Дорожная карта в школе что это
Дорожная карта введения ФГОС ООО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дорожная карта — удобный инструмент для начала работы по переходу на ФГОС. Теперь уже речь идет об основной школьной ступени. Поскольку каждая школа имеет свои особенности, то авторы рекомендуют только ориентационную модель этой карты.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» сказано, что реализация ООП 000 должна иметь под собой «описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических. сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий (п. 18.3.2.). Логика внедрения стандартов такова, что достижение планируемых результатов невозможно без качественной системы условий. Понимание этого и должно быть поставлено во главу угла при внедрении стандарта основного образования.
В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» указываются критерии готовности образовательного учреждения к внедрению стандарта и предлагается осуществить комплекс мероприятий по обеспечению этой готовности. Дорожная карта, где эти мероприятия планируются и где отслеживается готовность школы к реализации нового стандарта, должна строиться на основе новой модели образования в школе. Наиболее важным принципом проектирования карты является принцип соответствия объёмным показателям качества образовательной услуги в контексте Федерального закона № 83-ФЗ. Речь идет прежде всего о внешнем мониторинге качества образовательной услуги как комплексного результата деятельности ОУ. Не конкретного учителя или конкретного ученика, а всего учреждения. Такой мониторинг предполагает и организацию качественного питания школьников, и отслеживание количества учащихся в школе, и наличие или отсутствие жалоб, и укомплектованность кадрами и т.д.
В дорожной карте планируется и отслеживается готовность школы к реализации нового стандарта.
В дорожную карту разумнее всего включить те показатели качества выполнения государственного задания, которые касаются непосредственно учителей, детей и их родителей. Например:
— доля педагогического состава, повысившего квалификацию;
— оснащенность библиотеки(методического кабинета);
— общая (единая) система оценки индивидуальных образовательных результатов; обоснование использования разных оценочных шкал, процедур, форм и их соотношение;
— свобода доступа к ресурсам Интернета;
— методики и технологии обучения;
— уровень освоения учениками ООП начального, основного и среднего (полного) общего образования;
— удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования;
— участие родителей в управлении школой;
— промежуточная аттестация, результаты планового и внепланового контроля качества подготовки; наличие органа самоуправления; количество детей в кружках, секциях и участников конкурсов, смотров, фестивалей в системе дополнительного образования. Каждая школа разрабатывает свою дорожную карту, поэтому рекомендовать можно только ее ориентационную модель. Предлагаем вам такую модель, разработанную в результате обобщения авторского опыта по обучению руководителей внедрению ФГОС 000 в ряде регионов — Югре, Ямале, Санкт-Петербурге, Якутии (Саха), Нижнем Новгороде, Карелии и некоторых других. Хотели бы надеяться, что она будет полезна вам, уважаемые директора школ.
Итак, дорожная карта готовности школы к реализации ФГОС 000, составленная по направлениям деятельности ОУ.
1. Нормативное обеспечение введения ФГОС
Целесообразно включить в перечень мероприятий следующие.
• Разработка ООП школы на основе примерной программы и ее утверждение.
• Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, должностные инструкции, приказы, локальные акты и т.д.).
• Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.
Корректировка программы развития ОУ.
2. Организационно-содержательная готовность
• Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС.
• Создание рабочей (инициативной, проектной, творческой) группы.
• Проведение анализа содержания реализуемой программы основного образования на ее соответствие требованиям ФГОС.
• Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС 000.
• Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению стандартов.
• Реализация моделей взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, обеспечивающими организацию внеурочной деятельности.
• Привлечение органов государственно-общественного управления ОУ к проектированию программы школы.
3. Финансово-экономическая готовность
Здесь наиболее важными мероприятиями могут стать следующие.
• Внесение изменений в Положение о системе оплаты труда в ОУ: разработка (изменение) локальных актов, регламентирующих заработную плату работников школы, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размер премирования.
• Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
План финансово-хозяйственной деятельности ОУ (в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ).
Отметим, что финансирование образовательной деятельности предполагает некоторую вариативность в принятии решений для развития школы. Для этого есть три возможности, а именно:
• финансирование по нормативам на одного учащегося — «подушевые» региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы, на содержание школы и пришкольных территорий;
• стимулирующее финансирование — возможность привлечь дополнительные средства для развития, участвуя в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» и получая гранты;
программное финансирование развития — развитие материальной базы, информатизации, реструктуризации и т.д.
Для бюджетного учреждения выбор невелик, однако, используя свои преимущества, школа сумеет обеспечить высокий уровень качества образования.
«Несмотря на внутреннее сопротивление и ряд очевидных просчетов, которые отчетливо видны при переходе на новые ФГОС 000 каждому руководителю «непилотных» школ уже предстоит задуматься о пошаговых действиях по внедрению поставленной задачи, и статья поможет определиться с правильным составлением так называемой «дорожной карты»».
«Который раз убеждаюсь в том, мы вначале делаем, потом думаем. Остается для меня вопрос, если мы так рьяно беремся за внедрение ФГОС 000, готова ли школа к их внедрению в практику?»
Каждая школа разрабатывает свою дорожную карту, поэтому рекомендовать можно только ее ориентационную модель.
4. Кадровое обеспечение
• Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ.
• Разработка (корректировка) плана научно-методических семинаров.
• Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций.
• Обучение работе в информационно насыщенной среде (ИК-технологии).
Многие учреждения, всерьез озаботившись проблемой подготовки кадров к реализации ФГОС, продумывают систему поддержки и поощрения учителей, предлагающих инновационные технологии или участвующих в конкурсных мероприятиях. Некоторые школы разрабатывают модели рейтинговой оценки качества труда учителя по таким критериям, как: показатели обученности детей, методическая активность учителя, его технологический инструментарий, умение создавать условия для развития индивидуальных способностей учащихся, знание функций педагогической оценки. Весь комплекс мероприятий по созданию кадровых условий для реализации ФГОС есть ключевое звено дорожной карты: только высококвалифицированный учитель обеспечивает высокие результаты учащихся; сегодня это аксиома.
Методическая работа — это мощный стимул для повышения квалификации педагога на рабочем месте. А что является результатом эффективной методической работы? Для ответа на вопрос пересмотрите способы ее организации, учтите междисциплинарность многих позиций в образовательной практике, продумайте варианты новой, в том числе сетевой, кооперации. Иными словами, это направление должно включать в себя:
• создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС 000;
• изучение и разработку методического обеспечения к рабочим учебным программам и другим разделам ООП 000;
• разработку (корректировку) плана научно-методических семинаров (внутришкольное повышение квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС;
• инициирование деятельности сетевых сообществ по проблемам ФГОС;
• организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в школе.
5. Информационное обеспечение
• обновление содержания сайта школы с целью проинформировать общественность о переходе на ФГОС, о результатах деятельности, организовать обмен мнениями;
• утверждение локального акта, регламентирующего подготовку публичного отчета школы;
• изучение мнения родителей (законных представителей) учащихся по вопросам внедрения ФГОС второго поколения.
6. Материально-техническое обеспечение
Продумывается план материально-технического развития школы и:
• разрабатываются локальные акты, устанавливающие требования к структурным объектам школы (информационно-библиотечный центр, учебный кабинет и т.д.) по минимальной оснащенности учебного процесса;
• планируется оснащение образовательного процесса в соответствии с требованиями качественной информационно-образовательной среды.
Фиксируется система учебников, интернет-ресурсы, вспомогательные ресурсы для изучения предметов, комплекты учебного оборудования, которые помогут создать в школе современные условия.
Федеральным законом №293-Ф3 от8 ноября 2010 г. сформулированы требования к информационной открытости образовательного учреждения и внесены изменения в ст. 32 Закона «Об образовании», а именно: в п. 3 указывается, что на сайте должен быть отчет о результатах самооценки деятельности ОУ (самообследование школы), а в п. 24 — что необходимо «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении». Для реализации этих положений целесообразно провести комплексный самоанализ школы, чтобы снабдить дорожную карту надежным маршрутом достижения новых результатов образования.
Если ФГОС — «конституция школьной жизни», то дорожная карта — это обеспечивающий закон.
Проект дорожная карта ОО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Кашкаров Алексей Михайлович
Проект «дорожной карты» образовательной организации
МБОУ г. Астрахани «СОШ №54»
План мероприятий образовательной организации, направленный на повышение эффективности и качества образовательных услуг
Повышение эффективности управления в системе образовательной организации МБОУ г. Астрахани «СОШ №54»:
разработка и внедрение системы мониторинга качества образовательного процесса;
внедрение механизмов взаимодействия школы и высших учебных заведений, а также колледжей, позволяющих формировать гражданский заказ в соответствии с требованиями учебных заведений;
повышение эффективности развития экономической самостоятельности образовательного учреждения, усиления ответственности за конечные результаты деятельности;
взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и создания единого информационного образовательного пространства;
совершенствование системы управления школы образовательным процессом на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства и ФГОС.
Развитие кадрового потенциала:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников школы через курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, самообразование, прохождение стажировки на производстве;
культивирование интереса к новшествам, инициирование нового в системе образования, мотивирование на активную научно-публицистическую деятельность, участие в профессиональных конкурсах;
оказание методической помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке образовательного процесса;
выплаты стимулирующего характера, за распространение педагогического опыта.
Совершенствование финансово-хозяйственной и материально-технической деятельности:
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности школы. Создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств;
развитие договорных отношений между школой и организациями различных организационно-правовых форм;
использование производственного потенциала школы для развития образовательной и хозяйственной деятельности;
создание и совершенствование комфортной среды для работы преподавательского состава школы и учащихся;
модернизация и аттестация рабочих мест преподавателей, заведующих лабораториями и мастеров производственного обучения.
Совершенствование воспитательной системы школы
— создание условий и организация деятельности для формирования здоровьесберегающего пространства, необходимого для формирования сознания обучающихся, предполагающего развитие грамотности, мобильности, творческой активности, самоопределения, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Информатизация и компьютеризация образовательного пространства колледжа и системы управления:
развитие информационно-технологической инфраструктуры системы образовательной организации;
повышение эффективности использования новых информационных, интерактивных технологий в образовательном процессе;
Совершенствование содержания образования и технологий, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг:
подготовка выпускников, способных к образованию и самообразованию, профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых технологий в современных социально-экономических условиях;
обеспечение соответствия ФГОС при подготовки учащихся к выпуску из образовательной организации;
модернизация и разработка программ и технологий побразования с учетом нового поколения ФГОС.
Развитие системы дополнительного образования:
улучшение взаимодействия с представителями иных организаций, обеспыливающих дополнительное образование;
обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Реализация принципов непрерывного образования;
создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня обученности при помощи технологии дополнительного образования;
Улучшение качества преподавания и переход на новый уровень образовательного процесса.
Увеличение уровня потенциала учащихся, увеличен7ие уровня среднего балла образовательной организации исходя из результатов ОГЭ и ЕГЭ учащихся.
Увеличение доли учителей ведущих научно-публицистическую деятельность, участвующих в конкурсах профессиональной направленности.
Формирование стабильного, высокопроизводительного творческого педагогического коллектива и стимулирование его инновационной активности.
Прохождение педагогическими работниками школы курсов повышения квалификации по актуальным проблемам образования и социально-экономического развития современного общества.
Изменение спектра профессионального творческого развития и саморазвития личности педагогических работников школы, что благоприятно повлияет на составляющие образовательного процесса в образовательном учреждении.
Реализация плана повышения квалификации в школе, способствующего органическому единству прикладных и методологических знаний педагогов, составляющих основу профессиональной культуры.
Создание условий для повышения качества подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Разработка и внедрение программ и технологий образования с учетом нового поколения ФГОС, профессиональных стандартов.
Эффективная и безопасная деятельность всех участников образовательного процесса в условиях, соответствующих требованиям стандартов безопасности.
Модернизация действующих и создание новых кабинетов, учебно-производственных мастерских и лабораторий, оснащенных компьютерной техникой и выходом в интернет для реализации основных профессиональных образовательных программ.
Приобретение новых лицензионных программных продуктов. Формирование гибких модулей практического обучения.
Развитие внебюджетной деятельности школы.
Создание безопасных условий для реализации образовательного процесса в школе. Пополнение библиотечного фонда в соответствии с лицензионными требованиями.
Достижение необходимого уровня оснащенности школы современной компьютерной техникой.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства. Формирование у учащихся и обучающихся активной жизненной позиции.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.
Активное вовлечение в жизнь школы, способствующее формированию гордости за выбранную образовательную организацию.
Разработка и внедрение в учебный процесс современных электронных средств сопровождения образовательного процесса, а также их интеграция с традиционными средствами обучения.
Создание единой информационной системы электронной библиотеки учебных и методических материалов.
Развитие сайта школы, поднятие рейтинга и посещаемости сайта, поднятие авторитета и привлекательности сайта среди учащихся. Внедрение системы аутентификации на сайте с целью работы зарегистрированных пользователей с информацией с ограниченным доступом.
Адаптация и модернизация учебных планов, ориентированных на качественную подготовку учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Привлечение внебюджетных средств в школу от проведения дополнительного платного образования.
Числовые (количественные) показатели и характеристики изменений:
Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования
Развитие методического и информационного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС
Наличие методического и информационного обеспечения, внедрение эффективного контракта 100%
Внедрение эффективного контракта с педагогическими работниками
Разработка локальных актов, обеспечивающих внедрение эффективного контракта
Осуществление мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса системой управления школы
Контроль и регулирование численности обучающихся в расчете на одного педагогического работника
Развитие кадрового потенциала
Разработка и внедрение системы оценки учебно-методической работы учителей
Перспективный план аттестации и повышения квалификации преподавателей, портфолио преподавателей, организация тренингов и семинаров
Разработка перспективного плана аттестации и повышения квалификации учителей
Участие в подготовке к аттестации педагогических работников (создание портфолио профессиональной деятельности педагогического работника), проведение мониторинга, методических семинаров
Совершенствование финансово-хозяйственной и материально-технической деятельности
Заключение долгосрочных договоров с предприятиями и учреждениями о сотрудничестве на постоянной основе
Договоры о сотрудничестве с предприятиями-партнерами
Оснащение учебных кабинетов и лабораторий в соответствии с ФГОС
Оснащенные кабинеты и лаборатории в соответствии с ФГОС
Модернизации учебно-материальной базы школы
План модернизации учебно-материальной базы школы
Совершенствование воспитательной системы школы
Совершенствование системы школьного самоуправления
Школьное самоуправление, его совершенствование, участие в областных школьных мероприятиях
Участие в областных школьных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы
Повышение активности учащихся в спортивных и массовых мероприятиях
Стимулирование активного участия учителей в реализации концепции воспитательной работы школы
Информатизация и компьютеризация образовательного пространства школы и системы управления
Приобретение программных средств для поддержки и сопровождения различных учебных предметов. В соответствии с возникающими потребностями и запросами учителей
Наличие программных средств и лабораторных стендов
Приобретение лицензионных программных средств
Приобретение лабораторных стендов для поддержки практических занятий по предметам, связанных с информационной безопасностью, химией, физикой, биологией, обж.
Совершенствование содержания образования и технологий, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг
Корректировка учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС
Скорректированные учебные планы, внедрение современных образовательных технологий, осуществление мониторинга реализации ФГОС, организация работы по развитию различных форм внеучебной деятельности
Совершенствование образовательных технологий с
учетом внедрения ФГОС. Проведение методических семинаров
Мониторинг реализации ФГОС
Организация работы по развитию различных форм внеучебной деятельности (конкурсы профессионального мастерства, научно-технические выставки, семинары)
Развитие системы дополнительного профессионального образования
Разработка программ дополнительного
профессионального образования в рамках ФГОС
Наличие дополнительных образовательных программ
Привлечение слушателей курсов из числа учащихся
Дорожная карта План мероприятий образовательной организации, направленный на повышение эффективности и качества образовательных услуг
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проект «дорожной карты» образовательной организации
План мероприятий образовательной организации, направленный на повышение эффективности и качества образовательных услуг
Повышение эффективности управления в системе образования школы:
разработка и внедрение системы мониторинга качества образовательного процесса;
взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и создания единого информационного образовательного пространства;
совершенствование системы управления школой образовательным процессом на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
Развитие кадрового потенциала:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников школы через курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, самообразование;
культивирование интереса к новшествам, инициирование нового в системе образования, мотивирование на активную научно-публицистическую деятельность, участие в профессиональных конкурсах;
оказание методической помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке образовательного процесса.
Совершенствование финансово-хозяйственной и материально-технической деятельности:
использование производственного потенциала школы для развития образовательной и хозяйственной деятельности;
создание и совершенствование комфортной среды для работы преподавательского состава школы и учащихся;
модернизация и аттестация рабочих мест преподавателей.
Совершенствование воспитательной системы школы:
создание условий и организация деятельности для формирования здоровье сберегающего пространства, необходимого для формирования профессионального сознания обучающихся, предполагающего развитие профессиональной грамотности, профессиональной мобильности, творческой активности, профессионального самоопределения, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Информатизация и компьютеризация образовательного пространства школы и системы управления:
развитие информационно-технологической инфраструктуры системы образования школы;
повышение эффективности использования новых информационных, интерактивных технологий в образовательном процессе;
развитие подготовки (обучения) педагогических и административных работников школы в сфере ИКТ.
Совершенствование содержания образования и технологий, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг:
подготовка специалистов, способных к образованию и самообразованию, профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых технологий в современных социально-экономических условиях;
обновление и приведение в соответствии с требованиями ФГОС;
модернизация и разработка программ и технологий образования с учетом нового поколения ФГОС, профессиональных стандартов и международных стандартов качества, профиля подготовки, контингента обучающихся и тенденций развития техники и технологий.
Развитие системы дополнительного образования:
обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Реализация принципов непрерывного образования;
создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма работников всех категорий;
Улучшение качества преподавания и переход на новый уровень образовательного процесса.
Увеличение доли преподавателей участвующих в конкурсах профессиональной направленности.
Формирование стабильного, творческого педагогического коллектива и стимулирование его инновационной активности.
Прохождение педагогическими работниками школы курсов повышения квалификации по актуальным проблемам образования и социально-экономического развития современного общества.
Создание инновационной системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, стабильно обеспечивающей успешную подготовку выпускников школы, их социализацию в обществе и на рынке труда.
Реализация плана повышения квалификации в школе, способствующего органическому единству прикладных и методологических знаний педагогов, составляющих основу профессиональной культуры.
Создание условий для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с перспективными требованиями социально-экономического развития региона.
Разработка и внедрение программ и технологий образования с учетом нового поколения ФГОС, профессиональных стандартов и международных стандартов качества, профиля подготовки, контингента обучающихся и тенденций развития техники и технологий.
Эффективная и безопасная деятельность всех участников образовательного процесса в условиях, соответствующих требованиям стандартов безопасности.
Модернизация действующих и создание новых кабинетов, учебно-производственных мастерских и лабораторий, оснащенных компьютерной техникой и выходом в интернет для реализации основных образовательных программ СПО.
Модернизация автоматизированных рабочих мест всех участников образовательного процесса.
Создание безопасных условий для реализации образовательного процесса в школе. Пополнение библиотечного фонда в соответствии с лицензионными требованиями.
Достижение необходимого уровня оснащенности школы современной компьютерной техникой.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства. Формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к взрослой жизни. Успешное жизненное и профессиональное самоопределение и самореализация.
Активное вовлечение в жизнь школы, способствующее формированию гордости за свое образовательное учреждение.
Разработка и внедрение в учебный процесс современных электронных средств сопровождения образовательного процесса, а также их интеграция с традиционными средствами обучения.
Создание единой информационной системы электронной библиотеки учебных и методических материалов.
Адаптация и модернизация учебных планов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на рынке труда специалистов.
Повышение квалификации сотрудников, выпускников по программам дополнительного профессионального образования.
Числовые (количественные) показатели и характеристики изменений: