Дошкольник лучше запоминает то что связано с
Консультация «Развиваем память у детей дошкольного возраста играя»
Юрчук Екатерина Николаевна
Консультация «Развиваем память у детей дошкольного возраста играя»
Развиваем память у детей дошкольного возраста играя
Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов, способствующих запоминанию, сохранению и воспроизведению информации с последующим ее использованием и применением.
В чем же особенности памяти дошколят?
Развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет свои определенные особенности.Избирательность: ребенок фиксирует броские качества предметов, особенные события.Частота: для запоминания необходимо повторение материала.Непроизвольность: дошкольнику присуща память, основанная на эмоциях и интересе. Хороший потенциал развития: считается, что именно в этом возрасте можно заложить у ребенка способность к эффективному запоминанию, что положительно скажется на его умственном развитии и на формировании его как личности.
Развитие памяти дошкольников неразрывно связано с формированием других психических процессов, особенно с восприятием и мышлением. Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся.
В зависимости от того, какую информацию ребенку необходимо запомнить, выделяют следующие виды образной памяти (т. е. памяти на образы): зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую. Особую роль в развитии памяти детей дошкольного возраста играет освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. С 4-5 лет у ребенка уверенно начинает развиваться словесно-логическая (вербальная) память – память на слова, суждения, умозаключения.
Вопрос: Какие виды памяти начинают развиваться у детей в дошкольном возрасте? Каковы особенности непроизвольной памяти?
Непроизвольная память – это память, когда ребенок запоминает и воспроизводит информацию, не прилагая волевых усилий. Она является господствующей в дошкольном возрасте, запоминание, у детей, носит, в основном, непроизвольный характер. У ребенка лучше запечатлевается тот материал, который ему интересен, который непосредственно включен в процесс восприятия, вовлеченный в его активную деятельность (например, преодоление препятствий в игре-путешествии, оказание помощи сказочному герою).
На эффективность непроизвольного запоминания у детей влияют следующие факторы, такие,как: организующая роль взрослого, обозначение ситуации и называние объектов словом; понимание, осмысленность, наглядность, доступность предлагающегося материала; игровой мотив; эмоциональная окрашенность, внешняя привлекательность деятельности.
Вопрос: Какие факторы влияют на эффективность запоминания?
Вопрос: Чем отличается произвольная память от непроизвольной?
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному (сознательному) запоминанию и припоминанию информации, Так, для того, чтобы запомнить, ребенку необходимо сосредоточиться и приложить некоторые волевые усилия.
Произвольная память начинает формироваться у детей примерно в возрасте 4-5 лет. Расширяется сфера познавательной деятельности ребенка, он оказывается способен овладеть логическими приемами запоминания.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. В это же время у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Дошкольник не только накапливает определенные знания и опыт,но оказывается способен поделиться ими с другими: со сверстниками и взрослыми.
Вопрос: Так ли необходимо тренировать память ребенка в дошкольном возрасте?
Память современного ребенка нуждается в регулярных тренировках, так как ему приходится осваивать и запоминать большое количество новой информации, действий, учить стихи, пересказывать тексты. От успешности запоминания во многом зависят достижения дошкольника в образовательной деятельности. Так, например, низкий уровень развития зрительной памяти будет тормозить развитие навыков письма и чтения, что может привести, в дальнейшем, к общему отставанию в обучении.
Вопрос: Как оценить способность ребенка к запоминанию?
Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком познавательной информации, и вовремя устранять недостатки развития памяти, необходимо оценивать способности ребенка к запоминанию.
Это осуществляется через использование тестов на определение уровня развития кратковременной зрительной и слуховой памяти через выполнение тестов, заданий, игр,игровых упражнений: ребенку предлагается сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т. д.).
Тест «Запомни картинки» (от3 до 10 картинок).
Тест «Запомни пары слов» (от 3 до 8 слов):
1) дом, книга, санки, снег; 2) подарок, мальчик, машина, кот, юла, сказка.
Вопрос: Что же влияет на развитие памяти ребенка дошкольного возраста?
На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает особое значение.
Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно систематически развивать его память и ассоциативное мышление с помощью специальных игр, игровых заданий и упражнений, и, таким образом, возможно добиться значительного улучшения качественных показателей памяти.
Вопрос: Как организовать обучение ребенка приемам запоминания? Какой применять для этого материал?
Игры, игровые упражнения на развитие произвольной памяти у детей.
Дидактическая задача: упражнять в умении удерживать в памяти слова, или рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые действия: запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий, поиск, помощь сказочному герою и т. п.
Игровой материал: карточки с изображением картинок, фигур и схем, предметы и игрушки, тексты, сценарии.
Игровые правила: запомнить необходимые слова, картинки, текст, схемы, правила, действия, правильно их описывать, воспроизводить.
Вопрос: Посоветуйте, какие игры помогут развить зрительную память?
Для развития зрительной памятиподойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений). Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.
«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.
— Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей.
«Веселые картинки».Запомнить картинки и ответить на вопросы:
1). Что делает клоун? Есть ли шапочка у него на голове? Сколько мячей?
2). Где сидит кот? Кто еще в комнате? Что на полу? Какого цвета телефон?
3). Что держит мишка в лапе? Мишка сидит или стоит? Какие игрушки рядом с ним? Какого цвета у мишки рубашка? Какая картинка висит на стене?
3). Что у снеговика в руках? Есть ли у снеговика шарф? Какого цвета ведро у него на голове? Какое настроение у снеговика?
«Чего не стало». Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.
1) «Запомни фигуры»; 2) «Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры; =расположение точек. А затем нарисовать.
«Инопланетяне».Инструкция: «В город прилетели три инопланетянина. Необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей». Затем рисунки убираются.Задание: «К тебе в гости спешит, например, 3-й инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид, нарисуй его портрет».
Вопрос: Ребенку осталось 1,5 года до школы. Подскажите, как развивать у него словесно-логическую память?
Словесно-логическая память: это запоминание, сохранение и воспроизведение логических высказываний, выражений, понятий, формулировок. В старшем дошкольном возрасте начинает действовать принцип смысловой организации памяти. Для развития словесно-логической памятиможно использовать такого вида игровые задания:
«Ассоциации». Детейпросят запомнить слова к картинкам: зима, любовь, время, гроза, праздник, дружеский разговор, угощение. Через некоторое время вспомнить и назвать их,глядя на опорные картинки: часы, снежинка, сердце, молния, воздушный шарик, телефон, конфеты.
Вопрос: Ребенок с трудом запоминает содержание рассказов, сказок, испытывает трудности при заучивании стишков. Что делать?
Рассказ для запоминания «Про Ваню и Машу». Жили-были детки, Ваня и Маша. Подарила им мама деревянную лошадку на колесиках. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее колесико сломано. Позвали они своего дедулю, и он починил лошадку.
Для развития памяти хорошо заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности, пересказывать небольшие тексты и сказки, важно при этом развивать способы словесно-логического запоминания. Для этого учить ребенка выделять в тексте «ключевые слова», составлять «план» для пересказа текста.
Помнить, что важную роль в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного.
Вопрос: Есть ли какие-либо «особые» и эффективные способы развития памяти детей?
В качестве дидактического материала для этого используются мнемотаблицы, где к каждому слову или словосочетанию соотносится картинка (схема, особый рисунок). Благодаря этим схемам-рисункам ребенок лучше понимает содержание и гораздо лучше запоминает.
Мнемотаблицы по сказке. Ребенку предлагается по картинкам рассказать сказку (например, «Репка») кукле или другой игрушке.Ряд картинок: репка, дедка, бабка и т. п.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворения (пересказа текста).
«Кошка и мышка»: «Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет.Картинки: кошка, окно, шапка, иголка с ниткой. Мышка, сапожки, домик, метелка.
«Рисование схем» — один из способов логического запоминания,
Ребенок должен делать по содержанию текста схематичные зарисовки:
У дороги растет большое дерево. Мальчик катается на лыжах.
Вопрос: Какие игры можно использовать на развитие слуховой памяти?
Игра «Гуляем по лесу». Детям предлагается совершить воображаемую прогулку по лесу.Называются птицы: «Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка». С названием каждой птицы дети прикрепляют листочек на дерево. Затем ребята должны вспомнить всех птиц и поочередно снимать листок с дерева.
«Игра с колокольчиками». Взрослый звонит последовательно в три колокольчика разного тона (колокольчики не показывают). Дети должны при их звучании производить разные действия (по договоренности, например, хлопать в ладоши перед собой, хлопать по коленям, над головой.Вариант: использовать музыкальные инструменты,например: гармошку, барабан, металлофон.
«Сказочники». Сказка читается по частям (1-2 предложения, потом детям задаются вопросы по содержанию. Например, «Шел солдат по дороге: Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; шел он домой с войны»
— Что у солдата за спиной? Что у него на боку?
«Стоп».Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение.Тебе нужно его запомнить: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона». А теперь я буду читать сказку, но как только прочитаю это особое предложение – ты должен хлопнуть в ладоши и сказать «стоп!»
Предлагается, фрагмент из сказки, к примеру, Г. X. Андерсена «Дикие лебеди»: «Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».
Вопрос: Воспитатели говорят, что мой ребенок с трудом запоминает танцевальные движения, их последовательность, физические упражнения. Можно ли улучшить память на движения?
Моторно-слуховую (двигательную) память можно успешно развить.
Предлагаем некоторые упражнения на развитие этого вида памяти.
«Делай как я». Взрослый показывает ребенку 3–5 движений, которые он должен повторить в точной последовательности. Со временем усложнить задачу, добавляя новые движения.
«Птицы – цветы – деревья».Ребенку предлагается задание: если он услышит название цветка, то должен хлопнуть в ладоши, если название птицы, то помахать руками, если название дерева – встать в позу «дерева», расставив руки, как ветки.
Примерный ряд слов: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, дуб, сова, лилия, василек, голубь, тополь, гвоздика, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник.
Игра «Слушай и исполняй». Взрослый называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Вопрос: Какие условия необходимы для развития памяти и качественного запоминания?
Память тесно связана с волевыми качествами, с их целенаправленностью, мотивами поведения. С возрастом память ребенка-дошкольника из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой и постепенно приобретает черты произвольности.
Освоение различных способов, средств и стратегий осмысленного запоминания, обуславливает совершенствование памяти в дошкольном возрасте.
Использование специальных игр и упражнений, с целью развития памяти, использование мнемотехнических приемов способствуют повышению эффективности осмысленного запоминания, развитию ее опосредованности, превращению памяти ребенка в осознанную, опосредованную, произвольную психическую функцию. При обучении дошкольников приемам и средствам запоминания важны систематичность и игровая мотивация, доброжелательная обстановка, положительные эмоции ребенка, его внимание и желание запомнить, активная позиция к информации (материалу, поддержка и похвала взрослых.
Дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. При правильно организованном обучении «играем и запоминаем вместе» (вместе с мамой) можно достигнуть выраженного эффекта в развитии памяти. Это, в дальнейшем, позволит в значительной мере обеспечить успешное обучение ребенка в школе.
п/психолог Юрчук Е. Н.
1. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова и. Развиваем память. 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – М., «Росмэн», 2015.
2. Земцова О. Н. «Умные книжки», Запомни картинки. Развиваем память. Для детей 3-4 лет; 5-6 лет. – М., 2017.
5.Электронный ресурс: https://lektsii.org/8-35135.html
Консультация для родителей «Играя, развиваем речь» Консультация для родителей Играя, развиваем речь. Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления,.
Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников» Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет.
Консультация для родителей «Развиваем ребенка играя. Игры дома» Игры дома. 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш,.
Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.
Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения.
Консультация по развитию речи «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Подготовила воспитатель: Алешина Елена Вадимовна Очень важно содержание совместной деятельности.
Консультация «Развиваем память, мышление, речь» Развиваем зрительное восприятие, внимание, память. Рекомендации для родителей В повседневной деятельности обращаем внимание детей на свойства.
Консультация «Развиваем речь, играя пальчиками» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый.
Развиваем внимание, мышление и память. Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги и родители, дошкольный возраст, это начальный этап формирования личности. Большое влияние на умственное развитие оказывает.
Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»
Светлана Красникова
Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»
Память- основа всякого научения. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведение, приобретение умений, навыков, привычек- все это связанно с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень, развитие памяти детей, и в первую очередь развитие произвольной, логической памяти, основанной на понимание, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.
Очень важно развитию дошкольников произвольные процессы памяти развитие у детей способности мыслить, запоминать и воспроизводить материал меняет и самих детей: у них возрастает самоконтроль, самостоятельность в деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Но дошкольников очень важно научить классификации и смысловой группировки, которые будут необходимы им в школе при решении познавательных задач и мнемических, тоесть задач с целью что-то запомнить. Поэтому очень важно развивать память детей уже в детском саду, обращая особое внимание на обучение дошкольников способам логического запоминания. Рассмотрим особенности развития памяти в разных возрастных группах и определим пути успешного воспитания памяти, и в первую очередь произвольной памяти и логического запоминания.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольный возраст- возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память у детей является ведущим познавательным процессом. Об огромной роли памяти формирования личности человека писал И. М.Сеченов : «Следить за развитием запоминаемого значит следить за развитием всего умственного содержания человека».
На основе исследований, которыми занимались А. А. Смирнов, П. И. Зинченко и др пришли к выводу, что в дошкольном возрасте память носит непроизвольный и непосредственный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных усилий что-либо запомнить. Он легко запоминает то, на что было обращено внимание содержательной деятельности, что произвело на него сильно впечатление, что было интересно и задело его чувства.
«Память ребенка- это его интерес-. Говорят многие ученые. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. В среднем дошкольном возрасте у детей 4-5 лет начинается складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения, которые становятся совершенными у старших дошкольников. Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в определенной последовательности, при этом устанавливает связи в запоминаемом материале. И все же, ведущим видом памяти у старших дошкольников остается непроизвольная память. И в старшем дошкольном возрасте все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. К произвольному запоминанию дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи, или когда этого требуют взрослые. В школе все время придется заучивать и воспроизводить разный материал: числа, буквы, названия, тексты, поэтому важно постепенно готовить ребенка к умению запоминать произвольно.
ПУТИ УСПЕШНОГОВОСПИТАНИЯ ПАМЯТИ.
— Что наблюдали на прогулки?
-Как прошел праздник в детском саду? И другие вопросы, связанные с событиями, которые происходят в детском саду в течении дня.
В работе с детьми по развитию памяти следует учитывать закономерность детской памяти. Это воспроизведение, которое происходит через некоторое время, воспроизведение того, что казалась незакрепившимся в памяти.
Если мы предложим детям сложный, но интересный материал, то лишь малая часть сожжет его самостоятельно вспомнить. Дети отвечают только на заданные вопросы. Но через несколько дней воспроизведение того же материала улучшается, будет больше подробностей, которые ребенок не мог вспомнить в первый день сразу после его предъявления. Например не редко после веселого праздника- елки, дня рождения, посещение кукольного театр- дети особенно впечатлительны, дают бедные бессодержательные рассказы и рисунки. Но если попросить рассказать о происходящем через несколько дней, когда сильные чувства, яркие впечатления улягутся, дети события описывают очень подробно.
Для воспитания памяти дошкольников следует широко использовать наглядно- иллюстративный материал. Словесные объяснения, рассказы, повторение уже известного и знакомого материла полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объема запоминаемого, прочности сохранения памяти. Особенно хорошо использовать картинки, книжки- ширмы, игрушки при запоминания потешек, стихотворений, при чтении художественных произведений, этот прием улучшит и облегчит запоминания текстов большого объема. У детей появляется интерес к книге. Дети по красочным иллюстрациям в книгах вспоминают и пересказывают воспоминания.
При запоминании очень важно опираться не только на зрение ребенка или слух;при использовании сразу нескольких органов чувств: обоняния, вкуса, осязания процесс запоминания усиливается.Рассматривая с детьми например: овощи, фрукты, семена, плоды различных деревьев и кустарников, для определения их по форме, размеру, особенностям поверхности, узнавания по запаху и вкусу- используют различные органы чувств,- это усиливает процесс запоминания и надолго будет сохранен в памяти ребенка конкретный образ этих предметов. Активные действия, включенные в процесс восприятия будут обеспечивать лучшее запоминание.
Воспитателям нужно помнить, что зубрежка, т. е механическое повторение, не ведет к развитию памяти. Огромное значение имеет понимание детьми того, что задумывается. Осмысленное запоминание в отличие от механического может помочь ребенку запомнить в несколько раз больше и точнее и поможет прочнее сохранить материал в памяти ребенка. При заучивании стихотворений, рассказов, чтения сказок очень важно проводить подробные беседы по их содержанию, обращая внимание на выразительные средства языка, объяснять новые, незнакомые слова. Если не проводить таких бесед, тогда у ребенка память будет наполняться непонятным и неинтересным материалом, который потом быстро забывается. Необходимо обогащать память детей такими знаниями, которые понятны и полезны для их дальнейшей интеллектуально- речевого развития, нравственного развития.
Важно научить понимать детей цель, ради которой заучивается материал. Дети должны знать и понимать, для чего им нужно запоминать то, что от него требуем мы- взрослые. Если перед ребенком стоит ясная цель-запомнить (чтобы много знать и хорошо учиться в школе; выучить, чтобы выступить на праздничном утреннике и т. д, то ребенок запоминает быстрее. Но когда детям не ясна цель, то они не прилагают серьезных усилий и запоминают очень плохо.
Детям нужно рассказывать об их успехах в заучивании. Воспитатель должен говорить ребенку о том, что ему удалось запомнить, а что еще нет, что легче запомнилось, а что труднее. Старших дошкольников мы должны приучать к самоконтролю, что является важнейшим стимулом для дальнейшей работы памяти.
Пути заучивания стихотворений нужно правильно повторять их во времени для лучшего запоминания. Для заучивания в первый день следует повторять 2-3 раза, на следующий день- еще 2-3 раза, через день вернуться к этой работе. Если мы будем заставлять детей в один день повторять одно и то же 8-10 раз, то у детей, во-первых, потеряется интерес к заучиванию; во-вторых, весь процесс запоминания затрудняется и ухудшается.
При заучивании стихотворений нужно учесть следующее:
-короткие стихи заучивать целиком
Вначале 1-2 раза нужно дать детям прослушать все стихотворение (или песню, затем учить первую часть (или куплет). Выучив первую часть, нужно вновь прочитать детям все целиком, а затем заучивать вторую часть (куплет) и т. д. Если стихотворение разбивать на отдельные строчки, то ребенок с трудом понимает смысл заучиваемого. При этом ребенок механически должен будет запомнить строчки, часто и не связывая их друг с другом, и не вникая в ту мысль, которая выражена этими словами.
Запоминание успешно будет идти в деятельности. Для детей- дошкольников ведущей деятельностью является игра. Н. К.Крупская писала : «Для ребят дошкольного возрастаигры имеют исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьезная форма воспитания» В играх дети усваивают способы деятельности, правила, нормы, и одновременно ребята должны сосредоточиться, запомнить главное. Если мы понаблюдаем за детьми во время игр, то можем увидеть, что лучше всего из окружающей жизни и прочитанного дети запоминают лучшее; воспитатель должен выявить тех детей, которые мало или совсем ничего не запоминают.
Развитие у детей интереса к игре, ее длительность и содержательность будут обязаны с тем, что и как запомнилось детям. Например, творческие сюжетно- ролевые игры по сюжетам художественных произведений дети будут весть лишь тогда, когда они хорошо запомнят текст, и, наоборот, участие в игре поможет детям лучше запомнить содержание ранее прочитанного рассказа.
Успех игр драматизаций так же будет зависеть от того, как хорошо дети запомнили и сохранили в памяти содержание сказки, рассказа, стихотворения.
Для развития памяти нужно использовать и такой прием, как вовлечение детей в разные виды театра (настольный, кукольный, теневой, пальчиковый). Дети – «артисты» не только будут действующими лицами любимых сказок, но и будут лучше запоминать текст и более выразительно его произносить. Для совершенствования детской памяти необходимо специально организовывать игры- упражнения, дидактические игры, которых очень много в книгах.
«Игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
«Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Следует развивать память детейи в процессе трудовой деятельности: при самообслуживании, дежурствах, при выполнении поручений на трудовых занятиях. В данных случаях нужно просить детейповторить последовательность трудовых операций: «Расскажи, с чего начнешь работу? Как будешь делать? Что будешь делать потом? Как? Что для этого тебе понадобиться?» и т. д. Так же вопросы научат детей продумывать работу перед ее началом, в дальнейшем- самостоятельно планировать ее. После завершения работы также нужно выслушать отчет ребенка, например, о том, как он дежурил по столовой, ухаживал за обитателями уголка живой природы и как помогал малышам собираться на прогулку и др. Беседы на темы, Что растет на огороде? «Как мы ухаживаем за цветником?»; и другие не только воспитывают у детей любовь к окружающей природе, формируют трудолюбие, но и обогащают их память.
4. специальные приемы заучивания.
Специальные приемы заучивания нужно формировать у детей дошкольного возраста на специально организованных занятиях, в играх.
Старших дошкольников следует обучать такому приему логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Например, играем с детьми в дидактическую игру «Лото», взрослый должен открыть на своей карточке одну за другой картинки с изображениями игрушек (посуды, мебели, цветков, деревьев, животных и др.) и предлагать ребенку найти такую же. Ребенок должен будет выбрать тождественную картинку, находящуюся среди других на столе, и положить ее на свое свою карточку. После этого предложить новое задание. Взрослый должен показывать картинки одну за другой и просить выбрать сходные с ними по содержанию из числа лежащих перед ребенком. Сначала можно предлагать подбирать картинки к картинкам,например: даны картинки- санки, ёлка, замок, по смыслу к ним можно подобрать картинки- зима, шишки, ключ.Затем задание можно усложнить: предложить подобрать картинки не к картинкам, а к словам. Второй вариант сложнее. Но можно его упростить тем,что сначала слова давать близкие друг другу по смыслу: зима- лето- осень. После таких заданий можно попросить ребенка вспомнить те слова, к которым дети подбирали картинки, но картинки, подобранные детьми убрать. Детям в этом случае будет сложнее, но они выполнят задание, т. к картинки выступают в качестве опоры при запоминании слов. Дети могут вначале вспомнить картинки, которые они подобрали, а затем вспомнить и слова по картинкам, соотнеся их друг с другом.
Классификация также является приемом запоминания слов и картинок. Вначале детейнужно научить единочное соотносить к общему : Тарелку- к посуде, помидор- к овощам и т. д.Для этого очень хорошо использовать игры: «Чудесный мешочек», «Зоологическое лото», и другие. В зависимости от возраста и подготовленности детей, они могут использовать разные родовые названия. После того, как дети научатся правильно выполнять действия классификации картинок,их необходимо будет спрашивать: «Какие овощи посадили на огороде? Какие цветы растут в цветнике? Какая мебель стоит в комнате?» При этом ребенок наоборот называет единичные предметы, поясняя общее понятие. Умению производить классификацию и использовать ее как прием запоминания поможет и игра, «чего не стало?» (Прячется вся группа картинок с нарисованными однородными предметами или какая либо одна ее часть, «Какая группа прибавилась?» (Добавляется какая то группа картинок). Приступая к играм – занятиям, следует пояснить детям, что они будут учиться запоминать, так как это умение понадобиться им в школе. Классификация как логический прием запоминания доступен уже детям среднего дошкольного возраста и позволяет запомнить достаточно большой по объему материал.
Очень много игр для развития логической памяти детей разных возрастных групп содержат книга Л. М. Житниковой «Учите детей запоминать».
Для запоминания сложного материала- художественных текстов (рассказов, сказок)— нужно использовать составление плана,разных его видов: картинного, нарисованного, воображаемого и словесного. Эту работу можно вести, используя следующую методику. Детям вначале нужно дать прослушать текст, чтобы сохранить в единстве содержание и художественные формы. Затем прочитать детям произведение еще раз, но уже по отдельным смысловым частям.После чтения каждой части следует задать детям вопросы: «О каком (или о чем) говориться в этой части?» Эти вопросы помогут вдуматься в содержание текста, определить главную мысль каждой его части. После анализа отдельных частей детям можно будет на одних занятиях подобрать соответствующую картинку, на других- самим нарисовать, на третьих – вообразить, т. е мысленно представить и назвать картинку. Затем с помощь отобрать картинки (нарисованной или воображаемой) составить заголовки к частям текста. В конце занятия нужно с опорой на картинки рисунки или воображаемые картинки, повторить все названия- получиться план. Когда все дети правильно научаться выполнять все мыслительные действия по составлению плана текста, их можно обучать пересказу с опорой на этот план. Такое обучение сделает пересказы детей более самостоятельными, связанными и логичными. Пересказы с опорой на план так же станут более полными и выразительными.
Таким образом обучение детей- дошкольников приемом логического запоминания эффективно будут влиять на развитие активной памяти, мыслительной деятельности, связанной речи. В условиях детского сада и семьи совершенно необходимым надо считать специальное формирование некоторых приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях психологической готовности к обучению в школе. Также следует правильно организовывать повседневную жизнь ребенка, которая не только совершенствует произвольную, логическую память, но и способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Использовать материалы этой работы могут использовать как воспитатели детских садов для пополнения своих знаний по вопросу формирования памяти, как психического процесса, его развитие, так и родители, так как материалы работы содержат практические рекомендации. Материал можно использовать и руководителям дошкольных учреждений для проведения консультаций для педагогов.
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.
Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди.
Консультация «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети с раннего.
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности,.
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.