Дорога заколодела что означает

Что значит заколодела? Что означает «заколодела дорожка»?

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

В литературе- «Заколодило» придаются иные значения, что ныне можно трактовать, как «заглючило, «зависло», «заело», «зациклило», «торкнуло», обобщить можно выражением: » куда ни кинь, везде клин»- » заколодило счастье, как и не бывало»,

картежники употребляют это словцо, когда «пруха» исчезает, в литературе- у Маркевича, у Лескова можно встретить.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

в прямом значении: завалена колодами, то есть деревьями, ветвями.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Эклектичный стиль в одежде сейчас считается модной тенденцией, например: спортивные брюки, шёлковая блузка с воланами, крупные винтажные серьги.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Слово «сикофант» произошло в Древней Греции. Означало оно «доносчик». Целый класс профессиональных доносчиков и ябедников (и клеветников), который появился благодаря внутренней политике государства. Постепенно слово стало нарицательным и не изменило своего значения. Сейчас по-прежнему сикофантами называют доносчиков, ябедников, клеветников. Толкование этого слова встречается в словарях трудных и забытых слов. Однако и сейчас люди в возрасте прекрасно знают его значение в отличие от молодежи. Как пример употребления встречается в первой серии первого сезона известного сериала «Улицы разбитых фонарей». Там женщина говорит:»Я в сикофантах не ходила!».

Источник

Как я в старинную былину попал или по следам Ильи Муромца. Часть 2/2.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

5. В гостях у Соловья-разбойника

Я снова чувствую себя Ильёй Муромцем, хотевшим “поспеть в стольный Киев-град” и поехавшим “дорогой прямоезжею”, хотя “мужички черниговски” его честно предупреждали:

Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела. Ай по той ли по дорожке прямоезжей Да пехотою никто да не прохаживал, На добром коне никто да не проезживал. Как у той ли-то у Грязи у Чёрноей, Да у той ли у берёзы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

Все признаки налицо. “Заколодела дорожка, замуравела” – это прямо в точку. “Грязь чёрная” тут везде, куда ни посмотри. Только по заморозкам и можно сюда добраться. “Речка Смородина” – вот она журчит. А на том берегу меня поджидает самая настоящая “берёза покляпая”, вот она:

Дальше еду с опаской, потому что где-то здесь, вполне возможно, затаился “Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.

Дорога выглядит всё так же аутентично, хотя столбы с проводами немного не вписываются в атмосферу древних былин.

И приводит она меня, разумеется, к очередной водной преграде.

Снова размытый полузамёрзший брод, снова треск льда под ногами, да ещё и подъём 45 градусов. Героически пыхтя и буксуя, втаскиваю байк наверх и застываю в изумлении…

6. Другой мир

Здесь просто другой мир! Белым-бело, вполне убедительный слой снега.

На снегу видны многочисленные следы “невиданных зверей”, заставляющие сторожко озираться.

Ничего не оставалось, как сесть на байк и ломиться по снегу сквозь заросли (уже который раз за сегодня?):

Тяжелый отрезок. Отнюдь не тонкие прутья, в изобилии проросшие прямо сквозь колею, хватают за руль и за спицы, хлёстко бьют по рукам, норовят зацепить глаза. Но я всё-таки не спешиваясь доезжаю до “нормальной” грунтовки.

По всему чувствуется, что цивилизация уже близко. Колея становится отчётливей, трава пониже, лесополоса аккуратней. Знакомый шум с воздуха. На этот раз не самолёт, а вертолёт:

Где-то в этом месте, форсируя очередную замёрзшую водную преграду, не попавшую на фото, байк таки поскальзывается на ледяной кочке (рельеф берегов и замёрзшей переправы очень неровный) и заваливается, сбросив меня на лёд.

Его добрый конь да богатырский А он на корни да спотыкается. А и как старый-то казак да Илья Муромец Берет плеточку шелковую в белу руку. А он бил коня да по крутым ребрам. Говорил-то он Илья таковы слова: – Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

Делаю краткий привал с целью приёма пищи, ибо велорейды по морозу и пересечённой местности вызывают просто неимоверный расход топлива и чувство голода, которое в свою очередь быстро порождает чувство холода со всеми вытекающими последствиями. На этот раз я мудро захватил с собой два бутерброда с салом, которые меня ОЧЕНЬ выручили. Ну и два банана тоже лишними не были. Вода такая ледяная, что чуть только не замёрзла. От меня поднимается пар.Продолжаю движение, оглядываюсь назад, и – вот сюрприз! – трубы Костромской ГРЭС всё ещё отчетливо видны, несмотря на 15-километровое расстояние.

А впереди становятся различимы предместья Армёнок. Очень кстати, потому что время перевалило за 2 часа, и недолгое декабрьское солнце уже садится.

Впрочем, сюрпризы ещё не кончились: прямо посреди уже довольно плотно укатанной грунтовки, примерно за километр до въезда в село я вдруг вижу вот это:

Посещают две мысли: 1) Что здесь произошло? 2) Хорошо, что меня при этом не было! Тороплюсь достичь цели, подпрыгиваю на ухабах, буксую на замёрзших лужах и ровно в 14:20 въезжаю в тихие и почти безлюдные Армёнки по улице Школьной.

7. Он шёл на Армёнки, а вышел к Кулигам

Через пару минут я уже возле церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Церковь на этом месте существовала ещё в 16 веке, а нынешнее кирпичное здание построено на рубеже 18-19 века. Обратите внимание на рельс, висящий вместо колокола на нижнем ярусе колокольни.

Из примечательного: в начале 18 века частью села Армёнки владел Иван Васильчиков, родственник Анны Григорьевны Васильчиковой, пятой (невенчанной) жены Ивана Грозного (“моя попытка номер пять”), сосланной им в монастырь.

Проезжаю и мимо традиционного воинского мемориала.

Собаки за заборами справа не дремлют и оглушительным брёхом своим портят окружающее благолепие. Сдаётся мне, что в утверждении “какой хозяин – такая и собака” много верного.

Казалось бы, цель похода достигнута, и самое время возвращаться по шоссе назад, тем более, что время уже к трём часам, и становится ясно, что последние километры по-любому придётся преодолевать по темноте, а фонаря у меня с собой нет. Но тут я внезапно вспоминаю про совет одного из читателей посетить заброшенное село Кулиги, а точнее Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в этом селе. Проблема в том, что я не очень точно помню, шла ли речь о Кулигах или чём-то ещё, а мобильная связь здесь не ахти, и я не могу полноценно свериться с картой. Решаю всё же выдвинуться. Пересекаю шоссе и вижу разбитую грунтовку, уходящую вниз на Кулиги, и – какая радость, какая приятность! – вдали слева белеет силуэт церкви.

На спуске меня озаряет, и я отчётливо вспоминаю, что в этом месте я был 4 года назад, летом 2015 года. И так же летел с горки, так же пытался достичь полуразрушенного храма, но никак не мог найти к нему дорогу, хотя вроде вот он стоит на пригорке, рукой подать, заехал в какие-то дебри, то ли помойку, то ли сгинувшую деревню, едва не задавил маленьких ежат, некстати вывернувшихся из травы мне прямо под колёса, а на обратном пути ещё и пребольно упал с велика – я как раз тогда осваивал контактные педали, а колеи и колдобины здесь были, как на танковом полигоне.

Нельзя сказать, что открытие это сильно меня обрадовало. Но я испытываю твёрдую решимость на этот раз достичь знаменитого храма. Спутниковая карта наконец-то соизволила загрузиться, и я вижу две едва различимые колеи, ведущие к храму с разных сторон. Выбираю правую, проезжаю здоровенный коровник (кругом всё истоптано копытами) в виде буквы “Н”, и дорога стремительно заканчивается. Вообще. Даже колеи нет. И Кулиг тоже нет. Тот коровник и был Кулигами. Есть только дикое поле, заросли, крутой спуск к руслу реки и на той стороне храм. Метров 400 до него. Наверное, спутнику объектив забыли протереть, потому что весь спирт пошёл известно куда.

Сначала спуск по отчаянно трещащим кустам к реке (ни намёка на тропинку), замаскированные кочки и ямы, цепкий репей, особенно мерзкий в декабре, потому что прицепившись тут же разваливается на десятки отдельных репеинок, а ты в перчатках. Потом поиски переправы через полузамёрзший ручей (пару метров шириной). Ставшая уже традиционной переправа при помощи сгнившего дерева и какой-то матери. Последний инструмент активно используется и при подъёме на крутой наглухо заросший берег. Летом здесь, конечно, не пройти.

Хватая ртом воздух, весь в сухих ошмётках продираюсь сквозь прутья какой-то дикой малины и, наконец, выхожу к церковной ограде.

8. Инфильтрация в Покровскую церковь

За оградой виднеются старинные надгробия и кресты. Медленно продвигаюсь к главному входу.

Замечаю, что дверь (ворота?) заперта лишь на щеколду. Такие жертвы – и не зайти внутрь? Не залезть на колокольню? Внутри царит атмосфера едва начатого и давно заброшенного ремонта, хотя в прихожей вроде сложена какая-то свежая краска и хозяйственная утварь.

Привычно нахожу узенькую каменную лестницу в застенке, карабкаюсь наверх, согнувшись в три погибели, поднимая колени чуть не к подбородку и цепляясь за стены, но подняться удаётся лишь до первого яруса, это метров 5 от земли. Чтобы продолжить подъём на колокольню, надо преодолеть завал из брёвен и строительных конструкций, всё это почти в полной темноте. На часах 14:52. Принимаю решение отступать на исходную позицию и вообще поворачивать оглобли. Поднимаюсь и спускаюсь, включив фонарик на телефоне, иначе вообще ничего не видно. Вот фотка каменной лестницы в свете вспышки.

Церковь Покрова в Кулигах стоит на высоком холме, на окраине существовавшего здесь ранее села, приблизительно в 1,5 км от соседнего большого жилого села Армёнки. Местность эта называлась “в Кулигах”, т.е. в кочковатом месте. До 1654 г. здесь стояло сельцо с барской усадьбой в нём. Sobory.ru

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Часть сельца с соседними деревнями принадлежала С.Н. Годунову (близкому родственнику царя Б. Годунова), но при пришедшей к власти партии Романовых вотчины у Годуновых были отобраны. В 1637 г. село Кулиги с деревнями были отданы Троице-Сергиеву монастырю. В 1654 г. помещик А.В. Родионов построил здесь деревянную Преображенскую церковь. Sobory.ru

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Существующая каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери сооружена около 1794 года. Окружающая церковную территорию ограда с западными и северными воротами, а также две башни, поставленные между ними в линии северо-западных прясел, относятся, по-видимому, к середине 19 века. Западный притвор церкви пристроен в 1906 г. Sobory.ru

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Отъезжаю от церкви другой дорогой, которая оказывается хотя и извилистой, но всё же приличной грунтовкой. Не повезло, что по пути туда не ту дорогу я выбрал. Обратно на Екатерининский тракт выбираюсь уже в начале четвёртого. Ощутимо темнеет, до дома ещё 34 километра по грунтовке и гравийке, поэтому последний банан съедаю прямо на ходу. На последнем ролике изображение уже отчётливо зернистое из-за недостатка света.

9. Country roads, take me home!

Почему дорога называется Екатерининским трактом?

Раньше эта полубезымянная ленточка была столбовой дорогой между Нерехтой и Середой, проложенной ещё в царствование Екатерины II. С 1762 года здесь стали гонять ямщину, используя дорогу в почтовых целях. С 1847 года дорога стала считаться торговой, поскольку в Середе она не заканчивалась, а вела далее на Шую ныне Ивановской области. И Нерехта, и Шуя – торговые центры того времени. Местные же до сих пор называют эту дорогу (точнее то, что от неё осталось) Екатерининским трактом. Куда Сусанин поляков не гонял или пампасы по-костромски

Вот это живописное озерцо рядом с деревушкой Сокерино – последнее, что я могу запечатлеть в надвигающихся сумерках. Время фото 15:11. Пришлось его значительно обработать, чтобы было смотрибельно.

Домой я попал в 17:20. Последний час ехал в полной темноте, соблюдая светомаскировку (забыл переднюю фару дома). Только кормовой фонарь мигал красным. Кстати, передний свет нужен не столько для того, чтобы освещать дорогу (лично мне, по крайней мере), столько для того, чтобы компенсировать слепящий эффект фар встречных автомобилей.

Strava бесстрастно зафиксировала результат. А погода вскоре опять испортилась – оттепель. Ждём новых отзаморозков для новых былинных фейлов рейдов!

Источник

Где Илья Муромец победил Соловья Разбойника, почему его называют старым казаком и другие факты о русском богатыре

скриншот из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойника». Взят с сайта https://tv.pgtrk.com

Как у той ли то у Грязи-то у Черноей.

Славный богатырь Илья из города Мурома, из села Карачарова направлялся к славному городу Киеву в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Но на пути к городу он встретился с «силой черною», которая превратила дорогу к Киеву в непреодолимое препятствие:

«Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова. » «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

В былине достаточно подробно описывается место, где прочно обосновался и бесчинствовал Соловей Разбойник. Однако, это местоположение не установлено. Недалеко от Курса есть село Смородинное. В том же Курско-Орловском крае несколько местностей именуется Грязью. Этими местами мог ехать Илья Муромец. Река Смородина вместе с тем и сказочна, а кресты ставили над могилами умерших в дороге.

Старый-от казак да Илья Муромец.

Еще в нескольких местах богатыря русского называются «старым казаком»:

«А й тут старыя казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый. «

Именование Ильи казаком появилось в былинах сравнительно поздно: возможно, в XVI веке. На протяжении истории имя и биография богатыря претерпевали изменения, так как менялась сама жизнь на Руси. В более ранних версиях, например, Илью именуют боярским сыном. После разгрома татарами за Муромцем закрепилось крестьянское происхождение.

Соответственно в более позднее время и преимущественно в северных районах России Илью Муромца стали называть казаком, хотя казаков в этот период не существовало. Это название пришло на Русь во времена ордынцев и обозначало низшее военное сословие. А в Поволжье «казаками» называли даже тех, кто ходил в море. Известный историк Д.И. Иловайский считает, что слово «казак» стало применительно к Илье Муромцу, благодаря его тезке, который «казаковал» в Смутное время и своей лихой жизнью был широко известен.

Название Ильи Муромца старым может указывать на то, что по тем временам богатырь совершил свои подвиги по защите русской земли, будучи уже зрелым мужчиной.

Око со косицею

«А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею. «

Журнал «История», Валерий Ярхо.

Источник

Объясните значение слов : стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть?

Объясните значение слов : стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть.

Назовите те слова которые могут употребляться только в былинах.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Что значит слово прямоезжая?

Что значит слово прямоезжая?

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Выпиши определения которые постоянно употребляются в былине со словами лук тетива дорога конь Киев?

Выпиши определения которые постоянно употребляются в былине со словами лук тетива дорога конь Киев.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

В каких значениях может употребляться слово «герой»?

В каких значениях может употребляться слово «герой»?

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Раздели былину на части и озаглавь их, выпиши определения, которые постоянно употребляются в былине со словами : лук, тетива, дорога, конь, киев!

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Значение слова заколодела?

Значение слова заколодела.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Найди в сказке слова, которые не употребляются в современной речи?

Найди в сказке слова, которые не употребляются в современной речи.

Постарайся объяснить их смысл.

Посмотри значения в словаре.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Вспомни былину или русскую сказку где героя величали?

Вспомни былину или русскую сказку где героя величали.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Выпишите все устаревшие слова из былины «Вольга и Микула Селянинович» и объясните их значения?

Выпишите все устаревшие слова из былины «Вольга и Микула Селянинович» и объясните их значения.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

(Даю 10 балов ) Заранее спасибо : D.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Слова которые могут употребляться и как существительные и как плелагательные?

Слова которые могут употребляться и как существительные и как плелагательные.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

1. Кто главные герои острова спасения 2. Как они туда попали (Перепеши 9 предложений).

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

I. Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова? II. «Мильон терзаний…» 1. «С такими чувствами, с такой душой – любим! » 2. «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! » 3. «Завистлив, горд и зол! » 4. «С ума сошёл! » 5. «Ученье – вот чума.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

0. Александра Лохвицкая.

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Тётя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть мимо. По испачканным рукам и рту Тома тётя Полли устанавливает, что племянник побывал в кладовке и покусился на запасы в..

Дорога заколодела что означает. Смотреть фото Дорога заколодела что означает. Смотреть картинку Дорога заколодела что означает. Картинка про Дорога заколодела что означает. Фото Дорога заколодела что означает

Https : / / briefly. Ru / tven / prikljuchenija_toma_sojera /.

Источник

Неочевидное государственно-частное партнерство

Прошедший год, как ни один из предшествующих, был очень важным для определения перспектив применения в России механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Подписано несколько знаковых концессионных соглашений; реализуются планы передачи в концессию предприятий ЖКХ; принят закон о ГЧП; заработала в платном режиме «дорога через Химкинский лес», а по объектам, введенным в эксплуатацию раньше (например, дороге М1 и аэропорту «Пулково»), можно уже делать какие-то выводы об эффективности. Ну и, конечно, развернувшаяся борьба вокруг системы «Платон». Так что можно подводить первые итоги и размышлять о будущем.

ГЧП (если говорить просто) – это когда объекты общественной инфраструктуры строятся и управляются частным бизнесом и на частные деньги, а оплата производится государством или пользователями по конечному результату, в зависимости от качества предоставленной обществу услуги. ГЧП развивается в России с середины 2000-х гг. Сейчас об использовании этого механизма для решения инфраструктурных проблем много говорится на самых разных уровнях – от самого высокого до разного рода конференций, центров ГЧП и т. д. Иногда создается впечатление, что ГЧП – чуть ли не панацея от инфраструктурных бед России.

А на деле все пока не очень радужно. Проектов мало, их конечный успех и польза для общества отнюдь не очевидны. Мировой опыт показывает (а недавний отечественный – уже подтверждает), что неосмотрительное привлечение частных инвесторов в инфраструктуру может вызывать очень негативный общественный резонанс, а цена ошибок (банкротства проектов) гораздо выше, чем при обычных бюджетных закупках. Это хорошо описано еще в «Былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике»: «прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела» в результате установления оператором дороги запретительно высоких тарифов, и люди предпочли ездить по гораздо более длинной окольной дороге, что в результате имело плачевные последствия как для самого оператора, так и для публичной стороны в лице князя Владимира.

И еще наблюдение на основе международного опыта, самого свежего: применение ГЧП в мире в последнее время снижается. Например, все чаще деприватизируются водоканалы, все больше инфраструктуры строится на бюджетные деньги. Это объясняется меньшим объемом рисков, которые готовы брать на себя инвесторы и банки после глобального финансового кризиса. Они уже не окупают более высокой стоимости финансирования частного сектора.

Что это означает для России? Отнюдь не бесперспективность ГЧП. В наших условиях только один аргумент в пользу ГЧП может перевесить все аргументы против – стоит только взглянуть на многократный рост строительных бюджетов по всем известным господрядным проектам (Сочи, стадион в Петербурге, мост на остров Русский и проч.), равно как и на перекладываемый каждый год асфальт на российских дорогах. При ГЧП, по крайне мере теоретически, этого не должно происходить – ведь оплата здесь, как было сказано, происходит по конечному результату, а условия, предложенные победившим инвестором, жестко фиксируются в соглашениях с государством и банками.

Но есть, как говорится, нюансы. Когда «частным» партнером в ГЧП выступают государственные банки, они же дают и кредиты, фондируя их из государственных источников, и все это обеспечивается разнообразными государственными гарантиями, смысл ГЧП во многом выхолащивается. Скажу несколько слов об условиях, необходимых для эффективности ГЧП, и ключевых проблемах, которые надо решить.

Первое. Уровень конкуренции за проекты. Кто, собственно, в российских условиях эти самые инвесторы в ГЧП? По крупнейшим проектам их круг пока ограничен несколькими финансовыми организациями, подконтрольными государству, и бизнесменами, к государству близкими. Между тем в основе идеологии ГЧП – конкуренция среди участников, способных наиболее надежно, эффективно и дешево (именно в таком порядке – об этом позже) осуществить инфраструктурный проект. Вывод: надо привлекать в проекты отраслевых инвесторов – российских (но их немного) и иностранных. По сложным объектам, где ГЧП как раз наиболее оправданно, именно последние могут привнести необходимые опыт и технологии. Как это сделать?

Приходится признать, что в последние годы интерес иностранных профильных инвесторов к российским инфраструктурным проектам падает и это связано не только с макрофакторами. Поучаствовав в нескольких конкурсах, где победитель, как оказалось, был предопределен заранее, многие решили больше не тратить свое время и деньги (борьба за проект ГЧП – дорогое удовольствие). Без повышения прозрачности положение не изменить.

Второе. Количество привлекательных для бизнеса и эффективных для общества проектов. Все, кто в теме, знают, насколько их мало, особенно на региональном уровне, где как раз и должен формироваться рынок. И причин этому, с моей точки зрения, две: в целом низкая квалификация соответствующих представителей государства и нехватка практичных рекомендаций из «центра», где и как применять ГЧП. Отсюда необходимость в мощном центре ГЧП на федеральном уровне, вырабатывающем такие стандарты и контролирующем их применение.

Сейчас возлагаются большие надежды на механизм так называемой частной финансовой (или частной концессионной) инициативы, когда проект готовит не госорган, а сам частный инвестор. В некоторых ситуациях это и правда единственно возможное решение. Но подходить к этой схеме надо с осторожностью, поскольку она может вызвать злоупотребления, связанные с ограничением конкуренции, и последующие обвинения в адрес государства.

Третье. Финансирование проектов. Я намеренно поставил эту проблему только на третье место, хотя сейчас она наиболее очевидна: условия и объемы кредитования, предлагаемые всеми российскими банками, кроме 3–4 государственных, делают любое ГЧП (где сроки окупаемости могут исчисляться десятилетиями) бессмысленным. К тому же ушел с рынка ЕБРР, а иностранные банки, в том числе пресловутые китайские, не кредитуют в рублях (кстати, возможность частичного гарантирования валютного риска для иностранных банков и инвесторов – отдельная тема).

Здесь надо отметить два момента. Когда денег на рынке и так почти нет, конкуренция госбанков между собой в составе разных консорциумов – объективно вредная вещь. Фактически конкурсанты соревнуются в степени близости к дешевым государственным и пенсионным деньгам, а не проработанности заявок и собственной финансовой надежности. Поэтому надо сделать все виды финансирования доступными для любого победившего участника конкурса.

И, наконец, четвертое. Многие предлагаемые рынку проекты ГЧП пока плохо продуманы и структурированы. Вот только два примера. Практически единственный критерий в концессионных конкурсах по дорожным проектам сейчас – цена строительства и эксплуатации. Способность конкурсантов выполнить проект за эту цену как с технической, так и с финансовой точек зрения проверяется недостаточно. А это уже в ближайшее время грозит банкротством проектов с необходимостью для государства (а значит, и налогоплательщиков) нести огромные дополнительные затраты. Что касается нынешней кампании по передаче в концессии находящихся в плачевном состоянии предприятий ЖКХ, то очень важно четко прописать обязательства инвестора по проведению инвестиционной программы и повышению эффективности. Иначе либо серьезные инвесторы не придут (если по условиям концессии на них будут возложены риски, которые они не могут контролировать, – риски состояния не менявшихся десятилетиями сетей, политических решений по тарифам и т. д.), либо основная задача таких концессий – ликвидация последствий длительного недоинвестирования и воровства – не будет выполнена, из предприятий ЖКХ будут выжаты последние соки и последует еще один всплеск общественного недовольства.

Закончить хотел бы вот чем. Три года назад мы выпустили исследование EY по результатам опроса участников рынка инфраструктуры, в заглавии которого на русском и английском языках по-разному обыграли аббревиатуру ГЧП/PPP: соответственно «Гарантированно, Что Полезно. Главное, Чтобы По-честному» и «Proven Practical Path. Proper Policy, Please». Эти два тезиса – о необходимости честных правил игры и внятной государственной политики инфраструктурного развития – остаются главными. Предвидя обвинения в идеализме и недоучете российских реалий, тем не менее рискну сказать, что без прогресса по намеченным в этой статье направлениям серьезных успехов в развитии ГЧП не будет, а большие дополнительные финансовые затраты для общества и связанные с ними новые социальные взрывы, наоборот, весьма возможны.

Автор – независимый эксперт по инфраструктурному финансированию, в 2004–2015 гг. руководитель групп проектного финансирования и государственно-частного партнерства в компаниях KPMG и EY

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *