Дорожные плиты что это
Что такое дорожные бетонные плиты?
Мощение дорог актуально для городских, промышленных секторов и частного домовладения. Это могут быть проезжие части, пешеходные дорожки или взлетная полоса аэродрома. В качестве основы или самостоятельного покрытия часто используются дорожные бетонные плиты.
Рисунок 1. Дорожные бетонные плиты
Преимущества и недостатки плитного дорожного покрытия
Бетонные конструкции, армированные железным каркасом, отмечаются высокими прочностными характеристиками и устойчивостью к механическим нагрузкам значительного веса. Эти показатели объясняют широкое применение материала в строительстве дорожных покрытий для временной или постоянной эксплуатации. Также к причинам подобного применения относятся следующие положительные свойства ЖБ плит:
Однако, недостатки у армированной конструкции также имеются. В частности, дорожное покрытие невозможно смонтировать как монолитную плоскость. Исправить это можно путем заполнения пустот растворами, аналогичными по техническим характеристикам с основой. Также можно дополнительно укрыть бетонное полотно асфальтом.
Классификация
Производство дорожные бетонные плиты из армированного бетона регламентируется общегосударственными стандартами. Подобное ограничение не исключает разнообразие готовых изделий. Оно основано на области применения и физических параметрах.
Так, строительный материал подразделяют на 2 основные группы:
Классификация по форме плит
Другая классификация основывается на форме плит и выглядит следующим образом:
Существуют ЖБ плиты, изготовленные с применением добавок, усиливающих те или иные характеристики:
Также выделяются изделия с маркировками МП и МПа. Это монолитные конструкции с цементнобетонным или армобетонным покрытием.
Конструктивные особенности
По своему исполнению дорожные бетонные плиты представлены армирующим металлическим каркасом, который заливается бетоном. В результате изделия имеют плоскую форму толщиной от 14 до 24 см. Для удобства перемещения с боков формируются углубления, в которых размещены захваты в виде петель.
К бетону выдвигаются требования относительно морозостойкости и плотности. Первый показатель соответствует не менее 150 циклам. Второе значение составляет 2,2-2,5 тн/куб. м. Марка используемого раствора должна быть не ниже М350-400.
Арматура может быть напряженной или ненапряженной (А-1, А-3, А-3С). Напряжение заключается в натягивании стальных стержней (АТ-4, АТ-5, А-5) посредством домкратов. После застывания бетона их отпускают. В результате изделия могут выдерживать значительную нагрузку. Это позволяет уменьшить толщину покрытия и величину расходного материала, необходимого для производства плит.
Технология производства в заводских условиях
Для изготовления продукции из бетона со строгими геометрическими формами необходимо сооружение опалубки. На предприятиях альтернативой являются формы. Перед использованием заготовки проходят очистку и обработку внутреннего пространства составом с отсутствием адгезивных свойств к бетону и металлу.
Далее последовательность действий выглядит следующим образом:
Завершающим этапом является проверка ЖБ плит на предмет качества и соответствия продукции государственным стандартам. Перед складированием на изделия наносится маркировка относительно назначения, габаритов и состава. Штабелирование сопровождается прослойкой из деревянного бруса.
Технология устройства дорог общественного значения
Строительство дорожного полотна начинается с подготовки основания. Оно должно быть ровным и прочным. Для возведения временного покрытия достаточно сделать утрамбованную насыпь из песка. При этом установка бордюра не обязательна.
К путям, подлежащим постоянной эксплуатации требования предъявляются более жесткие. Мероприятие по устройству дорог включает в себя снятие верхнего слоя грунта и выкапывание котлована глубиной 25-30 см. Основание подготавливается из нескольких слоев с трамбованием сыпучих компонентов:
Зазоры и углубления для монтажных петель для повышения прочности дорожного покрытия заполняются цементным раствором. Подобное действие также сводит к минимуму движение плит в плоскостном направлении. Для выравнивания поверхности можно организовать сплошное асфальтовое покрытие или бетонную стяжку.
Вдоль краев дорожного полотна обязательно монтируются каменные бордюры. Для стока дождевой воды с плоскости между элементами ограждения формируются технологические проемы шириной в 5-7 см. Сплошные пролеты при этом составляют 8-10 м.
Применение ЖБ-плит в частном секторе
Для строительства проезжей или пешеходной зоны в частном секторе, как правило, применяются дорожные бетонные плиты со вторичного рынка. Главное, чтобы изделия справлялись с рабочей нагрузкой. Достаточно предела в 10 тонн.
Подготовка основания обязательно включает формирование песчаного и геотекстильного настила. Под машины дополнительно трамбуется слой щебеня толщиной 10-15 см. Бордюр поспособствует более длительному сохранению формы дорожного покрытия.
Новые виды дорожных плит
Новизна основывается на изготовлении дорожных бетонных конструкций с нестандартными формами. Некоторые производители предлагают подобную услугу, что актуально для декоративного оформления частного участка или общественных площадок.
Исполнение может быть оригинальным не только по форме и размерам, но и относительно цветового решения. Пигменты в серый бетон добавляются на этапе сухого смешивания компонентов. Поверхность плит может быть гладкой и рифленой. Второй вариант снижает риск подскальзывания во время дождя.
Принципы разметки пешеходных дорожек
Минимальная ширина пешеходного полотна равна 80 см. В индивидуальном порядке параметр рассчитывается с учетом того, чтобы 2 человека могли свободно разойтись при встрече. Проезжая часть вычисляется исходя из одновременного передвижения машины и пешехода.
Относительно садового участка выдерживается расстояние в 1,5 и более м., чтобы корневая система не могла оказывать воздействия на бетонное покрытие. Также важно соблюдать небольшой уклон для самостоятельного стекания дождевой и талой воды. Направлен поток должен быть в сторону от хозяйственных построек и дома.
Таблица стандартных размеров
На основании ГОСТов и назначения размеры готовой продукции указаны в таблицах. Размеры прямоугольной плиты по стандарту 21924.0-84 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
1П18-15-10 | 175*150*16 | 1П60-38-30 | 600*375*14 |
1П18-15-30 | 175*150*16 | 2П18-15-10 | 175*150*16 |
1П18-18-10 | 175*175*16 | 2П18-15-30 | 175*150*16 |
1П18-18-30 | 175*175*16 | 2П18-18-10 | 175*175*16 |
1П30-15-30 | 299*149*16 | 2П18-18-30 | 175*175*16 |
1П30-18-10 | 300*175*17 | 2П30-15-30 | 298*148*18 |
1П30-18-30 | 300*175*17 | +Н170 | 299*149*17 |
1П35-28-10 | 350*275*17 | 2П30-18-10 | 300*175*17 |
1П35-28-30 | 350*275*17 | 2П30-18-30 | 300*175*17 |
1П60-18-10 | 600*175*14 | 2П30-20-30 | 299*199*16 |
1П60-18-30 | 600*170*14 | 2П35-28-10 | 350*275*17 |
1П60-19-10 | 600*187*14 | 2П35-28-30 | 350*275*17 |
1П60-19-30 | 600*187*14 | 2П60-18-10 | 600*175*14 |
1П60-30-10 | 600*300*14 | 2П60-18-30 | 600*175*14 |
1П60-30-30 | 600*300*14 | 2П60-30-10 | 600*175*14 |
1П60-35-10 | 600*350*14 | 2П60-30-30 | 600*300*14 |
1П60-35-30 | 600*350*14 | 2П60-35-10 | 600*350*14 |
1П60-38-10 | 600*375*14 | 2П60-35-30 | 600*350*14 |
Прямоугольные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
П 20.20.1.6 | 200*200*16 | П 35.20.1.6 | 350*200*16 |
П 20.20.2 | 200*200*20 | П 35.20.2 | 350*200*20 |
Размеры трапециевидной плиты по ГОСТу 21924.0-84 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
1ПТ 35 | 350*200*17 | 2ПТ 35 | 350*200*17 |
1ПТ 55 | 550*200*14 | 2ПТ 55 | 550*200*14 |
Размеры шестиугольной плиты по аналогичному стандарту (в см.).
Тип | Размер | — | — |
1ПШД 12 | 232*201*18 | 1ПШП 12 | 232*201*18 |
1ПШД 13 | 248*215*18 | 1ПШП 13 | 248*215*18 |
Дорожные плиты серии 3.503-17 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
ПД 1-6 | 175*150*18 | ПД 20.15-17 | 199*149*21 |
ПД 1-6-С | 175*150*18 | ПД 20.15-25 | 199*149*21 |
ПД 1-9,5 | 175*150*18 | ПД 20.15-6 | 199149*17 |
ПД 1-9,5-С | 175*150*18 | ПД 3-16 | 300150*22 |
ПД 2-6 | 300*150*18 | ПД 3-16-С | 300*150*22 |
ПД 2-6-С | 300*150*18 | ПД 3-23 | 300*150*22 |
ПД 2-9,5 | 300*150*18 | ПД 3-23-С | 300*150*22 |
ПД 2-9,5-С | 300*150*18 | ПД 30-15-16 | 300*150*16 |
Размеры ПДН серии 3.503.1-91 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
ПДН | 600*200*14 | ПДН 2-6 | 300*200*14 |
ПДН 2-2 | 200*200*14 | ПДН м | 600*200*14 |
ПДН 2-3 | 300*200*14 |
Усиленные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
ПУ 20.20.16 | 200*200*16 | ПУ 35.20.1.6 | 350*200*16 |
ПУ 20.20.2 | 200*200*20 | ПУ 35.20.2 | 350*200*20 |
По своим техническим характеристикам бетон превосходит многие строительные материалы. Армированный каркас исключает хрупкость готовых плит, что расширяет область применения до прокладывания дорог для временной и постоянной эксплуатации. Возможность использования изделий после демонтажа позволяет сэкономить средства на оформлении полотен с низкой механической нагрузкой.
7 советов по выбору дорожных плит: размер и виды
Дорожные плиты – отличная альтернатива привычному асфальтовому покрытию. Они используются для строительства временных и постоянных дорог, аэродромов, складских и производственных площадок, а также там, где в максимально короткие сроки требуется получить прочное покрытие, способное выдерживать вес гусеничной и тяжелой колесной техники. Дорожные плиты используются и в частном строительстве, например, для обустройства придомовой территории. Широкий ассортимент плит позволяет отыскать изделие с максимально подходящими эксплуатационными характеристиками. Чтобы правильно выбрать дорожную плиту, необходимо знать, каких видов и размеров бывают эти изделия, а также разбираться в нюансах маркировки. Прольем свет на все эти вопросы.
№1. Процесс производства дорожных плит
Сегодня под дорожными плитами понимают плоские железобетонные изделия толщиной 120-240 мм, которые могут принимать на себя и равномерно распределять большие нагрузки, потому с их помощью исполняют даже аэродромные площадки. Первые дорожные плиты были применены еще в начале ХХ века. Это был эксперимент, в ходе которого хотели сравнить прочность обычного асфальта и бетонных плит. Эксперимент длился несколько десятков лет, так как надо было сравнить еще и долговечность покрытий. Обнаружилось, что асфальт нуждался в замене уже через 10 лет, а каждые 3-4 года его надо было ремонтировать. Бетонные плиты прослужили около 40 лет без серьезных деформаций и выиграли в этом соревновании.
В чем же секрет столь рекордной долговечности бетонных плит и их высокой прочности? Искать ответ на этот вопрос надо, изучая особенности производства дорожных плит:
Все бетонные плиты отличаются достаточно высокой морозостойкостью, прочностью, устойчивостью перед осадками и механическими повреждениями, высокой долговечностью. Максимальная нагрузка зависит от того, какой бетон использовали при производстве.
№2. Плюсы и минусы дорожных плит
Дорожные плиты пользуются достаточной популярностью в связи с массой преимуществ:
Из минусов можно отметить разве что наличие швов, но для временных дорог это не такой уж значительный недостаток, а дороги постоянного назначения можно покрыть асфальтом. Альтернативный вариант – заделка швов строительными растворами.
Главное при сооружении дорожного покрытия из готовых плит – это качество материала. Его гарантией может выступать имя производителя. В Москве и Московской области плиты ЖБИ для дорожных работ предлагает завод ЖБИ «Стройнеруд», который производит продукцию по ГОСТам и проводит постоянный контроль качества. Высокая производственная мощность позволяет в кратчайшие сроки выполнять самые крупные заказы, а собственный автопарк – оперативно доставлять продукцию. Сотрудничество напрямую с заводом – это гарантия не только качества, но и выгодной цены, так как удается обойтись без посредников.
№3. Где используют дорожные плиты?
ЖБИ плиты выпускаются разного размера и формы, разной толщины, с разного типа арматурой и с использованием бетона разных марок. Несложно догадаться, что и сфера применения будет достаточно широкой. Вот основные отрасли, где используются бетонные дорожные плиты:
Более того, для частного строительства выпускаются штучные плиты, которые имеют не скучную серую и гладкую поверхность, а цветную и рифленую. Тисненая поверхность положительно сказывается на противоскользящих свойствах плиты. В продаже можно встретить плиты шестиугольной, треугольной, ромбической и многоугольной формы. В итоге можно получить достаточно оригинальное оформление участка, а если скомбинировать плиты с брусчаткой или гравием, то результат будет и вовсе очень эффектным.
Дорожные плиты становятся все более универсальными, ведь применимы не только в промышленности и масштабном строительстве, но и при выполнении частных строительных работ.
№4. Виды плит, маркировка и размер
Изготовление ЖБИ дорожных плит регламентируется ГОСТом 21924.0-84. Этим же документом все выпускаемые плиты делятся на три типа:
Размер и форма плит колеблются в широких пределах, выпускаются изделия с гладкой и рифленой поверхностью. Последний вариант выгоден с точки зрения лучшего сцепления с колесами автомобиля.
Выше упомянутым ГОСТом 21924.0-84 регламентируется и маркировка плит. В ней шифруется назначение, форма и размер изделия. Пример маркировки – 2П 30-18-30. Чтобы понять, о какой плите идет речь, надо знать нюансы составления подобных формул:
Наиболее популярными плитами являются прямоугольные, их легко соединять друг с другом, они универсальны. Трапециевидные и шестиугольные элементы производятся в небольших количествах. Для них в маркировке указывают только один параметр: для трапециевидных (ПТ) – длину, для шестиугольных (ПШ) – величину одной стороны.
Совмещенным боротом в плитах называют небольшой выступ длиной 15 см на нижней поверхности. Если он один, его делают на длинной стороне, если два – то на двух коротких.
Среди дополнительных обозначений в маркировке стоит отметить:
Отдельно стоит выделить маркировку аэродромных плит ПАГ согласно ГОСТу 25912.1. В их маркировке присутствует указание на тип плит (ПАГ), а следом идет толщина плиты в сантиметрах, затем класс использованной арматурной стали (А-IV, А-IVC, Ат-IV, AV и т.д.). Пример – ПАГ-14AV.
ГОСТ Р-56600-2015 регулирует маркировку плит типа ПДН. В обозначении обязательно присутствует указание типа плиты (ПДН), ее назначения (1 или 2), а также толщины в сантиметрах. Пример – 1ПДН-14. Может встречаться и другой тип маркировки, так как сейчас действует несколько ГОСТов и ТУ.
В дорожном строительстве чаще всего используют плиты следующих видов:
Дорожные плиты выпускаются в бОльшем разнообразии, чем аэродромные. Можно приобрести дорожные плиты длиной 1,5-6 м и шириной 1,0-3,7 м, высота колеблется от 12 до 24 см. Аэродромные плиты более стандартизированы, выпускаются, как правило, длиной 6 м и шириной 2 м, отличается только толщина, от 14 до 20 см. Плиты ПАГ 14 можно использовать для обустройства аэропортов, рассчитанных на прием легких самолетов, плиты ПАГ 18 и ПАГ 20 – вариант для ВПП, куда садится тяжелая авиация.
Маркировку наносят прямо на плиту, точнее на ее торец. Важно, чтобы надпись была хорошо читаемой и оставалась видимой при хранении. Также важно, чтобы на торце был указан производитель или торговая марка, вес плиты, дата изготовления и штамп проверки качества. Кроме маркировки, на плите должны быть знаки, указывающие на центр тяжести, и точки опирания при складировании.
Маркировка наносится при помощи трафарета, штампом или маркировочной машиной, допускается нанесение от руки. Важно, чтобы краска была влагостойкой и быстросохнущей, темного цвета.
№5. Что учесть при покупке?
Проанализируйте все факторы, которые будут влиять на плиты при будущей эксплуатации. Главные параметры – это нагрузка и температура. Если по дороге будет осуществляться интенсивное движение, то надо брать плиты, которые выдерживают до 30 т и более. Если обустраивается подъезд к частному дому, то можно запросто обойтись плитами, которые выдерживают нагрузку до 10 т. Также важно учесть тип возводимого полотна – постоянное или временное.
Цена дорожных плит зависит от марки используемого бетона, класса стали, веса арматуры и технологии производства. Когда речь идет о сооружении ответственных объектов, очень важно предварительно произвести расчеты и определить наиболее подходящий тип плит. Если необходимо соорудить временную дорогу или дорогу с небольшой нагрузкой, то допускается использовать б/у дорожные плиты. Это отличный способ сэкономить. К тому же, плиты легко демонтируются, а качественные материалы, применяемые во время производства, позволяют использовать их многократно.
Б/у дорожные плиты бывают двух сортов:
№6. Особенности транспортировки дорожных плит
Дорожные плиты – тяжелые изделия, которые требуют соблюдения особых условий транспортировки, чтобы к месту укладки они доехали в целости и сохранности. Всеми проблемами доставки обычно занимаются фирмы-производители, но и покупателю не мешает знать общие правила доставки подобного рода грузов.
ЖБИ плиты перевозятся грузовиками с открытым кузовом и краном-манипулятором. Для доставки тяжелых плит или большого количества изделий используют грузовики длинномеры. Если необходимо перевезти плиты нестандартных крупных размеров, то на помощь приходят планомеры, грузовики с большой грузоподъемностью и удлиненным кузовом.
Важно, чтобы продавец, производитель или перевозчик правильно уложили и закрепили плиты. В противном случае на ходу плиты могут сместиться и получить повреждения. Погрузка и выгрузка осуществляются плавно и аккуратно, при доставке выбирают небольшую скорость.
№7. Особенности укладки дорожных плит
Общественные дороги и площадки временного типа не требуют серьезной подготовки основания. Достаточно создать песчаную подушку, тщательно ее утрамбовать и монтировать плиты, бордюрный камень не понадобится.
Дороги постоянного пользования монтируются с учетом следующих нюансов:
В частном строительстве используют плиты, рассчитанные на нагрузку 10 т. Подъезд к дому, места парковки авто обустраивают большими прямоугольными плитами, для организации дорожек можно использовать плиты поменьше, а также трапециевидные и шестигранные изделия. Технология монтажа плит такая же, как и для дорог общественного назначения. Основание может быть выполнено из песчаной подушки – она справится с небольшими нагрузками. Важно предварительно нанести разметку на грунт. Желательно, чтобы расстояние от дороги до садовых деревьев было не менее 1,5 м, иначе корни со временем могут повредить бетон. Не забывайте и об уклоне, который обеспечит свободный отток дождевой воды.
ЖБИ дорожные плиты – идеальное решение, когда надо быстро построить дорогу, способную выдерживать приличные нагрузки. Часто такое покрытие обустраивают в регионах со сложным климатом и при большой удаленности от основной трассы, т.е. там, где использовать асфальт нерентабельно или вообще невозможно.