева не занимался, крайне мала вероятность, что тебя возьмут на какую-либо другую стартовую позицию. Если честно, я бы даже сравнил это с тем как если бы ты закончил университет по какой либо гуманитарной профессии и потом решил стать профессиональным рабочим. Ты понимаешь, что у тебя есть статус и образование, но простой работяга будет иметь больше преимуществ, имея профильное образование и будучи под это заточен, а ты два года занимался неизвестно чем. Относительно того откуда люди в целом приходят в профессию – это могут быть разные сферы. Это могут быть и программисты, и маркетологи, и менеджеры проектов. Я еще не видел среди биздевов художников, но возможно есть и они.
Если говорить о моем пути, то путь этот был тернист и проходил через все не убер профессиональные сферы геймдева. На заре моей карьеры я работал и в качестве гейм-мастера, и в качестве переводчика-локализатора, тестера, комьюнити-менеджера, далее я перешел в профессию менеджера проектов, и уже оттуда я перешел в бизнес-девелопмент. Отдельный вопрос, как это происходило – связано это было со многими изменениями внутри компании, в которой я тогда работал, когда оттуда ушло несколько людей, составлявших костяк бизнес девелопмента. Проджект менеджер, как я уже упоминал выше, более всех остальных является вовлеченным в какой либо переговорный процесс.
Какой совет ты бы дал людям, которые мечтают работать BDM и заниматься развитием бизнеса в геймдеве?
Если говорить о практической составляющей, конечно, неплохо иметь какой-то правильный бэкграунд в виде гуманитарного образования или трудового опыта. Лучше всего мне кажется подойдет образование, связанное с языками – для работы на конкретном направлении. Трудовой опыт – вероятно менеджмент позиции – часто с них приходят. Очень желательно, чтобы это были позиции из игровой индустрии.
Карьера в IT: должность BizDev
Представляем новую статью цикла «Карьера в IT». В этой части рассмотрим позицию Business Development Manager (сокращенно — BDM, BizDev) — специалиста, отвечающего за развитие бизнеса.
BizDev-менеджер определяет и развивает новые направления бизнеса — новые рынки, ниши, партнерские отношения, каналы продаж.
Об особенностях своей профессии DOU рассказали BizDev-менеджеры из компаний Ciklum, Clickky, E-Chat, ERSoft, EVNE Developers, EVO, Ferrara Paint, Genesis, Intetics, MacPaw, openGeeksLab, Redwerk, SMART business, Soft Industry, Qualium Systems, UAWC Agency и VertaMedia.
Задачи и обязанности
Каждая компания — в зависимости от внутренней структуры и приоритетов — по-своему определяет функции и круг обязанностей BizDev-менеджера.
Вот что рассказывают о своих задачах BizDev-менеджеры разных компаний:
«Роль BizDev-менеджера охватывает любые активности, необходимые для развития бизнеса: организацию офиса, аналитику и рисерч по продукту, принятие решений о новых рынках, разработку стратегий, работу по партнерствам. Работа с партнерами — это, например, переговоры с хранилищем данных HP Vertica или организация скидки для сотрудников на инструмент аналитики Tableau». (Виталий Маценко, Genesis)
«Работа специалистов по BizDev заключается в обеспечении роста компании, достижении ощутимой прибыли и видимого успеха не только „уже сегодня“, но и в долгосрочной перспективе. Необходимо выводить бизнес на новые рынки, выстраивать с партнерами взаимовыгодные отношения, расширять клиентскую базу». (Михаил Ткалич, openGeeksLab)
«BizDev-менеджер — это человек, который понимает, куда вести компанию в плане продаж. Такой специалист ведет работу со стратегическими партнерами, участвует в закрытии сделок с ключевыми клиентами, выстраивает процессы». (Эдуард Руденко, ERSoft)
«У нас BizDev — это руководитель проекта. Его основные обязанности — заставить проект расти быстрее, чем он растет органически. Например, есть операционные руководители, которые управляют процессами и следят за тем, чтобы не падали показатели бизнеса. А задача BizDev-менеджера заключается в том, чтобы найти новое, изменить текущие показатели ради того, чтобы заставить бизнес расти быстрее». (Александр Юрьев, Crafta.uа)
Таким образом, ключевые обязанности BizDev-менеджера:
Задачи BizDev-менеджера охватывают работу с проектами или продуктами компании, коммуникацию с клиентами, партнерами и внутренней командой, а также поиск новых перспективных направлений развития бизнеса
Если в компании принято, что BizDev-менеджер фокусирует свои усилия на работе с клиентами, то его задачи пересекаются с работой менеджера по продажам и включают в себя генерацию лидов, переговоры, сопровождение контрактов:
«У нас самая важная часть работы BizDev-менеджера — это поиск новых клиентов. Основные задачи: лидогенерация, переговоры с клиентом, подписание договора и согласование юридических аспектов сделки, техническая интеграция, передача сделки в соответствующий раздел, мониторинг активности партнера. Помимо привлечения клиентов, ценность BizDev-менеджера заключается в том, что он находится на „острие“, он должен вовремя замечать тренды, которые появляются на рынке, и сообщать об этом». (Сергей Корнеев, Clickky)
Чаще всего фокус на общении с потенциальными заказчиками стоит у BizDev-менеджеров в аутсорсинговом бизнесе:
«В контексте того, чем приходится заниматься мне, развитие бизнеса — это понимание, чего хочет рынок и как команда может удовлетворить эти потребности. При этом более важной задачей является как раз изучение того, что команда уже может делать, чему сможет научиться быстро и чему — долго. Соответственно круг обязанностей — внешняя коммуникация с клиентами и внутренняя с командой деливери». (Александр Третьяков, Intetics)
«В каком-то смысле работа BizDev-менеджера похожа на работу продюсера в кино. Моя основная задача — создавать такие условия, чтобы в нашей компании успешно запускались проекты. Я встречаюсь с клиентами, выясняю их потребности, помогаю их представить согласно концепции SMART. Затем анализирую, что требуется от нас, чтобы создать подходящий продукт, и формирую ресурсы внутри компании». (Денис Шевчук, SMART business)
В продуктовых компаниях чаще идет речь об общении с партнерами:
«BizDev-направление включает в себя и построение процесса продаж, и развитие партнерской сети, и работу над расширением рынка сбыта. Я занимаюсь работой с партнерами. Наш продукт Setapp — это b2c сервис, который предлагает клиенту набор лучших приложений для Mac за месячную подписку. Я ищу разработчиков приложений для Mac и договариваюсь с ними о сотрудничестве». (Мария Полищук, MacPaw)
BizDev-менеджер ежедневно имеет дело со стратегическими задачами
Типичный рабочий день BizDev-менеджера включает в себя:
Однако в этой профессии гибкость приоритетнее расписания: BizDev-менеджер полностью привязан к своим текущим сделкам, соответственно, обязан вовремя реагировать на все изменения и оперативно решать возникшие проблемы.
Преимущества и недостатки
Занимаясь развитием бизнеса, можно бесконечно учиться, получать новый опыт, придумывать и применять глобальные решения, которые выведут бизнес на новый уровень:
«Данная позиция мне интересна по той причине, что, по сути, ты управляешь целым бизнесом и развиваешь его, при этом не вкладывая свои деньги. Любой стартап может быть успешным, а может быть и не очень. Поэтому, если у тебя нет средств, для того чтобы собрать свою команду, найти инвестиции и запустить процесс, то лучшее решение — это выбрать уже существующую компанию, которая занимается тем, что тебе интересно, и полностью погрузиться в эту работу». (Винсент Вейсман, E-Chat)
«Я всегда мечтал развивать международную компанию, много путешествовать и находить общий язык с представителями разных культур. Мне интересно знакомиться с продуктами клиентов, видеть множество бизнесов изнутри». (Алексей Чичирко, UAWC Agency)
«Наша профессия — для тех, кому всегда мало 🙂 Меня драйвит работать в быстроменяющейся среде, искать возможности. В нашей работе, по сути, нет пределов, кроме барьеров в своем мышлении». (Эдуард Руденко, ERSoft)
«Привлекательная сторона профессии — высокий темп, динамичность, возможность решать поставленные задачи, осознание важности своей работы. Это интересно и держит в тонусе. Необходимо постоянно держать руку на пульсе, не расслабляться, быть в „хорошей форме“, уметь планировать, видеть на несколько шагов вперед. Нужно быть лучшими в своей отрасли. Конкуренция — хороший стимул». (Михаил Ткалич, openGeeksLab)
Среди недостатков BizDev-менеджеры отмечают большое количество стресса, психологической нагрузки, постоянное чувство неопределенности и невозможность отключиться от работы:
«Частые переживания и достаточно большая нагрузка на нервную систему 🙂 Когда ты биздев, до и после работы ты думаешь о проекте. Смотришь фильм, и он наводит тебя на интересную идею. На пробежке ты думаешь, как решить какую-то насущную проблему проекта. Интересно, что большинство идей, которые я успешно воплотил в Кабанчике, возникали как раз во время занятий спортом. Но такое постоянное обдумывание рабочих дел иногда перегружает». (Роман Киригетов, Kabanchik.uа)
«Наверное, самый большой недостаток — невозможность отключиться от работы полностью. Я давно мечтаю сходить на трекинг в Гималаи, но не потащишь же ноутбук с собой в поход 🙂 А даже если так, спутниковый интернет там — роскошь. А мне всегда надо быть на связи». (Мария Полищук, MacPaw)
«Серьезный недостаток профессии — психологическая нагрузка. Бывают задачи, которые априори невыполнимы в силу больших внешних факторов — они морально изматывают. Например, вы не можете заставить крупнейший банк в какой-нибудь развивающейся стране сделать апгрейд устаревшей платформы, чтобы дать пользователям вашего продукта возможность удобно платить». (Виталий Маценко, Genesis)
«Очень сложно отслеживать изменения на рынке с учетом того, что сейчас они в активной фазе. Все твои наработки и инвестированные ресурсы могут утратить актуальность из-за появления более технологичных продуктов». (Анатолий Поканевич, Ferrara Paint)
«Это достаточно стрессовая профессия. Ты никогда не владеешь 100% информации для принятия решений, поэтому живешь в некой неопределенности. Ведь до конца не известно, что нужно сделать для того, чтобы решить проблему. Если культура в компании позволяет делать ошибки, то это снижает уровень стресса и позволяет реализовать себя как специалиста». (Иван Портной, Prom.uа)
Как стать и куда двигаться дальше
Большинство будущих BizDev-менеджеров начинают карьеру с позиции лидогенератора или менеджера по продажам. Хорошие специалисты могут получиться из бывших маркетологов, проектных менеджеров, финансовых консультантов, аудиторов, аналитиков.
BizDev-менеджеру необходимо отлично владеть английским, уметь продавать и вести переговоры, разбираться в стратегическом планировании, знать и понимать тренды отрасли. Обязательно понимание финансов, маркетинга, основ юриспруденции. Из технических знаний — базовое понимание технологий, фреймворков, различных моделей предоставления IT-сервисов.
«Наиболее полезным для BizDev-менеджера будет опыт работы в маркетинге, продажах, финансах, запуске и ведении проектов от начала до конца. Базовые знание можно почерпнуть из програм MBA, однако нельзя сказать, что это является необходимым или достаточным источником знаний. Лично я успел несколько лет поработать в продуктовом маркетинге, запускал несколько проектов, пару лет довольно успешно вёл небольшой бизнес». (Егор Важговский, Vertamedia)
Чтобы стать BizDev-менеджером, необходимо обладать стратегическим мышлением, быть хорошим коммуникатором, разбираться в маркетинге, продажах, проектном менеджменте и финансах
Из личных качеств важны:
«Не бойтесь ответственности, рассматривайте любую задачу как целый проект. Если научитесь цельно управлять маленькими задачами — сможете транслировать этот опыт на более крупные задачи и на новые проекты. Учитесь строить взаимоотношения с людьми, вдохновлять команду. Они — ваш основной ресурс. Чем крупнее проект, тем меньше приходится делать своими руками, тем больше будет зависеть от умения работать с командой». (Оксана Ферчук, Zakupki.Prom.uа)
«В нашей профессии всегда приветствуется креативность и нестандартный подход. Иногда приходиться делать, на первый взгляд, очень странные вещи. Например, однажды мне надо было достучаться до одного из основателей компании, который игнорировал все мои попытки выйти на контакт. В процессе ресерча я узнала, что этот человек, помимо своей работы в компании по разработке софта, также занимался разработкой и публикацией видеоигры. Пришлось купить и поиграть в эту игрушку 🙂 Затем я аккуратно узнала в твиттере, не планируется ли сиквел — так у нас завязался разговор». (Мария Полищук, MacPaw)
Возможные карьерные пути BizDev-менеджера:
«Биздев находится на вершине такой себе проектной „пищевой цепочки“. Потому чаще всего не возникает мыслей о карьерном росте. Ты просто хочешь достигать больших целей, решать более сложные задачи, достигать успеха. Это то, что драйвит и заставляет вскакивать с постели и спешить на работу». (Роман Киригетов, Kabanchik.uа)
Маєте важливу новину про українське ІТ? Розкажіть спільноті. Це анонімно. І підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU
IT Keys
В силу языкового барьера, business development в русскоязычных странах переведенный как “развитие бизнеса” чаще означает сам процесс, которым занимаются директора и менеджеры компаний. Однако у этого термина есть и другое значение, которое можно трактовать как “строительство” или “разработка” бизнеса. Профессия развития бизнеса заключается именно в его разработке и усовершенствовании.
Менеджеров по развитию (да и директоров по развитию) в странах СНГ существует достаточно немало, и их обязанности могут очень сильно отличаться в разных компаниях. Для стартапов же позиция бизнес девелопера является одной из ключевых.
И, исходя из всего вышеперечисленного, мы решили пролить свет на то, чем является, в принципе, бизнес девелопмент, или развитие бизнеса*.
Ниже приведен перевод статьи “What, Exactly, Is Business Development?”, автором которой является Скот Поллак — бизнес девелопер в American Express и ряде IT-стартапов.
Что такое развитие бизнеса на самом деле?
“Я занимаюсь развитием бизнеса” — пожалуй, одна из самых двусмысленных фраз о бизнесе, которые лишь можно вообразить.
Спросите десять директоров по развитию, что же такое развитие бизнеса, и вы гарантированно получите множество разнообразнейших ответов.
“Развитие бизнеса — это продажи,” кратко резюмируют некоторые из них;
“Развитие бизнеса — это партнерства,” напустят тумана другие;
“Развитие бизнеса — это захват рынка,” скажут стартаперы.
Подборка противоречивых ответов на простой вопрос “Что такое развитие бизнеса?” напоминает мне изложения физиков о том, что такое вселенная. На фоне не совместимых между собой теорий о природе черных дыр и бозонов ученые, при всем своем усердии, не могут прийти к одному ответу — единой, универсальной теории, которая объясняла бы устройство вселенной на всех ее уровнях.
Меня категорически не устраивали все ленивые и не содержательные определения развитию бизнеса, которые я встречал. Я стремился к тому, чтобы свести все объяснения к единой исчерпывающей теории. К счастью, развитие бизнеса устроено немного проще вселенной. И в конце концов, я все-таки пришел к одному универсальному определению:
По своей сути, развитие бизнеса состоит в понимании того, как взаимодействие трех перечисленных выше составляющих может создавать возможности для развития (в значении “роста”) бизнеса.
Теперь давайте рассмотрим все элементы приведенного определения более подробно.
Долговременная ценность
То, что я в первую очередь подразумеваю под ценностью компании — это ее деньги, капитализация. Однако ценностью здесь могут быть и нематериальные активы — все, что обусловливает рост компании.
У вашей компании, в любом случае, есть множество способов быстро срубить бабла. Но развитие бизнеса — не о том, как заработать быстро, используя стратегию “I-win-You-lose”. Этим можно только создать ценность, которая исчезнет так же быстро, как и появилась. Задача развития бизнеса — это создание ценности, которая будет сохраняться с течением времени, и при этом иметь потенциал к ее увеличению.
Ведь, по сути, создание долгосрочной ценности является единственным верным способом обеспечения последовательного роста компании.
Клиенты
Пожалуй, это самая очевидная часть определения. Есть люди, которые платят вам за ваши продукты или услуги, и без них просто не будет существовать бизнеса, который можно развивать. У компании, в идеале, должно быть множество потенциальных клиентов, которые пока таковыми не являются по ряду объективных причин. Например, просто не знают о вашем предложении, либо не считают нужным переходить на ваш продукт из-за своей консервативности, не понимания всех его преимуществ и т.д.
Рынки
Самое простое разделение рынков — географическое. Например, вы можете продавать свой продукт только в Европе, тогда он будет не доступен для жителей Азии или Америки. Но покупатели также “живут” и в рынках, определяемых демографией, вероисповеданием, стилем жизни, личными предпочтениями и пр.
Умение определения возможности (или не возможности) завоевания новых клиентов при выходе на определенный рынок является одним из ключевых навыков, необходимых для построения долговременной ценности.
Связи
Налаженные связей с партнерами, клиентами, сотрудниками, прессой (список можно продолжить) являются необходимыми для достижения любой задачи в рамках развития бизнеса. Создание связей, управление ими и их использование должны основываться на доверии, уважении и признании ценности противоположной стороны — это является необходимым условием роста вашей ценности в долгосрочной перспективе.
Так что же, развитие бизнеса — это продажи? Партнерства? Захват рынков? Откровенно говоря, да. Развитие бизнеса — это все вышеперечисленное и даже немного больше. Это сложная и увлекательная дисциплина, которая требует постоянного совершенствования в ее понимании. Но, на самом деле, основным умением, необходимым для достижения мастерства в развитии бизнеса, является умение по-настоящему восхищаться красотой удачно проведенной и идеально спланированной сделки.
* — Здесь и далее словосочетание “развитие бизнеса” используется в значении business development