Допуск gf6 что такое
API SP и ILSAC GF-6
API SP и ILSAC GF-6
С 1-го мая 2020 года начали действовать новые стандарты моторных масел для легкового транспорта (бензиновые двигатели) API и ILSAC.
Две новые спецификации ILSAC пришли на замену GF-5 и представляют собой новейшие эксплуатационные требования к бензиновым моторным маслам, установленные Международным Консультативным комитетом по спецификации смазочных материалов (ILSAC), а API Service SP-новейший стандарт API на бензиновые моторные масла.
Еще в 2010 году ILSAC GF-5 представила ряд улучшений в таких областях, как защита от высокотемпературных отложений, экономия топлива, доочистка выхлопных газов и совместимость с уплотнениями, контроль шлама и защита двигателей, использующих топливо с содержанием этанола до Е85.
API SN PLUS был введен 1 мая 2019 года в связи с задержками в разработке ILSAC GF-6. Это произошло в результате просьб производителей о дополнении к API SN для обеспечения адекватной защиты существующих двигателей от LSPI.
Новый класс ILSAC GF6 включает в себя эти улучшения для защиты от LSPI и добавляет улучшения необходимые для новейших двигателей: экономия топлива и сохранение экономии топлива, сохранение ресурса двигателя, защита от износа. Дополнительно: содержание фосфора ограничено 0,08%.
— ILSAC GF-6A – соответствует категории API SP Resource Concerving, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30.
На продукте будет отображен сертификационный знак API “Starburst” (Звезда).
Может использоваться во всех случаях, замещая классы ILSAC предыдущих категорий в рамках одного класса вязкости.
— ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16. Но не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC.
Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля, в противном случае это может привести к негативным последствиям.
Для категории внедрен новый сертификационный знак API “Shield” (Щит).
Спецификация API SP сопровождается ужесточением требований к свойствам масел по сравнению с API SN и ориентирована на сохранение ресурса двигателей и продления срока их службы, а также топливную экономию.
Какие основные преимущества между новым и предыдущим классом?
Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
Защита от износа цепи ГРМ:
Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака;
Улучшение топливной экономичности по сравнению с «базовым образцом» моторного масла SAE 20W-30;
Улучшение совместимости с системами доочистки выхлопных газов;
Совместимость с этанол-содержащим топливом до E85.
Моторные масла категории API SP могут заменять масла предыдущих категорий API, если это не противоречит рекомендациям производителя двигателя вашего автомобиля.
API выделяет отдельный класс ресурсосберегающих масел.
Этот класс является дополнительным и масла обладающие такими свойствами имеют особую маркировку «Ресурсосбережение» (англ. Resource Concerving, указывается в нижней части «Бублика» или сокращенно рядом с категорией API SP RC).
Моторное масло с новейшими допусками можно уже встретить на полках магазинов.
Например, в нашем магазине моторное масло новых стандартов представлено брендом United.
В ассортименте есть фасовка в канистрах по 4 литра и в розлив.
Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6
Калькулятор расчёта периодичности замены масла по расходу топлива
Как рассчитать периодичность замены масла по фактическому расходу топлива
Классификация моторных масел по американской системе API разделяет смазки по уровню качества и типу эксплуатируемой техники. Спецификация API является основной, а международные стандарты ILSAC считаются подклассом API, которые направлены на ужесточение требований основной классификации.
До 2019 года стандарты API насчитывали 12 классов качества для бензиновых двигателей и 14 классов для дизельных. По ILSAC было стандартизировано 5 категорий – GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5. С начала 2020 года вступили в действие новые стандарты API SP и ILSAC GF-6. В данной статье мы расскажем, в чем преимущество масел с новыми спецификациями, для каких двигателей они рассчитаны, в какие моторы их не нужно заливать и в чем разница между API SP и маслом API SN.
Зачем нужно соблюдать соответствие спецификации масла
Для того, чтобы точнее определить, что такое спецификации API, подробно разберем как они формируются. По американской классификации есть три категории качества и назначения моторного масла:
Первый символ после API основной и означает для какого типа мотора данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность применения масла исходя из года выпуска мотора, а также на наличие или отсутствие турбины. Для каждого нового класса производители меняют второй символ, присваивая следующую по алфавиту букву.
Если масло является универсальным и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификации ставится сразу 2 обозначения, например стандарт API SJ/CF.
Для примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:
Маркировка на канистре масла RIXX
Так как нормы расхода топлива и выброса парниковых газов постоянно ужесточаются, автопроизводители совершенствуют свои двигатели и теперь могут снимать с 1 литра рабочего объема 130 л.с. и более. Это приводит к тому, что принятые стандартизации становятся неактуальными. Это и является ответом, почему API SN устарел. Он был основным свежим стандартом для бензиновых моторов начиная с 2011 года выпуска на вплоть до мая 2020 года, а с того момента перестал соответствовать нормам. API SP это новая спецификация, которая в условиях работы двигателя при высоких температурах и повышенной нагрузке способствует большей экономии топлива и направлена на увеличение ресурса двигателя.
Также важно разобраться, что означает классификация ILSAC. Это дополнительная стандартизация, которая вносит более жесткие требования к следующим параметрам:
Соблюдать стандарты нужно, потому что если в ДВС залить масло с не подходящими допусками и спецификацией, это может привести к одному из двух негативных результатов:
Чем отличаются масла в зависимости от API и ILSAC
С мая 2020 года в на смену старых стандартов API SN и спецификации ILSAC GF-5 пришли новые нормы API SP и ILSAC GF-6A/GF-6B. Данные требования в первую очередь направлены на то, чтобы сделать масла более устойчивыми к внешнему воздействию.
Классификация масел по API включает в себя много классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но так как большинство из них уже являются устаревшими, рассмотрим список самых актуальных.
Теперь давайте рассмотрим что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого, среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов – GF-4, GF-5 и GF-6.
Смазывающие составы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
Стоит уточнить, что данные списки относятся лишь к маслам бензиновых двигателей. На смазки для дизельных моторов распространяются свои отдельные классификации.
Преимущество масел со спецификацией API SP и ILSAC GF-6 перед предыдущими
Результаты тестов API SP
Перед тем, как выбирать какое-то определенное масло, нужно понять, чем новый стандарт SP лучше. Он наряду с ILSAC GF-6 ввел более жесткие требования к производству смазок. теперь новая продукция способствует сохранению ресурса моторов, продлевает срок их службы и значительно снижает уровень расхода топлива. Для наглядности лучше всего будет сравнить новый API SP допуск со старым SN, а также отдельно рассмотреть преимущество ILSAC GF-6 над GF-5.
Чем моторное масло API SP лучше?
В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик масел с допусками SP и SN, которые были определены в результате лабораторных тестов. Ориентируясь на приведенные данные, вам будет проще оценить преимущество масел с допуском SP.
Показатели масла | API SP | API SN |
---|---|---|
Стойкость к окислению | 8 баллов | 7 баллов |
Нагар и отложение на поршнях | 4,2 балла | 3,7 баллов |
Шламообразование | 2 балла | 1 балл |
Сажевые отложения | 7,6 баллов | 8 баллов |
Защита двигателя от износа | более 5 баллов | 3 балла |
Экономия топлива | 3,1% | 1,9% |
Совместимость с системами очистки выхлопных газов | Совместимы, но более безопасны при попадании продуктов сгорания в катализатор | Совместимы |
Стоит ли покупать масло для двигателя со спецификацией ILSAC GF-6
Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6
При ориентировании на спецификации ILSAC стоит уточнить, что с мая 2020 года есть две новые категории — GF-6A и GF-6B. Стандартизация ILSAC GF-6A предназначена для моторных масел всех известных классов вязкости. А вот ILSAC GF-6B характеризуется теми же свойствами, но рассчитана исключительно на масла Petro-Canada Supreme Synthetic с вязкостью 0W-16. На картинке справа показаны результаты следующих тестов:
В таблице ниже показано сравнение спецификации ILSAC GF-5 с новой GF-6. Данные взяты из результатов лабораторных исследований и проведения восьми тестов.
Свойства моторного масла | ILSAC GF-5 | ILSAC GF-6B и ILSAC GF-6A |
---|---|---|
Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI) | 1 балл | 8 баллов |
Нагар и отложение на поршнях | 5 баллов | 8 баллов |
Защита от износа цепи ГРМ | 1 балл | 8 баллов |
Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре | 6 баллов | 8 баллов |
Снижение шламообразования | 1 балл | 2 балла |
Экономия топлива | 1,9% | 3,1% |
Совместимость с системами доочистки выхлопных газов | Совместимы | Совместимы, но лучше предохраняет катализатор от попадания продуктов сгорания масла |
В результате теста видно, насколько масло API SP ILSAC GF-6 превосходит смазку более раннего стандарта GF-5 и что его действительно следует покупать для новых двигателей. Самое большое отличие было замечено в способности новых смазочных материалов предотвращать неконтролируемое преждевременное зажигание. Поэтому ILSAC GF-6 подойдет в малолитражный автомобиль, оснащенный турбонаддувом.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что означает ILSAC GF-6?
ILSAC GF-6 — это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP. Она состоит из двух категорий:
Чем новый стандарт SP лучше?
Стандарт API SP по сравнению с предыдущим SN показывает лучшие характеристики по устойчивости к следующим параметрам:
Чем отличается моторное масло SN от SP?
Отличий между маслами с этими спецификациями довольно много. API SP превосходит SN сразу по нескольким показателям:
На сколько масло ILSAC GF-6 лучше экономит топливо?
Согласно с результатами проведенных тестов экономия топлива при использовании масел ILSAC GF-6 составила 3,1%. Результат ILSAC GF-5 немного меньше — всего 1,9%.
Внедрены новые стандарты моторных масел API SP и ILSAC GF6 – что это вам дает?
С 2020 года начали действовать новые стандарты моторных масел для бензиновых двигателей: API SP и ILSAC GF-6A / GF – 6B. Они пришли на замену API SN и ILSAC GF-5.
Стандарт был введен по просьбе автопроизводителей организациями API (Американский институт нефти) и ILSAC (Международный консультативный комитет по спецификации смазочных материалов).
Канадская компания смазочных материалов Petro-Canada одна из первых получила сертификаты на масла линейки SUPREME новых стандартов API SP и ILSAC GF6. Купить их в Украине можно у дилеров или в официальном интернет-магазине
?Чем новый стандарт SP лучше
Стандарт API SP ужесточил требования к свойствам масел по сравнению с API SN для сохранения ресурса двигателей, продления срока их службы и экономии топлива.
Какие основные преимущества SP перед SN?
Почему API SN устарел?
Жесточайшие нормы по расходу топлива и выбросу парниковых газов заставляют конструкторов реализовывать процессы работы ДВС, которые еще недавно казались фантастическими. Так, с одного литра рабочего объема двигателя внутреннего сгорания, сейчас снимается более 130 л.с. и более 180 н.м. крутящего момента. Еще недавно этих показателей было в 2 и больше раз меньше.
Большие удельные мощности двигателя предполагают высокие термические и механические нагрузки на детали двигателя, которые в первую очередь воспринимаются моторным маслом. Именно поэтому, в последнее время довольно часто обновляются стандарты моторных масел, в которых принципиально улучшаются характеристики.
Пробки на дорогах, светофоры
Высокие температуры и механические нагрузки, воздействуя на смазочный материал, могут изменять его начальные параметры за очень короткие промежутки времени. Поэтому, в новом стандарте масел для бензиновых двигателей API SP, который был принят в мае 2020 года, изменения были направлены, в первую очередь на улучшение устойчивости масел к внешнему воздействию.
API SP был принят для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах, известного как «калильное зажигание» (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений.
Эти свойства были достигнуты более жесткими требованиями к маслу по защите от образования отложений и нагара. По сравнению с предыдущим стандартом качества API SN, устойчивость к повышению вязкости в лабораторном тесте из-за окисления допускалась в 200%, в новом стандарте API SP не больше 150%.
Поршни и кольца
При высоких температурах моторное масло способно коксоваться и давать нагар на поршнях и кольцах.
В стандарте API SP допустимое значение образования нагара было существенно снижено. Минимальная чистота поршней выросла с 3.7 до 4.2 баллов.
Чистые поршни и кольца – не самоцель разработчиков новых стандартов. Отсутствие нагара снижает износ двигателя (нет абразива) и создает предпосылки для длительного поддержания проектной мощности и расхода масла. Кроме того, отсутствие нагара на головках поршней снижает вероятность жарового зажигания. Допустимое общее загрязнение двигателя нагаром и шламом было снижено с 8 баллов до 7.6.
Граничная концентрация
Существенные улучшения параметров, наконец позволили ввести в новый стандарт API SP, такой важный параметр как граничная концентрация продуктов износа деталей двигателя, изготовленных из сплавов железа.
Популярная у потребителей услуга по спектрометрии масла, теперь косвенно обусловлена в новом стандарте качества. Правда в стандарте приведены граничные концентрации железа в 400 ррм за моторный тест, однако теперь можно провести определенные корреляции и отследить тенденции работы масла.
Так, практика показывает, что эксплуатация технически исправных двигателей на маслах Petro-Canada Supreme дает прирост концентрации железа за весь срок службы масла всего не более чем на 10-20 ррм.
Экономия топлива
Благодаря высокой устойчивости масла API SP к изменению вязкости, разработчикам стандарта удалось выделить новый класс масла по экономии топлива.
Этот класс является дополнительным и масла, обладающие такими свойствами, имеют особую маркировку “Ресурсосбережение” (Resource Concerving), что указывается в нижней части маркировки или сокращенно возле категории API SP RC.
Предварительный стандарт API SN и старые, ссылались на “Энергосбережение”, но это отражало формальный акцент на экономию топлива.
Теперь улучшение топливной экономичности, в сочетании с API SP базируется на сравнении с эталонным маслом с вязкостью SAE 20W-30 и Petro-Canada Supreme имеет очень высокие цифры экономии в 1.5-2 раза при максимальных значениях:
Требования класса «Ресурсосбережение» основаны на требованиях к маслам Международного Комитета по стандартизации и апробации моторных масел – ILSAC. Именно ILSAC, как организация, разрабатывает эти дополнительные требования к моторным маслам, чтобы они могли иметь статус «Ресурсосбережение» и помогали производителям автомобилей достигать общего снижения количества выбросов отработанных газов в атмосферу.
А как там у ILSAC?
На смену ILSAC GF-5, принятым параллельно с API SN, приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
Впечатляющие низкотемпературные характеристики линейки масел Petro-Canada Supreme с температурами замерзания ниже минус 45 о С, а вязкостные ограничениями до 13000 сР при температурах запуска двигателя минус 35 о С делают их уникальными и чрезвычайно выгодными для применения.
Выводы
API SN устарел и это обусловлено потребностями автопроизводителей для того, чтобы водители получали больше динамики и меньше вреда для двигателя и внешней среды.
Такое принципиальное усиление нормы вводится впервые за всю историю развития стандартов моторных масел. Оно свидетельствует о том, насколько важно иметь продукт, который длительное время противостоит высоким температурам.
Интересно, что компания Petro-Canada Lubricants так быстро прошла сертификацию по новому стандарту потому, что еще ранее характеристики масел линейки Petro-Canada Supreme существенно их превышали.
Переходите на новый стандарт и делитесь впечатлениями.
Новые классы моторных масел API SP и ILSAC GF-6
С 1-го мая 2020 года началась стандартизация моторных масел для легкового транспорта (бензиновые двигатели) согласно новым классам API SP и ILSAC GF-6.
API разработала эти новые стандарты производительности в ответ на просьбу автопроизводителей представить более надежные моторные масла, способные удовлетворить потребности современных и будущих бензиновых двигателей. По сути, это очередной компромисс между законодателями и производителями автомобилей.
API | American Petroleum Institute | Профессиональная ассоциация, которая продвигает нефтяные интересы США, поощряет развитие нефтяных технологий, сотрудничает с правительством в вопросах, представляющих национальный интерес, и предоставляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности. |
ILSAC | International Lubricant Specification Advisory Committee | Комитет объединяющий Ford, General Motors, Chrysler и JAMA, который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. |
JAMA | Japan Automobile Manufacturers Association | Профессиональная ассоциация представляющая автопроизводителей Японии. Предоставляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности. |
Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:
Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API, если это не противоречит рекомендациям производителя двигателя вашего автомобиля. API разрешает одновременно с категорией SP указывать соответствие следующим категориям моторных масел: API SN (2011г.), SM (2005г.), SL (2001г.), SJ (1997г.). Более старые категории, например SH (1994г.) указывать запрещается, т.к. они считаются устаревшими. Масла удовлетворяющие требованиям актуальных, перечисленных выше категорий имеют на своей упаковке фирменный символ API «Бублик» (англ. «Donut»).
API выделяет отдельный класс ресурсосберегающих масел. Этот класс является дополнительным и масла обладающие такими свойствами имеют особую маркировку «Ресурсосбережение» (англ. Resource Concerving, указывается в нижней части «Бублика» или сокращенно рядом с категорией API SP RC). Требования к эксплуатационным характеристикам этой дополнительной классификации технически описаны в SAE J1423 и последней версии ASTM D4485.
Многие предыдущие категории API Sx ссылались на “энергосбережение», но это отражало акцент только на экономию топлива. Ресурсосбережение в сочетании с API SP фокусируется на:
Ниже в таблице представлены данные показатели в сравнении с предыдущей категорией API SN Resource Concerving.
Тест | Показатель улучшения API SP Resource Concerving | Показатель улучшения API SN Resource Concerving |
---|---|---|
Sequence VIE (ASTM D8114) | Улучшение топливной экономичности в %, свежее масло / после 125 часов | Улучшение топливной экономичности в %, свежее масло / после 125 часов |
xW-20 | 3.8% / 1.8% | 2.6% / 2.2% |
xW-30 | 3.1% / 1.5% | 1.9% / 0.9% |
10W-30 и др. не указанные вязкости | 2.8% / 1.3% | 1.5% / 0.6% |
Sequence VIF (ASTM D8226) | — | — |
xW-16 a | 4.1% / 1.9% | 2.8% / 1.3% |
Sequence IIIHB (ASTM D8111), % от первоначального содержания фосфора в масле | Min 81% | Min 79% |
Стойкость эмульсии (ASTM D7563) | Вода не отделяется | Вода не отделяется |
Высокотемпературные отложения, TEOST 33C (ASTM D6335) | Количество в образце масла, мг | Количество в образце масла, мг |
SAE xW-16, 0W-20 | Не установлен | Не установлен |
Все остальные вязкости | max 30 | max 30 |
Масла удовлетворяющие требованиям «Ресурсосбережение» имеют на своей упаковке отличительную маркировку API «Звезда» (англ. «Sturburst») и/или новейшую маркировку API «Щит» (англ. «Shield»), если это масло вязкостью SAE 0W-16.
Требования класса «Ресурсосбережение» основаны на требованиях к маслам коммитета ILSAC. Именно ILSAC, как организация, разрабатывает эти дополнительные требования к моторным масла, чтобы они могли иметь статус «Ресурсосбережение» и помогали автопроизводителям США и Стран Азии достигать общего снижения количества выбросов отработанных газов в атмосферу.
Ещё около года или до 01.05.2021 остаётся актуальной категория ILSAC GF-5, она соответствует категории API SN RC и API SN PLUS RC. С наступлением указанной даты маркировка масел классом ILSAC GF-5 станет неактуальной, а нанесение маркировки API «Звездой» будет под запретом.
На смену ILSAC GF-5 приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B. Подробнее об особенностях данных категорий: