Дошкольник не хочет учиться что делать советы психолога
Что делать если ребенок 6 лет не хочет заниматься подготовкой к школе?
Ребенку исполнилось шесть лет, и первого сентября он пойдет в школу. Времени осталось мало, а выучить нужно так много! Основы чтения и устный счет, физическая подготовка и первые навыки самостоятельно жизни… Вот только ребенок не хочет учиться! Он избегает занятий, постоянно отвлекается и часто плачет.
Что же делать родителям в такой ситуации? Давайте разберемся.
Почему ребенок не хочет заниматься
Психологи называют три основные проблемы:
1. Ребенок психологически не готов к школьным нагрузкам.
Он просто не дорос. Немного подождите, а потом попытайтесь еще раз. Не давите и не принуждайте, пользы от этого все равно не будет. А вред вы получите ощутимый: ребенок надолго возненавидит книжки, тетрадки и счетные палочки. Все атрибуты школы будут ассоциироваться у него со скукой и принуждением.
2. Вы неправильно подобрали форму занятий.
6-летний ребенок просто не умеет учиться в том же режиме, что и взрослые. Он не сможет выслушивать длинные объяснения, а потом настойчиво отрабатывать практику. Проводите домашние «уроки» в игровой форме, делая акцент на занятиях, которые ребенку интересны.
3. У ребенка психологическая травма.
Поначалу малыш охотно выполнял задания, но через несколько уроков потерял интерес. Он не отказывается заниматься, капризничает и злится. Знакомая картина? Значит, вы случайно напугали или обидели ребенка. Малыш не уверен в себе, он не справляется и очень боится ошибок.
Что делать, если вы уже ошиблись
Для начала определите, в чем заключается проблема. Поговорите с ребенком, расспросите его: что ему нравится в занятиях, что нет. Понаблюдайте за малышом и определите, в какие моменты у него портится настроение. Через несколько дней вы поймете, что именно огорчает ребенка.
Внесите в занятия первые изменения и посмотрите на результат. Стало лучше или хуже? Если ребенок повеселел, отлично! Вы двигаетесь в правильном направлении. Ситуация осталась без изменения? Тогда стоп и полный назад. Нужно подбирать другую стратегию.
Постоянно разговаривайте с ребенком. Спрашивайте его мнение, подбадривайте и хвалите. Покажите малышу, что он может поделиться с вами своими переживаниями. Вы не будете ругать, а поддержите и поможете.
Занимаемся с ребенком правильно
Соблюдайте 10 простых правил, и ваш ребенок полюбит занятия.
1. Сделайте учебу ритуалом
Люди – рабы привычек. Мы каждый день выполняем одни и те же действия: утром пьем кофе, чистим зубы на ночь, кладем ключи в правый карман, а не в левый. Измените хоть один привычный ритуал, и вы почувствуете дискомфорт.
Используйте эту особенность человеческой психики. Проводите занятия в одно и то же время каждый день, и скоро они превратятся в привычку.
2. Правильно выбирайте время занятий
Человеком управляют циркадные ритмы – так называют биологические часы организма. Периоды активности и апатии сменяют друг друга, но есть проблема: эти колебания сугубо индивидуальны. Один человек активен с утра, а в полдень уже зевает. Другой утром никак не проснется, а во второй половине дня готов и горы свернуть. Понаблюдайте за ребенком, выясните, когда он больше всего расположен к занятиям. Вам нужна не самая активная фаза и не упадок сил. Ловите момент, когда малыш достаточно бодрый, но не испытывает потребности в активных играх. Для урока это идеальное время.
3. Соблюдайте правильную последовательность занятий
Начинайте с очень простых заданий. Ребенок должен почувствовать, что у него все получается. Когда малыш активно включится в процесс, начинайте усложнять задания. А в конце опять дайте простое задание – такое, с которым ребенок гарантированно справится. Похвалите его – и к следующему уроку малыш сам захочет повторить успех.
4. Не наказывайте за ошибки.
Даже не ругайте. Выволочка за неудачу – это серьезное испытание даже для взрослой психики, а 6-летний малыш так расстроится, что вообще не захочет заниматься. Используйте метод положительного подкрепления. Когда ребенок делает все правильно, искренне хватите его, иногда можно даже наградить – к примеру, шоколадной «медалью» или самодельной грамотой с яркими картинками. Ошибки не игнорируйте, но и внимание на них тоже не заостряйте. Поправьте ребенка, покажите как правильно и подбодрите. Объясните, что ошибки – это естественная часть обучения.
5. Проводите мини-уроки в неожиданных ситуациях.
Вы гуляете по улице? Объясните, почему деревья летом зеленые, а осенью – желтые. Возитесь на кухне? Расскажите, что такое пар и почему появляется конденсат. Ребенок не воспринимает такие объяснения как скучные уроки – но отлично запоминает интересную информацию. К тому же он тренирует память и учится концентрироваться на новых фактах.
6. Занятия должны быть увлекательными
Ваш ребенок обожает конструкторы? Для обучения основам арифметики используйте кубики лего. Любит рисовать? Пусть использует в прописи вместо ручки цветные карандаши. Нравится возиться с мягкими игрушками? Соберите их в комнате, рассадите рядом с малышом – теперь у вас есть целый «класс», а ваш ребенок – самый талантливый ученик. Пусть помогает плюшевым «одноклассникам» с уроками.
Фантазируйте, экспериментируйте и не давайте ребенку скучать.
7. Выбирайте интересные учебные материалы
Зайдите с ребенком в магазин канцтоваров. Пусть он сам выберет тетради, ручки и карандаши – такие, какие захочет. Наверняка это будет не самый лучший выбор, зато малыш получит вещи, которые ему действительно нравятся. Со временем вы дополните учебные пособия действительно полезными материалами. Только вводите их постепенно и не забирайте у ребенка любимую ручку с Пикачу и раскраску с «Трансформерами».
8. Убеждайте собственным примером
Поэтому возьмите за правило хотя бы 20 минут в день читать. Поставьте на телефон программу по изучению иностранного языка, начните делать зарядку, смотрите образовательные видео на YouTube. Ребенок должен видеть, что мама и папа тоже учатся. Только тогда он поверит, что это не тягостная обязанность, а полезное и увлекательное занятие.
9. Обеспечьте малышу психологический комфорт
Ребенок должен знать, что любят его не за успехи на уроках, а просто так – потому что единственный и незаменимый.
10. Не бойтесь обращаться за помощью
Если возникли затруднения, которые вы не можете разрешить, не пугайтесь и не стыдитесь. Даже самые лучшие родители попадают в «педагогические ловушки». Просто обратитесь к специалисту. Детский психолог побеседует с вами и с малышом и подскажет, как выйти из сложной ситуации.
Если в городе нет хорошего психолога, посоветуйтесь с учителем начальных классов или воспитателем в детском саду. У этих людей огромный педагогический опыт, и они не откажут в помощи.
И напоследок – очень важный совет. Не слушайте доброжелателей, которые рассказывают вам, каким должен быть ваш ребенок. Не позволяйте им оценивать своего малыша. Помните, что ваш ребенок – самый лучший на планете. Любите его, помогайте, и все у вас получится.
13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога (3 фото)
У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.
Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.
Выяснить причину – 50% успеха
Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.
1) Нет желания и стимула к учебе
Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.
Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.
2) Стрессы в школе
Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.
На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)
Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?
Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.
Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.
Дошкольник не хочет учиться что делать советы психолога
«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.
Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?
Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?
Психолог Марина Новикова
Подавайте пример
Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?
Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.
Делитесь личным опытом
Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.
Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением
Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.
Пройдите «лабиринт с конца»
Источник
Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.
Участвуйте в жизни школы
Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.
Спрашивайте, как прошел день в школе
Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.
Поддерживайте благоприятный климат в семье
Источник
Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.
Развивайте эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.
Устраивайте интересные образовательные мероприятия
Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.
Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей
У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.
Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?
Авторитет учителя
Источник
Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.
Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.
Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник
Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка
Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.
Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону
Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.
Требования по делу
Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.
Избегайте объединения
Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.
Почему ребенок не хочет учиться? Разбираемся в причинах отсутствия учебной мотивации
«Для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели».
Мотивационная сфера личности
Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.
По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.
Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.
Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.
«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу».
Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.
Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.
Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?
«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».
По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.
Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.
Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.
«Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию!»
Когда страдает формирование учебной мотивации?
Мотивация притупляется или вовсе исчезает в нескольких случаях.
Первый. Не учитываются возрастные особенности развития детей. Например, чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. Эти механизмы полностью формируются к 9 годам. Поэтому необходимо не заставлять, а организовать процесс так, чтобы эффективно использовать те минуты, когда ребенок может сконцентрироваться.
Второй. Интенсивность подачи материала слишком высока, темп деятельности непосильно быстрый. Все дети с разной скоростью осваивают учебу. И это абсолютно нормально. Привыкайте к тому темпу, в котором первокласснику комфортно работать. В конце концов, сорта яблок тоже разные — одни созревают к середине лета, а другие — к ноябрю.
Третий. Не учитывается возрастная необходимость многократного повторения материала. Не бойтесь повторять пройденное вместе с ребенком — такая практика однозначно пойдет на пользу.
Четвертый. Ребенок работает на пределе своих возможностей. Включайте щадящий режим. Лучше чуть-чуть НЕДО-, чем ПЕРЕгрузить.
«Не может или не хочет?» — на этот вопрос поможет ответить психолог.
Сдвиг мотива на цель
Автор методики – А. Н. Леонтьев.
Детям не всегда интересна учеба. А многое попросту дается с трудом: чтение, письмо, счет. Но изначальный мотив может измениться в ходе выполнения действия, когда деятельность, которая нам не нравится в самом начале, постепенно начинает наполняться особым смыслом, и в результате мы уже хотим заниматься этой деятельностью!
Пример. Изначально ученик читает книгу, потому что есть четкая цель: он должен завтра ответить. Предмет не нравится ученику, но он внимательно читает. Действие чтения не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое, и если урок отменят, он сразу же перестанет читать. Но если по ходу чтения и подготовки возник интерес, новость об отмене урока не остановит ученика. Произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Мотив ответа и получения отметки сдвигается на мотив чтения интересного текста.
Упражнение
Чтобы понимать, как у ребенка работает механизм сдвига мотива на цель, проследите, когда такое происходило в вашей жизни.
1. Приведите пример из личной жизни, когда произошел сдвиг мотива на цель.
2. Проследите путь трансформации цели в мотив: как менялись чувства, когда
появился интерес?
3. Какие условия способствовали переходу?
«Наша задача — создать условия, чтобы у ребенка появились первые успехи. А дальше дела будут налаживаться».
Повышаем мотивацию младшего школьника
Приемы, помогающие идти к успеху
Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)
Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех.
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».
Возрастные физиологические особенности подростка
У многих подростков с 5 класса наблюдается период подростковой лени, которая обусловлена еще и физиологическими особенностями.
Причины нежелания учиться
Ощущение себя взрослым. На первый план выходят общение, личные переживания, дружба и любовь.
Скука. По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов.
Неуспеваемость. Непонимание предмета, накопление пробелов приводят к чувству безысходности
Страх перед предстоящими экзаменами. «Как ты будешь сдавать ОГЭ/ЕГЭ?»
Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка в школе и на дополнительных занятиях сильно возрастает. 59% школьников сталкиваются с дефицитом времени.
Неблагоприятные отношения в семье. Плохо влияют на учёбу подростка: скандалы, агрессия, попустительство, аморальное поведение родителей, отсутствие личного пространства и другие факторы.
Серьезные нарушения оптимального режима. Многие испытывают недосыпание, зависают в интернете, нерационально питаются, мало бывают на свежем воздухе.
Проблемы с здоровьем. Подростки с ОВЗ, хроническими заболеваниями, СДВГ, неврологическими проблемами, как правило, менее успешны.
Конфликты с учителями. В возникающих конфликтах необходимо своевременно разбираться, привлекая психологов.
Неудовлетворительные отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени. При конфликтах с одноклассниками страдает не только учёба, но и психологическое состояние подростка в целом. В этом, как и во многих других случая, рекомендована работа с психологом.
Депрессивные реакции. На фоне психического неблагополучия резко падает интерес к учебе, появляется апатия, отсутствие каких-либо желаний. Рекомендовано обратиться к психологу, а возможно, и к психотерапевту, психиатру.
Как мотивировать подростка?
Для начала поймите причину нежелания учиться. Но, возможно, подросток и сам о ней не знает. Помогите ребенку осознать ценность обучения и понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребенок готов вас слушать. Если подросток увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами.
Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Успешность в чем-то одном
может мотивировать на приложение усилий в другой. Дайте подростку возможность поделиться с окружающими своим увлечением (проекты, выступления, волонтерство. ).
Давайте материал для сравнения, приводите жизненные примеры людей, которые не сразу, а через преодоление и труд пришли к хорошим результатам. Помогите искать правильные ориентиры.
В приоритете — сохранение и укрепление хороших человеческих отношений. Принимайте личность каждого ученика в целом, опирайтесь на его сильные стороны, не критикуйте действия, поведение, отдельные результаты. Проявляйте терпение и подходите с оптимистической гипотезой и к своему подростку, и к себе!
Что мешает мотивации старших школьников?
«Помощь в профессиональном самоопределении — важнейший инструмент мотивации!»