Дорожите временем потому что дни лукавы
Дорожите временем
Ключевой стих: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые дорожа временем, потому что дни лукавы. (Ефес. 5,15-16)
Пожалуй, из всего того, что мы расходуем в своей жизни – силы, здоровье, финансы время является наиболее ценным из того, что мы используем. Если все остальное еще можно как-то поправить, то в пустую потраченное время не вернуть никакими способами.
Древние говорили, что мы не можем 2 раза войти в одну и ту же реку! Потому что вода в ней протечет и будет другой! Это справедливо по отношению ко времени! Каждая минута несет в себе неповторимые возможности, которые можно упустить.
Есть два важных свойства времени:
1) Время лукаво (обманчиво) и мы не успеваем сделать то, что планируем. Дух откладывания влияет на нас и мы отодвигаем на завтра то, что можно и нужно сделать сейчас.
— не успеваем покаяться и измениться
Грех привлекателен, и я помню свою жизнь, что очень долго откладывал момент отречения от своих пороков. Пока не осознал, что напрасно трачу свое время.
— не успеваем ничего сделать для Бога.
Чаще всего, когда христиане пытаются объяснить, почему они ничего не делают для Господа, почему не помогают никому в дом. группе, они говорят, что нет времени. «Вот выйду на пенсию, буду служить Богу. А приходит старость – опять ничего не могу делать, из-за болезней и немощей». Время лукаво. Дьявол не старается заставить нас отречься от Бога. Нет. Он говорит, что ты можешь помолиться, почитать Библию, помочь кому-то, но не сегодня, а завтра. Но проблема в том, что это завтра никогда не настает. Опять появляются дела, которые кажутся нам более срочными, чем служение Богу.
Пример: одна женщина говорит, что закончит дела и обязательно придет в церковь. Видели ли вы, что у кого-то нет никаких дел. Дела есть всегда. И эта женщина годами не может попасть на служение.
Время постоянно будет обманывать нас, пока мы не возьмем за ним контроль. Я успеваю на служение или на дом. группу не потому, что мне нечего делать. Просто я отодвигаю все другие дела на потом, когда наступает время послужить Богу.
2) Время коротко (Иов. 9,25-26)
Мы иногда не задумываемся, что наша жизнь по сравнению с вечностью – это миг. Люди желают продлить это мгновение, забывая, что важнее думать о вечности. Время создано Богом (и был вечер, и было утро – день один), и наступит момент, когда оно закончится, перейдя в вечность. Пытаться найти элексир долгой жизни на земле – это напрасный труд. Все равно судьба человека от Господа и никто не избежит момента встречи с Ним. Время коротко. Если мы не учтем этого, строя множество планов, то можем обмануться.
Он был мудрым и предприимчивым. Он знал не только, как получить хороший урожай, но и как сохранить его. Он даже продумал, как его использовать. Большой стол, изысканные блюда. «Покойся душа, ешь, пей и веселись» С точки зрения мира, очень мудро рассуждать таким образом. Нас всегда учат, что если сам о себе не позаботишься – никто о тебе не позаботится.
Этот фермер учел все, кроме одного – времени. Оно просто закончилось, как песок в песочных часах. Его время вышло.«Ибо что такое жизнь наша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». (Иак. 4,14)
На самом деле не это даже самое главное в этой притче. Ведь каждый человек смертен. Господь хочет подвести нас к мысли, что если времени нашей жизни мало, то мы должны правильно и экономно расходовать время – дорожить им.
Дорожите временем
Не только верующий, но любой человек понимает, что нужно правильно использовать свою жизнь. Но проблема неверующих, что их понимание отличается от мнения Бога. Мирские люди считают, что дорожить временем – это уделять время повышению образования, отдыхать в хорошей компании друзей, быть в курсе всех событий, трудиться на участках, заготавливая что-то на зиму. Плохо ли это?
Лук. 12,19-20 «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
С точки зрения мира богач был очень практичным. Он действительно дорожил временем, так как использовал его для производства, получения прибыли. Но Бог назвал его безумным.
Как ты отреагируешь на это? Можно возмущаться, обвинять Бога, что Он против твоего благополучия, а можно все-таки постараться понять логику Христа и изменить свои взгляды.
Богач был безумен по трем причинам:
1) не учел время (20 ст.)
Он настроил планов, решил как прекрасно будет жить долгие годы, а на самом деле у него был в запасе всего один день. Он не учел этого, даже не успел составить завещание. Я думаю, что если бы он знал, что проживет так мало, то по-другому распорядился временем. Может быть даже покаялся и в эти последние дни жил бы помогая другим. Но в этом весь замысел Бога. Мы не знаем дня смерти, поэтому каждый день должны проживать, как последний. Богач не учел этого.
2) собирал сокровища для себя (21 ст)
Проблема многих, что они не замечают окружающих. Если для мира- самая важная ценность – забота о себе, то для верующих – забота о других. Христианин не пройдет мимо упавшего, но поднимет, не оставит скорбящих, но утешит, не будет жить в богатстве, когда другие нищенствуют (33 ст). Если мы собираем только для себя, то это наше земное достояние, но в вечность мы придем ни с чем. Для кого-то может показаться, что тот, кто благословляет других – просто транжирит средства, но на самом деле этот человек правильно использует время, думая о вечности. (Вопрос: Для кого мы трудимся на работе, дома, на даче. Тогда что мы делаем для вечности?) Важно не то с чем мы будем здесь, но с чем мы придем к Богу. Кто-то поведет за собой спасенных, покаявшихся через него, а кто-то банки с вареньем.
3) Он не богател в Бога (21 ст)
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы зарабатывать средства для семьи, создавать уют в доме, повышать квалификацию. Это нормально. Но я хочу сказать, что если вы, как христианин, занимаетесь только этим: стремитесь, переживаете, тратите все свое время на это, не оставляя ни минуты на служение Богу, заботу об окружающих, о спасении погибающих во грехе – тогда все ваши дела – безумство. На самом деле Христос многим скажет, что вы не сделали ничего для Меня, так как не сделали ничего для других. Чтобы этого не произошло, мы должны поставить служение Богу и окружающим на первом месте, а все остальное приложится к вам.
Время лукаво, потому что летит очень быстро, но еще больше оно обманывает тех, кто не правильно тратит его, не думает о вечности, не богатеет в Бога. Дорожить временем – это значит всегда исполнять волю Божью. Мы оставлены здесь на земле только для того, чтобы послужить своему Спасителю – Иисусу. Время коротко и нужно спешить делать что-то для него.
Иоан.4,34-36 «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут».
Мы все ожидаем пробуждения, но на самом деле время для этого уже пришло. Нивы побелели к жатве. Тысячи людей желают, чтобы им рассказали о Христе. Но нет делателей. Делатели трудятся не на ниве Божьей, а на своей ниве. Бог сегодня призывает нас правильно использовать свою жизнь, способствуя спасению людей от греха. Что лично мы сделаем для пробуждения в это последнее время.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 5:16
Свт. Иоанн Златоуст
дорожа временем, потому что дни лукавы
Свт. Феофан Затворник
искупующе время, яко дние лукави суть
Показывает способ, как исполнить предыдущую заповедь, как мудро и опасно ходить. Успеете, говорит, в этом, искупующе время. Но что значит искупать время? — Не тратить его попусту, а всячески стараться сделать из него что-нибудь, что может споспешествовать целям нашей жизни. Блаженный Феодорит говорит: «Искупайте время, употребляя его как должно». Блаженный Иероним пишет: «Когда иждиваем время на доброе дело, тогда искупаем его».— Цель времени в вечности; жизнь настоящая дана для приготовления к блаженной жизни в будущем. Кто все к этой цели направляет, не попуская и малым промежуткам своего времени проходить в пустых занятиях, тот все свое время искупает. Причина, почему надо спешить так искупить время, та, яко дние лукави суть. Лукавый означает злой, означает и хитрый. Хитрого человека думаешь, что вот-вот уловишь, а он ускользает из рук. Таково время: быстро течет, так скоро течет, что не уловишь. Апостол говорит как бы: спешите; в каждую минуту делайте что можно; не пропускайте его даром, — уйдет, не воротишь.
Или — дни лукавые — означает век нынешний лукавый, полный зла и прелестей. Он хочет у нас отнять все время, а нам надобно стараться не допускать до этого, стараться удержать за собою время, обращать его в свою пользу, для своих вечных целей. Время представляется предметом борьбы между нами и лукавым веком. Этот к себе тянет, а нам надлежит к себе тянуть. Блаженный Иероним пишет: «Делая добро, искупаем время и собственным его делаем, вместо того, чтобы продать его злу. Никто, снедаемый заботами житейскими и богатства ищущий, не искупает себе времени.— Если мы искупаем время как должно, то некоторым образом изменяем его: злые дни превращаем в добрые и делаем их из дней настоящего века днями века будущего. — Можно и иначе это место изъяснить: о, ефесяне, которым, по пробуждении от сна века сего, воссияло Солнце правды — Христос Господь! Опасно и мудро ходите, не поддаваясь изменчивости времени, а напротив, стараясь, при изменчивости его, себя выдержать всегда одинаково неизменными. Пусть наступает гонение за гонением, вы держите одно течение и об одном заботьтесь, чтоб не меняться подобно луне, как делают неразумные, но, что однажды начато, в том стойте неуклонно. Объясню мысль свою примером из Писания. Иосиф одно имел в цели — как угодить Богу. И это неизменным было у него при многократном изменении обстоятельств его жизни. Не изменили этого ни ненависть братьев, ни состояние рабства, ни обольщения госпожи, ни мрачность темницы, ни власть над всем Египтом. Всегда он был одинаков и, искупая себе время, дни злые превращал в добрые. Это же самое можно сказать и об Иове. Разным подвергался он искушениям; но ни богатство, ни бедность, ни раны, ни укоры друзей, ни заброшенность всеми, ни потом восстановление его благоденствия — ничто не изменяло его. Он искупал себе время и дни злые превращал в добрые».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Серафим Саровский
искупующе время, яко дние лукави суть
Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.
Авва Феофил
искупующе время, яко дние лукави суть
Мать Феодора спросила папу Феофила об одном изречении Апостола, именно, что значит: «искупующе время». И он говорит ей: «Наименование указывает прибыток. Именно: предстоит тебе время поношения? Купи сие время поношения смиренномудрием и долготерпением, и возьми себе сей прибыток. Время бесчестия? Незлобием купи и обрати сие время в прибыток себе. Таким образом, все противное, если захотим, будет нам в прибыток».
Великий Патерик.
Блаж. Феофилакт Болгарский
дорожа временем
Не изворотливости учит нас, но поскольку, говорит, время не ваше и вы — пришельцы, странники и посторонние, то не ищите чести и славы, ни отмщения, но все переносите и этим искупайте время; все отдавайте, чего бы от вас ни потребовали. Подобно тому, как богач, видя нападающих на него с целью лишить его жизни, все отдает и спасает себя, так и вы все отдайте, чтобы спасти главное, то есть веру.
потому что дни лукавы
Не сущность дней порицает, ибо сущность дня свет, конечно, и часы, а в них что лукавого? Но за то, кажется, порицает дни, что в них совершается. Как и мы обыкновенно говорим: дурной день провел, конечно, по причине того, что случилось во время его, и что бывает от людей лукавых, а не от Бога. Итак, дни называются лукавыми по преобладанию господства злых людей.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Блаж. Иероним Стридонский
Комментарий на Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
дорожа временем, потому что дни лукавы
Апостола Павла послание к ефесянам 5:16
Толкования:
Авва Феофил
искупующе время, яко дние лукави суть
Мать Феодора спросила папу Феофила об одном изречении Апостола, именно, что значит: «искупующе время». И он говорит ей: «Наименование указывает прибыток. Именно: предстоит тебе время поношения? Купи сие время поношения смиренномудрием и долготерпением, и возьми себе сей прибыток. Время бесчестия? Незлобием купи и обрати сие время в прибыток себе. Таким образом, все противное, если захотим, будет нам в прибыток».
Блаж. Иероним Стридонский
Блаж. Феофилакт Болгарский
дорожа временем
Не изворотливости учит нас, но поскольку, говорит, время не ваше и вы — пришельцы, странники и посторонние, то не ищите чести и славы, ни отмщения, но все переносите и этим искупайте время; все отдавайте, чего бы от вас ни потребовали. Подобно тому, как богач, видя нападающих на него с целью лишить его жизни, все отдает и спасает себя, так и вы все отдайте, чтобы спасти главное, то есть веру.
потому что дни лукавы
Не сущность дней порицает, ибо сущность дня свет, конечно, и часы, а в них что лукавого? Но за то, кажется, порицает дни, что в них совершается. Как и мы обыкновенно говорим: дурной день провел, конечно, по причине того, что случилось во время его, и что бывает от людей лукавых, а не от Бога. Итак, дни называются лукавыми по преобладанию господства злых людей.
Лопухин А.П.
дорожа временем, потому что дни лукавы
Прп. Серафим Саровский
искупующе время, яко дние лукави суть
Свт. Иоанн Златоуст
дорожа временем, потому что дни лукавы
Свт. Феофан Затворник
искупующе время, яко дние лукави суть
Показывает способ, как исполнить предыдущую заповедь, как мудро и опасно ходить. Успеете, говорит, в этом, искупующе время. Но что значит искупать время? — Не тратить его попусту, а всячески стараться сделать из него что-нибудь, что может споспешествовать целям нашей жизни. Блаженный Феодорит говорит: «Искупайте время, употребляя его как должно». Блаженный Иероним пишет: «Когда иждиваем время на доброе дело, тогда искупаем его».— Цель времени в вечности; жизнь настоящая дана для приготовления к блаженной жизни в будущем. Кто все к этой цели направляет, не попуская и малым промежуткам своего времени проходить в пустых занятиях, тот все свое время искупает. Причина, почему надо спешить так искупить время, та, яко дние лукави суть. Лукавый означает злой, означает и хитрый. Хитрого человека думаешь, что вот-вот уловишь, а он ускользает из рук. Таково время: быстро течет, так скоро течет, что не уловишь. Апостол говорит как бы: спешите; в каждую минуту делайте что можно; не пропускайте его даром, — уйдет, не воротишь.
Или — дни лукавые — означает век нынешний лукавый, полный зла и прелестей. Он хочет у нас отнять все время, а нам надобно стараться не допускать до этого, стараться удержать за собою время, обращать его в свою пользу, для своих вечных целей. Время представляется предметом борьбы между нами и лукавым веком. Этот к себе тянет, а нам надлежит к себе тянуть. Блаженный Иероним пишет: «Делая добро, искупаем время и собственным его делаем, вместо того, чтобы продать его злу. Никто, снедаемый заботами житейскими и богатства ищущий, не искупает себе времени.— Если мы искупаем время как должно, то некоторым образом изменяем его: злые дни превращаем в добрые и делаем их из дней настоящего века днями века будущего. — Можно и иначе это место изъяснить: о, ефесяне, которым, по пробуждении от сна века сего, воссияло Солнце правды — Христос Господь! Опасно и мудро ходите, не поддаваясь изменчивости времени, а напротив, стараясь, при изменчивости его, себя выдержать всегда одинаково неизменными. Пусть наступает гонение за гонением, вы держите одно течение и об одном заботьтесь, чтоб не меняться подобно луне, как делают неразумные, но, что однажды начато, в том стойте неуклонно. Объясню мысль свою примером из Писания. Иосиф одно имел в цели — как угодить Богу. И это неизменным было у него при многократном изменении обстоятельств его жизни. Не изменили этого ни ненависть братьев, ни состояние рабства, ни обольщения госпожи, ни мрачность темницы, ни власть над всем Египтом. Всегда он был одинаков и, искупая себе время, дни злые превращал в добрые. Это же самое можно сказать и об Иове. Разным подвергался он искушениям; но ни богатство, ни бедность, ни раны, ни укоры друзей, ни заброшенность всеми, ни потом восстановление его благоденствия — ничто не изменяло его. Он искупал себе время и дни злые превращал в добрые».
№ 43. Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице
8. Братия, поступайте, как чада света,
9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
В произнесенных ныне на Божественной литургии словах св. апостола говорится, чтобы мы, православные, были истинно верными Христу и по учению, и по жизни; чтобы мы не только сами были чадами света, но и другим светили, указывали путь к истине, честности, к небу. Вот это увещание: Поступайте, как чада света… во всякой благости… и истине; не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
Дорожите временем, потому что дни лукавы… и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство… Встань, спящий ( Еф. V, 9–18 ).
Как благовременно увещание св. апостола для нас, русских, именно в настоящие дни, когда весь мир устремил свои взоры и сердца на нас; одни смотрят на нас с радостью и надеждою; другие – со страхом и завистью; а третьи – с любопытством. Что же нам делать? Где наша защита и сила, в чем слава нам и страх от нас врагам? Во-первых, в той теплоте, любви и благости; во-вторых, в том свете истины, о котором напоминает нам св. апостол; в-третьих, в нашей бережливости временем и наблюдении над жизнью; в-четвертых, в воздержании от грубых страстей, например пьянства и его последствий.
Гл. V, 8. Братия, поступайте, как чада света. А свет, спасительно просвещающий всех, один; это – Господь наш Иисус Христос. От Него мы заимствуем или должны заимствовать те лучи Божественного света, которые просвещают нас, а чрез нас и других. Света не скроешь. Где появляется свет, оттуда тьма бежит. Есть ли в нас отблески света Христова? Присмотримся к нашей душе и к нашей жизни и тогда узнаем, чада ли мы света.
1. По словам св. апостола, чада света должны заявлять о своем христианском настроении прежде всего в делах любви, во всякой благости ( Еф. V, 9 ). Потому что дело, пример, жизнь лучше всего удостоверяют в том или ином настроении человека. Проявляйте, как бы так говорит апостол, свое звание во всякой благости, т. е. будьте добрыми постоянно и сколько возможно ко всем, не только к ближним, сочувствующим нам, но и к чужим, даже к врагам. Делитесь всем, чем можете, и притом не ожидая себе ни благодарности от облагодетельствованного, ни славы от людей. Не опускайте ни одного случая быть полезными человеку, не обращая внимания ни на вероисповедание, ни на племя, ни на нравственные качества нуждающегося в нашей помощи. Свет солнца освещает не одни только великолепные горы, зеленые луга и чистые струп воды. Он проникает и в ущелья, и в мглу, и в низменные места. Бог сияет солнце Свое на злых и благих, посылает Свои дождь на праведных и неправедных. Так и мы, чада Божий по вере, сыны света, обязуемся светить и оживотворять своею любовью всех соприкасающихся с нами или сподручных нам. Так да светит же свет наш пред человека, чтобы они видели прежде всего наши добрые дела и прославили не нас, но Отца нашего Небесного ( Мф. V, 16 ). Не будем любить только словом, но делом; тогда и некий невежда или неверующий ( 1Кор. XIV, 24 ), всмотревшись в нашу жизнь, восчувствует, что с нами и среди нас живет Бог – Бог мира ( Мф. I, 23 ).
2. Такая благостынная жизнь есть плод веры во Христа, плод истины, охватившей и ум, и сердце человека. Эта истина – в Христовой вере. Ее изучить нетрудно. Она предлагается верующей душе туне – даром, в слове Божием, и разъяснена святою Православною Церковью. О ней напоминается в каждом богослужении: в чтении, поучениях, в пении, в св. обрядах и образах. От нас только зависит приклонить свое сердце и внимание к голосу истины; и сердце начнет жить другою – святою и радостною – жизнью. Тогда для нашей души становится ясно, где есть воля Божия, что благоугодно Богу.
Но пользуемся ли мы всеми, постоянно предлагаемыми нам, средствами к усвоению и уяснению в себе Христовой истины? Не часто ли уши наши не хотят слышать благовеста? Не удаляются ли многие из храма прежде времени; не бегут ли от поучений; не чуждаются ли многие чтения святых книг, даже и Нового Завета, и не ограничиваются ли многие исполнением одного только обряда? Где же тут истинная вера, где сыновняя преданность Христу, Спасителю нашему?
Человек, усвоивший Христову истину, не только светящую, но и оживляющую, естественно, не может скрывать ее в своем сердце. От избытка сердца уста говорят. И по мере любви к возвещению воли Божией, Христова учения, увеличивается и распространяется и просвещение христианское. Радостно видеть, как сочувственно отзываются христиане на нужды стремящихся к свету, но еще блуждающих.
Вот началось у нас распространение православной веры среди язычников, живущих в России в глубокой тьме и не знающих выхода к свету. Православные христиане, каждый по мере своих сил, должны бы сочувствовать этой цели и содействовать ей своими средствами, потому что обративший грешника от ложного пути его спасет душу свою и его и покроет множество грехов ( Иак. V, 20 ). Россия велика. И если бы каждый по мере своих сил регулярно делал что-нибудь для пользы обращающихся ко Христу язычников, тогда бы свет Христов скоро озарил далекие, глубокие места.
Или вот еще другое благотворное религиозное учреждение. Это- общество распространения Священного Писания по России среди русских христиан. О распространении слова Божия заботится как само правительство, так и некоторые достопочтенные христиане, составившие особенное нарочитое общество. Но многие ли знают, что есть такое общество и оно – среди нас? Это доброе общество все меры употребляет на то, чтобы святое Евангелие, писания апостолов и вся Библия расходились как можно шире и дальше по православной земле русской, в больницах, тюрьмах, приютах, в глуши Сибири, Кавказа и Закавказья. Как быстро разошлось бы слово Божие по отечеству и усвоилось бы сердцем многих, если бы хотя десятая часть грамотных в России имела святое Евангелие и во дни воскресные и праздничные читала оное среди других членов своей семьи или среди чужих неграмотных. За границею святое Евангелие расходится миллионами книжек в год. Там составляются из мелких, но постоянных пожертвований огромные капиталы на раздачу книг Священного Писания. А у нас едва ли многие и сознают свою обязанность содействовать распространению Священного Писания. Если же мы по имени называемся чадами света – православными, то по имени нашему должно быть и житие наше.
Чада света не любят тьмы и стремятся к познанию истины. Но истина одна; она двоиться или троиться в разных враждебных одно другому направлениях не может. Поэтому и научное истинное знание, свет науки, если только в ней прочный свет, а не блуждающий огонек, не идут вразрез со светом Христова учения. Наука как смиренная служительница врожденному в нас светочу-уму есть или должна быть споспешницею христианскому знанию и постоянно содействовать прославлению премудрого Творца мира и всеблагого Промыслителя о жизни человеческой. Поэтому православный христианин должен всюду с жадностью познавать и устоять те светлые и добрые мысли, которые выработаны умом человеческим; не чуждаться и иноземных знаний и не утаивать своих родных сведений на прославление Бога и на пользу дорогого отечества. Чем шире любознательность, тем больше света, тем больше желания поделиться своими сведениями, тем больше чести и от своих, и от чужих. Область знаний широка; жажда к знанию в русском народе велика. Ведите же вы, чада света, более просвещенные, ведите наш добрый народ к истине; разъясняйте ему про самые первоначальные и честные отношения в жизни и говорите о труде как полезном для нас и спасительном для духа средстве, о бережливости во времени, о воздержании, об умеренности в пище и особенно в питии. И св. апостол в ныне прочтенном отделе послания напоминает нам про эту общую нашу обязанность.
Ст. 11. Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
Ст. 15, 16. Смотрите, поступайте осторожно… дорожа временем, потому что дни лукавы. Это вот что значит: дни лукавы потому, что время не ждет нас, когда мы начнем добродетельную жизнь; оно течет безвозвратно, и за каждую минуту придется дать отчет; во-вторых, и потому дни лукавы, что люди, живущие и в наши дни, нам близкие, или народы соседственные лукавы в отношении к нам; нельзя на них полагаться; поэтому мы и должны дорожить каждым часом, каждую минуту быть на страже и каждым случаем пользоваться во благо нам и нашему отечеству, чтобы сосед наш не застал нас врасплох. Для этого мы должны быть постоянно в честном, напряженном труде, постоянно внимательны к себе и к своему положению в общечеловеческой семье; должны трезвиться и бодрствовать – следить за проявлениями Промысла Божия в судьбах людей нам близких, соседних народов и дальних царств.
Ст. 17. Познайте же, что есть, где и как проявляется, воля Божия.
Но, к прискорбию, самонаблюдению и наблюдению над окружающими людей событиями вредит весьма, весьма много невоздержание, притупляющее ум и вообще усыпляющее душу. Вот почему св. апостол, говоря о наблюдении над временем и жизнью, тотчас указывает и на следующее средство: не упивайтесь вином. Не упивайтеся вином! Как же? «Руси есть веселие пити», – сказал в свое время за нас еще язычествовавший князь Владимир. И в русском народе памятно это завещание. Пьет он и с радости, и с горя; пьет и без радости, и без горя, а так себе, без цели и смысла; и пропивает православный в один день свои трудовые, заработанные в течение недели гроши, оставляя свою семью, свою трудящуюся жену и малых детей без куска хлеба, без надежды на помощь. Пьянствует, безобразничает, навлекает на себя добровольно, хотя и бессознательно, болезни, подвергается нередко карам суда, и из-за чего, и зачем? Оттого, что нет сознания о своем христианском звании, о бережливости и об обязанностях семейных; нет должного в нем просвещения. Чрез пьянство унижается человеческое достоинство, тратятся непроизводительно для России большие капиталы, расстраивается хозяйство, семейное счастье и мир супружеский, подается дурной пример молодому поколению; пропадает даром при «веселых пирах» драгоценное время – этот великий дар Божий, усыпляются душевные силы, теряется любовь к труду честному и постоянному. Человек, иногда целый народ, под влиянием такой жизни – в дремоте. В вине не мужайтесь – вино многих погубило.
Востани же, православный, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. V, 14 ), говорящий через Церковь, которая возбуждает в нас народное самосознание и вызывает нас к жизни полной, к труду самостоятельному.
Ст. 18. Не упивайтесь вином и не услаждайтесь спиртным запахом; но исполняйтеся духом религии Христовой, благонамеренным настроением добрых людей; дорожите их умными беседами, держитесь их. И помимо питейных услаждений есть в мире немало средств для довольства жизнью, для благородного развлечения, например пение и музыка. Вообще пение, правильно совершаемое, укрепляет грудь, развивает вкус, вдохновляет человека, разгоняет грусть-тоску лиходейку и успокаивает человека, переносит его в мир другой, заставляет его забыть на время заботы и скорби житейские. Кто поет и любит пение, тот, говорят, мягче бывает сердцем, чем нелюбитель пения. Тем более пение церковное, религиозное, служит не только благородным делом, но и благочестивым занятием. Оно возвышает нашу молитву, возбуждает других к молитве. Поэтому-то про церковное сознательное пение и сказал один подвижник: «Кто поет церковные молитвы, тот вдвойне молится: и сам молится, и на других влияет». Если кто пробовал петь, например, про себя псалмы Давида или погребальные стихиры и другие каноны, тот чувствовал, что дух его тотчас изменял настроение: он становился богобоязненнее.
Как жаль, что церковное и вообще религиозное пение еще доселе не вошло в дух и жизнь народных школ! А по местам желательно, чтобы было общее пение. Когда-то Русь едиными уста воспоет славу Господу Богу, так много благодеющему ей?
Ст. 19. Будем же назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших, а не в устах только, хвалу и благодарение Господу, Творцу и Спасителю нашему.