Дорожные войска что это
Дороги ведут к победе
На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник автодорожной службы Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ полковник Владимир БУРАВЦЕВ.
— Владимир Валерьевич, история автодорожной службы насчитывает более 200 лет, если считать со дня образования первых дорожных отрядов в Отечественную войну 1812 года. За это время автомобильные и дорожные войска вписали в летопись Отечества немало героических страниц. А чем живёт ваша служба сегодня?
— На самом деле временем создания нашей службы вполне можно считать и более ранние даты, поскольку как только первые русские полки отправились в свои первые походы, тогда и потребовалось надёжное дорожное обеспечение для снабжения войск.
Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Великая Отечественная война, послевоенные локальные конфликты в мире и на территории бывшего СССР, современной России доказали важность и значимость автодорожной службы. Приведу лишь один пример
Визитная карточка
Владимир Вaлерьевич Буравцев родился в 1971 году в ГДР, потомственный военный. По окончании в 1993 году Московского высшего командного училища дорожных и инженерных войск был направлен в дорожно-комендантскую бригаду ДВО. Окончил Военную академию тыла и транспорта, прошёл путь от командира взвода до начальника автомобильно-дорожного отдела, а затем и автодорожной службы Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ.
— Дорогу жизни по льду Ладожского озера знает и помнит весь мир.
Сегодня автотранспортное и дорожное обеспечение по-прежнему являются неотъемлемыми составными частями транспортного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации и гарантируют своевременное передвижение соединений, воинских частей и перевозку материальных средств в интересах группировок войск и сил.
К нашей компетенции отнесены организация воинских перевозок автомобильным транспортом войск (сил), организация содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России, контроль за организацией технического прикрытия объектов на автомобильных дорогах оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определённых законодательством.
В рамках данных учений силами мостовых подразделений двух дорожно-комендантских батальонов Южного военного округа и мостового батальона Западного военного округа был собран уникальный комбинированный автодорожный мост в н.п. Песковатка Волгоградской области через реку Дон длинной более 600 м.
Уникальность данного моста заключается как в технических решениях по совместному использованию различных комплектов автодорожных разборных мостов и наплавной вставки из комплекта понтонно-мостового парка, в характеристике преодолеваемой водной преграды, так и в организации совместных действий подразделений из состава нескольких воинских частей.
Прецедентов по сложности технической задачи в истории современной России ещё не было.
Вместе с этим хочется отметить работу наших автомобильных батальонов и роль военных автомобилистов, на плечи которых и в зной, и в холод выпадает решение задач по перевозке различных материальных средств, в том числе и опасных грузов, таких как горюче-смазочные материалы и боеприпасы. Ежегодно более 1,5–2 млн. тонн перевозится транспортом автомобильных батальонов.
В настоящее время с целью оптимизации управления воинскими автомобильными перевозками и повышения эффективности использования автомобильных подразделений и воинских частей проводится работа по внедрению системы ГЛОНАСС. В соответствии с государственным контрактом, заключённым Минобороны России, к 2016 году все воинские части автомобильных войск и органы управления транспортным обеспечением будут полностью оснащены данной аппаратурой.
— Как проявили себя автомобильные и дорожные подразделения в ходе недавней внезапной проверки?
— Разрабатывается ли сейчас и поступает ли в войска новая техника, оборудование по вашей службе?
— Да, конечно. Например, на смену хорошо зарекомендовавшим себя за не одно десятилетие средним автодорожным мостам (САРМ) приходят универсальные мостовые конструкции (УМК) с пролётами более 70 метров (против 30 метров у САРМ) при глубине постановки опор до 10 метров, а при большей глубине используются универсальное наплавное средство (УНС) для устройства специальных наплавных опор. Такие мосты может установить батальон численностью 300 человек за 2-3 суток, а простоять они могут несколько лет, выдержав сезонные колебания температур, лёд и разливы реки.
Для обеспечения судоходства есть возможность применять наплавные вставки, аналогичные понтонным мостам, которые могут разводить в сторону специальные моторные плавсредства.
Сейчас разработчиками предлагается много интересных современных проектов в этой области. Поэтому мы лишь адаптируем такие технические средства под наши задачи. Экономия средств получается существенная, чем при самостоятельном осуществлении их разработки с нуля. В том числе есть и варианты использования и железнодорожных мостов для передвижения по ним автомобильной техники.
Проведено переоснащение автомобильных подразделений бригад материально-технического обеспечения на современные автомобили КамАЗ с повышенной проходимостью и грузоподъёмностью, что позволило повысить возможности и эффективность использования данных подразделений.
— Существует ли градация автомобильных дорог с точки зрения использования их в интересах Минобороны?
Поддерживают в рабочем состоянии и обеспечивают эксплуатацию таких дорог 13 дорожных эксплуатационных участков (ДЭУ).
ДЭУ нужны. Это наглядно показала многолетняя практика. Сейчас работаем над оптимизацией их числа, обеспечением их новой современной техникой.
Очень большое значение в настоящее время мы уделяем работе с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам передачи автомобильных дорог, утративших своё значение для Минобороны России. К сожалению, не всегда мы находим понимание со стороны местных властей. Из более чем 300 дорог протяженностью 900 км в настоящее время получено согласие на приём только пяти дорог, а надо понимать, что эти дороги используются в интересах местного населения и их содержание и ремонт должны финансироваться за счёт бюджетных средств дорожных фондов субъектов РФ. Получается, что Минобороны заботится о местном населении больше, чем местные власти, отказывающиеся эксплуатировать данные дороги.
Перечень автомобильных дорог оборонного значения сейчас перерабатывается, на этот счёт готовится новое постановление Правительства России. Техническое прикрытие таких автодорог обеспечивают подразделения Федерального дорожного агентства, а мы осуществляем контроль этого процесса и в будущем совместно с ними решаем задачи дорожного обеспечения.
— Как организуется в вашей работе взаимодействие с другими ведомствами?
Крайне аккуратно подходим к своей работе. Никто не может сказать, что военные дорожники что-то там нарушили, кому-то навредили. Военные, как правило, только пользу своими учениями приносят. Восстанавливаем мосты гражданским из местных материалов. Но такое часто бывает и на войне, когда возникает необходимость создать целый район мостовых переправ из подручных средств, обеспечивающий подвоз войск, боеприпасов, горючего и других материальных средств, а также эвакуацию раненых, больных и местного населения. В мирное время разрушенный паводком и восстановленный военными дорожниками мост нередко несколько лет служит местным жителям, пока на его месте не возведут новое капитальное строение.
Не только в России служат людям в мирное время построенные нашими дорожниками мосты.
В 2006 году в Республике Ливан силами 100-го отдельного мостового батальона под командованием полковника Е.В. Жукова из табельных средств, имеющихся на оснащении наших дорожных войск, были восстановлены девять разрушенных мостов.
Очень плотно взаимодействуем с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Тут, я полагаю, уточнять ничего не требуется. Важность такого взаимодействия переоценить трудно. С внутренними войсками в тесном контакте работали и работаем в Кавказском регионе.
Дорожные войска России
В России до 2017 года также существовали доро́жно-строи́тельные ча́сти (c 1996 года официально именовавшиеся доро́жно-строи́тельные во́инские формирова́ния), состоявшие вне норм численности Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ), и входившие:
* с 1992 по 1997 год — в состав одного из центральных органов управления Министерства обороны Российской Федерации, а затем государственного учреждения при данном министерстве (ЦДСУ Минобороны России, затем ФДСУ при Минобороны России);
с 1997 по 2017 год — в состав федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших деятельность в сфере дорожного строительства, в интересах обороны и безопасности государства (Росспецстроя, затем Спецстроя России).В настоящее время основной состав соединений, частей и подразделений дорожных войск, их учреждения, заведения, предприятия и организации, входят в состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Также дорожно-строительные воинские формирования входят в состав Военно-строительного комплекса Министерства обороны Российской Федерации (ВСК Минобороны России).
В мирное время дорожные войска привлекаются к строительству и восстановлению автомобильных дорог (АД), мостов через крупные водные преграды, защите, охране и обороне дорожных объектов, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Профессиональный праздник «День военных дорожников» в России — 23 сентября. Это день создания пяти пионерных рот и конной команды для выполнения военно-дорожных работ в интересах действующей армии во время Отечественной войны 11 (23) сентября 1812 года, согласно приказу Главнокомандующего войсками генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова. Этим приказом было положено начало созданию дорожной службы как отдельной структуры в вооружённых силах России.
Дорожные войска
Доро́жные войска́ (ДВ) [1] — специальные войска в составе Вооружённых Сил государства, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения, то есть для подготовки, строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог (АД) (АД) и мостов в оперативном тылу, организации и несения на них дорожно-комендантской службы (ДКС). Состоят из дорожно-комендантских, дорожно-строительных, мостостроительных, лесозаготовительных и других соединений частей, подразделений, заведений, предприятий и учреждений.
Оснащены техническими средствами для подготовки, строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации АД, восстановления разрушенных участков автомобильных дорог и мостов на них, а также специальным оборудованием и имуществом для обеспечения движения.
В мирное время ДВ привлекаются к строительству и восстановлению автомобильных дорог, мостов через крупные водные преграды, защите, охране и обороне дорожных объектов, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В некоторых государствах называются транспортными войсками (ТрВ) (транспортный корпус (трк)).
Профессиональный праздник в России — 23 сентября — День военных дорожников, день создания пяти пионерных рот и конной команды для выполнения военно-дорожных работ в интересах действующей армии во время Отечественной войны 11 сентября (23 сентября по новому стилю) 1812 года (г.), согласно приказу Главнокомандующего войсками князя фельдмаршала Кутузова. Этим приказом было положено начало созданию дорожной службы как отдельной структуры в Вооружённых Силах России.
Содержание
История дорожных войск
Ещё в древних походах войска вынуждены были выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы. При подготовке к походу на Новгород в 1014 г. князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству дорог и мостовым работам.
В ВС других государств ДВ зародились перед и получили опыт боевого применения в годы 1-й мировой войны (1914—1918 г.).
Перед началом 2-й мировой войны в ряде капиталистических государств была представлена главным образом подразделениями в инженерных войсках.