Домоводство что это за предмет

Рабочая программа по предмету «Домоводство»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ г. УСМАНЬ»

на заседании методического совета.

Протокол №1 от 29.08.2018 г.

на заседании Педагогического совета.

Протокол №1 от 30.08.2018 г.

Директор школы: _______________

Приказ № ___ от ___________ г.

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочую программу составил: Страхова Ольга Викторовна,

Учитель трудового обучения, первой категории

Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью на 2018-2023 г. г.

Основная цель обучения домоводству детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе

Достижение поставленных целей при разработке и реализации рабочей программы предусматривает решение следующих основных задач:

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности

предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-овладеть способами деятельностей:

-умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты.

Общая характеристика учебного предмета

Основными критериями отбора материала по домоводству являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно –практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности. Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразнее по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы.

3. Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Технология» и относится к региональному компоненту.

В соответствии с Календарным учебным графиком ГБОУ «Специальная школа- интернат г. Усмань» курс «Домоводство» в 5 классе рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Домоводство» в 5 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета

Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Технология» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения рабочей программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения рабочей программы относятся:

— осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

-уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

— сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результаты освоения рабочей программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

представления о доме, семье, семейных обязанностях;

понимание правил гигиены на лестницах,

правил пожарной безопасности,

правила повседневной уборки

представления о правилах безопасной работы с утюгом;

представление о правилах хранения белья в шкафах,

понимание значения и ценности труда;

понимание красоты труда и его результатов;

понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);

организация (под руководством учителя) совместной работы в группе для ухода за одеждой;

осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков домоводства;

представления о доме, семье

понимание правил гигиены на лестницах,

правил пожарной безопасности,

представления о правилах безопасной работы с утюгом;

представление о правилах хранения белья в шкафах,

планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

знание оптимальных и доступных технологических приемов ухода за одеждой;

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.

Содержание учебного предмета

Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей.

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).

Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).

Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

Современная семья. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.

Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме

ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).

СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.

Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.

Оформление тетрадей по домоводству.

Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).

Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.

Рассказ-описание «Наша квартира».

Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств.

Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).

Вводное занятие (2 часов).

Предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.

Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.

Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

Окна, стекла, зеркала в доме

«Пусть зеркало расскажет. » История стекла и зеркала.

Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.

Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.

Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.

Словарная работа по теме.

III четверть (20 часов).

Вводное занятие (2 часа).

Насекомые и грызуны в доме – источники опасных заболеваний (2 часа).

. Профилактика и борьба с грызунами в доме.

Животные в городской квартире (2 часов).

Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Уход за собакой в доме.

История кошки. Виды кошек. Уход за кошкой в доме.

Домашние животные (2 часов).

Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.).

Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.).

Домашние птицы, кормление, уход.

Виды одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.

Приобретение и хранение одежды (правила, способы).

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.

Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).

Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».

Вводное занятие (2 часа).

Виды обуви, их назначение.

Приобретение и хранение обуви (правила, способы).

Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.

Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.

Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).

Профессии людей, создающих обувь.

Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.

Стирка белья: ручная, машинная.

Моющие средства для разных видов белья. Правила сушения белья. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.

6. Тематическое планирование.

Содержание, виды деятельности

Введение. Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей.

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).

Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).

Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).

Современная семья. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь

Источник

ДОМОВОДСТВО

Расстановка ударений: ДОМОВО`ДСТВО

В объяснительных записках к программам дореволюционных рус. гимназий подчёркивалась необходимость обучения девочек различным женским работам. Указывалось, что «цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном быту: чулки, простое бельё, простое платье». В основном девочкам давались знания по шитью, вязанию и вышиванию. Рукоделие преподавалось почти во всех женских уч. заведениях.

В зарубежных странах так же, как и в России, дифференциация трудового обучения для мальчиков и девочек началась с того, что девочкам стали преподавать шитьё и другие виды рукоделия. В дальнейшем в различных странах в Д. включаются разнообразные работы: из кожи, раковин, рисовой соломы и др. материалов (в Бирме, напр., в рукоделие включено гончарное дело, в Гондурасе девочки учатся делать шляпы и т. д.). В подавляющем большинстве стран содержание труда дифференцировано для мальчиков и девочек. Во многих странах Д. представлено преимущественно шитьём (ручное шитьё, шитьё на машине, вязание, вышивание, черчение выкроек, кройка), кроме того, в программу входят гигиенич. навыки: соблюдение чистоты в доме, чистоты одежды и белья, а также уход за ребёнком.

В сов. трудовой школе 20-х гг. преподавалось шитьё, а также давались навыки по нек-рым другим видам хоз.-бытового труда. Позднее содержание ручного труда стало одинаковым для мальчиков и девочек.

С 1957/58 уч. г. Д. было введено как факультативный курс (170 часов) для девочек старших классов. В содержание этого курса входили вопросы рациональной организации семейного х-ва и быта: благоустройство жилища и усадьбы; уход за мебелью и домашним хоз. инвентарём; кройка и шитьё, уход за одеждой и её ремонт; приготовление и хранение пищи и организация домашнего питания, заготовка продуктов; охрана здоровья членов семьи, в особенности уход за ребёнком. Факультативный курс был рассчитан на известную профориентацию. В программе указывалось, что курс Д. может помочь и в подготовке к выполнению обязанностей общественного домоводства. Строятся новые школы-интернаты, детские сады. С каждым годом расширяется сеть пионерских лагерей и др. детских учреждений. В каждом из них требуются руководители общественного детского бытового х-ва. Курс Д. должен помочь школьницам подготовиться к выполнению кулинарных и других работ или к управлению х-вом детского учреждения.

В 5-м классе начинается также изучение приготовления пищи. Девочки знакомятся с оборудованием кухонь, кухонной и столовой посудой и учатся готовить простейшие овощные блюда, бутерброды и сервировать стол к завтраку. В 6-м классе они получают сведения об основных продуктах питания и приготовлении простейших блюд из крупяных, макаронных изделий, из молока. В 7-м классе девочки знакомятся с основами рационального питания, с составлением меню и приготовлением простейших мясных и рыбных блюд. На этом заканчивается их подготовка по кулинарии. В 8-м классе выделено 4 часа для краткого ознакомления девочек с элементами ухода за жилищем, с бытовой техникой и её рациональным использованием в домашнем х-ве.

Необходимые теоретич. объяснения на занятиях сопровождаются показом и демонстрацией изделий, различных наглядных пособий и приёмов работы. За кратким теоретич. объяснением следует инструктаж. Далее, в зависимости от содержания и характера занятий уч-ся могут выполнять задания учителя индивидуально или коллективно. Так, напр., занятия по приготовлению пищи, в зависимости от количества имеющегося в школе оборудования, проводятся, как правило, звеньями. Для рецептуры ученицы должны иметь спец. тетради. На занятиях по Д. учитель объясняет также правила техники безопасности.

Программа по Д. предусматривает ряд экскурсий на предприятия общественного питания или пищевой пром-сти (столовая, фабрика-кухня, консервный завод; маслозавод, хлебозавод), а также на швейную фабрику или в комбинат бытового обслуживания. Нек-рые учителя после экскурсии предлагают девочкам составить альбомы, изготовить наглядные пособия, написать статью в школьную стенную газету, предлагают ученицам заранее ознакомиться со схемами, устройством и действием тех машин, к-рые они увидят. Проводится беседа, подытоживающая знания уч-ся по целому разделу.

Для проведения занятий по Д. в школе организуется уч. кабинет, в состав к-рого входят кухня-столовая и швейная мастерская (см. Домоводства кабинет). Однако ещё не все школы могут выделить отдельные помещения для занятий по кулинарии и шитью. В таких школах, как правило, есть только швейная мастерская. Занятия же по кулинарии ведутся в школьном буфете или в специально оборудованном для этой цели помещении.

Большое значение имеет внеклассная работа по Д. В различных кружках (кройки и шитья, вышивания, вязания, плетения и др.) готовят разнообразные работы для школьных выставок; уч-ся, проявляющие особый интерес к данному виду работы, совершенствуют свои знания и навыки.

А. Г. Дубов, Г. С. Саплина. Москва.

Источник

Домоводство

Дома́шнее хозя́йство (домово́дство) — деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме.

С экономической точки зрения домашнее хозяйство является одним из трёх основных типов субъектов рыночного хозяйства (наряду с фирмами и государством). Домохозяйства выступают в роли поставщиков на факторных рынках (труда, капитала) и покупателей на рынках потребительских благ (товаров и услуг).

В бытовом русском языке часто словосочетание Домашнее хозяйство означает именно работу по обеспечению жизнедеятельности людей, живущих в доме или квартире. Обычно включает в себя, но не ограничивается:

Содержание

Уход за домом, квартирой, землей и прилежащими к ним окрестностями

Уход за людьми в доме

Традиционно домашним хозяйством занимались женщины. Те женщины, которые не работают вне дома, называются домохозяйками. Иногда для ведения домашнего хозяйства нанимают домработниц.

Так как работа по дому обычно требует организаторских способностей и умения управлять временем, разрабатываются системы, которые могут помочь начинающим справляться, например система Flylady.

См. также

Внешние ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Домоводство» в других словарях:

домоводство — домоводство … Орфографический словарь-справочник

ДОМОВОДСТВО — ДОМОВОДСТВО, домоводства, мн. нет, ср. (книжн.). Ведение домашнего хозяйства. Курсы домоводства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДОМОВОДСТВО — ДОМОВОДСТВО, а, ср. Умение и навыки вести домашнее хозяйство. Уроки домоводства. Кружок домоводства. | прил. домоводческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

домоводство — сущ., кол во синонимов: 1 • экономика (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

домоводство — ruoša statusas T sritis švietimas apibrėžtis Darbinio auklėjimo forma šeimoje ir mokykloje, kai mokiniai rengiami dirbti buities darbus. Ruošos darbų mokoma ir per specialias pamokas. Yra sudarytos buities kultūros mokymo programos, skirtos… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Домоводство — (немецкое Hauswirthschaft), или земледельческое домохозяйство, рассматривается немецкими писателями агрономами (напр. Герицом) как один из отделов части земледелия науки о земледельческом производстве; в состав его входят: учение о хозяйственных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Домоводство — ср. Ведение домашнего хозяйства, присмотр, наблюдение за домом [дом I 4., 5.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

домоводство — домоводство, домоводства, домоводства, домоводств, домоводству, домоводствам, домоводство, домоводства, домоводством, домоводствами, домоводстве, домоводствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

домоводство — домов одство, а … Русский орфографический словарь

домоводство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

Источник

Домоводство, СБО, труд

Здесь собран живой опыт коллег в тех школьных предметах, где педагоги часто выступают в роли родителей-наставников. Готовые конспекты уроков по основам домоводства, социально-бытовой ориентировке, труду. Пошаговые мастер-классы по ручному труду для разных классов школы. Проекты, рабочие программы по СБО и трудовому воспитанию. Способствуйте формированию таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность,умение работать в коллективе.

Растим самостоятельных и трудолюбивых людей.

Содержится в разделах:

Конспект урока «Труд людей зимой» Труд людей зимой Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса. На покрытых снегом полях работа не прекращается —.

Конспект урока по ручному труду в 1 классе «Аппликация из геометрических фигур «Кошка» Предмет «Ручной труд» 1 класс Тема урока «Аппликация из геометрических фигур» Цель урока: изготовление аппликации «Кошка» Задачи урока: Образовательные: учить создавать композицию из вырезанных элементов, формировать умение располагать вырезанные детали на листе в определённом.

Публикация «Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе «Весёлый. » Тема : Весёлый лесовичок Цели: 1.Расширение представлений об использовании природного материала в качестве основы для изготовления поделок 2. Расширение представлений о конструктивной взаимосвязи используемого материала и художественного образа 3. Развитие.

Коррекционно-развивающее занятие для детей начальных классов с особенностями развития «Быть добрым — совсем не трудно» ГОУ «Енакиевская специальная школа-интернат№ 30» МОН ДНР Коррекционно-развивающее занятие для детей начальных классов с особенностями развития необходимо проводить регулярно и в системе по многим причинам. Одни из них: • Дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Труд ткачей» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет Окружающий мир Класс 3 «Б» Тема урока О труде ткачей Дидактическая цель Создать условия для расширения знаний учащихся о труде ремесленников, в частности о работе, орудиях труда и изделиях ткачей. Планируемые.

Статья «Конспект урока по СБО в 7 классе «Международный железнодорожный. » ГБОУ СО «Школа-интернат с.Приволжское Ровенского района» Учитель Сайгакова М.С. Тема: « Междугородный железнодорожный транспорт. Железнодорожный вокзал» Цель: формирование знаний обучающихся, воспитанников о новом виде транспорта – железнодорожном; показать его значимость в.

Конспект урока ручного труда в 1 классе по аппликации из цветной бумаги «Фрукты на тарелке» Конспект урока ручного труда в 1 классе. Тема: аппликация из цветной бумаги «Фрукты на тарелке». Цель и задачи: Закрепить полученные знания и умение работать с бумагой, через изготовление изделия в технике плоскостной аппликации. Коррекция и развитие творческого подхода к.

Источник

ДОМОВОДСТВО

домоводство ср. Ведение домашнего хозяйства, присмотр, наблюдение за домом.

домоводство
с.
(art of) housekeeping; household management

Домоводство (немецкое Hauswirthschaft) или земледельческое домохозяйство — рассматривается немецкими писателями-агрономами (например, Герицом) как один из отделов части земледелия — науки о земледельческом производстве; в состав его входят: учение о хозяйственных продуктах и инвентаре в сельском хозяйстве, заготовлении их, сохранении и употреблении, содержании прислуги и рабочих, обращении с ними, распределении между ними работы, правильном содержании домашнего хозяйства, чистоты, предосторожности от пожара и т. п. Таким образом это — учение о благоустройстве и благочинии в домашнем хозяйстве земледельца, почему оно и называется иногда (напр., переводчиком Герица, П. М. Преображенским) сельским благоустройством. Но очевидно, что Д. не имеет прямого отношения к земледелию и настолько же касается земледельца, как и всякого вообще домохозяина. Попечение о благоустройстве в доме, поддержании его и сохранении относится к обязанностям лица, ведущего сельское хозяйство и занимающегося земледелием, однако не входит в состав земледельческой промышленности и может составить предмет особой науки о домашнем хозяйстве, Д. — весьма полезной для земледельца, хотя и не принадлежащей по своему содержанию к области сельскохозяйственных наук. На этом основании в позднейших сочинениях по организации сельского хозяйства (см. Сельскохозяйственная экономия) не рассматриваются уже вопросы, относящиеся к науке Д. С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *