Доминирующий цвет это что значит
Психология цвета в маркетинге. Как цвета влияют на восприятие бренда
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Цвет — один из самых важных источников информации. Мы составляем мнение о предмете или другом человеке в первые 90 секунд взаимодействия. При этом от 62% до 90% наших впечатлений основаны на восприятии цветов. Было бы удивительно, если бы маркетологи не пытались использовать такой канал для ненавязчивого влияния на мнение потребителей.
Расскажу, какие исследования проводили психологи, маркетологи и дизайнеры, что они выяснили о цветовых ассоциациях и как применяют эти знания в работе.
Особенности восприятия цвета разными людьми
Учёные из Великобритании выяснили, что на отношение к цвету влияют стереотипы, детские ассоциации, эмпирический опыт, менталитет и культура, в которой воспитан человек. Например, воспоминания из детства могут повлиять на то, как взрослый человек воспринимает цвета, звуки и запахи, связанные с такими воспоминаниями. Предугадать такую реакцию на тот или иной цвет невозможно, поскольку она основана только на субъективных эмоциях.
Сурия Ванка, доцент кафедры искусства и дизайна Иллинойсского университета, даже составила справочник «ColorTool: Cross-Cultural Meanings of Color». Он посвящён анализу цветовых ассоциаций в разных странах и культурах. Автор выяснила, что один и тот же цвет может вызывать противоположные эмоции в разных странах. Например, в культурах европейских государств красный цвет символизирует страсть, любовь и опасность, в Китае — удачу и процветание, а в южной Африке — поражение и траур. А белый цвет, который в западных странах ассоциируется с чистотой и новизной (отсюда — белоснежные свадебные наряды), в Египте считается цветом смерти.
В течение жизни человек может воспринимать один и тот же цвет по-разному. Это зависит от его психологического состояния и жизненных обстоятельств.
Швейцарский психотерапевт Марк Люшер изучал цвет как инструмент психодиагностики. В 1949 году он разработал методику исследования личности, основанную на цветовых предпочтениях. Люшер считал, что выбор конкретных цветов и оттенков отражает настроение, функциональное состояние и устойчивые черты личности.
Сегодня психологи используют тест Люшера, чтобы оценить психофизиологическое состояние человека, уровень стресса, активности и навыков коммуникации.
Точно угадать реакцию аудитории на цветовые решения невозможно. Тем не менее, специалисты рекламной сферы не оставляют попыток глубже изучить эту тему. Есть даже целая наука — колористика — которая изучает цвет, его природу и характеристики. Знание колористики используют в своей работе дизайнеры и иллюстраторы, чтобы создавать гармоничные цветовые сочетания и придавать продуктам индивидуальный стиль и настроение.
Правильно подобранные цвета в корпоративной символике и рекламе:
Доминирующий цвет
Доминирующий цвет
Доминирующий цвет дает представление об интерьере и его атмосфере в целом, причем сразу, с одного взгляда. Доминирующий цвет поддерживает целостность композиции и атмосферы и ее смысловое единство.
Второй цвет в композиции часто называют поддерживающим. Он дополняет доминирующий цвет. Их сочетание, собственно, и создает цветовую композицию. В случае равенства двух цветов они начинают бороться за наше внимание, и пространство выглядит противоречивым, раздробленным и эклектичным.
Одно из важнейших условий создания цветовой гармонии в палитре интерьера — это доминирование одного из цветов. Доминирующий цвет занимает, как правило, большую площадь. Это плоскости пола, стен или потолка. Именно этот цвет определяет цветовую гамму и создает настроение интерьера.
Доминирующий цвет дает представление об интерьере и его атмосфере в целом, причем сразу, с одного взгляда. Доминирующий цвет поддерживает целостность композиции и атмосферы и ее смысловое единство.
Второй цвет в композиции часто называют поддерживающим. Он дополняет доминирующий цвет. Их сочетание, собственно, и создает цветовую композицию. В случае равенства двух цветов они начинают бороться за наше внимание, и пространство выглядит противоречивым, раздробленным и эклектичным.
В случае цветовой гармонии, построенной на двух цветах, хороши пропорции доминирующего и поддерживающего цвета 75:25 или 80:20.
Как правило, интересней выглядят интерьеры с цветовой триадой. В этом случае появляется третий цвет, который выполняет роль акцентного. Отдельные предметы и элементы декора создают акценты — цветовые пятна, оживляющие пространство. Пропорция основного, поддерживающего и акцентного цветов может быть такой: 70 : 20 :10.
Использование четырех, пяти и более цветов еще больше обогащает палитру интерьера. Однако прибавление каждого цвета все более усложняет задачу создания гармоничной композиции.
При определении цветовой температуры композиции целесообразно избегать равенства теплых и холодных цветов. Равенство может сделать пространство невыразительным. Отдавать пространство во власть одному теплу или холоду тоже не стоит. Абсолютное преобладание теплых тонов сделает интерьер душным и тяжелым. Только холодные цвета создадут безжизненный, негостеприимный и холодный дом.
Хорошие пропорции тепла — холода получаются, когда при явном доминировании одного присутствует немного другого. Например, доминирующий — теплый, поддерживающий — теплый, акцентирующий — холодный. Или доминирующий — холодный, поддерживающий — холодный, акцентирующий — теплый.
(099) 7200002 (068) 7200002 (093) 7200002
Устанавливаем светильники вокруг загородного дома
Понятие основного цвета и сколько их существует в мире
Если попытаться научно объяснить понятие основного цвета или диминирующего и попробовать объяснить причины его выбора то предпочтение не определит уникальность и индивидуальность.
Понятно, что существует множество вещей и мыслей, которые можно было бы собрать в надежде оправдать предпочтения цвета, — но при всем разнообразии избранных вариантов наши выборы почти всегда кажутся одинаковыми.
Исследование, в котором рассматривалось предпочтение цвета в 30 различных странах, показало, что склонность к определенным цветам больше зависит от таких факторов, как пол и возраст, а другие особенности (например, географическое положение) оказывают гораздо меньшее влияние.
Доминирующий или любимый цвет человека
Социологи обнаружили 78%-ную корреляцию после обследования 2000 человек между ответами мужчин и женщин на вопрос: какой любимый цвет?
По совпадению ли, лучшим выбором для обоих полов был любимый цвет синий и зеленый на втором месте.
Поэтому, хотя мы все можем быть разными по отношению друг к другу, если смотреть демографические группы, наши вкусы кажутся предсказуемыми.
В некотором смысле это не должно нас удивлять. Этот призыв также проникает в наш вкус: люди в подавляющем большинстве предпочитают смотреть картины уличных сцен 88% против 5% в помещении. Люди неравнодушны к таким вещам, как озера, реки и океаны (49%) и леса (19%), — а все вместе, это: много-много оттенков синего и зеленого. Так это достаточно, чтобы объяснить предпочтение цвета как вопрос человеческой природы, или есть ли что-то еще, что влияет на то, как люди выбирают свой основной цвет.
Сколько различных цветов существует в мире
Есть больше цветов, чем на первый взгляд.
Наука цвета указывает на это как результат ощущения, который наши глаза улавливают от преломления солнечных лучей.
Принимая это во внимание, мы можем также просто сказать, что цвет — это только то, что мы (люди) можем отличить, и этот подсчет будет вращаться примерно от 1 до 7 миллионов вариантов со значительным изменением в верхнем диапазоне.
И даже так, нет никакого реального способа точно сказать, сколько цветов существует в мире. По очень приблизительной оценке общее количество цветов, которые фактически существуют и которые мы можем количественно отличить (несмотря на то, что мы не можем их увидеть), составляет 100 000 оттенков — такое большое число, что некоторые только что пришли к заключению, что Вселенная предлагает бесконечное количество цветовых оттенков.
Тем не менее, мы говорим об оттенках. Мы даем им названия и связываем вещи с ними, время от времени навязывая мощные убеждения вокруг понятия.
Но на самом деле названия больше указывает на понятия цвета, а не на реальную вещь.
В природе мы почти никогда не сталкиваемся с такими абсолютами в том, как свет взаимодействует с веществом — белый и черный являются в этом смысле одинаковые. Это понятия, вокруг которых мы рассуждаем.
По общему признанию используется конвергенция наук для создания или выделения веществ, близких к абсолютному пониманию чисто белого и чисто черного. Природа или человеческий глаз могут редко соответствовать большому уровню детализации.
Поэтому, оттенки идеально синего или идеально зеленого, по большей части основываются подходом на близости к нашему идеалу синего или зеленого. И мы делаем это, потому что, как и в большинстве других попыток человека понять бесчисленное, используются упрощения основанные на самом очевидном.
Историческое научное объяснение понятия цвета
Исааку Ньютону приписывают создание смещения, которое мы имеем для цветов радуги. Он подтолкнул хроматическую теорию к научной парадигме как только описал, как белый свет распадается на различимые цвета после прохождения через призму. Более того, Исаак Ньютон также показал, как можно воссоздать белый свет, пропуская через призму различные длины волн света.
Эта эволюция в восприятии цвета подтолкнула кропотливое начинание к попытке описать понятие цвета и способы взаимодействия друг с другом методологическим образом — так что это не просто основано на эстетике. В свою очередь, распространение знаний о цветах настолько изменило современность, что трудно поверить, что другие люди могут воспринимать то, что их глаза видят по-разному.
Но наше понимание того что может видеть глаз выглядит таким же биологическим, как и социальным процессом: то, что мы называем цветом, в значительной степени зависит от нашего культурного фона.
Было показано, что африканские народы используют совершенно другую классификацию, чем так как делают это западные общества.
Таким образом, понятие цвета при всей его универсальности в человеческом роде в конечном счете скорее субъективно.
Когда люди начали отличать основной цвет
Различие цветов было с тех пор как древние люди функционируют как вид.
Тем не менее, люди пытались поместить понятие цвета в таксономию с тех пор, как появились порядок и устройство. Одна из самых ранних цветных карт была разработана в 1686 году английским натуралистом по имени Ричард Уоллер. Это была структурированная попытка показать, как цвета замещаются друг другом и как они взаимодействуют.
Работа Уоллера привлекательна и выглядит как большой труд. Но люди выделяют основные цвета гораздо дольше, чем в середины 1600-х. Основные цвета занимают огромное пространство в наших обществах, и хотя распространение хроматической науки (и псевдонауки) только недавно стало вещью в себе, можно утверждать, что мы обязаны нашей самой природе адаптивной черте распознавания оттенков и ассоциирования символов с ними.
Археологические данные палеолита показывают, что искусство и основные цвета были включены примерно в то же время в развитие нашего вида. Современные люди впервые начали использовать цвет, чтобы рисовать приблизительно 50 000 лет назад и, что удивительно, казалось бы, что это было полихроматическим с самого начала. Тем не менее, хотя мы можем гордиться художественными способностями раннего человека, это не следует понимать как уникальную способность и старение человека.
Видение в цветах произошло задолго до людей и большинство других вещей в этом отношении. Около 800 миллионов лет назад, почти одновременно с развитием самого глаза, на ранних живых существах появились фоторецепторные клетки, которые преобразуют свет в нервные сигналы. Хотя на планете Земля существует по меньшей мере десять различных типов глазных систем, считается, что способность отличать основные цвета, развилась от одного общего предка.
И мы, люди, прекрасно справляемся с этими функциями — по крайней мере, как млекопитающие.
У нас может отсутствовать способность видеть ультрафиолет или хорошо видеть в темноте, но большинству млекопитающих не хватает полной глубины цветового восприятия, которое есть у людей.
Использование пигментов в качестве средства окрашивания окружающих нас вещей может быть доисторической практикой. Однако совсем недавно люди начали разрабатывать способы искусственного создания основных цветов, которые когда-то требовали огромных усилий и терпения, чтобы получить этот инструмент в свои руки.
Технологии и цвет
Современная наука и индустрия привели к тому, что цвета стали более обыденными — мы находим их легкодоступными и для их получения или изменения вокруг нас на основе наших цветовых предпочтений требуется мало усилий. В свете современных технологий и науки, мы включили цвета в абсолютно все, что мы делаем.
Интересно, что исследования показывают, что, несмотря на эту хроматическую щедрость, мы все еще довольно скучны, когда речь идет о цветах, которые мы предпочитаем, не демонстрируя настоящей лояльности определенному роду.
Один кластер гипотез вокруг этого намекает на то, что мы приступаем к определенным телесным реакциям, когда подвергаемся определенным цветам (например, физически ослабеваем после того, как подвергаемся розовым оттенкам, более творчески настроены будучи окружены зеленым и умнее, когда вокруг синий цвет ). Если есть истина этих результатов, то следует отметить, что мы более инстинктивные, чем признаемся. Так мы используем цвета по тем же самым причинам, которые делали наши предки: отличать безопасные вещи от опасных.
Попытка количественно подсчитать неисчислимое
Недавние исследования пришли к идее восприятия цветов. Результаты показали, что наши первоначальные реакции инстинктивны, но есть способность реагировать из-за нашего метапознания.
Это означает, что мы реагируем очень быстро, когда цвета неуместны, но при определенных обстоятельствах нам могут нравиться оттенки, которые контрастируют вне уровня восприятия. Это дает нам возможность выбирать любимый цвет в первую очередь.
Цвета в интерьере: основы, которые должен знать каждый
Заставка «Санта-Барбары», причёска депутата Петренко, навязчивая реклама — так уж устроена наша память, что зачастую мы знаем и запоминаем то, чего знать и запоминать не следовало бы, в то время как ценная информация, усвоенная нами раннее, быстро остаётся за бортом памяти. Кто из нас не слышал о теории цвета и цветовом круге? Наверняка большинство. Правда рассказать, как это работает, смогут немногие. А между тем, основы теории цвета — та вещь, которая в багаже знаний никогда не будет лишней. По крайней мере до тех пор, пока большинство из нас оформляет интерьер, следуя интуиции и душевному порыву, а нанять профессионала для выбора цвета стен считается не самой рациональной тратой. Разбираемся, как правильно выбирать, использовать и сочетать цвета, чтобы по окончании ремонта мысль «срочно всё переделать» не стала навязчивой.
Цветовой круг (или шкала для подбора цвета) — это то, о чём вы наверняка слышали. Он даёт представление о том, какие цвета гармонично сочетаются между собой, а какие друг к другу совершенно не подходят. Использование цветового круга избавляет от необходимости мучительно гадать и долго экспериментировать с различными цветами. Большинство таких кругов-палитр содержат базовые цвета, однако, если постараться, в интернете можно найти и множество расширенных версий с огромным количеством оттенков.
Любой цветовой круг содержит не менее 12 базовых цветов. Как же так получается, что в радуге всего 7 цветов, а базовых в цветовом круге — 12? А так:
К основным цветам относятся красный, синий и жёлтый. Они не могут получиться путём смешивания других цветов.
Ко вторичным цветам относятся оранжевый, фиолетовый и зелёный. Они могут получиться путём смешивания основных цветов.
К третичным цветам относятся шесть оттенков, которые могут быть получены путём смешивания основных и вторичных цветов.
Если вы никак не определитесь с цветовой гаммой интерьера, сузьте выбор до этих 12 цветов, а затем выберите из них тот, который нравится вам больше прочих. Теперь можно внимательно рассмотреть палитру оттенков именно этого цвета.
Photo: Design Milk
3. Изменение основного цвета с помощью нейтральных
Как только вы определились с цветом, можно приступать к созданию оттенков той же группы. Для этого нужно всего лишь смешать его с нейтральным цветом, чтобы он стал светлее или темнее. В терминологии дизайнеров есть несколько понятий для таких смешанных вариантов:
Многие художники рекомендуют экспериментировать с цветом, смешивая краски до тех пор, пока нейтральный цвет не изменит основной достаточно сильно. Конечно, если у вас нет времени или желания заниматься смешиванием красок, есть и простой вариант — достаточно пойти в магазин товаров для дизайна интерьера и попросить показать вам цветовые палитры. Но надо понимать, что уникальный цвет создать можете только вы.
Photo: Design Milk
4. Температура цвета
Скорее всего, вы знаете, что цвета бывают «холодными» и «тёплыми», и эти «температурные» характеристики тоже отражены на цветовом круге.
Красный, оранжевый и жёлтый – тёплые цвета. Они более яркие и, как правило, придают помещению ощущение тепла и уюта. Синий, фиолетовый и большинство оттенков зелёного – холодные цвета. Их хорошо использовать для создания атмосферы спокойствия в комнате, подходящей для отдыха и релаксации.
Выбирая температуру цвета для комнаты, вы, кроме её назначения, должны в первую очередь исходить из размеров помещения. Если маленькая комната будет окрашена в тёплые цвета, в ней, скорее всего, будет не слишком некомфортно. И, наоборот, большая комната, окрашенная в холодные цвета, будет казаться слишком неуютной и неприветливой.
Photo: Design Milk
5. Схема дополнительных цветов
Когда дело доходит до выбора цветовой схемы пространства, проще всего руководствоваться принципом дополнительных цветов. Для создания такой схемы берутся два цвета, которые на цветовом круге находятся ровно друг напротив друга. Обычно один цвет рассматривается как доминирующий, а второй – как акцентный. Примером таких комбинаций могут быть красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый или соответствующие их оттенки.
Доминирующий красный и дополнительный зелёный цвета
Помните, что подобные цветовые сочетания очень контрастны, поэтому их нужно использовать с осторожностью и небольшими дозами — там, где нужно привлечь внимание к определенному элементу интерьера. И если вы используете два противоположных цвета, вам обязательно нужно разбавить их нейтральными. Так вам удастся создать базовый фон, на котором глаза смогут отдохнуть от ярких элементов.
Пример использования красного цвета как основного и зелёного — как дополнительного. Photo: decor8 holly
Если вам нравится идея использования дополняющих друг друга противоположных цветов, но вы боитесь, что интерьер получится слишком ярким, попробуйте более безопасный способ — используйте смежные цвета. Для начала выберите основной цвет, а затем, вместо того, чтобы выбирать цвет напротив, возьмите два смежных с ним цвета на той же противоположной стороне. Во-первых, они придадут пространству необходимое ощущение баланса. Во-вторых, визуально цвета будут выглядеть ярко, но при этом их можно использовать в большем количестве и не слишком увлекаться нейтральными цветами.
Смежных цвета: жёлтый на одной стороне цветового круга и фиолетовый с голубым — на противоположной
Смежные цвета смотрятся ещё более эффектно, если основной цвет вы используете в качестве доминирующего в пространстве. Однако пусть он будет не слишком насыщенным – в более приглушенном варианте такие цвета гораздо приятнее. А вот акценты уже могут быть яркими.
Пример использования смежных цветов — жёлтого, голубого и сиреневого. Photo: decor8 holly
7. Аналогичные цвета
В ход могут пойти и аналогичные цвета — под «аналогичными» здесь подразумеваются три цвета, идущих подряд на цветовом круге. Обычно используют их таким образом: берут два основных цвета и третий, который получают путём смешивания первых двух. Например, вы можете выбрать красный, оранжевый и жёлтый (оранжевый = красный + жёлтый) или красный, фиолетовый и синий (фиолетовый = красный + синий). Ну, или любой из их отенков.
Три аналогичных цвета — синий, фиолетовый и красный
Ключ к успеху в применении такой схемы на практике – это строгое соблюдение пропорций: 60-30-10. Таким образом, у вас будет один доминирующий цвет, второй его поддерживающий и третий – акцентный.
Пример использования аналогичных цветов — красного, синего и фиолетового. Photo: Jurgen Leckie
Интересно, что вы можете создать подобную схему, используя даже нейтральные цвета (обычно её называют монохромной). Скажем, выберите чёрный, белый и серый вместо более ярких цветов.
8. Троичные цветовые схемы
Для получения такой схемы (ещё её называют триадой) берутся три цвета с равным расстоянием между ними на цветовом круге. Когда цвета из троичной схемы используются в качестве основных, цветоорганизация зачастую получается, скажем так, очень яркой и насыщенной, иногда даже слишком. Поэтому её используют в основном при оформлении детских и игровых комнат. Так что если вы всё-таки обращаетесь к триадам, продумайте заранее, как будут выглядеть соседние комнаты.
Троичная схема — фиолетовый, горчичный и зелёный цвета
Ни в коем случае не оформляйте две смежные комнаты в троичных схемах, используя эти цвета как основные! По соседству с яркой непременно должна быть комната, оформленная в нейтральных тонах — это правило, которое лучше не нарушать, вам ещё здесь жить. А вот пользоваться сочетаемостью цветов из триад в качестве акцентных очень даже удобно.
Пример использования цветов из триады (фиолетовый, горчичный, зелёный) в качестве акцентных. Photo: Jurgen Leckie
9. Четверичные цветовые схемы
Дальше — сложнее. Мы подходим к моменту, когда понадобилось сбалансированно и гармонично сочетать в пространстве сразу четыре цвета. Четверичную схему (tetradic scheme) иногда называют «прямоугольной», так как именно эта фигура получается, если соединить точки расположения выбранных цветов на круге.
Четверичная цветовая схема: зелёный, фиолетовый, жёлтый, красный
В этой схеме важную роль играет температура цвета. В идеале нужно выбрать два тёплых и два холодных, чтобы пространство получилось гармоничным. Но это, разумеется, не всё, также важно правильное их сочетание. Лучше не оформлять пространство всеми цветами сразу, а включить их в различные принты и узоры. Иначе комната может выглядеть перенасыщенно. Однако и слишком много принтов могут привести к тому, что от них начнёт рябить в глазах. Поэтому помните – всё хорошо в меру.
Пример использования четверичной цветовой схемы на нейтральном фоне: зелёный цвет в качестве доминирующего и жёлтый, фиолетовый и красный — в качестве дополнительных. Photo: Charly W. Karl
10. Квадратные цветовые схемы
Квадратные схемы похожи на прямоугольные, так как в них тоже четыре цвета. Разница лишь в том, что это самый что ни на есть правильный квадрат, то есть все стороны у него равны, а между точками на цветовом круге — одинаковые расстояния.
Квадратная схема, состоящая из зелёного, синего, песочного и розового цветов
Неважно, какие цвета вы выберете, эта схема будет состоять из одного основного, одного второстепенного и двух третичных цветов. Вы можете варьировать интенсивность общего внешнего вида интерьера, делая какие-то два цвета более приглушенными, а два других – более яркими.
Пример квадратной цветовой схемы в принте ковра: синий, зелёный, песочный и розовый цвета
И снова, также как в троичной схеме, нужно обратить внимание на баланс тёплых и холодных цветов. Но вместо того, чтобы привлекать одинаковое внимание ко всем цветам, выберите один основной, а остальные три используйте в качестве акцентов. Или, как и в предыдущей схеме, соедините их все в рамках одного принта.
Юлия Любезнова
Тоже про то же
Отзыв сотрудника компании “Мастера ремонта”.