Достоевский двойник о чем произведение

Ф. М. Достоевский «Двойник»: анализ, краткое содержание

История создания

Достоевский придумал свою повесть «Двойник» в 1845 году, и летом этого же года приступил к ее написанию. Он планировал в августе завершить работу, однако закончил писатель повесть в январе следующего года.

Публикация «Двойника» понесла за собой только негативные комментарии, поэтому Достоевский захотел переработать ее, однако сделать получилось только 1866 году после ареста и ссылки.

Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть фото Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть картинку Достоевский двойник о чем произведение. Картинка про Достоевский двойник о чем произведение. Фото Достоевский двойник о чем произведение

Жанр, направление

Современники писателя называют произведение «Двойник» романом. Нынешние литературоведы считают его повестью, так как история сосредоточена вокруг одного персонажа, а побочные сюжетные линии отсутствуют.

«Двойник» — это очень неоднозначное название для повести. Оно характеризует психологическое расщепление главного героя из-за низкого чувства собственного достоинства.

Композиция

Композицию повести Достоевского можно рассмотреть с двух сторон:

Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть фото Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть картинку Достоевский двойник о чем произведение. Картинка про Достоевский двойник о чем произведение. Фото Достоевский двойник о чем произведение

Суть повести

Повесть «Двойник» рассказывает об одном невзрачном чиновнике, который сходит с ума. Автор пытался донести читателям, что самые мрачные и потайные мысли могут сломить даже безобидного чиновника. Он беден, асоциален, скучен. На приеме у врача Голядкин рассказывает о своем внутреннем смятении. После его забирают в сумасшедший дом, но он еще успевает найти своего двойника Голядкина-младшего, который в наглую забирает его достижения, а потом и собственную квартиру.

Характеристика главных персонажей

Яков Петрович Голядкин-старший – собирательный образ, состоящий из двух видов чиновников: забитого и жалкого, а также ловкого и лукавого авантюриста.

Яков Петрович Голядкин-младший – двойник Голядкина-старшего противоположность ему, он строит козни, обманывает и пытается выселить своего брата-близнеца.

Крестьян Иванович Рутеншпиц – доктор, весьма здоровый, несмотря на склонный возраст. В конце повести забирает Голядкина в психиатрическую больницу.

Берендеев Олфусий Иванович – отец Клары, лишился ног на службе.

Берендеева Клара Олфусьевна – дочь Олфусия, на которой хочет жениться Голядкин. Красивая и талантливая девушка предпочитает ему асессора Владимира Семеновича.

Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть фото Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть картинку Достоевский двойник о чем произведение. Картинка про Достоевский двойник о чем произведение. Фото Достоевский двойник о чем произведение

Владимир Семенович – асессор и главный претендент на руку Клары.

Генерал – заведует департаментом. Яков ищет у него помощи от Голядкина-младшего.

Тему двойничества описывается как две противоположные черты характера, которые есть у людей.

Тему маленького человек в повести можно заметить в Голядкине. Герой начал выделять свою значимость среди общего числа чиновников.

Тема Петербурга в произведениях Достоевского всегда носит двойственный характер, ведь в городе реальность смешивается с фантастикой.

Проблемы

Среди проблем, описанных в романе, можно выделить три главные:

Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть фото Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть картинку Достоевский двойник о чем произведение. Картинка про Достоевский двойник о чем произведение. Фото Достоевский двойник о чем произведение

Главная мысль

Основная идея повести заключается в том, что «в тихом омуте черти водятся». У всех есть подпольная сторона личности, о которой никто не знает. Обуславливается это не только окружением и личными качествами, но и непредсказуемой человеческой природой. Добро всегда борется со злом, а побеждает тот, кого кормят поступками.

В повести «Двойник» остро поднимается тема темной стороны людей, которая зачастую подавляется. Однако она со временем может выбраться наружу и избавиться от нее невозможно.

Писатель хотел передать читателям необходимость культурно обогащаться не только физически, но и духовно.

Критика

Первым критикам не понравилось произведение из-за намека на подражание Гоголю и Гофману. Тема психического здоровья человека тоже их не устроила, ведь «Двойник» больше терапевтическая повесть, нежели литературная.

Белинский же опираясь на юность и неопытность автора, дал ему положительный комментарий за смелый концепт персонажей. Также в повести автор говорит от лица героя, что удивило критика.

Краткое содержание

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин с трудом просыпается у себя в квартире, собирается с помощью своего камердинера Петрушки, достаёт из тайника 750 рублей и отправляется на взятом в аренду экипаже кататься по городу.

Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть фото Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть картинку Достоевский двойник о чем произведение. Картинка про Достоевский двойник о чем произведение. Фото Достоевский двойник о чем произведение

Он ведёт себя довольно странно – сначала прячется в тёмном углу кареты от сослуживцев и своего начальника Андрея Филипповича, затем заезжает зачем-то к своему доктору Крестьяну Ивановичу, с которым долго и сумбурно беседует, и оставляет того в крайнем изумлении. Далее он едет в Гостиный двор, где развивает бурную деятельность – заходит в разные лавки, торгуется, обещает выкупить товар на следующий день и уходит. Всю наличность он меняет на более мелкую, чтобы его кошелёк стал более толстым.

Наконец, он едет к Олсуфию Ивановичу на торжественный обед в честь дня рождения его дочери Клары Олсуфьевны, на которую Голядкин имеет виды. К его удивлению, его не пускают в дом, сказав, что не велено. Там он встречается с Андреем Филипповичом, который является одним из главных приглашённых, а его племянник Владимир Семенович собирается стать женихом Клары Олсуфьевны. Голядкин отправляется домой, но, через некоторое время, решает вернуться и пробирается в зал через чёрный ход. После скандала и различного рода неприятных и неловких событий, его выдворяют из дома.

Очнувшись утром, он идёт в департамент и, к своему удивлению, встречает там своего двойника. Оказывается, что того приняли в его отделение, да ещё и посадили напротив. Больше всего Голядкина удивляет то, что никто в отделении не обращает внимания на их сходство. Он даже расспрашивает сослуживца Антона Антоновича, но тот лишь говорит, что подумал, что это родственник Голядкина. От него же он узнаёт, что двойник, к тому же, является его однофамильцем.

Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть фото Достоевский двойник о чем произведение. Смотреть картинку Достоевский двойник о чем произведение. Картинка про Достоевский двойник о чем произведение. Фото Достоевский двойник о чем произведение

Утром, младшего Голядкина дома не оказывается, а когда старший приходит на работу, тот обманным путём завладевает его важной работой и выдаёт её начальнику вместо него. После этого Голядкин младший становится дерзким и мерзким, ведёт себя вызывающе. Он, то оскорбляет старшего, то обманывает, то строит ему всякие козни. Голядкин старший пытается с ним бороться, то пишет ему письмо, то поймав, пытается с ним объясниться, но всё безрезультатно.

На следующий день, Голядкин старший проспав на работу, не заходит в департамент, а прячется под лестницей, где получает письмо от писаря. Поздно вечером, он всё же решается зайти к себе в отделение. Его обступают коллеги, а появившийся Голядкин младший публично оскорбляет его. Не выдержав, он обращается к Андрею Филипповичу с просьбой об аудиенции с его превосходительством. Тот не даёт ответа, и он пытается жаловаться сослуживцу Антону Антоновичу, который резко пресекает его словами – а хитрить, кто собирался?

Позже Голядкин старший вспоминает о письме, оно оказывается от Клары Олсуфьевны, которая просит спасти её, забрав её из дома этой ночью.

Дома он встречает курьера с бумагами, предписывающими сдать все дела в департаменте. Кроме этого, он видит Петрушку, собирающего свои вещи для ухода от него.

Он отправляется к его превосходительству, где его неожиданно принимают, но там уже оказывается Голядкин младший. Старший Голядкин жалуется на младшего, ему даже обещают разобраться, но потом выпроваживают. Причём младший кричит ему вслед оскорбления.

Голядкин нанимает экипаж и отправляется за Кларой Олсуфьевной. Как она и просила, он прячется у неё во дворе и начинает ждать. Через некоторое время его замечают и настоятельно приглашают внутрь дома. Ему это неприятно, так как внутри дома собрались абсолютно все. Все его жалеют, что-то говорят успокаивающее. Чаще других он слышит противный голос его двойника. Неожиданно двери отворяются, и входит Крестьян Иванович Рутеншпиц, его врач. Голядкина усаживают, он говорит несколько трогательных слов, начинает плакать, а затем говорит, что вручает свою судьбу в руки Крестьяна Ивановича. Его берут под руки и сажают в карету.

Через некоторое время Голядкин понимает, что это не тот, известный ему Крестьян Иванович, а ужасный Крестьян Иванович! Он делает попытку избавиться от него, но получает ответ с ужасным немецким акцентом, что Голядкин получит квартиру с дровами и светом, хотя этого недостоин. Голядкин в ужасе кричит.

Источник

Анализ повести Федора Достоевского «Двойник»

Автор: Guru · Опубликовано 02.02.2021 · Обновлено 02.02.2021

Многие читатели знают Ф.М. Достоевского по его крупным произведениям, романам: «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы». Но сегодня на сайте Литера Гуру читателям представлен анализ менее известного, раннего произведения автора, повести «Двойник».

История создания

Идея для написания произведения появилась у писателя вскоре после окончания работы над романом «Бедные люди». Летом он взялся за работу над повестью «Двойник», начав в июне. Окончить повесть он хотел за лето, в августе, однако процесс написания затянулся, и произведение писатель окончил только к январю 1846 года, а опубликовано оно было в феврале. Опубликовали повесть под названием «Приключения господина Голядкина», в журнале «Отечественные записки».

Когда были написаны только первые главы повести, автор прочел их в кружке знаменитого в то время критика В.Г. Белинского. И этим главам была дана положительная оценка. Однако опубликованное произведение было встречено негативно. Как писатель писал брату в письме – им были недовольны практически все, в том числе и Белинский, из-за Голядкина. Автор писал, что сначала повесть была встречена восторженно и шумно, а потом, по мнению читателей, образ Голядкина получился слишком растянут, в связи с чем, он быстро надоедал.

После этого писатель разочаровался в своем произведении, хоть поначалу и считал, что повесть вышла очень успешной.

Писатель захотел изменить произведение, однако этим планам помешали проблемы с законом – автора арестовали и сослали. И произведение было создано спустя 20 лет, в 1866 году. Переделанное произведение вышло в третьем томе собраний его сочинений. Редактированное произведение получило новое название – «Петербургская поэма».

Жанр, направление

Современники писателя первое, нередактированное, произведение считали романом. А современные эксперты относят его к жанру повестей, поскольку сюжет произведения строится вокруг главного героя. В произведении нет посторонних линий сюжета, а события сосредоточены в относительно небольшом промежутке времени и пространства.

Идея произведения выражена подзаголовками повести – «Двойники» и «Приключения господина Голядкина», в которых заключена отсылка к традиционным литературным шедеврам – как к авантюрным романам, так и к «Мертвым душам». А название, вышедшее в третьем томе, еще более связано с гоголевским сюжетом. Этим отсылка относит повесть к обособленному контексту так называемых «петербургских повестей», особенность которых заключается в том, что традиции этих повестей заложены еще А. С. Пушкиным в его произведениях – «Медном всаднике» и «Домике на Васильевском острове».

Произведение традиционно для направления реализма, присущего Гоголю. Автор «Двойников» исходил из опыта предыдущих писателей, которые заложили основы и развили тему жизни Санкт-Петербурга. И опирался он на очерки физиологии города, однако, он поставил перед собой несколько иную цель – он хотел показать более полную и подробную картину жизни города, а не различные эпизоды из жизни власть имущих или богатых. По этой причине произведения Достоевского на эту тематику выступают доказательством того, что русский реализм в литературе все больше зреет и становится совершеннее.

Смысл названия и замысел

В повести писатель показал читателям раздвоение личности главного героя, которые было вызвано из-за того, что ущемили его достоинство, и было усугублено еще тем, что он слишком много хотел от жизни. И поэтому произведение было названо «Двойники». Двойник главного героя порожден им же, его расщепленностью.

Композиция

Композиция произведения двойственна – она имеет как кольцевой характер, так и зеркальный.
Кольцевая композиция представлена в самом начале, когда главный герой выезжает из дому в карете, а в конце его увозят тоже на карете в новое пристанище – дом печали. Исход – кольцо замкнулось.
А зеркальная композиция проявляется в первой и последней главах, ведь сначала Голядкин наведывается к доктору Крестьяну Ивановичу с целью подружиться с ним, а в финале их пути пересекаются вновь, однако теперь Голядкин боится доктора – из-за раздвоения личности тот кажется ему злым и страшным. Доктор увез безумного в больницу для душевнобольных – все повторилось, но полностью наоборот.

Структура произведения на том и построена – главный герой живет сразу в двух мирах: реальном и порожденном его больным мозгом.

Суть повести

Сюжет произведения является историей жизни чиновника, который утратил рассудок. Достоевский в своих ранних произведениях сумел показать то, как негативные и разрушительные силы могут жить в человеке, который вроде бы безобиден – и как они на него влияют, чем все заканчивается.

Главный герой является чиновником относительно невысокого ранга. Жизнь его скучна и неинтересна, он одинок и беден. Не имеет ни друзей, ни любимой женщины. События разворачиваются с приема у врача, где он рассказывает ему о себе полный бред, все то, что он о себе говорил, являлось полной ему противоположностью. Потом он уходит, убедив доктора в своей невозможности жить самостоятельно. Благодаря произведенному впечатлению вскоре за Голядкиным приедут из сумасшедшего дома, а пока он нашел своего близнеца-двойника, который ведет себя слишком развязно и оскорбительно, грубя своему старшему близнецу и унижая его, как только может. Однако сначала он вел себя более сдержанно.

А теперь он живет тем, что отбирает у Голядкина все то, чего тот достиг и делает из него посмешище. В результате за Голядкиным возросло внимание, так как он удивляет своим нестандартным поведением всех окружающих.

Однако и сам он удивился, когда обнаружил, что Голядкин-пси-двойник обретается в его квартире. Как результат – младший отправляет старшего в психбольницу.

Персонажи произведения

Главный герой, Яков Петрович Голядкин, является титулярным советником. Человек неказистый внешне, однако, доволен своей наружностью. Сам он считает себя человеком простым и бесхитростным. Он персона невысокого ранга, но он охвачен паранойей, что его хотят устранить. У него имеется чувство достоинства, которое он отстаивает при случае и без. Отличается мнительностью и ранимостью. Образ Голядкина собирателен, в нем уместилось сразу два типа литературных господ – истинный, честный и зашуганный, коим и является по натуре, и карьерист, который хитер и изворотлив, коим он желает стать. Его фамилия образована от старорусского «голядка», «голытьба», что означает нищий, в соответствии со справочником Даля.

Его психологический оппонент Голядкин-младший является хитрым и наглым подлецом. Сначала он льстит и подлизывается к своему старшему пси-собрату. Однако позже он стал настроен негативно по отношению к нему. Потом он добивается своего – старшего выгоняют со службы, а он вытесняет его и из дома. По сути, является воплощением стремлений старшего Голядкина.

Крестьян Иванович Рутеншпиц является доктором-хирургом. Он уже стар, но здоровье его еще крепко. Он имеет правительственную награду за свои достижения в медицине – орден, обладает благообразным видом – сед и с бакенбардами, у него выразительные глаза. В конце произведения он приезжает за Голядкиным, чтоб увезти его в психбольницу, а больной принял его за дьявола.

Берендеев Олсуфий Иванович – это безногий инвалид, который приходится Голядкину благодетелем. Он известен, имеет чин статского советника, свой капитал, домик, поместья и красивую дочь.

Берендеева Клара, приходясь дочерью Олсуфию Ивановичу, становится объектом внимания со стороны Голядкина. Она красива и творчески развита, поет и танцует. На балу ко дню рождения уделяет внимание Владимиру, находящемуся в чине асессора.

Сам асессор является племянником начальника Голядкина, он выступает основным соперником Голядкина в погоне за дочерью Берендеева.

Генерал – это тоже начальник Голядкина. Именно к нему за защитой от своего психического двойника приходит главный герой.

Темы повести

В произведении поднято несколько тем, разберем некоторые.

Тема двуликости человека

Душа человека совмещает несовместимое. По словам самого писателя, от души человеческой двуличие неотделимо.

Тема маленького человека

В произведении писатель развил тему маленького человека, который наделен своим разумом и достоинством – он считает, что что-то, да значит, и выделяет себя из остальных себе подобных.

Тема города

Она является одной из основных в творчестве писателя, ведь сам Петербург по себе – город двуликий, в нем, как и в душе человека, совмещаются несовместимые понятия. И люди в этом городе живут по его правилам, они, становясь его частью, становятся другими – двуликими, у них появляется двойник, но сложно понять, какой он – призрак, или реален?

Проблемы

В повести «Двойники» Достоевским поднимаются следующие проблемы, актуальные во все времена в любом обществе и возникающие у каждого человека:

Стремление найти свое место в обществе, в жизни

Изначально в душе главного героя происходит борьба двух противоположных желаний. Первое – как-то выделиться из несправедливого общества, показать свою уникальность, индивидуальность, значимость, что я «не от кого не завишу», «иду своей … особой дорогой». Второе желание – быть частью этого общества, что он такой же, как все, ничуть не хуже. Из-за этого противоречия Голядкин и лишается рассудка.

Проблема человеческого обезличивания

Общество так устроено, что каждый человек является винтиком сложной системы, и в ней происходит его обезличивание, принижение его достоинств и ценностей, личностных и профессиональных качеств. Зачастую особое высокое положение в обществе занимают эгоисты, лицемерные и лживые люди. И Голядкин оказался перед выбором, каким быть ему: честным, кристально чистым, но незаметным и неуспешным в карьере, или стать успешным и богатым, но лживым, изворотливым и подлым. Герой хочет воспользоваться свободой выбора, своим правом на счастье, но затрудняется принять решение из-за раздирающих его душу противоречий.

Проблемы системности и бездуховности в обществе

Эти явления особенно заметны в системе чиновничества. Голядкин трудится в этой социальной сфере. Он хочет быть свободным, стать высокодуховной личностью, но у него это не получается, он свободен только в рамках системы, а не за ее пределами. Его двойник не зацикливается на духовно-нравственных проблемах, он стремиться занять высокое положение в обществе, руководствуясь соображениями материальными.

Основная идея

Суть содержания произведения «Двойник» заключена в том, что у каждого человека имеются где-то там на самом донышке души потайные думы и желания, которые могут быть противоположными друг другу, то есть иметь противоречивый двойственный характер. И человеку приходится иногда выбирать добро или зло. В зависимости от того, какое из них победит, переборет.

Основная мысль повести – это сложная, противоречивая природа человека как личности, которая состоит из противостояний возможностей и желаний, пассивности и активности, личных моральных ценностей и норм поведения, принятых в обществе, трусости и храбрости. Автор показал, что каждый человек должен уметь работать над собой, контролировать свои желания и эмоции, развивать собственную личность, не пускать на самотек. Для этого нужно воспитывать силу воли и стремиться к духовному становлению своего внутреннего мира.

Чему учит повесть?

Произведение Ф.М. Достоевского дает повод поразмышлять о многогранности человеческой натуры, непредсказуемости. У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества личности – светлая и темная стороны. Изгнать темную часть невозможно, но можно ее контролировать, непрерывно работая над собой, совершенствуясь и всесторонне развиваясь.

Писатель указывает нам на то, что человек не должен руководствоваться только успехами в продвижении по службе, своими физиологическими потребностями и инстинктами или бытовым комфортом. Он должен обогащаться духовно, работать над собой, стремиться к своей внутренней гармонии с миром и тогда все темное, злое, нездоровое не вырвется в наружу.

Критики о повести «Двойник»

Первые критики С.П. Шевырев, И.В. Брант, А.А. Григорьев отозвались о повести «Двойник», как о неудачной и по содержанию, и по средствам художественной выразительности. Они отметили нетрадиционность изложения, где реальность переплетается с картинами больного человеческого сознания. В этой особенности критики увидели попытку подражания писателям Гофману и Гоголю. Также их разочаровало содержание повести еще тем, что Достоевский изобразил в ней непривычную для того времени тему – проявление неадекватных сторон психофизической сущности личности.

Положительно отозвался о повести В.Г. Белинский, взяв во внимание неопытность и молодость Достоевского. Он обратил внимание на новаторство в стиле повествования, что оно ведется языком главного персонажа, но от лица автора. Также критик отметил, и особенность характера главного героя повести, как « самого глубокого и смелого» в русской литературе.

Источник

«Двойник», анализ повести Достоевского

История создания

Достоевский начал работать над «Двойником» после окончания повести «Бедные люди», писал произведение полгода. В 1945 г. он читал отдельные главы в кружке Белинского, они были приняты благосклонно. После издания повести Достоевский с горечью отмечал, что все её критикуют, считают затянутой и скучной, но читают с удовольствием, «перечитывают напропалую».

Достоевский принял решение переработать повесть, ему «Голядкин опротивел», но замысел писатель осуществил только через 20 лет. Он значительно сократил повесть, убрав повторы и длинноты, второстепенные рассуждения героя.

В качестве прототипа Голядкина называют писателя Якова Петровича Буткова, сотрудника «Отечественных записок», который отличался излишней робостью, мнительностью и замкнутостью, определённой забитостью. Бутков стал прототипом ещё нескольких героев Достоевского.

В окончательной редакции повесть получила подзаголовок «Петербургская поэма». Так Достоевский подчеркнул связь её с «Мёртвыми душами» Гоголя, исключительной в своём роде поэмой в прозе.

Литературное направление и жанр

Современники называли «Двойника» романом. Во втором издании Достоевский обозначил жанр как «Петербургская поэма», но слово «поэма» для Достоевского важно не как определение жанра, а как отсылка к «Мёртвым душам».

Проблематика

Вслед за Гоголем, Достоевский поднимает проблему маленького человека, порождённую самим обществом. Безумие Голядкина развивается вследствие социальной несправедливости: его соперником за руку и сердце Клары, дочери статского советника Олсуфия Ивановича Берендеева, становится чиновник более высокого ранга.

Зеркальная к названной – проблема такого «забитого человека» (по словам Добролюбова), который понимает, что к нему относятся, как к грязной тряпке, но в глубине души его теплится задавленное человеческое достоинство.

Нереализованные амбиции Голядкина становятся причиной мании преследования. Двойник – порождение больного сознания Голядкина. Он делает самое неприятное для героя – унижает его. Распад личности Голядкина происходит через потерю, в первую очередь, чина. Голядкин-младший замещает место старшего, ему достаётся повышение по службе. Затем герой теряет и личность, превращаясь в жертву доктора Крестьяна Ивановича Рутеншпица.

Вне чиновничьей службы Голядкин тоже не может реализоваться, потому что распад его личности приводит к отсутствию борьбы даже за возлюбленную, которую он уступает без боя. При этом болезненное восприятие окружающих как врагов, подлецов, возможно, не соответствует действительности.

В повести поднимается также ряд социально значимых и философских проблем: проблема разобщённости людей, хрупкость и слабость человеческой личности, зависимость душевного состояния и нравственности отдельного человека от общественных отношений, влияющих на личность негативно, деформирующих её.

Сам Достоевский в «Дневнике писателя» утверждал, что ничего серьёзнее идеи этой повести в литературу не проводил.

В повести обнаруживается ряд психологических проблем, получивших развитие в дальнейшем творчестве Достоевского. Писатель называл образ Голядкина-младшего «главнейшим подпольным типом», положив основание проблеме душевного подполья своих героев. Проблема двойников тоже получила развитие в романах Достоевского, но они утратили абсолютное сходство, походили на главных героев одними чертами характера, но были противопоставлены другими, низменными, которые, возможно, не были реализованы у главных героев.

Сюжет и композиция

Сюжет повести развивается в двух планах: реальные события, происходящие с чиновником Голядкиным, и события так называемого «романа сознания» героя, реализующиеся только в его воображении.

Сюжет реального плана прост: Голядкин собирается на праздник, посвящённый именинам Клары Олсуфьевны, дочери статского советника Берендеева, его покровителя. По дороге он заезжает к врачу, которому обещает пить прописанное лекарство. Но его не пускают в дом советника, а потом выдворяют. Далее описаны два дня на службе Голядкина. В первый день он сосредоточен на посторонних проблемах и подозревает сотрудников и начальство в интригах и несправедливом отношении.

Во второй день Голядкин проспал и пришёл на службу поздно, потому что проснулся только в час дня. Он не решается зайти в отделение, поднимается туда только в конце работы. В кармане Голядкин находит письмо от Клары Олсуфьевны, о котором забыл с утра. Она просит спасти её от нежеланного жениха. Голядкин готовит карету к условленному времени, но передумывает и решает посмотреть из укрытия, как будут развиваться события. Его замечают и приглашают в дом, где передают в руки доктора.

За эти же три дня сознание Голядкина порождает двойника, которого зовут так же, он в таком же чине. Двойник знакомится с Голядкиным ночью первого дня, ночует у него и пользуется его гостеприимством, на следующий день оказывается принятым на службу в то же отделение. Там он ведёт себя по отношению к Голядкину оскорбительно, пытается выслужиться и обходит Голядкина по службе. Поскольку Голядкину не удаётся объясниться с двойником, он пишет ему письмо, которое передаёт через писаря. Вечером именно Голядкин-младший замечает Голядкина-старшего возле дома статского советника. Он же бежит за каретой, в которой врач увозит Голядкина.

Сюжет повести занимает всего 3 дня. Композиция близка к кольцевой: действие начинается и заканчивается общением с врачом, за этим следует (или этому предшествует) приход в дом статского советника, в который Голядкина первый раз не пускают, а во второй раз, зеркально, приглашают (очевидно, чтобы отдать врачу). Идея двойника возникает у Голядкина при общении с врачом, отстаёт двойник в самом конце, не угнавшись за каретой врача.

Хотя события конца повести подобны событиям начала, Голядкин воспринимает всё по-другому, даже доктор кажется ему другим, страшным.

Герои повести

В отзыве о «Двойнике» в 1946 г. Белинский назвал Голядкина обидчивым, помешанным на амбиции человеком, каких много «в высших и средних слоях нашего общества». Голядкину всё время кажется, что его обижают, что против него интригуют. Он видит опасность в любом поведении окружающих: в словах, делах, взглядах. Но, по словам Белинского, в действительности Голядкин не может ничем возбудить к себе зависти: ни личными качествами (умом и способностями), ни положением в обществе, ни богатством. Его опасения вызывают у читателя улыбку.

Белинский считает черты характера Голядкина невыразительными: не умный и не глупый, не богатый и не бедный, очень добрый и слабохарактерный. Жизнь его была бы неплохая, если бы не «болезненная обидчивость и подозрительность».

Согласно Белинскому, единственная добродетель Голядкина, которою он очень гордится, состоит в том, что он идёт прямою дорогою, ходит не в маске. Эти метафоры обозначают, что Голядкин действует открыто, не плетёт интриг. На деле же Голядкин не обладает даже этой единственной добродетелью, пытаясь всё выведать обходными путями, всё время прячась, не предпринимая решительных действий и надеясь, что всё обойдётся.

Среди других черт характера Голядкина его страх перед обществом, чувство социальной незащищённости, способность жертвовать личными интересами.

Добролюбов уже в 1861 г. отнёс Голядкина к типу «забитых людей». Критик воспринимал сумасшествие Голядкина как форму протеста человека-«ветошки» против действительности, которая его унижает и обезличивает.

Добролюбов попытался психологически объяснить причину раздвоения личности Голядкина. Раздвоение возникло у слабого человека между его желанием действовать прямо и подсознательным стремлением самому плести интриги. Голядкин-младший – и есть воплощение этой второй, нереализованной стороны робкого Голядкина. С точки зрения Добролюбова, робость и не совсем исчезнувшее нравственное начало не позволяют Голядкину принять придуманные им гадости как свои собственные. Так появляется двойник.

Мотив двойничества характерен для литературы романтизма и многократно обыгран в образе тени. Но трагико-фантастический план повести позволяет ввести образ двойника – человека с такой же внешностью (что бывает), таким же социальным статусом (это возможно), таким же именем (невозможное совпадение) и даже родом из тех же мест.

Остальные герои повести смотрят на Голядкина подозрительно отчасти потому, что подозревают в нём некоторую ненормальность. Странным поведением Голядкина можно объяснить пьянство Петрушки и его желание уйти от хозяина.

Большое значение в повести имеет речь Голядкина и других персонажей, переданная через призму его восприятия. Монологи Голядкина построены синтаксически правильно, но не передают никакой мысли: «Что, дескать, отчего ж и нет, но что если так дело пошло, то он, пожалуй, готов согласиться».

Стилистические особенности

Ещё современники критиковали повесть за чрезмерную затянутость. Белинский в защиту писателя утверждал, что огромный и сильный талант 24-летнего автора просто ещё не созрел.

Среди достоинств повести Белинский отметил избыток юмора, способность объективно созерцать жизненные явления.

Ещё одной особенностью повести Белинский назвал манеру изложения: она ведётся от автора, но языком и понятиями героя, так что читатель даже не сразу понимает, что герой сумасшедший. Этот же приём порождает комическое в повести.

Среди недостатков Белинский назвал, кроме повторов, ещё и такой: почти все герои говорят похожим языком. Но не в этом ли состоял замысел Достоевского: читатель видит всех героев глазами Голядкина, через призму его сознания преломляется и трансформируется их внешность, поступки и речь. Ещё одной причиной обезличивания героев, их невнятных речей, подобных высказываниям Голядкина, может быть идея Достоевского, что в каждом человеке есть часть сознания Голядкина.

Достоевский – творец многих неологизмов. В повести он впервые использовал глагол «стушеваться», но не признавал его авторства, утверждая, что так говорили его однокурсники, товарищи по Главному инженерному училищу.

Сатирический комический эффект вызывает использование Достоевским говорящих фамилий. Некоторые из них (Басаврюковы) отсылают к поэтике Гоголя, другие вешают на героя ярлык, от чего его личность сразу становится плоской, как в комедии классицизма. Кроме Голядкина, такими фамилиями обладают князь Свинчаткин, полковник Переборкин, генерал Недобаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *