Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Фото: Shamil Zhumatov / Reuters

На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.

По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Фото: Shamil Zhumatov / Reuters

Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.

Источник

Россия и Белоруссия готовы начать интеграцию. Что важно о ней знать

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

28 программ вместо 31 «карты»

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал совместную пресс-конференцию двух глав государств. Сентябрьская встреча станет пятой для них в этом году, но впервые президенты собираются совместно выступить с публичными заявлениями.

Переговоры об интеграции активно шли с конца 2018 года, но из-за серии противоречий (Минск требовал снизить цены на газ и нефть, а также компенсировать потери от российского налогового маневра и снять ограничения для импорта белорусской продукции в Россию) стороны никак не могли достичь соглашения. Первоначально план интеграции содержал 31 «дорожную карту» в различных направлениях сотрудничества, от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. На самом раннем этапе также допускалось создание двенадцати наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, но эти предложения были отброшены.

На фоне протестов в Белоруссии и международной изоляции страны 31 «дорожную карту» заменили на 28 «союзных программ». Отчасти это было связано с тем, что термин «дорожные карты» из-за взаимных претензий Москвы и Минска, а также слухов о возможном поглощении Белоруссии приобрел негативный оттенок, объяснил РБК российский дипломатический источник. Об этом заявил на пресс-конференции в августе и Александр Лукашенко: «Мы очень серьезно, чтобы никого не напрягать, замусолили эти названия и прочее, мы их отредактировали». В конце апреля этого года стороны согласовали 26 программ из 28, оставшиеся касались налогово-таможенной и нефтегазовой сфер. В августе нерешенным оставался только один вопрос — цены на природный газ.

Важность интеграции для России среди прочего заключается в том, что она, как считает Москва, позволит надежнее привязать к себе Белоруссию на случай неконтролируемой смены власти в стране, отметил в разговоре с РБК российский дипломатический источник.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Что касается цен на российский газ для Минска, то Владимир Семашко перспективы урегулирования этой проблемы оценил так: «Последнюю [программу], я думаю, мы седьмого числа дожмем. Скорее всего, на следующий год останется та цена [на газ], которая есть [сейчас]».

Сейчас Семашко привел тот же аргумент. «Мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к тому, что мы имеем на границе России и Белоруссии, будь то на границе со Смоленской областью, будь то Новгородской, Брянской и так далее», — сказал он. Сейчас на долю транспортировки приходится до 70% стоимости российского газа для Белоруссии, отметил посол, и добавил, что при внутрироссийском ценообразовании доля транспортировки и логистики в цене газа не должна превышать 20–30%.

По словам источника в белорусском правительстве, участвующего в переговорах по интеграции, российский Кабмин в вопросе снижения цены на газ занимает жесткую позицию. «Хотите газ, как в Смоленской области — вступайте в состав России», приводит пример жесткости переговоров собеседник РБК. Он подтвердил, что Белоруссия, скорее всего будет вынуждена пойти на условия Москвы по поставкам газа без существенной скидки.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Другим проблемным сюжетом был налоговый маневр, который Россия начала в 2019 году. Белоруссия исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, в отличие от, например, соседних балтийских государств. Но два года назад Россия начала постепенно отменять экспортную пошлину на нефть (30% стоимости) и заменять ее пропорционально увеличенным налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). До 2024 года пошлина на нефть должна снижаться с 30% на 5 п.п. каждый год, из-за этого Белоруссия, которая ежегодно завозила из России 24 млн т нефти, а затем часть ее направляла на внешние рынки, стала лишаться своего преимущества.

Источник РБК в белорусском правительстве сообщил, что Минск в итоге отказался требовать возмещения потерь от налогового маневра за прошлые годы и согласился ввести обратный акциз. «Если «карты» подпишут в сентябре, то в октябре акциз уже заработает», — допустил собеседник РБК.

По словам Владимира Семашко, акциз заработает «в следующем году, даже с конца этого года». Белорусский посол подтвердил, что механизм не предусматривает предоставление белорусской стороне новых кредитов или межбюджетных трансферов. «Вы увидите, это будет открытая тематика. И это будет начало, дальше все будет развиваться», — обещал Владимир Семашко.

Источник

План по экономической интеграции России и Белоруссии. Что важно знать

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

РБК разбирался, что может поменяться в экономической жизни России и Белоруссии, когда и если программы будут реализованы.

Первой в перечне интеграционных программ идет «Сближение макроэкономической политики». Страны договорились о «синхронизации стратегического управления» в части макроэкономической политики и официальной статистики.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Макроэкономическая интеграция двух стран, вероятнее всего, будет носить формальный характер, полагает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Как бы политики ни пытались сделать вид, что Россия и Белоруссия едины, Россия в большей степени рыночная экономика, чем совсем централизованная Белоруссия. Непонятно, как гармонизировать макроэкономическую политику, если не преодолеть эти дисбалансы. Для этого либо мы должны стать настолько же зарегулированными, как Белоруссия, либо нужно либерализовывать Белоруссию. Но вряд ли стороны готовы на это», — отмечает она.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Пример Евросоюза показывает, что страны с разной структурой и объемом экономики в принципе могут проводить согласованную политику. «Но у Белоруссии особая экономическая модель с большой долей госсектора, а предоставление скрытых субсидий и преференций часто приводит к искажению макроэкономических условий на уровне целого государства», — соглашается эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. По мнению эксперта, в ближайшие один-два года серьезных изменений экономической политики стран ждать не приходится.

Одна из 28 союзных программ подразумевает интеграцию в налоговой сфере, в том числе выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы. «Интеграционное направление только в отношении НДС взято, может быть, потому, что «налог на потребление» проще администрировать. Однако если ставки налогов в странах разные, то за интеграцию должны будут заплатить конечные потребители в той стране, в которой налог был ниже, но повысится до налогооблагаемого собрата», — предполагает Александра Суслина. Базовая ставка НДС в Белоруссии составляет 20%, как и в России. Для некоторых категорий товаров действуют нулевая и 10-процентная ставка, как и в России. Для одной категории — услуг электросвязи — введена ставка 25%, чего в России нет.

Единый нефтегазовый рынок

Россия и Белоруссия договорились к началу декабря 2023 года определить основные принципы функционирования объединенного рынка газа двух стран. Также они примут международный договор об объединении рынков нефти и нефтепродуктов.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Единая политика центробанков без единой валюты

До декабря 2022 года Банк России и Нацбанк Белоруссии должны будут заключить соглашение о гармонизации денежно-кредитной политики. Речи о создании единой валюты на территории двух стран не идет. Как сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, обсуждение с белорусскими коллегами, по каким направлениям будет строиться работа, началось. «Исходим из того, что в перспективе и Центральный банк Белоруссии будет переходить к таргетированию инфляции. Сроки будут зависеть от многих факторов, но важно, что мы будем работать вместе в этом направлении», — отметила она.

С 2015 года Нацбанк Белоруссии проводит политику монетарного таргетирования — цель по инфляции установлена на уровне 5%, но в качестве промежуточного ориентира белорусский регулятор опирается на показатель широкой денежной массы. Российский ЦБ таргетирует только инфляцию, цель по ней — 4%.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Сотрудничество центробанков двух стран затронет, скорее всего, технические аспекты, например координацию периодичности заседаний по ключевой ставке ЦБ и ставке рефинансирования в Белоруссии, считает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Возможно, мы от Нацбанка Белоруссии услышим, что они готовы пересмотреть свою цель по инфляции с текущих 5 до 4%. Но скажут, что это дело небыстрое, скорее среднесрочная перспектива. Гармонизировать будут общее видение, а не динамику ставок. Страны с двумя разными валютами, безусловно, должны проводить независимую ДКП, иначе это создает риски для их финансовой и ценовой стабильности», — подчеркивает экономист. Идею установить одинаковую цель по инфляции Донец считает логичной: «Если у вас одинаковые темпы инфляции в среднем, у вас нет давления на изменение валютных курсов между друг другом. Это вносит больший элемент стабильности взаимных расчетов».

Интеграция на финансовых рынках

По словам Набиуллиной, даже без единой валюты регуляторы обеих стран смогут создать «более предсказуемые условия для торговых отношений компаний». Это возможно, соглашается Донец: «Для простых граждан это будет значить, что в Белоруссии можно будет платить картой «Мир», для юридических лиц это может облегчить процесс расчетов и, возможно, снижение издержек при ведении бизнеса в Белоруссии».

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Россия и Белоруссия также нацелены гармонизировать регулирование банков и других финансовых организаций и допустить на рынок друг друга банки и страховые компании. Хотя основные принципы схожи, работы на этом направлении может быть много, считает аналитик Moody’s Светлана Павлова. Например, требования к достаточности капитала банков в Белоруссии выше, чем в России (Н.1 10% против российских 8%), в странах используются разные подходы к определению системно значимых банков и разные коэффициенты риска по кредитам, перечисляет эксперт. Кроме того, российский ЦБ продвинулся дальше на пути внедрения норм Базеля — международных требований в области банковского регулирования. «Банкам будет необходимо время на адаптацию», — констатирует Павлова.

Новый этап интеграции предполагает меры по унификации регулирования транспортного рынка: авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного. Так, российские и белорусские авиакомпании будут платить по единым тарифам за аэропортовые и аэронавигационные услуги, следует из текста заявления правительств. Представитель аэропорта Домодедово сказал РБК, что уже сейчас в отношении авиакомпаний двух стран применяются одинаковые ставки и тарифы.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Источник РБК в авиакомпании, летающей регулярно в Минск, утверждает, что платит минскому аэропорту по более высоким тарифам, чем «Белавиа». РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии.

Единые требования для торговли

Россия и Белоруссия договорились ввести единые требования в области регулирования торговли и общественного питания, а также о гармонизации законодательства в этой сфере.

В России закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» ограничивает вознаграждение, которое торговые сети могут брать с поставщиков продовольствия (так называемые ретробонусы). Бонус не должен превышать 5% от объема поставки. В Белоруссии никакого запрета или внятного регулирования этой вполне распространенной практики на уровне законодательства не существует, указывает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По факту правила и порядок предоставления ретробонусов регулируются на уровне локальных актов, то есть самими ретейлерами и их поставщиками, отмечает юрист.

В России также действует порог на доминирование торговых сетей: если на долю сети приходится 25% и более торгового оборота в городах и муниципальных районах, ей запрещено открывать новые магазины или увеличивать торговые площади. В Белоруссии по закону «О государственном регулировании торговли и общественного питания» действует похожий порог для торговых сетей, но на уровне 20%.

Аграрная политика

Россия и Белоруссия договорились сформировать единую аграрную политику, сблизить законодательство в области сельского хозяйства, чтобы увеличить объемы взаимной торговли сельхозпродукцией.

Россия — крупнейший покупатель белорусского продовольствия, в частности молочных и мясных продуктов. В 2020 году на долю России приходилось 74,4% всего белорусского экспорта сельхозпродукции и продовольствия в денежном выражении ($4,3 млрд). Белоруссия в 2020 году входила в десятку стран, закупавших у России продукцию АПК, на ее долю пришлось 4,7% российского экспорта в денежном выражении.

В последние годы российские власти боролись с нелегальными поставками через Белоруссию продуктов, импорт которых Россия запретила в 2014 году в ответ на санкции ЕС и США. В 2017 году тогдашний глава Минсельхоза Александр Ткачев говорил, что Белоруссия стала «перевалочной базой» для поставок санкционных продуктов из Европы в Россию. В Россельхознадзоре отмечали, что пресекать такие попытки мешает отсутствие интегрированных информационных систем, обеспечивающих прослеживаемость перемещения продукции по единой территории Евразийского экономического союза.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

По линии ветеринарного контроля взаимная интеграция систем прослеживаемости уже в высокой степени готовности, уточнили РБК в Россельхознадзоре. Животноводческие грузы, следующие в Россию, перемещаются по электронным документам, а в этом году введена в промышленную эксплуатацию электронная ветеринарная сертификация на грузы, следующие из России в Белоруссию. Сейчас дорабатываются механизмы, которые обеспечат полную прослеживаемость торговых процессов. По линии фитосанитарии информационные системы, по словам представителя Россельхознадзора, также интегрированы, уже идет обмен информацией о выданных фитосанитарных документах при двусторонней торговле растительной продукцией.

В рамках одной из программ Россия и Белоруссия будут унифицировать подходы к регулированию и техническому сопровождению обязательной маркировки товаров, чтобы маркированные товары беспрепятственно попадали на рынок.

В России власти планируют к 2024 году ввести систему сплошной маркировки. Цель — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. В национальной системе «Честный знак» уже маркируются шубы, отдельные виды одежды, обувь, духи и парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В 2021 году вводится обязательная маркировка молочной продукции, воды, кресел-колясок, в 2022-м — маркировка велосипедов, тестируется нанесение маркировки на пиво. Оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

В Белоруссии до конца 2021 года обязательная цифровая маркировка будет распространяться на обувь, шины, духи, фототехнику и молочную продукцию; на товары легкой промышленности — с марта 2022 года. Оператором государственной информационной системы маркировки товаров «Электронный знак» выступает унитарное предприятие «Издательство «Белбланкавыд».

Интеграция и унификация систем двух стран позволит упростить работу бизнесу и обеспечит беспрепятственное движение товаров между странами, уточнил РБК представитель ЦРПТ. По его словам, уже сделан «огромный шаг по взаимному признанию кодов маркировки для молочной продукции».

В заявлении премьер-министров есть пункт, касающийся формирования единых принципов функционирования рынка связи и информатизации, в том числе отмены роуминга.

Тема отмены роуминга между Россией и Белоруссией обсуждалась в течение нескольких лет. Представители МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» (бренд «Билайн») и «Т2 РТК Холдинга» (Tele2) напомнили, что еще с ноября прошлого года абонентские тарифы на роуминг в России и Белоруссии были снижены до уровня, который действует при путешествиях по России. Например, стоимость исходящего звонка в Россию для абонента «МегаФона», находящегося в роуминге в Белоруссии, составляет 5 руб. за минуту, входящего — 3,5 руб. «Мы видим плюсы в возможной унификации законодательств двух стран, это позволит упростить взаимоотношения между операторами связи и сделать условия общения для абонентов еще более комфортными. В частности, снизить тарифы на звонки из России как домашнего региона в Белоруссию и наоборот», — отметил директор по работе с операторами связи и роумингу «МегаФона» Александр Власов. Сейчас звонок из России в Белоруссию обойдется в 39 руб. за минуту.

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Еще один собеседник РБК в одном из операторов связи отметил, что законодательство России в области связи «более рыночное и направлено на развитие конкуренции, а в Белоруссии — более дирижистское».

Гарантии для туристов

В сфере туризма Россия и Белоруссия договорились унифицировать гарантии, которые предоставляются туристам при оказании туристических услуг, а также обеспечить защиту прав туриста в случае, если туроператор не может выполнить обязательства. Унификации подлежат также требования для ведения туристической деятельности в части финансовой ответственности туроператора.

Российский закон «Об основах туристской деятельности» гарантирует туристам, находящимся на отдыхе за рубежом, право на экстренную помощь, а также право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта. Для этого туроператоры обязаны ежегодно уплачивать взносы в специальные фонды. Таких отчислений в Белоруссии не предусмотрено — их планировали ввести, но это так и не было сделано, уточняет адвокат Минской городской коллегии адвокатов Юлия Куцер. Схема экстренного вывоза туристов законом также не предусмотрена — каждая ситуация решается индивидуально. В случае банкротства туроператора интересы туриста не защищены законом, а ответственным перед туристом оказывается посредник — турагент, который продал клиенту тур.

Источник

Союзное государство в режиме «лайт». Минск и Москва раскрыли «дорожные карты»

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

«Дорожные карты» инкогнито

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Вплоть до недавнего времени их содержание не раскрывалось, что породило много конспирологических версий. Вплоть до таких, что «дорожные карты» предусматривают полное вхождение Белоруссии в состав России. Широкой общественности было известно лишь то, что на начальном этапе переговоров была 31 «дорожная карта», но к осени текущего года Минск и Москва оставили всего 28 из них. Судя по всему, длительное время их редактировали так, чтобы условия устраивали обе стороны, и те карты, которые вызывали расхождения, были исключены.

Белорусская сторона раскрыла, что среди планов, от которых президенты отказались, была политическая интеграция двух стран. В Минске все эти годы неоднократно подчеркивали необходимость сохранения полного суверенитета Белоруссии. А в эти планы не вписывалось создание наднациональных органов и передача им части полномочий национального руководства.

Продуктивная последняя встреча

Первый свет на содержание интеграционных документов пролился вечером 9 сентября, после последней на данный момент встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тогда оба президента объявили, что «дорожные карты», наконец, согласованны, и очертили приблизительные планы на интеграцию.

Оказалось, что в документах речь идет об интеграции валютных систем России и Белоруссии, создании общего платёжного пространства в рамках Союзного государства, интеграции валютных систем двух стран, а также объединении принципов взимания косвенных налогов. Кроме того, стороны переходят к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказу. При этом при столь амбициозных планах введения общей валюты все-таки не планируется.

Благодаря «дорожным картам» будет, наконец, решена проблема поставок в Белоруссию российских энергоносителей. Потому что стороны договорились о создании общего рынка нефти и нефтепродуктов, электроэнергии и газа.

Все карты раскрыты

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

В экономической сфере Белоруссия и России будут сближать макроэкономическую политику, гармонизируют денежно-кредитную политику, валютное регулирование и валютный контроль, нормы регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом. Стороны внедрят общие подходы в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма для финансового сектора, платёжные системы, гармонизируют требования в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.

Во-первых, это означает, что в случае введения санкций против Белоруссии или России со стороны платёжных систем Visa и Mastercard, наши государства без проблем обеспечат функционирование платёжных систем с помощью национальных систем «Белкарт» и «МИР». Отключение от SWIFT может быть компенсировано подключением белорусских банков к системе передачи финансовых сообщений. Совокупность данных мер делают эффект от санкций неприятным, но не смертельным.

Во-вторых, исходя из положений «дорожных карт», Белоруссия обезопасится от дефицита валюты, потому что у России международные запасы составляют 618 миллиардов долларов США. И в случае валютного дефицита в республике, Москва предоставит Минску доступ к своим запасам.

В-третьих, очень вероятно выравнивание ставок Нацбанка Белоруссии и ключевой ставки Центробанка России. Это значит, что физические лица и субъекты хозяйствования обеих стран смогут получать кредиты по одинаковым процентным ставкам. На текущий момент ставка по кредитам в РФ ниже, чем в Белоруссии. Ставка Нацбанка республики — 9.25%, а ключевая ставка Центробанка России — 6.75%. Кредиты для белорусов подешевеют.

В-четвертых, в Россию больше не будут поступать «белорусские креветки» и прочие санкционные товары под видом белорусских, потому что будут интегрированы таможенные и маркировочные системы.

Предусматривается интеграция и в области информационного обеспечения. Так, должны объединиться информационные системы государственных контролирующих органов по прослеживаемости маркировке товаров, информационных систем транспортного контроля. Планируется формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации. Это поможет в целом улучшить уровень кибербезопасности Белоруссии, потому что он будет «подгоняться» под российский.

Будут созданы общие рынки нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, газа, сформирована единая политика в области аграрной и промышленной политики, возникнут единые правила в области защиты прав потребителей, конкуренции, а также в туристической деятельности.

Интеграция без политики?

В «дорожных картах», как и предполагалось, нет положений о политической интеграции двух систем. К настоящему времени в Союзном государстве созданы и Парламентское собрание, и общий Совет министров, и Постоянный комитет. Но все эти органы не обладают реальными полномочиями по координации отношений двух стран.

И если в этом направлении не создавать ничего нового и ничего не менять в работе уже созданных ведомств, возникает большой вопрос — смогут ли полноценно действовать единые рынки. Нормальное функционирование общего рынка в идеале должно быть обеспечено едиными правилами и единой системой органов для его регулирования. Например, при заявленном сближении валютной, таможенной и финансовой сфер должно функционировать общее министерство по налогам и сборам, а также таможенный комитет.

При унификации налогового и таможенного законодательств, при формировании единых правил конкуренции и защиты прав потребителей напрашивается и существенное сближение судебных систем Белоруссии и России. Либо создание реально действующего наднационального суда, который сможет принимать обязательные для исполнения решения как для российских, так и для белорусских экономических субъектов.

Поэтому то, что перечислено в согласованных президентами 28 картах, будет подталкивать стороны к внедрению элементов правовой и политической интеграции.

Новая старая интеграция

Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Смотреть картинку Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Картинка про Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это. Фото Дорожные карты интеграции россии и белоруссии что это

Ощущения от этого пока двоякие. С одной стороны, хорошо, что есть договоренности между Минском и Москвой, в то же время приходится констатировать деактуализацию союзного договора между странами 1999 года. В том документе, который до сих пор не денонсировали, предусмотрено и создание наднациональных органов с самыми широкими полномочиями, и принятие единой валюты и системы налогообложения, и формирование единых рынков. Договор предусматривает полноценную политическую интеграцию, которая в конечном счете ведет не к союзу государств, а именно к единому Союзному государству.

Нынешние же «дорожные карты» можно назвать «лайт-версией» договора 22-летней давности.

Также встает вопрос реализации 28 направлений по интеграции. Если стороны несколько лет их лишь согласовывали (причем, этот процесс регулярно выливался в скандалы в информационном пространстве), а договор о Союзном государстве так и не был реализован в течение пары десятков лет, то исполнение «дорожных карт» тоже вряд ли будет простым…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *