Домра что это за инструмент
Домра
Благодаря своему звучанию, в семействе струнных щипковых домра занимает особое место. Голос у нее нежный, напоминающий журчание ручейка. В XVI-XVII веках домрачеи были придворными музыкантами, а на улицах городов всегда собиралось много людей, чтобы послушать игру бродячих музыкантов, играющих на домре. Пережив сложный период, инструмент снова входит в академическую группу, используется для исполнения народной и классической музыки, звучит соло и в составе ансамблей.
Устройство домры
Корпус в виде полусферы имеет плоскую деку, к которой приделан гриф. На него натягиваются 3 или 4 струны, проходящие через нижний и верхний порожек. В центре деки вырезано семь резонаторных отверстий. Во время игры деку защищает «панцирь», пристроенный в месте соединения грифа и деки. Он предохраняет от царапин. Головка фигурной формы имеет настроечные колки по числу струн.
Академическая классификация относит домру к хордофонам. Если бы не круглый корпус, домра могла бы выглядеть, как другой русский народный инструмент – балалайка. Кузов тоже выполняется из разных пород дерева. Он формируется путем склеивания деревянных полос – клепок, окантовывается обечайкой. Нижний порожек имеет несколько кнопок, фиксирующих струны.
Интересный факт. Самые первые экземпляры делали из высушенной и выдолбленной тыквы.
Процесс создания домры сложный. Для одного инструмента используется несколько пород дерева:
Звук извлекается медиатором. Его размер может варьироваться, у более крупных инструментов он больше, чем у маленьких экземпляров. Концы медиатора стачиваются с двух сторон, образуя фаску. Длина – 2-2,5 см, ширина около полутора сантиметров.
Современный аксессуар, без которого музыканты не смогли бы играть на домре, изготавливается из мягкого капрона или капролона. Есть и традиционные медиаторы из панциря черепахи. На альтовом инструменте и домре бас для извлечения звука используется кожаное устройство. Такой медиатор делает звук приглушенным.
История домры
Версии о происхождении хордофона разные. Принято считать, что это инструмент русского, белорусского, украинского народа. На Руси он появился еще в X веке, о чем есть письменные свидетельства. Он упоминается в письменах восточного ученого-энциклопедиста Ибн Русте. Популярной домра стала в 16 столетии.
Сегодня историки говорят о восточном возникновении музыкального инструмента. Его строение напоминает тюркские тамбуры. У него тоже плоская дека, а во время игры музыканты в качестве медиатора использовали деревянную щепку, рыбную кость.
У разных народов Востока появились свои представители струнных щипковых, получивших свое название: казахская домбра, турецкая баглама, таджикская рубаба. Версия имеет право на существование, домра могла попасть в Древнюю Русь в период татаро-монгольского ига или была привезена торговцами.
Своим происхождением инструмент может быть обязан лютне – европейскому представителю семейства струнных щипковых. Но, если углубиться в историю, то и она пришла на запад с восточных территорий.
Два столетия домра развлекала народ, была инструментом скоморохов и сказителей. Цари и бояре имели своих домрачей при дворе, но хлесткие песни с высмеиванием черт характера, быта, нрава всех и вся часто вызывали недовольства у знати. В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, которым подверг гонениям скоморохов, вместе с ними исчезла и домра, игру на которой он назвал «бесовскими игрищами».
Интересный факт. По руководством патриарха всея Руси Никона скоморошачьи инструменты в огромном количестве собрали по городам и селам, привезли на телегах на берег Москвы-реки и сожгли. Пламя пылало несколько дней.
Возродить хордофон в 1896 году взялся руководитель «Великорусского оркестра», музыкант и исследователь В.В. Андреев. В его ансамбле балалаек не хватало ведущей мелодической группы. Вместе с мастером С.И. Налимовым они изучили утратившие популярность инструменты и сконструировали устройство, идеально подходившее для воспроизведения лирического ряда. С начала XX века домра вошла в состав струнных ансамблей, где имела особую ценность.
Виды домр
Этот музыкальный инструмент бывает двух видов:
Насыщенный бархатный звук, густой, тяжеловатый тембр имеет бас. В нижнем регистре инструмент заполняет басовую линию в оркестре. 3-хструнные домры настраиваются квартовыми интервалами, настройка примы начинается с открытой второй струны.
Техника игры
Музыкант садится на половинку стула, слегка наклоняет корпус вперед, удерживая устройство. Правую ногу он кладет на левую, гриф удерживается левой рукой, согнутой под прямым углом. Начинающих обучают играть пальцем, а не медиатором. Техника называется пиццикато. После 3-4 упражнений можно приступать к игре медиатором. Задевая струну и прижимая пальцами левой руки струны на нужном ладу, исполнитель воспроизводит звук. Используется единичное или переменное движение, тремолирование.
Известные исполнители
Подобно скрипке в симфоническом оркестре, домра в народном – настоящая прима. Часто ее используют как солирующий инструмент. В музыкальной истории ее незаслуженно обходили маститые композиторы. Но современные музыканты успешно транскрибируют шедевры Чайковского, Баха, Паганини, Рахманинова и вносят их в репертуар хордофона.
Среди знаменитых профессиональных домристов профессор РАМ им. Гнесиных А.А. Цыганков. Ему принадлежит создание оригинальных партитур. Значительный вклад в развитие инструмента внес Р.Ф. Белов – автор сборников репертуара и хрестоматий для домры.
В истории национального русского народного инструмента не всегда были славные моменты. Но сегодня игре на нем обучается огромное количество людей, концертные залы заполняются поклонниками насыщенного тембрового звучания.
Домра
До́мра — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.
Существуют два типа домры:
Содержание
История инструмента
В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.
Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.
Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем. «Четырёхструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.
Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.
Устройство домры
Малая домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки.
Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — резонатор с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.
Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.
От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки.
Разновидности домры и строй
Семейство трехструнных домр (конструкции В. В. Андреева):
Семейство четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова):
«10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ДОМРЕ»
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ДОМРЕ:
2. Исполнителей на домре называли домрачеями или попросту скоморохами. Спрос на домры тогда был на столько велик, что на рынках существовали целые домерные ряды, где продавались самые разные по размеру домры : домришко, домра, домра басистая.
3. Домры изготавливались из различных пород дерева, но известно, что первые инструменты, а точнее их округлые корпуса делались из большой высушенной тыквы.
4.Забылась домра как русский народный инструмент в 17–м веке, т. к. была попросту уничтожена указом царя Алексея Михайловича в 1648 году, который объявил гонения на скоморохов (которые своими частушками и песнями порой поднимали на смех царя ). Домры были свезены в одну большую кучу на берег Москвы – реки и сожжены.
4. Возродилась домра и приобрела свой нынешний облик в 1896 году в Вятской губернии, благодаря великому русскому музыканту, просветителю, создателю первого оркестра русских народных инструментов Василию Васильевичу Андрееву. Совместно с мастером Семёном Налимовым он восстановил инструмент в том виде, который есть сейчас и вновь образовал семейство домр.
5. Домра поделилась на пикколо, малую, альтовую и басовую. Существует и контрабасовая домра, но в наше время в игровой практике она практически не используется, но присутствует в Оркестре имени Осипова и Оркестре имени Андреева. Так же контрабасовую домру можно увидеть в музее музыкальных инструментов им. М.И.Глинки в Москве.
6. Домра по звучанию немного схожа с балалайкой, но внешне очень отличается от нее в первую очередь за счет округлого корпуса и способом извлечения звука. На балалайке играют пальцами, а на домре в свою очередь используют для звукоизвлечения медиатор или плектор (изготавливался из различных материалов – натуральная кожа, черепаховый панцирь, но сейчас в основном распространены медиаторы, сделанные из различных сплавов пластмасс).
7. Существует два вида домр – трёхструнная с квартовым строем и четырёхструнная с квинтовым. Трёхструнная традиционно используется в России, четырёх более широко распространена на Украине и в Белоруссии, хотя сейчас исполнители часто владеют обоими инструментами.
8. Знаменитая Валентина Терешкова, первая женщина – космонавт, играла на домре и окончила по её классу музыкальную школу.
9. Хотя домра и считается русским народным инструментом, уровень исполнительства на ней настолько вырос, что помимо народной музыки на домре исполняются и шедевры мировой классики, а ведущие исполнители на ней (такие как Александр Цыганков, Вячеслав Круглов, Сергей Лукин и многие другие) дают концерты по всему миру. Так же домру пытались ввести в состав симфонического оркестра ( на примере оперы Дмитрия Шостаковича «Нос», но позже отказались от этой идеи ).
10. Домра как и все русские народные инструменты доказали, что искусство не имеет национальности или политической принадлежности – в 1978 году в США была создана ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует и по сей день. Как говорят сами американские создатели этой ассоциации: «Из всей фольклорной музыки в мире, именно русская ближе других американскому сердцу…».
История домры
Многие исследователи историки полагают, что домра – исконно русский инструмент. Однако, судьба его настолько уникальна и удивительна, что спешить с утверждениями подобного рода не стоит, есть 2 версии ее появления, каждая из которых может быть верной.
По другой версии, корни современной домры стоит искать в европейской лютне. Хотя, в период Средних веков любой музыкальный инструмент, снабженный округлым корпусом и струнами, из которого звуки извлекались щипковым способом, назывался лютней. Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что она имеет восточные корни и произошла от арабского инструмента – аль-уда, но в дальнейшем на форму и конструкцию оказали влияние европейские славяне. Подтверждением тому может служить украино-польская кобза и ее более современный вариант – бандура. Средние века славятся тесными историко-культурными отношениями, поэтому домра по праву считается родственницей всех струнно-щипковых музыкальных инструментов тех времен.
В период с 16 по 17 век она являлась значимой частью русской культуры. Скоморошество, которое было распространено на Руси, всегда использовало для своих уличных выступлений домру, наряду с гуслями и гудками. Они путешествовали по стране, давали представления, подшучивали над боярской знатью, церковью, за что часто вызывали гнев со стороны власти и церкви. Существовала целая «Потешная палата», которая развлекала «высший свет» с помощью этого музыкального инструмента. Однако, начиная с 1648 года, для домры наступает драматическое время. Под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович, назвал театрализованные выступления скоморохов «бесовскими игрищами» и издал указ об истреблении «орудий бесовских игрищ» — домр, гуслей, гудков и т.д. С этого периода и до 19 века исторические документы не содержат никакого упоминания о домрах.
Так печально могла бы и закончиться история, если бы в 1896 г, в Вятской области, выдающийся исследователь и музыкант того времени – В.В. Андреев, не обнаружил странный музыкальный инструмент, имеющий полусферическую форму. Совместно с мастером С.И. Налимовым, они разработали проект создания инструмента, опираясь на конструкцию найденного экземпляра. После реконструкции и изучения исторических документов, был сделан вывод о том, что это и есть старинная домра.
«Великорусский оркестр» — так называли оркестр балалаек под руководством Андреева, существовал еще до обнаружения домры, но мастер жаловался на нехватку ведущей мелодической группы, на роль которой она подходила идеально. Совместно с композитором и пианистом Н.П. Фоминым, с чьей помощью члены музыкального кружка Андреева изучили нотную грамоту и вышли на профессиональный уровень, домра стала превращаться в полноценный академический инструмент.
Как выглядит домра?
Бытует мнение, что изначально ее изготавливали из бревна. Там выдалбливали посередине древесину, доделывали палку (гриф), натянутые сухожилья животных служили струнами. Игра осуществлялась щепочкой, перышком, либо костью рыбы. Современная домра имеет более качественный корпус с клена, березы, гриф с твердых пород дерева. Для игры на домре используют медиатор сделанный с панциря черепахи, а чтобы получить приглушенный звук применяют медиатор из натуральной кожи. Струнный инструмент состоит из круглого корпуса, средней длины грифа, трех струн, квартового строя.
В 1908 г. были сконструированы первые 4-струнные разновидности домры. Произошло это по настоянию известного дирижера – Г. Любимова, а идею реализовал мастер музыкальных инструментов – С. Буровый. Однако, 4-струнка уступала традиционной 3-струнной домре в тембровом плане. С каждым годом интерес к только усиливался, и в 1945 г. состоялся первый концерт, где домра стала сольным инструментом. Он был написан Н. Будашкиным и имел ошеломляющий успех в последующие годы. Следствием этого стало открытие первой в России кафедры народных инструментов при институте им. Гнесиных, на которой было отделение домры. Первым преподавателем стал Ю. Шишаков.
Распространенность в Европе.
В Библии, переведенной Семеном Будновым, упоминалось наименование инструмента, чтобы акцентировать внимание на то, как сильно славили израильтяне Бога в псалмах написанных Царем Давидом «Хвалите Господа на домрах». В Литовском княжестве этот музыкальный инструмент считался народным, развлечением для простых людей, однако при правлении Великих князей Радзивилловых на нем играли во дворе для услаждения слуха.
На сегодняшний день на домре исполняются концертные, камерные музыкальные сочинения в России, Украине, Белоруссии, а также в других постсоветских странах. Многие композиторы посвятили свое время созданию музыкальных произведений под этот инструмент. Столь короткий путь, который прошла домра, от народного до академического инструмента, больше не удалось пройти ни одному музыкальному инструменту современного симфонического оркестра.
Домра что это за инструмент
Музыкальный инструмент: Домра
Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.
Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.
Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.
Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.
1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.
2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.
Разновидности
Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.
Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.
У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.
У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.
Применение и репертуар
Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.
Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.
Произведения:
Исполнители
После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.
Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.
История
В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.
Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал. Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.
По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.
Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу, трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.
На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Домра