Донская богородица в чем помогает

Икона Божией Матери Донская

Празднование 19 августа / 1 сентября

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.

Донская богородица в чем помогает. Смотреть фото Донская богородица в чем помогает. Смотреть картинку Донская богородица в чем помогает. Картинка про Донская богородица в чем помогает. Фото Донская богородица в чем помогает

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Источник

Икона Донской Божьей Матери: история образа и в чём помогает

Донская богородица в чем помогает. Смотреть фото Донская богородица в чем помогает. Смотреть картинку Донская богородица в чем помогает. Картинка про Донская богородица в чем помогает. Фото Донская богородица в чем помогаетДонская Божья Матерь — чудодейственная икона, написанная в последних годах 14 столетия. Автор работы точно не известен. Существует предположение, что это мог быть Феофан Грек или последователь греческой школы. По приданию, образ заказала жена Дмитрия Донского по имени Евдокия в благодарность за сохранение жизни князя. Помимо этого, святыня должна была помочь почтить память воинов, отстаивавших честь своей Родины во время Куликовской битвы. Донская Богородица — двухсторонняя икона. На лицевой стороне изображена Богоматерь, с нежностью прижимающая к себе Божественное Дитя. Младенец поднял правую руку в благословляющем жесте, левой он держит святое евангелие. На обратной стороне изображено Успение Богородицы. В центре иконы силуэт Христа с бессмертной душой Матери в руке. Вокруг тела Богоматери собрались 12 апостолов и 2 епископа (Афинский и Иерусалимский).

История образа

Согласно легенде, чудотворную икону Матери Божьей Дмитрию Донскому преподнесли в подарок казаки Сиротинской станицы, как оберег перед Куликовской битвой. Но ученые провели исследования и установили, что чудотворный образ, скорее всего, написан после вышеупомянутого исторического события.

Существует версия, что это монастырская икона Успенского собора, основателем которого был святитель Федор, племянник Сергия Радонежского. Монастырская обитель открылась в 1370 году. В 1547 году чудодейственный лик перевезли в российскую столицу, в кремлёвский Благовещенский собор.

По третьей версии, образ Божьей Матери попал в Москву из Коломенского Успенского собора, выстроенного Дмитрием Донским. По некоторым предположениям именно в этом соборе Грек с помощниками занимались оформлением иконостаса и росписью стен.

Достоверно известно, что Иван Грозный перед походом возносил молитвенные слова Матери Божьей Донской в соборе Кремля и даже приказал взять с собой святыню в военный поход. После возвращения образ Пресвятой Богоматери был возвращен в Благовещенский храм.

Святому образу приписывают чудное избавление в 1591 году от воинствующих татар. Во время оккупации хана Гирея, когда вражеское войско находилось вблизи Воробьевых гор, священники трижды обнесли икону вокруг Московской области. 19 августа произошло сражение, в котором русские воины победили. В память об этом чуде была открыта донская монастырская обитель, для которой была изготовлена копия образа.

С 1919 года икона находилась в Государственном историческом музее, а позже через одиннадцать лет её передали Третьяковской галерее, где она находится и сегодня.

В 1812 году французскими солдатами были вывезены драгоценные камни с отделки иконы. А в 1917 году исчезло и её серебряное украшение. В мире существует множество копий чудотворного образа, славящихся своими чудотворениями.

Источник

Икона Богородицы Донская

Празднование

История

Дон­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла на­пи­са­на Фе­о­фа­ном Гре­ком. В день Ку­ли­ков­ской бит­вы (8 сен­тяб­ря 1380 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы) ико­на на­хо­ди­лась сре­ди рус­ско­го вой­ска, по­да­вая ему по­мощь, а по­сле по­бе­ды бы­ла пе­ре­да­на дон­ски­ми ка­за­ка­ми в дар ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му (1363–1389), ко­то­рый пе­ре­нес ее в Моск­ву. Ико­на на­хо­ди­лась сна­ча­ла в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля, а за­тем в Бла­го­ве­щен­ском (ныне ико­на в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее). В па­мять по­бе­ды на бе­ре­гах До­на она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Дон­ской.

В 1591 го­ду крым­ский ца­ре­вич Ну­ра­дин и его брат Му­рат-Ги­рей с мно­го­чис­лен­ным вой­ском вторг­лись в Рос­сию, и, под­сту­пив к Москве, рас­по­ло­жи­лись на Во­ро­бье­вых го­рах. Для ограж­де­ния от вра­гов во­круг Моск­вы был со­вер­шен крест­ный ход с Дон­ской ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В день бит­вы она на­хо­ди­лась в по­ход­ной церк­ви сре­ди во­ин­ских ря­дов и об­ра­ти­ла та­тар в бег­ство. В бла­го­дар­ность Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за Ее ми­лость, яв­лен­ную через Дон­скую ико­ну, в 1592 го­ду на том ме­сте, где она сто­я­ла сре­ди во­и­нов, был ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на чу­до­твор­ная ико­на и уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­не­ство 19 ав­гу­ста. По уста­но­вив­шей­ся тра­ди­ции в ма­лом со­бо­ре в честь Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри раз в 4 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си со­вер­ша­ет чин ва­ре­ния свя­то­го ми­ра.

В на­сто­я­щий день в оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой Дон­скою и на­хо­дя­щей­ся близ цар­ству­ю­ще­го го­ро­да Моск­вы, со­вер­ша­ет­ся празд­ник Пре­чи­стой Де­ве Бо­го­ро­ди­це в честь по­чи­та­е­мой чу­до­твор­ной ико­ны Ее.

Об этой иконе по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.

Ко­гда бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич меж­ду ре­ка­ми До­ном и Непряд­вою сра­жал­ся с нече­сти­вым та­тар­ским ха­ном Ма­ма­ем, то там в рус­ских вой­сках бы­ла и сия пре­чест­ная и чу­до­твор­ная ико­на. Она бы­ла при­не­се­на дон­ским вой­ском ве­ли­ко­му кня­зю в дар и в по­мощь про­тив вра­гов. По мо­лит­вам Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри бла­го­дат­ною Ее си­лою, ис­хо­дя­щею от чу­до­твор­ной ико­ны, та­та­ры бы­ли по­беж­де­ны. Тор­же­ствен­но празд­нуя вме­сте с вой­ском сво­им по­бе­ду, ве­ли­кий князь воз­вра­тил­ся в пре­столь­ный го­род свой Моск­ву и при­нес с со­бою чест­ную ико­ну, на­зван­ною Дон­скою по слу­чаю быв­шей за До­ном по­бе­ды над та­та­ра­ми.

Об оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой от Дон­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Дон­скою, су­ще­ству­ет та­кой рас­сказ. В цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча Крым­ская ор­да сде­ла­ла вне­зап­ный на­бег на вла­де­ния Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, и та­тар­ский хан Му­рат Ги­рей под­сту­пил к са­мо­му пре­столь­но­му го­ро­ду Москве. То­гда бла­го­вер­ный царь вы­шел с сво­им вой­ском про­тив та­тар и рас­по­ло­жил­ся ста­ном на том са­мом ме­сте, где на­хо­дит­ся те­перь оби­тель. Сю­да же в свой во­ин­ский стан он взял и ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­не­сен­ную с До­на. При по­мо­щи Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри он одер­жал по­бе­ду над та­тар­ски­ми вой­ска­ми и про­гнал их. Воз­да­вая Бо­го­ма­те­ри бла­го­да­ре­ние за по­бе­ду, он по­ве­лел на этом ме­сте по­стро­ить ка­мен­ный храм и по­ста­вить в нем упо­мя­ну­тую ико­ну. С то­го вре­ме­ни оби­тель и ста­ла на­зы­вать­ся Дон­скою. В этот день из ве­ли­ко­го со­бор­но­го хра­ма го­ро­да Моск­вы в оби­тель при­хо­дит всё свя­щен­ное со­сло­вие с чест­ны­ми кре­ста­ми и ико­на­ми и со­вер­ша­ет тор­же­ствен­ное празд­не­ство в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Источник

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Донская богородица в чем помогает. Смотреть фото Донская богородица в чем помогает. Смотреть картинку Донская богородица в чем помогает. Картинка про Донская богородица в чем помогает. Фото Донская богородица в чем помогает
Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери, чудотворный образ XIV в.

Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Государственный исторический музей; с 1930 г. хранится в Государственной Третьяковской галерее (инв. 14244).

Икона 2-сторонняя (размер 8668 см): на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Успение Пресвятой Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для святых мощей, закрытое воском после реставрации.

Иконография

Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.

Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. [1].

Происхождение

До 1980-х гг. Донскую икону атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисисного чина Благовещенского собора [2], который также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г. о «подписи церкви Благовещения Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым». В. И. Антонова выдвинула гипотезу о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе Коломны [3] и датировала ее годом их создания (1392), а перенесение Донской иконы из Коломны в Москву – 1591 г. По мнению И. А. Кочеткова, Донская икона является копией, выполненной Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля в 90-х гг. XIV в., с некой несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны [4].

В 1980-х гг. атрибуция Донской иконы и Деисуса Благовещенского собора Феофану Греку была подвергнута сомнению из-за данных исторических источников о том, что после опустошительного пожара 1547 г. в Благовещенский собор привезены древние иконы из др. городов [5], а Донская икона появилась в нем между 1552 и 1563 гг. [6]. Однако особенности иконографии и стилистики, высокое художественное качество Донской иконы по-прежнему позволяют датировать памятник 80–90-ми гг. XIV в. и связывать его с благовещенским Деисисом, автора которого отождествляют с Феофаном Греком или с неким мастером его круга [7]. Вероятно, икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии – супруги великого князя Димитрия Донского (около 1353–1407) – на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г. [8].

Почитание

Почитание Донской иконы сложилось вскоре после создания, что доказывает наличие ее ранних уменьшенных списков, однако ее первоначальное название неизвестно. 1-е упоминание об этой иконе встречается в летописях сер.– 2-й пол. XVI в. В царствование Иоанна IV великий князь Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским [9], так же стали называться и заложенная им перед Куликовской битвой церковь Успения в Коломне (1379–1382) [10], и хранившаяся в ней древняя чтимая икона Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» [11]. Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус государственной святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Донская икона также была заступницей и покровительницей православных воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн Грозный взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону Пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения Пречистые на Коломне» [12]. В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Донской иконой о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея [13]. В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской в честь иконы Божией Матери московский моастырь. Для него сделали список чудотворной иконы – «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» [14].

В XVII в. Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Донской иконой в Донской монастырь [15], а в 1649–1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе. Во время больших крестных ходов Донскую икону выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677–1678) и Крымские походы князя В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Донской иконы усилилось. В 1692 г. архимандрит Донского монастыря Антоний написал предисловие к вкладной книге монастыря «Слово известное всем благочестивым христианам» [16], в котором, основываясь на сведениях «Повести о честнем житии царя и великаго князя Феодора Ивановича» [17], подробно изложил историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а также дополнил рассказ о победе на Куликовом поле актуальным для XVII в. вымышленным эпизодом о донских казаках, пришедших на помощь православному воинству и принесших в дар икону Донской Божией Матери. Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» [18], созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой великий князь Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», великий князь «повеле иконописцу образ Пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иоанном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался ее список, отмеченный в писцовой книге города 1577–1578 гг. [19]. Об этом же сообщает предание, записанное Н. Иванчиным-Писаревым в 1-й пол. XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей [Донской иконе] почти 2 века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма [Успенского собора], и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города» [20].

С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII – нач. XVIII в. было составлено несколько слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконе, самые известные из которых – «Поучение» святителя Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского), написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. [21]; появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архимандрита Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор великим князем Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» [22]. Сказание о Донской иконе в традиционном варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского.

Списки

До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы [23]:

Драгоценный убор Донской иконы

Драгоценный убор Донской иконы выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. В описи 1680 г. перечисление его частей и приклада занимает несколько листов [28]. Золотой чеканный оклад XVII в. был изготовлен согласно традициям XV–XVI вв. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях); подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии – святые мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках» [29].

Оборот иконы с образом Успения Богоматери имел гладкий серебряный оклад с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом, состоящим из 24 серебряных золоченых дробниц.

Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. «В возглавии» его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков; на затворах – «Благовещения» и 4 евангелистов; «на столпцах, по сторонам», – образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых русских святых, а также святых, соименных членам царской семьи.

На рубеже XVII–XVIII вв. Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный древний приклад сняли, отдельные прародительские мощевики передали на хранение в ризницу собора, а большую часть драгоценностей использовали для нового убора. Новый венец, корону и очелье Богоматери украшали 600 ограненных изумрудов, среди которых выделялись 2 огромных 4-угольных камня, и множество драгоценных камней, в т. ч. редкий лал [30], а также крупный жемчуг. Обновленная икона была вставлена в раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц (ныне в Благовещенском соборе на изначальном месте). Убор Донской иконы не сохранился: в 1812 г. гвардейцы Наполеона разграбили драгоценные камни, а после революции 1917 г. от оклада сохранилось лишь несколько предметов, среди них – наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV в. [31].

Источники

Литература

Использованные материалы

[1] Гусева. 1991. С. 420–421; eadem. 1996. P. 103–108; она же. 2005. С. 277–278. Примеч. 50–53

[2] Грабарь. 1922. С. 3–20. Переизд.: 1966. С. 93, 95

[3] Антонова. 1958. С. 10–22

[4] Кочетков. 1984. С. 36–45

[6] Щенникова. 1984. С. 321–338

[7] ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 61. С. 141–145; Царский храм. 2003. С. 80–83

[8] Щенникова. 2007. С. 219–223

[9] Хорошкевич. 1980. С. 101–102

[10] ПКМГ. 1872. Ч. 1. С. 293–294, 300–301

[15] Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8–12

[17] ПСРЛ. 1965. Т. 14. С. 15

[18] БАН ОР. 12.2.23. Л. 80–82 об.; ркп. 2-й пол. XVII в.

[20] Иванчин-Писарев. 1843. С. 142

[21] РГБ. Тихонр. № 207. Л. 159–177, XVIII в.

[22] РГАДА. Ф. 181. Оп. 4. Д. 327, 707. Л. 5

[23] Памятник, овеянный славой Куликовской битвы / Текст Н. Б. Салько. Л., 1978. Илл. VI–X; Гусева. 1984. С. 46–50

[24] ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151

[25] ГТГ; Byzantium: Faith and Power. 1261–1557 / Ed.: H. C. Evans. N.-Y., 2004. Cat. 88. P. 166

[26] ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. № 913. С. 413

[27] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904. С. 284

[28] Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4–5

[29] Стерлигова. 2003. С. 66–68; она же. 2006. С. 163–164

[30] Копии с описных книг Благовещенского собора 1701–1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11–16 об.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *