Доначислено штрафа по кнп что это
«Ненастоящие» доначисления
Сначала опишем самые несложные случаи доначисления налогов организации, ИП или физлицу. Строго говоря, доначислением налогов это назвать нельзя, так как происходит оно из-за некорректно заполненных деклараций.
В каждой сданной декларации мы указываем, как правило, налог к уплате. И именно эту сумму ждет от нас налоговый орган, при условии прохождения камеральной налоговой проверки. Но бывает так, что налогоплательщик по незнанию или в результате технической ошибки заполняет декларацию неверно, тем самым вводя в заблуждение налоговый орган. Это относится не только к ИП или юрлицам, но и к физлицам. И даже не в отношении исчисления налога, а в отношении получения вычетов по НДФЛ. Историй о том, как доначислили налог после сдачи 3-НДФЛ на вычеты, очень много. Приведем некоторые примеры:
Проблема таких «доначислений» решается просто — подается верная уточненная декларация. Но это может стоить налогоплательщику нервов и денег.
Далее перейдем к более серьезным проблемам по доначислению налогов юрлицам и ИП.
В ходе каких мероприятий налоговая может доначислить налог
Доначисление налогов по результатам налоговой проверки — самый распространенный вариант доначисления.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная проверка (КНП) регулируется ст. 88 НК РФ. Следует понимать, что камеральной проверке подвергается каждая сданная декларация, в том числе и уточненная. Поэтому предотвратить камералку нельзя никакими методами. Проверке при камералке подвергается исключительно декларация/расчет. Налоговики в рамках камеральной проверки могут потребовать пояснений, но никак не предоставления документов. Исключение составляют документы, предоставить которые обязывает закон, например, подтверждающие применяемую льготу.
Подробнее о камеральной налоговой проверке читайте в нашей подборке о КНП.
Выездная налоговая проверка (ВНП) — это более масштабное мероприятие, к которому налоговики готовятся долго и серьезно. И уж если к вам пришли с выездной проверкой, можете не сомневаться, что в итоге вы получите решение о доначислении налогов.
Выездная налоговая проверка приходит не ко всем бизнесменам. Ее можно предвидеть и предотвратить. Налоговики никогда не нагрянут ни с того ни с сего. Бизнесмен получит массу звоночков перед получением решения о проведении ВНП. Это могут быть вызовы на комиссии по разрывам, запросы документов вне рамок проведения проверок, допросы в качестве свидетелей и так далее.
Налоговая разработала регламент, по которому налогоплательщик сможет самостоятельно определить свои риски в отношении проведения ВНП.
ВАЖНО! Регламент приведен в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333
Но налоговая сейчас работает на то, чтобы производить большинство доначислений без выезда, что значит — доначисление налога по КНП встречается достаточно часто. Особенно в отношении НДС.
Доначисление НДС
Если говорить о безвыездных доначислениях, то налоговики в этом вопросе стараются не столько сделать доначисления по проверке в налоговом учете, сколько стимулировать налогоплательщика доплатить самостоятельно. И здесь первенство по самостоятельным доплатам занимает, конечно, НДС.
Программное обеспечение налоговой позволяет контролировать собираемость НДС на достаточно высоком уровне. Система работает так, что налогоплательщик может попасть на доначисление не только и не столько за собственные ошибки, сколько за ошибки и неблагонадежность своих поставщиков или покупателей.
Налоговики проверяют цепочки по НДС, а если находят разрыв, начинают его отрабатывать, ища выгодоприобретателя.
Как проявляется разрыв? Бывают разные случаи:
Так как все уточненные декларации подвергаются камеральной проверке, то при обнаружении разрыва в уточненной декларации кого-либо из контрагентов можно столкнуться с доначислением налогов за прошлые периоды.
Налоговики, как правило, сначала советуют убрать вычет и доплатить налог самостоятельно. Налогоплательщик может согласиться и выполнить требование. В противном случае он, скорее всего, получит решение налоговой о доначислении НДС или даже решение о ВНП. Но при наличии уверенности в своей правоте можно оспорить доначисление налогов.
Многие предприниматели зачастую опасаются налоговиков и готовы выполнить даже незаконные требования. Но не надейтесь, что, идя на поводу у них, вы легко отделаетесь. Тем самым вы лишь покажете, что с вас можно требовать незаконной уплаты.
Есть ли у вас налоговые долги? Как это узнать, описано в статье «Как проверить долги по налогам у ИП и ООО».
Что может привести к доначислению
Мы рассмотрели доначисления по НДС, так как этот налог стоит особняком и выделяется среди прочих порядком контроля.
Основная причина доначисления прочих налогов — занижение налоговой базы налогоплательщиком. Такое может произойти в случае сокрытия облагаемых доходов или учета расходов, которые учитывать нельзя. Причем неважно, было ли это технической ошибкой или намеренным искажением фактов. Доначисления всё равно грозят. Разница будет в размере штрафа за неуплату налога.
Но это простые, очевидные нарушения. Сейчас же рассмотрим, какие тренды в доначислении налогов есть в 2021 году. На что обращает внимание налоговая, какую информацию собирает и с чем идет к вам на ВНП:
Опишем подробнее каждый пункт.
Работа с самозанятыми
Про договор с самозанятым лицом читайте в нашей статье. Там же вы можете бесплатно скачать вариант такого договора.
За что наказывает ФНС при работе с самозанятыми (с примерами судов), вы можете узнать из системы КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к системе бесплатно и переходите к практическим рекомендациям.
Дробление бизнеса
Доначисление налогов при дроблении бизнеса — одна из самых распространенных историй. Разделение бизнеса между различными хозсубъектами не запрещено законом. Поводом для доначислений служит дробление, единственной целью которого является экономия на налогах.
Каждый из этих признаков по отдельности не может говорить о незаконном дроблении, но совокупность признаков и отсутствие документальных доказательств у компании об экономической обоснованности дробления приближает раздробленные организации к доначислению налога на прибыль и НДС.
О том, как избежать необоснованного доначисления налогов при дроблении бизнеса, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.
Реальность сделок
Ну и основная «статья дохода» налоговиков — нереальность сделок. Это пресловутая ст. 54.1 НК РФ и отработка схем ухода от налогов.
Первые два варианта являются частными случаями доначислений по ст. 54.1 НК РФ.
О необоснованной налоговой выгоде можно прочитать в статье.
Налог доначислен. Что дальше?
Для ответа на эти вопросы следует понимать порядок проведения выездной налоговой проверки. Этому виду проверок посвящена ст. 89 НК РФ.
Ответим на вопрос, за какой период налоговая может доначислить налоги.
ВНП может затрагивать период не более трех лет, предшествующих году проведения проверки. Таким образом, и доначисления будут за этот период.
При несогласии с решением налоговой можно обратиться с жалобой в Управление ФНС РФ. Если и там всё останется без изменений, то дальше надо идти в суд. Причем такой порядок действий актуален как для ВНП, так и для КНП.
А вот с доначислением налога по решению суда, если и суд вас не поддержит, придется смириться.
Факт доначисления налогов по акту выездной проверки проводками должен быть отражен в бухучете организации.
Какие проводки сделать в бухучете при налоговых доначислениях? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, как внести в бухучет доначисления налогов.
А о том, как в налоговом учете отразить доначисленные налоги, пени и штрафы рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, оформите его бесплатно на пробной основе и сразу же переходите к рекомендациям.
Приведем примеры некоторых проводок по доначислению налогов за прошлые периоды:
Образец проводок доначисления налога на имущество за прошлые периоды
91-2 «Прочие расходы»
68. Субсчет — Налог на имущество
Какие сделать в БУ проводки по доначислению транспортного налога за прошлый год
68. Субсчет — Транспортный налог
68. Субсчет — Земельный налог
Итоги
Доначисление налогов происходит по результатам налоговых проверок — камеральных и выездных. Камералке подвергается каждая сданная декларация. Выездные проверки проводятся значительно реже, и как правило, налоговики идут на ВНП за прямыми доказательствами вины налогоплательщика, а не за выяснением, верно ли он платит налоги. Вся основная информация ими уже собрана в рамках иных проверок. Доначисление налогов можно оспорить сначала в вышестоящем органе, а потом в суде.
В нашей области это не очень работает.
Так, из 34 выездных проверок только 32 с результатом и одна с доначислением чуть больше 600 рублей (явно не результат. пени по НДФЛ — не то, что привиделось изначально и не то, что доначисляется в ходе 431 дня ВНП).
То есть в 8,8% случаев Управление (на разных стадиях) до суда согласилось с налогоплательщиком, что нарушений налогового законодательства в его ФХД нет.
Это касается как ЮЛ, так и ИП (из 3-х проверенных ИП, лишь 2 с нарушением, 1-го проверяли 834 дня. и в итоге 0. ).
То есть более 9 месяцев предпроверочного анализа, «индивидуальной работы» с налогоплательщиком, анализа и утверждения материалов «наработки» по кандидату на ВНП в Управлении — всё это не сработало. Почему?
Возможно потому, что все материалы читает лишь тот инспектор, который их собирает? А далее просто пересказывает свой вариант вышестоящим товарищам. работасо слов.
Принимая участие в рассмотрении возражений по Актам ВНП, все чаще мы приходим к выводу: возражения налогоплательщика в лучшем случае прочитали проверяющие (специалисты разных категорий). Далее они сообщают руководству, что ничего нового в возражениях не написано и я — инспектор всё сделал правильно. Вот с этим багажом знаний о проверке замначальника инспекции и проводит театральное действо под названием рассмотрение возражений.
Возможно сотрудникам Управления стоит взять на контроль все возражения (не так их уж и много, в сравнении с количеством юристов в Управлении, ведь ФНС же анализирует все попытки доначислить по ст.54.1 НК РФ налоговыми органами страны) и пресекать все необоснованные хотелки инспекторов в погоне за показателями и своим СМС?
Да и ход ВНП не мешало бы контролировать не по словам инспектора, а на основе документов, которые у него есть в распоряжении. глянуть на них хоть одним глазком?
Возможно тогда и начальники этих бедных инспекторов-мучеников читать начнут не ФБ и инстаграм, а материалы проверок, и не слушать сказки инспекторов.
Безрезультативных проверок не было в области лет 10 (а то и более) как, а количество проверок в те времена было куда больше чем 34, и цифровизация похуже была.
Справочно: камеральных проверок аж 516348 штук, из них результативных лишь 4,15 % или 21464 штуки, а доначислено всего 86 782 000 руб. налогов, то есть на одну результативную проверку в среднем 4 043 руб. А также 71 232 000 руб. пеней и штрафов, или в среднем на 1 результативную проверку — 3 219 руб.
Что такое камеральная налоговая проверка?
ФНС проводит камеральные налоговые проверки (КНП) для контроля выполнения бизнесом своих налоговых обязательств. Айгуль Шадрина, генеральный директор S4 Consulting, налоговый консультант, рассказала, как часто проходит проверка, сколько она длится, какие документы и пояснения может потребовать налоговая и какие могут быть результаты.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Содержание:
Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)?
КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:
Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.
ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.
Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:
Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.
Сколько длится проверка?
Сроки проведения КНП (п.2 Ст. 88 НК РФ):
Истребование налоговым органом документов
Для проведения углубленной проверки ФНС может потребоваться дополнительная информация (Ст. 93 НК РФ). Тогда ФНС направляет компании или ИП требование о предоставлении документов, в котором указывает:
Документы могут быть затребованы в следующих случаях:
1) Вы подали декларацию на возмещение НДС.
В обязательном порядке ФНС запросит: книги покупок и продаж, выставленные и полученные счета-фактуры, акты, товарные накладные, договоры с поставщиками. Налоговая может запросить любые документы, касающиеся вашей деятельности, например, учетную политику, штатное расписание, бизнес-модель с подробным описанием процессов.
Кроме этого, ФНС будет проверять и ваших контрагентов. Для этого налоговая также направит контрагентам требования предоставить документы: счет-фактуры и договоры по вашим совместным операциям (Ст. 93.1 НК РФ).
2) Вы пользуетесь какими-либо налоговыми льготами.
ФНС потребует предоставить документы, которые подтверждают законность применения этих льгот. Например, вы применяете льготу по налогу на имущество. Вам нужно будет предоставить копию договора с поставщиком на приобретение основного средства (например, складского помещения), накладную, платежное поручение, акт приема-передачи.
3) Вы уточнили декларацию.
В уточненке у вас снизилась прибыль или увеличился убыток. ФНС потребует подтверждающие документы: счета-фактуры, акты, товарные накладные.
4) В декларации есть ошибки.
Истребование пояснений налогоплательщика
ФНС может требовать от налогоплательщика не только документы, но и пояснения (п.3 Ст. 88.НК РФ), которые могут понадобиться в следующих случаях:
Ответить на требование налоговой необходимо в течение пяти рабочих дней. Пояснение в письменном виде можно направить электронно или почтой. За непредставление сведений или несвоевременное представление статьей 129.1 НК РФ предусмотрен штраф от 5 до 20 тыс. рублей.
Вы можете не давать пояснения, а пересчитать сумму налога и подать уточненную декларацию. С даты получения уточненки ФНС начнет новую проверку, а текущую КНП завершит.
Результаты КНП
Если у ФНС нет замечаний к налогооблагаемой базе и налоги рассчитаны правильно, то она завершает КНП. Уведомление об успешном завершении проверки налогоплательщик получает только при возмещении НДС.
Если ФНС обнаружила нарушения, то в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки составляет акт КНП (Ст.100 НК РФ). В акте будут отражены все нарушения и расхождения. Акт почти всегда ведет к доначислению налогов, пени и штрафов. В течение пяти рабочих дней ФНС направит акт налогоплательщику. Если налогоплательщик согласен с актом, то он подает уточненную декларацию и уплачивает сумму доначисленных налогов.
Если налогоплательщик не согласен с актом, то может подать возражение в течение месяца с даты получения решения. Налогоплательщик должен подтвердит свою позицию документами и пояснениями.
Руководитель ФНС должен рассмотреть полученное возражение и принять решение: привлекать или не привлекать налогоплательщика к ответственности за правонарушение. Решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока представления возражений.
По результатам вынесенных решений компании не редко обращаются в суд и выигрывают споры с ФНС. Например, компания направила в ФНС налоговую декларацию по НДС. Инспекция провела углубленную камеральную проверку и доначислила 252 тыс. рублей НДС, обвинив компанию в создании формального документооборота с одним из контрагентов. Компания обратилась в суд.
Суд пришел к выводу, что представленные компанией документы (договор, счет-фактура, товарная накладная) подтверждают реальность совершенной сделки. Суд отменил решение налоговой по доначислению НДС (постановление от 15.01. 2018 г № Ф09-8180/17).
Но бывают и другие ситуации. ФНС отказала в возмещении НДС и доначислила компании 97 млн рублей налога. ФНС посчитала необоснованным применение налогового вычета, т.к. контрагент не перечислил в бюджет НДС, а значит, источник для возмещения налога отсутствует.
Налоговый спор дошел до Верховного суда РФ. Суд согласился с решением ФНС и указал, что право на вычет у покупателя возникает только тогда, когда поставщик добросовестно исполняет свои обязанности по налогам и когда есть источник возмещения (определение ВС РФ от 21.06.2021 N 164-ПЭК21).
КНП — это часть предпроверочного анализа для выездной проверки. Надо очень внимательно относиться к подобным запросам. Для прохождения проверки первичные документы должны быть корректно оформлены, т.е. иметь правильные реквизиты и суммы, печати и подписи.
Документы должны подтверждать реальность совершенных сделок с контрагентами. Тогда вероятность успешного прохождения проверки повышается. Даже в суде.
Для чего нужен акт камеральной проверки
По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.
Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:
Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором
Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).
Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки
При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).
Приведем основные эти требования:
Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.
Должен ли инспектор составлять акт камеральной проверки, если выявленные нарушения не повлекли занижение суммы налога к уплате? Ответ на данный вопрос узнайте в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.
Каковы требования к содержанию акта проверки
Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.
Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:
Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.
Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.
После вручения акта налогоплательщику, ФНС оформляет решение по выявленным нарушениям. Также налоговики могут провести дополнительнительные мероприятия уже после окончания налоговой проверки. Когда такие доп. мероприятия законны и что нужно делать налогоплательщику, узнайте в Обзоре, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и изучите эксклюзивный материал.
Итоги
Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.
Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль
Автор: Егорова С. И., эксперт журнала
Каковы особенности проведения камеральной налоговой проверки (далее – КНП) по налогу на прибыль? Вправе ли ИФНС истребовать документы, подтверждающие право на применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. 25 НК РФ? Каковы особенности проведения КНП в отношении декларации по налогу на прибыль, представленной отдельными категориями налогоплательщиков, в частности ответственным участником КГН; участником РИП? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данном материале.
Организационные вопросы проведения КНП.
На основе каких данных проводится КНП декларации по налогу на прибыль и какой период подлежит проверке?
Определение КНП и порядок ее проведения изложены в ст. 88 НК РФ.
Согласно п. 1 указанной статьи КНП проводится по месту нахождения налогового органа на основе:
налоговых деклараций (расчетов);
документов, представленных налогоплательщиком[1];
других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
По общему правилу налоговый орган не вправе проводить КНП без декларации на основе иных документов. Если нет декларации, то должны быть использованы иные формы налогового контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07 по делу № А19-5641/06-10).
Однако из этого правила есть исключение: в случае, если в налоговый орган в установленный срок не представлена декларация (расчет) налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с гл. 3.4 НК РФ, налоговый орган вправе провести КНП на основе имеющихся у него документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока представления такой декларации (расчета).
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ «камералка» по налогу на прибыль проводится налоговыми инспекторами без какого-либо специального решения[2] руководителя налогового органа.
КНП по налогу на прибыль осуществляется за тот отчетный (налоговый) период, который указан в декларации.
Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1). Отчетными периодами по налогу – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, – месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2).
В какие сроки должна быть проведена КНП декларации по налогу на прибыль?
В соответствии с п. 2, 10 ст. 88 НК РФ «камералка» по налогу на прибыль проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (или налоговым агентом) налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено данным пунктом.
Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5).
Отметим, что в случае представления декларации по почте день ее отправки и день получения инспекцией не совпадают. В этом случае срок нужно считать со дня получения декларации ИФНС (см. письма Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955, ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 2.2)).
Предположим, ИФНС получила декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2019 года 25.10.2019. Три месяца истекают 25.01.2020. Так как это суббота, срок окончания проверки – 27.01.2020.
Итак, срок проведения КНП – три месяца. Этот срок не может быть продлен или приостановлен.
При этом, если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная декларация (расчет), КНП ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая КНП на основе «уточненки». Прекращение КНП означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
По мнению Минфина, нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам налоговой проверки (Письмо от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400).
В каких случаях налоговый орган вправе требов
Эти случаи перечислены в п. 3 ст. 88 НК РФ.
В ходе КНП в отношении декларации по налогу на прибыль могут быть выявлены:
ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Кроме того, в течение пяти дней следует представить:
при проведении КНП на основе уточненной проверка декларации по налогу на прибыль, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией, – пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации;
при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, – пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
Абзацем 4 п. 3 ст. 88 НК РФ установлено, что налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении КНП такой декларации дают пояснения в электронной форме по ТКС (при представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными).
Исходя из разъяснений Минфина (Письмо от 22.07.2019 № 03-02-08/54231), поскольку НК РФ не ограничивает налогоплательщиков в выборе способа представления пояснений к налоговым декларациям по иным налогам (в том числе налоговая проверка по налогу на прибыль), такие пояснения могут быть представлены налоговым органам как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Пунктом 4 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, представляющий в налоговый орган вышеупомянутые пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Истребование у налогоплательщика документов в рамках КНП по налогу на прибыль.
Вправе ли ИФНС истребовать дополнительные сведения и документы?
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если:
иное не предусмотрено указанной статьей;
представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено НК РФ.
Рассмотрим, в каких случаях ст. 88 НК РФ предусматривает право налоговиков на истребование дополнительных сведений.
Во-первых, согласно п. 8.2 этой статьи при проведении КНП декларации налоговая проверка по налогу на прибыль участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе:
истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;
использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.
Во-вторых, в силу п. 8.3 ст. 88 НК РФ истребовать документы ИФНС вправе при проведении КНП на основе «уточненки», представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации (расчета) по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой:
уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ;
увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
В данном случае речь идет об истребовании:
первичных и иных документов, подтверждающих изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);
аналитических регистров налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
В-третьих, согласно п. 8.8 ст. 88 НК РФ при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.
Кроме того, как было отмечено выше, при проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Перефразируя это положение, получаем, что если НК РФ пре-
дусматривает представление тех или иных документов вместе с налоговой декларацией (расчетом), а налогоплательщик «забыл» их, то ИФНС имеет право потребовать представить такие документы.
Например, согласно п. 7, 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по установленному Правительством РФ перечню, вправе учитывать указанные расходы для целей налогообложения с применением коэффициента 1,5. При использовании этого права налогоплательщик представляет в налоговый орган отчет о выполненных разработках одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором они завершены.
Вправе ли ИФНС истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы?
Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении КНП налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Вправе ли ИФНС истребовать документы, подтверждающие право на применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. 25 НК РФ?
В формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения. К примеру, налоговая ставка в силу ст. 17 НК РФ считается обязательным элементом налогообложения, ее определение необходимо для признания того или иного налога установленным. При этом налогоплательщику не предоставлено право отказаться от предусмотренной налоговой ставки (в том числе от пониженной налоговой ставки) либо изменить ее размер.
В свою очередь, налоговая льгота, в отличие от обязательных элементов налогообложения, является самостоятельным элементом налогообложения. Она может предусматриваться в налоговых правилах лишь в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Налоговая льгота, по сути, считается необязательным элементом налогообложения. К такому выводу пришел КС РФ в определениях от 05.07.2001 № 162-О, от 07.02.2002 № 37-О.
При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются налоговым законодательством необязательным элементом – налоговой льготой. Иными словами, определение пониженной ставки по тому или иному налогу не следует отождествлять с установлением налоговой льготы (см. Письмо Минфина России от 21.10.2013 № 03-11-11/43791).
С учетом изложенного финансовое ведомство считает, что налоговики не вправе в рамках камеральной проверки истребовать документы о праве применения дифференцированных (пониженных) налоговых ставок, установленных налоговым законодательством (см. письма от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668).
Иными словами, положения п. 6 ст. 88 НК РФ не применяются, когда речь идет о подтверждении права на применение пониженных ставок по налогу на прибыль.
Однако, как отмечалось выше, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщиков документы, представление которых вместе с налоговой декларацией (расчетом) предусмотрено НК РФ.
Напомним, что гл. 25 НК РФ в ряде случаев установлено представление документов, подтверждающих право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль.
Так, согласно п. 6 ст. 284.5 НК РФ организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан и применяющие налоговую ставку 0 %, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они использовали эту ставку, в сроки, установленные для подачи декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта), представляют в налоговый орган по месту своего нахождения: выписку из реестра поставщиков социальных услуг; сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов; сведения о численности работников в штате организации.
В указанный срок организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 % в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, обязаны подавать сведения, перечисленные в п. 6 указанной статьи.
Каковы особенности проведения КНП в отношении декларации по налогу на прибыль по КГН?
Пункт 8 ст. 289 НК РФ предусматривает, что декларация по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по КГН только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.
Ответственный участник КГН обязан представлять декларации по налогу на прибыль по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 для декларации по налогу на прибыль.
Согласно п. 11 ст. 88 НК РФ камеральная проверка по налогу на прибыль по КГН проводится в порядке, установленном этой статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.
При проведении проверки по КГН налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с декларацией по налогу на прибыль по КГН в соответствии с гл. 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.
Необходимые пояснения и документы по КГН налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.
Каковы особенности проведения КНП в отношении декларации по налогу на прибыль, представленной участником РИП?
В соответствии с п. 12 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (РИП), по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников РИП Налоговым кодексом и (или) законами субъектов РФ, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации РИП требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ.
Оформление результатов проведенной КНП и рассмотрение ее материалов.
От чего зависит порядок оформления результатов камеральной проверки?
Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Имейте в виду, что если факт нарушения не установлен, то ее результаты не оформляются, то есть ни акт, ни справка, ни иной документ не составляются.
Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе КНП должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки[3] в течение 10 дней после окончания КНП.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты оформления этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка по налогу на прибыль, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Если вышеназванные лица уклоняются от получения акта (о чем делается отметка в акте), то он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Если проверяемое лицо не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу п. 6 ст. 100 НК РФ оно в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Каков порядок вынесения решения по камеральной проверке?
Порядок вынесения решений по камеральной проверке установлен в ст. 101 НК РФ.
Согласно п. 1 указанной статьи акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (его замом) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (его замом) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, данного на представление возражений, принимается одно из следующих решений:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).
Указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
[1] Подробнее об этом читайте в статье С. И. Егоровой «Истребование документов в рамках КНП проверка декларации по налогу на прибыль» на стр. 52.
[2] В отличие от выездной налоговой проверки, для которой требуется такое решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
[3] Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27).